|
|||
ЭкспозицияЭкспозиция Экспозиция – первоначальное изложение темы последовательно во всех голосах. Верхний голос – a-moll, средний голос – e-moll, нижний голос – a-moll. Каждый голос имеет свою инструментовку: верхний голос – флейта, средний голос – гобой, нижний голос – виолончель. И эту инструментовку надо сохранить на протяжении всей инвенции. Тема – первое проведение («вождь») занимает 4 такта (в редакции Ф. Бузони).
Мы ознакомились с редакциями: 1. И. А. Браудо 2. А. Б. Гольденвейзера 3. С. В. Диденко 4. А. Е. Майкапара (смотрим видеоуроки, используя интернет) 5. Л. И. Ройзмана 6. Уртекст 7. К. Черни Просматривали видеозаписи. · Характер: sempre sostenuto. · Штрих: tenuto il tema, ma non troppo legato. Надо найти правильную фразировку и артикуляцию. · Фразировка: разделение музыкальной ткани на мотивы, фразы, предложения. · Артикуляция: способ произнесения звуков музыкальной речи: связный или раздельный. Начать тихо, в приглушенной звучности, сделать подъем к синкопе и мягкое разрешение. Сыграть на одном дыхании. Пальцы максимально приближены к клавишам, снятие минимальное. Параллельно с темой звучит I противосложение. Это контрапункт к теме. Штрих – portamento – скользящее пальцевое движение. Это противосложение звучит и с первым проведением темы в a-moll, и со вторым e-moll. Второе проведение первой темы в e-moll, в среднем голосе («ответ», «спутник»). Ответ реальный – точное повторение интервалов темы в доминантовой тональности (Приложение, цифра 3) Перед темой взять «дыхание», исполнять весом руки. Работаем над: · Переходом темы из руки в руку первым пальцем, играть без «толчков», «неровностей». · В 4 такте темы «скольжение» первыми пальцами в правой руке. · Поучить каждый голос отдельно, парой голосов с разной динамикой. II Противосложение – контрапункт к первому ответу, в верхнем голосе. Штрих – legato, более легкое прикосновение. Следить за ритмической ровностью шестнадцатых. II противосложение – развивающее, интонационно связано с темой и является ее продолжением. · Идет развитие ритмики: после четвертей и восьмых следуют шестнадцатые, которые активизируют ритмический рисунок. · Идет развитие мелодической линии: охватывается более широкий диапазон звучания. I Интермедия – промежуточные построения между проведениями темы. Выросла из темы, ее нисходящего хода. Основана на: · Имитации · Нисходящей секвенции Работаем над: · Ритмической ровностью · Певучим исполнением · Слушаем имитацию · Шестнадцатые стремятся к четвертям с точкой, которые берутся tenuto · Слушаем осторожный выход из длинных нот Третье проведение первой темы в a-moll, в нижнем голосе, в виолончельном насыщенном регистре. Динамически звучит ярче. Работаем над: · Ясным, рельефным проведением темы в басу · Ловкостью при переходе II-го противосложения из правой руки в левую руку первыми пальцами. · Ловкостью, ровностью, легкостью в украшении · «ля» в верхнем голосе взять tenuto, выход из него естественный, без «толчка», с 5-го на 3-ий палец · Слушаем стреттное проведение в среднем голосе, потом в верхнем голосе (II противосложение) II восходящая просветленная Интермедия. Работаем над: 1. Ритмической ровностью в шестнадцатых, особенно при переходе из руки в руку. 2. Артикуляционные приемы: «восьмушки» - более мелкие длительности на legato, более крупные – non legato. Вносит ясность в полифоническую ткань произведения. · Прием «фанфары» – поступенное движение – legato, скачкообразное – non legato. Верхний голос – legato, средний голос – non legato, нижний голос – legato. 3. Ловкостью в терциях (гибкостью, пластичностью) – проучить разными штрихами. Назначение интермедий: 1. Разъединять вступления тем 2. Органически соединять темы и ответы 3. Совершать модуляционные переходы 4. Связывать воедино разделы инвенции 5. Разрабатывать отдельные элементы темы
|
|||
|