Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Па­риж, Лувр 21.46 4 страница



– Прек­расно. Ну а ис­поль­зо­вать собс­твен­ную кровь в ка­чес­тве чер­нил?

– Оче­вид­но, ему прос­то бы­ло боль­ше не­чем пи­сать. Фаш по­мол­чал, по­том за­метил:

– Лич­но мне ка­жет­ся, он ис­поль­зо­вал кровь, что­бы зас­та­вить по­лицию про­вес­ти оп­ре­делен­ную су­деб­но-ме­дицин­скую эк­спер­ти­зу.

– Прос­ти­те?

– Взгля­ните на его ле­вую ру­ку.

Лэн­гдон оки­нул взгля­дом бе­лую ру­ку, от пле­ча до кис­ти, но ни­чего осо­бен­но­го не за­метил. Тог­да он обо­шел те­ло, наг­нулся и с удив­ле­ни­ем уви­дел, что паль­цы ку­рато­ра сжи­ма­ют боль­шой мар­кер с фет­ро­вым ос­три­ем.

– Сонь­ер дер­жал его, ког­да мы об­на­ружи­ли те­ло, – ска­зал Фаш. Ото­шел от Лэн­гдо­на и приб­ли­зил­ся к рас­клад­но­му сто­лику, на ко­тором бы­ли раз­ло­жены инс­тру­мен­ты, про­вода, ка­кие-то элек­трон­ные шту­кови­ны. – Как я уже го­ворил вам, – ска­зал он, пе­реби­рая пред­ме­ты на сто­ле, – мы ни­чего не тро­гали на мес­те прес­тупле­ния. Вам зна­ком этот тип руч­ки?

Лэн­гдон нак­ло­нил­ся еще ни­же, всмат­ри­ва­ясь в над­пись на мар­ке­ре.

STYLO DE LUMIERE NOIRE

Он удив­ленно под­нял гла­за на Фа­ша.

Мар­ке­ры та­кого ти­па, снаб­женные спе­ци­аль­ным фет­ро­вым ос­три­ем, обыч­но ис­поль­зо­вались му­зей­ны­ми сот­рудни­ками, рес­тавра­тора­ми и по­лици­ей для на­несе­ния не­види­мых от­ме­тин на пред­ме­ты. Пи­сали та­кие руч­ки флу­орес­цен­тны­ми чер­ни­лами на спир­то­вой ос­но­ве, и на­писан­ное мож­но бы­ло про­честь лишь в тем­но­те. В час­тнос­ти, му­зей­ные сот­рудни­ки по­меча­ют та­кими мар­ке­рами ра­мы по­лотен, тре­бу­ющих рес­тавра­ции.

Лэн­гдон вып­ря­мил­ся, а Фаш меж тем по­дошел к лам­пе и вык­лю­чил ее. Га­лерея пог­ру­зилась в пол­ную ть­му.

Мгно­вен­но «ос­лепший» Лэн­гдон чувс­тво­вал се­бя не­уве­рен­но. Но вот гла­за пос­те­пен­но при­вык­ли к тем­но­те, и он раз­ли­чил си­лу­эт Фа­ша в крас­но­ватом ос­ве­щении. Тот шел к не­му, дер­жа в ру­ках ка­кой-то осо­бый ис­точник све­та, оку­тывав­ший его крас­но­вато-фи­оле­товой дым­кой.

– Воз­можно, вам из­вес­тно, – ска­зал Фаш, – что в по­лиции ис­поль­зу­ют по­доб­ное ос­ве­щение на мес­те прес­тупле­ния, ког­да ищут сле­ды кро­ви и дру­гие ули­ки, под­ле­жащие эк­спер­ти­зе. Так что мо­жете во­об­ра­зить, ка­ково бы­ло на­ше удив­ле­ние… – Тут он ус­тре­мил свет лам­пы на труп.

Лэн­гдон пос­мотрел и вздрог­нул от не­ожи­дан­ности.

Сер­дце сту­чало все силь­нее. На пар­кетном по­лу ря­дом с тру­пом прос­ту­пили све­тящи­еся пур­пурные бук­вы. Пос­ледние сло­ва ку­рато­ра. Всмат­ри­ва­ясь в зна­ки, Лэн­гдон по­чувс­тво­вал, что ту­ман, оку­тывав­ший всю эту ис­то­рию с са­мого на­чала, сгу­ща­ет­ся.

Он еще раз пе­речи­тал уви­ден­ное и взгля­нул на Фа­ша:

– Что, черт по­бери, это оз­на­ча­ет? Гла­за Фа­ша от­ли­вали бе­лым.

– Имен­но на этот воп­рос вы и дол­жны от­ве­тить, месье.

Не­пода­леку, в ка­бине­те ку­рато­ра, лей­те­нант Кол­ле, толь­ко что вер­нувший­ся в Лувр, скло­нил­ся над прос­лу­шива­ющим ус­трой­ством, вмон­ти­рован­ным в мас­сивный пись­мен­ный стол. Ес­ли бы не фи­гура сред­не­веко­вого ры­царя, на­поми­нав­ше­го ро­бота и ус­тре­мив­ше­го на не­го взгляд злоб­ных и по­доз­ри­тель­ных глаз, Кол­ле чувс­тво­вал бы се­бя впол­не ком­фор­тно. Он на­дел на­уш­ни­ки и еще раз про­верил уров­ни вхо­да на твер­дом дис­ке в сис­те­ме за­писи. Все ра­бота­ло нор­маль­но. Мик­ро­фоны фун­кци­они­рова­ли бе­зуп­речно.

Le moment de verite[15], по­думал он.

И, улы­ба­ясь, зак­рыл гла­за и при­гото­вил­ся нас­ла­дить­ся пос­ледней бе­седой, что сос­то­ялась в сте­нах Боль­шой га­лереи.

