Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Па­риж, Лувр 21.46 7 страница



Они на­ходи­лись в са­мой даль­ней, за­пад­ной час­ти кры­ла Де­нон, гра­нича­щей с са­мой ожив­ленной частью пло­щади Ка­рузель. Нес­мотря на поз­дний час, здесь до сих пор сно­вали ав­то­моби­ли, а узень­кий тро­ту­ар при­мыкал вплот­ную к внеш­ней сте­не Лув­ра. Гру­зовые ав­то­моби­ли, раз­во­зящие по но­чам то­вары, сто­яли на све­тофо­ре в ожи­дании, ког­да вклю­чит­ся зе­леный, ка­залось, что крас­ные хвос­то­вые ог­ни нас­мешли­во под­ми­гива­ют Со­фи.

– Не знаю, что и ска­зать. – Лэн­гдон по­дошел и стал ря­дом с ней. – Ваш де­душ­ка пы­тал­ся что-то пе­редать нам, это оче­вид­но. Вы уж прос­ти­те, но тут я ма­ло чем мо­гу по­мочь.

Со­фи от­верну­лась от окош­ка. В го­лосе Лэн­гдо­на зву­чало ис­крен­нее со­жале­ние. Нес­мотря на все сва­лив­ши­еся на его го­лову неп­ри­ят­ности, он дей­стви­тель­но хо­тел по­мочь. В нем го­ворит учи­тель, по­дума­ла она. Со­фи проч­ла под­го­тов­ленные су­деб­ной по­лици­ей ма­тери­алы на Лэн­гдо­на. Он был уче­ным, а ис­тинные уче­ные не пе­рено­сят не­допо­нима­ния.

Об­щая для нас чер­та, по­дума­ла она.

Бу­дучи спе­ци­алис­том по шиф­ровке, Со­фи за­раба­тыва­ла на жизнь, на­ходя смысл в со­вер­шенно бес­смыс­ленных на пер­вый взгляд дан­ных. И по­доз­ре­вала сей­час, что Ро­берт Лэн­гдон, воз­можно, сам то­го не осоз­на­вая, вла­де­ет край­не нуж­ной ей ин­форма­ци­ей. Прин­цесса Со­фи. Най­ти Ро­бер­та Лэн­гдо­на. Ка­жет­ся, яс­нее не ска­жешь. Со­фи нуж­но вре­мя, что­бы по­нять, что ей мо­жет дать Лэн­гдон. Вре­мя для раз­мышле­ний. Вре­мя ра­зоб­рать­ся в этой та­инс­твен­ной ис­то­рии вдво­ем. Увы, вре­мя это ис­те­кало с ка­тас­тро­фичес­кой ско­ростью.

И она по­няла, что у нее толь­ко один вы­ход. Под­ня­ла на Лэн­гдо­на гла­за и ска­зала:

– Бе­зу Фаш мо­жет арес­то­вать вас в лю­бую ми­нуту. Я мо­гу вы­вес­ти вас из му­зея. Но мы дол­жны дей­ство­вать со­об­ща.

Гла­за Лэн­гдо­на ок­ругли­лись.

– Вы что же, пред­ла­га­ете мне бе­жать?

– Это луч­шее, что вы мо­жете сде­лать. Ес­ли Фаш за­берет вас сей­час, вы про­веде­те во фран­цуз­ской тюрь­ме мно­го не­дель или да­же ме­сяцев. По­ка на­ше уп­равле­ние и по­соль­ство США бу­дут ло­мать копья в су­де. Но ес­ли мы смо­жем выс­коль­знуть от­сю­да и доб­рать­ся до ва­шего по­соль­ства, тог­да аме­рикан­ское пра­витель­ство бу­дет за­щищать ва­ши пра­ва. А я поп­ро­бую до­казать, что вы не при­час­тны к убий­ству.

По­хоже, ее сло­ва сов­сем не убе­дили Лэн­гдо­на.

– И ду­мать не­чего! У Фа­ша во­ору­жен­ная ох­ра­на на каж­дом вхо­де и вы­ходе. Да­же ес­ли нас не прис­тре­лят при по­пыт­ке к бегс­тву, сам по­бег бу­дет выг­ля­деть по­доз­ри­тель­но, пос­лу­жит еще од­ним до­каза­тель­ством мо­ей ви­ны. Вы дол­жны ска­зать Фа­шу, что над­пись на по­лу пред­назна­чалась для вас. И тот факт, что Сонь­ер упо­мянул мое имя, не яв­ля­ет­ся об­ви­нени­ем.

– Я обя­затель­но сде­лаю это, – то­роп­ли­во по­обе­щала Со­фи, – но толь­ко пос­ле то­го, как вы ока­жетесь в бе­зопас­ности, в аме­рикан­ском по­соль­стве. От­сю­да до не­го все­го ми­ля, у подъ­ез­да при­пар­ко­вана моя ма­шина. Вес­ти пе­рего­воры с Фа­шем здесь, в Лув­ре, рис­ко­ван­но. Не­уже­ли вы не по­нима­ете? Се­год­ня Фаш пос­та­ра­ет­ся сде­лать все, что­бы до­казать ва­шу ви­ну. И единс­твен­ная при­чина, по ко­торой он тя­нул с арес­том, свя­зана с на­деж­дой об­на­ружить но­вые ули­ки про­тив вас.

– Вот имен­но. На­деж­да эта оп­равда­ет­ся, ес­ли я сбе­гу.

Тут вдруг в кар­ма­не сви­тера Со­фи заз­во­нил мо­биль­ный те­лефон. Мо­жет, Фаш?Она су­нула ру­ку в кар­ман и вык­лю­чила мо­биль­ник.

