|
|||
Глава VII 2 страница- Ну что, волосаны, не дрейфьте, страху нет. Вон, молодцы вам всё скажут и покажут. Я пошёл, - и, помахивая толстым полуметровым крючком, в обиходе именуемом «обезьянкой» скрылся в проходе ко второй котельной. Такими крючками открывают и закрывают задвижки. Волосанами он называл практически всех кочегаров, невзирая на возраст, ранг, почёт. Это для него, как в наши времена, скажем, «паца-ны» или «друзья». За это и ему дали кличку «Волосаны» во множествен-ном числе: - Полундра, «Волосаны» на горизонте… Внизу было чисто, относительно тихо и не жарко. Против каждого котла на треть приподнятые бункерные клинкеты, из-под которых чёр-ным языком выползает уголь. В правом углу, если стать лицом к корме и топкам, под толстой круглой чугунной крышкой с задрайками располо-жена зарешёченная воронка для приёма шлака, от неё под углом вверх за борт ведёт толстостенная труба. Слева от прохода во вторую котельную, у переборки над головой нависает метровая труба естественной венти-ляции, под ней висит зелёный эмалированный чайник с газированной водой. На бункерной переборке такие же как в кубрике, судовой теле-фон и медицинская аптечка. По другую сторону прохода в отбуртовке стоит большая наковальня, рядом в настенных скобах покоятся две разновесные кувалды, на переборке забухтован шланг забортной воды для технических и санитарных нужд, в проходе между котлами устро-ился «понедельник», лом около 70 мм в диаметре и около 50 кг весом. Рабочий ломик размером и весом поменьше, в пределах 25 кг, тоньше и на метр-полтора короче, один конец уплощённый, второй заканчивался шаровым наплывом. Отполированный огнём и руками, он блестел слов-но хромированный. Рядом лежали длинные стальные грабли на четыре зуба, закольцованный конец которых тоже ярко сиял, и скребок - огром-ная утяжелённая тяпка для чистки топок и поддувал. Ими разбиваются крабы (расплавленная спёкшаяся зола) и разравнивается уголь для луч-шего горения. Лопата тоже своеобразна и уникальна. Совкового типа, широкая, с тремя выпуклыми желобками для лучшего скольжения по пайолам, грузоподъёмностью до 8 кг и Т-образной перекладиной в торце. Заход - дугообразной формы, отполированное руками древко кажется покрытым толстым слоем прозрачного коричневого лака. Особенно це-нились лопаты с поперечной перекладиной в «ласточкином хвосте». Котёл представлял собой огромную лежащую бочку около пяти метров в диаметре, две краевые топки располагались на уровне груди, средняя - на полметра ниже. Под топками полусферические поддувала с поднимающимися на шарнирах крышками. Над каждой топкой ручка воздушной заслонки турбонаддува для более интенсивной подачи воздуха. Такие модели котлов шотландского типа называются «горизон-тальные, огнетрубные». Жар из всех топок попадает в единую огневую камеру, откуда по многочисленным трубкам (насколько помню, пример-но Ф 80 мм), завальцованным в вертикальные трубные доски, нагревая воду, попадает в экономайзер для подогрева воздуха. Водой котёл заполняется не полностью, оставляется пространство для парообразования. Взрывоопасны. Если верить рассказам, взрыв одного котла приравнивается к взрыву 40 кг тротила, во что верится с трудом, но проверить, к счастью, не случилось. На этот случай и на слу-чай превышения давления, либо непредвиденного понижения уровня воды на котле стояли отмаркированные пружинные клапана, а наверху задней стенки находились легкоплавкие свинцовые пробки, строго рас-считанные на определённую температуру и давление. Поэтому кочегар 1-го класса всегда должен быть очень внимательным в подаче воды и поддержании необходимых параметров. У кочегара 2-го класса работа менее ответственная и заключается в осторожной заливке раскалённых золы и шлака при чистке топок (не ошпарить старшего товарища), поддержании чистоты и регулярной пода-чи угля к котлам. Это главное содержание службы. А по мелочи - сле-дить за наличием свежей газировки, в ночные вахты при всеобщем же-лании сбегать в пекарку за хлебом, где пекарь-кондитер для кочегаров в условном месте всегда оставляла несколько булок духовитого корабель-ного хлеба. Иногда в лёгкие вахты в поддувале запекали картошку. И хлеб, и картошку необходимо было кушать с солью, которая всегда должна быть в наличии, это тоже забота кочегара 2 класса.
