Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





русский! Спасибо. Господи!..». 188 6 страница



По-иному выглядит степь в летнее время. Прочитайте отрывок из романа калмыцкого поэта и писателя Константина Эрендженовича Эрендженова (1912—1991) «Береги огонь» и сравните степные пейзажи К. Э. Эренджено­


ва и А. П. Чехова. Что общего вы нашли в этих фрагментах? В чём coco* своеобразие пейзажа, представленного в произведении калмыцкого пио- теля?

К. Э. Эрендженм (перевод А. Николае#}

Степь.

Необъятно раздольная, как задремавший океан. Необозримая, как небо. Широкая, привольная степь. Калмыцкая степь.

Высокое июньское солнце раскалило её добела, расплавила И опа то, как зыбь морская, беззаботно струится, переливается за вым серебром ковыля, то вдруг замрёт, нахмурится, задумается i тогда становится похожей на испещрённый мелкими морщинами ту­склый лоб старого, видавшего виды калмыка.

Широкая степь.

Раздольная степь.

И куда ни глянь, нет ей конца и края. Течёт, привольно течё она из века в век и на север, и на запад. Лишь на юго-востоке, у самого края неба, мреют вечно меняющие свой цвет — то сирене­вые, то голубые, то нежно-тюльпановые Эргенинские сопки, » слоняющие страну коневодов и чабанов от жгучих ветров Каракуж Но лютый «астраханец» нет-нет да и прорвётся, дохнёт, как из калённой преисподней, и всё мигом сожжёт — и цветы, и травы, i надежды людей. Вот ведь ещё только начало июня, а весенняя буй­ная зелень, кипучее яркое многоцветье посохло, поблёкло, и тольи пряный, как запах крепко заваренного чая, густой аромат напоми­нает о недавнем цветении степи.

 

Работаем со словом

Мреть — здесь: слабо виднеться в переливающейся дымке воздуха. Чабан — пастух овечьих стад.

Астраханец - здесь: сухой восточный или юго-восточный ветер в Став­ропольском крае. Калмыкии. Сальских степях.

Эргенинские сопки сопки (небольшие горы, холмы), составляющие Эрген инскую возвышенность (Эрген»), иногда — Ерген»)), которая нахо­дится на западе Калмыкии.

Каракум — песчаная пустыня на юге Средней Азин.


Круг чтения

► Степь да степь: степь в русской поэзии XIX—XX века / сост. Б. П. Гучков.

С. Т. Аксаков. Степь (глава из книги «Записки ружейного охот­ника»).

И. С. Тургенев. Лес и степь (из книги «Записки охотника»).

В. /’. Короленко. У казаков.

А. П. Чехов. Степь. Счастье. Казак.

И. А. Бунин. Святые горы.

М. А. Шолохов. Донские рассказы.

Э. Г. Казакевич. Двое в степи.

Б. Б. Бондаренко. Вяземский.

М. II. Громов. Тропа к Чехову. ◄

Q При подготовке проектов используйте материалы учебника, информацию из рубрики «Круг чтения», интернет-ресурсы.

1. Прочитайте полный текст стихотворения В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов» и составьте к нему комментарий: выделите фрагмен­ты, в которых описываются герои — участники Бородинской битвы; составь­те краткую справку о каждом из этих героев и по возможности подберите иллюстрации (портреты).

2. Составьте электронный буклет, посвящённый героям Отечественной войны 1812 года. Поместите в буклет портреты героев из Военной галереи 1812 года Эрмитажа, имена которых воспеты в произведениях русских поэ­тов и писателей. Приведите строки из этих произведений и дайте краткие биографические справки о каждом герое.

3. Подготовьте литературно-музыкальную композицию «Гроза двенадца­того года». Напишите сценарий, включив в него стихотворения и фрагменты из прозы русских писателей, а также музыкальных произведений и кино­фильмов об Отечественной войне 1812 года.

