Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста 8 страница




книгу, письмо, сок, молоко, Что? хлеб, суп, кашу, дом, шар, гриб, самолет, куклу

Читает

Пишет

Рисует

Пьет

Ест

На первоначальных этапах обучения большую роль играет активная помощь логопеда. Она выражается в совместном проговаривании предложений, в завершении ребенком предложений, начатых логопедом. Это способствует закреплению навыков практического употребления определенных речевых конструкций.

Развивая у детей умение слушать, слышать и дифференцировать названия предметов и действий, необходимо научить их понимать обобщающее значение слов. С этой целью ребенку предъявляются сюжетные картинки, предлагается назвать всех, кто рисует, пишет, читает, поет, летит, бежит и т.д. Следует постоянно

 

 



вызывать интерес к подобным занятиям. Для этой цели можно, например, использовать такой игровой прием, как «путаница», когда ребенок должен исправить ошибку в предложении, названном логопедом. Например: кошка пишет, собака летит, корова рисует, лошадь поет, бабочка идет, рыба летит и т.д.

Следующая задача - расширение объема

предложений. Следует предлагать в качестве зрительной опоры предметные картинки, используя, которые ребенок заканчивает предложения. Например:

Мальчик рисует

Постепенно количество слов в предложении увеличивается: «Мальчик рисует дом, гриб, самолет»; «Девочка рисует кошку, собаку, птичку». Повышается требовательность к правильности их грамматического оформления. Для развития слухового восприятия используются сюжетные картинки с изображением одинаковых действий, выполняемых одним и несколькими лицами (птичка, летит, птицы летят; девочка поет, дети поют). Сначала предлагается упражнение на развитие


слухового внимания, когда ребенок должен определить: о ком говорят («плывут - плывет, летит - летят, поет - поют, идет - идут»). Внимание детей обращается на разное звучание вопросов: «Рыба что делает? - плывет. Рыбы что делают? - плывут».

Далее дети составляют предложения с опорой на заданные вопросы: «Бабочка летит - бабочки летят. Машина едет - машины едут. Мальчик плывет - дети плывут. Пароход плывет- пароходы плывут».

1. Проиллюстрируем это фрагментами занятий:

Закрепление практических навыков употребления категории числа существительных.

Первый вариант.

Дети достают из игрушечного ящика по одной

картинке, на которой изображена половина предмета. Затем они должны найти вторую половину, соединив картинки, называют слово: Это шар (гриб, кукла, машина, кубик, слон и т.д. Играет тихая музыка, дети гуляют по группе. Как только услышат громкую музыку - находят игрушки, соответствующие этим картинкам. Игрушки выставляются на столе.

Игра «Кто самый внимательный?»

В музыкальной гостиной «выросло волшебное дерево». Дети идут им любоваться. Оказывается, что на этом дереве «растут» картинки. Надо отобрать те, на которых нарисовано несколько предметов. Карточки


подбираются парами к игрушкам на столе. Логопед обращает внимание детей на то, ка по-разному называются одни и те же предметы, если они в разном количестве: шар - шары; кот - коты; слон — слоны; гриб

- грибы. Дети произносят эти слова хором и индивидуально, выделяя интонационно их окончания.

Второй вариант.

Игра «Удачная рыбалка».

Дети приходят к импровизированному озеру. Выбирается рыболов. Он забрасывает удочку с магнитом и достаёт картинку. Если на неё нарисован один предмет -кладёт картинку в первую корзинку, если много предметов

- во вторую. Дети поочерёдно подходят к корзинкам, достают из каждой из них по одной картинке, показывают всем и называют: У меня стол и лампы. У меня коты и сумка, У меня ручка и грибы и т. д

Третий вариант.

Прибегает мышонок Клякса. Он дарит детям конверты. В каждом конверте - карточка, на которой нарисована игрушка, и вырезанные из бумаги силуэты игрушек. Ребёнок должен на большую карточку наклеить несколько силуэтов таких же игрушек: машина - машины, самолёт - самолёты, пароход - пароходы, лодка - лодки и т.д. и назвать их Оформленные карточки дети берут домой.


