Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Лекции, читанные в университете имени Я. М. Свердлова)



 

А. Коллонтай

Положение женщины в эволюции хозяйства

(Лекции, читанные в университете имени Я. М. Свердлова)

 

(оригинал: Государственное издательство, Москва, 1922)

 

Оглавление

 

Лекция первая. Роль и положение женщины при первобытном коммунизме. 1

Лекция вторая. Роль женщины в хозяйстве, построенном на труде рабов. 11

Лекция третья. Женщина в системе замкнутого натурального хозяйства. 20

Лекция четвертая. Женский труд при господстве ремесленного производства и общинного землепользования. 30

Лекция пятая. Положение женщины в эпоху расцвета торгового капитала и начала мануфактурного периода. 39

Лекция шестая. Женский труд при развитии крупнокапиталистического производства. 52

Лекция седьмая. Причины женского вопроса. 62

Лекция восьмая. Движение феминисток и участие работниц в классовой борьбе. 71

Лекция девятая. Женский труд военного времени. 84

Лекция десятая. Эпоха диктатуры. А. Организация труда. 93

Лекция одиннадцатая. Эпоха диктатуры. Б. Условия труда и его охрана. 101

Лекция двенадцатая. Эпоха диктатуры. В. Революция быта. 108

Лекция тринадцатая. Эпоха диктатуры. Г. Революция нравов. 118

Лекция четырнадцатая. Перспективы женского труда. 128


 

Лекция первая. Роль и положение женщины при первобытном коммунизме.

Сегодня мы начнем цикл лекций по вопросу о „Положении женщины в связи с развитием форм хозяйства“. Между положением женщины в обществе и семье и ступенями хозяйственного развития общества существует самая тесная и неразрывная связь. Вам, будущим работникам по привлечению работниц и крестьянок к строительству новых форм хозяйства, а значит и жизни, необходимо понять эту связь, уяснить себе её существование. В вашей работе вам нередко придется встречаться с возражениями, что изменить положение и условия жизни женщин – немыслимо. Вам будут говорить, что эти условия вытекают из особенностей пола. Когда вы будете бороться против неравенства женщин, когда вы захотите их освободить от тягот современной семьи, когда вы будете стремиться внести больше равноправности в отношения между полами, – вам будут приводить старые, но всегда повторяющиеся доводы, будто бесправие и неравенство женщины неизменно уже по одному тому, что оно освящено историей, что зависимость женщины, ее подчиненность мужчине существовала всегда, всегда и останется. Так жили наши прародители, так будут жить и наши внуки.

Вот против этих-то доводов лучшим возражением является сама история, история развития человеческого общества, знакомство с фактами прошлого, с тем, как оно было в действительности. Знакомство с тем, что было на заре человеческого общества много тысячелетий тому назад, убедит вас, что неравноправность женщины, ее подчиненность мужчине не всегда существовала, что были времена, когда женщина считалась вполне равноценной мужчине и были даже периоды, когда за женщиной признавалось известное главенство. Познакомившись поближе с видоизменяющимся положением женщины на разных ступенях развития общества, вы убедитесь ясно и наглядно, что современное женское бесправие, отсутствие самостоятельности, отсутствие прав в семье и обществе вовсе не связано с особыми природными свойствами женщины и не вытекают из того, что ум ее ниже по качеству ума мужчины. Истинная причина бесправия, зависимости, неравенства женщины кроется не в природных свойствах женщины, а в характере того труда, который выпадает на её долю в обществе. Советую вам внимательно проглядеть первые главы книги Бебеля „Женщина и социализм“. Бебель здесь доказывает ту мысль, которая положена в основу и нашей беседы, что между ролью женщины в производстве и её положением в обществе существует самая тесная, органическая связь. Это своего рода экономическо-социальный закон. И его вам следует твердо усвоить. Тогда вам много легче будет разобраться во всех проблемах, т. е. вопросах, связанных с задачей всестороннего раскрепощения женщины.

Многие думают, что в прошлом, когда человечество находилось еще в состоянии дикости, варварства, женщине жилось еще хуже, чем теперь, что тогда-то она была поистине рабой. Это неверно. Было бы ошибкой предполагать, что раскрепощение женщины связано с ростом культуры, знания, что чем цивилизованнее народ, тем лучше, свободнее живется женщине. Так могут учить только буржуазные ученые, мы же знаем, что не культура и просвещение освобождают и раскрепощают женщину, а система хозяйства, при которой женщина привлекается к полезному, производительному труду на весь общественный, трудовой коллектив. Такой системой хозяйства является коммунизм.

