|
||||||||||||||||||||||||||||||
русский! Спасибо. Господи!..». 188 5 страницаЗначительное место занимает народная тема и в творчестве II. А. Вяземского, старшего современника и друга А. С. Пушкина. Интересно, что именно II. А. Вяземский ввёл в русский язык само слово народность — оно было образовано как калька с французского языка, но впоследствии укоренилось и перестало восприниматься как заимствование. Среди «ямщицких* стихотворений поэта наибольшую известность приобрело стихотворение «Ещё тройка* («Тройка мчится, тройка скачет, вьётся пыль из-под копыт...*), которое было положено на музыку композитором II. П. Булаховым и стало одним из самых популярных русских романсов о тройке. Уже в этом стихотворении поэт обозначил своё видение темы степи: • Много в ней и думы томной, и раздолья много есть*. Но самым развёрнутым и глубоким поэтическим высказыванием П. А. Вяземского о степи стало его стихотворение «Степь* (1849), в котором безбрежный степной простор не просто выражает мысли и чувства лирического героя, но соотносится с душой русского народа, выражает глубинную суть России. Степь вдохновляла не только русских поэтов, она стала неотъемлемой частью художественного мира многих русских прозаиков, главное место среди которых по праву принадлежит Н. В. Гоголю. Другой певец степных просторов, А. П. Чехов, назвал Гоголя «степным царём» русской литературы. Именно Гоголь укоренил в русской культуре представление о степи как об особом пространстве, в котором «есть место, где развернуться» русской душе, подобной «птице-тройке», несущейся по необъятным просторам Руси, всё ещё ждущей появления своего ге^юя-богатыря. Вслед за Гоголем поэтические картины степи создавали И. С. Тургенев и Н. С. Лесков. С. Т. Аксаков и В. Г. Короленко и многие другие русские писатели. Но к концу XIX века «стенная» тема ушла на второй план, уступив место остросоциальной проблематике. Заслуга её возрождения, безусловно, принадлежит А. II. Чехову, сделавшему степь не просто местом действия, прекрасным пейзажем, но и одним из главных героев своего творчества. Для уроженца Таганрога природа южной степной полосы России была родной и горячо любимой. «Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку...» — писал он Д. В. Григорович}' в 1888 году, когда шла работа нал повестью «Степь» — произведением писателя, настоящим героем которого является именно степь. Новаторская по творческому методу и выдающаяся по мастерству я художественному совершенству, эта повесть не только стала рубежным произведением для Чехова, но и открыла новые пути «степной* теме в русской литературе, как и мечтал писатель: «Быть может, она [повесть] раскроет глаза моим сверстникам и покажет им. какое богатство, какие залежи красоты остаются ещё нетронутыми и как ещё не тесно русскому художнику». Действительно, за Чеховым последовали многие писатели и поэты XX века, среди которых выделяется М. А. Шолохов создатель подлинно эпических картин степной России в романах «Тихий Дон» и «Поднятая целина», • Донских рассказах» и других произведениях. Продолжают создавать замечательные произведения о степи, её природе и русских людях, живущих на степном просторе, и современные писатели в поэты. Ведь благодаря русскому фольклору и литературе степь стала для России подлинным источником вдохновения, воплощением истории и души народа. В этом вы убедитесь, прочитав произведения И.З. Сурикова, II. А. Вяземского и А. II. Чехова, создавших незабываемый образ русской степи. Вопросы и задания 1. Почему образ степи так часто появляется в народном творчестве и| произведениях русских писателей и поэтов? С какими представлениями о русском человеке связана степь? 2. Перечитайте высказывания, приведённые в рубрике «Из первых уст». Как вы понимаете слова известного русского философа XX века Н. С. Бердяева о необъятных русских пространствах: «Это — география русской ду- ши»? Как они перекликаются с размышлениями русского историка В. О. Ключевского об историческом значении степи в формировании русского национального характера? Аргументируйте свой ответ. 3. С чем связано появление «ямщицких» песен в русском фольклоре? Какое отражение они нашли в русской литературе? Назовите как можно больше народных песен и стихов русских поэтов, связанных с этой темой. 