Четвёртый вариант.

Логопед предлагает внимательно послушать слова: которые он произнесёт. Если называется один предмет -

г

дети молчат, если несколько - хлопают в ладоши. Надо эти слова запомнить, а потом найти в группе соответствующие игрушки (бабочка - бабочки, пирамида -пирамиды, шкаф - шкафы, стол - столы, ваза - вазы).

Пятый вариант.

Ведущий расставляет в разных местах группы предметы в одном или нескольких количествах. Логопед называет их А дети должны быстро найти, назвать их и поставить на стол (барабан, бубны, металлофон, дудки, телефоны, карандаши, ручки и т.д.)

Шестой вариант.

«Сборы на прогулку»

Дети кладут на скамейку одежду и обувь, которые они будут надевать на прогулку, называя их: это шапки (сапоги, шубы и т.д.) Ведущий, обращаясь к детям, рассказывает, что надевает : Я надеваю шапку, шубу и т.д. дети, выполняя те же действия, рассказывают о себе: Мы надеваем шапки, шубы, варежки, сапоги и т.д.

Седьмой вариант.

«Четвёртый лишний»

Дети сидят на пеньках. «Подлетает» Шмель и даёт каждому ребёнку по разноцветному конверту, в котором находятся картинки с изображением одного и нескольких


предметов. Дети выбирают картинку, которая не подходит, и объясняют, почему. Например: куклы, петрушки, клоуны, кукла - она одна

Тарелки, тарелка, блюдца, блюда; (тарелка одна);

Варежки, шарфы, варежка, платок (варежек несколько).

Вариант восьмой.

Играет грустная музыка. Дети ходят по группе. Как только услышат весёлую музыку - находят красные карточки с

изображёнными предметами (одним или несколькими),

затем строятся в линейку, каждый называет свою

карточку. Ведущий выбирает «лишнего» ребёнка - того,

чья карточка не подходит (книга, тетради, альбомы, книги) и объясняет, почему (у всех много предметов , а у Димы одна книга).

2..Проиллюстрируем это фрагментами занятий: на

закрепление навыков практического употребления

категории числа глаголов.

Первый вариант.

Дети приходят в волшебный лес и видят два теремка: в одном живёт много птиц, зверей, рыб, а в другом - каждой особи - по одной. Дети приглашают всех жильцов погулять и рассказывают, кто живет в теремках: рыбы - рыба; змея - змеи; ворона - вороны; бабочка -бабочки; заяц - зайцы; кошка - кошки.

Затем дети отвечают на вопросы логопеда о том, кто как передвигается, имитируя действия: рыба плавает;


ворон (бабочка) летает; змея ползает; заяц прыгает и т.д.

Логопед обращает внимание детей на то как задаются вопросы в зависимости от того, сколько персонажей выполняют (один илм много). Например: Рыба - Что делает. - Плывет; Рыбы - Что делают? - Плывут.

Дети повторяют названия действий, акцентируя внимание на разнице в окончаниях. Аналогично проговариваются другие действия. Второй вариант.

Выбираются трое ведущих. Один из детей дает задание первому ведущему: «Вова, иди.» Составляется предложение по вопросам Кто это? Что делает? (Вова идет.) Двое других ведущих повторяют Бовины действия. Про них спрашивают по- другому: Кто? Что делают? (Лена и Таня. Они идут.) Серия заданий разнообразная: Леня, сядь! Вова, спи.

Лена, Таня, встаньте! Лена и Таня, спите. По следам выполненных действий с ориентировкой на разные вопросы дети по-разному отвечают: Лена сидит. Таня и Лена сидят. Вова спит. Таня и Лена спят.

Третий вариант.

