Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Па­риж, Лувр 21.46 3 страница



Гла­ва 5

Мюр­рей-Хилл-плейс – но­вая штаб-квар­ти­ра и де­ловой центр «Опус Деи» на­ходи­лись в Нью-Й­ор­ке, по ад­ре­су Лек­син­гтон-аве­ню, 243. Стро­итель­ство зда­ния обош­лось в 47 с лиш­ним мил­ли­онов дол­ла­ров, вен­ча­ла его баш­ня пло­щадью 133 000 квад­ратных фу­тов, вы­ложен­ная из крас­но­го кир­пи­ча и из­вес­тня­ка, до­быва­емо­го в шта­те Ин­ди­ана. Ав­то­рами про­ек­та бы­ли ар­хи­тек­то­ры из бю­ро «Мей и Пин­ска», в зда­нии на­ходи­лось свы­ше ста спа­лен, шесть сто­ловых, биб­ли­оте­ки, гос­ти­ные для от­ды­ха, кон­фе­ренц-за­лы, офи­сы. Весь сем­надца­тый этаж был от­ве­ден под час­тную ре­зиден­цию. На вто­ром, вось­мом и шес­тнад­ца­том эта­жах рас­по­лага­лись ча­сов­ни, ук­ра­шен­ные резь­бой по кам­ню и от­де­лан­ные мра­мором. Муж­чи­ны мог­ли прой­ти в зда­ние че­рез глав­ный вход, вы­ходя­щий на Лек­син­гтон-аве­ню. Жен­щи­ны поль­зо­вались вхо­дом с бо­ковой ули­цы и, на­ходясь в шпи­ни, бы­ли пос­то­ян­но от­де­лены от муж­чин «акус­ти­чес­ки и ви­зу­аль­но».

Чуть рань­ше тем же ве­чером вла­делец апар­та­мен­тов на сем­надца­том эта­же, епис­коп Ма­ну­эль Арин­га­роса упа­ковал не­боль­шую до­рож­ную сум­ку и пе­ре­одел­ся в тра­дици­он­ную чер­ную су­тану. Обыч­но он под­по­ясы­вал су­тану пур­пурным по­ясом, но се­год­ня ему пред­сто­яло пу­тешес­тво­вать сре­ди обыч­ных лю­дей, а по­тому он пред­по­чел не прив­ле­кать вни­мания к сво­ему вы­соко­му ран­гу. Лишь очень на­метан­ный взгляд смог бы оце­нить его че­тыр­надца­тика­рат­ное зо­лотое коль­цо епис­ко­па, ук­ра­шен­ное пур­пурным аме­тис­том в ок­ру­жении круп­ных брил­ли­ан­тов, и мит­ру с ап­пли­каци­ей руч­ной ра­боты. Пе­реки­нув сум­ку че­рез пле­чо, он про­чел про се­бя крат­кую мо­лит­ву, вы­шел из сво­их апар­та­мен­тов и спус­тился в вес­ти­бюль, где его под­жи­дал во­дитель, го­товый от­везти в а­эро­порт.

И вот те­перь на бор­ту ави­алай­не­ра, сле­ду­юще­го ком­мерчес­ким рей­сом до Ри­ма, епис­коп Арин­га­роса всмат­ри­вал­ся в ил­лю­мина­тор и ви­дел вни­зу тем­ные во­ды Ат­ланти­чес­ко­го оке­ана. Сол­нце уже заш­ло, но епис­коп знал, что его звез­да ско­ро дол­жна взой­ти. Се­год­ня мы вы­иг­ра­ем эту бит­ву, по­думал он и еще раз по­дивил­ся то­му, что все­го лишь нес­коль­ко ме­сяцев на­зад чувс­тво­вал се­бя со­вер­шенно бес­по­мощ­ным пе­ред ли­цом вра­га, уг­ро­хав­ше­го раз­ру­шить его им­пе­рию.

Яв­ля­ясь от­цом-пред­се­дате­лем «Опус Деи» – «Божь­его де­да», – пос­ледние де­сять лет жиз­ни епис­коп Арин­га­роса пос­вя­тил рас­простра­нению его идей. Это ре­лиги­оз­ное братс­тво, ос­но­ван­ное в 1928 го­ду ис­пан­ским свя­щен­ни­ком Хо­се Ма­рия Эс­кри­вой, про­воз­гла­шало воз­вра­щение к ис­конным ка­толи­чес­ким цен­ностям, по­буж­да­ло сво­их чле­нов жер­тво­вать всем, да­же собс­твен­ной жизнью, и все ис­клю­читель­но во сла­ву «Божь­его де­ла».

Тра­дици­она­лист­ская фи­лосо­фия «Опус Деи» за­роди­лась в Ис­па­нии еще до ре­жима Фран­ко, но лишь пос­ле опуб­ли­кова­ния в 1934 го­ду кни­ги Хо­се Ма­рия Эс­кри­вы под наз­ва­ни­ем «Путь» – там бы­ли пе­речис­ле­ны 999 раз­мышле­ний на те­му то­го, как пос­вя­тить жизнь «Божь­ему де­лу», – на­чалось ее три­ум­фаль­ное шес­твие по ми­ру. И те­перь, из­дав «Путь» ти­ражом свы­ше че­тырех мил­ли­онов эк­зем­пля­ров на со­рока двух язы­ках, сек­та «Опус Деи» ста­ла си­лой, с ко­торой сле­дова­ло счи­тать­ся. Поч­ти в каж­дой круп­ном го­роде зем­но­го ша­ра фун­кци­они­рова­ли от­де­ления этой ор­га­низа­ции, учеб­ные цен­тры, да­же уни­вер­си­теты. «Опус Деи» яв­ля­лась са­мой быс­тро раз­ви­ва­ющей­ся и фи­нан­со­во обес­пе­чен­ной ка­толи­чес­кой ор­га­низа­ци­ей в ми­ре. К со­жале­нию, как приз­на­вал сам Арин­га­роса, в век все­об­ще­го ре­лиги­оз­но­го ци­низ­ма, по­пуляр­ности сом­ни­тель­ных куль­тов и столь же сом­ни­тель­ных про­повед­ни­ков, ве­ща­ющих с те­леви­зи­он­ных эк­ра­нов, рас­ту­щие мо­гущес­тво и бо­гатс­тво «Опус Деи» все ча­ще ста­нови­лись объ­ек­том не­обос­но­ван­ных по­доз­ре­ний.