Гла­ва 7

Скром­ное оби­тали­ще рас­по­лага­лось в сте­нах цер­кви Сен-Сюль­пис, на вто­ром ее эта­же, сле­ва от хо­ров. Две ком­натки с ка­мен­ны­ми по­лами и ми­ниму­мом ме­бели на про­тяже­нии по­луто­ра де­сят­ков лет слу­жили до­мом сес­тре Сан­дрин Би­ель. Офи­ци­аль­ная ее ре­зиден­ция на­ходи­лась не­пода­леку, в мо­нас­ты­ре, но са­ма она пред­по­чита­ла бла­гос­тную ти­шину цер­кви. И чувс­тво­вала се­бя здесь у­ют­но, тем бо­лее что пос­тель, те­лефон и го­рячая еда всег­да бы­ли к ее ус­лу­гам.

В цер­кви сес­тра Сан­дрин ис­полня­ла роль за­веду­ющей хо­зяй­ством, то есть ве­дала все­ми не­рели­ги­оз­ны­ми ас­пекта­ми су­щес­тво­вания и фун­кци­они­рова­ния хра­ма. Убор­ка, под­держа­ние стро­ения в дол­жном ви­де, на­ем об­слу­жива­юще­го пер­со­нала, ох­ра­на зда­ния пос­ле зак­ры­тия, за­каз про­дук­тов – в том чис­ле ви­на и об­ла­ток для при­час­тия – вот да­леко не пол­ный пе­речень ее обя­зан­ностей.

Она уже спа­ла в узень­кой сво­ей пос­те­ли, как вдруг прон­зи­тель­но заз­во­нил те­лефон. Она под­ня­ла труб­ку и ска­зала ус­та­ло:

– Soeur Sandrine. Eglise Saint-Sulpice.

– При­вет, сес­тра, – от­ве­тил муж­чи­на по-фран­цуз­ски.

Сес­тра Сан­дрин се­ла в пос­те­ли. Ко­торый те­перь час? Она уз­на­ла го­лос нас­то­яте­ля. За все пят­надцать лет служ­бы он еще ни ра­зу не бу­дил ее. Аб­бат был че­лове­ком бла­гочес­ти­вым и шел до­мой спать сра­зу же пос­ле ве­чер­ней мес­сы.

– Из­ви­ните, ес­ли раз­бу­дил вас, сес­тра. – Го­лос аб­ба­та зву­чал как-то неп­ри­выч­но нер­вно. – Хо­чу поп­ро­сить вас об од­ном одол­же­нии. Мне толь­ко что зво­нил очень вли­ятель­ный аме­рикан­ский епис­коп. Ма­ну­эль Арин­га­роса. Воз­можно, вы зна­ете?

– Гла­ва «Опус Деи»? – Ко­неч­но, она зна­ла. Кто же из цер­ковни­ков не знал о нем? За пос­ледние го­ды вли­яние кон­серва­тив­ной пре­лату­ры Арин­га­росы зна­читель­но уси­лилось. Вос­хожде­ние на­чалось с 1982 го­да, ког­да И­оанн Па­вел II не­ожи­дан­но воз­вы­сил «Опус Деи» в зва­нии до «лич­ной пре­лату­ры па­пы». Это оз­на­чало, что имен­но он офи­ци­аль­но сан­кци­они­ровал все их ре­лиги­оз­ные от­прав­ле­ния. По стран­но­му сов­па­дению воз­вы­шение «Опус Деи» про­изош­ло в тот же год, ког­да, су­дя по слу­хам, не­кая очень бо­гатая сек­та пе­речис­ли­ла поч­ти мил­ли­ард дол­ла­ров на счет Ва­тикан­ско­го ин­сти­тута ре­лиги­оз­ных ис­сле­дова­ний, из­вес­тно­го под наз­ва­ни­ем «Банк Ва­тика­на», чем спас­ла от не­мину­емо­го бан­кротс­тва. И па­па рим­ский не мор­гнув гла­зом тут же дал «Опус Деи» «зе­леный свет», све­дя та­ким об­ра­зом поч­ти сто­лет­нее ожи­дание ка­нони­зации все­го к двад­ца­ти го­дам. Сес­тра Сан­дрин не мог­ла не чувс­тво­вать, что по­доб­ное по­ложе­ние в Ри­ме этой ор­га­низа­ции выг­ля­дит, мяг­ко го­воря, по­доз­ри­тель­но, но кто впра­ве спо­рить с его вы­сокоп­ре­ос­вя­щенс­твом?..

– Епис­коп Арин­га­роса поп­ро­сил ме­ня об одол­же­нии, – ска­зал аб­бат с дрожью в го­лосе. – Один из его приб­ли­жен­ных при­был се­год­ня в Па­риж…

И да­лее сес­тра Сан­дрин тер­пе­ливо выс­лу­шала весь­ма стран­ную прось­бу, при­вед­шую ее в пол­ное сму­щение.

– Прос­ти­те, но вы ска­зали, что этот че­ловек из «Опус Деи» ни­как не мо­жет по­дож­дать до ут­ра?

– Бо­юсь, что нет. Его са­молет вы­лета­ет на рас­све­те. А он всег­да меч­тал по­видать Сен-Сюль­пис.

– Но на­ша цер­ковь выг­ля­дит ку­да ин­те­рес­нее днем. Сол­нечные лу­чи, про­бива­ющи­еся че­рез цвет­ные вит­ра­жи, иг­ра те­ней на гно­моне, вот что де­ла­ет на­шу цер­ковь уни­каль­ной.

