Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





русский! Спасибо. Господи!..». 188 3 страница



На кортике своём: Марина — Ты начертал, встав за Отчизну. Выла я первой и единой В твоей великолепной жизни.

Я помню ночь и лик пресветлый В аду солдатского вагона.

Я волосы гоню но ветру, Я в ларчике храню погоны.

18 января 1918 г.


Круг чтения

► Дурова Н. А. Записки кавалерист-девицы.

Лажечников И. И. Новобранец 1812 года (полностью). Походные записки русского офицера. Ледяной дом. Последний Новик, Басур­ман, Колдун на Сухаревой башне, Знакомство моё с Пушкиным.

Саакяну А. А. Марина Цветаева. Страницы жизни и творчества. 1910—1922. <4

     

ГОРОДА ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Давно стихами говорит Нева. Страницей Гоголя ложится Невский. Весь Летний сад — Онегина глава.

О Блоке вспоминают Острова.

Л по Разъезжей бродит Достоевский.

С. Я. Маршак

Город Гоголя, Пушкина, Блока.

Город, помнящий поступь Петра, Из болота шагнувший в барокко, Ты достоин резца и пера.

М. С. Лися некий

 

 
Петербург при заходе солнца. Худ. А. П. Боголюбов. 1850


Из первых уст

Россия явилась вдруг с двумя столицами старою и новою, Москвою и Петербургом. <...>

О Петербурге привыкли думать как о городе, построенном даже не на болоте, а чуть ли не на воздухе. Многие не шутя уверяют, что этот город без исторической святыни, без преданий, без связи с родною страною, город, построенный на сваях и на расчёте. Все эти мнения немного уж устарели, и их пора бы оставить. <...> Петер­бург построен Петром Великим, как столица новой Российской им­перии, и Петербург — город неисторический, без предания!.. Это нелепость, не стоящая опровержения! Вся беда вышла из того, что Петербург слишком молод для самого себя и совершенное дитя в сравнении с старушкою-Москвою.

В. Г. Белинский. Петербург и Москва

Санкт-Петербург второй по значимости город нашей страны, основанный в 1703 году Петром I, был столицей Российской импе­рии с 1712 до 1918 года, когда ио решению правительства больше­виков столица вновь была перенесена в Москву. С 1914 по 1924 год. город назывался Петроградом, а потом был переименован в Ленин­град — вплоть до 1991 года, когда ему было возвращено его исто­рическое название — Санкт-Петербург. Санкт-Петербург был и оста­ётся одним из красивейших городов мира, крупнейшим центром мировой и российской культуры и науки. Это город великолепных архитектурных памятников, дворцов, музеев и театров, грандиозных храмов и соборов, живописных парков, каналов и мостов, располо­женный на берегах реки Невы, за красоту его по праву часто име­нуют Северной Пальмирой. По решению ЮНЕСКО (учреждение Ор­ганизации Объединённых Наций но вопросам образования, науки и культуры) более четырёх тысяч объектов города внесены в спи­сок Всемирного наследия: исторический центр с расположенными в нём архитектурными ансамбля­ми. Дворцовой площадью и Не­вским проспектом. Адмиралтей­ством, Васильевским островом. Пе­троградской стороной, а также дворцово-парковые ансамбли при­городов — Петергофа, Павловска, Гатчины и др. Санкт-Петербург по праву называют культурной столи­цей России: здесь жили и творили знаменитые русские писатели, ху­дожники. композиторы, здесь рас­положены всемирно известные музеи, среди которых Эрмитаж и Го­сударственный Русский музей, многочисленные театры, выставоч­ные и концертные залы, ежегодно проходят фестивали культуры и искусства.


Петербург, «слишком европейский город», часто сравнивают с Москвой древней русской столицей. Задуманный и построенный ( великим реформатором Петром I. для того чтобы «в Европу прору- I бить окно», чётко и точно распланированный как бы единым рос- I черном пера, Петербург по своему облику действительно очень силь­но отличается от Москвы. Город, более двух веков бывший столп- I цей Российской империи, воплотивший в себе «державный вид» I государства, воспринимался неоднозначно. Одним он представлялся как центр государственной власти с её чиновиичье-бюрократическим аппаратом, противостоящим интересам простых людей; другим | как город-мираж, вознёсшийся «из тьмы лесов, из топи блат» во­преки воле русского народа, противоречащий самому духу русской I истории и культуры, подобно наваждению, которому суждено рассе- I яться. Но, очевидно, правы те, кто, видя «два лика» этого порази-1 тельного, поистине европейского города, говорят о его внутреннем | единстве с русской историей и одухотворившей! его русской культу-1 рой, неотъемлемой частью кото^юй он. безусловно, является.