4. Подготовьте и проведите виртуальную экскурсию «Литературный Петер­бург». Подберите цитаты из произведений русских писателей и поэтов, кото­рыми вы сможете сопровождать «прогулку» по памятным местам Петербурга.

5. Подготовьте доклад о Петербурге в творчестве одного из русских по­этов. (Можете выбрать поэта, произведение которого прочитали в учебнике, или любого другого русского поэта XIX—XXI веков.) Подготовьте иллюстра­тивный материал, показ которого будет сопровождать ваш доклад.

6. Подготовьте литературно-художественный электронный альманах «Степные просторы». Включите в него тексты народных песен и литератур­ных произведений о степи, дайте краткую биографическую справку об авто­ре, интересную информацию об истории создания произведения. Подберите иллюстрации к отобранным литературным произведениям. Альманах может пополняться по мере сбора необходимого для его выпуска материала.

7. Создайте мультимедийную презентацию на тему «Степь в русской ли­тературе и музыке».


РУССКИЕ ТРАДИЦИИ

ПРАЗДНИКИ РУССКОГО МИРА

Августовские Спасы

Обыкновенно свет без пламеи Исходит в этот день с Фавора, И осень, ясная, как знамен», К себе приковывает взоры.

Б. Л. Пастернл

На Руси в народе говорили: «Ласточки отлетают в три раза, три Спаса». Откуда появилась эта пословица? Птицы покидают на­

 

день является священным.

В народе верили: кто умоется в этот день в росе, тот на весь гад получит заряд бодрости и здоровье. А после крестного хода люда купались и купали весь свой домашний скот, и это была последняя возможность искупаться в реке или в озере. После Мокрого Спаса вода зацветает и становится холодной.

На пасеке. Худ. А. В. Маковский. 1916

 

Из первых уст ► А вот и медовый ряд. Пахнет церковно, воском. Малиновый, зо­лотистый, — показывает Горкин, — этот называется печатный, эн- тот — стёклый, спускной... а который тёмный — с гречишки, а то господский светлый, липнячок-подсед. Липонки, корыта, кадки. Мы пробуем от всех сортов. На бороде Антона липко, с усов стекает, губы у меня залипли. Будочник гребёт баранкой, диакон сайкой. Пробуй, не жалко! И черпают черпаками, с восковиной...

И. С. Шмелёв. Лето Господне ◄

В день Медового Спаса принято было дарить мёд, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху. В отдельных местностях на Руси в Первый Спас устраивали «сиротские и вдовьи помочи» — оказывали помощь сиротам и вдовам. Обычно работали за угоще­нье, а порой и сами приносили еду в дом вдовы. В народе об этом обычае говорили: «С миру по нитке — голому рубаха!» — и менее известное:

Ты — за себя.

Мы — за тебя,

А Христов Спас —

За всех нас!

Первый, или Медовый, Спас знаменовал завершение лета. Люди начинали готовиться к зиме: заготавливали съестные припасы и ле­карственные растения, чистили овины, готовили гумна для обмоло­та, сеяли озимые.


 

Историко-культурный комментарий
Происхождение честных древ Креста Господня. Худ. И. И. Богданов-Карба- товский. 1778
 

Второй Спас, или Яблочный Сиас

19 августа отмечается Второй Спас — христианский праздник Преображения Господня. Этот празник называют ещё и Яблочным Спасом, потому что в этот день освящаются злаки и плоды, в пер­вую очередь яблоки.

 

На Второй Спас собранный урожай гороха, огурцов, репы, яблок и других плодов и приготовленные из них блюда должны быть на праздничном столе. Часть собранных плодов обязательно жертвова­ли в пользу больных и нищих.

День Второго Спаса имеет ещё одно народное название — «осе- нины». Приближение осени и связанные с ним хозяйственные рабо­ты породили различные народные приметы и поговорки: «Вовремя собрать вовремя убрать», «После Второго Спаса дождь — хлебо- гной!», «Со Спасо-Преображения погода преображается!», «Пришёл Второй Спас бери рукавицы про запас!».

