Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста 13 страница



Если постоянно привлекать внимание ребенка к гармонии в костюме, обращать внимание на состояние одежды (чисто, грязно, красиво), то у него разовьется вкус, привычка быть подтянутым, собранным, понимание, что главное не новизна и обилие вещей, а чистота., опрятность и аккуратность. Дети, надев ту или иную вещь, связанную или сшитую бабушкой, мамой, должны научиться чувствовать теплоту их рук, ценить их труд. Это опять же зависит от родителей. (Только не надо упрекать детей за испачканную, разорванную вещь. Лучше предложить ребенку постирать, зашить, «пожалеть ее», (конечно, пока с помощью родителей). Можно поиграть в игру «Зеркало»:


Пойдем, сынок, поговорим с зеркалом. Оно ведь у нас волшебное. Подойти к зеркалу, взрослый говорит: «Ну-ка, зеркальце, гляди, да всю правду мне скажи, правильно ли одет(а) я?»

«Зеркало» (мама говорит измененным, «волшебным», голосом и вместе с ребенком рассматривает свое отражение): «Ты в меня поглядись, еще раз повернись. На тебя погляжу и всю правду скажу. Все в порядке, воротник твой не играет в прятки, опущен, разглажен, пояс на месте, пуговицы застегнуты и т.д.». Убедившись, что мама одета аккуратно, красиво. ребенок подтверждает мнение «зеркала». Затем «зеркало» предлагает подойти ребенку и внимательно поглядеть на себя.

Ребенок (сначала с помощью мамы) находит «неисправности» в своем костюме и рассказывает о них: «-Забыл застегнуть пуговицу на рубашке». После того, как «небрежность» устранена, «зеркало» хвалит ребенка и т.п. Можно спросить ребенка, что нужно делать, чтобы любимое платье, пальто и т.д. как можно дольше оставались нарядными, почти новыми? Если ребенок не догадается, не спешите ему подсказывать, дайте подумать, задайте наводящие вопросы или предложите послушать такой рассказ:

Сидит Ната, ест котлету, по сторонам смотрит, кусочек котлеты упал на ее любимое белое


платье, а Ната даже не сразу заметила. Встала и пошла. Стала вечером спать ложиться и видит... Что она увидела на платье? Обрадовалась Ната.. увидев пятно? Что ей сказала мама? Что она предложит ей сделать на следующий день, когда Ната проснется?

В процессе совместной деятельности с ребенком взрослый закрепляет в различных ситуациях слова-действия: налить в таз воду, замочить, намылить, стирать, полоскать, отжать, сушить, гладить, сложить, положить, повесить (что делаешь? Что делала? Что будешь делать?)

Можно предложить детям решить, как надо поступить и в другом случае.

Осень. Шел дождь. Вова вышел на улицу и стал перепрыгивать через глубокую лужу. Прыгнул - и попал прямо в лужу. Спросите, что с ним случилось? Каким стало пальто? Что сказал папа? Что предложила мама?

Если ребенок предлагает постирать шерстяное пальто, ему объясняют, что это невозможно... В случае, если не вспомнил о химчистке, надо напомнить. Следует побывать с ребенком в химчистке, рассказать о том, что там делают, особенное обратить внимание на слова-действия {глагольный словарь). Возможен и другой вариант: пальто высохло, взяли щетку и почистили. Показать, как щеткой чистят одежду, проговорить все слова-действия и т.д. Детей привлекает игра «Федорино


горе», по аналогии с произведением Чуковского К.И. Только теперь у Федоры убежала вся ее одежда. Сначала убежала вся верхняя одежда - зимняя (спросите: «Какая?»), затем осенняя и т.д. Потом убежало белье (Что убежало?). Спросите, почему от нее убежала почти вся одежда? (только пожалели ее юбка и кофта, что были на ней). Приблизительные ответы; не чистила, не стирала, не гладила, вся одежда была в пятнах, руки вытирала о юбку и кофту и т.п. Ведущий: «Заплакала, запричитала Федора: «Горе мне, горе! Скоро зима лютая настанет1 Вот уже первый снег выпал, что я буду делать?» Спросите: «Из-за чего плакала Федора? Почему плакала? Чего испугалась?» Бросилась Федора одежду догонять. Спросите: «Что убегало от Федоры? Какое пальто, платье» и т.д.?