В истории русской литературы Петербург занимает особое место: I дело не только в том, что с этим городом так или иначе связаны I жизнь и творчество почти всех русских классиков XIX и XX веков, I но и в особом типе взаимосвязи их произведений с Северной столп-1 цей России. Современные учёные говорят о Петербургском тексте» I русской литературы.

Из первых уст

► По уникален в русской истории Петербург и тем, что ему в coot- I нетствие поставлен особый * Петербургский» текст, точнее, некий I синтетический сверхтекст, с которым связываются высшие смыслы I и цели. <...>

Наиболее значительные именно в свете Петербургского текста I имена Пушкин и Гоголь как основатели традиции; Достоевский I как её гениальный оформитель, сведший воедино в своём варианте I Петербургского текста своё и чужое, и первый сознательный строи-1 тель Петербургского текста как такового; Андрей Белый и Блок как I ведущие фигуры того ренессанса петербургской темы, когда она ста-1 ла уже осознаваться русским интеллигентным обществом; Ахматова I и Мандельштам как свидетели конца и носители памяти о Петер-1 бурге, завершители Петербургского текста. <...>

При обзоре авторов, чей вклад в создание Петербургского текста I наиболее весом, бросаются в глаза две особенности: исключительная I роль писателей — уроженцев Москвы (Пушкин, Лермонтов. Досто- I евский... и др.) и шире не-петербуржцев по рождению (Гоголь. I Гончаров... и др.), во-первых, и отсутствие в первом ряду писате-1 лей-петербуржцев вплоть до заключительного этапа (Блок, Мандель- I штам. Ватинов), во-вторых. Таким образом. Петербургский текст I менее всего был голосом петербургских писателей о своём городе. I Устами Петербургского текста говорила Россия, и прежде всего Mo- I сква. <...>

В. Н. Топоров ◄ I

Историко-культурный комментарий ► Владимир Николаевич Топоров (1928—2005) — советский и рос­сийский лингвист и филолог, академик РАН, член Европейской академии. Семиотического общества США, один из основателей мо­сковско-тартуской семиотической школы. Основные направления на­учных исследований связаны со сравнительно-историческим языко­знанием, проблемами поэтики и структуры текста, мифологии и культурологии. В работе ♦Петербург и „Петербургский текст рус­ской литературы**• ввёл и обосновал понятие Петербургский текст. Награждён орденом ♦Знак Почёта» и рядом зарубежных наград за большой вклад в развитие науки. -4

Складываясь на протяжении всего XIX и до начала XX века от Пушкина, золотого века русской литературы, до Блока, Мандель­штама, Ахматовой, поэтов Серебряного века. Петербургский текст постепенно приобретал черты, благодаря которым в русское куль­турное сознание вошли не только хорошо узнаваемые описания, де­тали, сюжеты и герои, создающие своеобразный портрет города, но и некий общий смысл, значимый для самосознания русского обще­ства.

Из первых уст ► Первое, что бросается в глаза при анализе конкретных текстов, образующих Петербургский текст... — удивительная близость друг другу разных описаний Петербурга как у одного и того же, так и у различных (но и это особенно важно — далеко не у всех) авто­ров, — вплоть до совпадений, которые в другом случае (но никак не в этом) могли бы быть заподозрены в плагиате, а в данном, на­против, подчёркиваются, их источники не только не скрываются, но становятся именно тем элементом, который прежде всего и включа­ется в игру. <...> Единство Петербургского текста определяется не столько единым объектом описания, сколько монолитностью (един­ство и цельность) максимальной смысловой установки (идеи)...

В. Н. Топоров ◄

При всём единстве Петербургского текста для каждого писателя и поэта, безусловно, характерен свой взгляд на этот удивительный город. В их произведениях появляются те неповторимые черты, приметы, детали Петербурга, которые им особенно дороги, наполне­ны личными воспоминаниями, вызывают определённые ассоциации и размышления. Вы убедитесь в этом, прочитав некоторые из тех произведений, которые с полным основанием можно включить в Петербургский текст русской литературы.