Детям раздаются две сюжетных картинки, на

которых одни и те же действия выполняются одной и несколькими персонами. Логопед называет только


действия - «летят», «бежит», «спят», «ест», «рисуют», а дети должны поднять, а затем назвать нужную картинку. Далее дети встают в круг. Первый ребенок, бросая другому мяч^ называет одно животное и выполняемое им действие. Другой ребенок, поймав мяч, говорит про этих животных, если их много. Например: жук летит - жуки летят; кузнечик скачет - кузнечики скачут и т.д. 3. Составление предложений по вопросам Кто? Что делает? Первый вариант.

В группе появляются друзья - заяц и волк. Они приносят подарки детям. Те с закрытыми глазами определяют по вкусу овощи, фрукты. Продукты питания и напитки. Угадав, они называют продукты, которые пробовали. Например: Это сок (молоко, чай, кофе, вода, яблоко, банан, огурец, помидор, лук, хлеб, творог, сыр).

Логопед вместе с детьми имитирует движения, соответствующие действиям «ест» и «пьет». Заяц и волк разбирают разные продукты питания: заяц - напитки, а волк - еду. Дети должны догадаться и назвать, кто из зверей ест, а кто - пьёт. Заяц и волк приглашают себе помощников. Один из них показывает, как он ест, другой -как он пьет. Дети составляют предложения по вопросам: Кто? Что делает?

Вова ест суп, кашу, котлеты, варенье, картофель, печенье, сосиски, яблоко, апельсин.

!68


Таня пьёт сок, молоко, кефир, чай: компот, кисель, морс.

Логопед: «Вспомните, что вы_пробовали из еды и питья. Второй вариант. '

Дети ищут соответствующие картинки и подставляют их в схему.

О

А

По

О

л

Логопед фиксирует внимание детей на том, что каждому поставленному вопросу соответствует символ в схеме предложений. Вызванный ребенок отвечает на вопросы, показывает указкой соответствующую картинку на схеме. Третий вариант.

Почтальон Печкин раздает детям письма, в которых карточки со схемами предложений. Дети самостоятельно составляют предложения по вопросам: Кто? Что делает? Что? (Бабушка пьет молоко. Дедушка ест хлеб.)


Четвёртый вариант.

Дети подходят к столу логопеда. Девочки выбирают продукты, которые можно есть, а мальчики - то, что можно пить. Дети съедают к выпивают то, что они взяли с подноса и рассказывют о своих действиях. После усвоения детьми навыков пользования 2-х -3-х слоеными предложениями логопедическая работа должна быть направлена на то, чтобы научить их составлять предложения из 3-4-х, 5-и слов. При этом важно, чтобы дети умели оформлять связь между словами, используя "главенствующие" окончания с нормативным их фонетическим оформлением. Ориентируясь на естественный процесс усвоения падежных форм в онтогенезе, детям предлагается следующая последовательность употребления падежных конструкций: винительный, дательный, творительный.

Проиллюстрируем это фрагментами занятий по составлению предложений по вопросам

Ктр? Что делает? Что? Кто? Первый вариант.

Звучит волшебная музыка. Ребята заходят в группу и садятся за столы. Открывается ширма, за ней - интерьер сказочной комнаты.

Логопед: «Ребята, мы попали в гости к двум сказочным девочкам - Оле и Тане. Они такие добрые, что помогают


всем людям.» (Кукла Оля сидит с иголкой, и тканью в руках.

а Таня - с кастрюлей и ложкой), .,

Логопед, показывая на Олю спрашивает: «Что

делает Оля?» Вместе с детьми отвечает: «Оля шьет.»

Логопед, показывая на Таню спрашивает: «Что

делает Таня?» Вместе с детьми отвечает: «Таня варит.»

Логопед уточняет, почему дети решили, что Оля

шьет, а Таня варит.

i Второй вариант.

Вывешивается гирлянда, на которой прикреплены картинки с изображением того, что может варить Таня, а что шить Оля.

Дети, снимают картинки с учётом того, что подходит к

действиям «шьёт» и «варит», называют их и отдают Оле и

Тан'е.

Логопед выставляет на доску схему предложения.

Логопед: Кто? Что делает?

Дети: Оля шьет. Таня варит.





Третий вариант.