– Мно­гие на­зыва­ют «Опус Деи» куль­том про­мыва­ния моз­гов, – по­рой за­яв­ля­ли ему ре­пор­те­ры. – Дру­гие на­зыва­ют вас уль­тра­кон­серва­тив­ным тай­ным хрис­ти­ан­ским об­щес­твом. Так кто вы?

– «Опус Деи» – не то и не дру­гое, – тер­пе­ливо от­ве­чал епис­коп. – Мы – часть Ка­толи­чес­кой цер­кви. Мы – братс­тво ка­толи­ков, из­брав­ших путь ис­то­вого слу­жения ка­толи­чес­кой док­три­не в на­шей пов­седнев­ной жиз­ни.

– Под­ра­зуме­ва­ет ли это обет це­ломуд­рия, об­ло­жение цер­ковной де­сяти­ной и ис­купле­ние гре­хов пу­тем са­моби­чева­ния?

– Все это от­но­сит­ся лишь к ма­лой час­ти чле­нов «Опус Деи», – от­ве­чал Арин­га­роса. – Су­щес­тву­ет нес­коль­ко уров­ней вов­ле­чения в на­шу жизнь. Ты­сячи чле­нов «Опус Деи» об­за­водят­ся семь­ями, ис­полня­ют угод­ную Гос­по­ду ра­боту в сво­их об­щи­нах. Дру­гие вы­бира­ют жизнь ас­ке­тич­ную, пред­по­чита­ют у­еди­нен­ный об­раз жиз­ни в мо­нас­ты­рях. Каж­дый сво­боден в вы­боре, но все чле­ны «Опус Деи» име­ют од­ну цель: сде­лать мир луч­ше. И со­вер­шенс­тву­ют они его, ис­полняя де­яния Бо­жий. Мы ра­ды каж­до­му, кто при­ходит к нам.

Впро­чем, ра­зум­ный под­ход, убеж­де­ния тут бы­ли бес­по­лез­ны Средс­тва мас­со­вой ин­форма­ции всег­да тя­готе­ли к скан­да­лам, и в «Опус Деи», как и в боль­шинс­тве круп­ных ор­га­низа­ций, всег­да на­ходи­лись пар­ши­вые ов­цы. Нес­коль­ко заб­лудших душ, бро­са­ющих тень на всю ор­га­низа­цию.

Ме­сяца два на­зад под­разде­ление «Опус Деи» на Сред­нем За­паде бы­ло ули­чено в весь­ма неб­ла­говид­ном за­нятии. Оно вов­ле­кало в свои ря­ды не­офи­тов, раз­да­вая им мес­ка­лин. Это нар­ко­тичес­кое ве­щес­тво при­води­ло лю­дей в сос­то­яние эй­фо­рии, ко­торое оши­боч­но при­нима­лось не­офи­тами за ре­лиги­оз­ный эк­стаз. Один сту­дент уни­вер­си­тета ис­поль­зо­вал свой бич с ши­пами ча­ще ре­комен­до­ван­ных двух ча­сов в день, за­нес в ра­ны ин­фекцию, и де­ло за­кон­чи­лось ле­таль­ным ис­хо­дом. Не так дав­но в Бос­то­не не­кий мо­лодой и ра­зоча­ровав­ший­ся в жиз­ни бан­кир по­кон­чил жизнь са­мо­убий­ством, но пе­ред этим от­пи­сал все свое сос­то­яние «Опус Деи».

Заб­лудшие ов­цы, так на­зывал их Арин­га­роса, и сер­дце его раз­ры­валось от жа­лос­ти к этим лю­дям. Но боль­ше дру­гих ском­про­мети­ровал ор­га­низа­цию раз­ведчик ФБР Ро­берт Хан­ссен, су­деб­ный про­цесс над ко­торым по­лучил ши­рокую ог­ласку. Ма­ло то­го что Хан­ссен был од­ним из ав­то­ритет­ней­ших чле­нов «Опус Деи», так он ока­зал­ся еще и из­вра­щен­цем. На су­де бы­ли пред­став­ле­ны не­оп­ро­вер­жи­мые до­каза­тель­ства его па­дения: этот тип ус­та­новил ви­де­ока­меру в собс­твен­ной спаль­не, а по­том по­казы­вал друзь­ям плен­ку, на ко­торой за­нимал­ся сек­сом с же­ной.

– Вряд ли та­кого че­лове­ка мож­но наз­вать ис­тинным ка­толи­ком, – иро­ничес­ки за­метил судья.

Все эти прис­кор­бные фак­ты спо­собс­тво­вали соз­да­нию спе­ци­аль­ной наб­лю­датель­ной груп­пы над «Опус Деи», сок­ра­щен­но ОДНГ. У нее да­же по­явил­ся свой сайт в Ин­терне­те – www.odan. org, – где мож­но бы­ло про­честь страш­ные ис­то­рии от быв­ших чле­нов «Опус Деи», пре­дос­те­регав­ших об опас­ностях вступ­ле­ния в братс­тво. И средс­тва мас­со­вой ин­форма­ции все ча­ще ста­ли на­зывать «Опус Деи» «ма­фи­ей Гос­по­да» и «куль­том Хрис­та».