4. Почему А. П. Чехов назвал Н. В. Гоголя «степным царём» русской литературы? Какие произведения этих двух русских писателей, связанных с образом степи, вы знаете? Известны ли вам другие произведения русски» писателей и поэтов, посвящённые теме степи? Назовите их. Иван Захарович Суриков Литературные имена России > Иван Захарович Суриков (1841 —1880) известный русский поэт, яркий представитель крестьянской поэзии в русской литературе. Биография его необычна. Поэт родился в деревне Новосёлове недалеко от Углича в семье крестьянина, хорошо знал жизнь русского народа, его радости и горести, любил родную природу и задушевные русские песни. О самой счастливой поре жизни — детстве в родной деревне — написано ставшее очень популярным стихотворение • Детство»: «Вот моя деревня: / вот мой дом родной; / вот качусь я в санках / по горе крутой...» Но судьба уготовила талантливому поэту-самоучке много испытаний: его семья переехала в Москву, где отец открыл свою лавку, в которой Ивану с ранних лет пришлось работать, одновременно обучаясь грамоте. Потом были годы лишений, бедности, невзгод и трагических утрат. Путь И. 3. Сурикова к известности оказался трудным, хотя он рано начал писать: для многих современников его поэзия представлялась слишком простой и непритязательной. В начале 1860-х годов стали появляться в печати отдельные стихи И. 3. Сурикова, но полностью посвятить себя поэзии он не мог, поскольку был вынужден зарабатывать на жизнь: работал переписчиком бумаг, типографским наборщиком, торговал углём и железом. Лишь в 1871 году вышел первый его поэтический сборник, затем ещё два, а в 1875 году его избрали членом Общества любителей русской словесности. Будучи сам поэтом-самоучкой, И. 3. Суриков с большим сочувствием относился к таким же молодым поэтам, которые вынуждены были бороться с тяжёлыми обстоятельствами жизни, старался помогать им и стал инициатором литературного кружка, занимавшегося публикацией их произведений. Главные темы произведений И. 3. Сурикова жизнь простых крестьян и городских бедняков, их тяжкий груд, страдания и заботы, большое место в творчестве поэта занимают картины родной природы, близкие по духу народной поэзии. Не случайно многие стихотворения И. 3. Сурикова стали поистине народными песнями, любимыми и исполняемыми по сей день, — «Рябина» («Что шумишь, качаясь, тонкая рябина...»). ♦ Я ли в поле да не травушка была...», «Сиротой я росла...». Среди них и стихотворение «В степи», написанное поэтом в 1869 году и переработанное в 1877-м. Положенное на музыку композитором С. II. Садовским, оно в несколько изменённом виде стало всенародно любимой песней, известной под другим названием — «Степь да степь кругом». ◄ Историко-культурный комментарий ► Степь Моздокская... от Саратова до села Царицына степное пространство, находившееся по обе стороны Царицынской сторожевой линии (так называлась оборонительная линия, построенная для зашиты от набегов со стороны Крымского ханства и кочевников Поволжья). Она использовалась с 1720 по 1776 год, перекрывая пере шеек между реками Доном и Волгой. Город Царицын, первоначально бывший оборонительной крепостью этой линии, носил это название до 1925 i-ода, когда был переименован в Сталинград, а с 1961 года он называется Волгоград. Моздок — город, основанный в середине XVIII века в ряду оборонительных сооружений Кавказской военной линии, куда переселили волжских казаков после упразднения Царицынской сторожевой линии. ◄
Прочитайте русскую народную песню «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...» и стихотворение И. 3. Сурикова «В степи». Чем отличается произведение поэта от народной песни, положенной в его основу? Уж ты, степь ли моя. степь Моздокская... Русская народная песня Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская, Степь Моздокская! Широко ли, далеко, степь, ты протянулася, Протянулася, От Саратова ты, степь, до села Царицына, До Царицына; Пролегала по степи большая дороженька, Дорожка широкая... Проезжали по ней молоды извощики. Молоденькие; Как лошадки у них буланые. Все буланые. Хомуты-то у них серебрины. Серебрины; Как узды-то у них все наборные, Все наборные; Как тележки-то у них все шиповные. Все шиповные... Солучилося у них несчастьице, Да немалое. Захворал да занемог у них добрый молодец. Млад извощичек... Он просил-то, он просил своих товарищей. Товарищей: «Ах вы, братцы вы мои, вы друзья-товарищи. Товарищи! Не покиньте вы, братцы, моих вороных коней. Вороных копей. /X свезите вы, братцы, батюшке низкий поклон.
