Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Па­риж, Лувр 21.46 2 страница



– Вы под­ни­мались на нее? – спро­сил агент.

Лэн­гдон удив­ленно вски­нул бро­ви, не уве­рен­ный, что пра­виль­но его по­нял.

– Прос­ти­те?

– Она прек­расна, не так ли? – Агент кив­ком ука­зал на Эй­фе­леву баш­ню. – Под­ни­мались на нее ког­да-ни­будь?

– Нет, на баш­ню я не под­ни­мал­ся.

– Она – сим­вол Фран­ции. Лич­но я счи­таю ее са­мим со­вер­шенс­твом.

Лэн­гдон рас­се­ян­но кив­нул. Спе­ци­алис­ты в об­ласти сим­во­лики час­то от­ме­чали, что Фран­ции, стра­не, прос­ла­вив­шей­ся сво­им во­инс­тву­ющим фе­миниз­мом, ми­ни­атюр­ны­ми дик­та­тора­ми ти­па На­поле­она и Пи­пина Ко­рот­ко­го, как-то не слиш­ком к ли­цу этот на­ци­ональ­ный сим­вол – эда­кий же­лез­ный фал­лос вы­сотой в ты­сячу фу­тов.

Вот они дос­тигли пе­рек­рес­тка с рю де Ри­воли, где го­рел крас­ный, но «сит­ро­ен» и не ду­мал ос­та­нав­ли­вать­ся или за­мед­лять ход. Агент на­давил на газ, ав­то­мобиль про­нес­ся че­рез пе­рек­ресток и рез­ко свер­нул к се­вер­но­му вхо­ду в прос­лавлен­ный сад Тю­иль­ри, па­риж­скую вер­сию Цен­траль­но­го пар­ка. Мно­гие ту­рис­ты не­вер­но пе­рево­дят наз­ва­ние это­го пар­ка, Jardins des Tuileries, по­чему-то счи­тая, что наз­ван он так из-за ты­сяч цве­тущих там тюль­па­нов. Но в дей­стви­тель­нос­ти сло­во «Tuilenes» име­ет сов­сем не та­кое ро­ман­ти­чес­кое зна­чение. Вмес­то пар­ка здесь не­ког­да на­ходил­ся ог­ромный кот­ло­ван, из ко­торо­го па­рижа­не до­быва­ли гли­ну для про­из­водс­тва зна­мени­той крас­ной кро­вель­ной че­репи­цы, или tuiles.

Они въ­еха­ли в без­людный парк, и агент тот­час сбро­сил ско­рость и вык­лю­чил си­рену. Лэн­гдон жад­но вды­хал на­по­ен­ный ве­сен­ни­ми аро­мата­ми воз­дух, нас­лаждал­ся ти­шиной. В хо­лод­ном све­те га­логен­ных ламп поб­лески­вал гра­вий на до­рож­ках, ши­ны шур­ша­ли в усып­ля­ющем гип­но­тичес­ком рит­ме. Лэн­гдон всег­да счи­тал сад Тю­иль­ри мес­том свя­щен­ным. Здесь Клод Мо­не эк­спе­римен­ти­ровал с цве­том и фор­мой, став, та­ким об­ра­зом, ро­дона­чаль­ни­ком дви­жения им­прес­си­онис­тов. Впро­чем, се­год­ня здесь бы­ла дру­гая, стран­ная а­ура – дур­но­го пред­чувс­твия.

«Сит­ро­ен» свер­нул вле­во и дви­нул­ся на вос­ток по цен­траль­ной ал­лее пар­ка. Обог­нул круг­лый пруд, пе­ресек еще од­ну без­людную ал­лею, и впе­реди Лэн­гдон уже ви­дел вы­ход из са­да, от­ме­чен­ный ги­гант­ской ка­мен­ной ар­кой.

Arc du Carrousel[7].

В древ­ности под этой ар­кой со­вер­ша­лись са­мые вар­вар­ские ри­ту­алы, це­лые ор­гии, но по­чита­тели ис­кусс­тва лю­били это мес­то сов­сем по дру­гой при­чине. От­сю­да, с эс­пла­нады при вы­ез­де из Тю­иль­ри, от­кры­вал­ся вид сра­зу на че­тыре му­зея изящ­ных ис­кусств… по од­но­му в каж­дой час­ти све­та.

Спра­ва, по ту сто­рону Се­ны и на­береж­ной Воль­те­ра, Лэн­гдон ви­дел в окош­ко те­ат­раль­но под­све­чен­ный фа­сад ста­рого же­лез­но­дорож­но­го вок­за­ла, те­перь в нем рас­по­лагал­ся весь­ма лю­бопыт­ный Му­зей д'Ор­се. А ес­ли пос­мотреть вле­во, мож­но бы­ло уви­деть вер­хнюю часть гран­ди­оз­но­го уль­тра­сов­ре­мен­но­го Цен­тра Пом­пи­ду, где раз­ме­щал­ся Му­зей сов­ре­мен­но­го ис­кусс­тва. Лэн­гдон знал, что за спи­ной у не­го на­ходит­ся древ­ний обе­лиск Рам­се­са, взды­ма­ющий­ся вы­соко над вер­ши­нами де­ревь­ев. Он от­ме­чал мес­то, где на­ходил­ся му­зей Жё-де-Пом.

И на­конец впе­реди, к вос­то­ку, вид­не­лись че­рез ар­ку мо­нолит­ные очер­та­ния двор­ца вре­мен Ре­нес­санса, где рас­по­лагал­ся, на­вер­ное, са­мый зна­мени­тый му­зей ми­ра – Лувр.