Ведущий: Стала Федора свою одежду уговаривать вернуться, стала обещать. (Что она обещала?) Пожалела кофта Федору? (Что? Какая?), сжалилась над Федорой (Что? Какая?), заплакала от жалости (Что? Какая?) - ребенок еще раз перечисляет предметы одежды (шерстяная кофта, зимнее пальто, летнее платье и т.д). Как стала Федора относиться к своей одежде, когда та вернулась?

Родители употребляют в своем рассказе разные слова-действия (глаголы); заплакала от жалости, пожал"ела, сжалилась, разжалобила. Произносит эти слова


неторопливо, четко, повторяя каждое слово в разных вариантах несколько раз, стараясь, чтобы ребенок прислушался к ним.

Можно в дальнейшем (в конце учебного года) предложить детям самими рассказать эту сказку или показать ее (драматизация сказки) членам семьи, если позволят речевые возможности ребенка.




 


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основными критериями, положенными в основу оценки эффективности коррекционного обучения являлись следующие:

- улучшение качественных и количественных показателей лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языка;

- преодоления речевого недоразвития;

- готовность детей к усвоению программного материала общеобразовательной школы;

- возможность использование речевых средств в процессе коммуникации.

В результате комплексного медико-психолого-педагогического воздействия было выделено три категории детей:

- в первую группу (56%) вошли дети, речевое развитие которых достигло возрастной нормы, и они были подготовлены к обучению к общеобразовательной школе. Эти дети - в основном с третим уровнем речевого развития поступили в дошкольное учреждение в пятилетнем возрасте и обучались два года. Только несколько детей данной группы имели второй уровень


речевого развития, находились в детском саду с четырех лет, получая логопедическую помощь в течении трех лет. В ходе коррекционного обучения они показали хорошие динамические изменения. Анализ медицинской документации свидетельствует об отсутствии признаков выраженного органического поражения ЦНС. Нарушение речевого развития было обусловлено в основном неблагоприятными социальными факторами; вторую группу (37,6%) составили дети, в речевом развитии которых отмечалась выраженная положительная динамика по всем языковым компонентам. Вместе с тем ряд показателей не позволяют отнести испытуемых в первую группу: у них остаются' отдельные трудности в словообразовании, употреблении сложных структур слов, некоторых грамматических конструкций, дифференциации звуков. Своеобразие их речевого развития позволили выделить этих детей в самостоятельную группу, соответствующую четвертому уровню речевого развития. Следует отметить, что в документации детей этой группы имелись сведения о легких знаках мозгового поражения. В некоторых случаях нарушения здоровья сочетались с неблагоприятными микросоциальными факторами. В ряде случаев дети не имели неврологических нарушений, однако в семьях отмечалась неблагоприятная речевая среда, в том числе билингвизм.




 


- третья группа (6,4%) включала детей, речевое развитие которых позволяло им обучаться только по программе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. Все они показали положительную речевую динамику, но тем не менее, не смогли преодолеть в полной мере нарушения в речевом развитии. Как правило, это были дети поступившие в логопедическую группу со вторым, реже - третьим уровнем речевого развития. Они имели в анамнезе тяжелую органическую патологию, различные соматические заболевания; В некоторых случаях негативно действовали и социальные факторы.

Результаты        обучающего эксперимента представлены в гистограмме 5.

ГИСТОГРАММА 5


Таким образом, можно заключить, что разработанная система коррекционно-педагогических мероприятий по формированию и развитию речи б сочетании с оздоровительным воздействием является новым направлением в специальной педагогике, обеспечивает полноценную коммуникацию и адаптацию детей с общим недоразвитием речи.


 



 


норма IV уровень Н! уровень li уровень

П после в ДО




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, проведенное исследование позволило получить данные, которые представляются принципиально важными как для общей, так и специальной педагогики. В работе доказано, что речевое развитие детей дошкольного возраста требует от специалистов самого пристального внимания. Его отклонение от возрастной нормы необходимо четко диагностировать в наиболее ранние сроки. Выявив недоразвитие речи у детей, следует определить степень патологии и предпринять специальное коррекционно-развивающее обучение, которое при любом уровне речевого развития должно быть направлено на формирование всех компонентов языка: фонетико-фонематического, лексико- грамматического, связной речи детей.

