|
|||||||||||||||||||||||||||||
русский! Спасибо. Господи!..». 188 2 страницаЕу Размышляем над прочитанным 1. Какому герою Отечественной войны посвящено стихотворение «Полководец»? Что вы знаете об этом военачальнике? Как вы думаете, почему спустя 20 лет после окончания войны Пушкин обратился в своём творчестве к этой исторической личности? и 2. Стихотворение можно разделить на три тесно взаимосвязанные, но относительно самостоятельные части. Выделите эти части и назовите главную тему каждой из них. Как вы могли бы их озаглавить? 3. О какой особой «палате» в царских чертогах говорится в стихотворении? В чём её особенность? С каким настроением лирический герой описывает увиденное в ней? 4. Почему на портрет полководца лирический герой глядит с «грустию тяжёлой»? Как передаются в описании портрета черты личности полководца? 5. Почему полководец назван «вождь несчастливый»? Какие факты его биографии вспоминает поэт и почему? Приведите примеры из текста. 6. Прочитайте заключительные строки стихотворения. Как вы думаете, почему после подробного описания картинной галереи и личности героя одного из портретов поэт приходит к выводу: «О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха!»? Согласны ли вы с этой позицией? Аргументируйте свою точку зрения. 7*. После публикации стихотворения «Полководец» появился отклик на него Л. И. Голенищева-Кутузова — родственника прославленного военачальника М. И. Кутузова. Автор обвинил Пушкина в том, что поэт «позволил себе такой совершенно неприличный вымысел». В ответ Пушкин опубликовал «Объяснение» в журнале «Современник», фрагмент из которого представлен в рубрике «Из первых уст». Прочитайте его и выскажите своё суждение об этом споре. Из первых уст ► Вы упрекаете стихотворца в несправедливости его жалоб; вы говорите, что заслуги Барклая были признаны, оценены, награждены. Так, но кем и когда?.. Конечно, не народом и не в 1812 году. Минута, когда Барклай принуждён был уступить начальство нал войсками, была радостна для России, но тем не менее тяжела для его стоического сердца. Его отступление, которое ныне является ясным и необходимым действием, казалось вовсе не таковым: не только роптал народ ожесточённый и негодующий, но даже опытные воины горько упрекали его и почти в глаза называли изменником. Барклай, не внушающий доверенности войску, ему подвластному, окружённый враждою, язвимый злоречием, но убеждённый в самого себя, молча идущий к сокровенной цели и уступающий власть, не успев оправдать себя перед глазами России, останется навсегда в истории высоко поэтическим лицом. Слава Кутузова не имеет нужды в похвале чьей бы то ни было, а мнение стихотворца не может ни возвысить, ни унизить того, кто низложил Наполеона и вознёс Россию на ту степень, на которой она явилась в 1813 году. А. С. Пушкин. Объяснение ◄ Круг чтения ► Пушкин А. С. Воспоминания в Царском Селе, Клеветникам России. Бородинская годовщина (полностью), Перед гробницею святой... . Нечаев С. Ю. Барклай-де-Толли. Глинка В. М.. Помарнацкий А. В. Военная галерея Зимнего дворца. ◄ «Вы были дети и герои» Отечественная война — особая, она не только приносит людям страшное горе, страдания и смерть, но и выявляет в них самые лучшие черты, воодушевляя на подвиги во имя спасения Родины. Не случайно как в далёком 1812 году, так и в XX столетии во время Великой Отечественной войны многие совсем ещё молодые люди так стремились принять участие в боевых действиях, внести свой вклад в победу над врагом. Вы уже читали произведения В. О. Богомолова, Э. П. Веркина, Б. Л. Васильева о том, как даже дети оказывались героями войны с немецко-фашистскими захватчиками. Но и на войне 1812 года было немало юных героев, которые закалялись в огне сражений и становились опытными бойцами, молодыми военачальниками. Многие из них полегли на поле битвы, но память о них не исчезнет. Читая произведения художественной литературы, приходя в картинные галереи и музеи, мы