|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
русский! Спасибо. Господи!..». 188 1 страница
Из первых уст ► Война 1812 г. пробудила народ русский к жизни и составляет важный период в его политическом существовании. Все распоряжения и усилия правительства были бы недостаточны, чтобы изгнать вторгшихся в Россию галлов и с ними двунадесять языцы, если бы народ по-прежнему остался в оцепенении... Мне теперь ещё помнятся слова шедшего около меня солдата: «Ну, слава богу, вся Россия в поход пошла!» В рядах даже между солдатами не было уже бессмысленных орудий; каждый чувствовал, что он призван содействовать в великом деле. И.Д. Якушкин, участник Отечественной войны 1812 года ◄ В судьбе многих народов есть особо значимые события, которые не просто становятся испытаниями силы и стойкости, но и знаменуют поворотные моменты в истории страны. Для России такой исторической вехой стала Отечественная война 1812 года, когда на борьбу с нашествием армии Наполеона поднялся весь народ — от простого солдата, крестьянина до офицеров и генералов армии. «Дубина народной войны поднялась со всею своею грозною и величественной силой и, но спрашивая ничьих вкусов и правил, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло всё нашествие» так писал об этом спустя полвека Лев Николаевич Толстой в романе-эпопее «Война и мир», наиболее масштабном художественном полотне, посвящённом этому грандиозному событию. Память о нём стала важнейшей чертой русского национального самосознания и остаётся актуальной до наших дней. Вы уже знаете многие произведения русских писателей о войне 1812 года участников сражений и тех, кто осмысливал их позже. Ярким свидетельством того, что эта война сохранилась в народной памяти как поистине эпохальное событие, служат произведения фольклора, одно из которых вы прочитаете в этом разделе. Бородинскому сражению — самой важной и ожесточённой битве Отечественной войны — посвящены многие произведения искусства: живописи, музыки, скульптуры и даже архитектуры, например знаменитый храм Христа Спасителя в Москве, построенный на всенародные пожертвования, разрушенный в ЗО-е годы XX века и восстановленный уже в наше время. И, конечно, эта битва изображена в многочисленных литературных произведениях. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина», — писал Лермонтов в стихотворении, посвящённом 25-й годовщине этого сражения. Для нас, отметивших уже 200-летний юбилей Бородинской битвы, особой ценностью обладают свидетельства очевидцев, одним из которых был Василий Андреевич Жуковский. 17 (29) августа 1812 года В. А. Жуковский, как и многие его современники, вступил в Московское ополчение, когда враг уже приближался к древней столице. «Я благословил Жуковского на брань: он вчера выступил отсюда навстречу неприятелю», — писал Кутузов своему другу, отдавая дань мужеству знаменитого уже к тому времени поэта-романтика, которого мало кто мог себе представить в роли бойца. Так Жуковский не только стал участником Бородинского сражения, но и прошёл путь с русской армией, громившей французов, вплоть до Вильны. Стихотворение «Певец во стане русских воинов» (1812), которое вы прочитаете, сложилось не сразу: поэт
много раз читал его перед своими друзьями-офицерами, постоянно внося коррективы. В результате «Певец...» ещё до публикации разошёлся в многочисленных списках. Вот как говорил об этом ещё один участник войны, будущий известный писатель И. И. Лажечников: «Часто в обществе военном читаем и разбираем «Певца во стане русских воинов», новейшее произведение г. Жуковского. Почти все наши выучили уже сию пиесу наизусть. <...> Какая Поэзия! Какой неизъяснимый дар увлекать за собою душу воинов! <...> Довольно сказать, что «Певец во стане русских воинов» сделал эпоху в русской словесности и — в сердцах воинов!» С исторической позиции оценивал события Отечественной войны 1812 года Л. С. Пушкин. В стихотворении «Бородинская годовщина» (1831) поэт подчёркивает значимость победы русского народа над войском Наполеона для дальнейшего развития не только нашей страны, но и всей Европы. Содружество муз В стихотворении «Полководец» (1835), посвящённом одному из самых ярких, но недооценённых современниками военачальников М. Б. Барклаю-де-Толли, Пушкин поднимает философскую проблему, характерную для его позднего творчества: гений и толпа, которая не способна понять значение его деяний. Интересно, что непосредственным толчком к созданию этого стихотворения послужила картина английского художника Дж. Доу, ставшая одной из центральных в галерее портретов героев Отечественной войны 1812 года. Картина была выполнена им в 1819—1829 гг. по заказу императора Александра 1 и размещена в Зимнем дворце. Ныне Военная галерея 1812 года одна из центральных в экспозиции музея Эрмитаж в Санкт-Петербурге — интереснейший с исторической и художественной точек зрения памятник подвигу нашего народа, воспетому в многочисленных произведениях русских писателей и поэтов. ◄ Размышляем над прочитанным 1. Вспомните, какие произведения русских писателей об Отечественной войне 1812 года вы читали. Что вам в них особенно запомнилось? 