Мне нравилось работать вторым классом. Из полных бункеров уголь поступал сам, особенно при волнении на море. По мере выработки из дальних закутков бункера уголь приходилось перебрасывать из кучи в кучу по нескольку раз. Каждый котёл за вахту «съедал» приличное коли-чество угля, но получалось, что в первые дни после полной бункеровки надо было только подправлять ссыпающийся уголь, разбивать большие смерзшиеся комки и навесы, если таковые образовывались. Когда угля оставалось мало, эти несколько тонн при неоднократных перебросках многократно множились. И все за одну вахту, едва успевали. Немного о цифрах. Если я правильно помню, полная загрузка бун-керов углём составляла примерно 3000 тонн Пресной воды на все рас-ходы брали не меньше; экипаж в нашем рейсе состоял из 168 человек, и необходимо учесть помывку 14 кочегаров через каждые 4 часа. В про-довольственный трюм входило около 300 т продуктов. Кроме того сма-зочные материалы, масла, бензин (для вертолёта), соляр для дизельгене-раторов. Если не шутка, в полярный рейс предполагалось более чем по десятку свиней и коров, большой объём прессованного сена и прочие мелочи. В итоге по тоннажу набегала внушительная цифра. Длина л/к по ватерлинии составляла 106,7 метров, ширина в средней части 23,2 м. Если учесть девять огромных котлов, машинный зал с тремя машинами по 3300 л.с. каждая, туннели гребных валов с содержимым, цепные ящики и мн. другое, то общий вес ледокола с броневым 45-мм поясом по всему рабочему периметру вызывает уважение. Полное водоизмещение составляет 11242 т. При всём вышесказанном крейсерская скорость по чистой воде приближалась к 15.5 узлов, то есть без малого 30 км/час. В те годы для техфлота это весьма приличные показатели. К примеру, СРТМы в 1970-е годы ходили со скоростью около 14 узлов. Исходя из выше приведённых техданных напрашивается вывод, что с такой массой можно колоть и давить даже полярные льды. С гордостью хочется добавить, что из четырёх крупных и в общем-то однотипных ледоколов ДВМП тех лет, это дизельного «И.Сталина», угольных «Макарова», «Лазарева» и «А.Микояна», наш считался наибо-лее мощным и надёжным. Я горжусь, что именно на нём мне довелось отработать его последнее, более чем годовое полярное плавание и при-обрести достойную путёвку в жизнь.