Вопросы и задания

1. Почему Петербург называют культурной столицей России? Какие куль­турно-исторические места Петербурга вы знаете?

2. Как вы понимаете слова критика В. Г. Белинского: «Петербург слиш­ком молод для самого себя и совершенное дитя в сравнении с старушкою- Москвою»? Согласны ли вы с его мнением о Москве и Петербурге, приве­дённым в рубрике «Из первых уст»?

3. Что такое Петербургский текст в русской литературе? Какой учёный ввёл это понятие?

4. С творчеством каких русских писателей и поэтов связаны строки из стихотворений С. Я. Маршака и М. С. Лисянского, приведённые в качества эпиграфа к этому разделу учебника? Знакомы ли вам произведения этих и других авторов о Петербурге?

Прочитайте стихотворения А. С. Пушкина, О. Э. Мандельштама, А. А. Ах­матовой и Д. С. Самойлова, посвящённые Петербургу. Подумайте, какая мысль объединяет эти произведения и что в них выражает особое отноше­ние каждого из поэтов к Петербургу.

Александр Сергеевич Пушкин

Историко-культурный комментарий

► В разные периоды жизнь и творчество А. С. Пушкина были связаны с Петербургом. Впервые он попал в Северную столицу в 1811 году, перед поступлением в Царскосель­ский лицей, а после его окончания провёл здесь почти три года, с 1817 до 1820 год, пе­ред южной ссылкой.

После возвращения из ссылки в Михайлов­ское поэт прожил в Петербурге год — с октя­бря 1827 по 1828 год, потом часто бывал на­ездами. а после женитьбы поселился здесь окончательно. Последним его петербургским

адресом стал дом № 12 на набережной реки Мойки, где он прожил с семьёй всего четыре месяца до трагической дуэли. Сейчас в этом доме находится музей-квартира поэта с мемориальной доской, установленной на фасаде: «В этом доме 29 января 1837 года скон­чался Александр Сергеевич Пушкин».

Петербург занимает особое место в творчестве Пушкина: это го­род, красота и величие которого воспеты во многих произведениях поэта, главным из которых стала поэма «Медный всадник* (1833), заложившая основы Петербургского текста русской литературы. Это и признание в любви к великому «граду Петрову», восхищение его ♦ стройным, строгим* видом, и в то же время понимание двойствен­ной природы «державного» города, который холоден и безразличен по отношению к бедным людям, живущим в нём.


Портрет А. А. Олениной. Худ. О. А. Кипренский.
 

Вид на Казанский собор со стороны Невского проспекта. Худ. Б. Патерсен. 1800-е
         
 

Эта двойственность Петербурга отмечена Пушкиным и в написанном несколькими го­дами ранее стихотворении «Город пышный, город бедный...» (1828). Как считают исследо­ватели, оно входит в стихотворный цикл, свя­занный с именем Анны Алексеевны Олени­ной, к которой поэт испытывал глубокие чув­ства и на которой даже собирался жениться, но получил отказ. История взаимоотношений поэта и девятнадцатилетней дочери давних друзей Пушкина, семьи президента Академии художеств А. П. Оленина, отражена в стихот­ворениях «Её глаза», «Ты и вы», «Пе пой, красавица, при мне...», «Предчувствие», «Го­род пышный, город бедный...» и других сти­хотворениях этого цикла, завершающегося по­этическим прощанием с возлюбленной • Я вас любил...» (1829). ◄


2. С кем из современниц А. С. Пушкина связывают создание этого сти­хотворения? Как в нём отразилась история взаимоотношений поэта и его возлюбленной?

3. Как меняется настроение лирического героя в стихотворении? Назо­вите художественные средства, которые помогают передать эти изменения.

4*. Какую роль играет приём контраста в создании образа Петербурга? Что этот приём помогает выразить? В каких ещё произведениях А. С. Пуш­кина. связанных с Петербургом, также использовался приём контраста?