Выполненное исследование убеждает в том, что логопедическая работа не всегда оказывается достаточной. Анализ контингента детей, посещающих группы с общим недоразвитием речи, показал, что эти дети имеют не только тяжелую речевую патологию, но и другие нарушения развития. У большинства из них аномалии речевого развития возникли в результате органического поражения центральной и периферической


нервной системы, что затрудняет педагогическую коррекцию. Эффективное преодоление общего недоразвития речи возможно лишь при опоре на результаты мультидисциплинарного изучения данного вида патологии речи, а также при использовании комплексного метода его преодоления в специальных образовательных учреждения компенсирующего вида, где наряду с педагогическим и психологическим воздействием проводится медицинская диагностика, лечение и реабилитациооно-абилитационная работа. В данном исследовании предложена модель такого учреждения, включающая;

1) диагностический       блок (клиническое, логопедическое, психолого-педагогическое изучение детей, в структуру которого целесообразно включить нейропсихологическое исследование детей по адаптированной для дошкольного возраста методике: И.Ю. Левченко, Т.Н. Волковская);

2) лечебно-профилактический блок (медикаментозное лечение, лечебная физкультура, массаж и гидромассаж, физиотерапия, фитотерапия и т.д.);

3) воспитательно-образовательный и коррекционно-развивающий блок (педагогическая и логопедическая работа, психологическая коррекция);


4) социальный блок (психологическая и педагогическая помощь родителям, оптимизация микросоциальных условий).

Анализ катамнестических сведений убеждает в правильности и эффективности такого подхода к обучению и лечению детей с общим недоразвитием речи, обусловленным органическим поражением ЦНС.

Как показало изучение речевого развития детей-дошкольников, в детские сады попадают дети четырехлетнего возраста со вторым уровнем речевого развития. Однако в современной логопедии нет полностью разработанного оптимального методического подхода к абилитации таких детей. Разрозненные данные, имеющиеся в литературе, не могли обеспечить системного и дифференцированного подхода к устранению недоразвития речи у детей этой группы. В связи с этим было предпринято экспериментальное обучение детей, имеющих второй уровень речевого развития, в условиях специального детского сада. Итогом многолетнего изучения явились разработанные соискателем и впоследствии широко апробированные в специальных детских садах г. Москвы и различных регионов России основные направления комплексного коррекционно-развивающего обучения данной категории детей. Полученные материалы могут лечь в основу разработки


программы воспитания и обучения детей четырехлетнего возраста со вторым уровнем речевого развития в специальном дошкольном учреждении.

Анализ полученных результатов и многочисленных катамнестических данных убеждает в правильности и эффективности предложенного подхода.

Изучение состояния логопедической помощи детям с речевым недоразвитием выявило необходимость совершенствовать ранее разработанную соискателем и широко применяемую в логопедической практике методику формирования речи при третьем уровне ее развития. Для этой цели также было предпринято экспериментальное обучение, позволившее значительно повысить его эффективность с учетом комплексного подхода к коррекции речевой патологии, позволяющего расширить набор применяемых методических приемов.

В современной логопедии прочно утвердилось мнение о том, что все разнообразие недоразвития речи детей укладывается в три уровня. Однако в процессе исследования стала очевидной неточность такого подхода.

Благодаря         всестороннему психолого- педагогическому изучению речевого развития большого числа детей, была выявлена ранее не зафиксированная в логопедии категория детей с легкой, стертой формой


патологии, которая определена соискателем как четвертый уровень в структуре речевого недоразвития и диагностируемая лишь при тонком, тщательном исследовании его состояния.

Несмотря на легкость, эти нарушения являются тормозом в формировании предпосылок к обучению в массовой школе, куда дети с четвертым уровнем общего недоразвития речи нередко попадают из-за латентного характера речевой недостаточности. Занятия, проводимые школьным логопедом, не всегда систематичны, что не способствует существенной динамике речевого развития детей. Поэтому среди этих детей оказываются неуспевающие не только по чтению и письму, но и ряду других школьных предметов. Последнее обстоятельство демонстрирует базисную роль речевой функции для познавательной деятельности в целом. Настоящее исследование показало, что для детей с этим уровнем речевого развития должны быть организованы специальные классы при массовых школах или специализированных образовательных учреждениях «сад-школа». Обучение там должно проводиться по специально разработанным программам, рекомендации к которым даны соискателем. Большая часть детей после двухлетнего коригирующего обучения может успешно учиться в массовых школах.