– Я сог­ла­сен, сес­тра, и од­на­ко же… Ко­роче, вы сде­ла­ете мне ог­ромное лич­ное одол­же­ние, ес­ли впус­ти­те его хо­тя бы не­надол­го. Он ска­зал, что мо­жет быть у вас око­ло… ча­са но­чи, так, ка­жет­ся? Зна­чит, че­рез двад­цать ми­нут.

Сес­тра Сан­дрин не­доволь­но по­мор­щи­лась: – Да, ко­неч­но. Ра­да слу­жить.

Аб­бат поб­ла­года­рил ее и по­весил труб­ку.

Сес­тра, со­вер­шенно рас­те­рян­ная и сби­тая с тол­ку, еще нес­коль­ко се­кунд ос­та­валась в теп­лой пос­те­ли, пы­та­ясь прог­нать сон. В свои шесть­де­сят лет она уже не мог­ла под­ни­мать­ся с пос­те­ли лег­ко и быс­тро, как рань­ше, к то­му же этот зво­нок со­вер­шенно вы­вел ее из рав­но­весия. Во­об­ще при лю­бом упо­мина­нии «Опус Деи» она ис­пы­тыва­ла нер­возность. По­мимо жес­то­ких ри­ту­алов по умерщ­вле­нию пло­ти, его чле­ны при­дер­жи­вались прос­то сред­не­веко­вых взгля­дов на жен­щи­ну, и это еще мяг­ко ска­зано. Она бы­ла пот­ря­сена, уз­нав, что жен­щин там зас­тавля­ли уби­рать ком­на­ты муж­чин, по­ка те на­ходи­лись на мес­се, при­чем без вся­кой оп­ла­ты за этот труд; жен­щи­ны там спа­ли на го­лом по­лу, в то вре­мя как у муж­чин бы­ли со­ломен­ные тю­фяки; жен­щин зас­тавля­ли ис­полнять до­пол­ни­тель­ные ри­ту­алы по умерщ­вле­нию пло­ти, пос­леднее в ка­чес­тве на­каза­ния за пер­во­род­ный грех. Слов­но они бы­ли в от­ве­те за Еву, от­ве­дав­шую яб­ло­ко с дре­ва поз­на­ния, и дол­жны рас­пла­чивать­ся за это всю свою жизнь. Это бы­ло очень прис­кор­бно, осо­бен­но ес­ли учесть, что боль­шинс­тво Ка­толи­чес­ких цер­квей пос­те­пен­но дви­гались в пра­виль­ном нап­равле­нии, стре­мились ува­жать пра­ва жен­щин. А «Опус Деи» уг­ро­жала это­му прог­рессив­но­му дви­жению. Тем не ме­нее сес­тра Сан­дрин дол­жна бы­ла вы­пол­нить обе­щание.

Она све­сила но­ги с кро­вати, а по­том мед­ленно вста­ла, ощу­щая, как хо­лод­ны ка­мен­ные пли­ты по­ла под бо­сыми ступ­ня­ми. Этот хо­лод, ка­залось, под­ни­мал­ся от ног все вы­ше, ее зно­било, а на сер­дце вдруг ста­ло тя­жело.

Что это? Жен­ская ин­ту­иция?

Как ис­тинно ве­ру­ющая, сес­тра Сан­дрин дав­но на­учи­лась на­ходить уми­рот­во­рение в собс­твен­ной ду­ше. Но се­год­ня уми­рот­во­ря­ющие го­лоса по­чему-то хра­нили мол­ча­ние. И в цер­кви ца­рила гне­тущая ти­шина.

Гла­ва 8

Лэн­гдон не мог от­вести взгля­да от мер­ца­ющих крас­ных цифр и букв на пар­ке­те. Пос­леднее пос­ла­ние Жа­ка Сонь­ера сов­сем не по­ходи­ло на про­щаль­ные сло­ва уми­ра­юще­го, во вся­ком слу­чае, по по­няти­ям Лэн­гдо­на. Вот что на­писал ку­ратор:

13-3-2-21-1-1-8-5

На вид идо­ла ро­дич!

О ми­на зла!

Лэн­гдон не имел ни ма­лей­ше­го пред­став­ле­ния, что все это оз­на­ча­ет, од­на­ко те­перь ему ста­ло яс­но, по­чему Фаш так нас­той­чи­во при­дер­жи­вал­ся вер­сии о том, что пя­тико­неч­ная звез­да свя­зана с пок­ло­нени­ем дь­яво­лу или язы­чес­ки­ми куль­та­ми.

На вид идо­ла ро­дич! Сонь­ер пря­мо ука­зывал на не­ко­его идо­ла. И еще этот не­понят­ный на­бор чи­сел.

– А часть пос­ла­ния выг­ля­дит как циф­ро­вой шифр.

– Да, – кив­нул Фаш. – На­ши крип­тогра­фы над ним уже ра­бота­ют. Мы ду­ма­ем, эти циф­ры яв­ля­ют­ся клю­чом, ука­зыва­ющим на убий­цу. Воз­можно, здесь но­мер те­лефо­на или же кар­точки со­ци­аль­но­го стра­хова­ния. Ска­жите, эти циф­ры име­ют, на ваш взгляд, ка­кое-ли­бо сим­во­личес­кое зна­чение?

Лэн­гдон еще раз взгля­нул на циф­ры, чувс­твуя, что на рас­шифров­ку их сим­во­личес­ко­го зна­чения мо­гут уй­ти ча­сы. Ес­ли во­об­ще Сонь­ер что-то под этим имел в ви­ду. На взгляд Лэн­гдо­на, циф­ры ка­зались выб­ранны­ми на­угад. Он при­вык к сим­во­личес­ким прог­ресси­ям, в них уга­дывал­ся хоть ка­кой-то смысл, но здесь все: пя­тико­неч­ная звез­да, текст и циф­ры – ка­залось, ни­чем и ни­как не бы­ло свя­зано меж­ду со­бой.