В ко­торый уже раз Лэн­гдон ис­пы­тал чувс­тво изум­ле­ния, сме­шан­но­го с вос­торгом. Глаз не хва­тало, чтоб обоз­реть ра­зом все это гран­ди­оз­ное со­ору­жение. Ог­ромная пло­щадь, а за ней – фа­сад Лув­ра, он взды­мал­ся, точ­но ци­тадель, на фо­не па­риж­ско­го не­ба. Пос­тро­ен­ное в фор­ме ко­лос­саль­но­го ло­шади­ного ко­пыта зда­ние Лув­ра счи­талось са­мым длин­ным в Ев­ро­пе, по его дли­не мог­ли бы раз­местить­ся це­лых три Эй­фе­левы баш­ни. Да­же мил­ли­она квад­ратных фу­тов пло­щади меж­ду крыль­ями это­го уни­каль­но­го со­ору­жения бы­ло не­дос­та­точ­но, что­бы как-то пре­умень­шить ве­личие фа­сада. Как-то раз Лэн­гдон ре­шил обой­ти Лувр по пе­римет­ру и, к сво­ему изум­ле­нию, уз­нал, что про­делал трех­миль­ное пу­тешес­твие.

Сог­ласно приб­ли­зитель­ной оцен­ке, на вни­матель­ный ос­мотр 65 300 эк­спо­натов му­зея сред­не­му по­сети­телю по­надо­билось бы пять не­дель. Но боль­шинс­тво ту­рис­тов пред­по­чита­ли бег­лый ос­мотр. Лэн­гдон шут­ли­во на­зывал это про­беж­кой по Лув­ру: ту­рис­ты бод­рым ша­гом про­ходи­ли по за­лам му­зея, стре­мясь уви­деть три са­мых зна­мени­тых эк­спо­ната: Мо­ну Ли­зу, Ве­неру Mилос­скую и Ни­ку – кры­латую бо­гиню по­беды. Арт Бyxвaльд[8] как-то хвас­тался, что на ос­мотр этих ше­дев­ров ему по­надо­билось все­го пять ми­нут и пять­де­сят шесть се­кунд.

Во­дитель дос­тал ра­ди­опе­рего­вор­ное ус­трой­ство и про­из­нес по-фран­цуз­ски:

– Monsieur Langdon est arrive. Deux minutes[9]. В от­вет про­ла­яли что-то не­раз­борчи­вое.

Агент уб­рал ус­трой­ство и обер­нулся к Лэн­гдо­ну:

– Вы встре­титесь с ка­пита­ном у глав­но­го вхо­да. Во­дитель, про­иг­но­риро­вав зна­ки, зап­ре­щав­шие въ­езд на пло­щадь, при­бавил га­зу, «сит­ро­ен» пе­рева­лил че­рез па­рапет. Те­перь был уже ви­ден глав­ный вход в Лувр, фрон­тон зда­ния ве­личес­твен­но вы­рас­тал впе­реди, в ок­ру­жении се­ми тре­уголь­ных бас­сей­нов, из ко­торых би­ли фон­та­ны с под­свет­кой.

La Pyramide.

Но­вый вход в па­риж­ский Лувр стал поч­ти столь же зна­мени­тым, как и сам му­зей. Его ук­ра­шала мо­дер­нист­ская стек­лянная пи­рами­да, соз­данная аме­рикан­ским ар­хи­тек­то­ром ки­тай­ско­го про­ис­хожде­ния И. М. Пе­ем, вы­зывав­шая не­годо­вание у тра­дици­она­лис­тов. Они по­лага­ли, что это со­ору­жение раз­ру­ша­ет стиль и дос­то­инс­тво Ре­нес­санса. Ге­те на­зывал ар­хи­тек­ту­ру зас­тывшей му­зыкой, и кри­тики Пея проз­ва­ли пи­рами­ду скри­пом ног­тя по клас­сной дос­ке. Прод­ви­нутые же пок­лонни­ки счи­тали проз­рачную, вы­сотой в семь­де­сят один фут пи­рами­ду по­рази­тель­ны спла­вом древ­ней тра­диции и сов­ре­мен­ных тех­но­логий, сим­во­личес­ким свя­зу­ющим зве­ном меж­ду прош­лым и нас­то­ящим. И бы­ли убеж­де­ны, что ук­ра­шен­ный та­ким об­ра­зом Лувр зай­мет дос­той­ное мес­то в треть­ем ты­сяче­летии.

– Вам нра­вит­ся на­ша пи­рами­да? – спро­сил агент. Лэн­гдон нах­му­рил­ся. По­хоже, фран­цу­зы прос­то обо­жа­ют за­давать аме­рикан­цам та­кие воп­ро­сы. Воп­рос, ко­неч­но, с под­ко­выр­кой. Сто­ит приз­нать, что пи­рами­да нра­вит­ся, и те­бя тот­час же при­чис­лят к не име­ющим вку­са аме­рикан­цам. Ска­зать, что не нра­вит­ся, зна­чит оби­деть фран­цу­зов.

– Мит­те­ран был че­лове­ком сме­лым и пря­моли­ней­ным, – дип­ло­матич­но от­ве­тил Лэн­гдон.

Го­вори­ли, что этот по­кой­ный ны­не пре­зидент Фран­ции стра­дал так на­зыва­емым фа­ра­оно­вым ком­плек­сом. С его лег­кой ру­ки Па­риж на­вод­ни­ли еги­пет­ские обе­лис­ки и про­чие пред­ме­ты древ­ней ма­тери­аль­ной куль­ту­ры. Фран­суа Мит­те­ран пи­тал за­гадоч­ное прис­трас­тие ко все­му еги­пет­ско­му и не от­ли­чал­ся при этой осо­бой раз­борчи­востью, по­это­му фран­цу­зы до сих пор на­зыва­ли его Сфин­ксом.