На Второй Спас устраивались в поле народные гулянья с песня­ми, в которых приветствовалась наступающая осень.

Историко-культурный комментарий

► В день 19 августа православные христиане празднуют Преображение Господне. По свидетельству евангели­стов, незадолго до распятия Иисус Христос рассказал Своим ученикам, что Ему предстоит пострадать за лю­дей, умереть на Кресте и воскреснуть. После этого Он возвёл апостолов Пе­тра, Иакова и Иоанна на гору Фавор и преобразился пред ними: «просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Два пророка Ветхого Завета — Моисей и Илия явились Господу на горе и беседовали с Ним. Л затем услышали апостолы голос Божий, который назвал Иисуса Сыном Своим н призвал всех слушать Его.

Праздник Преображения Господня несёт в себе смысл духовного I преображения человека. ◄

Работаем со словом

Евангелист — здесь: составитель текста Евангелия. Апостолы-евангелисты: Мат­фей, Марк, Лука. Иоанн Богослов.

Содружество муз

 

Благовещенский собор был возведён в 1489 году под руковод­ством псковских мастеров Кривцова и Мышкина на месте деревян­ной домовой церкви великокняжеской семьи. Последний раз храм перестраивали в 1560-е годы при Иване Грозном. В 1844-м собор соединили переходом с новым зданием Большого Кремлёвского дворца Николая I.

В Благовещенском соборе с 1993 года совершаются патриар­шие богослужения на престольный праздник Благовещения Пресвя­той Богородицы. ◄

Третий Спас, или Ореховый (Хлебный), Спас

В народе вокруг праздников Спаса придумывали множество вся­ких примет, обычаев, обрядов и старались их придерживаться. Не­изменным было одно — все от мала до велика шли на Спас в цер­ковь и молились.

У Третьего Спаса, который отмечается 29 августа, в старину бы­ло много наименований. В народе говорили: «Первый Спас — на воде стоят; Второй Спас — яблоки едят; Третий Спас — на зелёных
горах холсты продают», поэтому Третий Спас ещё называли «Спас на холстах», «Спас на полотне», «Холщовый Спас».

В России к Третьему Спасу заканчивалась жатва хлебов, отсюда название — Хлебный. В день праздника после торжественного мо­лебна в церкви совершался крестный ход на убранные поля. По обычаю, последними колосьями женщины обвязывали серпы и кла­ли их под иконы — до следующей страды. На Хлебный Спас в каж­дом доме из муки нового урожая пекли пироги и булки («Третий Спас хлеба припас»).

Во многих областях России Третий Спас часто назвали Ореховым, так как с этого дня начинался сбор лесных орехов. Считалось, что банный веник, который был изготовлен из орешника, собранного на Ореховый Спас, был способен избавить человека от любых болезней.

На Третий Спас заканчивался двухнедельный Успенский пост (с 14 по 27 августа), поэтому праздник отмечали с особым размахом и удовольствием. Молодёжь в этот день непременно водила хороводы вокруг именинного снопа.

Историко-культурный комментарий

 

► 29 августа христиане празднуют Перенесение Нерукотворного образа Господа Бога и Спаса Иисуса Христа в Царьград. По пре­данию, появление чудотворного образа связано с болезнью царя Эдессы Авгаря, который обратился к Христу с просьбой приехать или же прислать Своё изображение для его исцеления. Христос умыл лицо, отёр его полотном, сохранив на нём Свой Лик. Неру­котворный образ Господа исцелил не только больного царя, с этим холстом связывают множество других чудес и исцелений. Впослед­ствии Нерукотворный образ Иисуса Христа стал первой христиан­ской иконой, на которой запечатлено самое древнее и наиболее до­стоверное изображение Христа. Иконы Спаса Нерукотворного из­вестны на Руси с XII века. ◄

► Спас Нерукотворный — новгород­ская икона, датируемая второй поло­виной XII — началом XIII века. На лицевой стороне иконы изображён об­раз Иисуса Христа (Спас Нерукотвор­ный) «на чрепии», т. е. на черепице или кирпиче, на обороте показана сце­на Прославления Креста.