– Ра­нее вы го­вори­ли, – за­метил Фаш, – что все дей­ствия Сонь­ера бы­ли нап­равле­ны на то, что­бы ос­та­вить ка­кое-то пос­ла­ние… Под­чер­кнуть пок­ло­нение бо­гине или что-то в этом ро­де. Тог­да как впи­сыва­ет­ся в эту схе­му дан­ное пос­ла­ние?

Лэн­гдон по­нимал, что воп­рос этот чис­то ри­тори­чес­кий. Смесь цифр и не­понят­ных вос­кли­цаний ни­как не впи­сыва­лась в вер­сию са­мого Лэн­гдо­на, свя­зан­ную с куль­том бо­гини.

На вид идо­ла ро­дич? О ми­на зла?..

– Текст по­ходит на ка­кое-то об­ви­нение, – ска­зал Фаш. – Вам не ка­жет­ся?

Лэн­гдон пы­тал­ся пред­ста­вить пос­ледние ми­нуты ку­рато­ра, за­пер­то­го здесь, в зам­кну­том прос­транс­тве Боль­шой га­лереи, зна­юще­го, что ему пред­сто­ит уме­реть. Оп­ре­делен­ная ло­гика в сло­вах Фа­ша прос­матри­валась.

– Да, об­ви­нение в ад­рес убий­цы. Ду­маю, в этом есть ка­кой-то смысл.

– И моя ра­бота зак­лю­ча­ет­ся в том, чтоб наз­вать его имя. Поз­воль­те спро­сить вас еще об од­ном, мис­тер Лэн­гдон. По­мимо цифр, что, на ваш взгляд, са­мое стран­ное в этом пос­ла­нии?

Са­мое стран­ное? Уми­ра­ющий че­ловек зак­рылся в га­лерее, изоб­ра­зил пя­тико­неч­ную звез­ду, на­цара­пал на по­лу за­гадоч­ные сло­ва об­ви­нения. Воп­рос на­до ста­вить ина­че. Что здесь не стран­ное?

– Сло­во «идол»? – пред­по­ложил Лэн­гдон. Прос­то это бы­ло пер­вое, что приш­ло на ум. – «Идо­ла ро­дич». Стран­ность в са­мом под­бо­ре слов. Ко­го он мог иметь в ви­ду? Со­вер­шенно не­понят­но.

– «Идо­ла ро­дич»? – В то­не Фа­ша слы­шалось не­тер­пе­ние, да­же раз­дра­жение. – Вы­бор слов Сонь­ером, как мне ка­жет­ся, здесь ни при чем.

Лэн­гдон не по­нял, что имел в ви­ду Фаш, од­на­ко на­чал по­доз­ре­вать: Фаш прек­расно бы по­ладил с не­ким идо­лом, и уж тем бо­лее с ми­ной зла.

– Сонь­ер был фран­цу­зом, – ска­зал Фаш. – Жил в Па­риже. И тем не ме­нее ре­шил на­писать пос­леднее свое пос­ла­ние…

– По-ан­глий­ски, – за­кон­чил за не­го Лэн­гдон, по­няв­ший, что имел в ви­ду ка­питан.

Фаш кив­нул:

– Precisement[16]. Но по­чему? Есть ка­кие-ли­бо со­об­ра­жения на сей счет?

Лэн­гдон знал, что ан­глий­ский Сонь­ера был бе­зуп­ре­чен, и, од­на­ко, ни­как не мог по­нять при­чины, зас­та­вив­шей это­го че­лове­ка на­писать пред­смертное пос­ла­ние на ан­глий­ском. Он мол­ча по­жал пле­чами.

Фаш ука­зал на пя­тико­неч­ную звез­ду на жи­воте по­кой­но­го:

– Так, зна­чит, это ни­как не свя­зано с пок­ло­нени­ем дь­яво­лу? Вы по-преж­не­му в этом уве­рены?

Лэн­гдон боль­ше ни в чем не был уве­рен.

– Сим­во­лика и текст не сов­па­да­ют. Прос­ти­те, но я вряд ли чем-то смо­гу тут по­мочь.

– Мо­жет, это про­яс­нит си­ту­ацию… – Фаш ото­шел от те­ла и при­под­нял лам­пу, от­че­го луч выс­ве­тил бо­лее ши­рокое прос­транс­тво. – А те­перь?

И тут Лэн­гдон, к сво­ему изум­ле­нию, за­метил, что вок­руг те­ла ку­рато­ра бы­ла очер­че­на ли­ния. Оче­вид­но, Сонь­ер лег на пол и с по­мощью все то­го же мар­ке­ра пы­тал­ся впи­сать се­бя в круг.

И тут все сра­зу же ста­ло яс­но.

– «Вит­ру­ви­ан­ский че­ловек»! – ах­нул Лэн­гдон. Сонь­ер умуд­рился соз­дать ко­пию зна­мени­тей­ше­го ри­сун­ка Ле­онар­до да Вин­чи в на­тураль­ную ве­личи­ну.

С ана­томи­чес­кой точ­ки зре­ния для тех вре­мен этот ри­сунок был са­мым точ­ным изоб­ра­жени­ем че­лове­чес­ко­го те­ла. И стал впос­ледс­твии не­кой ико­ной куль­ту­ры. Его изоб­ра­жали на пла­катах, на ков­ри­ках для компь­ютер­ной мы­ши, на май­ках и сум­ках. Прос­лавлен­ный наб­ро­сок сос­то­ял из аб­со­лют­но пра­виль­но­го кру­га, в ко­торый да Вин­чи впи­сал об­на­жен­но­го муж­чи­ну… и ру­ки и но­ги у не­го бы­ли рас­став­ле­ны в точ­ности как у тру­па.