– Мис­тер Лэн­гдон, – про­дол­жи­ла она, – мне не­об­хо­димо за­дать вам один, пос­ледний воп­рос. – Воз­можно, от это­го за­висит вся ва­ша даль­ней­шая жизнь. – Над­пись на по­лу не яв­ля­ет­ся пря­мым до­каза­тель­ством ва­шей ви­ны, од­на­ко Фаш ска­зал на­шим лю­дям, что вы и есть пер­вый и ос­новной по­доз­ре­ва­емый. По­думай­те, воз­можно, су­щес­тву­ет еще ка­кая-то при­чина, по ко­торой он счи­та­ет, что ви­на ле­жит на вас?

По­мол­чав нес­коль­ко се­кунд, Лэн­гдон от­ве­тил:

– Нет, не знаю. Не ви­жу ни­какой дру­гой при­чины.

Со­фи вздох­ну­ла. Это оз­на­ча­ет, что Фаш лжет. А вот по ка­кой при­чине, Со­фи не зна­ла, и вряд ли это удас­тся вы­яс­нить сей­час. Яс­но од­но: Бе­зу Фаш твер­до воз­на­мерил­ся за­садить Лэн­гдо­на за ре­шет­ку се­год­ня же, при­чем лю­бой це­ной. Но Лэн­гдон был ну­жен са­мой Со­фи, и по­тому су­щес­тво­вал все­го один вы­ход.

Не­об­хо­димо дос­та­вить Лэн­гдо­на в аме­рикан­ское по­соль­ство.

По­вер­нувшись к окош­ку, Со­фи всмот­ре­лась в па­ути­ну про­водов сиг­на­лиза­ции, по­том еще раз при­кину­ла рас­сто­яние до зем­ли. Да, со­рок фу­тов – это не шут­ка. Пры­жок с та­кой вы­соты гро­зит Лэн­гдо­ну пе­рело­мом обе­их ног. И это еще са­мый оп­ти­мис­ти­чес­кий рас­клад.

И тем не ме­нее Со­фи при­няла ре­шение.

Ро­берт Лэн­гдон дол­жен ис­чезнуть из Лув­ра, хо­чет он это­го или нет.

Гла­ва 17

– Что это зна­чит – она не от­ве­ча­ет? – воз­му­щен­но спро­сил Фаш. – Вы уве­рены, что пра­виль­но наб­ра­ли но­мер? Я знаю, те­лефон у нее всег­да при се­бе.

Кол­ле пы­тал­ся доз­во­нить­ся Со­фи вот уже нес­коль­ко ми­нут. – Мо­жет, у нее ба­тарей­ка сдох­ла. Или она от­клю­чилась.

Пос­ле раз­го­вора с ди­рек­то­ром от­де­ла крип­тогра­фии Фаш выг­ля­дел оза­бочен­ным. По­весив труб­ку, он по­дошел к Кол­ле и ве­лел сроч­но свя­зать­ся с аген­том Не­вё. Но свя­зать­ся ни­как не уда­валось, и те­перь Фаш ме­тал­ся по ка­бине­ту, точ­но лев в клет­ке.

– А за­чем зво­нили из от­де­ла? – по­ин­те­ресо­вал­ся Кол­ле. Фаш рез­ко раз­вернул­ся к не­му:

– Ска­зать, что они не об­на­ружи­ли ни­какой свя­зи меж­ду ро­дича­ми идо­ла и вся­кими там ми­нами зла.

– И все?

– Нет. Еще ска­зали, что иден­ти­фици­рова­ли на­бор цифр как пос­ле­дова­тель­ность Фи­бонач­чи и что, су­дя по все­му, ни­како­го осо­бого смыс­ла тут не прос­матри­ва­ет­ся.

Кол­ле был рас­те­рян.

– Но ведь они уже прис­ла­ли аген­та Не­вё со­об­щить нам это. Фаш по­качал го­ловой:

– Не­вё они не по­сыла­ли.

– Что?!

– Ди­рек­тор ска­зал, что как толь­ко от нас пос­ту­пили ма­тери­алы, он соб­рал всю ко­ман­ду и за­садил за ра­боту. А ког­да при­была агент Не­вё, она лишь взгля­нула на сним­ки Сонь­ера и ко­да и тут же, не го­воря ни сло­ва, выш­ла из офи­са. Ди­рек­тор ска­зал, что не мо­жет ее уп­ре­кать. Та­кое по­веде­ние бы­ло про­дик­то­вано тем, что она очень расс­тро­илась, уви­дев эти сним­ки.

– Расс­тро­илась? Она что, ни­ког­да не ви­дела сним­ков мер­тве­цов?

По­мол­чав, Фаш от­ве­тил:

– Я это­го не знал, да и ди­рек­тор то­же, по край­ней ме­ре до тех пор, по­ка его не уве­домил один из сот­рудни­ков. Де­ло в том, что Со­фи Не­вё при­ходит­ся Жа­ку Сонь­еру внуч­кой.

Кол­ле ли­шил­ся да­ра ре­чи.

– Ди­рек­тор ска­зал, она ни ра­зу не упо­мина­ла об их родс­тве. И ре­шил, что Не­вё пос­ту­пала так из скром­ности. Прос­то не хо­тела, что­бы к ней про­яв­ля­ли снис­хожде­ние лишь по­тому, что она до­водит­ся внуч­кой та­кому зна­мени­тому че­лове­ку.

