Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста 12 страница



Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи. Они способствуют развитию чувства ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психическое состояние детей. Чтобы игра достигла поставленной цели, необходимо учитывать ее характер и время проведения. Так, например, после занятий физическим трудом (работа на участке) лучше поиграть в спокойные малоподвижные игры. Эти игры могут быть направлены на развитие ориентировки в пространстве, развитие внимания, памяти, сообразительности. После подвижных игр хорошо переключиться на умственную работу (занятия математикой,      упражнения на формирование грамматических конструкций и т.п.).

У детей с тяжелой речевой патологией недостаточно сформированы пространственные представления, с трудом формируются не только речевые, но и двигательные стереотипы. Все это требует определенной специфики проведения подвижных игр. Рекомендуется иногда обращаться к игровому материалу, предназначенному детям более младшей группы, адаптируя его, изменяя его с учетом особенностей работы в логопедических группах.




 


Прежде. Чем педагог предложит детям подвижную игру или упражнения с предметом, он должен

заблаговременно познакомиться с их элементами игры,

е поупражняться в тех движениях, которые им трудны.

Сам воспитатель принимает активное участие в игре, помогая, подбадривая, отмечая малейшие успехи тех, кто с трудом или частично справляется с заданием. Необходимо проявить терпимость к детям, которые не могут или не понимают и, в связи с этим, неправильно выполняют задания старшего. Каждый ребенок должен участвовать в игре, выполняя посильные для него игровые действия, по возможности стараясь подражать ведущему и товарищам выполнять действия вместе с педагогом. Важно, чтобы у детей появилась уверенность в своих силах.

После того, как большинство детей усвоит правила игры и им будут понятны задания ведущего, их можно объединить в группы для проведения игры.

Предлагаемые игры могут сокращаться, дополняться по усмотрению педагогов в зависимости от коррекционных задач каждого периода. Ниже приводится примерный перечень игр. которые можно рекомендовать воспитателю специальной группы для прогулки. (Игры разработаны и адаптированы логопедом детского сада Ленинградского района г. Москвы И.И. Ганн).


Спортивные игры

Игра «Не теряй равновесия»

Играющие становятся лицом друг к друг/ на

( расстоянии вытянутых рук. Стопы их сомкнуты. Подняв

руки на уровень груди, каждый поочередно ударяет партнера одной или обеими ладонями. Можно уклоняться от удара, неожиданно разводя руки. Кто сдвинется с места хотя бы одной ногой - проигрывает.

Игра «Кому достанется кегля»

На табурет ставятся кегли или булава. По обе стороны табурета в 8-10 шагах от него становятся двое играющих лицом друг к другу. По сигналу каждый бежит, стараясь первым схватить кеглю.

Игра «Тик-так-тук»

Ведущий говорит, обращаясь к детям; «Игра, которую мы сейчас проведем, требует внимания. Запомните и повторите слова «тик-так-тук». Дети несколько раз повторяют этот ряд слов. И только после этого ведущий продолжает: «Когда я дам один свисток. Дети первой команды скажут: ТИК. На два свистка вторая команда скажет: ТАК. ТУК,- скажет третья команда, услышав три свистка. Побеждает та команда, в которой участники будут реже ошибаться».

Игра «Совушка»

За несколько дней до проведения игры с детьми рассматривают картинку с изображением совы,


рассказывают о ее повадках. Проверяют, знают ли ребята названия насекомых, учат их имитировать движения птиц насекомых. Детям загадывают загадки о насекомых. А затем читают и разб1фают по вопросам стихотворение «Сова».

В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку сидит,

Да как полетит.