Осип Эмильевич Мандельштам

Литературные имена России

 

► Осип Эмильевич Мандельштам (1891 1938) один из крупнейших русских поэтов XX века, прозаик, переводчик, эссеист. Эпоха страшных исторических катаклизмов отрази­лась в трагической судьбе поэта. Начав своё творчество как один из самых ярких предста­вителей Серебряного века и поэзии акмеиз­ма — литературного течения 1910-х годов, в которое входили такие выдающиеся мастера, как А. А. Ахматова и Н.С. Гумилёв, проза стали доступны широкому читателю спустя много лет после их создания. С конца 1920-х годов поэт подвергался резкой крити­ке, его произведения не печатались, по доносу за антисталинские стихи его неоднократно арестовывали и ссылали. В 1938 году но приговору суда О. Э. Мандельштам был отправлен во Владивосток­ский исправительно-трудовой лагерь и умер по дороге от сыпного тифа. Он был погребён в братской могиле (место захоронения оста­лось неизвестным). Полностью реабилитировали Мандельштама только в 1987 году, поэтому наследие поэта по-настоящему было за­ново открыто в 1990-х годах и с тех пор стало одной из самых яр­ких страниц в истории русской литературы XX столетия.

Петербург, в котором прошло детство и юность О. Э. Мандель­штама, стал его подлинной поэтической родиной. Здесь были опуб­ликованы его первые поэтические сборники, здесь он нашёл друзей и творческих единомышленников, здесь к нему пришло признание и заслуженный успех. Куда бы потом ни забрасывала его судьба, поэт всегда стремился вернуться в родной и горячо любимый им город, воспетый во многих его произведениях. ◄


Из первых уст

Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,

До прожилок, до детских припухлых желёз.

О. Э. Мандельштам. Ленинград

Скажу и теперь, не обинуясь, что, семи или восьми лет, весь массив Петербурга, гранитные и торцовые кварталы, всё это нежное сердце города, с разливом площадей, с кудрявыми садами, острова­ми памятников, кариатидами Эрмитажа, таинственной Миллионной, где не было никогда прохожих и среди мраморов затесалась всего одна мелочная лавочка, особенно же арку Генерального штаба. Се­натскую площадь и голландский Петербург я считал чем-то священ­ным и праздничным.

О. Э. Мандельштам. Шум времени ◄

§3 Прочитайте стихотворение О. Э. Мандельштама «Петербургские строфы» и подумайте, что особенно дорого поэту в любимом городе и в чём его восприятие близко пушкинскому.

Петербургские строфы

Н. Гумилёву

Над желтизной правительственных зданий Кружилась долго мутная метель,

И правовед опять садится в сани.

Широким жестом запахнув шинель.

Зимуют пароходы. На припёке Зажглось каюты толстое стекло. Чудовищна, как броненосец в доке, Россия отдыхает тяжело.

     
 


     

Историко-культурный комментарий

 


 


► Адмиралтейство памятник архитектуры, расположенный на набережной Невы в центральной исторической части Санкт- Петербурга. Это комплекс зданий первой петербургской верфи, кото­рая была построена изначально по чертежу Петра I в 1704 —1706 го­дах и впоследствии неоднократно перестраивалась. В 1719 году над воротами был установлен металлический шпиль и флюгер в форме корабля. Современный вид Адмиралтейство приобрело после пере­стройки в 1806                         1823 годах всего архитектурного комплекса, от ко­

торого сохранилась лишь центральная башня с позолоченным шпи­лем высотой 72 метра («Адмиралтейская игла»), увенчанная кора­бликом-флюгером, символом Санкт-Петербурга. Новый вид грандиозного сооружения, к кото1юму лучами сходятся три главные магистрали города Гороховая улица. Невский и Вознесенский проспекты («Адмиралтейский трезубец»), воплотил идею могущества России и её флота. С 1844 года Адмиралтейство окончательно утра­тило функции верфи с этого времени здесь располагались раз­личные учреждения, связанные с государственным флотом, а с 2012 года — Главный штаб ВМФ России. ◄

 

► Площадь Сената (Сенатская площадь) одна из старейших площадей в центральной исторической части Санкт-Петербурга. Своё название получила в 1763 году, когда в здании со стороны Англий­ской набережной (бывший дворец сподвижника Петра I князя Л. Д. Меншикова, а потом канцлера А. П. Бестужева-Рюмина) стал размещаться Сенат — высший государственный орган Российской империи. С постройкой нового здания Адмиралтейства в 1823 году окончательно сформировалась восточная часть площади. После от­крытия в 1782 году памятника Петру I (Медный всадник) площадь переименовали в Петровскую, но все жители города по-прежнему называли её Сенатской. Именно сюда 14 декабря 1825 года вышли восставшие полки, и в 1925 году в честь столетия восстания её пе­реименовали в площадь Декабристов. Своё историческое название Сенатская площадь вновь получила в 2008 году. ◄

Размышляем над прочитанным

1. Какие исторические места Петербурга привлекают особое внимание поэта? Как вы думаете, с чем это связано? Что вы знаете об этих историче­ских местах? В ответе используйте материалы рубрики «Историко-культур­ный комментарий».