Мы бо­им­ся то­го, че­го не по­нима­ем, по­думал Арин­га­роса. Эти кри­тики, име­ют ли они хоть ма­лей­шее пред­став­ле­ние о том, сколь­ко жиз­ней обо­гати­ло братс­тво? Оно по­луча­ло бла­гос­ло­вение и под­дер­жку Ва­тика­на! «Опус Деи» на­ходит­ся под лич­ным пок­ро­витель­ством са­мого па­пы!

Од­на­ко от­но­ситель­но не­дав­но в братс­тве уз­на­ли о на­личии ку­да бо­лее мо­гущес­твен­ной и враж­дебной си­лы, чем средс­тва мас­со­вой ин­форма­ции… неж­данно­го вра­га, от ко­торо­го Арин­га­роса не ви­дел спо­соба ук­рыть­ся. Пять ме­сяцев на­зад этот враг на­нес сок­ру­шитель­ный удар. Арин­га­роса не мог оп­ра­вить­ся от не­го по сей день.

– Они не зна­ют, с кем за­те­яли вой­ну, – злоб­но и ти­хо про­шеп­тал епис­коп, про­дол­жая всмат­ри­вать­ся че­рез ил­лю­мина­тор в чер­ные во­ды оке­ана вни­зу. На се­кун­ду взгляд его сфо­куси­ровал­ся на собс­твен­ном от­ра­жении – тем­ное про­дол­го­ватое ли­цо, са­мой ха­рак­терной частью ко­торо­го был рас­плю­щен­ный кри­вой нос. Нос ему сло­мали уда­ром ку­лака еще в Ис­па­нии, ког­да он был мо­лодым на­чина­ющим мис­си­оне­ром. Но этот фи­зичес­кий не­дос­та­ток ма­ло что зна­чил се­год­ня. Арин­га­роса был прек­ра­сен ду­шой, а не те­лом.

Лай­нер про­летал над по­бережь­ем Пор­ту­галии, ког­да вдруг за­виб­ри­ровал мо­биль­ный те­лефон, спря­тан­ный в склад­ках су­таны. Арин­га­роса знал о пра­вилах, зап­ре­щав­ших поль­зо­вать­ся мо­биль­ной связью во вре­мя по­летов, но это­го звон­ка он ждал. Лишь один че­ловек на све­те знал этот но­мер, он же пос­лал Арин­га­росе по поч­те и сам те­лефон.

– Да? – ти­хо ска­зал в труб­ку епис­коп.

– Сай­лас на­шел кра­еуголь­ный ка­мень, – от­ве­тил ему го­лос. – Он в Па­риже. Спря­тан в цер­кви Сен-Сюль­пис.

Епис­коп так и рас­плыл­ся в до­воль­ной улыб­ке.

– Тог­да мы сов­сем близ­ко.

– Мо­жем по­лучить его не­мед­ленно. Но не­об­хо­димо ва­ше вли­яние.

– Да, ко­неч­но. Го­вори­те, что я дол­жен де­лать.

Ког­да Арин­га­роса на­конец вык­лю­чил мо­биль­ник, сер­дце у не­го не­ис­то­во ко­лоти­лось. И что­бы ус­по­ко­ить­ся, он сно­ва выг­ля­нул во ть­му но­чи, чувс­твуя се­бя иг­рушкой в во­дово­роте со­бытий, ко­торым сам же по­ложил на­чало.

В пя­тис­тах ми­лях от не­го аль­би­нос по име­ни Сай­лас, скло­нив­шись над та­зиком, про­мывал губ­кой ра­ны на спи­не. Крас­но­вато-ко­рич­не­вые раз­во­ды быс­тро за­мути­ли во­ду.

Омой ме­ня ис­со­пом, и сно­ва бу­ду чист я, – бор­мо­тал он сло­ва мо­лит­вы. – Омой ме­ня бла­годатью сво­ей, и ста­ну я бе­лее сне­га.

Ни­ког­да преж­де не ис­пы­тывал Сай­лас та­кого ду­шев­но­го подъ­ема. И это удив­ля­ло и уми­ляло его. На про­тяже­нии пос­ледних де­сяти лет он свя­то соб­лю­дал за­коны «Пу­ти», ста­рал­ся очис­тить­ся от гре­хов, пол­ностью из­ме­нить свою жизнь, вы­чер­кнуть из па­мяти на­силие, к ко­торо­му при­бегал в прош­лом. И вдруг се­год­ня все это вер­ну­лось. Не­нависть, с ко­торой он бо­рол­ся дол­гие го­ды, сно­ва ока­залась вос­тре­бован­ной. И он не ус­та­вал ди­вить­ся то­му, как быс­тро прош­лое вновь взя­ло над ним верх. А име­ете с ним, ра­зуме­ет­ся, прос­ну­лись и его на­выки. Сквер­ные и от­части по­забы­тые, они опять ста­ли нуж­ны.

И­исус учит нас ми­ролю­бию… люб­ви… Он от­верга­ет на­силие. Это­му учил­ся Сай­лас пос­ледние го­ды, и сло­ва эти наш­ли мес­то в его сер­дце. И вот те­перь вра­ги Хрис­та хо­тят раз­ру­шить, унич­то­жить это Его уче­ние. Тот, кто уг­ро­жа­ет Бо­гу ме­чом, от ме­ча и по­гиб­нет. От ме­ча быс­тро­го и бес­по­щад­но­го.

Нa про­тяже­нии двух ты­сяче­летий сол­да­ты Хрис­та за­щища­ли свою ве­ру от тех, кто пы­тал­ся унич­то­жить ее. Се­год­ня Сай­ла­са при­зыва­ли в их ря­ды. Ра­ны нем­но­го под­сохли, и он на­кинул дол­го­полую су­тану с ка­пюшо­ном. Са­мого прос­то­го пок­роя, из гру­бой тем­ной шер­сти, на ее фо­не рез­ко вы­дели­лись бе­лиз­ной ру­ки и во­лосы. Под­вя­зав су­тану ве­рев­кой, он на­тянул ка­пюшон на го­лову, по­дошел к зер­ка­лу. Крас­ные глаз­ки лю­бова­лись от­ра­жени­ем. Ко­леси­ки и вин­ти­ки со­бытий за­вер­те­лись.