Положение женщины всегда определяется теми обязанностями, какие на нее возлагает хозяйство на данной ступени развития. В былые, далекие времена первобытного коммунизма (вам должен быть известен первобытный коммунизм из лекций по истории развития хозяйства), в те отдаленные от нас века, когда не было еще частной собственности и человечество бродило по земле, разбитое на малые человеческие стада, роды, – в те времена неравенства между положением мужчины и женщины не было. Люди жили охотой, собирали дикорастущие растения, плоды. На этой ступени развития первобытного человека много десятков и даже сотен тысячелетий тому назад роль мужчины и роль женщины ничем не отличались друг от друга. Любопытно и важно также отметить, что по исследованию ученых антропологов, на более низкой ступени развития человечества, т. е. тогда, когда человек жил охотой, физические свойства женщины, ловкость и сила мало разнились от физических свойств мужчины.

Многие отличительные черты женщины – развитые груди, тонкая талия, большая округлость форм тела и слабость мускулов – получили свое развитие много позднее, по мере того, как женщины из поколения в поколение переводились на роль преимущественно „самки“, производительницы рода. У дикарей и сейчас трудно издали отличить женщину от мужчины, груди мало развиты, таз уже, мускулатура сильнее обозначена. То же было и в эпоху первобытного коммунизма, когда женщина весьма мало отличалась от мужчины и по своей физической силе, и по выносливости.

Деторождения лишь на относительно короткое время прерывали обычные её занятия – охоту, собирание плодов – совместно с первобытным коллективом, родом. Так же, как и остальные ее сотоварищи по человеческому стаду, как ее братья, сестры, дети и родители, она принуждена была из простого чувства самосохранения помогать роду отражать нападение самого страшного в те времена врага – хищного зверя; так же, как и весь род, она искала и собирала запасы плодов.

В те времена не было и не могла создаться зависимость женщины от мужчины, или неравенство в правах. Неравноправности не было потому, что и вообще-то в те времена не было ни прав, ни законов, ни разделения имущества; зависимости от мужчины не было потому, что сам мужчина всецело зависел от коллектива, от рода. Род решал, род диктовал, – кто не подчинялся воле коллектива, рода, тот обречен был на гибель, на голодную смерть, на растерзание хищникам. От грозного и могучего врага человека в те далекие времена – хищника, – спасало лишь крепкое сообщество, коллектив, род. Чем теснее спаян был коллектив, тем больше в нем все члены рода подчинялись воле коллектива; чем дружнее они действовали против общего врага, тем успешнее шла борьба, тем вернее выживал род. Равенство и первобытная солидарность – спайка рода – служили лучшим средством самообороны. Поэтому подчиненности, зависимости одного члена рода другому на той первоначальной ступени развития хозяйственного быта человечества и не могло возникнуть. Женщина в эпоху первобытного коммунизма еще не знала рабства, зависимости, неравенства, как не знало тогда человечество, что такое класс, эксплуатация труда и частная собственность. Так существовало человечество многие тысячелетия, может быть, сотни тысячелетий.

Картина видоизменяется на последующей ступени развития человечества. После долгих поисков за лучшим способом обеспечить свое существование человечество длинной вереницей накопленного опыта дорастает до зачатков производительного труда и хозяйства. Одно племя по причинам географическим и климатическим, в зависимости от того, попадает ли племя в область лесистую или степную, оседает на землю, другое переходит к скотоводству. Это – новая степень развития хозяйства, следующая за первобытной охотой и собиранием дикорастущих плодов. Человечество, в связи с этой новой формой хозяйства, создает и новые формы социального общения.

Сравним положение женщины в племенах, живущих в одну и ту же эпоху, т. е. одновременно, но имеющих иные формы хозяйства. Одно племя, попавшее в область лесистую, с небольшими полянками, удобными для пашни, осело на землю, стало земледельческим. Другое, охотившееся в степной местности, где много диких стад буйволов, лошадей и коз, стало племенем скотоводческим. Оба эти племени еще сохранили первобытный коммунизм, частная собственность в них еще не утвердилась. И все же женщина в обоих этих племенах занимает неодинаковое положение. В племени земледельческом женщина пользуется не только полным равенством, но порою она играет в этом племени и главенствующую роль. Среди кочевников скотоводов, наоборот, постепенно растет и крепнет подчиненное, зависимое, подневольное положение женщины.

