|
|||
Реприза. Динамика. АппликатураРеприза Реприза – итог развития, утверждение главной тональности. Характер – espressivo Динамика – «p» Штрих – 1-ая тема – tenuto, 2-ая – leggiero Тему в среднем голосе провести плотнее, весомее, на «mp»; нижний голос – чуть тише и легче. Через 4 такта на crescendo приходим к кульминации. Тема «Шествия Христа» звучит в верхнем голосе и нижнем голосе в дециму через октаву, очень динамична. Она превращается в мужественную, стойкую, непреклонную, решительную. Поиграть крепкими пальцами, с опорой, весом руки от плеча. Вторая тема в среднем голосе приобретает сверхволевое звучание. Мотив «Аллилуйя» звучит в разных голосах, тоже становится мужественным, решительным. 1. Верхний голос «МИ», «РЕ» брать плотно с опорой. 2. Услышать имитацию «МИ», «РЕ» в верхнем голосе, потом в среднем голосе. 3. Показать хроматический ход в басу – символ Побежденной смерти – и привести к «МИ». В конце тема «Шествия Христа», тема «Преодоления», мотив «Аллилуйя» звучат радостно и торжественно в A-dur, в просветленном миноре. Трудность в исполнении музыки И. С. Баха в том, что он не оставил никаких указаний: темпов, динамики, штрихов, аппликатуры. Нужно учитывать особенности инструментов того времени. У клавесина: 1. Большая сила звука (в отличии от клавикорда). 2. Регистровое разнообразие: 2 мануала – «f» и «p» - один над другим –«терра-сообразная» динамика, педальная клавиатура. 3. Звук отрывистый, отчетливый, блестящий. Хорошо звучали произведения токкатного типа. 4. Не было постепенных динамических оттенков. У клавикорда: 1. Звук более тихий, слабый 2. Не характерны звуковые контрасты. 3. Звук более певучий 4. Динамическая гибкость (наша инвенция клавикордная) Динамика 1. Восходящее мелодическое движение означает усиление звука. Нисходящее – ослабление. 2. Более длинные звуки берутся плотнее, короткие – легче. Динамика направлена на то, чтобы рельефно оттенить самостоятельность каждого голоса. Штрих Staccato во времена И. С. Баха приближалось к portamento – скользящее пальцевое движение. Первый биограф И. С. Баха И. Н. Форкель писал “… главное отличие манеры игры Баха на клавире от любого исполнителя заключалось в высшей степени отчетливости удара”. Работая с оркестром, Бах больше всего обращал внимание на артикуляцию. В старинной музыке артикуляция и ритм были важнейшими средствами выразительности. И. С. Бах любил легатное исполнение, любил держать пальцы близко к клавишам, «вводить палец в клавиатуру». И в тоже время – мягкое соскальзывание кончиков пальцев с клавиши («к себе»). Кисть закругленной формы, характерны певучесть, пластичность, ясность. Аппликатура 1. Скольжение пальцев 2. Подмена 3. Перекладывание Педаль – не должна нарушать ясность голосоведения. Ее функция: 1. Метро-ритмическая 2. Связующая 3. Динамическая
|
|||
|