В настоящее время «Спас Нерукот­ворный» находится в Государственной Третьяковской галерее.


 



На Руси Нерукотворный образ почитался особо. Его вышивал на знамёнах русской армии, под которыми ходили в бой. В серели не XVII века царь Алексей Михайлович специальным указом пове­лел башню Кремля, прежде называемую Фроловской. именовать • честь Спаса — Спасской, на воротах поставить образ Спасителя i золотой ризе и приказал ходить под этими воротами с непокрыто! головой. <

Хоровод. Худ. Н. М. Григорьев. 1917

 

Русский народ любил всегда августовские Спасы — время сборе урожая, окончания сельскохозяйственных работ, почитаемых хри­стианских праздников, сопровождающихся повсеместным звоном ко­локолов. Августовские Спасы и в наше время отмечаются доводы» широко. Особенно популярен Яблочный Спас.

Единение щедрости природы и праздничного Божественного про­светления в душе русского человека вдохновляло писателей и по> тов на создание художественных произведений.

Круг чтения

► А. А. Коринфский. Народная Русь. Москва: Издание книгопро-' давца М. В. Клюкина. 1901 г. Репринтное издание.

Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэ­зия: В 2 кн. Кн. 1: Части 1,3. ◄


Вопросы и задания

1. Что общего между праздниками августовских Спасов и в чём их раз­личие?

2. С какими событиями связаны русские народные традиции празднова­ния августовских Спасов?

3. Расскажите о традициях празднования августовских Спасов. Соблюда­ются ли эти традиции в современном русском мире?

Константин Дмитриевич Бальмонт

Литературные имена России

Константин Дмитриевич Бальмонт
(1867—1942)

► Стихи К. Д. Бальмонт начал писать ещё в детстве, литературный дебют состоялся в гим­назии, но началом творческого пути поэта принято считать сборник стихов «Под север­ным небом» (1894).

Бальмонт стал крупнейшим явлением в поэзии Серебряного века, не случайно лите ратурным сообществом в 1912 году он был провозглашён великим русским поэтом. Им опубликовано .35 поэтических сборника, 20 книг прозы, многочис­ленные переводы, историко-литературные, филологические и крити­ческие исследования.

Через всё творчество Бальмонта, по словам Осипа Мандельштама •самого нерусского из поэтов», проходит важная мысль:

«...Плывя я возглашу единый клич: „Россия! Горя, я пропою: Люблю тебя — везде!*'» ◄

Из первых уст

► Никто до сих пор не равен ему в его «певучей силе». <...> Поэт с утренней душой...

А. Блок

Если бы мне дали определить Бальмонта одним словом, я бы не задумываясь сказала: Поэт. <...> На Бальмонте — в каждом его жесте, шаге, слове — клеймо печать — звезда — поэта.

Л7. Цветаева ◄

Историко-культурный комментарий

► Стихотворение «Первый Спас» было опубликовано в сборнике! «Зелёный вертоград. Слова поцелуйные» в 1909 году. В этом сбор-! нике нашло отражение увлечение поэта «былинной» Русью. Баль-1 монт в поэтической форме пересказал старинные сказания, фольк-1 лорные сюжеты и тексты в соответствии со своими литературным» воззрениями на «современный» лад. ◄

|<Г] Прочитайте стихотворение К. Д. Бальмонта «Первый Спас». О каких рус-в ских традиционных праздниках рассказывает в нём поэт?

Первый Сиас

Яблоки, орехи, мёд.

Это — первый Спас.

Сколько сладости течёт.

Сколько свежих нежных вод.

Сколько ядер лес даёт, —

Всё для нас.

Яблонь белая, в цвету. Усладила пчёл.