Ход игры. Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит на середину. Он будет изображать сову. Все остальные дети - жучки, паучки, бабочки, маленькие птички. По команде ведущего «День наступает - все вокруг оживает!» - все бегают по кругу. Совушка в это время спит (стоит в середине круга). Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает - все замирает!» - птички, жучки останавливаются и замирают. Совушка в этот момент «вылетает на охоту». Она высматривает тех, кто шевелиться или смеется, и уводит их к себе в гнездо - в. середину круга. Они же становятся совушками и при повторении игры все вместе «вылетают на охоту». Игра «Передача мяча по кругу»

Две команды выстраиваются в затылок друг другу. Выбирают капитанов, которые получают волейбольные мячи. По сигналу каждый капитан поднимает мяч над


головой, передает его стоящему позади и дальше, мяч переходит из рук в руки. Когда мяч возвращается к капитану. Он направляет его впереди стоящим (т.е. в обратном направлении). Когда мяч возвращается к капитану, то он поднимает его над головой. Выигрывает та команда, у которой мяч быстрее вернется к капитану.

Примечание. Вначале детей строят в общий круг и проводят игру со всеми. Когда дети усвоят все движения. Их делят на команды и проводят между ними соревнование.

Игра «Не перепутай» («Нос-ухо-лоб»)

Ведущий объясняет участникам правила игры: при слове «нос» нужно дотронуться до носа, при слове «лоб» -до лба и т.д. Когда дети усвоят правила, будут верно называть части лица, головы, то проводится более усложненный вариант игры.

Ведущий пытается запутать детей: «Нос-лоб-ухо!». Сказав «ухо», ведущий указывает пальцем на подбородок и т.д. Игра поможет закрепить детям названия различных частей тела, лица, головы, будет воспитывать внимание, быстроту реакции.

Игра «Найти себе пару»

Играющие становятся попарно в круг, водящий находится в его середине. По команде руководителя «Лицом к лицу!» игроки в каждой паре поворачиваются лицом друг к другу. По команде «Спиной к спине!» они


становятся друг к другу спиной. По команде «Меняйтесь в парах!» каждый ищет себе другого партнера В это время водящий старается стать с кем-нибудь в пару Тот, кто останется бег пары, становится водящим.

Игра развивает быстроту реакции, внимание, формирует понимание отдельных инструкций, умение удержать их в памяти и правильно выполнять. Играющим можно предложить и ряд других команд,

Игра «Узнай по голосу»

Игра развивает внимание играющих, их слуховое восприятие, помогает познакомить и сблизить детей.

Ребята становятся в круг. В середину встает водящий, глаза у которого завязаны. Дети идут по кругу вслед за педагогом, повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливаются. Педагог говорит:

Мы немножко поиграли,

А теперь в кружок мы встали.

Ты загадку отгадай:

Кто тебя позвал, узнай?

Педагог молча показывает на одного из играющих, который восклицает: «Узнай, кто я!» или «Назови меня». Водящий по голосу должен определить того, кто к нему обратился.


Игра «Салки в два круга»

Участники игры образуют два круга: один — внутренний, другой - внешний. Оба круга движутся в противоположных направлениях. По сигналу руководителя они останавливаются и все игроки внутреннего круга стараются осалить игроков внешнего круга, т.е. дотронуться рукой до кого-либо раньше, чем те успеют лрисесть. «Осаленные» дети встают во внутренний круг, и игра начинается сначала. Игра заканчивается, когда во внешнем круге останется мало игроков (4-6).

Игра «Нас не слышно и не видно»

Водящий с завязанными глазами садится на траву (пенек). Остальные располагаются по кругу в 20 шагах. Тот из играющих, на кого укажет ведущий, начинает осторожно приближаться к водящему. Водящий, заслышав шаги или шорох, должен указать рукой направление, откуда эти звуки доносятся. Если он укажет направление верно, от сменяет водящего. Победителем окажется тот, кто сумеет приблизиться к водящему, дотронуться до плеча, а потом назвать по имени. Водящий должен по голосу узнать товарища. Игра способствует развитию слухового восприятия, памяти.

Игра «Найди флажок»

На небольшом участке (участок, где много кустов, деревьев) ведущий прячет несколько флажков в таких местах, где их не сразу можно найти, но ветками и травой





не прикрывают. На поиски флажков отводится 15 мин, после чего подается сигнал и каждый, кто нашел флажок, несет его к педагогу. Выигрывает тот, кто принесет больше флажков.

