|
|||
Глава 3 ФИЛОСОФИЯ ЙОГИГлава 3 ФИЛОСОФИЯ ЙОГИ Эта книга представляет собой прежде всего пособие по йогическим позам, дыхательным упражнениям и медитации в хатха-йоге для достижения превосходного здоровья и умиротворенности ума и тела. Однако краткий экскурс в философию и формы йоги ей нисколько не повредят. Читатели, более заинтересованные практической стороной книги, могут сразу перейти к описанию упражнений и комплексов, оставив эту часть для "факультативного" чтения. После освоения упражнений они сами начнут интуитивно ощущать, если можно так выразиться, окончательную цель всех форм йоги, и в особенности хатха-йоги. Читатели, которые предпочитают сначала изучить теорию, а затем переходить к практикам, должны пока принять на веру утверждение, что в хатха-йоге содержатся основные элементы всех остальных форм йоги. Теперь вы понимаете, почему хатха-йоге всегда уделяется такое повышенное внимание. Один из основных постулатов философии йоги состоит в том, что любое представление, не подтверждаемое опытом, остается чисто спекулятивным допущением. Поэтому границы нашего знания определяются ограниченностью нашего психического и телесного опыта. Верно, что западная наука расширила возможности нашего чувственного восприятия благодаря изобретению микроскопов, сейсмографов, счетчиков Гейгера и т. д. Выстреливая атомы ионизированного водорода в мощном магнитном поле трубы циклотрона, ученые создают "вселенные в миниатюре", которые принимаются как точные копии "большой" вселенной. Однако индуистские философы утверждают, что чувственное знание, это "внешнее познавание", ограничено знанием проявлений.(В индуистской философии всё проявленное - это майя). Поэтому наше интеллектуальное знание конечно и дает только крохи истины. Индуистские мыслители объявили, что "внешнее знание" есть "частичное знание". Такое знание не есть тотальный опыт, то есть полное знание о чем-либо. Поэтому, продолжают они, единственный способ познать нечто, скажем яблоко, - как снаружи, так и изнутри, это отождествиться с ним, быть с ним единым. Тогда мы полностью переживаем и знаем яблоко во всех его взаимосвязях с остальной вселенной. Мы едины с яблоком, и у нас есть истинное знание его. Мы отождествились с яблоком и знаем о нем больше, чем если бы мы только разглядывали его с внешней точки зрения - с точки зрения "внешнего познавания" с использованием наших органов чувств, усиленных приборами. Теперь становится более понятным значение санскритского слова "йога", однокоренного английскому yoke - отождествление себя с предметом, всем космосом или Самостью посредством единения. Отождествление или единение с божественным называется самоосуществлением. В этом - путь христианских святых, таких, как Хуан де ла Крус или Тереза Авильская. Цель йоги - превзойти, наподобие святых, ограниченность грубого физического "Я" и прийти к самоосуществлению, то есть пониманию и осуществлению, своего тонкого "Я". Мы наслышаны о существах тонкого мира, например ангелах, которые знают всё. Согласно философии йоги, мы в силах превзойти ограничения своего сознания и воспринимать все вещи, о которых наши органы чувств дают нам еле уловимые намеки. Кстати, культивирование сверхчувственного восприятия является неотъемлемой частью более высоких форм йоги. В хатха-йоге подобные принципы используются для управления различными внутренними органами нашего тела, которые в повседневной жизни не получают никаких нагрузок. Для западного человека осознанное управление работой собственной печени (без применения медикаментов и технических устройств) является таким же "паранормальным" явлением, как и телепатия. Связка разум-тело начинает работать по новым законам, совершенствуя обе составляющие. И, как следствие, последователь данной формы йоги способен сохранять телесное и душевное здоровье и ощущение молодости в течение всей жизни. Конечной целью всех форм йоги является познание Самости. Существует шесть разных методов этого познания: o Санкхья, или космологический метод, требующий применения интеллекта. Древние мудрецы утверждали, что лучшие из них - веданта и йога. Веданта - это философия, с которой впервые ознакомил Америку Свами Вивекананда. Ныне она обрела ряд последователей и сторонников среди писателей Калифорнии, например Олдоса Хаксли, Джералда Харда и Кристофера Ай-шервуда. Веданта показывает нам окончательную цель нашего познавания, тогда как йога предлагает нам путь к прямому переживанию того, что стоит познавать. Формы йоги неисчислимы, и это вполне естественно. Ибо коль скоро весь космос есть Высшая Истина, то любой его аспект можно использовать как средство для его достижения. Такая точка зрения в йоге является основополагающей. В хатха-йоге, в частности, объектом внимания оказывается тело и его здоровье. Ее последователь должен медитировать на определенной части тела, скажем, на кончике носа или на центре лба, либо на внешнем предмете. В качестве внешнего предмета чаще всего выбирается фотография или пламя свечи. Благодаря этому подходу развивается более отчетливое осознание работы тела и достигается полная власть над ним.
|
|||
|