Логопед добавляет новые картинки в схему, задавая вопросы:

г

«Кому шьёт Оля юбку?! «Кому ещё можно шить юбку?» (Маме, Тане, бабушке.)

Дети проговаривают все предложения. Составляют полное предложение: Оля шьет юбку Тане.

Четвёртый вариант.

>

Логопед и дети по очереди меняют картинки в схеме и проговаривают новые предложения:

Оля шьет брюки Тане.

Оля шьет фартук Тане. Оля шьет шорты Тане.

Особое внимание при проговаривании уделяется выделению окончания «е».

Потом дети меняют местами картинки с изображением действующих лиц и действий.

Пятый вариант.

Ктр? Что делает? Что? Кому?

Таня варит рыбу Оле. (папе, маме) Таня варит суп Оле. (бабушке, дедушке) Шестой вариант.

Дети берут части разрезанных картинок, складывают их и получают сюжетную картинку.

Логопед: Расскажите по картинке; Кто? Что делает? Что? Кому?

Дети: Оля гладит платье Тане,


Таня моет туфли Оле.

Оля стирает вещи Тане

Следующие фрагменты занятия по составлению предложений по вопросам Кто? Что делает? Что? Чем? Первый вариант.

В кабинет стучится бабушка Загадушка. Она загадывает загадки:

Неуклюжий, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу. (Медведь).

По деревьям скок-скок и орешки щёлк-щёлк. (Белка).

Хитрая, рыжая, пушистая, кур таскает. (Лиса).

Дети, отгадав загадки, выбирают маски и становятся на время этими персонажами.

Логопед рассказывает, что звери живут все вместе, дружно, каждый занимается своим делом. Он предлагает угадать, какие орудия труда нужны медведю (он рубит дрова), белке (она подметает пол), лисе -она режет мясо). Ведущий раздаёт каждому действующему лицу его орудие труда. Те демонстрируют соответствующие действия. Логопед уточняет, как правильно надо отвечать на вопросы:

Это топор. Медведь рубит дрова (чем?) топором. Это веник. Белка подметает пол (чем?) веником.

Это нож. Лиса режет мясо (чем?) ножом.

Ответы проговариваются хором и индивидуально.


Второй вариант.

Играет тихая музыка. Дети медленно ходят по группе и останавливаются перед предметами, которые

можно резать ножом (хлеб, сыр, колбаса, студень, запеканка), рубить топором (кость, дерево, полено, пень), подметать веником (мусор, бумажки, пыль).

Они называют эти предметы, а затем-действия с ними.

Третий вариант.

Игра «Шаловливый ветер». Вьшли дети на полянку. Поднялся сильный ветер и разбросал карточки синего и красного цвета. Каждый ребенок отбирает по одной карточке двух цветов (на одной нарисован песонаж, на другой - орудие труда.) Предлагается придумать предложения по вопросам Кто? Что делает? Что? Чем?

Например: изображения на карточках - мальчик и мел; девочка и карандаш; дедушка и уголек. Примерные

предложения: Мальчик пишет буквы мелом. Девочка

- рисует шар карандашом. Дедушка чертит дом угольком.

В конце занятия детям отдают карандаш, мел, уголек, а дома они составляют предложения, используя эти слова.

Обязательным условием для закрепления навыков составления предложений из 4-х - 5-и слов является умение детей адекватно воспринимать предлагаемые вопросы. Следует помогать детям усваивать порядок


слов в предложении, при этом контролировать правильность употребления грамматических конструкций Легче усваивать однородность падежа, если на определённом этапе вопрос начинается с одного и того же слова: "Ч«о рисует малыш? Что ест мама? Что лепит девочка? Что ещё можно лепить?"

Формирование связной речи

Умение составлять предложения по картине, демонстрации действий позволяет перейти к составлению коротких рассказов. Обучение детей рассказыванию включает несколько направлений.

Составление рассказов по сюжетной картинке.

При выборе картины важно учитывать следующие требования:

- ограниченное число действующих лиц;

- простая композиция;

- выраженная сюжетная линия;

- понятная детям мотивация поступков героев.