Долгое время в историко-экономической науке господствовало убеждение, что человечество обязательно прошло все этапы, все ступени хозяйственных форм развития: сначала род занимался охотой, потом скотоводством, наконец, земледелием и уже позднее ремеслами и торговлей. Такой упрощенный взгляд ошибочен. Позднейшие исследования социологов установили, что род нередко переходил непосредственно от первичного собирания плодов и охоты к земледелию, совершенно минуя скотоводство. Все зависело от того, в какие климатические, географические и природные условия попала данная группа людей.

Следовательно, в различных природных условиях уживались в одну и ту же эпоху две различные по типу формы хозяйства: первобытное земледелие и скотоводство. Установленный факт, что в земледельческих племенах женщина пользовалась значительно бòльшим равенством. Некоторые земледельческие племена дорастали до признания положения матриархата (матриархат – греческое слово, которое означает главенство женщины-матери, носительницы рода). Наоборот, патриархат, т. е. главенство отцовского права, власть старшего в роде мужчины, получило свое развитие у народов скотоводческих, у кочевников.

Чем вызывается и объясняется этот факт? Ролью женщины в хозяйстве. В земледельческих племенах главной производительницей в хозяйстве являлась женщина. Женщина – о6 этом свидетельствуют многие данные – первая набрела на мысль о хлебопашестве, она же – и первый „землероб“. О роли женщины в первобытном хозяйстве есть много интересных фактов в книге „Материнское право“ Марианны Вебер. Автор не коммунистка, но книга богата данными. К сожалению, она имеется лишь на немецком языке.

Набрела женщина на мысль о хлебопашестве вследствие того, что матерям, обремененным малолетними детьми, приходилось отставать от рода во время охоты, мать не поспевала за сочленами рода, да и ребенок являлся помехой в момент охоты. Женщину-мать с ребенком род оставлял в тылу. Ей приходилось дожидаться, пока род вернется с добычей. Добыть пищу было тогда делом нелегким. Порою приходилось ждать подолгу. Запасов пищи не было, надо было ее добывать собственными усилиями, выискивать средства, чтобы прокормить себя и детей. Ученые устанавливают, каким путем женщина, по всей вероятности, набрела на идею земледелия. Когда истощался запас плодов в той местности, где женщина ждала возвращения рода, она поневоле начинала выискивать пригодные для пищи злаки. Злаками она насыщала себя и кормила своего детеныша, размалывая злаки зубами – этими первыми жерновами. Часть собранных зерен просыпалась, падала на землю.

Возвратившись через некоторое время на то же место, женщина замечала, что просыпанные ею зерна дали ростки. Она примечала себе это место, зная, что ей выгодно вернуться туда, когда злаки созреют: не надо будет тратить силы на поиски пищи.

Она уже будет знать, где собрать наиболее обильную жатву. На опыте научились люди познавать, что оброненные на землю зерна дают всходы. На опыте познавали они, что если землю взрыхлить, она даст лучший урожай. Опыт этот не раз забывался, надо было, чтобы личное знание передалось коллективу, чтобы оно стало достоянием рода. Надо было сделать его доступным молодым поколениям. Какую громадную, трудную работу мысли нужно было проделать человечеству, чтобы понять, усвоить такие понятные и простые с нашей точки зрения вещи! Чтобы знание закрепилось в сознании коллектива, его надо было сделать обычаем.

Женщина была заинтересована в том, чтобы род или племя возвращалось к месту прежней стоянки, где произрастали ею посеянные злаки. Она не умела убедить своих сородичей в правильности своего хозяйственного плана, она не умела словами за него агитировать и убеждать своих сородичей. Зато женщина способствовала установлению тех обрядов, обычаев и поверий, которые облегчали ей проведение этого плана. Устанавливался обычай: если род при полнолунии оставлял на полянке за ручьем матерей с детьми, то боги повелевали, чтобы род через столько-то оборотов луны снова же возвращался на эту же полянку. Кто этого не выполнит, того духи покарают. А так как род замечал, что если не слушаться примет женщин и не возвращаться к „злачному месту“, то дети легче погибают, то он и начинал строго держаться обычая и верить в „мудрость“ женщин.