Не­уди­витель­но, что она так расс­тро­илась из-за этих сним­ков, по­думал Кол­ле. Он счел неп­ри­ят­ным сов­па­дени­ем тот факт, что эту мо­лодую жен­щи­ну выз­ва­ли рас­шифро­вывать пос­ла­ние, ос­тавлен­ное тра­гичес­ки по­гиб­шим родс­твен­ни­ком. Но все рав­но пос­тупки ее бы­ли ли­шены смыс­ла. – А ведь она сра­зу по­няла, что циф­ры, на­писан­ные Сонь­ером, яв­ля­ют­ся пос­ле­дова­тель­ностью Фи­бонач­чи, так как при­еха­ла и ска­зала нам об этом. И лич­но мне не­понят­но, по­чему она уш­ла из от­де­ла, не со­об­щив об этом сво­им кол­ле­гам.

Кол­ле приш­ло в го­лову лишь од­но при­ем­ле­мое объ­яс­не­ние: Сонь­ер на­писал этот циф­ро­вой код на по­лу в на­деж­де, что Фаш тут же за­дей­ству­ет в рас­сле­дова­нии крип­тогра­фов, а ста­ло быть, и его внуч­ку. Так, мо­жет, и ос­таль­ная часть пос­ла­ния есть не что иное, как спо­соб пе­редать ей ка­кие-то све­дения? Ес­ли да, то ка­кие? И при чем здесь Лэн­гдон?

Но не ус­пел Кол­ле хо­рошень­ко по­раз­мыслить об этом, как ти­шину му­зея взор­вал вой си­рены. Где-то в нед­рах Боль­шой га­лереи сра­бота­ла сиг­на­лиза­ция.

– Тре­вога! – крик­нул один из аген­тов, све­рив­шись с по­каза­теля­ми при­боров. – В Боль­шой га­лерее! В муж­ском ту­але­те!

Фаш под­ско­чил к Кол­ле:

– Где Лэн­гдон?

– Все еще в ту­але­те, – от­ве­тил тот и ука­зал на мер­ца­ющую крас­ную точ­ку на эк­ра­не мо­нито­ра. – Дол­жно быть, он раз­бил ок­но! – Кол­ле и по­думать не мог, что Лэн­гдон ре­шит­ся на это. Хо­тя в Па­риже пра­вила про­тиво­пожар­ной бе­зопас­ности тре­бова­ли, что­бы все ок­на в об­щес­твен­ных зда­ни­ях, на­ходя­щи­еся на вы­соте свы­ше пят­надца­ти мет­ров, мож­но бы­ло раз­бить в слу­чае по­жара, вып­ры­гивать из ок­на вто­рого эта­жа Лув­ра бы­ло бы са­мо­убий­ством. Кро­ме то­го, в той сто­роне кры­ла под ок­на­ми нет ни кус­тарни­ков, ни тра­вы, спо­соб­ных смяг­чить удар при па­дении. Пря­мо под ок­на­ми ту­але­тов часть пло­щади с двус­то­рон­ним дви­жени­ем. – Бог мой! – вос­клик­нул Кол­ле, не сво­дя глаз с мо­нито­ра. – Лэн­гдон на са­мом краю по­докон­ни­ка!

Но и Фаш не без­дей­ство­вал. Вы­дер­нув из ко­буры ре­воль­вер «MR-93», он бро­сил­ся вон из ка­бине­та.

Кол­ле рас­те­рян­но сле­дил за эк­ра­ном мо­нито­ра. Ми­га­ющая крас­ная точ­ка на миг за­дер­жа­лась на по­докон­ни­ке… и в сле­ду­ющую се­кун­ду выш­ла за пе­риметр зда­ния.

Что про­ис­хо­дит? Где Лэн­гдон? На по­докон­ни­ке или…

Гос­по­ди! – вос­клик­нул Кол­ле и вско­чил. Точ­ка на­ходи­лась вне стен му­зея. Вот она зад­ро­жала, зас­ты­ла на мгно­вение, а за­тем рез­ко ос­та­нови­лась при­мер­но в де­сяти яр­дах от стен зда­ния.

Кол­ле зад­ви­гал мыш­кой и выз­вал на эк­ран мо­нито­ра кар­ту Па­рижа. За­тем све­рил­ся с кон­троль­ной сис­те­мой сле­жения. Те­перь он точ­но знал мес­то на­хож­де­ния ма­яч­ка.

Ма­ячок боль­ше не дви­гал­ся.

Зас­тыл на пло­щади Ка­рузель.

Гла­ва 18

Фаш мчал­ся по ла­бирин­там Боль­шой га­лереи, и тут по ра­ди­оте­лефо­ну с ним свя­зал­ся Кол­ле.

– Он вып­рыгнул! – про­орал Кол­ле в труб­ку. – Ма­ячок ос­та­новил­ся на пло­щади Ка­рузель! Пря­мо под ок­ном ту­але­та! И боль­ше не дви­га­ет­ся. Бог ты мой! Ду­маю, Лэн­гдон по­кон­чил жизнь са­мо­убий­ством.

Фаш слы­шал его сло­ва, но ни­как не от­ре­аги­ровал на них, Он про­дол­жал бе­жать. Ка­залось, этим ко­ридо­рам нет кон­ца, Про­бегая ми­мо те­ла Сонь­ера, он раз­ли­чил в кон­це га­лереи свет, Вой си­рены ста­новил­ся все гром­че.

– Стой­те, по­годи­те! – сно­ва проз­ву­чал воз­бужден­ный го­лос Кол­ле. – Он дви­га­ет­ся! Гос­по­ди, он жив! Лэн­гдон дви­га­ет­ся!

Но Фаш про­дол­жал мчать­ся впе­ред, прок­ли­ная эти бес­ко­неч­ные га­лереи.

– Лэн­гдон дви­жет­ся все быс­трее! – воз­бужден­но орал Кол­ле. – Дви­жет­ся че­рез пло­щадь. Так, по­годи­те… он при­бавил ско­рость. Он пе­реме­ща­ет­ся с не­чело­вечес­кой быс­тро­той!