– Как зо­вут ва­шего ка­пита­на? – Лэн­гдон ре­шил сме­нить те­му раз­го­вора.

– Бе­зу Фаш, – от­ве­тил агент, нап­равляя ма­шину к глав­но­му вхо­ду в пи­рами­ду. – Но мы на­зыва­ем его le Taureau.

Лэн­гдон удив­ленно под­нял на не­го гла­за:

– Вы на­зыва­ете сво­его ка­пита­на Бы­ком?

Что за стран­ное прис­трас­тие у этих фран­цу­зов – да­вать лю­дям зве­риные проз­ви­ща! Агент при­под­нял бровь:

– А ваш фран­цуз­ский, месье Лэн­гдон, ку­да луч­ше, чем вы са­ми в том приз­на­етесь.

Мой фран­цуз­ский ни к чер­ту не го­дит­ся, по­думал Лэн­гдон, а вот в ико­ног­ра­фии зна­ков Зо­ди­ака я кое-что смыс­лю. Та­урус всег­да был бы­ком. Ас­тро­логи­чес­кие сим­во­лы оди­нако­вы во всем ми­ре.

Агент ос­та­новил ма­шину и ука­зал на боль­шую дверь в пи­рами­де меж­ду двух фон­та­нов.

– Вход там. Же­лаю уда­чи, месье.

– А вы раз­ве не со мной?

– Сог­ласно при­казу я дол­жен ос­та­вить вас здесь. У ме­ня есть дру­гие де­ла.

Лэн­гдон вздох­нул и вы­лез из ма­шины. Иг­ра ва­ша, пра­вила – то­же.

Взре­вел мо­тор, и «сит­ро­ен» ум­чался прочь.

Гля­дя вслед быс­тро уда­ля­ющим­ся га­барит­ным ог­ням, Лэн­гдон по­думал: А что, ес­ли пре­неб­речь приг­ла­шени­ем? Пе­ресечь пло­щадь, пой­мать у вы­хода так­си и от­пра­вить­ся в отель, спать?.. Но что-то под­ска­зыва­ло ему, что идея эта ни­куда не го­дит­ся.

Лэн­гдон ша­гал к ту­ман­ной дым­ке фон­та­нов, и у не­го воз­никло тре­вож­ное пред­чувс­твие, что он пе­рес­ту­па­ет во­об­ра­жа­емый по­рог в ка­кой-то сов­сем дру­гой мир. Все этим ве­чером про­ис­хо­дило слов­но во сне. Двад­цать ми­нут на­зад он мир­но спал в гос­ти­нич­ном но­мере. И вот те­перь сто­ит пе­ред проз­рачной пи­рами­дой, пос­тро­ен­ной Сфин­ксом, и ожи­да­ет встре­чи с по­лицей­ским по проз­ви­щу Бык.

Я в пле­ну кар­ти­ны Саль­ва­дора Да­ли, по­думал он.

И шаг­нул к глав­но­му вхо­ду – ог­ромной вра­ща­ющей­ся две­ри. Фойе за стек­лом бы­ло сла­бо ос­ве­щено и ка­залось без­людным.

Мо­жет, пос­ту­чать?

Ин­те­рес­но, по­думал Лэн­гдон, при­ходи­лось ли ко­му-ли­бо из из­вес­тней­ших егип­то­логов Гар­варда сту­чать­ся в дверь пи­рами­ды в на­деж­де, что им от­кро­ют? Он уже под­нял ру­ку, но тут за стек­лом из по­лум­ра­ка воз­никла ка­кая-то фи­гура. Че­ловек то­роп­ли­во под­ни­мал­ся по вин­то­вой лес­тни­це. Плот­ный, ко­ренас­тый и тем­но­воло­сый, он по­ходил на не­ан­дерталь­ца. Чер­ный дву­бор­тный кос­тюм, ка­залось, вот-вот лоп­нет на ши­роких пле­чах. Но­ги ко­рот­кие, кри­вова­тые, а в по­ход­ке так и скво­зила влас­тность. Он на хо­ду го­ворил по мо­биль­но­му те­лефо­ну, но за­кон­чил раз­го­вор, как толь­ко по­дошел к две­ри, и жес­том приг­ла­сил Лэн­гдо­на вой­ти.

– Я Бе­зу Фаш, – пред­ста­вил­ся он, как толь­ко Лэн­гдон про­шел че­рез вра­ща­ющу­юся дверь. – Ка­питан Цен­траль­но­го уп­равле­ния су­деб­ной по­лиции. – И го­лос его со­от­ветс­тво­вал внеш­ности, так и пе­река­тыва­ясь гро­мом под стек­лянны­ми сво­дами.

Лэн­гдон про­тянул ру­ку:

– Ро­берт Лэн­гдон.

Ог­ромная ла­донь Фа­ша сда­вила его ру­ку в креп­ком ру­копо­жатии.

Я ви­дел сни­мок, – ска­зал Лэн­гдон. – Ваш агент го­ворил, буд­то Жак Сонь­ер сде­лал это сам и…

Мис­тер Лэн­гдон, – чер­ные глаз­ки Фа­ша бы­ли точ­но вы­реза­ны из эбе­ново­го де­рева, – ви­ден­ное ва­ми на сним­ке – это, увы, лишь ма­лая часть то­го, что ус­пел нат­во­рить Сонь­ер.

Гла­ва 4

Осан­кой и ма­нерой дер­жать­ся ка­питан Фаш дей­стви­тель­но на­поми­нал рас­сержен­но­го бы­ка. Ша­гал на­порис­то, слег­ка сгор­бив пле­чи, тя­желый под­бо­родок вдав­лен в грудь. Тем­ные во­лосы бы­ли за­чеса­ны на­зад и щед­ро на­пома­жены ка­ким-то лось­оном, от­че­го блес­те­ли и от­кры­вали силь­но выс­ту­пав­ший лоб. По пу­ти тем­ные глаз­ки не­ус­танно об­ша­рива­ли каж­дый сан­ти­метр до­роги, а еще так и из­лу­чали ярос­тную це­ле­ус­трем­ленность. На­вер­ное, имен­но по­это­му он поль­зо­вал­ся ре­пута­ци­ей че­лове­ка стро­гого и не­ус­тупчи­вого во всех воп­ро­сах.