Заинтересованная в том, чтобы с наименьшей затратой трудовой энергии получить наибольший результат, женщина набрела на мысль, что урожай тем полнее, чем рыхлее земля, куда брошены злаки. Сучковатыми палками, мотыгой, камнями, сидя на корточках, взрыхляла женщина полосы первобытной пашни. Это все же лучше обеспечивало человечество, чем скитанье по лесу в поисках плодов под вечной угрозой быть растерзанными хищником.

Материнство поставило женщину в особые условия среди членов рода, но, попав в эти условия, женщина набрела на новый великий двигатель хозяйственного развития человечества – на земледелие. И это открытие на долгие века определило её роль в обществе и хозяйстве, поставив ее во главе рода.

Многие ученые считают, что и изобретение пользования огня, как хозяйственной силы, принадлежит женщине.

Оставаясь в тылу, в то время как род шел на охоту или войну с другим родом, женщины-матери (девушки и женщины, не имевшие детей, уходили с остальными членами рода) должны были так или иначе обеспечить себя и детей от хищников. Наблюдения убеждали дикарей, что лучший защитник от хищников – огонь. Огонь первобытный человек научился добывать, высекая из камня оружие или первобытную каменную утварь. Уходя на охоту, род разводил костер для защиты детей и матерей. Священной обязанностью матерей являлось поддерживать пламя, отпугивающее хищников. Оставаясь возле костра, в постоянном общении с огнем (мужчины видели в огне лишь священную, грозную и непонятную силу), женщина научилась познавать свойства огня и пользоваться им для своих нужд и при помощи этой силы облегчить, сберечь собственный труд. На костре она спаливала шерсть с козы или перья с дикого фазана, на костре она обжигала глиняную утварь и этим делала ее прочнее, на костре она жарила мясо и этим его сохраняла.

Женщина, прикрепленная к костру материнством, думала приручить силу огня, сделать его своим слугою. Но законы хозяйственного развития привели к другому. Пламя первобытного домашнего очага поработило самое женщину и на долгие века обратило ее в послушную и бесправную слугу кухонного очага...

Есть основание думать, что и первый шалаш был сооружен руками женщины для защиты детей от палящего солнца и холодных дождей. Женщины не только мотыгой взрыхляли почву, сеяли и собирали хлеб, не только строили жилища, но и первые начали заниматься ремеслами: набрели на способы пряденья и тканья, формирования глиняной посуды: они же для красы выводили на ней линии, что представляло собой попытку человечества к искусству, к зачаткам художества. Женщины соприкасались с травами, изучали их свойства, н наши пра-пра-прабабушки, женщины далеких от нас веков, были первыми врачами. В древних сказаниях и народных поверьях отражается прошлое. В Греции, языческом государстве, процветавшем две тысячи лет тому назад, первым лекарем считался не языческий бог медицины Эскулап, а его мать – Имута. Богинями целительного искусства были еще до них богини Геката и Диана. Древние норманы почитали богиню медицины Эйер. И сейчас нередко в глухих деревнях старухи считаются знахарками, а то и колдуньями. Те знания, которыми они обладали, не были доступны их мужьям, постоянно находившимся на охоте, на войне и занятиях, требующих мускульной силы, но где не было времени для созерцания, для наблюдений и для накопления ценного трудового опыта, навыков и знания свойств природы. „Ведунья“, ведьма происходит от слова „ведать, знать“. Знание было силой в руках женщины в те времена, и мужчины их чтили и невольно боялись в них этой силы. Таким образом на заре человечества, во времена первобытного коммунизма женщина не только участвовала наравне с мужчиной, но и опережала его в ряде открытий и изобретений, обогащавших человеческий опыт и знания и толкавших вперед развитие хозяйства и общества.