Сначала дети рассматривают картинку, отвечают на вопросы по ее содержанию. Далее логопед дает образец своего рассказа, который дети повторяют. Затем предлагается внимательно послушать вопросы, которые являются планом для самостоятельного рассказа по картине. Например: «Катя пошла в лес. Она взяла маленькую Машу. На пути была речка. Катя посадила Машу на спину и перенесла через речку»


Составление рассказов по серии картин.

Обучая составлению рассказов по серии картин, необходимо подбирать сюжеты из повседневной, хорошо знакомой детям жизни. Сначала учить их определять причинно-следственные связи и правильно раскладывать картинки. Например: дети играли в саду; пошел сильный дождь; дети убежали в домик. Далее разыгрывается каждый эпизод сюжета: выбираются участники действия; одни изображают игру в саду, другие имитируют шум дождя. Логопед озвучивает фразу «пошел дождь» -играющие дети прячутся в домике. После такой демонстрации дети самостоятельно рассказывают эту историю. Чтобы закрепить навык последовательной передачи событий, можно предложить детям найти ошибку в рассказе логопеда, исправить ее и составить рассказ правильно. Например: «Дети играли в саду. Дети убежали в домик. Пошел дождь».

Закреплению навыков составления рассказа помогает использование фланелеграфа. Детям интересно самим придумывать сюжет, а затем о нем рассказывать. Предварительно логопед задает наводящие вопросы: «Куда пойдут дети?» «Какими именами назовем детей?» «Подумайте, какие игрушки они захотят купить в магазине?»

Приведем примерные образцы рассказов.

«Алеша и Таня пришли в магазин. Алеша купил


шары. Таня купила куклу. Дети довольные вернулись домой». Или: «Мальчики пришли на речку купаться. Вова прыгнул и стал тонуть. Шарик бросился в воду и спас Вову».

Составление рассказов-описаний.

Этот вид работы предусматривает составление рассказов с помощью логопеда. Объектами для описания служат красочные игрушки, бытовые предметы, одежда, мебель, окружающая детей.

Обучение этому виду рассказывания происходит в следующей последовательности:

1 этап. Выставляются две одинаковые машины, и кто-то из детей заменяет цвет одной детали, далее другой и третьей. Дети, наблюдая за этими изменениями, рассказывают о них: «Это грузовая машина. У нее синяя крыша». Или: «Это грузовая машина. У нее синяя крыша, красный кузов и черные колеса». Подобные сообщения можно составлять в процессе режимных моментов (сборы на прогулку, подготовка к обеду и сну и т.д.). Тогда их высказывания звучат так:

«У Тани шапка меховая, а у Миши шерстяная; у Лены шуба длинная, а у Левы - короткая.}. Далее дети рассматривают сезонные вещи, сделанные из разного материала, с разными деталями и отделкой.

2 этап. Постепенно начинают использовать в качестве зрительной опоры наглядные схемы, которые


служат своеобразным планом при составлении рассказов-описаний игрушек, предметов и т.д.

цвет

 

материал

размер форма

 

Лучшим признается тот рассказ, в котором более полно описывается предмет.

Пересказ.

При обучении пересказу важно правильно подобрать текст рассказа: он должен быть небольшим по объему, иметь четко выраженную последовательность действий, интересный для ребенка сюжет, знакомый словарь. Рассказ состоит из коротких простых предложений с включением прямой речи. Последовательность работы над пересказом предусматривает несколько этапов:

- предварительная беседа, подводящая к содержанию рассказа: «Кто видел котенка? У кого из вас дома есть котенок? Он большой или маленький? Какого цвета у него шерстка? Какой хвостик? Чем вы его кормите? Сейчас я прочитаю рассказ о котенке»:

- чтение рассказа о котенке с выкладыванием логопедом на фланелеграфе отдельных элементов сюжета («У Тани жил котенок. Он был маленький,


беленький, с пушистым хвостом. Таня кормила его молоком. Она говорила: «Пушок! Иди пить молоко!»);

- сопряженное проговаривание рассказа;

- повторное чтение рассказа с последующим раскладыванием детьми соответствующих картинок;

- угадывание одной из убранных картинок;

- восстановление нарушенной последовательности картинок;

- чтение рассказа и самостоятельный пересказ его детьми. В качестве зрительной опоры картинки остаются.