Вариант: принеся флажки, играющие говорят, где и как они их нашли. Точно так же можно прятать любую игрушку в помещении и на прогулке. В данной игре можно усложнить и речевую задачу. Если ребенок найдет сразу два предмета1 он может составить простое предложение с однородными членами: «Вот утка и петух», «Катя, неси утку и петуха», «Вот кубик и домик», «У меня кубик и домик» и т.д.

Игра «Передай - садись»

Играющие разбиваются на несколько команд по 5-6 человек в каждой, выбирают командиров и выстраиваются у черты в колонны по одному. Впереди каждой колонны лицом к ней на расстоянии сначала 4. потом 5-6 шагов становятся капитаны. Капитаны получают по мячу. По сигналу каждый капитан бросает мяч первому игроку в своей колонне. Поймав мяч, игрок возвращает его капитану и садится на скамеечку. Капитаны бросают мяч вторым, потом третьим игрокам и т.д. Каждый из них, вернув мяч капитану, садиться. Получив мяч от последнего игрока команды, капитан поднимает его еверх, а все игроки его команды вскакивают. Выигрывает команда, капитан который первым поднял мяч.


Игра «Передача мяча по кругу»

Две команды выстраиваются в затылок друг другу в два отдельных круга. Каждая команда выбирает капитана, который получает большой мяч. По сигналу капитан поднимает мяч над головой и передает его назад. Мяч переходит по кругу из рук в руки. Когда мяч дсйдет до капитана, тот направляет его вперед, т.е. в обратном направлении. Выигрывает команда, у которой мяч ни разу не упадет и быстрее вернется к капитану.

Усложненный вариант игры.

После того, как мяч вернется к капитану, все по команде капитана поворачиваются спиной к центру круга и передают мяч из рук в руки направо, затем все поворачиваются лицом к центру, и передают мяч в обратном направлении. Когда мяч возвращается к капитану. Он поднимает его над головой. Сначала воспитатель проводит игру, построив всех в один общий круг. Когда играющие усвоят правила игры (как передавать мяч. Когда и как поворачиваться), воспитатель делит их на две команды и проводит соревнования между ними. Чтобы дети лучше усвоили задание, необходимо не только показывать, но и называть каждое движение,

Игра «быстрей шагай»

Играющие строятся в одну шеренгу. Спиной к играющим на другой стороне площадки стоит водящий. Водящий-педагог четко говорит: «Быстрей шагай, смотри


не зевай: Стоп!». Пока он произносит эти слова, дети стараются быстрым шагом приблизиться к водящему. При команде «Стоп!» они должны замереть на месте. Тот. кто е успеет остановиться, возвращается на свое место. Произнеся команду, водящий быстро оглядывается и следит за тем, как ребята выполняют правила игры. Так играют до тех пор. Пока кто-нибудь не «запятнает» водящего раньше, чем тот успеет оглянуться. Тот, кто осалит водящего, становится победителем. Игру можно усложнить. После того, как осалят водящего, тот бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.

§ 3. Работа с родителями

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе логопеда, воспитателей и родителей. В настоящее время в логопедической практике существуют стабильные формы работы с родителями. Которые являются достаточно эффективными. Первая организованная встреча логопеда с родителями проводится в конце сентября. На этом собрании логопед освещает в доступной форме следующие вопросы:

1. Необходимость специально направленного обучения детей в условиях логопедической группы.


2. Анализ результатов психолого-педагогического обследования детей.

3. Организация работы логопеда и воспитателя в течение года.

4. Информация о содержании логопедических и воспитательских занятий в первый период обучения.

На этом собрании полезно предоставить родителям возможность прослушать магнитофонные записи речевых высказываний детей при первичном обследовании.