Таким образом, исследование дало возможность углубить и расширить знания о характере проявлений общего недоразвития речи. Удалось выделить особую категорию детей с легкими проявлениями общего недоразвития речи, дифференцировав их от третьего уровня.

Формирующий эксперимент позволил существенно расширить методические рекомендации к содержанию, организации и формам логопедической работы с детьми, имеющими разную степень несформированности речи. Описаны новые подходы и методические приемы, необходимые для углубленного понимания и эффективной коррекции речевого недоразвития всех уровней.

При проведении комплексного психолого-педагогического изучения детей с различными проявлениями речевого недоразвития разработаны принципы и методы, позволяющие более точно и полно обследовать различные компоненты речевой системы.

При проведении скринингового изучения речевой патологии на большой выборке детей дошкольного возраста получены достоверные данные, позволяющие утверждать, что в настоящее время число детей с нарушениями речи значительно возросло. Так, по данным М.Е. Хватцева, О.В. Правдиной (50-е годы), дислалию имели 20-25% детей. Диссертационные исследования,


осуществленные М.А. Александровской, М.М. Алексеевой (60-е - 70-е годы), подтверждают эти результаты.

Проведенное исследование показало, что число

t дошкольников с этой патологией в настоящее время

увеличилось до 40-50% и выше.

Распространенность общего недоразвития речи в детской популяции ранее не изучалась. Впервые получены данные, свидетельствующие о том, что общее недоразвитие речи . разного уровня у дошкольников приближается к 20-25% от общего числа детей с речевой патологией. Такой высокий процент речевых аномалий объясняется следующими причинами:

1. Улучшением диагностики речевых нарушений, что приводит к увеличению числа детей, охваченных логопедической помощью.

2. Ухудшением социальных условий, в которых находятся дети (алкоголизм родителей, увеличение неполных семей, плохое материальное положение, не позволяющее отдавать детей в детские сады, большая загруженность на производстве родителей и т.п.). Все это приводит к тому, что дошкольники не получают в семье необходимого воспитания, в том числе и речевого развития.


3. Наблюдается негативная тенденция к сокращению логопедических групп из-за недостаточного финансирования дошкольных учреждений.

Итоги исследования доказывают:

1)         тенденция к уменьшению количества логопедических групп является необоснованной и неправомерной;

2)          необходимо расширять сеть логопедических дошкольных учреждений, совершенствовать их работу с учетом новых данных, полученных в исследовании;

3)          рекомендовать открытие нового вида образовательного учреждения компенсирующего типа (детский сад - начальная школа);

4)          принимать в логопедические группы в первую очередь детей с глубоким недоразвитием речи (второй уровень речевого развития) не позже четырехлетнего возраста.

Полученные в результате исследования данные могут оказаться продуктивными не только для специальной, но и общей педагогики.


3!2


 


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аксенова А,К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос». - 1999. - 315 с.

2. Александровская М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста: Дисс. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук. - М., 1955. - 160 с.

3. Алексеева М.М. Обучение правильному произношению детей от трех до пяти лет: Дисс. на соиск. ... канд. пед. наук. - М., 1971. - 160 с.

4. Алексеева М.М Вопросы обучения правильному произношению детей дошкольного возраста //Вопросы дошкольной педагогики. - 1975. - С. 35-42.

5. Алексеева М.М. Развитие звуковой стороны речи в дошкольном возрасте //Развитие речи и речевого общения дошкольников. - 1995. - С. 17-21.

6. Алексеева ММ, Яшина В.И Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Учебное пособие. - М.: Академия. -1997. - 400 с.

7. Аркин Е.А. Воспитание ребенка-дошкольника в семье. -М.-Л : Учпедгиз. - 1947. -С. 6-18.

8. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. - М.: Просвещение. - 1968. - 180 с,


9. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение М. Мозаика-Синтез - 1999-269 с.

10. АхутинаТ.В. Порождение -речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.,1989.-215с.

11. Бабина Г.В. Методика обогащения словарного запаса учащихся старших классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи (На материале лексико-семантических групп глаголов): Автореф. диес. ...канд. пед. наук. - М., 1990. - 16 с.

12. Бавыкина Г.И. Формирование словаря у детей младшего и среднего дошкольного возраста: Автореф. дисс. ... канд. лед. наук. -Л., 1977. - 20 с.

13. Балаева В.И. Логопедическое изучение старших дошкольников, имеющих задержку речевого развития и подготовка их к школе по методике модельного обучения: Дисс. на соиск..........канд.