И вот впе­реди по­каза­лись две­ри ту­але­тов. Те­перь го­лос, до­носив­ший­ся из ра­ди­оте­лефо­на, был ед­ва слы­шен из-за воя сиг­на­лиза­ции.

– Дол­жно быть, он в ма­шине! Да, ду­маю, он в ма­шине. Я не мо­гу…

Тут го­лос Кол­ле окон­ча­тель­но уто­нул в шу­ме сиг­на­лиза­ции. А Фаш с ре­воль­ве­ром на­гото­ве вор­вался в муж­ской ту­алет. Мор­щась от прон­зи­тель­но­го воя, он при­нял­ся ос­матри­вать по­меще­ние.

В ка­бин­ках ни­кого. В ком­на­те с умы­валь­ни­ками – то­же ни ду­ши. Гла­за Фа­ша ус­тре­мились к ок­ну в даль­нем кон­це по­меще­ния. Стек­ло бы­ло вы­бито. Он под­бе­жал и вы­сунул­ся на­ружу. Вни­зу Лэн­гдо­на то­же не бы­ло вид­но. Фаш не пред­став­лял, как по­доз­ре­ва­емый мог ре­шить­ся на та­кое. Ведь ес­ли че­ловек пры­га­ет с та­кой вы­соты, трав­ма не­мину­ема.

Тут на­конец сиг­на­лиза­цию от­клю­чили, и го­лос Кол­ле сно­ва стал слы­шен:

– … дви­жет­ся к югу… все быс­трее… пе­ресе­ка­ет Се­ну по мос­ту Ка­рузель!

Фаш пос­мотрел вле­во. Единс­твен­ным ав­то­моби­лем на мос­ту Ка­рузель был ог­ромный трей­лер с при­цепом, он нап­равлял­ся к югу от Лув­ра. При­цеп был пок­рыт ви­нило­вым тен­том, на­поми­нав­шим ги­гант­ский га­мак. Фаш да­же вздрог­нул, пред­ста­вив се­бе эту сце­ну. Оче­вид­но, гру­зовик все­го лишь нес­коль­ко мгно­вений на­зад ос­та­новил­ся вни­зу, пря­мо под ок­ном, на крас­ный свет, и этот не­годяй вып­рыгнул.

Бе­зум­ный риск, по­думал Фаш. Ведь Лэн­гдон не знал, что ле­жит в при­цепе под тен­том. А ес­ли там сталь­ные тру­бы? Или це­мент? Пусть да­же му­сор. Пры­жок с вы­соты со­рока фу­тов? Нет, это бе­зумие!

– Ма­ячок сме­ща­ет­ся, он по­вора­чива­ет! – кри­чал Кол­ле в труб­ку. – По­вора­чива­ет к мос­ту Сен-Пе­ре!

И трей­лер дей­стви­тель­но сбро­сил ско­рость и свер­нул впра­во, к мос­ту. Ну и пусть, по­думал Фаш, наб­лю­дая за тем, как гру­зовик ис­че­за­ет из ви­да. Кол­ле уже свя­зал­ся по ра­ции с аген­та­ми, де­журив­ши­ми на ули­це, по все­му пе­римет­ру зда­ния, и от­дал рас­по­ряже­ние прес­ле­довать на пат­руль­ных ма­шинах трей­лер, за пе­реме­щени­ем ко­торо­го по­могал сле­дить ма­ячок. Так что как ни ста­рай­ся…

Иг­ра окон­че­на, по­думал Фаш. Че­рез нес­коль­ко ми­нут трей­лер до­гонят и бло­киру­ют. И Лэн­гдо­ну не­куда бу­дет бе­жать.

Су­нув ре­воль­вер об­ратно в ко­буру, он вы­шел из ту­але­та и свя­зал­ся с Кол­ле:

– По­дать ма­шину. Хо­чу быть ря­дом, ког­да его арес­ту­ют.

И Фаш то­роп­ли­во за­шагал в об­ратном нап­равле­нии, про­дол­жая удив­лять­ся, как это Лэн­гдон ре­шил­ся на та­кой риск. Впро­чем, ни­чего уди­витель­но­го в том нет. Он сбе­жал. А зна­чит, он ви­новен.

Лэн­гдон и Со­фи сто­яли в тем­но­те, все­го в пят­надца­ти яр­дах от ту­але­та, вжав­шись спи­нами в пе­рего­род­ку, что скры­вала вход в ту­але­ты из га­лереи. Ед­ва они ус­пе­ли спря­тать­ся, как ми­мо них пром­чался Фаш с ре­воль­ве­ром в ру­ке и скрыл­ся в од­ном из ту­але­тов.

Пос­ледние шесть­де­сят се­кунд Лэн­гдон про­вел слов­но в ту­мане.

Он сто­ял пос­ре­ди ту­алет­ной ком­на­ты и от­ка­зывал­ся бе­жать с мес­та прес­тупле­ния, ко­торо­го не со­вер­шал, а Со­фи раз­гля­дыва­ла окош­ко с зер­каль­ным стек­лом и про­вода­ми сиг­на­лиза­ции. За­тем она пос­мотре­ла вниз, слов­но при­киды­вая рас­сто­яние до зем­ли.

– Ну, с мо­ей по­мощью вы смо­жете выб­рать­ся от­сю­да, – ска­зала она.

С ка­кой еще по­мощью? – по­думал он. И то­же пос­мотрел вниз.