22 2. Как в стихотворении представлен Петербург разных эпох? Какие дета­

ли помогают увидеть исторический и современный поэту облик города? Най­дите и выпишите эти детали.

3. В стихотворении упомянуты имена героев произведений А. С. Пушки­на. Назовите эти произведения. Подумайте, почему поэт XX века, изображая 8 стихотворении современный ему Петербург, обращается к творчеству поэ­та XIX века. Аргументируйте свой ответ, опираясь на материалы вступитель­ной статьи и рубрики «Из первых уст».

4*. Стихотворение «Петербургские строфы» написано в 1913 году — на­кануне страшных исторических потрясений: Первой мировой войны, револю­ции и Гражданской войны в России. Как предощущение этих событий отра­жается в этом стихотворении? Какие художественные средства помогают по­эту передать предгрозовую атмосферу?

Анна Андреевна Ахматова

Литературные имена России

► Авиа Андреевна Ахматова (1889—1966) (урождённая Горенко) выдающийся рус­ский поэт XX века, переводчик, автор мему­аров. исследований о А. С. Пушкине. Нача­ло творчества связано с эпохой Серебряного века русской культуры и акмеизмом (пер­вый муж Ахматовой, поэт Н.С. Гумилёв. — один из основоположников этого литератур­ного течения).

Уже первые поэтические сборники «Вечер* (1912) и «Чётки* (1914) — принес­ли А. А. Ахматовой огромный успех. Её до­

революционное творчество объединяет главная тема — любовь, ко­торая даёт поэту возможность почувствовать и выразить всё! многообразие жизни. Благодаря яркому, самобытному таланту Ах-1 матовой женщина в русской поэзии впервые обрела свой голое. Но| в эпоху мировых катаклизмов в её творчестве всё сильнее начинают I звучать гражданские мотивы.

После революции Ахматова отказалась покидать Россию, хотя | здесь на её долю выпало много тяжёлых испытаний: расстрел в | 1921 году Н.С. Гумилёва и неоднократные аресты их сына, тяготы I военного времени, невозможность свободно печатать свои произволе-1 ния только с середины 1950-х годов стали появляться её новые! книги. Трудные годы в истории страны поэтически осмыслены в итоговом сборнике «Бег времени* (1965). поэмах «Реквием» и «По-| эма без героя», ставших выдающимися явлениями русской литера­туры XX века. В эти же годы А. А. Ахматова получает междуна­родное признание, отмеченное вручением премий и присвоением| звания почётного доктора Оксфордского университета.

А. А. Ахматову по праву называют истинной петербурженкой: с этим городом связаны самые счастливые и наиболее тяжёлые годы её жизни, но главное особый петербургский дух пропитывает всё сё творчество. В произведениях поэта не только присутствуют узна­ваемые и особо дорогие автору картины любимого города, но и чув­ствуется её сопричастность высокой русской культуре, воплощённой в петербургском культурно-историческом пространстве. ◄

Из первых уст

Но нам священный град Петра Невольным памятником будет.

А. А. Ахматова


В час предгрозовой тишины явился поэт, который ласково загля­нул в лик обречённого на гибель города и с нежностью описал его, сделав участником своей жизни. Этот поэт — Лина Ахматова.

У Анны Ахматовой Петербург, как и у Блока, выступает в глу­бине поэтического образа, чаще всего как проникновенный свиде­тель поэм любви. Петербург — как фон, на котором скользят тени любящих, сообщающий строгость всей картине своим спокойным ритмом.

Н. П. Анциферов ◄

Прочитайте стихотворение А. А. Ахматовой «Стихи о Петербурге». Поду­майте, как образ города связан с личными переживаниями поэта.

Стихи о Петербурге

 

Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге.