Гла­ва 6

Про­тис­нувшись под ре­шет­кой, Ро­берт Лэн­гдон ока­зал­ся у вхо­да в Боль­шую га­лерею. Ощу­щение бы­ло та­кое, точ­но он заг­ля­дыва­ет в пасть длин­но­го и глу­боко­го кань­она. По обе сто­роны га­лереи под­ни­мались го­лые сте­ны вы­сотой фу­тов трид­цать, вер­хняя их часть уто­пала во ть­ме. Крас­но­ватое мер­ца­ние ноч­ных ламп в плин­ту­сах от­бра­сыва­ло та­инс­твен­ные бли­ки на по­лот­на да Вин­чи, Ти­ци­ана и Ка­равад­жо, ко­торые сви­сали с по­тол­ка на спе­ци­аль­ных про­водах. На­тюр­морты, ре­лиги­оз­ные сце­ны, пей­за­жи, пор­тре­ты зна­ти и силь­ных ми­ра се­го.

Хо­тя в Боль­шой га­лерее бы­ла соб­ра­на, по­жалуй, луч­шая в ми­ре кол­лекция италь­ян­ских жи­вопис­цев, у мно­гих по­сети­телей соз­да­валось впе­чат­ле­ние, что зна­мени­та она преж­де все­го сво­им уни­каль­ным пар­кетным по­лом. Вы­ложен­ный из ди­аго­наль­ных ду­бовых пар­ке­тин, он не толь­ко по­ражал сво­им пот­ря­са­ющим ге­омет­ри­чес­ким ри­сун­ком, но и соз­да­вал оп­ти­чес­кую ил­лю­зию: по­ходил на мно­гомер­ную сеть, что соз­да­вало у по­сети­телей ощу­щение, буд­то они проп­лы­ва­ют по га­лерее, по­вер­хность ко­торой ме­ня­ет­ся с каж­дым ша­гом.

Взгляд Лэн­гдо­на сколь­зил по за­мыс­ло­вато­му ри­сун­ку и вдруг ос­та­новил­ся на со­вер­шенно не­умес­тном здесь пред­ме­те, ле­жав­шем на по­лу сле­ва, все­го в нес­коль­ких яр­дах от не­го. Мес­то, где он ле­жал, бы­ло от­го­роже­но по­лицей­ски­ми спе­ци­аль­ной лен­той. Лэн­гдон обер­нулся к Фа­шу:

– Это что же… Ка­равад­жо? Вон там, на по­лу?..

Фаш, не гля­дя, кив­нул.

Кар­ти­на, как до­гады­вал­ся Лэн­гдон, сто­ила мил­ли­она два дол­ла­ров, од­на­ко ва­лялась на по­лу, точ­но выб­ро­шен­ный на свал­ку пла­кат. – Но по­чему, черт возь­ми, она на по­лу?

Воз­му­щение, проз­ву­чав­шее в его го­лосе, по­хоже, не про­из­ве­ло впе­чат­ле­ния на Фа­ша.

– Это мес­то прес­тупле­ния, мис­тер Лэн­гдон. Са­ми мы ни­чего не тро­гали. Кар­ти­ну сдер­нул со сте­ны ку­ратор. И при­вел тем са­мым в дей­ствие сис­те­му сиг­на­лиза­ции.

Лэн­гдон ог­ля­нул­ся на ре­шет­ку, пы­та­ясь со­об­ра­зить, что же про­изош­ло.

На ку­рато­ра, оче­вид­но, на­пали в ка­бине­те. Он вы­бежал, бро­сил­ся в Боль­шую га­лерею и вклю­чил сис­те­му сиг­на­лиза­ции, сор­вав по­лот­но со сте­ны. Ре­шет­ка тут же опус­ти­лась, пе­рек­ры­вая дос­туп. Дру­гих вы­ходов и вхо­дов в га­лерею не бы­ло.

Лэн­гдон сму­тил­ся:

– Так, зна­чит, ку­рато­ру уда­лось за­переть на­падав­ше­го в га­лерее?

Фаш по­качал го­ловой:

– Нет. Ре­шет­ка прос­то от­де­лит от не­го Сонь­ера. Убий­ца ока­зал­ся здесь, в ко­ридо­ре, и выс­тре­лил в Сонь­ера че­рез ре­шет­ку. – Он ука­зал на оран­же­вый яр­лы­чок, от­ме­чав­ший один из пруть­ев ре­шет­ки, под ко­торой они толь­ко что про­пол­зли. – Сот­рудни­ки на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го от­де­ла об­на­ружи­ли здесь час­ти­цы по­роха. Он выс­тре­лил че­рез ре­шет­ку. Сонь­ер умер вот здесь, в оди­ночес­тве.

Лэн­гдон вспом­нил сни­мок, ко­торый ему по­казы­вали. Но они го­вори­ли, что ку­ратор сам это сде­лал. Он ог­ля­дел ог­ромный и пус­тынный ко­ридор.

– Так где же те­ло?

Фаш поп­ра­вил гал­стуч­ную бу­лав­ку в ви­де рас­пя­тия и дви­нул­ся даль­ше.

– Воз­можно, вам из­вес­тно, что га­лерея очень длин­ная.

