Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Реприза. Динамика. Аппликатура



Реприза

Реприза – итог развития, утверждение главной тональности.

Характерespressivo

Динамика – «p»

Штрих – 1-ая тема – tenuto, 2-ая – leggiero

Тему в среднем голосе провести плотнее, весомее, на «mp»; нижний голос – чуть тише и легче. Через 4 такта на crescendo приходим к кульминации. Тема «Шествия Христа» звучит в верхнем голосе и нижнем голосе в дециму через октаву, очень динамична. Она превращается в мужественную, стойкую, непреклонную, решительную. Поиграть крепкими пальцами, с опорой, весом руки от плеча.

Вторая тема в среднем голосе приобретает сверхволевое звучание. Мотив «Аллилуйя» звучит в разных голосах, тоже становится мужественным, решительным.

1. Верхний голос «МИ», «РЕ» брать плотно с опорой.

2. Услышать имитацию «МИ», «РЕ» в верхнем голосе, потом в среднем голосе.

3. Показать хроматический ход в басу – символ Побежденной смерти – и привести к «МИ».

В конце тема «Шествия Христа», тема «Преодоления», мотив «Аллилуйя» звучат радостно и торжественно в A-dur, в просветленном миноре.

Трудность в исполнении музыки И. С. Баха в том, что он не оставил никаких указаний: темпов, динамики, штрихов, аппликатуры. Нужно учитывать особенности инструментов того времени.

У клавесина:

1. Большая сила звука (в отличии от клавикорда).

2. Регистровое разнообразие: 2 мануала – «f» и «p» - один над другим –«терра-сообразная» динамика, педальная клавиатура.

3. Звук отрывистый, отчетливый, блестящий. Хорошо звучали произведения токкатного типа.

4. Не было постепенных динамических оттенков.

У клавикорда:

1. Звук более тихий, слабый

2. Не характерны звуковые контрасты.

3. Звук более певучий

4. Динамическая гибкость (наша инвенция клавикордная)

Динамика

1. Восходящее мелодическое движение означает усиление звука. Нисходящее – ослабление.

2. Более длинные звуки берутся плотнее, короткие – легче.

Динамика направлена на то, чтобы рельефно оттенить самостоятельность каждого голоса.

Штрих

Staccato во времена И. С. Баха приближалось к portamento – скользящее пальцевое движение. Первый биограф И. С. Баха И. Н. Форкель писал “… главное отличие манеры игры Баха на клавире от любого исполнителя заключалось в высшей степени отчетливости удара”. Работая с оркестром, Бах больше всего обращал внимание на артикуляцию. В старинной музыке артикуляция и ритм были важнейшими средствами выразительности.

И. С. Бах любил легатное исполнение, любил держать пальцы близко к клавишам, «вводить палец в клавиатуру». И в тоже время – мягкое соскальзывание кончиков пальцев с клавиши («к себе»). Кисть закругленной формы, характерны певучесть, пластичность, ясность.

Аппликатура

1. Скольжение пальцев

2. Подмена

3. Перекладывание

Педаль – не должна нарушать ясность голосоведения. Ее функция:

1. Метро-ритмическая

2. Связующая

3. Динамическая



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.