Глава IV Самая тяжёлая и пыльная работа для второклассников, это удале-ние шлака и золы. Начинали обычно с четвёртой котельной. Их кочегар 2-го класса отдраивал и поднимал крышку золоприёмника, ст. кочегар одновремённо по телефону давал мотористу команду на включение эжекторного насоса. Мы, остальные второклассники смены, стараясь сильно не пылить, бросали на приёмную решётку золу и шлак. Кочегар, интенсивно дробя крупные спёкшиеся и остекленевшие куски короткой тяжёлой тяпкой поступательно елозил по ребристой решётке, проталки-вая всё в мощную ревущую струю, которая подхватывала мусор и по наклонной трубе выбрасывала далеко за борт. Закончив в одной кочегар-ке, по команде старшего кочегара мы переходили в следующую. Это была наша. На решётку Кузьмич поставил меня. Ослабив и откинув барашки, я поднял тяжёлый люк. Внизу под решёткой громко и жёстко зашумела струя, ребята стали бросать. Усиленно махая тяпкой, которая становилась все тяжелее и тяжелее, я отчаянно боролся со спёк-шимися крабами и быстро нарастающей кучей золы. Вскоре правая ла-донь от напряжения занемела и потеряла чувствительность, тяпку при ударах стало выворачивать, начал неметь и каменеть бицепс левой руки, поднимавший и с силой опускавший тяжёлую лопасть тяпки на неубыва-ющую кучу. Глаза и нос стало забивать пылью, едкими горелыми газами, лицо пылало от пышущего жаром шлака, по нему и спине струился пот, я уже плохо видел предметы. Разболелась спина, жёсткая парусиновая роба прилипла к бокам и лопаткам, сковывала движения. Но вот на лицо попали первые прохладные капли солёной воды, мелкие камешки. Стар-ший кочегар что-то прокричал смывающему мусор, показалась решетка. Наконец выключили насос, я задраил крышку люка и мы гурьбой после-довали в следующую, вторую кочегарку. На уборку мусора из всех кочегарок ушло около 30 минут. Закон-чив уборку, Кузьмич наконец изволил поделиться с нами премудрос-тями, облегчающими и ускоряющими данный процесс. В целом похва-лил и предупредил, что в будущем вся эта процедура не должна занимать более 20 минут, много работы будет в бункерах. Уже через полмесяца укладывались в 17 минут. Вернувшись в свою кочегарку, мы с Толиком ещё раз, теперь уже тщательно промыли все углы и пайолы, откачали воду из льял, подшты-вали угля и сели отдыхать. После такого рывка нам и кубрик показался желанным. Последующие вахты в целом были не трудными, на решётку Кузьмич ставил нас по очереди. Уголь был калорийный, в меру влажный, не пыль и не камни, он хорошо поступал к клинкету, преждевременно не соскальзывал с лопаты и при заброске легко рассыпался веером. В работу втянулись быстро, лишь первые дни напрягала и давила мысль об уборке мусора. Спускаясь в кочегарку, внутреннее напряжение нарастало, мышцы рук и спины начинало тянуть, ещё без работы они уже каменели и гудели, словно провода на столбах, иногда по телу про-бегали мурашки, внутри живота появлялся горячий зуд. Такое со мной происходило по причине врождённой повышенной мнительности: до события ещё далеко, а организм подсознательно уже реагировал. Но как только на решётку плюхался шлак последней лопаты, тело подменялось, душа переселялась в иную оболочку, и уже было неважно, что через какое-то время процесс повторится. Со временем всё нормализовалось… На четвёртой вахте ледокол стало раскачивать. При сильном крене рёв струи эжекторного насоса то притихал, булькал, словно захлёбы-ваясь, то начинал выть и реветь пуще голодного быка, однако на уборку шлака это не влияло. Во всех котельных пришлось прижать угольные клинкеты, качкой уголь из бункеров выдавливало, он расползался по плитам, попадал под ноги и сильно мешал. В проходе, перекатываясь, заёрзал «понедельник», с переборки стало сбрасывать шланг, болтаю-щийся чайник норовил с размаху приложиться к неосторожному за-тылку, опасно в своём стойле стала раскачиваться наковальня. Рабочий инструмент во избежание травм после применения