Интересным для детей является подключение кого-то из них для воспроизведения прямой речи. Уже на этом этапе обучения можно предлагать пересказ по цепочке. Формирование звукопроизношения и слоговой структуры слов

Определяя содержание работы по развитию произносительной стороны речи, необходимо исходить из анализа результатов обследования, сохранных функций и компенсаторных возможностей ребенка, а также закономерностей развития фонетической стороны речи в онтогенезе. Предполагая, что недостатки произношения данной категории детей связаны с нарушенным по тем или иным причинам развитием фонематического слуха, в качестве основного принципа обучения фонетически правильной речи выдвигается положение о необходимости создания условий для формирования правильного


произношения звуков путем развития слухового восприятия фонем и подготовки артикуляционных навыков.

Содержание занятий по формированию звукопроизношения включает в себя:

1.     Развитие фонематического слуха (последовательность формирования звуков зависит от их артикуляционной сложности; ведущим в процессе фонемообразования является слуховое восприятие; детей учат различать фонемы, близкие по звучанию).

2. Уточнение правильного произношения звуков.

3. Постановка отсутствующих звуков.

4. Автоматизация поставленных звуков.

5. Закрепление навыков правильного, четкого воспроизведения 3-4 сложных слов различной звуконаполняемости.

В процессе логопедической работы по развитию звукопроизношения. в первую очередь, отрабатываются согласные звуки раннего онтогенеза - П, Б, М, Т, Д, Н, Ф, К; гласные звуки А-У-О-И. Необходимо добиться четкого, правильного артикулирования каждого звука. Они, как правило, произносятся детьми верно, но недостаточно отчетливо. Первостепенная- задача заключается в уточнении произношения звука в изолированной позиции, а также в слогах и простых словах. Одновременно следует использовать упражнения на дифференциацию


оппозиционных и близких по звучанию фонем. Четкое произношение и различение гласных и согласных звуков имеет большое значение для постановки более трудных по артикуляции звуков.

Овладению новыми звуками помогает система артикуляционных упражнений, направленная на активизацию и подвижность артикуляционного аппарата. Чистота и четкость произношения звуков достигается, главным образом, в результате постоянных тренировочных упражнений.

Становление произносительной стороны речи тесно связано с формированием слоговой и ритмической структуры речи. Упражнения проводятся на базе только правильно произносимых звуков.

Предложенная А.К.Марковой система упражнений по воспитанию навыков воспроизведения слов разной слоговой структуры была адаптирована соискателем с учетом возрастных и речевых возможностей детей:

а) все упражнения проводились только в игровой ситуации;

б) лексический материал состоял из правильно произносимых звуков;

в) была разработана система поощрений за правильное выполнение заданий;

г) отработанные слоговые сочетания тут же включались в слова и предложения;


д) создавались условия, повышающие мотивацию ребенка.

Предлагаемые задания выстраивались в следующей последовательности:

- обучение ребенка на слух дифференцировать длинные и короткие слова: машинисты - кот; панама - суп; каша - дуб.

- отхлопывать предложенный рисунок слова:

запоминать и проговаривать сочетания из однородных слогов:

а) с разным ударением - па', папа, папа' па, папапа';

б) с разной силой голоса;

в) с разной интонацией.

- запоминать и проговаривать сочетания из одинаковых согласных и разных гласных звуков: па'пупы; тэту 'ты; какукы'.

Сочетания также произносятся с разным

•-*

ударением, силой голоса и интонацией: У па'пы Тэта. У Тэты ма'ма.

Ставятся задачи:

- запомнить и произнести сочетания из разных согласных и одинаковых гласных звуков: ка'та, катаема, катама' , панама, канава;..