Опыт общения с родителями показывает, что их отношение к речевым дефектам детей неоднозначно: одни видят лишь недостатки произношения отдельных звуков (р, л, с, ш), другие считают, что все «само исправится к школе» и лишь под давлением специалистов они привели ребенка в группу. Поэтому особое значение приобретает первая беседа логопеда, когда он должен в доступной и убедительной форме рассказывать и показать (используя образцы письменных работ учащихся с дисграфией) негативное влияние недостаточно сформированной речи на процесс овладения детьми грамотой. При этом необходимо подчеркнуть мысль о том, что именно раннее выявление речевой патологии и оказание детям своевременной помощи поможет предупредить затруднения при обучении в школе. Тем самым логопед обосновывает необходимость открытия и существования дошкольных логопедических групп.


Далее он рассказывает об особенностях речевого развития каждого ребенка, подчеркивая сильные и слабые стороны, обращая внимание родителей на возможные осложнения в процессе коррекционного обучения.

Большое внимание уделяется освещению вопросов, связанных с организацией жизни детей в условиях специального детского сада. Родители должны знать режим работы в группе, требования к детям на протяжении всего времени пребывания в саду. Раскрывая задачи и содержание логопедических занятий. Логопед знакомит (выборочно) с приемами педагогического воздействия, необходимыми для осуществления дифференцированного подхода к каждому ребенку. Особо логопед отмечает роль родителей в комплексе психолого-педагогических мероприятий:

а) единство требований к ребенку;

6) контроль за выполнением заданий;

в) помощь в оформлении тетради ребенка, игр, дидактического материала;

г) активное участие во всех мероприятиях. проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия. Праздники, родительские собрания, оформление групповой комнаты, стендов для родителей и т.д.).

Таким образом, логопед создает установку для включения родителей в коррекционный процесс.


На протяжении учебного года систематически проводятся констультации для родителей. Логопед показывает приемы индивидуальной коррекционной работы с ребенком, подчеркивает его трудности и успехи, подсказывает, на что необходимо обратить внимание дома. У каждого ребенка имеется своя тетрадь, где фиксируется содержание логопедической работы. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т.д.). Тетрадь всегда должна быть аккуратной и хорошо оформленой. Это также один из моментов педагогического воздействия.

Рекомендуется провести цикл бесед для родителей по тематике, связанной с особенностями воспитания и обучения детей.

Примерные темы бесед:

1. Речевые нарушения и причины их возникновения.

2. Психологические особенности детей с системными нарушениями речи.

3. Краткие советы родителям, имеющим детей с общим недоразвитием речи первого уровня. Воспитание и обучение ребенка с общим недоразвитием речи.

4. Учите детей наблюдать.

5. Что делать, если у ребенка плохая память?




6. Как развивать слуховое восприятие у детей.

7. Подвижные игры в системе коррекционной работы.

8- Игра - лучший помощник в занятиях с детьми

( дома.

9. Нужно ли родителям спешить с обучением детей чтению?

10. Как учить запоминать стихотворения?

11. Как и что читать детям с общим недоразвитием речи?

12.Игровые упражнения, развивающие мелкую моторику ребенка.

13. Труд - важнейшее средство коррекционно-воспитательной работе с детьми дома

-14. Мы учим детей рассказывать.

Полезным для родителей является посещение открытых занятий логопеда и воспитателя. Они проводятся систематически 1 раз в 2-3 месяца. Родители получают возможность следить за успехами детей, видеть их трудности в общении с товарищами, наблюдать за проведением режимных моментов, организацией игровой деятельности и т.д.

В середине учебного года проводится 2-е

родительское собрание. На нем подводятся итоги работы

за 1-ое полугодие. Кратко освещается динамика речевого

. продвижения каждого ребенка, определяющие задачи и


содержание занятий в последующий период обучения, требования к речи детей. Оценивается роль каждой семьи в системе комплексного воздействия. В это время логопед уже может дать прогноз конечного итога логопедической работы, сориентировать родителей в отношении дальнейшего пребывания ребенка в детском саду или школе.

Третье родительское собрание планируется в конце года. На нем подводятся итоги всей коррекционной работы. Дается анализ повторного обследования речи детей, рекомендации к их дальнейшему обучению (в детском саду, в школе). Организуется торжественный выпуск детей, где каждый имеет возможность продемонстрировать свои успехи.