Да Вин­чи. Лэн­гдон был пот­ря­сен, да­же му­раш­ки про­бежа­ли по ко­же. Яс­ность на­мере­ний Сонь­ера нель­зя от­ри­цать. В пос­ледние ми­нуты жиз­ни ку­ратор сор­вал с се­бя одеж­ду и рас­по­ложил­ся в кру­ге, соз­на­тель­но ко­пируя зна­мени­тый ри­сунок Ле­онар­до да Вин­чи «Вит­ру­ви­ан­ский че­ловек».

Имен­но этот круг и стал не­дос­та­ющим и ре­ша­ющим эле­мен­том го­лово­лом­ки. Жен­ский сим­вол за­щиты – круг, опи­сыва­ющий те­ло об­на­жен­но­го муж­чи­ны, обоз­на­чал гар­мо­нию муж­ско­го и жен­ско­го на­чал. Те­перь воп­рос толь­ко в од­ном: за­чем по­надо­билось Сонь­еру ими­тиро­вать зна­мени­тое изоб­ра­жение?

– Мис­тер Лэн­гдон, – ска­зал Фаш, – та­кому че­лове­ку, как вы, сле­дова­ло бы знать, что Ле­онар­до да Вин­чи пи­тал прис­трас­тие к тем­ным си­лам. И это от­ра­жалось в его ис­кусс­тве.

Лэн­гдон был по­ражен, что Фа­шу из­вес­тны та­кие под­робнос­ти о Ле­онар­до да Вин­чи, оче­вид­но, имен­но по­это­му ка­питан ус­матри­вал здесь пок­ло­нение дь­яво­лу. Да Вин­чи всег­да был весь­ма сколь­зким объ­ек­том для изу­чения, осо­бен­но для ис­то­риков хрис­ти­ан­ской тра­диции. Нес­мотря на свою не­ос­по­римую ге­ни­аль­ность, Ле­онар­до был ярым го­мосек­су­алис­том, а так­же пок­ло­нял­ся бо­жес­твен­но­му по­ряд­ку в При­роде, что не­из­бежно прев­ра­щало его в греш­ни­ка. Ма­ло то­го, эк­сцентрич­ные пос­тупки ху­дож­ни­ка соз­да­ли ему де­мони­чес­кую а­уру: да Вин­чи эк­сгу­миро­вал тру­пы с целью изу­чения ана­томии че­лове­ка; вел ка­кие-то за­гадоч­ные жур­на­лы, ку­да за­писы­вал свои мыс­ли со­вер­шенно не­раз­борчи­вым по­чер­ком да еще спра­ва на­лево; счи­тал се­бя ал­хи­миком, ве­рил, что мо­жет прев­ра­тить сви­нец в зо­лото. И да­же бро­сил вы­зов са­мому Гос­по­ду Бо­гу, соз­дав не­кий элик­сир бес­смер­тия, уж не го­воря о том, что изоб­рел со­вер­шенно ужас­ные, преж­де не ви­дан­ные ору­дия пы­ток и ору­жие.

Не­пони­мание по­рож­да­ет не­дове­рие, по­думал Лэн­гдон.

Да­же гран­ди­оз­ный вклад да Вин­чи в изоб­ра­зитель­ное ис­кусс­тво, впол­не хрис­ти­ан­ское по су­ти сво­ей, вос­при­нимал­ся с по­доз­ре­ни­ем и, как счи­тали цер­ковни­ки, лишь под­тверждал его ре­пута­цию ду­хов­но­го ли­цеме­ра. Толь­ко от Ва­тика­на Ле­онар­до по­лучил сот­ни за­казов, но ри­совал на хрис­ти­ан­скую те­мати­ку не по ве­лению ду­ши и сер­дца и не из собс­твен­ных ре­лиги­оз­ных по­буж­де­ний. Нет, он вос­при­нимал все это как не­кое ком­мерчес­кое пред­при­ятие, спо­соб изыс­кать средс­тва для ве­дения раз­гуль­ной жиз­ни. К нес­частью, да Вин­чи был шут­ни­ком и про­каз­ни­ком и час­то раз­вле­кал­ся, под­ру­бая тот сук, на ко­тором си­дел. Во мно­гие свои по­лот­на на хрис­ти­ан­ские те­мы он вклю­чил да­леко не хрис­ти­ан­ские тай­ные зна­ки и сим­во­лы, от­да­вая тем са­мым дань сво­им ис­тинным ве­рова­ни­ям и пос­ме­ива­ясь над Цер­ковью. Как-то раз Лэн­гдон да­же чи­тал лек­цию в На­ци­ональ­ной га­лерее в Лон­до­не. И на­зыва­лась она «Тай­ная жизнь Ле­онар­до. Язы­чес­кие сим­во­лы в хрис­ти­ан­ском ис­кусс­тве».

– По­нимаю, что вас бес­по­ко­ит, – ска­зал Лэн­гдон, – но по­верь­те, да Вин­чи ни­ког­да не за­нимал­ся чер­ной ма­ги­ей. Он был не­веро­ят­но ода­рен­ным и ду­хов­ным че­лове­ком, пусть и на­ходил­ся в пос­то­ян­ном кон­флик­те с Цер­ковью. – Ед­ва он ус­пел окон­чить фра­зу, как в го­лову приш­ла до­воль­но не­ожи­дан­ная мысль. Он сно­ва по­косил­ся на пар­кетный пол, где крас­ные бук­вы скла­дыва­лись в сло­ва. На вид идо­ла ро­дич! О ми­на зла!

Да? – ска­зал Фаш.