Застигнутые бурей. Худ. Н. Е. Сверчков. 1880-1890 И. 3. Сури В степи Кони мчат-несут. Степь всё вдаль бежит; Вьюга снежная На степи гудит. Снег да снег кругом; Сердце грусть берёг; Про моздокскую Степь ямщик поёт... Как простор степной Широко-велик; Как в степи глухой Умирал ямщик; Как в последний свой Передсмертный час Он товарищу Отдавал приказ: ♦ Вижу, смерть меня Здесь, в степи, сразит, — Не попомни, друг. Злых моих обид. Злых моих обид. Да и глупостей. Неразумных слов. Прежней грубости. Схорони меня Здесь, в степи глухой; Вороных коней Отведи домой. Отведи домой. Сдай их батюшке; Отнеси поклон Старой матушке. Молодой жене Ты скажи, друг мой. Чтоб меня она Не ждала домой... Кстати, ей ещё Не забудь сказать: Тяжело вдовой Мне её кидать! Передай словцо Ей прощальное И отдай кольцо Обручальное. Пусть о мне она Не печалится; С тем, кто по сердцу. Обвенчается!» Замолчал ямщик. Слеза катится... А в степи глухой Вьюга плачется. Голосит она, В степи стон стоит, Та же песня в ней Ямщика звучит: «Как простор степной IJI и роко-велик; Как в степи глухой Умирал ямщик». 1869. 1877 Размышляем над прочитанным 1. Какой предстаёт степь в русской народной песне «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...» и в стихотворении «В степи»? Похожи ли картины, изображённые в этих произведениях? Каким настроением они проникнуты? 2. Что говорится о судьбе ямщика в народной песне? Кто и с каким чувством ведёт этот рассказ? Есть ли такой же рассказчик в стихотворении И. 3. Сурикова, или там звучит иной голос? 3. Как в народной песне, так и в стихотворении И. 3. Сурикова выделена прямая речь. Кому она принадлежит? Сравните эти фрагменты произведений по содержанию и форме. Приведите примеры. 4. Найдите и выделите в народной песне «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...» художественные приёмы, характерные для русского фольклора. Используются ли эти приёмы в стихотворении «В степи»? Какие средства художественной выразительности, не характерные для фольклора, использует поэт? Найдите и выпишите примеры из обоих произведений. 5*. Известно, что стихотворение «В степи» И. 3. Сурикова, положенное на музыку, стало очень популярным и часто воспринимается как настоящая народная песня, а не переработка русской народной песни «Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская...». Знаете ли вы эту песню на стихи И. 3. Сурикова? Какое название она получила? Как вы думаете, в чём причина такой необычной судьбы стихотворения поэта? Аргументируйте свой ответ. Пётр Андреевич Вяземский Литературные имена России ► Пётр Андреевич Вяземский (1792 1878) — русский поэт, литературный критик, переводчик, публицист и государственный деятель, первый председатель Русского исторического общества. Потомок древнего княжеского рода, участник Бородинской битвы, он вместе с Н. М. Карамзиным, В. Л. Жуковским, К. Н. Батюшковым стоял у истоков русской классической литературы. II. Л. Вяземский близкий друг и единомышленник Л. С. Пушкина, который высоко оценивал литературное творчество собрата по перу. Не случайно именно его автор «Евгения Онегина» упомя-1 пул на страницах своего романа, поместив в «московской» части i 7-й главы рядом со своей любимой героиней Татьяной Лариной. Во I многих стихах Пушкина появляются поэтические образы и картины, перекликающиеся с поэзией II. Л. Вяземского. По особенно ценил Пушкин литературно-критические статьи друга и соратника. В свою очередь, II. Л. Вяземский одним из первых понял и обосновал в своих статьях особую роль творчества Пушкина в русской литературе. ◄ Из первых уст ► Судьба свои дары явить желала в нём, В счастливом баловне соединив ошибкой Богатство, знатный род — с возвышенным умом И простодушие с язвительной улыбкой. А. С. Пушкин Из поэтов времени Пушкина отделился князь Вяземский. <...> Его стихотворения импровизация, хотя для таких импровизации’ нужно иметь слишком много всяких да|юв и слишком приготовлен ■ ную голову. В нём собралось обилие необыкновенное всех качеств: ум, остроумие, наглядна, наблюдательность, неожиданность выводов, чувство, весёлость и даже грусть; каждое стихотворение его - пёстрый фараон всего вместе. /7. В. Гоголь Мало заботясь о них, отпускаю стихи мои на божий свет, как родились они с своими хорошими приметами, если таковые есть, с своими калечностями, если таковые окажутся. П. А. Вяземский <