Сколько пений налету, Сколько блесков, не сочту. Мир весною в Красоту Весь вошёл.

Если ж Осень подошла.

Кончен путь Весны,

Радость первая светла.

Лето — жарче. Страсть пришла. Виден весь узор узла.

Дышат сны.

     

Круг чтения

П. В. Куприяновский, Н. А. Молчанова. Бальмонт. ЖЗЛ. ◄

Размышляем над прочитанным

1. В творчестве К. Д. Бальмонта был период увлечения русским и миро­вым фольклором (сборники стихотворений «Жар-птица», «Птицы в воздухе», «Зовы древности», «Зелёный вертоград»). Как вы думаете, что привлекало поэта в фольклорных произведениях?

2. В критических статьях Бальмонт писал, что воспринимает цветение как эмоциональную вершину радости. Найдите в тексте стихотворения при­меры, подтверждающие этот тезис.

3*. К. Д. Бальмонт по праву считается одним из основоположников рус­ского символизма. Определите в стихотворении ключевые слова, объясните их символическое значение.

4*. На сайте http://balmontoved.ru в разделе «Виртуальный тур» совер­шите виртуальное путешествие по Шуйской земле, родине К. Д. Бальмонта. Сделайте подборку стихотворений поэта о родной земле.

Евгений Александрович Евтушенко

Литературные имена России

Евгений Александрович Евтушенко (1932 — 2017) — автор десятков сборников стихов, по­эмы «Бабий яр«, романа «Не умирай прежде смерти», Евгений Евтушенко лидеров поколения «оттепели», стидесятников. Стихи Беллы Андрея Вознесенского, Булата гения Евтушенко, Роберта Рождественского пользовались огромной популярностью, зара­жали воодушевлением всю страну, поражали своей свежестью и не­зависимостью. Выступления этих поэтов собирали огромные стадио­ны и концертные залы. Эпатажный, дерзкий, Евгений Евтушенко стал для отечественной поэзии поэтом знаковым. С 1949 года, даты первой публикации, и практически до ухода из жизни поэт, проза­ик, режиссёр, сценарист, публицист, оратор и актёр, Евгений Евту­шенко оставался в рабочем строю, был верен манифесту своего творчества: «Поэт в России — больше, чем поэт». ◄

Из первых уст ■ Евтушенко принадлежит к гем людям, которые при дилемме, что выбирать — зло или добро, всегда выбирают добро и умеют за него сражаться. В нашем холодном мире это — увы! — редкое качество.

Эрнст Неизвестный

В начале шестидесятых в Советском Союзе не было более попу-' лярного поэтического имени, чем имя Евгения Евтушенко. Его сла-1 ва была оглушительной. Она накрывала его с головой, подобно вол­не мощного прибоя, а брызги разлетались по всему миру, от Пари* жа до Нью-Йорка, от Токио до Гаваны.

Е. Сидоров <

► «Оттепель» образное наименование периода в истории СССР.] начавшегося после смерти И. В. Сталина (1953) и продолжавшегося до начала 60-х годов. Исторический термин «оттепель» восходит 1] названию повести И. Г. Эренбурга, написанной в 1954 — 1956 годах! Для периода оттепели характерно некоторое смягчение политически] го режима в СССР: осуждение культа личности Сталина на XX] съезде КПСС (1956), ликвидация системы ГУЛАГа и начало реаби-| литации жертв массовых репрессий сталинского времени. Обычно] оттепель называют хрущёвской, так как в это время Н. С. Хрущёв,] возглавлял Советское государство.

Шестидесятники — поколение молодых людей с обострённых] чувством ответственности за судьбу страны и убеждённостью в не-] обходи мости обновления и демократизации советской политическом системы. Появление термина связано с одноимённым названием] статьи С. Рассадина о молодых писателях и их героях, опублико­ванной в журнале «Юность» в 1960 году.

Переделкино — дачный писательский посёлок недалеко от Мо­сквы, получивший в 1988 году статус историко-культурного запо­ведника. ◄

£Г] Прочитайте стихотворение Е. Евтушенко и подумайте, о чём оно.