- воспроизвести слоговые сочетания со стечением


согласных звуков: то - «та; ва - ква; Ам, ам - кто там?

- назвать слоговые сочетания с разными гласными и согласными звуками: па'тукы, вамо'пу, тыкабу'.

Приведём фрагменты занятий по формированию слоговой структуры слова. Первый вариант.

Дети входят в группу и садятся на свои места. Появляется Буратино, который предлагает каждому ребенку выбрать длинную и короткую полоски. Он объясняет, что слова могут быть длинными (велосипед) и короткими (кот, мак), показывая при этом называемые предметы или картинки с их изображением. При проговаривании этих слов отхлопывается их ритмический рисунок. Второй вариант.

Наборное полотно делится на две части В правом углу первой у пасти закрепляется длинная полоска, в левом углу второй части -

короткая. Детям дается задание слушать внимательно: если они услышат длинное слово - должны поднять длинную полоску, если короткое - то короткую. Логопед показывает, как надо 'правильно выполнять упражнение. (Перечень слов: электричка - сова; парикмахерская -сумка; воспитательница - утюг; пирамида - ковер и т.д.). Затем к названным словам выбираются картинки для левой и правой частей наборного полотна.


Третий вариант.

Игра «Найди свой домик». Дети выходят на поляну. Там стоят две избушки. На крыше первой - длинная полоска, на крыше второй - короткая. Играет спокойная музыка^ дети гуляют вокруг избушек. Логопед называет слова разной структурной сложности. Если звучит длинное слово - дети бегут к первой избушке, если короткое - ко второй. Выигрывает тот, кто сделает меньше ошибок. В качестве поощрения дети получают по две полоски и набору картинок. Полоски наклеивают в тетради, под каждой из них прикрепляют конверт: в одном - «длинные» слова, в другом - «короткие» (картинки). Четвёртый вариант.

В гости к детям пришел Буратино с «музыкальными» ложками. Он их раздает детям. Организуется ансамбль. Буратино на ложках отстукивает ритмический рисунок (например: ! .*;"» U1 и т.д.), а дети его повторяют. Затем каждый получает свой инструмент: бубен, металлофон и т.д. Заданный ритмический рисунок отстукивается поочередно. Выбирается солист. Он

распевает слоги, названные логопедом, в соответствии с

l > t (                    f I t ритмом: Папапапа; па А - Папа; Татата; таТАта и т.д.

Внимание детей обращается на четкое и внятное произнесение слоговых сочетаний. Их можно говорить громко и тихо, ласково и строго. Затем дети выбирают и называют кукол (Тэта, Вова, папа, мама). Картинки с их


изображениями дарят детям, которые они наклеивают в свои тетради.

В речь детей .вводятся односложные, двух-трех, а затем и четырехсложные слова с закрытыми и открытыми слогами из правильно произносимых звуков с ориентированием на классы слоговых структур.

Организация логопедических занятий

Для речевого и интеллектуального развития ребенка необходимо определить специальные психолого-педагогические условия, соответствующие выявленным особенностям речевого развития детей данной группы. К таким условиям относится содержание, методы и организационные формы обучения.

Данными обучающего эксперимента подтверждено, что наибольшую результативность в обучении детей со вторым уровнем речевого развития можно достигнуть на занятиях с 1-2-мя детьми (первые два месяца обучения). Это объясняется тем, что дети гораздо лучше воспринимают задания, новый материал тогда, когда он обращен непосредственно к нему. Ребенок еще не в состоянии распределить свое внимание на несколько объектов, удержать в памяти несколько словесных инструкций.

Индивидуальная форма работы в первые месяцы обучения является более эффективной, если продолжительность занятий не превышает 10-15 мин.


Спустя 2 месяца дети объединяются в подгруппы из 2-3 человек, а занятия продолжаются 15-20 минут.

Во втором полугодии, когда дети уже привыкли слушать и слышать логопеда, целенаправленно выполнять невербальные и вербальные задания, состав подгрупп увеличивается до 4-5 детей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.