|
|||||||||||||
Мой народ. 186 8 страница10*. Е. И. Носова критики называли одним из самых «тихих» и уединённых лириков в современной прозе. Согласны ли вы с таким мнением? Аргументируйте свой ответ.
ТЕПЛО РОДНОГО ДОМА Нет драгоценнее воспоминаний у чел- века, как от первого детства его в дох родительском. Ф. М. Достоевски В сознании русского человека с давних времён понятие рода см зано с родительским домом, с родной землей, с Родиной. Древ» русский архетип дома осмысляется и в фольклоре?, и в древнерр ской, и в русской классической литературе. Одним писателям Рол на видится в образе родного дома, другим — в образе Росси родного города, села. Понятия «родная земля», «родительский дох нашли отражение в творчестве великих русских художников слом Вспомните выдающиеся строки А. С. Пушкина: Два чувства дивно близки нам — В них обретает сердце пищу — Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. 1830 В представлении любого народа дом всегда был источником те ла и света, мира и спокойствия, символом благополучия и боге ства. С домом связана вся жизнь человека. Молодые создавали свЫ дом и семью по образцу уклада жизни в родительском доме. Дом противопоставлялся внешнему миру и потому являлся 061 ектом разнообразных ритуалов, совершаемых для его защиты Историко-культурный комментарий ► Домовой — хозяин и покровитель дома, семьи, скота и хозя! ства в целом. Русские считают, что без Домового «дом держатм не станет». Домовой выполняет все хозяйственные работы: поди? Славянская мифология. Энциклопедический словарь Домовой у восточных славян чаще всего именуется по месту своего обитания: у русских — домовой, домовой дед, у белорусов — дамавик, хатник, у украинцев — домовик. Домового представляют старшим членом семьи. Об этом говорят и его названия. Русские называют домового хозяин, избенной большак, дедушко-браток, хо- зяйнушко мохнатый, кормилец. Белорусы — дамавой хазяин, господарь, самый наболыной, дяденька, браток, дед, свойский. Украинцы называют его хозяин, дщ. Е. Е. Левкиевская ◄ Из первых уст ► Русские пословицы и поговорки Купил дом и с домовыми. Дом домом, а домовой даром. Домовой пошутил: лошадь в подворотню протащил. Домовой тешится, леший заводит, а водяной топит. Вертит, как домовой на конюшне. Домовой по ночам стучит и возится, выживая хозяина. Домовинов (домочадцев, семьи) нет, так есть домовой. Домовой (дедушка, суседко) лошади гриву завил. Конь ко двору пришёлся: суседко колтун сколтунил. Управляются с домовым, либо выживая, либо задабривая его. В. И. Даль. Пословицы русского народа ◄
В русской литературе обращение к славянским мифологическим образам связано с возросшим интересом в русском обществе на рубеже XVIII — XIX веков к русской старине. Так, А. С. Пушкин обращается к мифологическому хранителю домашнего благополучия в стихотворении «Домовому». Стихотворение написано поэтом летом 1819 года во время его пребывания в родовом поместье в Михайловском. Поэт напрямую обращается к Домовому с просьбой оградить его «скромную обитель» от неприятно- стен и опасности. Здесь поэта ждут, здесь он чувствует прилив творческих сил и вдохновения. Поместья мирного незримый покровитель. Тебя молю, мой добрый домовой. Храни селенье, лес. и дикий садик мой, И скромную семьи моей обитель! Родной дом наполнен воспоминаниями о детстве, о радостных, а порой и печальных событиях, от которых сердце наполняется счастьем или горечью. О ностальгии по родному дому речь идёт в произведениях А. П. Платонова «На заре туманной юности» и В. П. Астафьева «Далёкая и близкая сказка», с которыми вам и предстоит познакомиться.
|
|||||||||||||
|