можем вновь увидеть эти юные вдохновенные лица, отдать им дань уважения и почёта. Особенно интересны свидетельства тех, кто сам прошёл этот трудный путь взросления во время Отечественной войны 1812 года. Среди таких произведений — автобиографический очерк И. И. Лажечникова «Новобранец 1812 года» (1858). Для будущего писателя именно этот год стал переломным моментом в его жизни: вопреки воле родителей он тайно бежал из дома и поступил в ополчение, отказавшись от должности адъютанта при штабе, служил в полку, участвовал во многих сражениях и прошёл путь до Парижа, был награждён орденом Святой Анны. Военные впечатления легли в основу первого большого произведения Лажечникова, которое принесло ему известность, — «Походные записки русского офицера» (1820). Уже будучи знаменитым писателем, автором исторических романов «Ледяной дом», «Басурман» и других произведений, Лажечников вновь обратился к событиям далёкой юности: он написал цикл мемуаров, который открывался очерком «Новобранец 1812 года». Вспоминая о своей юности, писатель воссоздал дух того времени, портреты исторических лиц, выделяя среди них Барклая-де-Толли, которому вслед за Пушкиным отдал дань заслуженного уважения. Спустя столетие к геме Отечественной войны 1812 года и её молодым героям обратилась М. И. Цветаева в стихотворении «Генералам двенадцатого года» (1913). Необычна история создания этого произведения. Оно написано в тревожной атмосфере накануне Первой мировой войны, но рассказывает не о современниках, а о героях прошлого. При этом стихотворение посвящено Сергею Эфрону, мужу Цветаевой, офицеру русской армии. В романтическом образе «молодых генералов» слились черты героев 1812 года и горячо любимого мужа, о котором Цветаева писала: «Он необычайно благороден и красив, прекрасен внешне и внутренне». В роду Сергея Эфрона со стороны матери, урождённой Дурново, были участники войны 1812 года, а портрет генерал-майора И. Н. Дурново находится в Военной галерее Эрмитажа. Здесь же и портрет героя стихотворения, человека с удивительной и трагической судьбой, погибшего на Бо родинском поле, Александра Алексеевича Тучкова — четвёртого из знаменитых братьев Тучковых, героев войны 1812 года. Дочь Цветаевой Ариадна Эфрон рассказала о том, насколько важен был это образ, вдохновивший поэта: «...На толкучке, в той, старой Москве, которую я ещё застала ребёнком... мама купила чудесную круглую высокую (баночку? коробочку?) из папье-маше с прелестным романтическим портретом Тучкова-четвёртого в мундире, в плаще на алой подкладке — красавец! И... перед красотой Тучкова не устояла, — вот и стихи! Коробочка эта сопутствовала маме всю жизнь, стояла на её столе, с карандашами, ручками». Так в стихотворении Цветаевой удивительным образом сошлись события прошлого и настоящего, соединилось восприятие истории и личной жизни поэта. Вопросы и задания 1. Вспомните, какие произведения русских писателей о юных героях Великой Отечественной войны вы читали. Что роднит этих героев с молодыми героями войны 1812 года? 2. Как вы думаете, что побудило знаменитого автора исторических романов И. И. Лажечникова обратиться к воспоминаниям об Отечественной войне 1812 года? 3. Какие события личной жизни отразились в творческом восприятии М. И. Цветаевой героев прошлого — Отечественной войны 1812 года? Иван Иванович Лажечников Литературные имена России ► Иван Иванович Лажечников (1792 — 1869) известный русский писатель, один из основоположников русского исторического романа, мемуарист, драматург. Первый опыт исторической прозы И. И. Лажечникова роман «Последний Новик» (1831 1833), посвя