Рекомендации к оформлению стенда для

родителей

Раздел I. Развитие слухового восприятия у детей

1. Краткая вступительная часть о значении развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи.

2. Игры и игровые приемы; Игры:

а) «Где звенит будильник?» Любимый мишутка или зайка «прячут» будильник под шкаф, на полку, за


дверь и т.д. Ребенок должен найти источник звука, по возможности об этом сказать или показать!

б) «Какие часы тикают?» Ребенок должен

t определить, какие часы издают звук, маленькие или

большие и т.д.

Раздел II. Развитие мелкой моторики

1. Короткая вступительная беседа о значении развития мелкой моторики.

2. Игры и игровые приемы:

а) «Обведи по контуру» (обводить трафареты, изображающие различные предметы, штриховать, вырезать). Использовать в дальнейшем детские работы для игр в группе или дома;

б) «Вышивка» (по контуру вышивать на картоне простое предметное изображение);

в) «Накорми Цыпа и Цып-цыпа». Рис и пшено смешивают.

Цып любит пшено, а Цып-цып - рис. Ребенок в процессе игры сортирует крупу и кладет соответствующие зерна перед цыплятами (игрушками).


Раздел ///. Развитие внимания и памяти

1. Небольшая вступительная беседа о нарушении памяти у детей.

2. Игры, способствующие развитию внимания, памяти.

а) «Телевизор».

Рамка с изображением экрана телевизора поочередно накладывается на предметные картинки, которые могут быть подобраны по форме, цвету и т.д. или по определенной лексической теме и т.д. Количество картинок, которые ребенок должен запомнить, а потом воспроизвести в определенной последовательности, увеличивается постепенно (2-3-4-5...). Перед проведением игры взрослые должны убедиться, что названия картинок детям данной группы знакомы, они верно различают цвет, величину предметов... Предварительно задают вопросы. {Что это? Кто это? Какой?...)

Если речь детей ограничена, рассматривание картинок сопровождается конкретной, четкой речью взрослого, после чего ребенок отбирает аналогичные картинки из ряда Других картинок и предъявляет их ведущему.

Для игры могут быть использованы изображения с простым сюжетом. Так, составив короткие предложения по картинкам (из 2-3-х слов), ребенок запоминает, а потом воспроизводит их. Этот вариант полезен на этапе работы


над предложениями Ведущей произносит перед игрой' «Передачу начинаем. Телевизор мы включаем. Ты внимательно смотри, а потом нам расскажи». (О том, что видел, ребенок рассказывает любимой кукле, Мкшке,..).

б) «Угадай, чего не стало?»

в) ((Угадай, что прибавилось?»

г) «Кто больше увидит предметов на каргпинк<5?я и т.д.

Раздел IV. Развитие речи

Для записи домашних заданий логопеды используют карточки из плотной бумаги размером примерно 10 х 15 см. Тексты небольших стихотворений, рассказов, упражнений, описания игровых приемов и игр подобраны с учетом уровня речевого недоразвития и соотаетствующей программы по коррекционно-воспитательной работе с детьми. Родителям предлагается внимательно ознакомиться с содержанием текста карточки, переписать его в тетрадь, подобрать и наклеить (нарисовать) соответствующие картинки.

На примере лексической темы «Одежда» можно проследить за тем, как оформляется материал для домашних заданий и познакомиться с примерным его содержанием.


Чтобы привлечь внимание родителей к занятиям по данной теме, к объему лексического материала, который необходимо усвоить детям, оформляется ширма.

Материал для ширмы: «Знакомим детей с темой «Одежда».

Уважаемые родители, проверьте, запомнили ли ваши дети названия предметов одежды и могут ли ее назвать самостоятельно. Обратите внимание на точное употребление следующих слов ; шуба - пальто - плащ; куртка - комбинезон; сарафан - платье - юбка: рубашка -блузка - кофта; свитер - безрукавка; брюки - шорты -костюм - пиджак; пижама - ночная рубашка и т.п.