приходилось плотно укладывать в проходе. Из трубы естественной вентиляции всё громче и неистовее доносились рёв и разноголосые завывания ветра. - Эдуард, дуй наверх, - Федя показал пальцем направление. - Там на стрингере между котлами должен быть моток проволоки. Неси, будем найтовать железяки. А то чего доброго… За котлами и над ними я ещё не бывал. На всевозможных балках и площадках толстым слоем лежала горячая пыль, в тусклом свете дежур-ных плафонов она казалась серо-коричневой и живой. В указанном месте проволоки не оказалось. Пройдя за котлами вдоль стрингера от борта к борту, рассыпая струйками и небольшими облачками многомесячную пыль, не нашёл ничего подходящего. Дождавшись окончания скрежета лопат и звяканья закрывающейся топки, крикнул: - Нет её здесь! Где ты её видел? - Поднимись выше! Должна быть, сам клал! Небольшую бухту проволоки я обнаружил лишь на самой верхней площадке. Качало здесь намного сильнее, размашистее, от раскаленного воздуха и зашевелившейся пыли дышать было трудно. Цепляясь руками и ногами за перила, ещё больше пыли стряхивал вниз, которая по мере спуска, мне же горячими струйками стекала за шиворот. Мы накрепко закрепили «понедельник», шланг и вовремя привя-зали к скобам наковальню, она уже начинала ползать по плитам. Вскоре раскачивать стало сильнее, с растяжкой. Из раструба вентиляции всё громче и угрожающе доносились вой, стоны, рёв, хлопки воздушной заслонки, частыми каплями и тонкими струйками засочилась вода. Феде и Васе приходилось туго, стало сложнее попадать в топку и работать инструментом. Мы с Толиком были вынуждены удерживать тяжёлые двойные дверцы топок, иначе травмы были бы неизбежны. В начале четвертого часа утра Федя отпустил меня будить смену. Это как самому молодому изначально было поручено мне, я уже знал нужные каюты и койки. На камбузе суетилась Люба, симпатичная, чуть выше среднего роста, приятной полноты молодая женщина. Она была женой Лёши Захарченко, тоже кочегара 1-го класса, но с другой смены, и фамилия у неё была другая. Раньше мужу и жене в нашей стране не разрешалось ходить на одном судне, но многие капитаны на это закрыва-ли глаза, лишь бы фамилии были разные. Тем более что наш капитан сам был с женой, она числилась преподавателем заочной школы плавсостава. Поднял всех, многие не спали. На месте не оказалось только стар-шего кочегара Кудинова, или, как мы его называли, дяди Пети. Его я обнаружил в кормовой части коридорного кольца; он сидел на палубе в обнимку со стойкой под питьевым бачком. - Дядь Петя, на вахту… вы хоть сможете? Вам плохо? - Ничё, пацан, ничё. Я щас, - он громко икнул и махнул рукой вдоль коридора. Глаза его поплыли, голова опустилась на грудь - Ты иди, иди, щас и я, всё путём… Ты всех поднял? - Да, дядь Петь. Всех. Ну, я пошёл. - Давай, давай. Я счас… Вернувшись в кочегарку, поведал Кузьмичу о Кудинове. На меня болтанка не действовала. Более того, внизу она была менее размашиста, а в коридоре, наверху кидало от переборки к переборке, ноги то зависа-ли в невесомости, то подгибались под нарастающей тяжестью тела, при-ходилось держаться за поручни. Кудинову было тяжело может ещё и потому, что он был хоть и невысоким, но довольно полным мужчиной, внутри много пустоты. Вот там всё и болтается… Шучу. Смех смехом, но качка многим дается тяжело, все зависит от вес-тибулярного аппарата и его адаптации. Из наших абсолютно здоровых молодых парней трое тоже сильно страдали, и в течение всего шторма почти не покидали коек. Им было очень плохо: их постоянно тошнило, даже позеленели, вокруг глаз тёмные круги. Почти двое суток они не ходили в столовую. А есть надо. Чем плотнее поешь, тем легче перено-сить качку. Конечно, сей постулат не для всех, но всё же! Смена пришла во время. В душевой были кое-какие проблемки, но мы с ними справились достойно. В столовую пошли не все, двое отказа-лись. В ночной завтрак был гуляш с картофельным пюре, ванильная