Лэн­гдон шел за ка­пита­ном по зна­мени­той мра­мор­ной лес­тни­це, что ве­ла к ма­лень­ко­му внут­ренне­му дво­рику в ос­но­вании Стек­лянной пи­рами­ды. Спус­ка­ясь, они прош­ли ми­мо двух во­ору­жен­ных ав­то­мата­ми ох­ранни­ков из су­деб­ной по­лиции. Ста­ло яс­но: се­год­ня ник­то не вой­дет и не вый­дет из это­го со­ору­жения без раз­ре­шения ка­пита­на Фа­ша.

Вот они ми­нова­ли на­зем­ный этаж и ста­ли спус­кать­ся даль­ше, и Лэн­гдон с тру­дом по­давил нер­вную дрожь. Нес­коль­ко ус­по­ка­ива­ло, прав­да, при­сутс­твие ка­пита­на, но в са­мом Лув­ре в этот час бы­ло мрач­но, как в мо­гиле. Лес­тни­ца ос­ве­щалась кро­шеч­ны­ми лам­почка­ми, вмон­ти­рован­ны­ми в каж­дую сту­пень­ку, как в про­ходе ки­ноте­ат­ра. Лэн­гдон слы­шал, как под стек­лянны­ми сво­дами эхом от­да­ет­ся каж­дый его шаг. Под­няв го­лову, он уви­дел за стек­лянной кры­шей пи­рами­ды сла­бо мер­цавшие раз­ноцвет­ные от­блес­ки фон­та­нов.

– Как, нра­вит­ся? – ко­рот­ко ос­ве­домил­ся Фаш и при­под­нял ши­рокий под­бо­родок.

Лэн­гдон вздох­нул, ему на­чали на­до­едать эти иг­ры.

– Да, пи­рами­да прос­то ве­лико­леп­на.

– Шрам на ли­це Па­рижа, – сер­ди­то про­вор­чал Фаш. Один – ноль в его поль­зу.

Лэн­гдон по­нял, что это­му че­лове­ку труд­но уго­дить. Из­вес­тно ли ка­пита­ну, по­думал он, что пи­рами­да, пос­тро­ен­ная под пат­ро­нажем Фран­суа Мит­те­рана, сос­то­ит из 666 стек­лянных па­нелей, что вы­зыва­ло мно­го спо­ров и кри­вотол­ков, осо­бен­но у про­тив­ни­ков быв­ше­го пре­зиден­та, пос­коль­ку 666 счи­талось чис­лом са­таны?

И Лэн­гдон ре­шил не зат­ра­гивать эту те­му. Они спус­ти­лись еще глуб­же и ока­зались в под­земном вес­ти­бюле. В ца­рив­шем там по­лум­ра­ке труд­но бы­ло оце­нить ис­тинные его раз­ме­ры. Пос­тро­ен­ное на глу­бине пя­тиде­сяти се­ми фу­тов под зем­лей, это но­вое по­меще­ние Лув­ра за­нима­ло пло­щадь в 70 000 квад­ратных фу­тов и на­поми­нало бес­ко­неч­ный грот. От­делка бы­ла из мра­мора теп­лых ох­ря­ных то­нов, в тон жел­то­вато-зо­лотис­то­му цве­ту на­зем­но­го фа­сада зда­ния, и днем здесь бы­ло свет­ло и люд­но. Сей­час же ат­мосфе­ра тут ца­рила, мяг­ко го­воря, сов­сем не праз­днич­ная, по­лум­рак и пус­то­та соз­да­вали ощу­щение, что ты на­ходишь­ся в хо­лод­ном скле­пе.

– А где же сот­рудни­ки му­зея? – спро­сил Лэн­гдон.

– En quarantaine[10], – от­ве­тил Фаш та­ким то­ном, точ­но Лэн­гдон ста­вил под сом­не­ние де­ес­по­соб­ность его ко­ман­ды. – Оче­вид­но, се­год­ня в зда­ние про­ник пос­то­рон­ний. И все ноч­ные сто­рожа Лув­ра на­ходят­ся сей­час в дру­гом кры­ле, где их доп­ра­шива­ют.

Лэн­гдон кив­нул и при­бавил ша­гу, ста­ра­ясь не от­ста­вать от Фа­ша.

– Как хо­рошо вы зна­комы с Жа­ком Сонь­ером? – спро­сил ка­питан.

– Во­об­ще не зна­ком. Мы с ним ни ра­зу не встре­чались. Фаш уди­вил­ся:

– Но вы же дол­жны бы­ли ве­чером встре­тить­ся?

– Да. До­гово­рились о встре­че сра­зу пос­ле лек­ции в Аме­рикан­ском уни­вер­си­тете. Я ждал, но он так и не по­явил­ся.

Фаш что-то за­писал в блок­нот. Они дви­нулись даль­ше, и Лэн­гдон мель­ком за­метил ме­нее из­вес­тную пи­рами­ду Лув­ра, так на­зыва­емую пе­ревер­ну­тую. Они сви­сала с по­тол­ка и на­поми­нала ста­лак­тит в пе­щере. Фаш жес­том приг­ла­сил Лэн­гдо­на под­нять­ся на нес­коль­ко сту­пенек, ко­торые ве­ли к вхо­ду в изог­ну­тый ар­кой тун­нель. Над вхо­дом ви­села вы­вес­ка с над­писью «DENON». Это наз­ва­ние но­сило са­мое зна­мени­тое сво­ими эк­спо­ната­ми кры­ло Лув­ра.

