Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава 4 ФОРМЫ ЙОГИ



Глава 4 ФОРМЫ ЙОГИ

Существует множество путей к Высшему Духу или Высшей Истине (ведь в конечном счете всякая форма знания есть форма йоги) и, следовательно, возможны неисчислимые формы йоги. Однако в наши дни ярко выражены только девять из них.

Во-первых, это хатха-йога, которая получила наибольшее распространение. Согласно стихам из Горакша-самхиты и Хатха-йога-прадипики, "Слог ха соответствует солнцу, а слог тха - луне; поэтому сопряжение вместе солнца и луны есть хатха-йога". Названная пара противоположностей, которая ассоциируется у человека с теплым аспектом - солнцем и прохладным аспектом - луною, присутствует во всей вселенной. В наших телах тоже есть положительные и отрицательные аспекты, представленные и на грубом, и на тонком уровнях. В тонком теле они проявляются как два потока внутри позвоночника, вдоль которых наше восприятие перемещается от тонкого сплетения в нижней части позвоночного столба (муладхары, четырехлепесткового лотоса) до нервного сплетения на вершине головного мозга (сахасрара, тысячелепестковый лотос). Их можно видеть на рисунке 1. Отрицательный поток течет по левому каналу, иде, а положительный - по правому, пингале (рис. 1). В нашем грубом теле, как утверждали древние, отрицательный поток представлен дыханием, которое охлаждает, а положительный - пищеварением, которое согревает тело. Найти точку совершенного равновесия между этим положительным и отрицательным воздействием на тело - значит решить основную задачу хатха-йоги.


Рис.1
Положительные и отрицательные потоки тонкого тела, циркулирующие внутри позвоночного столба.

В некоторых религиях такое равновесие символизируется шестиконечной звездой, полученной наложением двух равносторонних треугольников. Этот знак символизирует человека, достигшего состояния йоги, то есть единения, - иными словами, Богочеловека. Достигая равновесия, йог получает способность сосредоточиваться на любой отдельной области тела и погружать в нее все свое внимание. Например, он может направить свое внимание к легким, пока осознание его не сведется к единственному: "я есмь мои легкие".

Подобным образом, он может осознавать любой нервный центр в своем теле, вплоть до осознания двух жизненных потоков, поддерживающих в нем жизнь. Научившись контролировать их посредством хатха-йоги, он обретает жизненную силу и крепкое здоровье. Но если распространить свое осознание вширь, за пределы тела, выяснится, что во вселенной тоже есть своя полярность и ритм и что они и составляют саму жизнь всего сущего! Вот почему индийцы, выражаясь символически, говорили, что всё на свете, в том числе цветы, камни, небесные тела и мы сами, - всё это проявление Натараджи, то есть Шивы как танцующего Бога. Йоги неизменно называли Натарад-жу Богом одновременного и постоянного творения и разрушения во вселенной. Процесс проявления и разрушение материи является одной из основ индийской философии и науки. Я уже отмечал, что у наших тел есть два полюса. Отрицательный полюс - это основание позвоночного столба, а положительный - верх головного мозга. Между ними по позвоночнику протекает ток сверхвысокой частоты, который является основой жизни. Подобным "током" жизни пронизана вся наша вселенная. Как только творческое первоначало изменяет свою первоначальную форму, оно сразу же распадается на две противоположности. - отрицательный и положительный полюса. Между полюсами протекает своего рода пульсирующий ток, который и порождает жизнь. Основа жизни внутри человека - это то, что он зовет своим "Я". Это "Я", или Самость, есть изначальная форма, и она существует вечно! Человек бессмертен. Умирает только грубое тело, которое является не более чем проявлением Самости на вещественном уровне.

Человек, который по ходу своей эволюции обрел вещественную оболочку и "создал" свои органы чувств, для того чтобы воспринимать разнообразие форм, и мозг, чтобы понимать себя, и есть та самая "первая материя, начавшая себя созерцать".

Хатха-йоги убеждены, что с помощью надлежащих расслабляющих поз, систем дыхания и должной медитации они смогут переживать Изначальную силу, которая, разделившись на две связанные между собой противоположности, и привела к появлению человека. Более того, они убеждены в осуществимости дальнейшей эволюции. На верхнем конце позвоночного столба в процессе эволюции у человека развился совершеннейший (в сравнении с другими живыми существами) мозг. Теперь давайте задумаемся над интересной мыслью: можно ли и другие части нервной системы развить и превратить в своего рода "мозг"?

Оказывается, такая возможность существует! Современная медицина подтверждает, что если поврежден или перерезан в теле какой-либо важный нерв, то его функции часто берет на себя другой. Йоги давно понимают этот принцип и реализуют его на практике, направляя свое внимание на различные части нервной системы и со временем развивая их. В теле йога возникают "дополнительные" отделы мозга, и его организм достигает более полного самоосознания.