В накоплении знания и обогащения человеческой культуры женщина сыграла в свое время гораздо более значительную роль, чем это признает предвзятая буржуазная наука. Недостаточно подчеркивается и другое явление из области науки о человеке, о той роли, какую сыграли женщины при развитии обезьяноподобных существ в человека. Своему стоячему положению, т. е. тому, что из четверорукого человек стал двуногим, человечество до известной степени обязано женщине. Когда четверорукой прародительнице человека приходилось спасаться от нападавших на нее врагов, самка, чтобы удержать зацепившегося за ее шею детеныша, научалась придерживать его одной рукой. Но в таком случае ей приходилось принимать полустоячее, или стоячее положение. Такое положение способствовало развитию головного мозга. Но женщина жестоко за это поплатилась: матка, по строению женского тела, не приспособлена к стоячему положению, отсюда – родовые муки, которых не знают четверорукие сородичи человека – обезьяны.

Сказание об Еве, сорвавшей плод познания „добра и зла" и за это поплатившейся родовыми муками, имеет за собой историческое обоснование.

Но вернемся к рассмотрению роли женщины в хозяйстве земледельческого рода.

В первобытных условиях земледелие не в состоянии прокормить население, оно дополняется охотой. Происходит естественное разделение труда; женщинам, как более оседлому элементу, поручается хлебопашество, мужчины продолжают заниматься охотою и войною, т. е. грабежами соседних племен. Но так как земледелие дает более осязательные результаты, чем охота, так как добыча урожая поддается легче учету, чем рискованный и весьма неверный результат охоты или набега, то в основу хозяйственного расчета племени начинает браться землепашество.

Кто же являлся в те времена главным производителем земледельческой формы хозяйства? – Женщины. Естественно, что отношение рода к ней должно было быть почтительным, что труд её, а значит и она сама, высоко ценились. И до сих пор в средней Африке имеются негритянские племена хлебопашцев, балонда, где женщина является и самым „почетным“ членом коллектива. Об этом племени знаменитый английский путешественник Левингстон рассказывает следующее: „Женщины заседают в народных Советах; жених должен переселяться в деревню своей будущей супруги и жить там; при заключении брачного договора он обязуется содержать до смерти свою тещу; жена одна имеет право дать развод мужу, и все дети в таком случае остаются при матери; муж без дозволения жены не может входить ни с кем в обязательство, как бы незначительно оно ни было“. И мужья до того уже свыклись со своим положением, что не обнаруживают никакой оппозиции. Жены же наказывают своих непокорных мужей лишением пищи, побоями и пощечинами. Кто пользуется „почетом“, того обязаны слушаться остальные члены общины. Левингстон говорит, что в племени „балонда“ он несомненно наблюдал „гинекократию“, т. е. господство женщины. Это племя не единственное. Не только Левингстон, но и другие исследователи жизни дикарей подтверждают, что у многих племен в Африке, там, где женщины пашут, засевают поля, строят хижины и вообще ведут деятельную трудовую жизнь, они не только пользуются полной свободой, но и превосходят мужей по уму. Мужчины в этих племенах от сиденья на хлебах своих жен изнеживаются, тупеют. „Они заняты доением коров и сплетнями“, как сообщают о них исследователи. Древность дает нам немало примеров господства женщин. В ряде земледельческих племен дети ведут свою родословную не по отцу, а по матери, и наследуют (когда уже воцаряется частная собственность) не сыновья, а дочери. Отголоски этого древнего права мы находим и сейчас среди некоторых горцев Кавказа.

Авторитет женщины в земледельческих племенах усиливался и рос с течением веков. Женщина являлась главной хранительницей обрядов, а значит и главной законодательницей. Соблюдение этих обрядов было необходимо, так как без них трудно было заставить всех членов рода беспрекословно подчиняться велениям старших в роде, велениям, которые вызывались хозяйственными задачами. В определенное время роду необходимо было сеять, в определенное время – собирать жатву, но объяснить логически, научно, почему так следует поступить, люди того времени не умели. Легче было сказать: так принято, так надо, таков завет предков, кто их не соблюдает – тот преступник. Блюсти же эти обряды было заботой старших в роде – женщин, матерей, убеленных опытом старух.

Разделение труда в земледельческо-охотничьих племенах вело к тому, что у женщин, остававшихся в тылу на производительной, хозяйственной работе, развивались ум, смекалка, наблюдательность, в то время как у мужчин, обязанность которых сводилась к охоте и войнам, закалялись лишь мышцы, физическая ловкость и сила. На той ступени развития человечества женщина была духовно развитее мужчины, и в коллективе за ней, естественно, устанавливалось главенство – матриархат.