«Дли­на, ес­ли я не оши­ба­юсь, – по­думал Лэн­гдон, – сос­тавля­ет пят­надцать ты­сяч фу­тов, то есть рав­на ум­но­жен­ной на три вы­соте ме­мори­ала Ва­шин­гто­на»[14]. От ши­рины ко­ридо­ра то­же зах­ва­тыва­ло дух, здесь лег­ко мож­но бы­ло про­ложить рель­сы для двус­то­рон­не­го дви­жения пас­са­жир­ских по­ез­дов. По цен­тру на оп­ре­делен­ном рас­сто­янии друг от дру­га раз­ме­щались ста­туи или ог­ромные фар­фо­ровые ва­зы, что по­мога­ло раз­гра­ничить те­мати­чес­кие эк­спо­зиции, а так­же раз­де­лить по­ток дви­жения по­сети­телей.

Фаш мол­ча и быс­тро ша­гал по пра­вой сто­роне ко­ридо­ра, взгляд его был ус­трем­лен впе­ред. Лэн­гдо­ну же ка­залось прос­то не­поч­ти­тель­ным про­бегать ми­мо ве­личай­ших ми­ровых ше­дев­ров, не ос­та­новив­шись хо­тя бы на се­кун­ду, что­бы пос­мотреть на них.

Хо­тя раз­ве мож­но раз­гля­деть хоть что-то при та­ком ос­ве­щении, по­думал он.

Мрач­ное крас­но­ватое ос­ве­щение на­вева­ло вос­по­мина­ния о ра­боте в сек­ретных ар­хи­вах Ва­тика­на, в ре­зуль­та­те ко­торой он ед­ва не ли­шил­ся жиз­ни. Вто­рой раз за день вспом­ни­лась Вит­то­рия. Ме­сяца­ми он не ду­мал о ней – и вдруг на те­бе, по­жалуй­ста. Лэн­гдо­ну с тру­дом ве­рилось в то, что он был в Ри­ме все­го лишь год на­зад; ка­залось, с тех пор про­лете­ли де­сяти­летия. Дру­гая жизнь. Пос­леднюю вес­точку от Вит­то­рии он по­лучил в де­каб­ре. То бы­ла от­крыт­ка, где она пи­сала, что уле­та­ет на ос­тров в Яван­ском мо­ре, про­дол­жать свои ис­сле­дова­ния в об­ласти фи­зики… что-то, име­ющее от­но­шение к ис­поль­зо­ванию спут­ни­ков в сле­жении за флук­ту­аци­ей ман­тии Зем­ли. Лэн­гдон ни­ког­да не пи­тал ил­лю­зий по по­воду то­го, что та­кая жен­щи­на, как Вит­то­рия Вет­ра, смо­жет счас­тли­во жить с ним в уни­вер­си­тет­ском кам­пу­се. Од­на­ко их встре­ча в Ри­ме про­буди­ла в нем том­ле­ние ду­ши и пло­ти, ко­торых он преж­де ни­ког­да не ис­пы­тывал. Его прис­трас­тие к хо­лос­тяцко­му об­ра­зу жиз­ни и не­затей­ли­вым пре­лес­тям сво­боды оди­ноко­го муж­чи­ны бы­ло по­колеб­ле­но. И не­ожи­дан­но сме­нилось ощу­щени­ем пус­то­ты, ко­торое лишь уси­лилось за про­шед­ший год.

Они про­дол­жа­ли быс­тро ша­гать по га­лерее, од­на­ко ни­како­го тру­па Лэн­гдон по­ка не ви­дел.

– Не­уже­ли Жак Сонь­ер умуд­рился прой­ти та­кое боль­шое рас­сто­яние?

– Сонь­ер схло­потал пу­лю в жи­вот. Это мед­ленная и очень му­читель­ная смерть. Он уми­рал ми­нут пят­надцать – двад­цать. Оче­вид­но, он был че­лове­ком не­обы­чай­ной си­лы ду­ха.

Лэн­гдон да­же при­ос­та­новил­ся от удив­ле­ния.

– Вы что же, хо­тите ска­зать, ох­ра­не по­надо­билось це­лых пят­надцать ми­нут, что­бы доб­рать­ся сю­да? – Ну, ра­зуме­ет­ся, нет. Ох­ра­на Лув­ра от­ре­аги­рова­ла не­мед­ленно, как толь­ко раз­дался сиг­нал тре­воги, но в Боль­шую га­лерею не бы­ло дос­ту­па. Ох­ранни­ки сто­яли у ре­шет­ки и слы­шали, как кто-то дви­жет­ся в даль­нем кон­це ко­ридо­ра, а вот кто имен­но, раз­гля­деть не смог­ли. Они кри­чали, но от­ве­та так и не по­лучи­ли. Пред­по­ложив, что это мо­жет быть прес­тупник, а боль­ше не­кому, они, сле­дуя инс­трук­ци­ям, выз­ва­ли су­деб­ную по­лицию. Мы при­были че­рез пят­надцать ми­нут. По­том уда­лось при­под­нять ре­шет­ку, так что­бы мож­но бы­ло под ней про­пол­зти, и я пос­лал дю­жину во­ору­жен­ных аген­тов. Они про­чеса­ли всю га­лерею в по­ис­ках гра­бите­ля.

– И?..

– И ни­кого не наш­ли. Кро­ме… – тут он ука­зал впе­ред, – не­го.

Лэн­гдон прос­ле­дил за нап­равле­ни­ем паль­ца Фа­ша. В пер­вый мо­мент ему по­каза­лось, что ка­питан ука­зыва­ет на боль­шую мра­мор­ную ста­тую в цен­тре. Но за­тем, приб­ли­зив­шись, он по­нял, что оши­бал­ся. Впе­реди, яр­дах в трид­ца­ти от ста­туи, вид­не­лось яр­кое све­товое пят­но. Лам­па на шта­тиве соз­да­вала на по­лу единс­твен­ный ос­тро­вок све­та в пог­ру­жен­ной в крас­но­ватый по­лум­рак га­лерее. И в цен­тре это­го све­тово­го пят­на, точ­но на­секо­мое под мик­роско­пом, ле­жало на пар­кетном по­лу об­на­жен­ное те­ло ку­рато­ра.