На ули­це, как раз под ок­ном, ос­та­новил­ся на крас­ный свет трей­лер с при­цепом. Кор­пус пос­ледне­го был за­тянут си­ним ви­нило­вым пок­ры­ти­ем, скры­вав­шим от пос­то­рон­них глаз груз. Не ду­ма­ет же Со­фи, что он…

– Но, Со­фи, я ни­как не смо­гу прыг­нуть. Это рав­но­силь­но…

– Дос­та­вай­те ма­ячок.

Лэн­гдон на­шарил в кар­ма­не кро­шеч­ный ме­тал­ли­чес­кий диск. Со­фи схва­тила его и бро­силась к ра­кови­не. Взя­ла боль­шой ку­сок мы­ла, по­ложи­ла на не­го ма­ячок и вда­вила так, что­бы он как сле­ду­ет при­лип к мы­лу.

За­тем она су­нула ку­сок мы­ла в ру­ку вко­нец рас­те­ряв­ше­муся Лэн­гдо­ну и выд­ви­нула из-под ра­кови­ны тя­желое ци­лин­дри­чес­кое вед­ро для му­сора. Не ус­пел Лэн­гдон вы­мол­вить и сло­ва, как она под­бе­жала к ок­ну, дер­жа пе­ред со­бой вед­ро, точ­но та­ран. Уда­рила изо всей си­лы, стек­ло трес­ну­ло.

Их тут же ог­лу­шил прон­зи­тель­ный вой си­рены.

– Мы­ло да­вай! – крик­ну­ла Со­фи. Лэн­гдон су­нул ку­сок мы­ла ей в ру­ку.

Она выг­ля­нула из ок­на, пе­рег­ну­лась че­рез по­докон­ник и при­цели­лась. Ми­шень бы­ла дос­та­точ­но боль­шая и на­ходи­лась на рас­сто­янии при­мер­но де­сяти яр­дов от сте­ны му­зея. Ког­да за­жег­ся жел­тый, Со­фи раз­махну­лась и бро­сила ку­сок мы­ла вниз.

Мы­ло до­лете­ло до це­ли, упа­ло на край ви­нило­вого пок­ры­тия и, как толь­ко за­горел­ся зе­леный и трей­лер тро­нул­ся с мес­та, сколь­зну­ло вниз, в щель. За­тем оно про­вали­лось в ку­зов.

– Поз­драв­ляю, – ска­зала Со­фи. По­дош­ла к Лэн­гдо­ну, схва­тила его за ру­ку и ус­тре­милась к две­ри. – Вы толь­ко что сбе­жали из Лув­ра. Они вов­ре­мя за­мети­ли приб­ли­жение Фа­ша и ныр­ну­ли в спа­ситель­ную тень.

Те­перь, ког­да вой сиг­на­лиза­ции стих, Лэн­гдон слы­шал и дру­гие зву­ки: от Лув­ра с вклю­чен­ны­ми си­рена­ми отъ­ез­жа­ли по­лицей­ские ав­то­моби­ли. По­лиция ухо­дит!Фаш на­вер­ня­ка то­же ум­чался вмес­те с ос­таль­ны­ми.

– При­мер­но мет­рах в пя­тиде­сяти от­сю­да есть за­пас­ной вы­ход, – ска­зала Со­фи. – Те­перь, ког­да ох­ра­ну сня­ли, мы смо­жем выб­рать­ся из му­зея.

Лэн­гдон от­ве­тил кив­ком. В сло­вах не бы­ло нуж­ды. За крат­кое вре­мя зна­комс­тва он ус­пел убе­дить­ся в уме и лов­кости этой мо­лодой жен­щи­ны.

Гла­ва 19

Цер­ковь Сен-Сюль­пис не без ос­но­ваний счи­талась са­мым эк­сцентрич­ным ис­то­ричес­ким со­ору­жени­ем в Па­риже. Пос­тро­ен­ная на раз­ва­линах древ­не­го хра­ма еги­пет­ской бо­гини Иси­ды, она в ар­хи­тек­турном смыс­ле яв­ля­лась умень­шен­ной ко­пи­ей зна­мени­того со­бора Нотр-Дам. Свя­тили­ще это по­сеща­ли мно­гие зна­мени­тос­ти – здесь бы­вали бап­тисты, мар­киз де Сад, по­эт Бод­лер, здесь сос­то­ялась свадь­ба Вик­то­ра Гю­го. В цер­ковной шко­ле бы­ли соб­ра­ны до­кумен­ты, сви­детель­ству­ющие о да­леких от ор­то­док­саль­нос­ти взгля­дах мно­гих ее при­хожан, она же не­ког­да слу­жила мес­том встреч раз­личных тай­ных об­ществ. Сей­час неф Сен-Сюль­пис был пог­ру­жен во ть­му, в цер­кви сто­яла пол­ная ти­шина, и единс­твен­ным на­меком на то, что храм дей­ству­ющий, был сла­бый за­пах ла­дана, ви­тав­ший в воз­ду­хе пос­ле ве­чер­ней мес­сы. Сес­тра Сан­дрин про­вела Сай­ла­са в глу­бину по­меще­ния, и по ее по­веде­нию и по­ход­ке он по­чувс­тво­вал, что она нер­вни­ча­ет. Впро­чем, он не уди­вил­ся. Сай­лас уже дав­но при­вык к то­му, что его не­обыч­ная внеш­ность все­ля­ет в лю­дей смя­тение.

– Вы аме­рика­нец? – спро­сила она.

– По рож­де­нию – фран­цуз, – от­ве­тил Сай­лас. – При­нял пос­триг в Ис­па­нии, а те­перь учусь в Шта­тах. Сес­тра Сан­дрин кив­ну­ла. То бы­ла жен­щи­на ма­лень­ко­го рос­та с доб­ры­ми гла­зами.

– И вы ни­ког­да не ви­дели на­шу цер­ковь? – Счи­таю это поч­ти гре­хом. – Днем она, ко­неч­но, го­раз­до кра­сивее.