щённый победам России в Северной войне, имел огромный успех. За ним последовали романы: «Ледяной дом» (1835), рассказывающий об эпохе императрицы Анны Иоанновны, и «Басурман» (1838), сюжет которого связан с временем правления Иоанна III. Эти и дру- §3 Прочитайте фрагмент автобиографического очерка И. И. Лажечникова «Новобранец 1812 года» и стихотворение М. И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года» и подумайте, в чём сходство мотивации авторов для обращения к событиям исторического прошлого России. Новобранец 1812 года (Фрагмент) С рассветом были мы уже на дороге к Рязани. Близ почтовой станции (не помню названия деревни) расположили мы свой табор для полдневания. Раскинутые но лугу бесчисленные палатки, табун коней, оглашающих воздух ржанием своим, зажжённые костры, многолюдство, пестрота возрастов и одежд, немолчное движение — всё это представляло зрелище прекрасное, но могло ли это зрелище восхитить нас? Я пошёл с несколькими помещиками и купцами прогуляться по деревне. Когда мы подходили к станционному дому, возле него остановилась колясочка: она была откинута. В ней сидел — Барклай-де-Толли. Его сопровождал только один адъютант. При этом имени почти всё, что было в деревне, составило тесный и многочисленный круг и обступило экипаж. Смутный ропот пробежал по толпе... Немудрено... Отступление к Москве расположило ещё более умы против него; кроме государя и некоторых избранников, никто не понимал тогда великого полководца, который с начала войны до бородинской отчаянной схватки сберёг на плечах своих судьбу России, охваченную со всех сторон ещё неслыханною от века силою военного гения и столь же громадною вещественною силою. Но ропот тотчас замолк: его мигом сдержал величавый, спокойный, холодный взор полководца. Ни малейшая тень смущения или опасения не пробежала по лицу его. В этом взоре не было ни угрозы, ни гнева, ни укоризны, но в нём было то волшебное, не разгадываемое простыми смертными могущество, которым наделяет провидение своего избранника и которому невольно покоряются толпы, будучи сами не в состоянии дать отчёта, чему они покоряются. Мне случалось видеть, как этот холодный, спокойный, самоуверенный взгляд водил войска к победе, как он одушевлял их при отступлении (из-под Бауцена и окрестностей Парижа, когда мы в первый раз подходили к нему). Русский солдат, всегда недовольный ретирадами, не роптал тогда, потому что, смотря на своего предводителя, уверен был, что не побеждён, а отступает ради будущей победы. День был ясный, коляска стояла под тенью липы, урвавшей на улицу несколько густых сучьев из-за плетня деревенского сада. Барклай-де-Толли скинул фуражку, и засиял голый, как ладонь, череп, обессмертенный кистью Дова и пером Пушкина. При этом движении разнородная толпа обнажила свои головы. Вскоре лошади были готовы, и экипаж исчез в клубах пыли. Но долго ещё стояла толпа на прежнем месте, смущённая и огромлённая видением великого человека. ► Из-под Бауцена — имеется в виду сражение при Баудене, в 40 км от Дрездена, 20—21 мая 1813 года между армией Наполеона и объединённой русско-прусской армией под командованием русского генерала П. X. Витгенштейна, которое закончилось отступлением союзников и заключением перемирия. Граф Остерман-Толстой — генерал русской армии, герой войны 1812 года, командовал 4-м пехотным корпусом 1-й Западной армии Барклая-де-Толли, в Бородинском сражении участвовал в боях на батарее Раевского, был контужен, но через несколько дней вернулся в строй. ◄ Не знаю, куда ехал тогда Барклай-де-Толли, но знаю, что 25-го сентября он был в Калуге. Оттуда писал он. именно этого числа, к графу Остерману-Толстому (у которого впоследствии был я адъютантом) письмо, чрезвычайно замечательное по тогдашнему положению бывшего начальника армии. В нём изъяснял он грусть свою, что расстался с русским войском, и приятную уверенность, что в нём остаются полководцы, которые поддержат честь русского имени. <...