Прочитайте стихотворение П. А. Вяземского «Степь» и подумайте, какие ассоциации вызывают у поэта степные просторы России. Стеш» Бесконечная Россия Словно вечность на земле! Едешь, едешь, едешь, едешь. Дни и версты нипочём! Тонут время и пространство В необъятности твоей. Степь широко на просторе Поперёк и вдоль лежит. Словно огненное море Зноем пышет и палит. Цепенеет воздух сжатый, Не пахнёт на душный день С неба ветерок крылатый. Ни прохладной тучки тень. Небеса, как купол медный, Раскалились. Степь гола; Кое-где пред хатой бедной Сохнет бедная ветла. С кровли аист долгоногой Смотрит, верный домосед; Добрый друг семьи убогой. Он хранит её от бед. Шагом, с важностью спокойной Тащут тяжести волы; Пыль метёт метелью знойной, Выогой огненной золы. Как разбитые палатки На распутии племён — Вот курганы, вот загадки Неразгаданных времён. Пусто всё, однообразно. Словно замер жизни дух; Мысль и чувство дремлют праздно. Голодают взор и слух.
Грустно! Но ты грусти этой Не порочь и не злословь: От неё в душе согретой Свято теплится любовь. Степи голые, немые. Всё же вам и песнь, и честь! Все вы — матушка-Россия, Какова она ни есть! 1849 1. Какие картины степной природы предстают перед глазами путника? I Какое настроение они создают? м 2. Найдите в описании степи эпитеты, олицетворения, метафоры и сра$-' нения. Какую роль играют эти средства художественной выразительности а I создании образа степи? ».« 3. В последней строфе стихотворения упоминаются песни, посвящёниь<| степи. Как вы думаете, какие произведения о степи наиболее созвучны сти-1 хотворению П. А. Вяземского? Назовите их и аргументируйте свой ответ. 4*. В первой и последней строфах стихотворения возникают обрал I «бесконечной России» и «матушки-России». В чём различия этих образов’ 9 Какую идейно-композиционную роль они играют в стихотворении? Литон Павлович Чехов Литературные имена России В творческой биографии Литона Павловича Чехова (1860—1904) период, когда была написана повесть «Стень» (1880—1890), — это время активного творческого поиска, выработки особого стиля и писательской манеры. После громкого успеха, который принесли ему ранние юмористические произведения и сборники «Пёстрые рассказы» (1886) и «В сумерках» (1887), многие друзья, писатели. литературные критики и читатели советовали Чехову обратиться к более серьёзной, «большой» прозе. Размышляя об этом, писатель решил отправиться в родные места Приазовья, где прошли его детство и юность, проехаться по гоголевским местам, запечатлённым в произведениях «стенного царя» русской литературы. Так собирался материал, который лёг в основу новой повести. В письмах того времени Чехов отмечал: «Для почина взялся описать степь, степных людей и то, что я пережил в степи. Тема хорошая, пишется весело...♦ ; «Я описываю степь. Сюжет поэтичный, и если я не сорвусь с того гона, каким начал, то кое-что выйдет у меня „из ряда вон выдающее44*. В письме Д. В. Григоровичу в 1888 году А. 11. Чехов так характеризовал свой замысел: «Каждая отдельная глава составляет особый рассказ, и все главы связаны, как пять фигур в кадрили, близким родством. Я стараюсь, чтобы у них был общий запах и общий тон, что мне может удаться тем легче, что через все главы у меня проходит одно лицо. Я чувствую, что многое я поборол, что есть места, которые пахнут сеном...» Повесть «Степь» была опубликована в журнале «Северный вестник» в 1888 году и очень высоко оценена современниками, став дебютом писателя в «большой* литературе. Но далеко не сразу современники приняли найденный Чеховым в этом произведении новый метод, который стал ведущим в его творчестве зрелого периода. В дальнейшем повесть «Степь» была признана одним из наиболее значимых произведений писателя, определившим его вклад не только в русскую, но и в мировую литературу. ◄ Из первых уст ► <...