Не нужно также забывать, что рабочие руки, живая трудовая сила в те времена слабого накопления излишков являлась естественным источником благосостояния. Между тем народонаселение слабо возрастало, а рождаемость была сравнительно низка. Материнство поэтому ценилось высоко, женщина-мать в глазах первобытных племен приобретала великую ценность. Малое число рождений отчасти объясняется тем, что в родовых объединениях процветало кровосмешение, брак между близкими по крови людьми, а кровосмесительные браки, это доказано, понижают рождаемость и задерживают нормальное развитие рода.

Пока люди жили охотой и собиранием плодов, для них вопрос о количестве рабочих сил в роду не играл роли. Напротив, если род становился слишком большим, тогда ему труднее было пропитываться. Пока человечество жило собиранием плодов, случайной охотой, женщина, как мать, не ценилась. Дети и старики были бременем. Их уничтожали, иногда и съедали. Но племенам, занятым производительным трудом, землепашцам, работники нужны. Женщина приобретает особую ценность, как существо, от которого исходит новая рабочая сила – ребенок. Материнство обоготворяется. Во многих древних языческих религиях высшее божество – женского рода. Например, богиня Изида в Египте, в Греции – Гея, т. е. земля – источник всякой жизни, по мнению древних. Известный исследователь „гинекократии“, т. е. господства женщины, Баховен доказывает, что в древних религиях женское начало преобладало над мужским, это свидетельствует о том значении, какое женщина имела для древнего человечества. Земля и женщины были главными, первичными источниками богатства. Свойства женщины и земли представлялись одинаковыми... И земля и женщина дарили жизнь, созидали, производили; считалось, что тот, кто обидит женщину, тот обидит землю... Худшим преступлением у древних считалось преступление против матери. Первыми жрицами, т. е. служительницами языческих богов, являлись женщины. Не отцам, как было позднее, при других системах производства, а матерям принадлежало главенство над детьми. Память об этом главенстве женщины сохранилась во многих народных сказаниях и обычаях не только на Западе, но и на Востоке. Но не материнство является основной причиной главенствующего положения женщины в роде хлебопашцев, а ее роль основного производителя в хозяйстве. Пока разделение труда вело к тому, что мужчина занимался подсобным промыслом – охотой, а женщина – основным подспорьем рода – земледелием, о зависимости, о подчиненности женщины мужчине не могло быть и речи.

Что именно роль женщины в хозяйстве определяет ее права в социальном коллективе и в браке, вам станет особенно ясно, когда мы сопоставим положение женщин у хлебопашцев и в племени кочевников-скотоводов. Обратите внимание, что то же явление – материнство, т. е. природная половая особенность женщины, при различных хозяйственных условиях приводит к различным результатам.

До нас дошло описание жизни языческих германцев. О них рассказывает древний историк Тацит. Это было племя земледельческое, здоровое, рослое, воинственное. Германцы, по словам Тацита, высоко чтили женщин, слушали их советов. Но у германцев как раз земледельческий труд лежал на плечах женщин. Таким же почетом пользовались женщины в земледельческой Чехии. Есть целое сказание о „мудрости Любуши“, дочери одного из владетельных князей. Сестры ее, по преданию, одна занималась лекарством, медициной, другая строила города. Когда Любуша всходит на престол, она берет с собой двух вещих дев, изучивших судейскую мудрость. И княжна эта, по преданию, правит демократически, она собирает голоса народа по всем важным вопросам. Позднее братья свергают Любушу с престола. Это сказание рисует нам ясно, что в народной памяти жило воспоминание о главенстве женщины, о временах матриархата, когда родом руководила женщина; так как род жид коллективной жизнью, то и правление женщины в представлении народа совпадало с более счастливым и справедливым веком.