2. Как вы понимаете слова писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина: «Двенадцатый год — это народная эпопея, память о которой перейдёт в века...»? 3. Расскажите, что вы узнали об участии в войне 1812 года поэта В. А. Жуковского. О каких ещё русских поэтах — участниках этой войны — вы знаете? 4. С творчеством какого художника связано стихотворение А. С. Пушкина «Полководец» и почему? Прочитайте русскую народную песню и стихотворения В. А. Жуковского и А. С. Пушкина о войне 1812 года и подумайте, какая мысль объединяет столь разные произведения. Как нс две тученьки не две грозный... Русская народная песня
Подпись: «Не удалось тебе нас переладить на свою погудку: попляши же, басурман, под нашу дудку!» Худ. И. И. Теребенёв. 1812 Все заедино: ♦ А когда же у нас, братцы, Будет бой-батальица? На осенний первый праздничек, братцы. На Семёнов день*. Как Семёнов день приходит, братцы, Как гора валит; Как Семёнов день проходит, братцы. Как река бежит. Как ударили из пушек, братцы. Из винтовочек Нокатилися с могучих плеч Головушки, Нолилася басурманская кровь На все четыре стороны. Историко-культурный комментарий ► Семёнов день — традиционный народный и церковный праздник, знаменующий начало осени и Новолетие (начало нового года) по православному календарю; отмечается 14 сентября (1 сентября но старому стилю); другое название — Симеон-летопроводец (буквально: лето провожающий). В христианской традиции этот праздник связан с именем святого Симеона Столпника, а в народных поверьях — с началом бабьего лета. На Руси этот день обычно отмечали весёлыми гуляньями, играми и подготовкой к свадебным смотринам. ◄ Ф Размышляем над прочитанным 1. К какому известному вам фольклорному жанру следует отнести песню «Как не две тученьки не две грозныя...»? Аргументируйте свой ответ. Какие ещё народные песни этого жанра вы знаете? Ха 2. О каких двух «силах-армеюшках» говорится в народной песне? Кого в песне называют Царь Белый и Король французский и почему? 3. Какое историческое событие описывается в этой народной песне? Что в тексте соответствует историческим фактам, а что можно отнести к художественному вымыслу? 4. Прочитайте рубрику «Историко-культурный комментарий». С какими традиционными праздниками и обрядами связан Семёнов день? Как вы думаете, соответствуют ли чувства, с которыми описываются изображённые в песне события, этому празднику? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст песни. 5. Какие традиционные для русского устного народного творчества художественные приёмы используются в этой песне? Приведите примеры. 6*. Рассмотрите рисунок — карикатуру, выполненную художником И. И. Теребенёвым — автором популярной серии из 43 гравюр, высмеивавших Наполеона и его армию (так называемые «Теребенёвские листы»). Обратите внимание на подпись к рисунку, стилизованную под народную речь (такие подписи были сделаны ко всем 43 карикатурам). Как вы считаете, соответствует ли эта карикатура и подпись к ней по настроению и смыслу народной песне «Как не две тученьки не две грозныя...»? Докажите свою позицию. Василий Андреевич Жуковский Литературные имена России Василий Андреевич Жуковский (1783— 1852) — русский поэт, переводчик, основоположник романтизма в русской литературе, автор элегий и баллад, среди которых как переводные, так и оригинальные произведения, реформатор русской поэзии. В балладе «Светлана* (1812) впервые в русской литературе воплощён образ национальной героини. С 1815 года В. Л. Жуковский участник литературного объединения «Арзамас*, боровшегося с архаическими традициями в русской словесности. В 1818 году В. А. Жуковский членом Академии Российской. Отмечая особую роль поэта в развитии русской литературы, критик В. Г. Белинский сказал: «Без Жуковского мы не имели Пушкина». -Ч Прочитайте стихотворение В. А. Жуковского «Певец во стане русских воинов». Какому событию Отечественной войны 1812 года посвящено это стихотворение? Вспомните, кто ещё из русских поэтов писал об этом событии. Певец во стане русских воинов (В сокращении) Певец На поле бранном тишина: Огни между шатрами; Друзья, здесь светит нам луна. Здесь кров небес над нами. <...> Отчизне кубок сей, друзья! Страна, где мы впервые Вкусили сладость бытия, Поля, холмы родные, Родного неба милый свет, Знакомые потоки, Златые игры первых лет И первых лет уроки. Что вашу прелесть заменит? О родина святая.