булочка, сливочное масло и чай. Сахар отдельно. Кто от завтрака не отказался, поели нормально, огромное спасибо Любаше. На палубу выходить нам, да и всей команде строго запретили, сильный шторм. В кубрике ввиду невозможности никто не спал. Эдик Ажгирей, Толя Цимус (Коваленко, кличку дали за то, что всё хорошее он именовал цимусом) и ещё несколько ребят по очереди катались на животах по влажному столу. Обычно после вахты спалось неплохо; к грохоту винтов со временем приноравливаешься и временами их как бы отсекаешь, но сегодня уснуть было просто нереально. Моя койка на вто-ром этаже вдоль левого борта. Едва я лег, как меня стало вдавливать в постель, утрамбовывать мелкой дрожью и уносить куда-то вверх. Через мгновение койка стала проваливаться и резко ускользать вбок. Чтобы не вывалиться, я едва успел обеими руками ухватиться за раму. Тут резко тряхнуло и опять понесло… Прокувыркавшись несколько минут, под хохот сокурсников я и ещё несколько ребят сгребли свои постели и разложились на палубе. Здесь оглушающий грохот и вибрация были ещё ощутимее, зато безопаснее. Спать, конечно, было невозможно, но через несколько мучительных часов дрёма, усталость и молодость брали своё, на несколько минут удавалось погружаться в зыбкое небытие. Но спустя минуты вновь просыпаться от взрывающегося грохота, обездвиживаемой тяжести чередующейся с невесомым провалом в тартарары. Голова от всей этой какофонии и борьбы тяжелела и тупела. По трансляции пов-торно объявили о полном и категорическом запрете выхода на палубу. Кое-как дождавшись обеда, освежив прохладной водичкой лицо, невыспавшиеся и смурные направились в столовую, пора на вахту. В столовой в первую очередь я прильнул к иллюминатору. В нём долго шипела, пеной и пузырями клокотала вода, потом вода провалилась, и в полуметре от себя сквозь потеки и наплывы я увидел серо-бело-зелёное месиво. Определить где небо, а где волны вначале не удавалось, но вот высоко под свинцовыми сводами я разглядел огромный завихряющийся пенистый вал, который кипящей лавиной неумолимо надвигался на наш пароход. Его рёв проникал даже сквозь толстые стёкла и переборки, за иллюминатором опять всё забурлило, зашипело, запенилось. В испуге я резко отпрянул назад, чуть не опрокинул соседа по столу и койке Колю Ткачева. Немного посмеявшись, занялись обедом. От первого блюда многие отказывались, в том числе и члены эки-пажа, иные ели понемногу в силу внушённой с детства необходимости. Миску постоянно приходилось прижимать к застеленной влажной прос-тыни, ибо она была то неподъёмной, не сдвинешь с места, то словно по волшебству начинала парить над столом, ложкой едва попадали в рот. Кое у кого суп вопреки предосторожностям и старанию оказывался на коленях. Со вторым было проще, однако хлеб и вилку приходилось дер-жать в одной руке, другой одерживать посуду. Почему-то подумалось о кают-компании, как им там удается кушать?! Ведь они выше нас на два с половиной метра, и стол тоже поперек судна! Справившись с обедом и выразив огромную благодарность пова-рам за их героический труд, пошли одеваться. Курить никто не хотел. Признаться, было и негде, пароход был наглухо запечатан. Сушильная камера работала превосходно, роба прекрасно высохла. Нырнув в её горячее нутро и в надежде что там, почти на дне ледокола качать будет меньше, а воздух свежее, побрели в свои кочегарки. Далеко внизу шаркали и звенели лопаты, клацали дверцы топок. Под пайолами, просачиваясь в стыках рифлёных плит, с борта на борт шумно перекатывалась вода. В районе бункерной переборки и прилега-ющей к ней венттрубе рядом с нами что-то зашелестело, зашипело и за-бурлило, где-то полилось, внизу послышались невнятные голоса. Оказы-вается, это в раструб естесственной вентиляции, воздухоприёмник которой расположен высоко над главной палубой, разгулявшейся волной закинуло воду. Пыли на поручнях, площадках и во многих других нако-пительных местах почти не