– Уве­рен в этом. И тем не ме­нее страш­но бла­года­рен за то, что вы пре­дос­та­вили мне воз­можность уви­деть ее поз­дним ве­чером.

– Аб­бат про­сил. У вас, оче­вид­но, очень вли­ятель­ные друзья.

Ты и по­нятия не име­ешь, нас­коль­ко вли­ятель­ные, по­думал Сай­лас.

Идя за сес­трой Сан­дрин по глав­но­му про­ходу, Сай­лас ди­вил­ся ас­ке­тич­ности цер­ковно­го уб­ранс­тва. В от­ли­чие от при­вет­ли­вого со­бора Нотр-Дам с его цвет­ны­ми фрес­ка­ми, по­золо­чен­ной от­делкой ал­та­ря и ис­кусной резь­бой по де­реву здесь бы­ло прох­ладно и стро­го, и Сен-Сюль­пис на­поми­нала уб­ранс­твом ис­пан­ские со­боры. От­сутс­твие де­кора зри­тель­но уве­личи­вало прос­транс­тво. Сай­лас удив­ленно гла­зел на де­ревян­ные реб­ра по­толоч­ных опор, и ему ка­залось, что он очу­тил­ся под пе­ревер­ну­тым вверх дном ог­ромным ста­рин­ным ко­раб­лем.

А что, впол­не под­хо­дящее срав­не­ние, по­думал он. Ко­рабль братс­тва то­го гля­ди оп­ро­кинет­ся и пой­дет ко дну. Сай­ла­су не тер­пе­лось при­нять­ся за ра­боту, но ме­шало при­сутс­твие сес­тры Сан­дрин. Рас­пра­вить­ся с этой ма­лень­кой жен­щи­ной ему ни­чего не сто­ило, но он пок­лялся при­менять си­лу толь­ко в слу­чае край­ней не­об­хо­димос­ти. Она слу­житель­ни­ца хра­ма Гос­подня, это не ее ви­на, что братс­тво выб­ра­ло ее цер­ковь и спря­тало кра­еуголь­ный ка­мень имен­но здесь. Ее не сле­ду­ет на­казы­вать за гре­хи дру­гих.

– Мне, пра­во, не­лов­ко, сес­тра. Вас раз­бу­дили сре­ди но­чи…

– Ни­чего страш­но­го. Вы ведь в Па­риже про­ез­дом. И не по­видать на­шу цер­ковь ни­как нель­зя. Ска­жите, ваш ин­те­рес ле­жит в об­ласти ар­хи­тек­ту­ры или ис­то­рии?

– Во­об­ще-то, сес­тра, все мои ин­те­ресы ле­жат в плос­кости ис­клю­читель­но ду­хов­ной.

Она доб­ро­душ­но ус­мехну­лась:

– Это са­мо со­бой. Спро­сила прос­то по­тому, что не знаю, с че­го на­чать эк­скур­сию.

Сай­лас не сво­дил глаз с ал­та­ря.

– Эк­скур­сия ни к че­му. Вы и без то­го пот­ра­тили на ме­ня вре­мя, сес­тра. Даль­ше я как-ни­будь сам. – Не бес­по­кой­тесь, – от­ве­тила она. – Раз уж я все рав­но под­ня­лась…

Сай­лас ос­та­новил­ся. Они дош­ли до пе­ред­не­го ря­да ска­мей, и ал­тарь на­ходил­ся все­го в пят­надца­ти яр­дах. Всем сво­им мас­сивным те­лом Сай­лас раз­вернул­ся к ма­лень­кой жен­щи­не и за­метил, как она вздрог­ну­ла, заг­ля­нув в его крас­ные гла­за.

– Не хо­чу по­казать­ся гру­бым, сес­тра, но, зна­ете, я как-то не при­вык рас­ха­живать по до­му Гос­подню как на эк­скур­сии. Не воз­ра­жа­ете, ес­ли я по­молюсь на­еди­не с на­шим Соз­да­телем, ну а уж по­том ос­мотрюсь?

– О да, ко­неч­но, – от­ве­тила сес­тра Сан­дрин, – Я по­дож­ду, по­сижу вон там, где-ни­будь на зад­ней скамье.

Сай­лас опус­тил мяг­кую, но тя­желую ру­ку ей на пле­чо и ска­зал:

– И без то­го чувс­твую се­бя ви­нова­тым, что раз­бу­дил вас. И про­сить ос­тать­ся бы­ло бы слиш­ком. Так что сту­пай­те се­бе спать. А я вдо­воль на­любу­юсь ва­шей цер­ковью, а по­том сам най­ду вы­ход.

Она за­бес­по­ко­илась:

– А вы уве­рены, что не бу­дете чувс­тво­вать се­бя по­кину­тым?

– Со­вер­шенно уве­рен. И по­том, мо­лит­ва – это ра­дость, ко­торую не сто­ит де­лить ни с кем дру­гим.

– Во­ля ва­ша.

Сай­лас снял ру­ку с ее пле­ча.

– Доб­рой вам но­чи, сес­тра. Хра­ни вас Гос­подь.

– И вас. – Сес­тра Сан­дрин нап­ра­вилась к лес­тни­це. – Толь­ко, по­жалуй­ста, ког­да бу­дете вы­ходить, зат­во­рите две­ри поп­лотнее.

– Неп­ре­мен­но. – Сай­лас сле­дил за тем, как она под­ни­ма­ет­ся по сту­пень­кам. По­том от­вернул­ся и опус­тился на ко­лени в пер­вом ря­ду, чувс­твуя, как впи­ва­ют­ся в плоть ши­пы.