Как я уже отмечал, в йоге существует девять основных форм.

1. Хатха-йога - йога самоосуществления посредством здоровья и силы.
2. Раджа-йога - царственный путь самоосуществления.
3. Джняна-йога - путь к самоосуществлению через мудрость.
4. Крийя-йога - система самоосуществления посредством пранаямы и сосредоточения.
5. Мантра-йога - йога тайных высказываний.
6. Янтра-йога - йога мистических диаграмм, на которых изображаются главные формы сущего.
7. Лапя-йога - йога слияния.
8. Кундалини-йога - йога пробуждения таинственной силы (кундалини).

Бхакти-йога - йога самоосуществления через любовь.
Хатха-йога не только тренирует мышцы и учит правильно дышать, но и с первых же шагов решает на первый взгляд невозможную задачу - массаж внутренних желез. Затем следует освоение контроля за их работой. А конечной целью является полный контроль всего организма. Конечно, это не должно особо занимать моих нынешних читателей, поскольку только те из хатха-йогов, которые желают продвигаться далее в своей науке, превращают это в самоцель. Но на самом деле хатха-йога есть подготовка ума и тела, через обретение мощного здоровья и ощущения молодости, на пути к высшим формам йоги.

Вторая форма йоги - раджа-йога, то есть царственная йога. Как сказано в Хатха-йога-прадипике, хатха-йога преподана только для того, чтобы познать раджа-йогу, ибо последняя и есть вершина системы йоги, а прочие формы - лишь подготовка к ней. Царственная форма йоги включает в себя основные части всех остальных форм, но далеко ими не исчерпывается. Она учит, что все мы - пленники деятельности ума, подверженного настроениям и эмоциям. Но она также учит, что только интеллект может быть орудием нашего освобождения. Когда успокаиваешь сумятицу помыслов, достигаешь сверхчувственного восприятия, начинаешь воспринимать единство всего сущего. Смиряя свои органы чувств, раджа-йог достигает совершенного контроля над внешними и внутренними способностями и обучается различать Себя и не-Себя. Отстранившись от всех связей с миром, йог достигает самадхи (ср. в Библии "мир, иже превосходит всякое разумение") и становится поглощенным в бесконечности. В этом состоянии вся вселенная в прошлом, настоящем и будущем сливается воедино. Тело становится невосприимчивым к зною, стуже и болезням. Можно в течение длительного времени обходиться без еды, питья и даже воздуха.

Освобожденный ум, избавившийся от тела, странствует по своей воле, и любое знание открывается ему. Упражняясь в раджа-йоге, многие обрели знание сфер (бхувана-джняна) и знание о звездах (jnapa-въюха-джняна). Другие формы знания, обретаемые с помощью этой йоги, называются высшим видением (сиддха-даршана), избавлением от голода и жажды (кшут-пипаса-нивритти) и знанием различных частей тела (кая-вьюхаджняна).

Третья форма йоги - джняна-йога, или йога интеллекта. Это йога ученого. Благодаря самоанализу человек постигает Изначальную силу, отличающуюся от всех вторичных форм, и сливается с нею.

Четвертая форма йоги - крийя-йога. Это система, которая учит, как высвободить силу кундалини (дремлющую силу) с помощью некоторых приемов, заключающихся в дыхании, медитации и сосредоточении, выполняемых слаженно и одновременно. Изучать эту форму йоги следует под руководством гуру (учителя).

В основе мантра-йоги лежит ритмичное повторение звуков, которые оказывают реальное физическое воздействие. Например, можно вдребезги разбить оконное стекло звуком, если частота его равна частоте внутренних колебаний стекла. Роте солдат, когда она переходит через мост, приказывают разбить шаг. В этой йоге ум и тело тренируются с помощью йо-гического дыхания и повторения слов и фраз, подбираемых на основе ритмического воздействия. Она особо привлекательна для поэтов, ораторов и певцов. В этой йоге учат, что слова гневные или уродливые сами по себе вредоносны для человеческого организма (в силу негативного воздействия соответствующих им вибраций), тогда как слова любви и счастья благотворны. На философском уровне мантра-йога учит, что реальность можно постичь только за пределами слов и образов, которыми описывается проявленный для нас мир.