было, сбило сильной качкой и содроганием корпуса от ударов волн. Над котлами было прохладнее обычного. Следом за нами в кочегарку спустились Федя с Васей и тут же ста-ли готовить топки к чистке. На манометре было 10,5 кг/см2, на полтора килограмма меньше положенного. Появился «Волосаны» и распорядил-ся топки чистить вразнобой и по мере возможности. Главное, всеми силами и возможностями удержать пар максимально ближе к марке, машины не успевают выгребать, нас куда-то сносит. Внизу, в рабочей зоне было ещё прохладнее. Через широкий вен-тиляционный раструб часто забрасывало воду, удручающе слышался разноголосый вой и стон ветра, несмолкаемый басовитый рёв волн и бурлящее шипение воды, беспрерывно перекатывающейся по палубным надстройкам и механизмам. Льяльный насос работал в постоянном ре-жиме и едва справлялся с откачкой зольно-угольной суспензии. Вольно гуляющая поверх плит вода размывала и переувлажняла уголь, что ска-зывалось на горении и, естественно, на температуре и парообразовании. Однако иных вариантов просто не было, бункерный клинкет был опущен до возможно допустимого предела. При чистке топок приходилось открывать люк эжекторного насоса для дополнительной откачки гуляющей воды, иначе золу и шлак сме-шивало с углём и размывало по всей кочегарке, что могло запрессовать льяльный насос и усугубить горение. Чистили по очереди: топку Васи-лий, топку Федя и т.д., а мы с Толиком уже смоченную гуляющей водой золу без помощников тут же сбрасывали в эжектор, то же происходило в других кочегарках. Наконец топки почищены, мы взялись за поддувала. Первым чистил Толик, я убирал, потом наоборот. Работать приходилось быстро и осторожно; даже здесь, на дне судна сильно раскачивало, ноги скользили, тяжёлые дверцы топок и поддувал вырывались из рук. В этот раз мы не собирались в единую команду, чистка и уборка производилась вразнобой и растянулась почти на час. Но главное было сделано: при чистке топок пар мы не «уронили», а к концу вахты даже сумели поднять на полкилограмма. Ведь недаром Федя Павлов на Доске почета! И нам есть на кого равняться. Вот только как прожить до следующей вахты, поспать опять вряд ли удастся. И воздух наверху в коридорах, каютах и прочих помещениях густой и тяжёлый, с примесью неприятных кислых запахов. Все палубные двери, иллюминаторы и люки наглухо задраены, да и вентиляторы в такой шторм скорее всего не работали. Плюс ко всему - бьющие по ушам и нервам «мелодии музыкальной шкатулки» нашего кубрика. Следующая вахта, ночная, от дневной ничем не отличалась. По вентиляционной трубе продолжало систематически забрасывать воду, регулирующие подачу воздуха дроссельные заслонки оказались выр-ваны из гнёзд. При кренах вода на плитах у бортов бурлила и пенилась, льяльный насос по-прежнему непрерывно работал, но уже с подвыва-нием, захлёбывался и едва справлялся. Мы, обогащённые опытом прош-лой вахты, индивидуально и поэтапно почистили топки и поддувала, при этом сэкономили около 10 минут. Дважды срывало наковальню и она с грохотом, словно живая и на всё сильно обиженная, строптиво носилась по скользким плитам, таскала нас за собой, с умыслом выскальзывала из мокрых рукавиц; уж очень ей хотелось переломать нам ноги или рас-плющить руки. В конце концов нам удалось её укротить, в этот раз мы расклинили и закрепили её между котлами в дальнем конце прохода, на стрингере у клинкетного выхода в четвёртую кочегарку. Шторм продолжал бушевать. Уголь по-прежнему переувлажнялся захлёстываемой в раструб венттрубы и рыскающей по пайолам водой. По ней же в кочегарку продолжали прорываться неистовый вой и стоны разгулявшейся стихии, гулкие хлопки, скрежет. В такие моменты внутри живота холодком пробегали оторопь и жуть. Страха не было даже в мыслях, вероятно от безграничной веры в непотопляемость Российского флота и оттого, что нам, пацанам, ещё были неведомы мысли о смерти и осознания опасности. А может, страха не было ещё и