Гос­подь мой ми­лосер­дный и все­могу­щий, Те­бе пос­вя­щаю ра­боту, ко­торую дол­жен сот­во­рить се­год­ня…

Вы­соко над ал­та­рем, в те­ни хо­ров, сес­тра Сан­дрин ис­подтиш­ка под­гля­дыва­ла че­рез ба­люс­тра­ду за мо­нахом в су­тане, что сто­ял на ко­ленях пе­ред ал­та­рем. Ужас, ов­ла­дев­ший ею, под­ска­зывал, что на­до бе­жать, скрыть­ся. Мо­жет, этот та­инс­твен­ный гость, по­дума­ла она, и есть тот враг, о ко­тором ее пре­дуп­режда­ли. Мо­жет, имен­но се­год­ня ей при­дет­ся ис­полнить клят­ву, дан­ную мно­го лет на­зад. Но по­ка что она ре­шила ос­тать­ся здесь, в тем­но­те, и сле­дить за каж­дым его ша­гом.

Гла­ва 20

Вый­дя из те­ни пе­рего­род­ки, Лэн­гдон с Со­фи бес­шумно дви­нулись по опус­тевшей Боль­шой га­лерее к по­жар­ной лес­тни­це.

Лэн­гдон шел и раз­ду­мывал еще над од­ной за­гад­кой. Этот но­вый по­ворот в че­реде та­инс­твен­ных со­бытий страш­но бес­по­ко­ил его. Ка­питан су­деб­ной по­лиции пы­та­ет­ся при­шить мне убий­ство. За­чем?

– Как ду­ма­ете, – про­шеп­тал он, – мо­жет, это Фаш на­писал пос­ла­ние на по­лу?

Со­фи да­же не обер­ну­лась.

– Нет, это не­воз­можно.

А вот Лэн­гдон не был уве­рен.

– Но он прос­то из ко­жи ле­зет вон, что­бы уп­ря­тать ме­ня за ре­шет­ку. Мо­жет, он при­писал мое имя в на­деж­де, что это ста­нет вес­кой ули­кой?

– Что имен­но? Пос­ле­дова­тель­ность Фи­бонач­чи? Постскрип­тум? Все эти штуч­ки да Вин­чи и сим­во­лизм? Нет, на та­кое был спо­собен толь­ко мой дед.

Лэн­гдон по­нимал: она пра­ва. Ведь сим­во­лика всех клю­чей к раз­гадке све­дена во­еди­но очень уме­лой ру­кой – пя­тико­неч­ная звез­да, зна­мени­тый ри­сунок да Вин­чи, сим­вол бо­гини, да­же пос­ле­дова­тель­ность Фи­бонач­чи. Пос­ле­дова­тель­ный на­бор сим­во­лов, так бы ска­зали уче­ные. Все тес­но свя­зано во­еди­но.

– И еще се­год­няшний зво­нок, – на­пом­ни­ла Со­фи. – Ведь он го­ворил, что хо­чет рас­ска­зать мне что-то очень важ­ное. Уве­рена, пос­ла­ние на по­лу Лув­ра – не что иное, как пос­ледняя по­пыт­ка де­да со­об­щить мне что-то важ­ное. И толь­ко вы спо­соб­ны по­мочь мне по­нять, что имен­но.

Лэн­гдон нах­му­рил­ся. На вид идо­ла ро­дич! О ми­на зла! Нет, смысл этих строк был ему со­вер­шенно не­поня­тен, ра­зоб­рать­ся в нем он по­ка бес­си­лен, пусть да­же от это­го за­висит жизнь Со­фи, да и его собс­твен­ная то­же. Все толь­ко ос­ложня­лось с каж­дой ми­нутой с то­го мо­мен­та, как он уви­дел эти за­гадоч­ные сло­ва. И ими­тация прыж­ка из ок­на то­же не до­бавит Лэн­гдо­ну до­верия Фа­ша. Он сом­не­вал­ся, что ка­питан оце­нит юмор, об­на­ружив в при­цепе трей­ле­ра ку­сок мы­ла вмес­то глав­но­го по­доз­ре­ва­емо­го.

– Вы­ход уже не­дале­ко, – ска­зала Со­фи.

– Как вам ка­жет­ся, мо­гут циф­ры в пос­ла­нии ва­шего де­да ока­зать­ся клю­чом к по­нима­нию дру­гих строк? – Од­нажды Лэн­гдо­ну до­велось ра­ботать над ста­рин­ной ру­кописью, где эпиг­ра­фы со­дер­жа­ли шиф­ры и оп­ре­делен­ные строч­ки в них слу­жили ко­дами к рас­шифров­ке ос­таль­ных строк.

– Я весь ве­чер ло­мала го­лову над эти­ми циф­ра­ми. Сум­мы, ра­венс­тва, про­из­водные. Ни­чего не по­луча­ет­ся. С чис­то ма­тема­тичес­кой точ­ки зре­ния они выб­ра­ны на­угад. Крип­тогра­фичес­кая бес­смыс­ли­ца.

– Од­на­ко они яв­ля­ют­ся частью пос­ле­дова­тель­нос­ти Фи­бонач­чи. Это не мо­жет быть прос­тым сов­па­дени­ем.

– Да, это не слу­чай­ное сов­па­дение. Ис­поль­зуя пос­ле­дова­тель­ность Фи­бонач­чи, дед как бы по­давал мне сиг­нал. Впро­чем, и ос­таль­ное то­же слу­жило сиг­на­лом: то, что пос­ла­ние бы­ло на­писа­но по-ан­глий­ски; рас­по­ложе­ние те­ла, ко­пиру­ющее мой лю­бимый ри­сунок; пя­тико­неч­ная звез­да. Все ра­ди то­го, что­бы прив­лечь мое вни­мание.

