Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Экспозиция



Экспозиция

Экспозиция – первоначальное изложение темы последовательно во всех голосах. Верхний голос – a-moll, средний голос – e-moll, нижний голос – a-moll. Каждый голос имеет свою инструментовку: верхний голос – флейта, средний голос – гобой, нижний голос – виолончель. И эту инструментовку надо сохранить на протяжении всей инвенции.

Тема – первое проведение («вождь») занимает 4 такта (в редакции Ф. Бузони).

 

Мы ознакомились с редакциями:

1. И. А. Браудо

2. А. Б. Гольденвейзера

3. С. В. Диденко

4. А. Е. Майкапара (смотрим видеоуроки, используя интернет)

5. Л. И. Ройзмана

6. Уртекст

7. К. Черни

Просматривали видеозаписи.

· Характер: sempre sostenuto.

· Штрих: tenuto il tema, ma non troppo legato.

Надо найти правильную фразировку и артикуляцию.

· Фразировка: разделение музыкальной ткани на мотивы, фразы, предложения.

· Артикуляция: способ произнесения звуков музыкальной речи: связный или раздельный. Начать тихо, в приглушенной звучности, сделать подъем к синкопе и мягкое разрешение. Сыграть на одном дыхании. Пальцы максимально приближены к клавишам, снятие минимальное.

Параллельно с темой звучит I противосложение. Это контрапункт к теме. Штрихportamento – скользящее пальцевое движение. Это противосложение звучит и с первым проведением темы в a-moll, и со вторым e-moll.

Второе проведение первой темы в e-moll, в среднем голосе («ответ», «спутник»). Ответ реальный – точное повторение интервалов темы в доминантовой тональности (Приложение, цифра 3)

Перед темой взять «дыхание», исполнять весом руки. Работаем над:

· Переходом темы из руки в руку первым пальцем, играть без «толчков», «неровностей».

· В 4 такте темы «скольжение» первыми пальцами в правой руке.

· Поучить каждый голос отдельно, парой голосов с разной динамикой.

II Противосложение – контрапункт к первому ответу, в верхнем голосе.

Штрихlegato, более легкое прикосновение. Следить за ритмической ровностью шестнадцатых.

II противосложение – развивающее, интонационно связано с темой и является ее продолжением.

· Идет развитие ритмики: после четвертей и восьмых следуют шестнадцатые, которые активизируют ритмический рисунок.

· Идет развитие мелодической линии: охватывается более широкий диапазон звучания.

I Интермедия – промежуточные построения между проведениями темы. Выросла из темы, ее нисходящего хода. Основана на:

· Имитации

· Нисходящей секвенции

Работаем над:

· Ритмической ровностью

· Певучим исполнением

· Слушаем имитацию

· Шестнадцатые стремятся к четвертям с точкой, которые берутся tenuto

· Слушаем осторожный выход из длинных нот

Третье проведение первой темы в a-moll, в нижнем голосе, в виолончельном насыщенном регистре. Динамически звучит ярче.

Работаем над:

· Ясным, рельефным проведением темы в басу

· Ловкостью при переходе II-го противосложения из правой руки в левую руку первыми пальцами.

· Ловкостью, ровностью, легкостью в украшении

· «ля» в верхнем голосе взять tenuto, выход из него естественный, без «толчка», с 5-го на 3-ий палец

· Слушаем стреттное проведение в среднем голосе, потом в верхнем голосе (II противосложение)

II восходящая просветленная Интермедия. Работаем над:

1. Ритмической ровностью в шестнадцатых, особенно при переходе из руки в руку.

2. Артикуляционные приемы: «восьмушки» - более мелкие длительности на legato, более крупные – non legato. Вносит ясность в полифоническую ткань произведения.

· Прием «фанфары» – поступенное движение – legato, скачкообразное – non legato. Верхний голос – legato, средний голос – non legato, нижний голос – legato.

3. Ловкостью в терциях (гибкостью, пластичностью) – проучить разными штрихами.

Назначение интермедий:

1. Разъединять вступления тем

2. Органически соединять темы и ответы

3. Совершать модуляционные переходы

4. Связывать воедино разделы инвенции

5. Разрабатывать отдельные элементы темы



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.