> В Рязани пробыли мы недолго. Здесь вскоре узнали, что французам не поздоровилось в Москве и что они, как журавли к осени, начали потягивать на тёплые места, и потому мы возвратились в Коломну. Здесь я стал вновь проситься у родителей моих позволить мне идти в военную службу и получил опять тот же отказ. Тогда я дал себе клятву исполнить моё намерение во что бы ни стало, бежать из дому родительского и, как я не имел служебного свидетельства, идти хоть в солдаты. Намерению моему нашёл я скоро живое поощрение. В городе явился отставной (помнится, штаб-офицер) кавалерист Беклемишев, поседелый в боях, который, записав сына в гусары, собирался отправить его в армию. С этим молодым человеком ехал туда же гусарский юнкер Ардал., сын богатого армянина. Я открыл им своё намерение; старик благословил меня на святое дело, как он говорил, и обещался доставить в главную квартиру рекомендательное письмо, а молодые люди дали мне слово взять меня с собою. За душой не было у меня ни копейки: коломенский торговец-аферист купил у меня шубу, стоящую рублей 300, за 50 рублей, подозревая, что я продаю её тайно... С этим богатством и дедовскою меховою курткой, покрытой зелёным рытым бархатом, шёл я на службу боевую. Назначен был день отъезда. Все приготовления хранились в глубочайшей тайне. Роковой день наступал — сердце было у меня не на месте. В одиннадцатом часу вечера простился я с матерью, расточая ей самые нежные ласки; с трудом удерживал я слёзы, готовые упасть на её руку; я сказал ей, что хочу ранее лечь спать, потому что у меня очень разболелась голова. И она, будто по предчувствию, необыкновенно ласкала меня и два раза принималась меня благословлять. В своей спальне я усердно молился, прося Господа простить мой са- мовольный поступок и облегчить горесть и страх моих родных, когда они узнают, что я их ослушался и бежал от них. Меньшему брагу, который спал со мною в одной комнате, сказал я, что пойду прогуляться по саду и чтобы он не беспокоился, если я долго не приду. Помолившись ещё раз, я вышел в сени. Условный колокольчик зазвенел за воротами; я видел, как ямщик на лихой тройке промчался мимо их, давая мне знать, что всё готово к отъезду. Ещё несколько шагов в кремль, где жил Беклемишев, - и я на свободе. Но в сенях встретил меня дядька мой Ларивон. «Худое, барин, затеяли вы, — сказал он мне с неудовольствием, — я знаю все ваши проделки. Оставайтесь-ка дома, да ложитесь спать, не то я сейчас доложу папеньке и вам будет нехорошо». Точно громовым ударом ошибли меня эти слова. Я обидно стал упрекать дядьку, что он выдумывает на меня небылицу, заверяя его, что я только хочу пройтись по городу. Но Ларивон был неумолим. «Воля ваша, — продолжал он, — задние сени в сад у меня заперты на замок; я стану на карауле в нижних сенях, что на двор, и не пропущу вас, а если вздумаете бежать силою, так я тотчас подниму тревогу по всему дому. У ворот поставил я караульного, и он то же сделает, в случае удачи вашей вырваться от меня». Тут я переменил упрёк на моления; я слёзно просил его выпустить меня и нежно целовал его. Но дядька был неумолим. Делать было нечего; надо было оставаться в заключении. Отчаяние мое было ужасно; можно сравнить это положение только с состоянием узника, который подпилил свои цепи и решётку у тюрьмы, готов был бежать, и вдруг пойман... Дядька мой преспокойно сошёл вниз. Проклиная его и судьбу свою, я зарыдал, как ребёнок. Вся эта сцена происходила в верхнем этаже очень высокого дома. Из дверей сеней виден был, сквозь пролом древнего кремля, огонь в квартире старого гусара, который собирался посвятить меня в рыцари. Я вышел на балкон, чтобы взглянуть последний раз на этот заветный огонёк и проститься навсегда с прекрасными мечтами, которые так долго тешили меня. Вдруг, с правой стороны балкона, на столетней ели, растущей подле него, зашевелилась птица. Какая-то неведомая сила толкнула меня в эту сторону. Вижу, довольно крепкий сук от ели будто предлагает мне руку спасения. Не рассуждая об опасности, перелезаю через перила балкона, бросаюсь вниз, цепляюсь проворно за сучок, висну на нём и упираюсь ногами в другой, более твёрдый сучок. Тут, как векша, сползаю проворно с дерева, обдираю себе до крови руки и колена, становлюсь на земле и пробегаю минуты