– А что имен­но го­ворит вам пен­такл?

– Ах да, я не ус­пе­ла вам ска­зать. Пя­тико­неч­ная звез­да еще в детс­тве бы­ла для ме­ня с де­дом осо­бым сим­во­лом. Мы иг­ра­ли в кар­ты та­ро, и моя ука­зу­ющая кар­та всег­да ока­зыва­лась из на­бора пен­таклов. Уве­рена, дед мне по­дыг­ры­вал, но с тех пор пен­такл имел для нас осо­бый смысл.

Лэн­гдон уди­вил­ся. Они иг­ра­ли в та­ро? Эта сред­не­веко­вая кар­точная иг­ра бы­ла на­пол­не­на та­кой по­тай­ной ере­тичес­кой сим­во­ликой, что Лэн­гдон пос­вя­тил ей от­дель­ную гла­ву в сво­ей но­вой ру­копи­си. Иг­ры в двад­цать две кар­ты на­зыва­лись «Жен­щи­на-па­па», «Им­пе­рат­ри­ца» и «Звез­да». Из­на­чаль­но кар­ты та­ро бы­ли при­дума­ны как средс­тво тай­но­го рас­простра­нения ми­ровоз­зре­ний, чуж­дых Цер­кви и зап­ре­щен­ных ею. Те­перь мис­ти­чес­кие свой­ства карт ис­поль­зо­вались в ос­новном га­дал­ка­ми.

Ука­зу­ющий на­бор в кар­тах та­ро ис­поль­зо­вал­ся для обоз­на­чения бо­жес­твен­ной су­ти жен­ско­го на­чала, по­думал Лэн­гдон. И все опять сво­дит­ся к пя­тико­неч­ной звез­де.

Они доб­ра­лись до по­жар­но­го вы­хода, и Со­фи ос­то­рож­но при­от­кры­ла дверь на лес­тнич­ную пло­щад­ку. Сиг­на­лиза­ция на этот раз не вклю­чилась. Лишь внеш­ние две­ри му­зея бы­ли снаб­же­ны сиг­на­лиза­ци­ей. Они с Лэн­гдо­ном на­чали спус­кать­ся по уз­ким про­летам, с каж­дым ша­гом при­бав­ляя ско­рость. – Ваш дед, – ска­зал Лэн­гдон, ед­ва пос­пе­вая за Со­фи, – ког­да он го­ворил вам о пя­тико­неч­ной звез­де, то, слу­чай­но, не упо­минал о пок­ло­нении бо­гине или о ка­ких-ли­бо зап­ре­тах Ка­толи­чес­кой цер­кви?

Со­фи по­кача­ла го­ловой:

– Ме­ня ку­да боль­ше ин­те­ресо­вало дру­гое. Ма­тема­тика «бо­жес­твен­ных про­пор­ций», чис­ло PHI, вся­кие там пос­ле­дова­тель­нос­ти Фи­бонач­чи и так да­лее.

Лэн­гдон уди­вил­ся:

– Ваш де­душ­ка объ­яс­нял вам, что та­кое чис­ло PHI?

– Да, ко­неч­но. Так на­зыва­емая «бо­жес­твен­ная про­пор­ция». – На ли­це ее воз­никла улыб­ка. – Он да­же шу­тил… го­ворил, что я по­лубо­жес­твен­ное соз­да­ние, ну, из-за букв в мо­ем име­ни.

Лэн­гдон не сра­зу по­нял, но за­тем до не­го дош­ло. Он да­же ти­хонь­ко зас­то­нал.

Да, ко­неч­но же! Со-фи[29]!..

Про­дол­жая спус­кать­ся вниз, он сос­ре­дото­чил­ся на этом PHI. И на­чал по­нимать, что под­сказ­ки Сонь­ера но­сят бо­лее пос­ле­дова­тель­ный ха­рак­тер, чем мог­ло по­казать­ся сна­чала.

Да Вин­чи… пос­ле­дова­тель­ность Фи­бонач­чи… пен­такл…

Не­ким не­пос­ти­жимым об­ра­зом их свя­зыва­ла од­на из са­мых фун­да­мен­таль­ных кон­цепций в ис­то­рии ис­кусств, рас­смот­ре­нию ко­торой он, Лэн­гдон, да­же пос­вя­щал нес­коль­ко лек­ций на сво­ем кур­се.

PHI.

Мыс­ленно он пе­ренес­ся в Гар­вард, уви­дел се­бя пе­ред а­уди­тори­ей. Вот он по­вора­чива­ет­ся к дос­ке, где ме­лом вы­веде­на те­ма «Сим­во­лизм в ис­кусс­тве». И пи­шет под ней свое лю­бимое чис­ло:

1, 618

А за­тем обо­рачи­ва­ет­ся и ло­вит лю­бопыт­ные взгля­ды сту­ден­тов.

– Кто ска­жет мне, что это за чис­ло?

Си­дящий в пос­леднем ря­ду длин­но­ногий ма­тема­тик Стет­нер под­ни­ма­ет ру­ку.

– Это чис­ло PHI. – Про­из­но­сит он его как «фи-и».

– Мо­лодец, Стет­нер, – го­ворит Лэн­гдон. – Итак, про­шу поз­на­комить­ся, чис­ло PHI.

– И не сле­ду­ет пу­тать его с «пи», – с ух­мылкой до­бав­ля­ет Стет­нер. – Как го­ворят у нас, ма­тема­тиков, бук­ва "Н" де­ла­ет его го­раз­до кру­че!

Лэн­гдон сме­ет­ся, но, по­хоже, ник­то дру­гой не оце­нил шут­ки. Стет­нер опус­ка­ет­ся на скамью.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.