> «Степь» - это как бы несколько маленьких картинок, вставленных в одну большую раму. Несомненно, однако, что эта I. большая рама заполнена одним и очень выдержанным настроением. Читатель как будто сам ощущает веяние свободного и могучего степного ветра, насыщенного ароматом цветов, сам следит за сверканием в воздухе степной бабочки и за мечтательно-тяжёлым полётом одинокой и хищной птицы, а все фигуры, нарисованные на этом фоне, тоже проникнуты оригинальным степным колоритом. В. Г. Короленко К своей повести Чехов относился с обычной для него, быть может чрезмерной, взыскательностью... но был убеждён, что главное в этом сложнейшем художественном замысле ему удалось. Он возвращал русскому читателю нечто древнее, родовое, о чём, может быть, допустимо забыть на какое-то время, но что не должно и не может быть утрачено навсегда. Как ни важны здесь личные, лирические воспоминания о детстве и отрочестве, о приазовских степях, еще важнее «общая» память о «степном царстве», без которой у писателя нет ни прошлого, ни будущего, ни традиций, ни серьёзных читателей. М. П. Громов ◄ 53 Прочитайте фрагмент повести А. П. Чехова «Степь» и подумайте, в чём особенность восприятия степи писателем. Степь (Фрагмент) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая,! бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Теснясь и вы-' глядывая друг из-за друга, эти холмы сливаются в возвышенность, которая тянется вправо от дороги до самого горизонта и исчезает s лиловой дали; едешь-едешь и никак не разберёшь, где она начинается и где кончается... Солнце уже выглянуло сзади из-за города и тихо, без хлопот принялось за свою работу. Сначала, далеко впереди, где небо сходится с землёю, около курганчиков и ветряной мельницы, которая издали похож» на маленького человечка, размахивающего руками, поползла по земля широкая ярко-жёлтая полоса; через минуту такая же полоса засветилась несколько ближе, поползла вправо i охватила холмы; что-то тёплое коснулось Егорушкиной спины, ПОЛОС! света, подкравшись сзади, шмыгнула через бричку и лошадей, понеслась навстречу другим полосам, ■ вдруг вся широкая степь сбросила с себя утреннюю полутень, улыбнулась и засверкала росой. Сжатая рожь, бурьян, молочай, дикая конопля — всё, побурев! шее от зноя, рыжее и полумёртвое, теперь омытое росою и обла-| сканное солнцем, оживало, чтоб вновь зацвести. Над дорогой с веоё-1
Степь. Худ. А. И. Куинджи. 1875
лым криком носились старички, в траве перекликались суслики, где- то далеко влево плакали чибисы. Стадо куропаток, испуганное бричкой, вспорхнуло и со своим мягким «тррр* полетело к холмам. Кузнечики, сверчки, скрипачи и медведки затянули в траве свою скрипучую, монотонную музыку. Но прошло немного времени, роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зелёные, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи, где нет лесов и высоких гор, кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски... Как душно и уныло! Бричка бежит, а Егорушка видит всё одно и то же небо, равнину, холмы... Музыка в траве приутихла. Старички улетели, куропаток не видно. Над поблёкшей травой, от нечего делать, носятся грачи; все они похожи друг на друга и делают степь ещё более однообразной. Летит коршун над самой землёй, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несётся над степью, и непонятно, зачем он летает и что ему нужно. А вдали машет крыльями мельница... Для разнообразия мелькнёт в бурьяне белый череп или булыжник; вырастет на мгновение серая каменная баба или высохшая ветла с синей ракшей на верхней ветке, перебежит дорогу суслик, и опять — бегут мимо глаз бурьян, холмы, грачи... Но вот, слава богу, навстречу едет воз со снопами. На самом верху лежит девка. Сонная, изморённая зноем, поднимает опа голову и глядит на встречных. Дениска зазевался на неё, гнедые протягивают морды к снопам, бричка, взвизгнув, целуется с возом, и ко лючие колосья, как веником, проезжают по цилиндру о. Христофора. — На людей едешь, пухлая! — кричит Дениска. — Ишь, рожу- то раскорячило, словно шмель укусил! Девка сонно улыбается и, пошевелив губами, опять ложится- Л вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил 1 зачем он здесь — бог его знает. От его стройной фигуры и зелёно! одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное — всю жизнь один, один... За тополем ярко- жёлтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы. На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу ещё только косят... Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают и в такт, все вместе издают звук «Вжжи, вжжи!» По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжёт и душит. Чёрная соба» с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно с намерением залаять, но останавливается на полдороге и равнодушно глядит на Дениску, грозящего ей кнутом: жарко лаять! Од» баба поднимается и, взявшись обеими руками за измученную спину, провожает глазами кумачовую рубаху Егорушки. Красный л цвет ей понравился, или вспомнила она про своих детей, толы» долго стоит она неподвижно и смотрит вслед... Но вот промелькнула и пшеница. Опять тянется выжженная рав- пина, загорелые холмы, знойное небо, опять носится над землёю коршун. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и всё ещё она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. Надоело глядеть на неё и кажется, что до неё никогда не доедешь, что она бежит от брички. Размышляем над прочитанным 1. Как меняется картина утренней степи? Какие особые приметы жизк» степной природы выделяет автор? Найдите наиболее характерные детая*, которые создают эту картину. 2. Найдите описание одинокого тополя. Какую роль играет этот образ? Как вы думаете, почему именно на этом необычном явлении степной природы автор акцентирует внимание читателей? •• 3. Какие средства художественной изобразительности, помогающие пере дать ощущение степного зноя, использует писатель? Приведите примеры ю текста. 4. В описание картины жизни степной природы вплетаются эпизоды со встреченными на пути людьми: «сонной девкой», лежащей на возу со сносами, косарями и бабами, вяжущими снопы. Какую роль играют эти эпизоды’ Как они связаны с изображением степи? • • 5. Как вы думаете, чьими глазами увидены картины степной жизни i этом фрагменте повести? Можно ли сказать, что здесь используется толмо одна точка зрения? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст. 6*. Степь в повести Чехова — это не просто пейзаж, а главный герой. Найдите и приведите примеры из текста, которые это доказывают. Назовите художественные приёмы, которые использует автор при создании этого образа. Если вы прочитали текст повести целиком, можете также привести примеры из других частей произведения. Диалог культур Образ степи в фольклоре и литературе народов России Калмыцкие кибитки кочевые Тянулись долго в светлые края. На волжском берегу, в степях России, Нашла приют Калмыкия моя. А. Г. Балакаев. Калмыкия моя В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» упоминается «друг степей калмык». Великий русский поэт не случайно дал такое определение: степь для калмыка значит многое, это его малая родина. В апреле в Калмыкии отмечают День степи. Именно в это время расцветают тюльпаны и степь особенно красива. Весеннюю степь воспевает в своём стихотворении калмыцкий поэт Давид Никитич Кугультинов (1922—2006). Прочитайте это стихотворение. Какой предстаёт степь в стихотворении Д. Н. Кугультинова? Какие чувства вызывает она у лирического героя? Схожи ли эти чувства с теми, которые испытывают герои стихотворений русских поэтов? Д. Н. Кугультинов (перевод Ю. Нейман) *** Как ты прекрасна, степь моя, в апреле! Хрустально-звонкий воздух, и простор, И колокольчик — жаворонка трели!.. Ты - музыка, чьи звуки с давних пор Какой-то гений, в неизвестность канув. Переложил на живопись тюльпанов. Как счастлив я, что голос твой пойму. Что человек я, что душе всё чаще Доступна радость красоты щемящей... Иль человек я только потому. Что внемлет скрытой музыке душа?.. О жизнь, как ты щедра!.. Как хороша!..
|
||||||||||||||||||||||||||||||
|