Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Игра «Путешествие». Ход игры.



Игра «Путешествие»

Цель.Формирование умения творчески развивать сю­жет игры. Знакомство с трудом постового. Закрепление представлений детей о труде взрослых на речном вокза­ле, на теплоходе. Закрепление и обобщение знаний о труде работников села. Воспитание уважительного от­ношения к труду. Знакомство с жизнью людей на Севе­ре и на юге нашей страны.

Игровой материал.Строительный материал, техничес­кие игрушки: заводные машины, катера, теплоходы, руль, одежда для моряков, набор «Дорожные знаки», набор иг­рушечных животных и птиц, предметы-заместители.

Подготовка к игре.Экскурсия на речной вокзал, на теп­лоход. Беседа с милиционером, работниками флота, тру­жениками села. Чтение произведений М. Ильина, Е. Сегала «Машины на нашей улице»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, милиционер!»; М. Маркова «Про Топку-моряка»; Ф. Льва «Мы плывем на самоходке»; Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню»; П. Донченко «Петрусь и золотое яичко»; Г. Юрмина «Все работы хоро­ши!»; С. Баруздина «Страна, где мы живем»; А. Членова «Как Алешка жил на Севере»; Б. Житкова «Что я видел?». Изготовление атрибутов для игры: погоны милицейские, повязки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вы­вески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок»; лепка из разноцветного пластилина судов с разными «огнями».

Игровые роли.Милиционер, начальник порта, кас­сир, продавец, дежурный, капитан, боцман, матрос, кок, судовой врач, доярка, птичница, оленеводы, ле­сорубы, геологи, пограничники, садоводы и т. д.

 

Ход игры.

 

Игра «Путешествие» является одной из лю­бимых детских игр. Ее можно реализовывать в различ­ных вариантах, например: «Путешествие по городу», «Пу­тешествие по реке», «Путешествие в деревню», «Мы от­правляемся на Север», «Мы едем на юг» и др.

Начиная игру «Путешествие по городу», воспитатель прежде всего может провести экскурсию с целью озна­комления с достопримечательностями города, построй­ками, с работой милиционера и т. д. В группе обсу­дить виденное, обобщить знания, ответить на интересу­ющие детей вопросы.

Затем педагог может познакомить детей с произведе­ниями М. Ильина Е. Сегала «Машины на нашей ули­це»; А. Соколовского «Здравствуйте, товарищ, мили­ционер!». Обсудить нравственный смысл деятельности людей, характер их взаимоотношений. Совместно изго­товить атрибуты для игры: погоны милицейские, повяз­ки дежурного, нагрудные (нарукавные) знаки, вывески «Милиция», «Пост ГАИ», «Бюро находок».

Далее педагог может предложить детям соорудить по­стройки по представлению и образцу (рисунок, фото­графия, схема). При обыгрывании постройки исполь­зовать мелкие резиновые и пластмассовые игрушки, пред­меты (электрический фонарик, насос).

Во время самостоятельной игры детей педагог учит подбирать нужный игровой и рабочий материал, договариваться о совместных играх, выполнять правила поведения в коллективной игре: делиться игрушками, играть дружно, помогать товарищу.

 

В игре «Путешествие по реке (озеру, морю)» роль вос­питателя заключается в планомерном и систематическом сообщении детям сведений о деятельности и взаимоотно­шениях речников.

Прежде всего, воспитатель проводит экскурсию в порт, чтобы закрепить представления детей о труде взрос­лых на речном вокзале, показать его значимость в жизни людей города (труд кассира, продавца, дежурного). Во время экскурсии дети узнают, что такое порт. Воспита­тель рассказывает детям о том, что порт - специальное место для стоянки судов. Территория порта большая. Его сооружения располагаются и на берегу, и на воде. Дети наблюдают прибытие и отправление от причалов грузовых и пассажирских судов. С целью обогащения представлений детей о труде взрослых в речном порту они также могут понаблюдать за работой кассира, про­давцов буфета, книжного киоска, работников почты, дежурного по вокзалу. При этом воспитатель должен подвести детей к мысли о важности труда людей разных профессий.

Далее ребята могут побывать на теплоходе: осмотреть его, совместно с воспитателем повторить название от­дельных частей судна (борт, нос, капитанский мостик, трап, мачта). Здесь же дети могут понаблюдать за рабо­той матросов (матрос убирает и подает трап, делает при­борку на палубе, объясняет пассажирам, как сойти на причал). При наблюдении за работой матросов воспи­татель обращает внимание детей на слаженность их дей­ствий, взаимопомощь, четкое выполнение всех команд капитана, заботливое отношение к пассажирам.

Общение детей с капитаном пассажирского теплохода, его рассказ помогут детям узнать, куда можно плыть по реке из нашего порта и откуда прибывают суда.

По возвращении в группу педагог беседует с детьми о труде взрослых на теплоходе и в порту, об их вза­имоотношениях, вызывает добрые чувства, желание подражать смелым и дружным речникам.

Далее для более глубокого осознания труда речни­ков, их взаимоотношений воспитатель может использо­вать отрывки из книг М. Маркова «Про Топку-моря­ка», Ф. Льва «Мы плывем на самоходке», в ходе чего ребята узнают, что самый главный на судне - капитан. Ему подчиняются все члены команды. Он стоит на ка­питанском мостике, который называется ходовым: от­сюда управляют ходом судна. Здесь и руль поворачива­ют, и тут все приборы, по которым можно определить, где находится теплоход, когда берегов не видно. Капи­тан видит впереди сигнальные огни — белый и зеленый. Он знает, что это идет навстречу самоходка с нефтью. А если видит только белый огонек, это значит, что идет пассажирское судно. Капитан знает, если вдали мигает зеленый огонек, то это маяк на берегу. Очень много должен знать капитан.