– Вы же ви­дели сни­мок, – ска­зал Фаш. – Так что ни­чего не­ожи­дан­но­го для вас тут нет.

Они приб­ли­зились, и Лэн­гдон по­чувс­тво­вал, как его про­бира­ет оз­ноб. Пе­ред ним бы­ло са­мое стран­ное и страш­ное зре­лище из всех, что он ког­да-ли­бо ви­дел.

Те­ло Жа­ка Сонь­ера ле­жало на пар­кетном по­лу в точ­ности так же, как бы­ло от­ра­жено на фо­тог­ра­фии. Стоя над ним и щу­рясь от неп­ри­выч­но яр­ко­го све­та, Лэн­гдон не мог удер­жать­ся от мыс­ли, что пос­ледние ми­нуты сво­ей жиз­ни ку­ратор про­вел, пы­та­ясь за­нять та­кое вот не­обыч­ное по­ложе­ние.

Сонь­ер выг­ля­дел на удив­ле­ние креп­ким для сво­его воз­раста… и вся его мус­ку­лату­ра бы­ла, что на­зыва­ет­ся, на ви­ду. Он сор­вал с се­бя одеж­ду, ак­ку­рат­но сло­жил ря­дом на пол, а за­тем улег­ся на спи­ну в цен­тре ши­роко­го ко­ридо­ра, стро­го по­сере­дине по­меще­ния. Ру­ки и но­ги ши­роко рас­ки­нуты, так смеш­но тор­чат ру­ки у сне­гови­ка, ко­торо­го зи­мой ле­пят де­ти… Нет, точ­нее, он по­ходил на че­лове­ка, ко­торо­го рас­тя­нули и соб­ра­лись чет­верто­вать не­кие не­види­мые си­лы.

Кро­вавое пят­нышко на гру­ди от­ме­чало то мес­то, где в те­ло вош­ла пу­ля. Кро­ви бы­ло на удив­ле­ние ма­ло, лишь не­боль­шая тем­ная лу­жица.

Ука­затель­ный па­лец ле­вой ру­ки то­же был в кро­ви, точ­но его оку­нали в ра­ну. И это на­води­ло на кош­марную мысль о том, что уми­ра­ющий ис­поль­зо­вал собс­твен­ною кровь в ка­чес­тве чер­нил или крас­ки, а собс­твен­ный об­на­жен­ный жи­вот – как по­лот­но. И дей­стви­тель­но, Сонь­ер на­рисо­вал у се­бя на жи­воте прос­той сим­вол: пять пря­мых ли­ний, ко­торые, пе­рек­ре­щива­ясь, об­ра­зовы­вали пя­тико­неч­ную звез­ду.

Пен­такл?..

Кро­вавая звез­да в цен­тре жи­вота при­дава­ла тру­пу по­ис­ти­не зло­вещий вид. Сни­мок, ко­торый ви­дел Лэн­гдон, то­же про­из­во­дил уд­ру­ча­ющее впе­чат­ле­ние, но те­перь, уви­дев все сво­ими гла­зами, Лэн­гдон на­чал ис­пы­тывать все воз­раста­ющую тре­вогу.

Он сам это с со­бой сде­лал.

– Мис­тер Лэн­гдон? – На не­го бы­ли ус­трем­ле­ны чер­ные глаз­ки-бу­рав­чи­ки Фа­ша.

– Это пен­такл, – ска­зал Лэн­гдон, и собс­твен­ный го­лос по­казал­ся ему чу­жим, так стран­но и гул­ко проз­ву­чал он под сво­дами га­лереи. – Один из ста­рей­ших сим­во­лов на зем­ле. По­явил­ся за че­тыре ты­сячи лет до Рож­дес­тва Хрис­то­ва.

– И что же он оз­на­ча­ет?

Лэн­гдон всег­да ко­лебал­ся, ког­да ему за­дава­ли этот воп­рос. Ска­зать, что оз­на­ча­ет сим­вол – все рав­но что объ­яс­нить, ка­ким воз­дей­стви­ем на че­лове­ка об­ла­да­ет та или иная пес­ня. Ведь каж­дый вос­при­нима­ет од­ну и ту же пес­ню по-сво­ему. Бе­лый кол­пак ку-клукс-кла­на стал в Со­еди­нен­ных Шта­тах сим­во­лом не­навис­ти и ра­сиз­ма, но в Ис­па­нии по­доб­ный кос­тюм лишь под­черки­вал не­коле­бимость хрис­ти­ан­ской ве­ры.

– В раз­личных об­сто­ятель­ствах од­ни и те же сим­во­лы име­ют раз­ное зна­чение, – ос­то­рож­но от­ве­тил Лэн­гдон. – Во­об­ще-то из­на­чаль­но пен­такл был ре­лиги­оз­ным сим­во­лом языч­ни­ков.

– Пок­ло­нение дь­яво­лу, – кив­нул Фаш.

– Нет, – ска­зал Лэн­гдон и тут же по­нял, что сло­ва на­до под­би­рать ос­то­рож­нее. Ведь в на­ши дни сло­во «языч­ник», или «язы­чес­кий», ста­ло поч­ти си­нони­мом пок­ло­нения дь­яво­лу, что со­вер­шенно не­вер­но. Кор­ни это­го сло­ва вос­хо­дят к ла­тин­ско­му pagan, что оз­на­ча­ет «оби­тате­ли сель­ской мес­тнос­ти». Языч­ни­ки бы­ли сель­ски­ми и лес­ны­ми жи­теля­ми и по сво­им ре­лиги­оз­ным взгля­дам яв­ля­лись по­лите­ис­та­ми, пок­ло­нялись си­лам и яв­ле­ни­ям При­роды. И Хрис­ти­ан­ская цер­ковь нас­толь­ко бо­ялась этих мно­гобож­ни­ков, жив­ших в де­рев­нях, «villes», что про­из­водное «vilain», то есть «жи­вущий в де­рев­не», ста­ло оз­на­чать «зло­дей».