Каково же было положение женщины в скотоводческом племени? К скотоводству переходил тот охотничий род, который, с одной стороны, попадал в природные условия, благоприятствующие скотоводству, – широкие степи, богатые травяной растительностью, обилие дикого скота, или табунов лошадей, а с другой, когда племя имело достаточное число сильных, смелых и ловких охотников, которые умели не только убить животное, но и изловить его живьем. Такими физическими свойствами чаще обладали мужчины; женщины лишь до тех пор, пока они не являлись матерями. Материнство же ставило их в особые условия, вело к разделению труда по полу: пока мужчина и незамужняя девушка шли на охоту, на ловлю скота и диких лошадей, женщины-матери оставались в тылу стеречь уже захваченный скот. На их долю выпадала задача приручить скот и извлечь из него необходимую для племени пользу. Но эта хозяйственная задача – подчиненная. Посудите сами: кого племя будет выше ценить с точки зрения интересов хозяйства: мужчину ли, поймавшего буйволицу, или женщину, которая научится эту буйволицу доить? Разумеется, первого, ведь благосостояние племени определяется количеством пойманного скота, следовательно, основным источником хозяйственного благополучия считается труд того, кто умеет увеличить численность скота.

Роль женщины в племени скотоводов, в области хозяйства сводилась к роли подсобной. А раз женщина с точки зрения хозяйства не равноценна, раз её труд менее производителен, т. е. не увеличивает в той же мере благосостояние коллектива, укореняется взгляд, что женщина и во всем остальном не равноценна мужчине. При этом следует обратить внимание еще на одно обстоятельство: в племенах скотоводческих, на той подсобной работе, какую выполняла женщина – уход за скотом, не было ни условий, ни надобностей развиваться тем оседло-трудовым навыкам, какие воспитывались у женщин хлебопашеских племен.

Прежде всего женщина, оставаясь в тылу охотничье-скотоводческого племени, никогда не страдала от недостатка запасов; скот, хранительницей которого являлись женщины, мог всегда служить для утоления голода матерей и детей, тут не надо было изобретать и изыскивать способы пропитания и средств увеличить запасы, как это выпадало на долю женщин охотничье-земледельческих племен. К тому же самый уход за скотом требовал много меньше смекалки, затраты ума, мышления, чем более сложная система полеводства в племени хлебопашцев.

В умственном отношении женщины в племенах скотоводческих не опережали мужчин, а в физическом отношении уступали мужчинам в силе и ловкости. Все это содействовало укреплению взгляда на женщину, как на существо малоценное. Чем богаче становилось племя скотом, тем больше низводилась женщина на роль прислужницы, или придатка при скоте, тем глубже шло разделение по полу. К тому же племена кочевников-скотоводов в гораздо большей мере, чем племена землепашцев, превращались в воинственные, грабительские орды.

Благосостояние земледельца основано на мирном труде. Благосостояние кочевника-скотовода покоится на захвате. Сначала он захватывает одних животных, позднее грабит, разоряет соседние племена, захватывает их запасы, забирает пленных, которых обращает в своих рабов, заставляя работать на захватчиков. „Захватный брак“, насильственный увоз женщин соседних племен проводился прежде всего среди воинственных кочевников-скотоводов. Захватный брак окрашивает собою целую полосу жизни человечества. Это явление, несомненно, также содействовало установлению неравноправности женщин. Захваченная насильно, вырванная из другого племени, не видя ниоткуда защиты, женщина чувствует себя особенно беспомощной, она во власти тех, или того, кто ее увез или взял в плен. С возникновением частной собственности захватный брак приводил к тому, что доблестный вояка нередко отказывался от вознаграждения со стороны племени в виде коровы, лошади, стада овец, а требовал себе в полную собственность женщину – рабочую силу. „Не надо мне ни быка, ни лошади, ни длинношерстных коз, отдайте мне в полное владение женщину, которую я захватил своими руками“. Разумеется, момент захвата, увоза в качестве пленницы в чужое племя наносил удар равноправности женщине, ставил её в зависимое, подчиненное, бесправное положение по отношению ко всему племени и, в частности, по отношению к захватчикам-мужчинам. Но все же неправы те ученые, которые видят причину установления женского бесправия в форме брака. Не формы брака, а роль женщины в хозяйстве, вот где причина подневольного положения женщины среди пастушеских кочующих народов. У отдельных землепашеских племен существовал захватный брак; однако, этим еще не нарушались установившиеся в этом племени права женщин. Так, в истории известен случай похищения женщин из племени сабинян древними римлянами. Римляне были в то время земледельческим народом, и как раз у римлян, несмотря на то, что они, очевидно, занимались „умыканием“ женщин, кражей себе жен из чужих племен, женщины в Риме почитались, пока Рим не перешел на иную систему хозяйства. Когда хотят указать на тип женщин, окруженных почитанием в семье и пользующихся известным почетом в обществе, и теперь еще говорят: „это – римская матрона“. Позднее в Риме положение женщины изменилось к худшему. Наоборот, в племенах пастушеских об уважении к женщине нет и следа. Тут главенствует мужчина. Это главенство мужчины – патриархат – сохраняется и до сих пор. Возьмем племена кочевников-скотоводов, живущих даже в советской России: башкиры, киргизы, калмыки. Положение женщины здесь плачевно до последней степени. Она – вещь, принадлежность мужчины. Он ее покупает, как покупает барана, и делает из нее одновременно безгласное рабочее животное, слугу себе и орудие наслаждения. Любить калмычка, киргизка, женщина Востока не имеет права. В брак ее покупают. Кочевник-бедуин, желая узнать, насколько жена будет вынослива при работе, раньше испытывает ее, кладя ей на руку каленое железо. Если жена араба, которую он купил, заболевает, он гонит её из дома, считая, что зря потратил на нее деньги. На островах Фиджи еще очень недавно муж имел полное право съесть свою жену. У калмыков муж, на законном основании, может зарезать жену за измену. Но если жена убьет мужа, ей могут отрезать уши и нос. Жена у древних и диких племен считалась настолько собственностью мужа, что должна была следовать за ним и в могилу. Такой обычай существовал также в древней Руси и еще недавно практиковался в Индии: женщин сжигали на костре, на могиле мужа. Этот обычай держался у американских индейцев, у африканских негров, у древних обитателей Норвегии, у славян-кочевников языческой России, преимущественно в южных степях, где привольно было жить скотоводам. В целом ряде племен, у негров, напр., у народов Азии на женщину существует определенная цена, как на овцу, на шерсть, на плоды. Легко себе представить, как живется этим женам!..