Лэн­гдон сно­ва тща­тель­но под­би­рал сло­ва:

– Зна­ете, я толь­ко что по­думал, что Сонь­ер раз­де­лял ду­хов­ные взгля­ды да Вин­чи. И не одоб­рял цер­ковни­ков, ис­клю­чив­ших по­нятие свя­щен­ной женс­твен­ности из сов­ре­мен­ной ре­лигии. Воз­можно, ими­тируя зна­мени­тый ри­сунок да Вин­чи, Сонь­ер хо­тел тем са­мым под­чер­кнуть: он, как и Ле­онар­до, стра­дал от то­го, что Цер­ковь де­мони­зиро­вала бо­гиню.

Фаш смот­рел мрач­но.

– Так вы счи­та­ете, Сонь­ер на­зывал Цер­ковь «ро­дичем идо­ла» и при­писы­вал ей не­кую «ми­ну зла»?

Лэн­гдо­ну приш­лось приз­нать, что так да­леко он в сво­их зак­лю­чени­ях не за­ходил. Од­на­ко пя­тико­неч­ная звез­да не­умо­лимо воз­вра­щала все к той же идее.

– Я прос­то хо­тел ска­зать, что мис­тер Сонь­ер пос­вя­тил свою жизнь изу­чению ис­то­рии бо­гини, а ни­кому на све­те не уда­лось опо­рочить ее боль­ше, чем Ка­толи­чес­кой цер­кви. Ну и этим пред­смертным ак­том Сонь­ер хо­тел вы­разить свое… э-э… ра­зоча­рова­ние.

– Ра­зоча­рова­ние? – Го­лос Фа­ша зву­чал поч­ти враж­дебно. – Слиш­ком уж силь­ные вы­раже­ния он для это­го по­доб­рал, вам не ка­жет­ся?

Тер­пе­нию Лэн­гдо­на при­шел ко­нец. – Пос­лу­шай­те, ка­питан, вы спра­шива­ли, что под­ска­зыва­ет мне ин­ту­иция, про­сили, что­бы я как-то объ­яс­нил, по­чему Сонь­ер най­ден в та­кой по­зе. Вот я и объ­яс­няю, по сво­ему ра­зуме­нию!

– Ста­ло быть, вы счи­та­ете это об­ви­нени­ем Цер­кви? – У Фа­ша за­ходи­ли жел­ва­ки, он го­ворил, с тру­дом сдер­жи­вая ярость. – Я ви­дел не­мало смер­тей, та­кая уж у ме­ня ра­бота, мис­тер Лэн­гдон. И поз­воль­те ска­зать вот что. Ког­да один че­ловек уби­ва­ет дру­гого, я не ве­рю, что­бы у жер­твы в этот мо­мент воз­ни­кала стран­ная мысль ос­та­вить не­кое ту­ман­ное ду­хов­ное пос­ла­ние, зна­чение ко­торо­го раз­га­дать ник­то не мо­жет. Лич­но я счи­таю, он ду­мал толь­ко об од­ном. La vengeance[17]. И ду­маю, что Сонь­ер на­писал это, пы­та­ясь под­ска­зать нам, кто его убий­ца.

Лэн­гдон удив­ленно смот­рел на не­го:

– Но сло­ва не име­ют ни­како­го смыс­ла!

– Нет? Раз­ве?

– Нет, – бур­кнул он в от­вет, ус­та­лый и ра­зоча­рован­ный. – Вы са­ми го­вори­ли мне, что на Сонь­ера на­пали в ка­бине­те. На­пал че­ловек, ко­торо­го он, ви­димо, сам и впус­тил.

– Да.

– От­сю­да нап­ра­шива­ет­ся вы­вод, что ку­ратор знал убий­цу. Фаш кив­нул:

– Про­дол­жай­те.

– Ес­ли Сонь­ер дей­стви­тель­но знал че­лове­ка, ко­торый его убил, то что здесь ука­зыва­ет на убий­цу? – Лэн­гдон ука­зал на зна­ки на по­лу. – Циф­ро­вой код? Ка­кие-то идо­лы ро­дича? Ми­ны зла? Звез­да на жи­воте? Слиш­ком уж за­мыс­ло­вато.

Фаш нах­му­рил­ся с та­ким ви­дом, точ­но эта идея ни ра­зу не при­ходи­ла ему в го­лову.

– Да, вер­но.

– С уче­том всех об­сто­ятель­ств, – про­дол­жил Лэн­гдон, – я бы пред­по­ложил, что ес­ли Сонь­ер на­мере­вал­ся ска­зать нам, кто убий­ца, он бы прос­то на­писал имя это­го че­лове­ка, вот и все.

Впер­вые за все вре­мя на гу­бах Фа­ша воз­никло по­добие улыб­ки.

– Precisement, – ска­зал он. – Precisement.

Я стал сви­дете­лем ра­боты ис­тинно­го мас­те­ра, раз­мышлял лей­те­нант Кол­ле, прис­лу­шива­ясь к го­лосу Фа­ша, зву­чав­ше­му в на­уш­ни­ках. Агент по­нимал: имен­но мо­мен­ты, по­доб­ные это­му, поз­во­лили ка­пита­ну за­нять столь вы­сокий пост в и­ерар­хии фран­цуз­ских си­ловых служб.

Фаш спо­собен на то, что ник­то дру­гой не ос­ме­лит­ся сде­лать.

Тон­кая лесть – поч­ти ут­ра­чен­ное ны­не ис­кусс­тво, осо­бен­но сов­ре­мен­ны­ми си­лови­ками, оно тре­бу­ет ис­клю­читель­но­го са­мо­об­ла­дания, тем бо­лее ког­да че­ловек на­ходит­ся в слож­ных об­сто­ятель­ствах. Лишь нем­но­гие спо­соб­ны столь тон­ко про­вес­ти опе­рацию, а Фаш, он, по­хоже, прос­то для это­го ро­дил­ся. Его хлад­нокро­вию и тер­пе­нию мог бы по­зави­довать ро­бот.