– А кто пред­ло­жил ве­чер­нюю встре­чу? – рез­ко спро­сил Фаш. – Вы или он?

Воп­рос по­казал­ся стран­ным.

– Во­об­ще-то мис­тер Сонь­ер, – от­ве­тил Лэн­гдон, вхо­дя в тун­нель. – Его сек­ре­тар­ша свя­залась со мной по элек­трон­ной поч­те нес­коль­ко не­дель на­зад. Пи­сала, что ку­ратор уз­нал о мо­ем пред­сто­ящем выс­тупле­нии в Па­риже и хо­тел бы вос­поль­зо­вать­ся этим, что­бы об­су­дить кое-ка­кие воп­ро­сы.

– Ка­кие имен­но?

– Не знаю. Свя­зан­ные с ис­кусс­твом, по­лагаю. Ведь ин­те­ресы у нас бы­ли при­мер­но оди­нако­вые.

Фаш смот­рел скеп­ти­чес­ки.

– Так вы дей­стви­тель­но по­нятия не име­ете о пред­ме­те этой встре­чи?

Лэн­гдон не имел. Нет, в тот мо­мент ему ста­ло лю­бопыт­но, что мог­ло по­надо­бить­ся от не­го Сонь­еру. Ведь вы­да­ющий­ся зна­ток изоб­ра­зитель­но­го ис­кусс­тва прос­ла­вил­ся сво­ей скрыт­ностью и зам­кну­тостью, чрез­вы­чай­но ред­ко по­сещал лек­ции и про­чие об­щес­твен­ные ме­роп­ри­ятия. И Лэн­гдон прос­то об­ра­довал­ся воз­можнос­ти по­об­щать­ся с этим не­за­уряд­ным че­лове­ком.

– Но, мис­тер Лэн­гдон, у вас есть хо­тя бы до­гад­ка о том, что на­ша жер­тва хо­тела об­су­дить с ва­ми, при­чем в тот са­мый ве­чер, ког­да про­изош­ло убий­ство? Это очень по­мог­ло бы в рас­сле­дова­нии.

Лэн­гдон уло­вил двус­мыслен­ность воп­ро­са и сра­зу за­нер­вни­чал.

– Я дей­стви­тель­но по­нятия не имею. Не спра­шивал. И был прос­то поль­щен, что та­кой че­ловек за­хотел со мной встре­тить­ся. Я, ви­дите ли, боль­шой пок­лонник тру­дов Сонь­ера. Час­то ци­тирую его выс­ка­зыва­ния на за­няти­ях.

Фаш сно­ва сде­лал за­пись в блок­но­те.

Те­перь они на­ходи­лись на пол­пу­ти к вхо­ду в нуж­ное им кры­ло, и Лэн­гдон ви­дел впе­реди два эс­ка­лато­ра, оба прос­та­ива­ли без дви­жения.

– Так у вас с ним бы­ли об­щие ин­те­ресы? – ос­ве­домил­ся Фаш.

– Да. Весь прош­лый год я был за­нят тем, что де­лал наб­роски кни­ги, свя­зан­ной с ос­новны­ми об­ластя­ми на­уч­ных изыс­ка­ний месье Сонь­ера. И очень рас­счи­тывал на его моз­ги.

Фаш под­нял го­лову.

– Прос­ти­те?

Оче­вид­но, иди­ома не под­да­валась пе­рево­ду.

– Я хо­тел уз­нать, ка­ковы его со­об­ра­жения по это­му по­воду.

– По­нимаю. Ну а по­вод?

Лэн­гдон за­мял­ся, не зная, как луч­ше объ­яс­нить.

– В ос­но­ве сво­ей труд пос­вя­щен ико­ног­ра­фии пок­ло­нения бо­гине, кон­цепции свя­тос­ти жен­ско­го на­чала. А так­же ху­дожес­твен­ным изоб­ра­жени­ям и сим­во­лам, свя­зан­ным с этим.

Фаш приг­ла­дил во­лосы мя­сис­той ла­донью.

– А Сонь­ер знал в этом толк, да?

– Как ник­то дру­гой.

– По­нимаю.

Но Лэн­гдон чувс­тво­вал, что ка­питан ни чер­та не по­нял. Жак Сонь­ер счи­тал­ся пер­вым в ми­ре зна­током в об­ласти ико­ног­ра­фии бо­гинь. Он не толь­ко пи­тал лич­ное прис­трас­тие к ре­лик­ви­ям, свя­зан­ным с куль­та­ми бо­гини пло­доро­дия, У­ита­ки[11], и свя­щен­ным жен­ским на­чалом. За двад­цать лет ра­боты ку­рато­ром Сонь­ер по­мог при­ум­но­жить сок­ро­вища Лув­ра и соз­дал ве­личай­шую в ми­ре кол­лекцию про­из­ве­дений ис­кусс­тва, свя­зан­ных с изоб­ра­жени­ями бо­гинь: от ук­ра­шений из са­мых древ­них гре­чес­ких усы­паль­ниц в Дель­фах до зо­лотых ски­пет­ров; от со­тен древ­не­еги­пет­ских крес­ти­ков, на­поми­на­ющих фи­гур­ки кро­шеч­ных сто­ящих ан­ге­лов, до пог­ре­мушек, с по­мощью ко­торых в Древ­нем Егип­те от­го­няли злых ду­хов. И на­конец, он соб­рал по­рази­тель­ную кол­лекцию ста­туй, отоб­ра­жа­ющих, как бо­гиня Иси­да вы­нян­чи­вала сво­его сы­на Го­ра[12].

