|
||||||
Тема урокаСтр 1 из 10Следующая ⇒
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 2»
VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС GLORIA - ART 2020 г педагогическая номинация " Педагогическое мастерство" «Работа над полифонией в старших классах. Анализ трехголосной Инвенции И. С. Баха a-moll»
г. Нижний Новгород 2020 г.
Содержание
Пояснительная записка...................................................................................... 3 Конспект открытого урока.............................................................................. 5 Список используемой литературы.................................................................. 27 Приложение...................................................................................................... 29 Пояснительная записка
Реализуемая образовательная программа: Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства Цель урока: · Развитие полифонических навыков · Формирование, усвоение представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности Задачи урока: 1. Образовательные: · Закреплять теоретические знания (музыкальная терминология, аппликатурные принципы, средства музыкальной выразительности) · Формировать умения выполнять анализ и синтез музыкального произведения · Формировать пианистические умения и навыки · Закреплять умения слушать и слышать себя в процессе исполнения · Расширять багаж музыкальных впечатлений ученика 2. Развивающие: · Развивать активный слуховой контроль · Развивать внимание и память · Развивать техническую оснащенность 3. Воспитательные: · Воспитывать внимательное и бережное отношение к звукоизвлечению · Воспитывать умение наладить связь слуховых и двигательных ощущений в зависимости от характера исполняемых произведений Оборудование и материалы: · 2 фортепиано · Портреты композиторов · Репродукции · Различные редакции исполняемого произведения Технические средства обучения: · Метроном · Телефон, ноутбук с записью исполняемого произведения · Видеокамера · DVD проигрыватель · Телевизор · Музыкальный центр · Использование ресурсов интернета для слушания музыки, изучения методической литературы, поиска нот
Конспект открытого урока I. Организационный момент: · Приветствие · Сообщение темы урока · Программы урока · Цели урока · Задач урока II. Основная часть урока: 1. Гаммовые комплексы на примере гаммы E-dur 2. Избранные упражнения Ш. Л. Ганона 3. Эпоха Барокко: · Определение · Черты стиля · Яркие представители стиля в области архитектуры, живописи · Жанры барочной музыки · Ярчайшие представители эпохи Барокко 4. История создания инвенций, симфоний. Определение этих понятий 5. Риторика, ее влияние на музыку И. С. Баха: · Музыкально-риторические фигуры · Символы · Протестантские хоралы 6. Ассоциативный образ инвенции. Средства музыкальной выразительности для создания художественного образа 7. Понятие полифонии, виды полифонии. 8. Работа над инвенцией III. Заключительная часть урока: 1. Трудности в исполнении музыки И. С. Баха 2. Особенности инструментов того времени: клавесина, клавикорда Особенности: · Динамики · Штрихов · Аппликатуры · Педали 3. Способы, приемы работы 4. Что развивает работа над инвенциями 5. Подведение итогов урока · Оценивание работы учащейся · Домашнее задание
Тема урока Работа над полифонией в старших классах. Анализ трехголосной инвенции a-moll И. С. Баха Программа урока: 1. Гамма E-dur 2. Избранные упражнения Ш. Л. Ганона 3. И. С. Бах Трехголосная инвенция a-moll Цель урока: · Развитие полифонических навыков Задачи урока: 1. Расширить знания учащейся о культуре эпохи Барокко (в архитектуре, живописи, музыке). 2. Уметь оперировать понятиями: инвенция, музыкально-риторические фигуры, символы, хоралы, ассоциативный образ, средства музыкальной выразительности, полифония, имитация, тема, ответ, противосложение, интермедия, стретта, фразировка, артикуляция, приемы «восьмушки» и «фанфары». 3. Постараться средствами музыкальной выразительности создать художественный образ. 4. Найти нужное тембровое соотношение голосов в их одновременном звучании. 5. Учиться преодолевать технические трудности. 6. Способствовать развитию полифонического мышления.
1. Диатоническая гамма E-dur · В октаву, терцию, дециму, сексту · Терциями, октавами, ломаными октавами 2. Хроматическая 3. Аккорды по 4 звука 4. Арпеджио · короткое · ломаное · длинное 5. Септаккорды 6. 11 аккордов в виде арпеджио
Игра комплексов развивает: 1. Четкость, точность звукоизвлечения 2. Независимость, самостоятельность пальцев 3. Аппликатурные привычки 4. Координацию движений 5. Беглость, ловкость 6. Силу, выносливость 7. Гибкость, пластичность 8. Помогает хорошо ориентироваться на клавиатуре 9. Ставятся и художественные задачи
Гамма E-dur как подготовка к работе над полифоническим произведением: 1. Освоение певучей манеры игры. 2. Умение слышать длинную мелодическую линию. 3. Умение дать характеристику каждому голосу, особенно если два голоса в одной руке: · тембровую характеристику · динамическую · артикуляционную · ритмическую · умение координировать движения Динамический прием: · В прямом движении: вверх в терцию на crescendo, вниз в дециму на diminuendo · В расходящемся: f p f · В прямом: в сексту на piano Артикуляционный: · Вверх – non legato, вниз – пальцевое staccato и наоборот · Терциями: верхний голос – legato, нижний голос – staccato и наоборот Ритмический: · Вверх – пунктирный ритм, вниз – триолями · В расходящемся движении: левая играет четвертями, правая – восьмыми (триольными восьмыми, шестнадцатыми), потом наоборот Координационный: · Вверх правая – staccato, левая – legato, вниз – наоборот Октавами: · В прямом движении: вверх – обычными октавами, вниз – ломаными · В расходящемся движении – обычные октавы, в сходящемся – ломаные Хроматическая гамма с акцентом на «ми» В гаммообразных движениях добиваться: · Плавного, непрерывного исполнения без «толчков» · Спокойно подкладывать 1-ый палец при смене позиции кисти. Развивать ловкость, легкость и подкладывать его незаметно, готовить заранее, не меняя уровня кисти · Легато ощущается внутри ладони · Ровность и полнота звучания за счет ощущения опоры · Чистота и ровность не только за счет точного взятия звука, но и точного снятия пальцев с клавиш · Держаться ближе к черным клавишам
|
||||||
|