пед. наук. М., 1968. - 154 с.

14. Беккер К.П. Логопедия. - М.: Медицина. - 1981. -288 с.

15. Белыпюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. - М.: Просвещение. - 1964. - С. 7-29.

16. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. - М.: Педагогика. - 1977. - 175 с.



 


17. Белякова Г.И Формирование у старших дошкольников в детском саду элементарного осознания языковых явлений: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1982. - 24 с.

18. Бережковская Е.Л., Баренцева Н.С. Обучение пятилетних детей началам грамоты //Вопросы психологии. - 1990. - № 1. - С.33-41.

19 Бесценная Е.Д. Существительные с суффиксами -щик, -ник в современном русском языке (К проблеме синонимичных словообразовательных типов): Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1980 -164с.

20. Богданов-Березовский M.S. Неговорящие и плохо говорящие   дети в интеллектуальном и речевом отношении. - М., 1909. - 296 с.

21. Богуш A.M. Речевая подготовка к школе. - Киев, 1984.-176с.

22. Богуславская З.М. Подвижные игры с правилами для детей дошкольного возраста. - М.: Учпедгиз. -1964. -17-21 с.

23. Бондаренко А.И. Пути преодоления нарушения письма в процессе обучения родному языку: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М.,1980. - 18 с.

24. Бородач A.M. Методика словарной работы в детском саду. - М.: Просвещение. - 1968. - 63 с.


25. Баранова Н.Ю. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития, - М.: Гном-пресс.

-1995.-56с.                          ,

26. Боскис P.M., Коровин К.Г., Синяк В.А. Формирование грамматического строя у тугоухих учащихся. - М.: Изд-во АПН РСФСР. -1953. -170 с.

27. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. - М.: Просвещение - 1981.

- 96с.

28. Буре Р.С. Островская Л.Р. «Воспитатель и дети.» -М.: Просвещение» -1986. -142 с.

29. Васильченко С.М. Словообразовательные модели и их варианты в современном русском литературном языке. - Орел, -1970. - 21 с.

30. Вескер Л.Р. Нарушение произношения у детей с общим недоразвитием речи: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., - 1977. - 23с.

31. Визель 7.Г. Исследование некоторых особенностей грамматического строя речи при афазии.-М.,- 1975.-20с.

32. Виноградов В.В. Русский язык. 2-е изд. - М.: Просвещение, - 1972. -613 с.

33. Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове): Учебное пособие для вузов. - М.: высшая школа. - 1986. - 639 с.



34. Винарская £-,И.Раннее речевое развитие ребенка

и проблемы дефектологии: Периодика раннего

развития. Эмоциональные предпосылки освоения

г языка: Книга для логопеда. - М.: Просвещение. -

1987.-159с.

35. Виноградова Н.Ф. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с природой: Автореф. дисс... . канд.лед. наук. - М., 1972. - 25 с.

36. Винокур Т.Г. О некоторых особенностях диалогической речи: В кн.: Исследования по грамматике русского литературного языка. - М.: АПН РСФСР. - 1955. - 5-11 с.

37. Винокур Г.О.                Заметки по русскому словообразованию // Избранные работы по русскому языку. - 1959 - С. 419-442.

38. Винокур А.С. Недостатки письма у первоклассников с нарушениями речи и пути их устранения в процессе обучения: Дисс. ....... канд

пед. наук. М., 1965.-21-40 с.

39 Власова Т.А., Певзнер М.С.О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение -1973.-172с.

40. Волкова Г.А. Коррекционная работа с заикающимися детьми дошкольного возраста по


системе игр: Сб : Педагогические пути устранения речевых нарушений у детей. - Л., 1976. - С. 26-59.

41. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика. - М., 1985. - С. 30-52.     г

42 Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушения мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР: Автореф. дисс ... канд. пед. наук. - М., 1999. - 16 с. "

43. Воробьева В.К. О некоторых особенностях построения фразы и устной речи детей-алаликов // Очерки по патологии речи и голоса. - 1967. - Вып. 3. - С. 66-76.

44. Воробьева В.К. Формирование связной речи учащихся с моторной алалией: Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 1986. - 16 с.

45. Воспитание и обучение детей с расстройствами речи/ Под ред. С.С. Ляпидевского. - М.: Просвещение. - 1968.-41-60 с.