Но се­год­ня он нем­но­го раз­волно­вал­ся, слов­но при­нимал за­дание слиш­ком уж близ­ко к сер­дцу. Прав­да, инс­трук­ции, ко­торые он да­вал сво­им лю­дям все­го лишь час на­зад, зву­чали, по обык­но­вению, ла­конич­но и жес­тко.

Я знаю, кто убил Жа­ка Сонь­ера, ска­зал Фаш. Вы зна­ете, что де­лать. И чтоб ни­каких оши­бок.

По­ка они не со­вер­ши­ли ни од­ной ошиб­ки.

Сам Кол­ле еще не знал до­каза­тель­ств, на ко­торых ос­но­выва­лась убеж­денность Фа­ша в ви­не по­доз­ре­ва­емо­го. За­то он знал, что ин­ту­иция Бы­ка ни­ког­да не под­во­дит. Во­об­ще ин­ту­иция Фа­ша вре­мена­ми ка­залась прос­то сверхъ­ес­тес­твен­ной. Сам Гос­подь шеп­чет ему на уш­ко – так ска­зал один из аген­тов, ког­да Фа­шу в оче­ред­ной раз блес­тя­ще уда­лось про­демонс­три­ровать на­личие шес­то­го чувс­тва. И Кол­ле был вы­нуж­ден приз­нать, что ес­ли Бог су­щес­тву­ет, то Фаш по проз­ви­щу Бык на­вер­ня­ка хо­дит у не­го в лю­бим­чи­ках. Ка­питан усер­дно по­сещал мес­сы и ис­по­веди, ку­да как ча­ще, чем при­нято у дру­гих чи­нов­ни­ков его ран­га, ко­торые де­лали это для под­держа­ния имид­жа. Ког­да нес­коль­ко лет на­зад в Па­риж при­ез­жал па­па рим­ский, Фаш упот­ре­бил все свои свя­зи, всю нас­той­чи­вость, что­бы до­бить­ся у не­го а­уди­ен­ции. И сни­мок Фа­ша ря­дом с па­пой те­перь ви­сит у не­го в ка­бине­те. Пап­ский Бык – так проз­ва­ли его с тех пор аген­ты.

Кол­ле счи­тал нес­коль­ко стран­ным и да­же смеш­ным тот факт, что Фаш, обыч­но из­бе­гав­ший пуб­личных за­яв­ле­ний и выс­тупле­ний, так ос­тро от­ре­аги­ровал на скан­дал, свя­зан­ный с пе­дофи­ли­ей в Ка­толи­чес­кой цер­кви. Этих свя­щен­ни­ков сле­дова­ло бы дваж­ды вздер­нуть на ви­сели­це, за­явил он тог­да. Один раз за прес­тупле­ния про­тив де­тей. А вто­ройза то, что опо­зори­ли доб­рое имя Ка­толи­чес­кой цер­кви.При­чем у Кол­ле тог­да воз­никло ощу­щение, что вто­рое воз­му­щало Фа­ша го­раз­до боль­ше. Вер­нувшись к компь­юте­ру, Кол­ле за­нял­ся сво­ими не­пос­редс­твен­ны­ми обя­зан­ностя­ми на се­год­ня – сис­те­мой сле­жения. На эк­ра­не воз­ник де­таль­ный по­этаж­ный план кры­ла, где про­изош­ло прес­тупле­ние, схе­му эту он по­лучил из от­де­ла бе­зопас­ности Лув­ра. Дви­гая мыш­кой, Кол­ле вни­матель­но прос­матри­вал пу­таный ла­биринт га­лерей и ко­ридо­ров. И на­конец на­шел то, что ис­кал.

В глу­бине, в са­мом сер­дце Боль­шой га­лереи, ми­гала кро­шеч­ная крас­ная точ­ка.

La marque[18].

Да, се­год­ня Фаш дер­жит свою жер­тву на очень ко­рот­ком по­вод­ке. Что ж, ум­но. Ос­та­ет­ся толь­ко удив­лять­ся хлад­нокро­вию это­го Ро­бер­та Лэн­гдо­на.

Гла­ва 9

Что­бы убе­дить­ся, что их раз­го­вор с Лэн­гдо­ном ник­то не под­слу­шива­ет, Бе­зу Фаш да­же от­клю­чил мо­биль­ный те­лефон. К нес­частью, то бы­ла весь­ма до­рогая мо­дель с двус­то­рон­ним ра­ди­ока­налом, ко­торый воп­ре­ки его при­казам ис­поль­зо­вал­ся сей­час од­ним из аген­тов для опе­ратив­ной свя­зи с на­чаль­ни­ком.

– Capitaine? – В труб­ке пот­рески­вало, слов­но при ра­ди­опо­мехах.

Фаш в ярос­ти стис­нул зу­бы. Что та­кого важ­но­го мог­ло про­изой­ти, что­бы Кол­ле вдруг пос­мел прер­вать его ин­тимную бе­седу с по­доз­ре­ва­емым, осо­бен­но в та­кой кри­тичес­кий мо­мент?

– Oui?[19]

– Capitaine, un agent du Departement de Cryptographic est arrive[20].

Гнев Фа­ша мо­мен­таль­но утих. Крип­тограф? Что ж, хоть и не вов­ре­мя, но но­вость неп­ло­хая. Об­на­ружив на по­лу за­гадоч­ное пос­ла­ние Сонь­ера, Фаш тут же пе­редал сним­ки сце­ны прес­тупле­ния в от­дел крип­тогра­фии в на­деж­де, что кто-то из их спе­ци­алис­тов смо­жет разъ­яс­нить ему, что, черт по­бери, хо­тел ска­зать этим ку­ратор. И ес­ли сей­час при­был спе­ци­аль­ный шифр, то это поч­ти на­вер­ня­ка оз­на­ча­ет, что они смог­ли про­честь пос­ла­ние Сонь­ера.