в три довольно обширный сад, бывший за домом, на углу двух переулков. От переулка, ближайшего к моей цели, был забор сажени в полторы вышины: никакая преграда меня не останавливает. Перелезаю через него, как искусный вольтижёр. Если бы заставили меня это сделать в другое время, у меня не достало бы на это ни довольно искусства, ни довольно силы. Но таково могущество воли, что оно удесятеряет все способности душевные и телесные. ► Вольтижёр — солдат отборных рот французской армии, формировавшихся из низкорослых людей, которые по этой причине не могли быть гренадерами или карабинерами. Здесь: шутливое обозначение человека маленького роста. ◄ Перебежать переулок и площадь, разделявшую дом наш от кремля, и влететь в дом, где ожидали меня, было тоже делом нескольких минут. Я прибежал задыхаясь, готовый упасть на пол; на голове у меня ничего не было, волосы от поту липли к разгоревшимся щекам. Мои друзья уже давно ждали меня, сильно опасаясь, не случилось ли со мной какой невзгоды. Старый гусар благословил меня образом, перед которым только что отслужили напутственный молебен; на меня нахлобучили первый попавшийся на глаза картуз, мы сели в повозки и промчались, как вихрь, через город, берегом Коломенки и через Запрудье. Кормили лошадей за 40 вёрст, потом в Островцах. Несколько раз дорогою, казалось мне. нас догоняют; в ушах отзывался топот лошадиный, нас преследующий; в темноте за мной гнались какие-то видения. Сердце трепетало в груди, как голубь. В Москву въехали мы поздно вечером. Неприятель уже оставил город: у заставы на карауле были изюмские гусары; они грелись около зажжённых костров. Русские солдаты, русский стан были для нас отрадными явлениями. Мы благоговейно перекрестились, въезжая в заставу, и готовы были броситься целовать караульных, точно в заутреню светлого Христова Воскресения. И было чему радоваться, было с чем братьям поздравлять друг друга: Россия была спасена! Историко-культурный комментарий ► Изюмские гусары бойцы 11-го гусарского Изюмского кавалерийского полка под командованием генерала И. С. Дорохова; один из самых старых полков русской армии, героически сражавшийся во время Отечественной войны 1812 года. Гусарский ментик — короткая накидка — плащ, вроде куртки с мехом, пуговицами в несколько рядов и шнурками, форменная одежда гусар. ◄ Москва представляла совершенное* разрушение; почти все дома были обгорелые, без крыш; некоторые ещё дымились; одни трубы безобразно высились над ними; оторванные железные листы жалобно стонали; кое-где в подвалах мелькали огоньки. Мы проехали весь город до Калужской заставы, не встретив ни одного живого существа. Только видели два-три трупа французских солдат, валявшихся на берегу Яузы. «Великолепная гробница! сказал я, обратившись к мо-
сковским развалинам. В тебе похоронены величие и сила небывалого от века военного гения! Но из тебя восстанет новая могущественная жизнь, тебя оградит новая нравственная твердыня, чрез которую ни один враг не посмеет отныне перейти; да уверится он, что для русского нет невозможной жертвы, когда ему нужно спасать честь и независимость родины». Мы остановились в селении Троицком (имении моего товарища Ар- дал.), помнится, верстах в трёх от Москвы. В доме нашли мы величайший беспорядок: казалось, неприятель только что его оставил. Зеркала были разбиты, фортепиано разломано, уцелевшее платье, в том числе и мальтийский мундир покойного помещика, которое не годилось в дело, валялось на полу. В Троицком прожили несколько дней; здесь, казалось, укрывался я в совершенной безопасности от поисков. Мы ездили раз в Москву, посмотреть, что там делается. Народ с каждым днём прибывал в неё; строились против гостиного двора и на разных рынках балаганы и дощатые лавочки; торговля зашевелилась. Дымились на улицах кучи навоза, зажжённые для ограждения от заразы мёртвых тел. Нам с товарищами надо было еще объехать деревни Ардал., которые находились в Московской губернии, в