***

Само упало яблоко с небес, или в траву его подбросил бес?

А может, ангел сбил крылом с ветвей, или столкнул руладой соловей?

Ударился о землю нежный бок и брызнул из него шипящий сок. Прося меня: «Скорее подбери...» — чуть зазвенели зёрнышки внутри.

Светясь, лежало яблоко в росе и не хотело быть оно, как все, и отдыхало телом и душой, как малая планета на большой.

     
 

Содружество муз

На стихи Е. Евтушенко создано более ста песен, которые можно послушать на сайте http://samcult.ru/heritage/10106.

Хотят ли русские войны (Эдуард Колмановский);

А снег идёт (Андрей Эшпай);

Со мною вот что происходит. Ты уходишь, как поезд (Микаэл Таривердиев);

Серёжка ольховая (Евгений Крылатое);

Не спеши. Чёртово колесо (Арно Бабаджанян);

Неизвестный солдат (Александра Пахмутова) и др.

Й Размышляем над прочитанным

1. Какова символическая роль яблока в стихотворении Евтушенко?

м 2. Можно ли отнести стихотворение «Само упало яблоко с небес...» к философской лирике? Приведите аргументы за и против. О каких вечных истинах говорит поэт?

ii 3. Исследователи творчества Е. Евтушенко отмечали в его стихах осо­бенную разговорную лёгкость и повествовательную интонацию. Подтвердите или опровергните это.

4. Какие художественно-изобразительные средства использованы поэтом в стихотворении «Само упало яблоко с небес...»?

5. Насколько современно звучит стихотворение Е. Евтушенко?

и 6. У Евтушенко был особенный способ чтения стихов, и сегодня множе­ство авторов и профессиональные актёры читают стихи по-евтушенковски. Послушайте на одном из сайтов, посвящённых Е. Евтушенко (например, http://evtushenko.poet-premium.ru/video.html), стихотворения в исполнении ав­тора. В чём состояла особенность чтения поэта?

7*. Как вы думаете, почему поэты-шестидесятники имели столь оглуши­тельный успех у современников?

Белла Ахатовна Ахмадулина

Литературные имена России

Белла Ахатовна Ахмадулина
(1937—2010)

- Среди поколения шестидесятников особое место занимает Белла Ахмадулина. Напря­жённый лиризм, изысканность форм, пере­кличка с поэтической традицией прошлого, характерная для поэзии Ахмадулиной, де­лали её стихи необыкновенно музыкальны­ми. Концертные залы нс вмещали всех же­лающих попасть на её выступления.

Белла начала писать стихи ещё в школь­ные годы. Её поэтический дар одним из первых отметил известный поэт П. Анто­кольский:

«Здравствуй, Чудо по имени Белла Ахмадулина, птенчик орла!» Творчество Б. Ахмадулиной многогранно: многочисленные стиха.!, эссе, поэтические переводы. Особенно плодотворным для поэтессу был «тарусский период», связанный с её пребыванием в Тарусе." В память об этом счастливом времени в 2005 году был издан хум жественпо-поэтический альбом «Таруса», в котором стихи Бела Ахмадулиной чередуются с акварелями её мужа, известного худож­ника Бориса Мессерера.

Стихотворение «Ночь упаданья яблок» было написано в ТарусеI августе 1981 года. ◄

Из первых уст

► Белла Ахмадулина — замечательный поэт. Её творчество — » конное звено великой русской литературы. Она начала писать eta девочкой, и её стихи сразу были замечены и читателями, и круп­ными поэтами. Ахмадулина — один из самых тонких и лиричных российских поэтов. Она привнесла в поэзию свежий голос, особую свежесть и изысканность... Её творчество через Пастернака, Ахмат» ву, Цветаеву восходит к Александру Пушкину.