Тебя благословляя? Там всё — там родших милый дом Там наши жёны, чада; О нас их слёзы пред творцом; Мы жизни их ограда; Там девы прелесть наших дней, И сонм друзей бесценный, И царский трон, и прах царей, И предков прах священный. За них. друзья, всю нашу кровь! На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы. Воин ы За них, за них всю нашу кровь! На вражьи грянем силы; Да в чадах к родине любовь Зажгут отцов могилы. <...>
Тот наш, кто первый в бой летит На гибель супостата, Кто слабость падшего щадит И грозно мстит за брата; Он взором жизнь даёт полкам; Он махом мощной длани Их мчит во сретенье врагам, В средину шумной брани: Ему веселье битвы глас, Спокоен под громами: Он свой последний видит час Бесстрашными очами. Хвала тебе, наш бодрый вождь. Герой под сединами! Как юный ратник, вихрь, и дождь, И труд он делит с нами. О сколь с израненным челом Пред строем он прекрасен! И сколь он хладен пред врагом И сколь врагу ужасен! О диво! се орёл пронзил Над ним небес равнины... Могущий вождь главу склонил; Ура! кричат дружины. Лети ко прадедам, орёл. Пророком славной мести! Мы твёрды: вождь наш перешёл Путь гибели и чести; С ним опыт, сын труда и лет; Он бодр и с сединою; Ему знаком победы след... Доверенность к герою! Пет, други, нет! не предана Москва на расхищенье; Там стены!., в россах вся она; Мы здесь — и Вог наш мщенье. <...> Воин ы Вожди славян, хвала и честь! Свершайте истребленье, Отчизна к вам взывает: месть! Вселенная: спасенье! <...> Певец Но светлых облаков гряда Уж утро возвещает; Уже восточная звезда Над холмами играет; Редеет сумрак; сквозь туман Проглянули равнины, И дальний лес, и тихий стан, И спящие дружины. О други, скоро!., день грядёт... Недвижны рати бурны... Но... Рок уж жребии берёт Из таинственной урны.
Работаем со словом Перун — в славянской мифологии: верховный бог-громовержец, покровитель князя и дружины. О новый день, когда твой свет Исчезнет за холмами, Сколь многих взор наш не найдёт Меж нашими рядами!.. И он блеснул!.. Чу!., вестовой Перун по холмам грянул; Внимайте: в поле шум глухой! Смотрите: стан воспрянул! И кони ржут, грызя бразды; И строй сомкнулся с строем; И вождь летит перед ряды; И пышет ратник боем.
Друзья, прошаныо кубок сей! И смело в бой кровавый Под вихорь стрел, на ряд мечей. За смертью иль за славой... О вы, которых и вдали Боготворим сердцами, Вам, вам все блага на земли! 1Цит промысла над вами!.. Всевышний царь, благослови! Л вы, друзья, лобзанье В завет: здесь верный любви. Там сладкого свиданья! Воин ы Всевышний царь, благослови! А вы, друзья, лобзанье В завет: здесь верный любви. Там сладкого свиданья! Сентябрь октябрь 1812 г. Историко-культурный комментарий ► ...наш бодрый вождь, / Герой под сединами — речь идёт о Михаиле Илларионовиче Голенищеве-Кутузове (1745—1813), знаменитом русском полководце, генерале-фельдмаршале, ученике и соратнике А. В. Суворова. Кутузов участвовал во многих военных кампаниях и проявил себя как талантливый военачальник. 17 (29) августа 1812 года он был назначен главнокомандующим русской армией, поскольку пользовался уважением и доверием не только среди офицеров и солдат, но и сре ди всего народа. Стал первым в истории России полным кавалером ордена Святого Георгия. Лети ко прадедам, орёл. / Пророком славной мести — по верованиям многих древних народов, кружащий над войском орёл предвещал победу полководцу и его армии. Как писал в примечаниях к стихотворению сам В. А. Жуковский, «знамение сие не обмануло и нас на достопамятном Бородинском поле. Когда российский вождь устроивал полки свои, орёл пролетел над ним при радостных кликах воинов и был верным предтечею погибели врагов наших». (Примечания В. А. Жуковского и Д. В. Дашкова ко второму изданию «Певца во стане русских воинов*, май 1813 г.) ◄ Й Размышляем над прочитанным 1. Прочитайте полный текст стихотворения В. А. Жуковского. В чём отличие этого стихотворения от других известных вам произведений русских писателей и поэтов, посвящённых Бородинской битве? ” 2. Обратите внимание на особенность построения стихотворения: в нём на призывы Певца отвечают Воины. Как вы можете охарактеризовать образ Певца? Как вы думаете, в чём заключается смысл собирательного образа Воинов? ft 3. Каждый из куплетов Певец посвящает определённой теме. Назовите эти темы и прочитайте строки, в которых выражается отношение к ним Певца и Воинов. 