ближайших уездах, помнится, Звенигородском и Дмитровском, и собрать оброки, потому что молодой помещик, отправлявшийся в армию, был совершенно без денег. Казалось, время для такого сбора, по случаю военной невзгоды, тяжело налёгшей на эти края, было самое неблагоприятное. Напротив того, крестьяне этих уездов собрали богатую дань с неприятелей, взявших её с Москвы: почти у каждого мужичка были деньги, серебряные или золотые часы, богатые материи, сукна, головы сахару и пр. Крестьяне везде встречали молодого господина с хлебом и солыо и немедленно вносили ему оброк, даже часть вперёд. Только в одной деревне они немного заупрямились, но мы, трое юношей (и на меня надели гусарский ментик, и меня опоясали саблею), на сходке загремели саблями, и буйные головы немедленно с повинною преклонились перед грозными воинами, у которых ещё ус не пробивался. Морозы уже наступали; раз, в дороге, желая согреться, я пошёл пешком и, отставши от товарищей, едва не замёрз в виду какой-то господской великолепной дачи, совершенно опустелой. Только что возвратились мы в Троицкое и собирались уже на другой день отправиться в главную квартиру армии (это было поздно вечером), как вбежал ко мне в комнату хозяин и объявил, что приехал мой отец. Не зная, что делать, я спрятался в людскую. Тут, подле меня, лежала на смертном одре какая-то старушка: я слышал предсмертный колоколец; первый раз в жизни видел я, как человек умирает. Лихорадка трясла меня, но не от этого зрелища, а от страху, что отец узнал моё убежище и приехал исторгнуть меня из него, чтобы вновь теснее связать мою волю. Но вскоре я услышал его голос, нежный, выходящий из любящей души: «Пускай покажется Ваня, — говорил он, — пускай придёт; я его прощаю, я сам благословляю его на службу*. Тут, не колеблясь ни минуты, бросился я в его объятия, целовал его руки, обливал их слезами. С груди моей свалился камень. Это была одна из счастливейших минут моей жизни. На другой день отец повёз меня в Москву и представил беглеца московскому гражданскому губернатору Обр., который возвратился в столицу с должностными чинами. (Он стоял тогда в Леонтьевском переулке.) Губернатор в присутствии многих лиц сделал мне строгий выговор, что я огорчил родителей своим побегом, но приказал, однако ж, тотчас выдать мне служебное свидетельство и вручил мне рекомендательное письмо к главному начальнику московского ополчения. Вскоре приехал я в московское ополчение офицером и через несколько дней был переведён в московский гренадёрский полк. Счастие мне улыбнулось: начальник 2-й гренадерской дивизии, принц мекленбургский Карл, взял меня к себе в адъютанты. Вот как 12-й великий год завербовал меня в свои новобранцы. Историко-культурный комментарий ► Принц мекленбургский Карл — генерал-майор, состоял на русской службе в 1802 — 1814 гг., участник Отечественной войны 1812 года, георгиевский кавалер. -Ч Размышляем над прочитанным 1. Как герою очерка удалось, несмотря на запрет родителей, осуществить свою мечту — пойти на военную службу? Кто ему помог? Какие препятствия ему пришлось для этого преодолеть? 2. Каким вы представляете себе героя очерка? Составьте его словесный портрет, используя слова и выражения из текста. Что в характере и поведении этого героя указывает на то, что он ещё очень молод? Какие черты его личности позволяют предположить, что он станет храбрым воином, защитником Отечества? 3. Прочитайте фрагмент, где описана Москва. В какой период Отечественной войны 1812 года попадает туда герой с его спутниками? Какой предстаёт перед ним Москва? Что его поражает? 4. Какие чувства переполняют героя очерка перед встречей с отцом? Как вы думаете, почему отец простил сына и благословил его на службу в армии? 