После чтения и рассматривания иллюстраций дети от­вечают на вопросы: «Кто главный на судне? Кто под­чиняется капитану? Что видит капитан с ходового мос­тика? Как он узнает, какие суда идут навстречу?».

При рассматривании иллюстраций, изображающих различные суда, воспитатель задает детям вопросы: «Ка­кие бывают грузовые суда? Что они перевозят?».

Затем ребята из строительного материала могут пост­роить суда, причалы, вокзал.

 

Для обогащения игровых действий педагог может ис­пользовать беседы и рассказы детей об играх. В процес­се рассказывания актуализируются детские представле­ния, усиливается работа воображения, возникают твор­ческие игровые замыслы, совершенствуется речь детей. Детям, например, предлагается рассказать, как они иг­рали бы с игрушками (в набор входят катера, теплохо­ды, машины).

Вопросы воспитателя, обращенные к детям в ходе иг­ры, также способствуют ее обогащению и развитию. Так, построен порт, баржа. Вопросы: «Куда же баржу буксируют? Что она повезет?» заставляют детей вспом­нить, что они знают о движении по реке. Эффектив­ным приемом руководства детской игрой является ис­пользование карты-схемы реки. Вместе с воспитателем дети вырезают и наклеивают контуры размещения род­ного края. Возле известных им крупных городов изо­бражение того, что изготавливается в них, чем богат край.

Чтобы закрепить у детей интерес к реке, к движу­щемуся по ней транспорту, воспитатель просит родите­лей совершать с ними вечерние прогулки к реке. Учас­тие родителей в педагогическом процессе по ознакомле­нию детей с окружающим обеспечивает непрерывность этого процесса, в большей мере формирует опыт эмо­ционального отношения ребенка к миру в силу близости общения взрослых и детей.

Одним из этапов при развитии игры может быть со­ставление детьми рассказов на тему: «Какие суда мы ви­дели на реке». Приобретенные детьми знания находят отражение в лепке, рисовании, конструировании. Дети рисуют, лепят, строят не просто суда, а теплоходы, самоходки, ракеты, танкеры. Все вылепленные из раз­ноцветного пластилина суда имеют разные «огни».

Затем воспитатель может предложить поиграть в игру самостоятельно. Если же такое предложение вызывает затруднения, педагог дает детям представление о труде команды теплохода и о том, куда можно плыть. «Капи­тан» следит за порядком на судне, четко отдает прика­зы, контролирует их выполнение. На теплоходе идет дружная работа команды: на остановках «боцман» руко водит уборкой на корабле, «матросы», выполняя его распоряжение, усердно делают уборку на палубе, «кок» вовремя кормит «команду» обедами, судовой «врач» ос­матривает команду и т. д.

В этой игре педагог подводит детей к возможности объединить несколько сюжетных линий. В ходе могут появляться «почта», «магазин», «медпункт» и др.

Подготовку к игре «Путешествие в деревню» педагог начинает с чтения произведений Л. Воронковой «Таня въезжает в деревню», П. Донченко «Петрусь и золотое яичко», Г. Юрмина «Все работы хороши!», рассмат­ривает с детьми иллюстративный материал, рассказы­вает на тему «Что я видела в деревне», проводит беседу «О труде работников села».

С целью воплощения в игре положительного игрового поведения педагог может обсудить с детьми характерис­тику тружеников колхоза, например, доярка встает рано, чтобы успеть подготовить корм для коров и телят, поит их и моет, доит коров, помогает в работе своим товари­щам и т. д.

Педагог предлагает детям примерные сюжеты игр: «Уборка урожая в колхозе», «Наша животноводческая ферма», «Праздник урожая в колхозе», «В гостях у бабушки», «Экскурсия на птицеферму», «Концерт для тружеников села», помогает детям в составлении пла­нов-сюжетов, в отборе эпизодов, которые можно включить в игру, в выделении действующих лиц (персо­нажей).

 

 

После - игры педагог совместно с детьми обсуждает поведение участников: средства передачи роли, ролевые отношения, умение выполнять усвоенные нормы и пра­вила (культуры поведения, дружеских коллективных вза­имоотношений).

Для создания интереса к сюжету игры «Мы отправ­ляемся на Север» ребятам воспитатель может прочитать «письмо» из Якутии с приглашением в гости, показать открытки с изображением жизни людей на Севере или кратко рассказать об отдельных якутских городах и се­лах, предложить ребятам «отправиться» в путешествие на Север, порекомендовать, чтобы они обсудили отдель­ные роли, раскрыть нравственный смысл труда взрос­лых людей (оленеводы, лесорубы, геологи, погранич­ники и др.).

В целях создания устойчивого интереса к теме игры педагог может предложить ребятам рассматривание ил­люстративного материала, составить рассказ на тему «Что я видел?», чтение произведений, например, С. Баруз­дина «Страна, где мы живем», А. Членова «Как Алеш­ка жил на Севере»), Б. Житкова «Что я видел?».

Вызвать интерес к сюжету игры «Мы едем на юг» мож­но чтением письма от детей-грузин и показать фотогра­фии, открытки, игрушки.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.