– Я за­нят, – бро­сил Фаш в труб­ку, всем то­ном да­вая по­нять, что не в вос­торге от это­го звон­ка. – Поп­ро­си крип­тогра­фа по­дож­дать на ко­ман­дном пос­ту. По­гово­рю с ним, как толь­ко ос­во­божусь.

– С ней, – поп­ра­вил его го­лос на том кон­це ли­нии. – Это агент Не­ве.

Нас­тро­ение у Фа­ша сра­зу ис­порти­лось. Со­фи Не­ве он счи­тал од­ной из са­мых боль­ших оши­бок уп­равле­ния су­деб­ной по­лиции. Эту мо­лодую па­рижан­ку, изу­чав­шую крип­тогра­фию в Лон­до­не, го­да два на­зад Фа­шу на­силь­но на­вяза­ло на­чаль­ство, сле­дуя раз­верну­той в ми­нис­терс­тве кам­па­нии прив­ле­кать к служ­бе в по­лиции боль­ше жен­щин. В ми­нис­терс­тве бы­ли не­умо­лимы и не ста­ли прис­лу­шивать­ся к до­водам Фа­ша, убеж­денно­го, что по­доб­ная по­лити­ка лишь ос­лабля­ет си­ловые струк­ту­ры. Жен­щи­ны неп­ри­год­ны к ра­боте в по­лиции не толь­ко в си­лу фи­зи­оло­гичес­ких осо­бен­ностей, од­но их при­сутс­твие са­мым не­гатив­ным об­ра­зом ска­зыва­ет­ся на муж­чи­нах, от­вле­ка­ет от де­ла, рас­слаб­ля­ет. Опа­сения Фа­ша оп­равда­лись: Со­фи Не­вё об­ла­дала осо­бым да­ром от­вле­кать его сот­рудни­ков, и это бы­ло чре­вато дур­ны­ми пос­ледс­тви­ями.

Трид­ца­тид­вухлет­няя да­моч­ка об­ла­дала ре­шитель­ностью, гра­нича­щей с уп­рямс­твом. Она умуд­ри­лась нас­тро­ить про­тив се­бя асов фран­цуз­ской крип­тогра­фии, вся­чес­ки до­казы­вая пре­вос­ходс­тво но­вой ме­тодо­логии, ко­торой поль­зо­вались в Бри­тании. Но боль­ше все­го бес­по­ко­ило Фа­ша то об­сто­ятель­ство, что гла­за всех муж­чин от­де­ла бы­ли пос­то­ян­но ус­трем­ле­ны на эту весь­ма прив­ле­катель­ную мо­лодую жен­щи­ну.

– Агент Не­ве нас­та­ива­ет на не­мед­ленной встре­че с ва­ми, ка­питан, – проз­ву­чал го­лос в труб­ке. – Я пы­тал­ся ос­та­новить ее, но она уже нап­равля­ет­ся в га­лерею.

Фа­ша пе­редер­ну­ло.

– Нет, это прос­то ни в ка­кие во­рота не ле­зет! Ведь я яс­но дал по­нять…

На се­кун­ду Ро­бер­ту Лэн­гдо­ну по­каза­лось, что Фа­ша вот-вот хва­тит удар. Он не за­кон­чил фра­зу, че­люсть у не­го от­висла, гла­за на­лились кровью. И взгляд этих глаз был ус­трем­лен на неч­то, на­ходив­ше­еся у Лэн­гдо­на за спи­ной. Не ус­пел сам Лэн­гдон обер­нуть­ся, как ус­лы­шал ме­лодич­ный жен­ский го­лос:

– Excusez-moi, messieures[21].

Он обер­нулся и уви­дел мо­лодую жен­щи­ну. Она нап­равля­лась по ко­ридо­ру пря­мо к ним энер­гичной лег­кой по­ход­кой, каж­дое ее дви­жение бы­ло от­ме­чено осо­бой гра­ци­ей. Оде­та она бы­ла в длин­ный, поч­ти до ко­лен, кре­мовый сви­тер и чер­ные лег­гинсы. До­воль­но прив­ле­катель­на, ус­пел от­ме­тить Лэн­гдон, лет трид­ца­ти. Гус­тые ры­жева­то-каш­та­новые во­лосы сво­бод­но спа­дали на пле­чи, об­рамляя ми­лое ли­цо. Она ра­зитель­но от­ли­чалась от ко­кет­ли­вых, по­мешан­ных на ди­ете блон­ди­нок, что на­вод­ня­ли Гар­вард. Эта жен­щи­на бы­ла не толь­ко кра­сива и ес­тес­твен­на, она из­лу­чала уве­рен­ность, си­лу и оба­яние.

К удив­ле­нию Лэн­гдо­на, она по­дош­ла пря­мо к не­му и про­тяну­ла ру­ку для ру­копо­жатия:

– Месье Лэн­гдон? Я агент Не­ве из от­де­ла крип­тогра­фии уп­равле­ния су­деб­ной по­лиции. – По-ан­глий­ски она го­вори­ла с фран­цуз­ским ак­центом, что при­дава­ло ре­чи осо­бое оча­рова­ние. – Ра­да с ва­ми поз­на­комить­ся.

Лэн­гдон взял ее неж­ную ру­ку в свою и по­чувс­тво­вал, что то­нет во взгля­де уди­витель­ных глаз. Гла­за у нее бы­ли олив­ко­вые-зе­леные, яс­ные, а взгляд – цеп­кий и нем­но­го яз­ви­тель­ный.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.