46. Воспитание детей в старшей группе детского сада / Сост. Г.М. Лямина. - М.: Просвещение. - 1980. -288 с.

47. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / Под ред. Л.А. Парамоновой, О.С. Ушаковой. - М.: Просвещение. - 1987. - 160 с.


3I9


 


48. Вопросы педагогики раннего детства/ Под ред Н М. Аксариной, Е.И. Радиной. - М.: Просвещение. - 1964. - 240 с.

49. Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения,- М.-Л.: Учпедгиз. -1935.-135 с.

50. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. - М.-Л.: Соцэкгиз.

-1938.-324с.

51. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М.. Просвещение. -1995. - 500 с.

52. Выготский Л.С Мышление и речь: Собр.соч. в б т,

-М., 1996.-Т.2.-416с.

53. Габашвили З.К. Особенности письма детей, имеющих недостатки произношения звука: Дисс. ..... канд пед. наук. М., 1959. - 157 с.

54. Габова Р.И. Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста: Дисс. .... канд пед. наук. М., 1952. - 150 с.

55. Ганн И.И., Филичева Т.Б. Использование сюжетных картинок на занятиях в группах для детей с общим недоразвитием речи// Дефектология. - 1970. - № 5. - С. 12-

56. Гаркуша Ю.Ф. Опыт развития произвольного внимания у детей с моторной алалией // Дефектология. - 1983. - № 4. С. 10-14.


57. Гвоздев А.Н, Формирование у ребенка грамматического строя русского языка. 4.1, 2 - М.: АПН РСФСР.-1947.-8-26 с.

58. Гвоздев А.И. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка: В 2-х ч. - Ч. 1.-М.: Изд-во АПН РСФСР. -1949. -268с.

59. Гвоздев А.Н. Усвоение ребенком звуковой стороны русского языка - М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР.-1948.-60с.

60. Гербова В.В. Особенности формирования словаря детей третьего года жизни: Дисс. ..... канд.пед.наук.

М., 1971.-152 с.

61. Гербова В.В. Составление описательных •"•• рассказов // Дошкольное воспитание. - 1981. - № 9. - С. 28-34.

62. Гербова В.В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет (Ст. разновозрастная группа): Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение. -1987.-206с.

63. Глухое В.П. Особенности связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием: Автореф. дисс.....канд. пед. наук. -Л., 1987. -26с.

64. Гнездчлов М.Ф. Развитие устной речи умственно отсталых школьников.- М.: Учпедгиз. -1947.- С.7-28




 


65. Голубева Л.А. Из опыта работы с неговорящими детьми. - М.: Учпедгиз. - 1952. - С. 31-46.

66. Горецкий В.Г. Обучение в 1 классе: Книга для

учителей. - М.: Просвещение. - 1969. - 210 с. /

67. Городилова В.И., Радина Е.И. Воспитание правильной речи. - М.: Учпедгиз. - 1956. - 174 с

68. Городская программа развития образования «Столичное образование-2» / Отв. ред. А.Е. Курнешова - М.: ГМОМЦ «Школьная книга». -1999,

-89с.

69. Грамматика русского языка: (В 2-х т.). Т. 1. -Фонетика и морфология. - М.. Изд-во АН РСФСР.

-1960.-719с.

70. Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольника // Дошкольное воспитание. -1968. - № 8. - С. 63-67.

71. Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов // Нарушение речи и голоса у детей / Под ред. С.С. Ляпидевского, С.Н. Шаховской. - 1975. - С. 71-80.

72. Гриншпун Б.М. Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология. - 1988. - № 3. - С. 81-84.


73. Дементьева A.M. Обучение пересказыванию в средней группе детского сада. - М.: Учпедгиз. -

1960. -124с.

74. «Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду / Авт. коллектив РГЛУ под ред. Т.Н. Бабаевой).-С.-П.: Акцидент- 1996.-224 с.

75. Диагностика речевого развития дошкольников / Под ред. О.С. Ушаковой - М., 1997. - 136 с.

76. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи): Книга для логопедов. - Изд-е 2-е, перераб. -М.: Просвещение. - 1985. - 109 с.

77. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение. - 1991. - 222 с.

78. Жаренкова Г.И. Понимание грамматических отношений детьми с общим недоразвитием речи // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. -

1961.-С. 103-111.

79. Жаренкова Г.И. Особенности понимания речи при моторной алалии: Дисс. ...... канд. пед. наук. М.,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.