Ребенок должен принести сначала плащ, а потом пальто, то есть запомнить, в какой последовательности названы предметы и правильно выполнить просьбу взрослого. После того, как ребенок принесет вещи: еще раз спросите. «Что ты принес? Как называется эта вещь ?»

Взрослый благодарит ребенка: «Спасибо, ты мне помог (лэ)». Если ребенок справляется с подобными заданиями, их можно усложнить.

А теперь помоги, пожалуйста, убрать на место эту одежду. Слушай внимательно и запоминай, что тебе надо сделать:

Шарф пока повесь на спинку стула, а шарфик отнеси в прихожую и положи в рукав шубки. Шапку

291


положи на столик около зеркала. Пожалуйста, вспомни и скажи, что тебе надо сделать сначала? А потом?

Если ребенок забыл, что ему надо сделать, задайте дополнительные вопросы:

Куда отнесешь шапку? Что надо положить на столик возле зеркала? И т.д.

Дети должны знать названия деталей, частей одежды. Проверьте, как они их запомнили.

Предложите показать воротник зайкиной рубашки и назвать его. Затем показать воротники мишкиной и зайкиной рубашек и назвать их (Что это?).

Можно спросить: «У моего платья есть рукав? Покажи его. Что это? (Рукав). Где у твоего платья рукава? Где карманы? Что это (Карманы). А на моем платье есть карман? Что это? и т.д. (Манжеты(а), пуговица(ы), петля(и), пояс(а), пряжка(и) и т.д.) Что ты испачкал? (Манжеты)...»

Дети должны иметь представление о назначении одежды, знать, в какое время года какую одежду носят (зимняя, летняя, верхняя одежда) и понимать, почему предметы одежды так называются: (шубу носят зимой -это зимняя одежда. Зима - зимой - зимняя. Осень - осенью - осенняя одежда и т.д.).

Чаще задавайте детям вопросы: Какая? Какой? Какое?


По ходу выполнения разных домашних дел (стирка, шитье, починка одежды взрослыми} и посильной помощи ребенка родителям (может постирать носочки, платочки, погладить колготки, пришить пуговицу и т.д.) необходимо постоянно задавать вопросы:

Что ты делаешь? (Стираю)

Что ты сделал? (Постирал)

- А теперь, - предлагает мама,- угадай, что я сделаю? (Мама отжимает белье, вешает, сушит, гладит...)

Затем просит: «Покажи, как ты намыливаешь платок. Молодец! Очень хорошо намыливаешь. Что ты делаешь? Что еще можно намылить?»

- Вспомни, когда ты приходишь с улицы у тебя грязные... (Что?) Руки и т.д. Ты берешь мыло и (что делаешь?) Покажи, как ты это делаешь? И т.д. (Вопросы задайте по-разному. Точные ответы на них требуют особого внимания, собранности детей),

Приучайте детей правильно употреблять слова-действия (глаголы) «надеть» и «одеть». А для этого прежде всего последите за собой, проверьте, правильно ли вы употребляете слова «надеть на себя», «одеть кого-то». (Таня надевает кофту, Таня одевает Оле кофту и т.п.).

Собираясь с ребенком на прогулку, предложите ему выполнить разные задания: повесить халатик на спинку стула, снять пальто, шапку (развязать, завязать, сложить,


отряхнуть, очистить щеткой). Следите за точным исполнением ваших просьб. Если ребенок понимает и правильно выполняет ваши задания,, задавайте ему вопросы: «Что ты делаешь? Что ты уже сделал?» И т.д.

Если вы собираетесь на лыжную прогулку или на прогулку в дождливый осенний день, попросите ребенка напомнить вам, какая одежда (обувь) ему нужна и почему. Надев платье или нарядный фартук, предложите ребенку угадать, что вы собираетесь делать. (Готовить обед, идти в гости и т.п.) Эти и подобные вопросы будут не только способствовать накоплению, активизации словаря детей, их речи. но и развивать внимание, сообразительность.