– Воз­можно, Сонь­ер знал о ва­шей ру­копи­си? – пред­по­ложил Фаш. – И наз­на­чил встре­чу, чтоб по­мочь вам в ра­боте над кни­гой?

Лэн­гдон от­ри­цатель­но по­качал го­ловой:

– О мо­ей ру­копи­си ник­то не знал. Да и во­об­ще она су­щес­тву­ет толь­ко в наб­росках. Еще име­ет­ся приб­ли­зитель­ный план, ко­торый я ни­кому не по­казы­вал, кро­ме сво­его ре­дак­то­ра.

Фаш про­мол­чал.

Лэн­гдон не стал го­ворить, по ка­кой при­чине до сих пор ни­кому не по­казы­вал ру­копись. «Наб­роски» на трис­та с лиш­ним стра­ниц под ус­ловным наз­ва­ни­ем «Сим­во­лы уте­рян­ной свя­щен­ной женс­твен­ности» пред­став­ля­ли со­бой весь­ма не­ор­ди­нар­ную ин­тер­пре­тацию уже ус­то­яв­шей­ся ре­лиги­оз­ной ико­ног­ра­фии и бы­ли до­воль­но спор­ны­ми.

Лэн­гдон приб­ли­зил­ся к эс­ка­лато­рам-двой­няш­кам и вдруг ос­та­новил­ся, по­няв, что Фа­ша нет ря­дом. Обер­нувшись, он уви­дел его в нес­коль­ких яр­дах от слу­жеб­но­го лиф­та.

– По­едем на лиф­те, – ска­зал Фаш, как толь­ко две­ри от­во­рились. – На­де­юсь, вы уже по­няли, что пеш­ком до га­лереи еще ша­гать и ша­гать.

Но Лэн­гдон, знав­ший, что нуж­ное им кры­ло на­ходит­ся дву­мя эта­жами вы­ше, не дви­нул­ся с мес­та.

– Что-то не так? – не­тер­пе­ливо спро­сил Фаш, при­дер­жи­вая дверь.

Лэн­гдон глу­боко втя­нул воз­дух, с тос­кой взгля­нув на эс­ка­латор. В этом нет ни­чего страш­но­го, по­пытал­ся он убе­дить се­бя и ре­шитель­но шаг­нул к лиф­ту. В детс­тве, сов­сем еще маль­чиш­кой, Лэн­гдон про­валил­ся в заб­ро­шен­ную шах­ту-ко­лодец и чуть не по­гиб, ба­рах­та­ясь там в хо­лод­ной во­де нес­коль­ко ча­сов, преж­де чем по­дос­пе­ла по­мощь. С тех пор его прес­ле­довал страх зам­кну­того прос­транс­тва, он бо­ял­ся лиф­тов, под­земки, да­же кры­тых кор­тов. Лифт – од­но из са­мых на­деж­ных и бе­зопас­ных со­ору­жений, пос­то­ян­но убеж­дал се­бя Лэн­гдон и при этом не ве­рил ни еди­ному сло­ву. Это все­го лишь не­боль­шая ме­тал­ли­чес­кая ко­роб­ка, под­ве­шен­ная в зам­кну­том прос­транс­тве шах­ты! За­та­ив ды­хание, он шаг­нул в лифт и, как толь­ко зак­ры­лись две­ри, ощу­тил хо­рошо зна­комый при­лив ад­ре­нали­на.

Два эта­жа. Ка­ких-то де­сять се­кунд.

– Зна­чит, вы с мис­те­ром Сонь­ером, – на­чал Фаш, как толь­ко лифт по­полз вверх, – так ни­ког­да и не го­вори­ли лич­но? Не об­ща­лись? Ни­чего не по­сыла­ли друг дру­гу по поч­те?

Еще один до­воль­но стран­ный воп­рос. Лэн­гдон от­ри­цатель­но по­мотал го­ловой:

– Нет. Ни­ког­да.

Фаш слег­ка скло­нил го­лову на­бок, точ­но ос­мысли­вал этот факт. Но вслух не ска­зал ни­чего, мол­ча раз­гля­дывая хро­миро­ван­ные двер­цы.

Они под­ни­мались, и Лэн­гдон пы­тал­ся скон­цен­три­ровать мыс­ли и вни­мание на чем-то еще, по­мимо ок­ру­жав­ших его че­тырех стен. В блес­тя­щей ме­тал­ли­чес­кой двер­це он ви­дел от­ра­жение гал­стуч­ной бу­лав­ки ка­пита­на. Она бы­ла сде­лана в фор­ме се­реб­ря­ного рас­пя­тия и ук­ра­шена три­над­цатью вкрап­ле­ни­ями, ка­муш­ка­ми чер­но­го оник­са. Лэн­гдон слег­ка уди­вил­ся. Этот сим­вол был из­вестен под наз­ва­ни­ем crux gemmata – крест с три­над­цатью кам­ня­ми – хрис­ти­ан­ская иде­ог­рамма Хрис­та и две­над­цатью апос­то­лов. И Лэн­гдон на­ходил до­воль­но стран­ным, что ка­питан по­лиции столь от­кры­то де­монс­три­ру­ет свои ре­лиги­оз­ные убеж­де­ния. Но опять же сле­дова­ло учи­тывать: тут Фран­ция. И хрис­ти­анс­тво здесь не столь­ко ре­лигия, сколь­ко пра­во по рож­де­нию.

– Это crux gemmata, – не­ожи­дан­но ска­зал Фаш.

Лэн­гдон вздрог­нул, под­нял гла­за и пой­мал в от­ра­жении взгляд чер­ных гла­зок ка­пита­на.

Лифт ос­та­новил­ся, двер­цы раз­дви­нулись.