– Пя­тико­неч­ная звез­да, – по­яс­нил Лэн­гдон, – это еще дох­ристи­ан­ский сим­вол, от­но­сив­ший­ся к пок­ло­нению и обо­жест­вле­нию При­роды. Древ­ние лю­ди де­лили весь мир на две по­лови­ны – муж­скую и жен­скую. У них бы­ли бо­ги и бо­гини, сох­ра­ня­ющие ба­ланс сил. Инь и ян. Ког­да муж­ское и жен­ское на­чала сба­лан­си­рова­ны, в ми­ре ца­рит гар­мо­ния. Ког­да ба­ланс на­руша­ет­ся, воз­ни­ка­ет ха­ос. – Лэн­гдон ука­зал на жи­вот по­кой­но­го: – Пен­такл сим­во­лизи­ру­ет жен­скую по­лови­ну все­го су­щего на зем­ле. Ис­то­рики, изу­ча­ющие ре­лигии, на­зыва­ют сим­вол «свя­щен­ным жен­ским на­чалом», или «свя­щен­ной бо­гиней». И уж ко­му-ко­му, а Сонь­еру это бы­ло прек­расно из­вес­тно.

– Так, вы­ходит, Сонь­ер на­рисо­вал у се­бя на жи­воте сим­вол бо­гини?

Лэн­гдон был вы­нуж­ден сог­ла­сить­ся с Фа­шем, что это нес­коль­ко стран­но.

– Есть еще бо­лее спе­цифич­ная ин­тер­пре­тация. Пя­тико­неч­ная звез­да сим­во­лизи­ру­ет Ве­неру, бо­гиню люб­ви и кра­соты.

Фаш взгля­нул на го­лого муж­чи­ну, без­жизнен­но рас­прос­терто­го на по­лу, и что-то про­вор­чал се­бе под нос.

– Ран­ние ре­лигии ос­но­выва­лись на бо­жес­твен­ном на­чале При­роды. Бо­гиня Ве­нера и пла­нета Ве­нера – это од­но и то же. Бо­гиня за­нима­ет свое мес­то на ноч­ном не­бе и из­вес­тна под мно­гими име­нами – Ве­нера, Вос­точная звез­да, Иш­тар, Ас­тарте. И все они сим­во­лизи­рова­ли мо­гущес­твен­ное жен­ское на­чало, свя­зан­ное с При­родой и Ма­терью Зем­лей.

Фаш от­че­го-то за­бес­по­ко­ил­ся. Точ­но пред­по­читал идею пок­ло­нения дь­яво­лу.

Лэн­гдон ре­шил не вда­вать­ся в под­робнос­ти и не стал го­ворить о, воз­можно, са­мом уди­витель­ном свой­стве звез­ды: гра­фичес­ком до­каза­тель­стве ее свя­зи с Ве­нерой. Бу­дучи еще сту­ден­том фа­куль­те­та ас­тро­номии, Лэн­гдон с удив­ле­ни­ем уз­нал, что каж­дые во­семь лет пла­нета Ве­нера опи­сыва­ет аб­со­лют­но пра­виль­ный пен­такл по боль­шо­му кру­гу не­бес­ной сфе­ры. Древ­ние лю­ди за­мети­ли это яв­ле­ние и бы­ли так пот­ря­сены, что Ве­нера и ее пен­такл ста­ли сим­во­лами со­вер­шенс­тва, кра­соты и ци­нич­ности сек­су­аль­ной люб­ви. Как бы от­да­вая дань это­му яв­ле­нию, древ­ние гре­ки ус­тра­ива­ли Олим­пий­ские иг­ры каж­дые во­семь лет. Се­год­ня лишь нем­но­гие зна­ют, что сов­ре­мен­ные Олим­пи­ады сле­ду­ют по­ловин­но­му цик­лу Ве­неры. Еще мень­ше лю­дей зна­ют о том, что пя­тико­неч­ная звез­да ед­ва не ста­ла сим­во­лом Олим­пий­ских игр, но в пос­ледний мо­мент его мо­дифи­циро­вали: пять ос­тро­конеч­ных кон­цов звез­ды за­мени­ли пятью коль­ца­ми, по мне­нию ор­га­низа­торов, луч­ше от­ра­жа­ющи­ми дух учас­тия и гар­мо­нию игр.

– Мис­тер Лэн­гдон, – ска­зал Фаш, – ви­димо, этот ваш пен­такл все же мо­жет иметь от­но­шение и к дь­яво­лу. Во вся­ком слу­чае, в ва­ших аме­рикан­ских ужас­ти­ках он име­ет имен­но та­кой смысл.

Лэн­гдон нах­му­рил­ся. Боль­шое те­бе спа­сибо, Гол­ли­вуд Пя­тико­неч­ная звез­да прев­ра­тилась в вир­ту­аль­ное кли­ше в се­ри­алах ужа­сов об убий­цах-са­танис­тах. Та­кими звез­да­ми бы­ли рас­пи­саны сте­ны жи­лищ са­танис­тов, они кра­сова­лись там на­ряду с дру­гой де­мони­чес­кой сим­во­ликой. Лэн­гдон при­ходил в от­ча­яние, ви­дя, что сим­вол ис­поль­зу­ет­ся имен­но в та­ком кон­тек­сте, ведь из­на­чаль­но пя­тико­неч­ная звез­да сим­во­лизи­рова­ла толь­ко доб­ро.