Тем, кто сам шьет, вяжет, будет нетрудно помочь ребенку запомнить и, по возможности, правильно употреблять в речи слова-действия (глаголы):

Кроить - скроить, шить - сшить, пришить к ... рукав, воротник, пуговицу, пришить - оторвать, подшить - зашить, ушить, вышить, вязать - связать -распустить ... вдеть нитку в ушко иголки, завязать узелок и т.д. Быстрее, точнее усвоить предложенный словарь помогут игры; «Сошьем Мишке штанишки», «Свяжем Кате шарфик».

Предложенный словарь дети могут усвоить только в процессе действия с предметами, при неоднократном его повторении,постепенно.


Дети должны уметь рассказывать о своей одежде.. называть части одежды, их форму, размер, признаки. Например: Это что? - Платье. Какое оно по цвету? -Синее. Оно сшито из шерсти.. Как можно назвать такое платье? - Шерстяное. Шерстяное платье носят летом? - Нет. - В какое время soda носят шерстяное платье? -Зимой. Как можно назвать платье, которое носят зимой? - Зимнее.

А теперь все вспомни и расскажи о своем платье (вспомни цвет, материал, из которого оно сшито, в какое время года его носят?) - Так какое твое платье? (Синее, шерстяное, зимнее).

В зависимости от ' вопросов, которые задает взрослый, ребенок после рассматривания той или иной одежды называет и другие ее признаки (новое, чистое, грязное, красивое, мягкое, теплое, пушистое, вязанное, сшитое, узкое, широкое, клетчатое, полосатое, с отделкой, нарядное, праздничное и т.д.).

На первых этапах работы не рекомендуется предлагать ребенку запоминать, повторять более 3-4 признаков. Постепенно количество признаков, которые ребенок должен назвать. запомнить, а потом последовательно их воспроизвести, увеличивается до 5-ти и более.

Нужно приучить ребенка самостоятельно, аккуратно, быстро одеваться, застегивать пуговицы,


зашнуровывать ботинки, завязывать бантики. Сначала дети учатся застегивать пальто куклы, завязывать у нее на голове бант, заплетать кукле косички, зашнуровывать и расшнуровывать специальный игрушечный башмачок, зашивать дырку, пришивать пуговицу, плести из полосок бумаги коврики, корзинки.

Тренировочные упражнения для пальчиков постепенно помогут детям быстро и легко справляться со своей одеждой и не отставать от сверстников, когда они спешат на прогулку или возвращаются с улицы в детский сад. В дальнейшем крепкие, ловкие детские пальчики не будут доставлять ему хлопот при обучении рисованию, письму...

Обучая ребенка тем или иным действиям (развитие мелкой моторики), нужно проверить, правильно ли он называет их, может ли точно ответить на ваши вопросы: Что ты делаешь? Что ты сделал? Что ты будешь делать?

Так, взяв ленту и куклу, задайте такой вопрос: Какое действие мы будем учиться выполнять? Завязывать и развязывать (бант), заплетать и расплетать (косу).

Полезно провести игру: «Угадай мое действие». {Постепенно ребенку придется привыкнуть к словам «предмет», «действие», почувствовать, что они обозначают, и если взрослый по ходу различных игр с ребенком будет пользоваться словом «действие», но


«ляжет на слух» ребенку, станет привычным и, благодаря практической деятельности, будет осознано).

В игровой форме можно воспитывать аккуратность и вкус. Ребенок одевается, он берет приготовленную им с вечера одежду со стула. На стуле, кроме платья и трусиков, лежат 2-3 пары носков разного цвета и разноцветные ленты. Дополнительные носки и ленты положили на стул, когда ребенок уснул. Взрослый спрашивает: «Какого цвета платье ты надеваешь? (Синее).- А какого цвета носки тебе хочется сегодня надеть? Почему ты решила надеть белые носки? (Если ребенок взял белые носки). Можно помочь; К синему цвету подходит (какой цвет)? - А ленту какую возьмем? Почему? И т.п.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.