Лэн­гдон быс­тро вы­шел в ко­ридор, спе­ша навс­тре­чу от­кры­тому прос­транс­тву, ко­торое об­ра­зовы­вали зна­мени­тые вы­сокие по­тол­ки Лув­ра. Од­на­ко мир, ку­да он шаг­нул, ока­зал­ся сов­сем иным, не­жели он ожи­дал.

Лэн­гдон в не­реши­тель­нос­ти за­мер.

Фаш обер­нулся:

– Я так по­нимаю, мис­тер Лэн­гдон, вы ни­ког­да не бы­вали в Лув­ре пос­ле зак­ры­тия?

Ни­ког­да, по­думал Лэн­гдон, пы­та­ясь ра­зоб­рать­ся в сво­их ощу­щени­ях.

Обыч­но яр­ко ос­ве­щен­ные га­лереи му­зея бы­ли сей­час пог­ру­жены в по­лум­рак. Вмес­то при­выч­но­го ров­но­го мо­лоч­но-бе­лого све­та, ль­юще­гося с по­тол­ка, от по­ла под­ни­малось вверх приг­лу­шен­ное крас­но­ватое си­яние. Лэн­гдон прис­мотрел­ся и за­метил вмон­ти­рован­ные в плин­ту­сы спе­ци­аль­ные лам­пы-под­свет­ки.

Он оки­нул взгля­дом сум­рачный ко­ридор и пос­те­пен­но на­чал по­нимать, что ни­чего не­обыч­но­го в та­ком ос­ве­щении нет. Поч­ти во всех глав­ных му­зе­ях ми­ра по но­чам ис­поль­зу­ет­ся крас­ная под­свет­ка, и ис­точник та­кого ос­ве­щения раз­ме­ща­ет­ся на низ­ком уров­не, что поз­во­ля­ет пер­со­налу и ох­ра­не ви­деть, ку­да они идут, в то вре­мя как по­лот­на на­ходят­ся в от­но­ситель­ной тем­но­те. Пос­леднее поз­во­ля­ет как бы ком­пенси­ровать днев­ную све­товую наг­рузку, спо­собс­тву­ющую вы­гора­нию кра­сок. Но се­год­ня ночью в му­зее бы­ло как-то осо­бен­но мрач­но. Пов­сю­ду за­лег­ли длин­ные те­ни, под вы­соки­ми по­тол­ка­ми сгус­ти­лась ть­ма, как в ко­лод­це.

– Сю­да, – ска­зал Фаш, рез­ко свер­нул впра­во и за­шагал че­рез це­поч­ку свя­зан­ных од­на с дру­гой га­лерей.

Лэн­гдон нап­ра­вил­ся за ним, и гла­за пос­те­пен­но при­выка­ли к по­лум­ра­ку. Вок­руг из тем­но­ты на­чали ма­тери­али­зовать­ся круп­но­габа­рит­ные кар­ти­ны, на­писан­ные мас­лом, – все это на­поми­нало про­яв­ку сним­ков в тем­ной ком­на­те. Лэн­гдо­ну ка­залось, что изоб­ра­жен­ные на по­лот­нах лю­ди про­вожа­ют их по­доз­ри­тель­ны­ми взгля­дами. На­конец-то по­чувс­тво­вал он и та­кой зна­комый, при­сущий всем му­зе­ям за­пах – в су­хом де­иони­зиро­ван­ном воз­ду­хе от­четли­во ощу­щал­ся сла­бый прив­кус уг­ле­рода. То был про­дукт ра­боты спе­ци­аль­ных при­боров с уголь­ны­ми филь­тра­ми, ис­поль­зу­емых в борь­бе с из­бы­точ­ной влаж­ностью. Они бы­ли вклю­чены сут­ки нап­ро­лет, ком­пенси­рова­ли вы­дыха­емую по­сети­теля­ми дву­окись уг­ле­рода, ко­торая об­ла­дала раз­ру­шитель­ным для эк­спо­натов дей­стви­ем.

А под­ве­шен­ные к сте­нам ка­меры сле­жения, ка­залось, го­вори­ли по­сети­телям: Мы вас ви­дим. Ни­чего не тро­гать.

– И все до од­ной нас­то­ящие? – спро­сил Лэн­гдон, кив­ком ука­зав на ка­меры.

– Ко­неч­но, нет, – от­ве­тил Фаш.

Лэн­гдон не уди­вил­ся. Ви­део наб­лю­дение в та­ких боль­ших му­зе­ях слиш­ком до­рого и не­эф­фектив­но. Что­бы прос­ле­дить, что тво­рит­ся на ак­рах за­нима­емой му­зе­ем пло­щади, Лув­ру сле­дова­ло бы на­нять нес­коль­ко сот тех­ни­чес­ких сот­рудни­ков. А по­тому боль­шинс­тво круп­ных му­зе­ев ис­поль­зо­вали в ох­ра­не так на­зыва­емую сис­те­му сдер­жи­вания. Не дер­жи­те во­ров за пре­дела­ми. Дер­жи­те их внут­ри. Сис­те­ма ак­ти­виро­валась при лю­бом при­кос­но­вении к эк­спо­нату, на пульт тут же пос­ту­пал сиг­нал, все вхо­ды и вы­ходы сра­зу же бло­киро­вались, и зло­умыш­ленник ока­зывал­ся за ре­шет­кой еще до при­бытия по­лиции.

Впе­реди, из глу­бины от­де­лан­но­го мра­мором ко­ридо­ра, эхом от­да­вались го­лоса. По­хоже, шум до­носил­ся из по­меще­ния в ви­де боль­шо­го аль­ко­ва, на­ходив­ше­гося по пра­вую ру­ку. От­ту­да в ко­ридор лил­ся яр­кий свет.