5*. Прочитайте фрагмент, где описана встреча с М. Б. Барклаем-де- Толли. Сравните портрет полководца, нарисованный в очерке и в стихотво Марина Ивановна Цветаева Литературные имена России ► Марина Ивановна Цветаева (1892 — 1911) выдающийся русский поэт XX века, переводчик, автор многочисленных поэтических циклов, поэм, драматических произведений, а также эссе и мемуарной прозы. С 1922 по 1939 год жила с семьёй в эмиграции, после возвращения в СССР муж и дочь Цветаевой были репрессированы, её стихи не публиковали. В 1941 году покончила жизнь самоубийством. ◄ Прочитайте стихотворение М. И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года». В чём своеобразие отношения поэта XX века к историческим событиям прошлого? Генералам двенадцатого года Сергею Вы, чьи широкие шинели Напоминали паруса, Чьи шпоры весело звенели И голоса, И чьи глаза, как бриллианты. На сердце вырезали след, — Очаровательные франты Минувших лет! Одним ожесточеньем воли Вы брали сердце и скалу. Цари на каждом бранном поле И на балу. Вас охраняла длань Господня И сердце матери. Вчера — Малютки-мальчики, сегодня — Офицера! Вам все вершины были малы И мягок — самый чёрствый хлеб. О, молодые генералы Своих судеб! Ах, на гравюре полустёртой, В один великолепный миг, Я встретила, Туч ков-четвёртый. Ваш нежный лик. И вашу хрупкую фигуру, И золотые ордена... И я, поцеловав гравюру. Не знала сна... О, как, мне кажется, могли вы Рукою, полною перстней, И кудри дев ласкать — и гривы Своих коней.
Что так же трогательно-юно. Как ваша бешеная рать?.. Вас златокудрая Фортуна Вела, как мать. Вы побеждали и любили Любовь и сабли острие — И весело переходили В небытие. Историко-культурный комментарий ► Александр Алексеевич Тучков 4-й (1778— 1812) — генерал-майор, герой Отечественной войны 1812 года, младший (четвёртый) из братьев Тучковых, служивших в то время в русской армии — отсюда его наименование Тучков-четвёртый. На Бородинском поле увлёк за собой полк, бросившись вперёд со знаменем в руках и получив смертельное ранение. Тела обнаружить не удалось, поскольку вся местность у Семёновских флешей была буквально перепахана снарядами. Вдова 'Гучкова, Маргарита Михайловна, урождённая Нарышкина, славившаяся своей красотой, грацией, чудесным голосом, была безутешна: она стала настоятельницей Спасо-Преображенского монастыря. построенного ею на месте гибели мужа. Умерла в 1852 году, до конца сохранив верность памяти мужа и всех павших героев войны. ◄ Размышляем над прочитанным 1. Перечитайте первые пять строф стихотворения. Каким предстаёт в них собирательный образ молодых генералов? Чем он необычен по сравнению с традиционным изображением воинов? 2. Как вы понимаете строки: «Цари на каждом бранном поле и на балу»? Как поэт передаёт быстроту взросления бойца на войне? Какие художественные средства для этого используются? 3. Прочитайте фрагмент стихотворения, посвящённый Тучкову-четвёрто- му. Что вы знаете об этом герое Отечественной войны 1812 года? Какие особенности личности этого человека привлекли поэта? 4. Насколько точно в стихотворении передаются детали портрета А. А. Тучкова работы Дж. Доу? Где он сейчас находится? Как вы думаете, почему Цветаевой был так дорог именно этот портрет? Аргументируйте свой ответ. 5. Прочитайте заключительные три строфы стихотворения. Как они соотносятся с его началом? Почему образ «златокудрой Фортуны» соединяется с образом матери? Как вы понимаете строки: «И весело переходили в небытие»? Что необычного в этом художественном образе? 6*. В 1918—1920 годах М. И. Цветаева написала свой отклик на события революции и Гражданской войны — стихотворный цикл «Лебединый стан», своеобразным эпиграфом к которому стало стихотворение, посвящённое, как и «Генералам двенадцатого года», Сергею Эфрону. Прапорщик пехотного полка, он ушёл в январе 1918 года в Белую гвардию — Добровольческую армию генерала Л. Корнилова, а после её разгрома, как и многие русские офицеры, оказался за границей. Прочитайте это стихотворение и сравните его со стихотворением «Генералам двенадцатого года». Какие мотивы объединяют эти два произведения?
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|