потому, что тело ныло от усталости, голова была тяжёлой и забитой давящим басовитым гулом, плавящим и без того вялые мысли. Хотелось спать. В третьем часу ночи в кочегарке неожиданно появился Леонид Фё-дорович, наш капитан. В простенькой гражданской одежде, с мокрыми по колено штанами и в чавкающих ботинках он был похож на Горьков-ского босяка-революционера. Поинтересовался нашим самочувствием, настроением, рассказал, что в подобных переделках ледокол бывал край-не редко, ведь его главная работа во льдах. Поблагодарил за стойкость, хорошую работу и попросил нас мужаться. На наше сетование о неудоб-ствах кубрика он успокоительно ответил, что ситуацией владеет, вопрос старпомом решается, в ближайшее время нас расселят по каютам, попро-сил немного потерпеть. И зачавкал в следующую кочегарку. При нашем усиленном старании «поднять» пар так и не удалось, но и не «уронили», как приняли 11,2 кг/см2, так и сдали. В смену д. Пети не вышли два коче-гара 2-го класса, укачались бедные курсантики. Искренне сочувствуем. В душевой немного повеселились. Снимать загрубевшую, промок-шую и прилипшую к телу робу приходилось сидя, при сильном крене с сидений нас иногда сбрасывало, но это вызывало лишь недолгий уста-лый смех. На беду сильно затянуло мокрые шнурки, хоть зубами развя-зывай, если дотянешься, но клоунов с такими возможностями среди нас не оказалось. Зато в стирке роба не нуждалась, слегка сполоснули и раз-весили в сушилке. Устоять под душем тоже было проблематично, осо-бенно если под ноги попала пена или, не дай Бог, обмылок, да и струя постоянно меняла направление. И я несколько раз плюхался на пятую точку. Наши падения были благополучны; травм и переломов, к счастью, избежали, отделались несколькими ушибами и мелкими синяками. Мы были уверены, что завтрака не будет, даже хотели не идти в столовую, но второй механик заставил пойти поесть. Завтрак оказался полноценным и как всегда вкусным. На чёрные зрачки иллюминаторов светлой пеной ударяла и бурно шипела вода, через несколько секунд наступала тревожная тишина, вскоре всё повторялось. Порой возникало ощущение, будто мы на подводной лодке. Посуда по влажной простыне почти не ёрзала, иногда падали ножи и вилки, но это не в счёт. Сдав Ва-лентине Ивановне посуду и собрав все мокрые простыни, протёрли сто-лы и побрели спать. В коридорах было пустынно и душно, двери многих кают были приоткрыты и поставлены на стопор, к прежним запахам добавился аромат солярки, горелого машинного масла и камбуза. Спать опять довелось мало. Уже никто не веселился, все распла-стались кто где: в койках, на полу с открытыми и закрытыми глазами и мучительным выражением лица. В кубрике воздух был несколько чище и прохладнее, только по-прежнему сильно кидало с борта на борт. Корма то взлетала, и тогда грохот винтов устрашающе нарастал, то падала куда-то в пропасть и вбок, наступала невесомость, шум винтов становился глуше и натужней, вибрация и тряска уменьшались. Дневная вахта была ночной копией, только в этот раз не было гос-тей и по плитам не металась наковальня. Давление пара оставалось на той же отметке и под ногами прибавилось воды, вероятно льяльный приямок подзабило шлаком. Уголь по-прежнему поступал сквозь узкую клинкетную щель и тут же намокал, появляться в бункере «Волосаны» категорически запретил. После чистки котлов решили почистить и коло-дец, льяльный приямок. С трудом и осторожностью убрав и закрепив заигравшую на свободе плиту, спустились под пайолы в приямок, стали пытаться разрыхлять и взмучивать спрессовавшиеся золу, шлак, уголь. Несколько раз нас окатывало с головой, рабочий ломик дважды выскаль-зывал из мокрых рукавиц Толика, оба раза для нас удачно. После нас-тырных попыток и стараний нам всё же удалось подобраться к приём-ному соплу насоса, по трубе застучали и зашелестели камешки и шлак, вода стала понемногу убывать. Но и через вентиляционный раструб заб-расывать стало реже. Может, сменили