– Уве­ряю вас, – от­ве­тил он, – нес­мотря на то что вы ви­дите в ки­но, де­мони­чес­кая ин­тер­пре­тация звез­ды аб­со­люта не­вер­на с ис­то­ричес­кой точ­ки зре­ния. Из­древ­ле она сим­во­лизи­рова­ла жен­ское на­чало, но, ко­неч­но, за ты­сяче­летия зна­чение сим­во­ла бы­ло ис­ка­жено. В дан­ном слу­чае – че­рез кро­воп­ро­литие.

– Что-то я не пой­му…

Лэн­гдон по­косил­ся на бу­лав­ку в гал­сту­ке Фа­ша, опа­са­ясь, что сло­ва его бу­дут ис­толко­ваны не­вер­но.

– Цер­ковь, сэр. Как пра­вило, сим­во­лы очень ус­той­чи­вы, но пен­такл был из­ме­нен Рим­ской ка­толи­чес­кой цер­ковью на ран­ней ста­дии ее раз­ви­тия. То бы­ла часть кам­па­нии Ва­тика­на по унич­то­жению язы­чес­ких ре­лигий и об­ра­щению масс в хрис­ти­анс­тво. И Цер­ковь ак­тивно бо­ролась с язы­чес­ки­ми бо­гами и бо­гиня­ми, пред­став­ляя их свя­щен­ные сим­во­лы сим­во­лам зла. – Про­дол­жай­те.

– Это слу­ча­ет­ся весь­ма час­то во вре­мена ве­ликих пот­ря­сений, – ска­зал Лэн­гдон. – Лю­бая но­вая си­ла ста­ра­ет­ся пе­реде­лать су­щес­тву­ющие сим­во­лы, ском­про­мети­ровать их, унич­то­жить или ис­ка­зить их пер­во­началь­ное зна­чение. В борь­бе меж­ду язы­чес­ки­ми и хрис­ти­ан­ски­ми сим­во­лами про­иг­ра­ли пер­вые. Тре­зубец По­сей­до­на прев­ра­тил­ся в ви­лы дь­яво­ла, ос­тро­конеч­ный кол­пак муд­ре­ца – в го­лов­ной убор ведь­мы. А пя­тико­неч­ная звез­да Ве­неры ста­ла зна­ком дь­яво­ла. – Лэн­гдон вы­дер­жал па­узу. – К со­жале­нию, да­же во­ен­ное ве­домс­тво США ис­поль­зо­вало пя­ти­уголь­ник: те­перь он яв­ля­ет­ся глав­ным сим­во­лом вой­ны. Мы ри­су­ем эту звез­дочку на бор­тах на­ших ис­тре­бите­лей, ук­ра­ша­ем ею по­гоны на­ших ге­нера­лов. – И про­щай, бо­гиня люб­ви и кра­соты.

– Ин­те­рес­но, – про­тянул Фаш и по­косил­ся на рас­прос­тертый на пар­ке­те труп. – Ну а по­ложе­ние те­ла? Оно вам о чем-ни­будь го­ворит?

Лэн­гдон по­жал пле­чами:

– По­доб­ное по­ложе­ние прос­то под­черки­ва­ет связь с пя­ти­уголь­ни­ком и свя­щен­ным жен­ским на­чалом.

– Прос­ти­те, не по­нял…

– Это на­зыва­ет­ся реп­ли­каци­ей. Пов­то­рение сим­во­ла – прос­тей­ший спо­соб уси­лить его зна­чение. Жак Сонь­ер хо­тел, что­бы те­ло его по­ходи­ло на пя­тико­неч­ную звез­ду. – Один пен­такл хо­рошо, а два луч­ше.

Фаш оки­нул дол­гим взгля­дом ру­ки, но­ги и го­лову Сонь­ера, по­том приг­ла­дил и без то­го при­лизан­ные во­лосы.

– Лю­бопыт­ный ана­лиз, – за­метил он. И пос­ле па­узы до­бавил: – Ну а то, что он об­на­жен? – Фаш слег­ка по­мор­щился, про­из­но­ся это пос­леднее сло­во, точ­но те­ло го­лого по­жило­го муж­чи­ны вы­зыва­ло у не­го от­вра­щение. – За­чем он снял с се­бя всю одеж­ду?

Чер­тов­ски хо­роший воп­рос, по­думал Лэн­гдон. Он и сам уди­вил­ся то­му же, как толь­ко уви­дел сни­мок. Ско­рее все­го об­на­жен­ное че­лове­чес­кое те­ло бы­ло приз­ва­но под­чер­кнуть бли­зость Ве­нере, бо­гине сек­су­аль­нос­ти. И хо­тя сов­ре­мен­ная куль­ту­ра по­чер­пну­ла не­мало ас­со­ци­аций с Ве­нерой из фи­зичес­ко­го со­юза муж­чи­ны и жен­щи­ны, не нуж­но бы­ло быть лин­гвис­том-эти­моло­гом, что­бы до­гадать­ся, что ко­рень «Ве­нера» при­сутс­тво­вал и в та­ком, к при­меру, сло­ве, как «ве­нери­чес­кие», ког­да речь шла о за­боле­вани­ях. Но Лэн­гдон ре­шил не уг­лублять­ся в эту те­му.

– Мис­тер Фаш, я не смо­гу ска­зать вам, по­чему Жак Сонь­ер на­рисо­вал этот сим­вол у се­бя на жи­воте, не смо­гу ска­зать, по­чему он при­нял та­кую стран­ную по­зу. Но с уве­рен­ностью за­яв­ляю, что та­кой че­ловек, как Сонь­ер, впол­не мог рас­смат­ри­вать пя­тико­неч­ную звез­ду как знак бо­жес­твен­но­го жен­ско­го на­чала. Связь меж­ду этим сим­во­лом и свя­щен­ной женс­твен­ностью хо­рошо из­вес­тна ис­то­рикам и уче­ным, изу­ча­ющим сим­во­лы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.