|
|||
Занятие 3. Занятие 4Занятие 3 Программное содержание. Расширение представлений о значении слов. Сравнение слов по звучанию. Развитие умения подбирать слова-друзья к заданному слову. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Корзинка, фишки-призы, мяч. Ход занятия Чтение стихотворения А. Шибаева "Всему название дано…". Всему название дано - И зверю, и предмету, Вещей полным-полно, А безымянных – нету! И все, что может видеть глаз, - Над нами и под нами, - И все, что в памяти у нас, - Означено словами. О твердом камне Говорит И слово твердое "Гранит". А для вещей, Что мягче всех, Слова помягче: "Пух, мох, мех". Дидактическая игра "Магазин". Дети называют предметы и игрушки, которые хотят купить. За каждый правильный ответ они получают фишки-призы. Потом складывают их в корзинку. "Вот как много слов вы назвали! – говорит воспитатель. – Все они звучат по-разному, но некоторые – похожи". Игра "Назови пару". Дети образуют круг. Воспитатель встает в центр круга, называет слово и бросает мяч кому-нибудь из детей. Ребенок называет слово, близкое по звучанию, и возвращает мяч обратно. Например: галка – палка, мишка – шишка, речка – печка, печка – свечка, пол – стол, рак – мак, Маша-растеряша и т. д. В этой игре вместо мяча можно использовать "волшебную палочку". Игра "Кого встретили в лесу?". Воспитатель просит детей вспомнить черепаху (см. занятие 2, средняя группа) и изобразить ее с помощью рук. Если есть солнце, можно показать ребятам теневой театр. Занятие 4 Программное содержание. Расширение представлений о словах. Знакомство с протяженностью слов. Развитие произвольных движений пальцев рук. Материал. Учебное пособие "Звуковые часы" (из книги А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой "Учите играя". -М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005) или предметные картинки (часы, лук, коровы, гуси, шар, машина, самолет, рак, рыба, дом, пароход и др.), стрелка; мелкие игрушки, фишки, корзинка. Ход занятия Чтение стихотворения Г. Сатира "Ли-мон". Что за "ли"? Что за "мон"? В звуках нету смысла. Но едва шепнут: "Ли-мон" - Сразу станет кисло. Измерение протяженности слов. Воспитатель замечает, что есть слова длинные и короткие, что каждое из них можно измерить хлопками или шагами. (Термин "слог" не употребляется.) Педагог предлагает детям измерить слова: слон, лягушонок, мама, кукла, сумка, вишня, дорога, машина, пароход и др. Дети измеряют количество слогов в словах, прохлопывая или прошагивая их. Можно в соответствии с количеством слогов в слове выкладывать мелкие игрушки или фишки (последовательно в процессе прохлопывания или прошагивания). Работа с пособием "Звуковые часы" (рис. 9). Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, назвать сначала короткие, затем длинные слова и измерить их хлопками или шагами. Работая со "Звуковыми часами" и переводя стрелки, дети определяют протяженность слов. Дидактическая игра "Назови вкусные слова". Дети набирают корзинку "вкусных вещей", складывая в нее фишки, которые дает воспитатель за каждое правильно названное слово. Игра "Яблонька". Дети встают в круг, и воспитатель читает стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения. Дети повторяют действия вслед за педагогом. У дороги яблонька стоит. (Руки сплетены над головой.) На ветке яблочко висит. (Запястья вместе, ладони слегка разведены, пальцы немного сжаты.) Сильно ветку я потряс, (Дети двигают сплетенными над головой руками вперед-назад.) Вот и яблочко у нас. (Руки перед собой, запястья соединены, пальцы "держат " яблоко.) В сладко яблочко вопьюсь, (Дети показывают, как едят яблоко.) Ой, какой приятный вкус! (Поглаживают ладошкой по животу.) Игра повторяется несколько раз. Рис. 9
|
|||
|