Если мужчина богат, он покупает себе несколько жен. Этим он приобретает себе одновременно и даровые рабочие руки и смену половых удовольствий... На Востоке бедняк принужден довольствоваться одной женой, но зажиточный класс стремится обзавестись бòльшим числом домашних рабынь. Напр., у короля дикого племени ашантиев насчитывается 300 жен. Князьки в Индии хвастают, что у них число жен доходит до нескольких сот. То же в Турция, Персии, где эти несчастные женщины превращены у богачей в орудие забавы и всю жизнь живут затворницами, в гаремах. И сейчас еще на Востоке господствуют подобные порядки, так как там все еще существует древняя система хозяйства, наложившая на судьбу женщин печать подневольности и рабства. Но дело не в одном браке, – форма брака всегда зависит от системы хозяйства и той роли, какую в нем играет женщина. Об этом мы поговорим с вами в специальном цикле бесед. Дело в том, что все права женщины – брачные, политические, общественные – всегда и всюду определяются ее ролью в хозяйстве.

Возьмем живой пример. На что печально и бесправно положение женщины у башкир, киргиз или татар. Но стоит башкирцу или татарину переселиться в город, а жене пойти на заработки, как власть мужа над ней на глазах тает, падает, практически слабеет.

Итак, мы видели с вами, что на первоначальных ступенях развития человечества, когда существовали две основные формы хозяйства, – земледельческое с охотой, и скотоводство, тоже связанное с охотой, – положение женщины в двух одновременно живущих племенах резко отличалось друг от друга. Там, где на женщине лежала задача главного производителя в хозяйстве, она пользовалась почетом и правами, там, где ее работа носила подсобный характер, женщина постепенно попадала в зависимое, бесправное положение, становилась слугою и даже рабою мужчины.

Постепенно, с развитием производительности труда и накоплением богатства, система хозяйства осложнялась. Первобытный коммунизм и жизнь сплоченным родом изживались.

На место первобытного коммунизма вступила в силу система хозяйства, основанная на частной собственности, росте обмена, т. е. торговли и постепенного разделения общества на классы.

Каково стало тогда положение женщины, об этом поговорим в следующий раз.

 

Пособия слушателям по прочитанной лекции.

1. Бебель „Женщина и социализм“.

2. Энгельс „Происхождение семьи, собственности и государства“.

3. Тахтарев „Очерки истории первобытной культуры“.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.