4. Каким предстаёт в стихотворении Жуковского образ вождя? Назовите его имя и кратко расскажите о нём. В каких ещё произведениях русских писателей нарисован образ этого полководца? Что в них общего и чем они различаются? 5. Прочитайте заключительную строфу стихотворения, начинающуюся с картины рассвета. Кому она посвящена? Каким настроением проникнута? 6*. Найдите и прочитайте в стихотворении «Певец во стане русских воинов» пейзажные зарисовки. С какими событиями они связаны? Какие средства художественной выразительности используются в этих фрагментах? 7. Рассмотрите иллюстрацию в учебнике к стихотворению Жуковского — картину «Русская кавалерия атакует французскую инфантерию. Бородино» Дениса Дайтона (1792—1827), современника этих событий. Какой момент этой битвы запечатлён на картине? Какие строки из стихотворения Жуковского подходят для описания этой картины и почему? Круг чтения ► Жуковский В. А. Стихотворения. В. А. Жуковский в воспоминаниях современников. Немзер А. С. При свете Жуковского: очерки истории русской литературы. Семенко И. М. Жизнь и поэзия Жуковского. ◄ Александр Сергеевич Пушкин Для позднего творчества Л. С. Пушкина характерно углублённое внимание к историческим и философским проблемам, осмысление политических событий прошлого и настоящего России, вдумчивое и взвешенное отношение к государственным и военным деятелям. Об этом свидетельствуют такие произведения, как роман «Капитанская дочка» (1836) и поэма «Медный всадник» (1833). К этому же периоду творчества относятся стихотворения «Бородинская годовщина* и «Полководец». Стихотворение «Бородинская годовщина» впервые было напечатано в брошюре «Па взятие Варшавы. Три стихотворения В. Жуковского и А. Пушкина». Поводом к его созданию послужили события, связанные с Польским восстанием 1830 1831 гг. (Польша до 1917 года входила в состав Российской империи.) Эти события вызвали большой резонанс среди ряда европейских политиков, которые призывали Европу вмешаться в этот внутренний конфликт. День взятия русскими войсками Варшавы 26 августа 1831 года совпал с годовщиной Бородинской битвы 1812 года, что послужило основой для исторических параллелей, которые проводит в стихотворении поэт. Пушкин напоминает о времени нашествия армии Наполеона и о той роли, которую сыграла Россия в её разгроме и освобождении европейских стран от захватчиков. Стихотворение «Полководец» было напечатано в 1836 г. в третьем томе журнала «Современник» и сразу вызвало противоречивую реакцию, связанную с непривычной для того времени пушкинской трактовкой роли в Отечественной войне 1812 года генерала-фельдмаршала М. Б. Барклая-де-Толли. Как мы уже говорили, толчком к созданию стихотворения стало посещение во время пасхального праздничного приёма в Зимнем дворце картинной Военной галереи, где среди других работ представлен портрет М. Б. Барклая-де-Толли работы Дж. Доу. Подпись под стихотворением подтверждает это: «7 апреля 1835. Светлое воскресение. СПб. Метель и мороз». Вместе с тем это стихотворение связывает с поздней лирикой Пушкина тема взаимоотношений выдающейся личности и толпы. Показательно, что первоначальное название стихотворения • Барклай-де-Толли», сохранившееся на страницах черновика, было более конкретно и прямо указывало на его героя. Но в ходе работы над текстом Пушкин усилил некоторые акценты, связанные с осмыслением философских проблем, что отразилось в окончательном названии «Полководец», под которым это стихотворение появилось в печати. S3 Прочитайте стихотворения А. С. Пушкина «Бородинская годовщина» и ♦ Полководец» и подумайте, какие события в современной поэту жизни России побудили его обратиться к её историческому прошлому — Отечественной войне 1812 года. Бородинская годовщина (Фрагмент)