Худ. В. И. Суриков. 1870

— 1 —

Вновь Исакий в облаченьи Из литого серебра.

Стынет в грозном нетерпеньи Конь Великого Петра.

Ветер душный и суровый

С чёрных труб сметает гарь...

Ах! своей столицей новой Недоволен государь.


► Исакин — здесь: Исаакиевский собор (собор преподобного Исаа­кия Далматского) — памятник отечественной архитектуры, крупней­ший православный храм в Санкт-Петербурге, с 1928 года здесь так­же действует историко-художественный музей, включающий экспо­зицию, посвящённую истории строительства собора. Современное здание собора является четвёртым — оно построено в 1818                          1858 го­

дах по проекту архитектора О. Монферрана на месте прежнего. Мо­нументальный собор стал не только главным православным храмом, но и уникальным архитектурным сооружением, при воздвижении которого использовались новейшие для того времени технологии. В оформлении собора, включающем более 150 произведений рус­ской монументальной живописи, принимали участие известные ма­стера середины XIX века, среди которых К. II. Брюллов и Ф. Л. Бру­ни. Неповторимый вид внутреннему убранству собора придают не только многочисленные произведения скульптуры и живописи, но и выполненная русскими мастерами мозаика и крупнейший в России витраж, а также сочетание в отделке цветного камня и позолоты. ◄

— 2 —

Сердце бьётся ровно, мерно.

Что мне долгие года!

Ведь под аркой на Галерной Наши тени навсегда.

Сквозь опущенные веки

Вижу, вижу, ты со мной —

И в руке твоей навеки
Неоткрытый веер мой.

Оттого, что стали рядом Мы в блаженный миг чудес, В миг, когда над Летним Садом Месяц розовый воскрес, —

Мне не надо ожиданий

У постылого окна

И томительных свиданий.

Вся любовь утолена.

Ты свободен, я свободна. Завтра лучше, чем вчера. — Над Невою темноводной. Под улыбкою холодной Императора Петра.

1913


 

Летний сад — памятник садово- паркового искусства в историческом центре Санкт-Петербурга. Изначально создавался как царская резиденция по указу Петра I в 1701 году, лишь в се­редине XVIII века он стал функциони­ровать как общедоступный парк. В те­чение всего XVIII и в начале XIX ве­ка сад неоднократно преобразовывался, он стал включать не только зелёный массив и Летний дворец императора, но и целый ряд архитектурных соору­жений, скульптур, фонтанов, беседок и прудов. Особую роль в создании со- в реме иного вида Летнего сада сыграли архитекторы Ф. Б. Растрел­ли и К. И. Росси, а также итальянские мастера XVIII века, чьи скульптурные композиции в разное время приобретались или вы­

полнялись по заказу, — на его территории находятся мраморные скульптуры исторического, аллегорического и мифологического со­держания. В настоящее время в Летнем саду выставлены копии этих скульптур, а подлинники находятся в музее Инженерного зам­ка неподалёку. В 1855 году Летний сад дополнила ещё одна ста­туя — памятник И. А. Крылову (скульптор II. К. Клодт). Летний

сад является подлинным украшением города, музеем под открытым небом и любимым местом прогулок жителей и гостей Санкт- Петербурга. ◄

jj) Размышляем над прочитанным

1. Стихотворение А. А. Ахматовой делится на две части. Какой теме по­священа каждая из этих частей? В чём выражается их взаимосвязь?

2. Каким предстаёт Петербург в первой части стихотворения? В каком контексте здесь представлен образ «государя»? Как вы думаете, с творче­ством какого поэта XIX века связан этот поэтический образ?

3. Как меняется настроение лирической героини во второй части стихо­творения? С каким чувством она рассказывает о своей любовной драме?

Ц 4. Как в первой, так и во второй части стихотворения отмечено несколь­ко исторических мест Петербурга. Назовите их и расскажите, что вы знаете о них. Используйте 8 ответе материалы рубрики «Историко-культурный ком­ментарий».

5*. В стихотворении А. А. Ахматовой любовные переживания переплете­ны с изображением городского пейзажа. Какими художественными средства­ми достигается это единство?


 


Давид Самойлов

Литературные имена России

► Давид Самойлов (1920—1990) (настоящее имя — Давид Самуилович Кауфман) — рус­ский советский поэт и переводчик.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.