Подобным образом янтра-йога использует мистические диаграммы, изображающие основные формы сущего (янтры), а лайя-йога применяет упражнения хатха-йоги совместно с практикой воздержания, духовного уединения и глубокого сосредоточения. В этой йоге особое внимание уделяется "вслушиванию во внутренний звук" (нада-анусандхана-видхи). Этот процесс описан прекрасными словами Надабинду упанишады: "Сидя в позе достижения и удерживая жест распространения (то есть держа глаза широко раскрытыми и не моргая), пусть йог постоянно слушает-внутренний звук своим правым ухом. Если непрестанно упражняться в этом, то внутренний звук заглушит все внешние. Пусть тем, что принадлежит лично ему, (йог) одолеет всё внешнее и достигнет четвертого (непроявленного) состояния. Поначалу слышится много громких звуков, а затем постепенно воспринимаются всё более тонкие. Сначала звуки подобны шуму океана, грому, барабанному бою и реву водопада. Потом - звуку маленького барабана, колокольца или иного музыкального инструмента. Наконец они становятся подобны звону маленьких колокольчиков, флейте или жужжанию пчелы. Будет слышно много разных звуков, и они будут утончаться и утончаться. Даже когда слышны громкие звуки, подобные барабанному бою, пусть йог прислушивается к более тонким. Не следует позволять уму переключаться на грубые звуки с тонких или на тонкие с грубых, даже если это приятно. Нужно прилепиться к звуку, понравившемуся первым, и раствориться в нем. Ум, растворившийся в том звуке, позабудет обо всем внешнем, сольется со звуком, как молоко с водою, и наконец растворится вместе с ним в эфире сознания. Смиряя ум, постоянно упражняющийся йог станег безразличен ко всему остальному, кроме звуков, которые выводят его за пределы ума. Отложив все помыслы и старания, созерцая единый звук, его ум сливается со звуком".

Внутренний звук слышится тогда, когда ум притих, а жизненное дыхание перенесено в шестой центр. Совершенствующийся в лайя-йоге вскоре освобождается и от внутреннего звука, сливаясь с шабдой (метафизическим началом звука и слова). Именно о шабде говорится в начале Евангелия от Иоанна (1: 1-4): "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков". Библейское "слово" (логос) и индийская "шабда" - одно и то же. От этих звуков волосы встают дыбом, кружится голова. Рот наполняется слюной. Однако посвященный стойко следует избранным путем. Как пчела, опьяненная медом, безразлична к привлекшему ее аромату цветка, так и совершенный йог вскоре забывает о внутренних звуках, объявших его, и переходит к метафизическому началу, объединяясь с ним. И тогда в сердце своем он слышит всепроникающий звук, прежде не слыханный.

Именно в лайя-йоге есть методы, как пробудить энергию кундалини, свернувшуюся подобно змее и дремлющую в области между задним проходом и половыми органами (см. рис. 1), и затем поднять ее вверх по позвоночнику сквозь шесть нервных сплетений, к тысячелепестковому лотосу (точке на вершине головного мозга). В теле человека имеется одиннадцать пар черепно-мозговых нервов. Самый длинный из них - правый блуждающий нерв - соединяет мозг с солнечным сплетением, ниже которого находится кундалини-чакра. Выражаясь поэтичным языком наших древних текстов, цель ЙОГИ - пробудить силу этой змеи и поймать ее за хвост, когда она начнет подниматься.

Как правило, напряжение, возбуждение, страх и любовь мы чувствуем именно в солнечном сплетении, и именно эта область более всего страдает, когда у нас начинается рвота из-за отравления или ухудшения психического состояния. Я сам видел, как человека вырвало, когда он выслушал омерзительную историю.

Иногда такая неистовая рвота излечивала душевнобольных, что вполне доказывает наличие тесной связи между кундалини-чакрой и мозгом. Упражнения по подъему кундалини в лайя-йоге приводят к спокойствию и умиротворенности ума. Они могут преподаваться и отдельно от лайя-йо-ги в системе кундалжи-йоги.
Девятая форма йоги - бхакти-йога, или йога благоговейной преданности. Считается, что это часть мантра-йоги, однако ей присущ больший эмоциональный накал. Самоосуществление в бхакти-йоге достигается за счет благоговейного служения и почитания.

Я перечислил здесь все эти формы йоги не для того, чтобы запутать читателя, а чтобы дать ему представление обо всем объеме этой науки. На самом-то деле применять знания, описанные в этой книге (в основе которой - мой личный опыт и эксперименты, проводившиеся в Йогическом санатории), вам будет достаточно легко.

Но для полноты картины необходимо описать восемь ступеней йоги, по которым постепенно можно подняться к высшему самоосознанию. Эти ступени таковы:

1. Яма - устранение психических и физических неполадок с тем, чтобы обрести телесный и душевный покой.
2. Нияма - упражнение в добродетели.
3. Асана - йогические позы.
4. Пранаяма - йогическое дыхание.
5. Пратьяхара - контроль над органами чувств.
6. Дхарана - сосредоточение.
7. Дхьяна - медитация.
8. Самадхи - состояние блаженства.
Я умышленно их упростил для своих западных учеников, чтобы они могли быстро и эффективно их освоить, не отказываясь от сложившегося стиля жизни.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.