Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 7 АЮРВЕДА - ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ИНДИЙЦЕВ



Глава 7 АЮРВЕДА - ПСИХОСОМАТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА ИНДИЙЦЕВ

В одной из своих лекций, прочитанных в Университете Джона Гопкинса, д-р Генри Циммер дает превосходное краткое описание индийских представлений о человеческом теле: "На протяжении всей истории индийской мысли индуистское понимание человеческого тела характеризуется верой, что тело человека, как и вся вселенная, есть проявление божественной субстанции и энергии. Основные силы и потенции, пребывающие в организме, дающие ему жизнь и поддерживающие процессы в нем, суть микрокосмические соответствия сил, пронизывающих тело и поддерживающих его посредством различных противодействующих либо сотрудничающих видов активности. Верующий индус, отправляющий тантрический ритуал, научен видеть в себе в этот момент не обычное существо, чьи обязанности он исполняет и чью роль играет в обыденной жизни, но микрокосмическую совокупность божественных космических сил. Осознает он это, углубляясь в медитацию. Он культивирует чувство причастности к вечно присутствующему собранию божественных энергий в рамках своего бренного бытия, пробуждая их из спящего состояния с помощью ритуальных жестов, молений и заклинаний".

Итак, индиец видит в микрокосме тела часть макрокосма Изначальной силы, а потому и его подход к проблемам здоровья должен несколько отличаться от западного.

Согласно аюрведе, индийской "науке о жизни", болезни - не только физиологическое, но и психологическое явление. "Физиологические и психологические аспекты активности настолько переплетены в человеке, что для индуса отдельная область физиологии, знать не знающая о психологии, была бы топорной и не заслуживала бы звания науки" - писал 1905 году д-р С. М. Митра, первый аюрведический врач, имевший врачебную практику на Западе. Как пишет д-р Митра, "Врач-индус не верит, что можно побороть болезнь болезнью, яд - другим ядом или возбудитель - возбудителем. Лечение для него - это устранение, но не подавление". Аюрведические врачи убеждены в возможности использования природы как превосходного целителя. Они знают, что самые распространенные болезни связаны с нервными истощениями. К примеру, если клетки мозга изношены, эти врачи не будут пытаться восстановить их жизнеспособность, а пробудят тысячи до сих пор неиспользовавшихся клеток тела и заставят их взять на себя функции истощенных. Но все же лучше предотвращать болезни, чем бороться с ними. Поэтому йога увеличивает долговечность нервных клеток с помощью обильного снабжения их кровью во время "растяжек" и массажа.

В ширшасане (стойке на голове) под воздействием силы гравитации к мозгу направляется дополнительное количество крови. В сарвангасане, поскольку мы стоим на лопатках и задней части шеи, хорошее кровоснабжение получает щитовидная железа. Улучшение кровотока в различных зонах тела достигается также посредством особых задержек, так называемых замков. Например, в сарвангасане каротидные железы контролируются с помощью шейного замка.

Аюрведе и йоге по-прежнему есть чем поделиться с Западом. Западная система медицины происходит первоначально от арабов, которые в VII веке вошли в контакт с индийцами. Многие индийские медицинские трактаты были переведены на арабский. Первые европейские алхимики (они же и первые химики) были арабами, а европейская медицина до XVII века практически основывалась на индийской. Имя знаменитейшего врача индийской древности, Чараки, неоднократно встречается в латинских переводах арабских трудов Авиценны, Серапиона и Разеса. Интересно, что многие из латинских названий частей тела, по-видимому, производны от санскритских:

А из средневекового йогического трактата Шива-самхита мы узнаем, что индийцам было известно о делении тканей цен-тральной нервной системы на серые и белые. Поскольку гуморальная теория индийцев похожа на аналогичную теорию Гиппократа, европейцы предположили, что индийцы позаимствовали ее у греков. Но как такое может быть, если гуморальная теория упоминается еще в Ригведе, составленной за много веков до Гиппократа? И в наши дни Восток может дать еще очень многое, в том числе и в плане медицинских теорий. К примеру, индийцы долго изучали рак и утверждали, что лечение его заключается только в его предотвращении. Следует воздерживаться от употребления свинины и недожаренного мяса (помимо этого, рекомендуется ежедневный прием ананасного сока, меда или пищи, приправленной кардамоном).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.