– Ка­бинет ку­рато­ра, – объ­яс­нил ка­питан.

И вот на­конец Лэн­гдон очу­тил­ся в свя­тая свя­тых – рос­кошном ка­бине­те Сонь­ера. Сте­ны, от­де­лан­ные де­ревом теп­ло­го от­тенка, на них ра­боты ста­рых мас­те­ров, ог­ромный ста­рин­ный пись­мен­ный стол, а на нем – двух­фу­товая ста­туя ры­царя в дос­пе­хах и при пол­ном во­ору­жении. В по­меще­нии на­ходи­лось нес­коль­ко аген­тов, они го­вори­ли по мо­биль­ным те­лефо­нам, что-то за­писы­вали. Один из них си­дел за пись­мен­ным сто­лом Сонь­ера и пе­чатал на пор­та­тив­ном компь­юте­ре. Этой ночью ка­бинет ку­рато­ра прев­ра­тил­ся в нас­то­ящую штаб-квар­ти­ру Цен­траль­но­го уп­равле­ния су­деб­ной по­лиции.

– Messieurs! – гром­ко ска­зал Фаш, и все муж­чи­ны ра­зом обер­ну­лись. – Ne nous derangez pas sous aucun pretexte. Entendu?[13]

Все при­сутс­тву­ющие друж­но за­кива­ли в знак то­го, что по­няли.

Са­мому Лэн­гдо­ну не раз до­води­лось ве­шать на дверь но­мера в оте­ле таб­личку с над­писью «NE PAS DERANGER», а по­тому смысл при­каза ка­пита­на был ему ясен. Фа­ша и Лэн­гдо­на не сле­дова­ло бес­по­ко­ить ни при ка­ких об­сто­ятель­ствах.

Ос­та­вив кол­лег в ка­бине­те, Фаш вы­шел и по­вел Лэн­гдо­на даль­ше по по­лутем­но­му ко­ридо­ру. Впе­реди, яр­дах в трид­ца­ти, вид­нелся вход в са­мую по­пуляр­ную часть Лув­ра под наз­ва­ни­ем la Grande Galerie, ка­зав­ший­ся бес­ко­неч­ным ко­ридор, где на сте­нах бы­ли раз­ве­шаны са­мые цен­ные в му­зее про­из­ве­дения, ше­дев­ры италь­ян­ской жи­вопи­си. Лэн­гдон уже до­гадал­ся: имен­но там и наш­ли те­ло Сонь­ера; на сним­ке, сде­лан­ном «По­ляро­идом», был от­четли­во ви­ден зна­мени­тый пар­кетный пол Боль­шой га­лереи. Они приб­ли­зились, и тут Лэн­гдон уви­дел, что вход пе­рек­рыт вы­сокой и тол­стой сталь­ной ре­шет­кой, по­хожие ис­поль­зо­вались в сред­не­веко­вых зам­ках для за­щиты от ма­родерс­тву­ющих ар­мий.

– Сис­те­ма сдер­жи­вания, – за­метил Фаш, ког­да они по­дош­ли к ре­шет­ке.

Да­же в тем­но­те пре­пятс­твие выг­ля­дело гроз­ным и неп­ре­одо­лимым, ка­залось, оно мо­жет и танк ос­та­новить. Лэн­гдон на­чал всмат­ри­вать­ся сквозь тол­стые прутья в по­лутем­ные ла­бирин­ты Боль­шой га­лереи.

– Пос­ле вас, мис­тер Лэн­гдон, – ска­зал Фаш.

Лэн­гдон удив­ленно обер­нулся. Пос­ле ме­ня, но как и ку­да?..

Фаш ука­зал на ниж­нюю часть ре­шет­ки.

Лэн­гдон прис­мотрел­ся. Сна­чала он прос­то не за­метил в тем­но­те. Ре­шет­ка бы­ла при­под­ня­та фу­та на два, дос­та­точ­но, что­бы про­пол­зти под ней.

– Эта сек­ция по­ка еще зак­ры­та для служ­бы бе­зопас­ности Лув­ра, – по­яс­нил Фаш. – Моя ко­ман­да из на­уч­но-тех­ни­чес­ко­го от­де­ла по­лиции толь­ко что за­вер­ши­ла ос­мотр. – Он сде­лал приг­ла­ша­ющий жест. – Про­шу вас. Про­лезай­те.

Лэн­гдон смот­рел на узень­кую щель в ос­но­вании ре­шет­ки, про­пол­зти здесь мож­но бы­ло раз­ве что на брю­хе. Шу­тит он, что ли?.. На­виса­ющая ре­шет­ка на­поми­нала гиль­оти­ну, го­товую и лю­бой мо­мент об­ру­шить­ся и раз­да­вить неп­ро­шено­го гос­тя.

Фаш про­вор­чал что-то по-фран­цуз­ски и взгля­нул на ча­сы. А по­том опус­тился на ко­лени и про­тис­нул свое до­воль­но упи­тан­ное те­ло в щель. Ока­зав­шись по ту сто­рону ре­шет­ки, он вып­ря­мил­ся и вы­жида­тель­но ус­та­вил­ся на Лэн­гдо­на.

Лэн­гдон вздох­нул. Встал на ко­лени, по­том упер­ся ла­доня­ми в пар­кетный пол, лег на жи­вот и про­полз под ре­шет­кой. Ока­зав­шись на пол­пу­ти, он за­цепил­ся во­рот­ни­ком тви­дово­го пид­жа­ка за край же­лез­но­го пру­та и пре­боль­но уда­рил­ся о не­го за­тыл­ком.

Прос­то пре­лес­тно, Ро­берт, ска­зал он се­бе и с тру­дом под­нялся на но­ги. И тут же ему ста­ло яс­но, что его ждет очень дол­гая ночь.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.