Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРОТИВОСТОЯНИЕ



ПРОТИВОСТОЯНИЕ

И вот теперь, в это августовское утро, Амри размышляла о всех изменениях, которые последовали за приходом в их дом невестки. Тем временем ее больная дочь сидела в углу комнаты и крутила прялку, представляя, что прядет пряжу. Матери пришло в голову, что теперь и она находится в подобном положении, так как не в состоянии делать хоть что - то полезное.

Катрин недавно вышла из дома, чтобы помочь Дитриху в уборке урожая, который в этом году был очень богатым. Амри так хотелось посмотреть на колеблемые легким ветерком нивы и потрогать тяжелые золотые колосья. Но она сидела в своей тесной комнатке. Однажды Дитрих принес ей три колоса: пшеницы, ржи и ячменя. Зерна были крупные, и Амри положила их в свою Библию, преисполненная благодарности Господу и Творцу, Который год за годом исполняет Свои обетования.

Дитриху было так хорошо с Катрин, когда они вместе прилежно трудились на поле! Хотя Дитриху, сросшемуся с землей и всем сердцем преданному ей, доставлял удовольствие сам процесс труда, а Катрин больше думала о доходе, они все - таки дружно помогали друг другу. Дитрих радовался, глядя на свою молодую жену. Весь день у него было праздничное настроение, вызванное благословенным трудом и радостным ожиданием вечера со своей молодой женой. Хотя он женился на Катрин не из - за страстной любви, а только испытывая к ней простую человеческую симпатию, все же в их браке он ощущал счастье совместной работы на собственной земле.

Однако ему чего - то недоставало в молодой жене - того, что он всегда находил в своей матери. И это разделяло обеих женщин. Амри особым образом была соединена со своим сыном. Естественная связь между матерью и сыном, которая произвела в них такую чудесную гармонию, за годы совместной жизни и труда превратилась в почти совершенное душевное общение.

Как семя и плод, как корень и ствол, так, казалось, были они послушны одному и тому же закону. Но Катрин выросла в доме, где молодое поколение старалось противопоставить себя старшим, и не испытывала почтения к этому простому закону органической и душевной жизни. Она была молодой крестьянкой, которой вместе с домом и хозяйством хотелось всецело завладеть также и своим мужем.

Она чувствовала грань, которую не могла переступить, как ни старалась, какое - то противодействие, которое не могла объяснить.

— Дитрих, - однажды с упреком сказала она мужу, - ты ставишь свою мать выше меня.

Дитрих долго задумчиво смотрел на жену.

— Что ты имеешь в виду? - с удивлением спросил он, - Я унижаю тебя перед ней?

— Нет, - обиженно ответила Катрин, - но ты всегда ставишь ее выше меня; для тебя она дороже, чем я.

На некоторое время Дитрих задумался.

— Послушай меня, - сказал он, - Ведь ты и она - это нечто совершенно разное; вас нельзя сравнивать.

— Вот именно, - с торжеством подтвердила она, - это я и имею в виду. Ты считаешь ее настолько особенной, что я не иду с ней ни в какое сравнение.

— Ах, успокойся, - несколько резко остановил он жену. - Неужели ты не понимаешь? Мать - это мать, а жена - это жена. Разве я должен любить мать так же, как и тебя? Ты же сама видишь, что это было бы глупо. И тебя я не могу любить так же, как мать. Это ведь совершенно разные чувства.

— Но ты постоянно спрашиваешь ее совета! Только и слышно: мама, мама... Я не могу терпеть этого, слышишь? Я не хочу делить тебя с кем - то.

Дитрих уже был готов взорваться, но в этот момент ему стало ясно, каким еще, по сути, ребенком была его жена. У нее еще не сформировался зрелый взгляд на жизнь и не было большого жизненного опыта.

Он улыбнулся и положил руку на ее талию. Он был на двенадцать лет старше и вырос в доме, где жили по принципу: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» Каким холодным и бедным, несмотря на внешнее богатство, было детство Катрин!

— Катрин, - сказал он, обнимая ее, - зачем ты мучаешь себя? Ты не можешь воспрепятствовать плодам пить сок из ствола и корней. Так же и в отношении матери. Мы все: дети, зятья и невестки, - он сделал небольшую паузу и посмотрел на нее, в то время как она резко вскинула голову, - все еще черпаем силу из корней, которые так глубоки, что их внутренняя сила не истощается, но продолжает питать нас. Ты понимаешь это?

— Ах, - сердито сказала она, и стало ясно, что она ничего не поняла из слов Дитриха, - не надо мне проповедовать. Я знаю только то, что все вы, выросшие в этом благочестивом доме, слишком много мните о своей матери. У нас старики сидят в своей комнате и не смеют больше вмешиваться в хозяйство. Ты бы посмотрел, каким самостоятельным чувствует себя мой брат и как он умело со всем управляется. Старики не смеют и пикнуть. У него хватает характера, чтобы поставить их на место.

— Благодарю за совет, Катрин, но я скажу тебе одно: почитай отца своего и мать, и будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. У нас так принято, и тебе придется с этим смириться. Впрочем, - продолжал он, - разве у тебя есть причина жаловаться на мать? Я вижу, что она относится к тебе с большей любовью и нежностью, чем к своим дочерям. И разве она когда - нибудь вмешивается в твои дела?

— Нет, я бы этого не вынесла. Впрочем, - задумчиво добавила она, - возможно, это было бы лучше. Если бы мы оба занимали одну позицию, ты бы полностью принадлежал мне.

Дитриху был неприятен этот детский эгоизм, и в то же время он был тронут и даже немного польщен тем, что жена, кажется, так сильно любит его. Поцеловав ее, он сказал:

— Тебе надо полюбить ее, Катрин, и тогда все будет хорошо.

Но Катрин упрямо покачала головой. Она ожидала, что он скажет ей что - то такое, что естественным образом поставит его любовь к ней, его молодой жене, выше любви к другим. Она хотела этого и только этого.

Однако Дитрих ничего больше не сказал, полагая, что очень хорошо сделал свое дело. Он был почти уверен в том, что со временем Катрин просто не сможет противостоять богатству терпения и доброты, свойственному его матери.

Для Амри же с ее способностью проникать в сердца других людей была излишня просьба Дитриха: «Будь снисходительной к Катрин, мама, прояви к ней терпение, ведь она еще такая молодая». Она понимала, что налицо противостояние, которое нелегко преодолеть.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.