курс, или начал стихать шторм?! Я бы не сказал, что море стало тише, однако уголь мочило уже меньше, поползло вверх давление пара. Вместе с ним, не смотря на жёст-кую мокрую робу, стало подниматься и настроение. Неожиданно появив-шийся «Волосаны» похвалил нас за инициативу, сообщил, что в первой котельной вода порою поднимается под нижние поддувала, уголь размы-вает, тяжело работать. И вновь скрылся в проходе. Вероятно, побежал в первую котельную делиться опытом. Вахте д. Пети сдали 11,5 кг. По словам Сергея Рогозина, штатного гидролога, пик шторма про-должался 28 часов, теперь он пошёл на спад. Может поэтому наша оче-редная ночная вахта прошла сравнительно спокойно; воды под ногами уже не было, в раструб тоже больше не захлёстывало, котлы чистили по нормальному режиму, мусор убирали всей дружиной и почти уложились по времени. Правда, порою продолжало сильно раскачивать и временами приходилось придерживать дверцы топок, но то ли мы уже привыкли, или от того, что вода больше не лизала наши ноги, по каким другим при-чинам всё происходящее воспринималось обыденно и спокойно. Наша вахта вышла на «марку», сдали ровно 12 кг/см2, это была великая ра-дость. И гордость. Наша первая, а кому и главная победа над собой. Глава V
На четвёртые сутки море стало успокаиваться, огромные пенистые волны перешли в многометровую тягучую зыбь, методично, словно на огромных качелях высоко вздымая и бережно опуская ледокол. Бортовой качки не было. К вечеру в прорехи истощённых тёмных туч длинными светлыми косыми лучами, словно ногами-ходулями стало пробиваться солнце. Команде разрешили выходить на палубу, в коридорах и каютах воздух очистился и посвежел, стало легче дышать. Поднявшись на палубу, вначале ничего не понял, увидел только суету матросов и услышал отрывистые и, как мне показалось, раздражён-ные команды боцмана. По открытому верхнему ходовому мостику с крыла на крыло ходили капитан, старпом, помполит и ещё двое, что-то бурно обсуждали, тыкая пальцами в разные места ледокола, слов было не разобрать. И только опустив взгляд, я разглядел ужасные последствия отыгравшей стихии: с палубы штормом, а точнее, волнами смыло всё, что было можно и что являлось жизненной необходимостью. Смыло почти все шлюпки; видна была только одна, чудом сохранившаяся на ботдеке правого борта. Смыло сено для будущих свиней и коров (?), почти все бочки с бензином для вертолёта и разными маслами для машин и насосов. Не увидел запасного якоря и двух запасных лопастей винтов, ранее принайтованных к наружным переборкам кормовой над-стройки. Подойдя ближе к борту, увидел, что нет и вертолёта; площадка пуста, крепёжные тросики беспорядочно свисают. Улетел преждевремен-но и совсем не по назначению. Бортовые леера смяты, покорежены, мно-гие планширы сорваны, некоторые висят искромсанными обломками, кое-где устрашающе зияли пустоты проёмов. Стрелу грузового крана сорвало с крепёжных распорных тросов, деформированная, она застряла в надстройках. Не было видно ни одного спасательного круга, на многих стационарных ящиках и механизмах сорвало и унесло брезентовые чех-лы, некоторые кранбалки раскачивались и жалобно скрипели. Картина была жуткая, печальная. Стало грустно, возвращаться домой абсолютно не хотелось. Ведь рейс только начался! Очередная ночная вахта прошла в обычном рабочем режиме. Вася о случившейся на палубе трагедии рассуждать не стал, Федя тоже был немногословен: - «Разберутся. Море есть море, не впервой». На решётке предстояло стоять мне, но в этот раз «прелесть» предстоящего действа меня не шокировала, вся работа по чистке топок и удалению мусора прошла в хорошем темпе и настроении, на вахту вышли все наши ребята. Свободного времени было достаточно и с позволения Феди и Кузьмича мы с Толей занялись чисткой льял и насосных приямков. К концу вахты выгребли гору шлакоугольной смеси, пришлось ещё раз на несколько минут включать эжекторный насос.
|
|||
|