Е. Реи

Она была человек, не вписывающийся ни в советское сообщество, ни в какое-либо другое. Божественный талант, воплощение изяще­ства. Сила и беззащитность в одном лице.

3. Богуславская <


► Таруса — небольшой город в Калужской области, названный в честь реки, на которой он был основан в 1246 году.

С Тарусой связаны имена многих выдающихся поэтов, писате­лей, композиторов, художников, среди которых М. И. Цветаева, К. Г. Паустовский, С. Т. Рихтер, Н. А. Заболоцкий, В. Э. Борисов- Мусатов, А. А. Тарковский и другие.

Известный художник В. Д. Поленов был покорён красотой окрест­ных мест калужского городка и недалеко от Тарусы на правом бере­гу Оки построил дом, ныне музей-усадьба «Поленово».

Белла Ахмадулина и её супруг Борис Мессерер часто приезжали в Тарусу. Для поэта Ахмадулиной этот город стал тем же, что Ми­хайловское для Пушкина. Поэтому именно в Тарусе в 2013 году был поставлен памятник Б. Ахмадулиной работы Бориса Мессерера. Белла Ахмадулина изображена в характерной для неё позе при чте­нии стихов: в полный рост с заведёнными за спину руками. Памят­ник установили в парке на берегу Оки, недалеко от открытого в 2006 году по инициативе Ахмадулиной памятника Марине Цветае­вой. ◄


 


Белла Ахмадулина. Худ. Б. Мессерер. 2000


Памятник Ахмадулиной в Тарусе


 


► Липкий Семён Израилевич (1911                  2003) — русский совет­

ский поэт и выдающийся переводчик. Автор переводов многих эпо- сов народов России и СССР: калмыцкого «Джангар*, киргизского «Манас*, кабардинского «Нарты», а также около 180 000 строк вос­точной классики (поэм А. Навои «Лейла и Меджнун* и «Семь пла­нет*. поэмы Фирдоуси «Шахнаме* и другие произведения). -<

Прочитайте стихотворение «Ночь упаданья яблок» Беллы Ахмадулиной. Подумайте, каким настроением, красками и звуками оно наполнено.

Ночь упаданья яблок

Семёну Липкищ Уж август в половине. По откосам по вечерам гуляют полушалки.

Пришла пора высокородным осам навязываться кухням в приживалки.

Как женщины глядят в судьбу варенья:

лениво-зорко, неусыпно-слепо гляжу в окно, где обитает время под видом истекающего лета.

Лишь этот образ осам для пирушки пожаловал — кто не варил повидла. Здесь закипает варево покруче: живьём съедает и глядит невинно.

Со мной такого лета не бывало.

— Да и не будет! — слышу уверенье.

И вздрагиваю: яблоко упало,

на «НЕ* извне поставив ударенье.

Жить припустилось вспугнутое сердце, жаль бедного: так бьётся кропотливо.

Неужто впрямь небытия соседство, словно соседка глупая, болтливо?

Пег, это — август, упаданье яблок.

Я просто не узнала то, что слышу.

В сердцах, что собеседник непонятлив, неоспоримо грохнуло о крышу.

Быть по сему. Чем кратче, тем дороже.

Так я сижу в ночь упаданья яблок.

Грызя и попирая плодородье, жизнь милая идёт домой с гулянок.

15 25 августа 1981. Таруса


Из первых уст

► Единственное мне принадлежащее сокровище — это русская речь. Это русский язык. Лишь этим определяется принадлежность человека к определённому месту земли, которое он величает Роди­ной. Я русская, хотя во мне разные крови присутствуют. Я русская по чувству и устройству, по матери, по бабушке, по паспорту, по прапрабабушкам и дедушкам, но и в них текла, постепенно мель­чая. итальянская кровь, освоившаяся в России в первой половине девятнадцатого века. Мой спец казанский татарин, ко времени моего рождения обрусевший под влиянием среды и отсутствия со­племенников и собеседников. Я родилась в Москве и с ней нерас­торжима.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.