Размышляем над прочитанным 1. Как в стихотворении «Бородинская годовщина» выражено отношение автора к истории и современности? Ц 2. В стихотворении «Бородинская годовщина» поэт напоминает своим оппонентам о героизме русского народа во времена Наполеоновских войн. Найдите в тексте слова и выражения, которые создают образ народа-победителя. 3*. В строке «И равен был неравный спор» используется особый художественный приём. Назовите этот приём. Как вы понимаете эту строку? м 4. Прочитайте заключительную часть стихотворения, построенную на основе сопоставления пира и боя. Какие образы здесь используются? Что они помогают выразить? О каком «тесном, хладном новоселье» говорит поэт? Полководец У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину, кругом, Своею кистию свободной и широкой Её разрисовал художник быстроокой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Пи фавнов с чашами, ни полногрудых жён. Пи плясок, ни охот, — а всё плащи, да шпаги. Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу И на знакомые их образы гляжу, И, мнится, слышу их воинственные клики. Из них уж многих нет; другие, коих лики Ещё так молоды на ярком полотне. Уже состарились и никнут в тишине Главою лавровой... Но в сей толпе суровой Один меня влечёт всех больше. С думой новой Всегда остановлюсь пред ним — и не свожу С него моих очей. Чем долее гляжу. Тем более томим я грустию тяжёлой. Он писан во весь рост. Чело, как череп голый, Высоко лоснится, и, мнится, залегла Там грусть великая. Кругом густая мгла; За ним -- военный стан. Спокойный и угрюмый. Он, кажется, глядит с презрительною думой. Свою ли точно мысль художник обнажил. Когда он таковым его изобразил. Или невольное то было вдохновенье, — Но Доу дал ему такое выраженье. О вождь несчастливый! Суров был жребий твой: Всё в жертву ты принёс земле тебе чужой. Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчанье шёл один ты с мыслию великой, И, в имени твоём звук чуждый не взлюбя. Своими криками преследуя тебя. Народ, таинственно спасаемый тобою. Ругался над твоей священно!"! сединою. И тот. чей острый ум тебя и постигал, В угоду им тебя лукаво порицал... И долго, укреплён могущим убежденьем. Ты был неколебим пред общим заблужденьем; И на полупути был должен наконец Безмолвно уступить и лавровый венец, И власть, и замысел, обдуманный глубоко, — И в полковых рядах сокрыться одиноко. Там, устарелый вождь! как ратник молодой. Свинца весёлый свист заслышавший впервой. Бросался ты в огонь, ища желанной смерти, — Вотще! —
О люди! жалкий род, достойный слёз и смеха! Жрецы минутного, поклонники успеха! Как часто мимо вас проходит человек. Над кем ругается слепой и буйный век. Но чей высокий лик в грядущем поколенье Поэта приведёт в восторг и в умиленье! 1835 Историко-культурный комментарий ► О вождь несчастливый! Михаил Богданович Барклай-де-'Голли (1761 —1819), князь, генерал-фельдмаршал, полный кавалер ордена Святого Георгия. Во время Отечественной войны 1812 года был назначен командующим 1-й Западной армией, но фактически стал во главе всей русской армии. Ещё в 1807 году М. Б. Барклай-де-Толли представил Александру I два плана войны, если Наполеон вторгнется на территорию России: наступательный и оборонительный. Последний подразумевал отступление вглубь страны, чтобы постепенно истощить превосходящие силы противника. С самого начала Отечественной войны 1812 года Барклай-де- Толли придерживался своего плана стратегического отступления. Это стало для многих основанием для подозрения непопулярного в армии военачальника в измене, особенно учитывая его происхождение (родители полководца имели немецко-шотландские корни). Это привело к тому, что на пост главнокомандующего был назначен любимый армией и народом М. И. Кутузов. Героизм и мужество, проявленные Барклаем-де-Толли во время Бородинской битвы, заставили многих его противников отдать ему дань уважения, однако по заслугам оценить вклад Барклая-де-'Голли в спасение страны от захватчиков смогли лишь потомки. Не признанный современниками, он всегда превыше всего ставил интересы Отечества. «Русский по рождению и со своей судьбой неотделим от России», — так говорил Барклай-де-Толли, всей жизнью доказавший справедливость этих слов. -4
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|