Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема урока



 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

 «Детская музыкальная школа № 2»

 

 VII МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС

GLORIA - ART 2020 г

педагогическая номинация                                                 

" Педагогическое мастерство"
открытый урок на тему:


«Работа над полифонией в старших классах.

Анализ трехголосной Инвенции И. С. Баха a-moll»

 

  Работу выполнила: Мишукова Л. Л. Преподаватель МБУ ДО «ДМШ № 2» по классу фортепиано

 

г. Нижний Новгород

2020 г.

 

Содержание

 

Пояснительная записка...................................................................................... 3

Конспект открытого урока.............................................................................. 5

Список используемой литературы.................................................................. 27

Приложение...................................................................................................... 29


Пояснительная записка

  Фамилия, имя ученицы: Караханян Лариса   Возраст: 12 лет Класс/курс: VI/8 (шестой класс, восьмилетний курс обучения) Специальность: фортепиано

 

Реализуемая образовательная программа:

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области музыкального искусства

Цель урока:

· Развитие полифонических навыков

· Формирование, усвоение представлений о музыкальном образе, языке музыки, средствах музыкальной выразительности

Задачи урока:

1. Образовательные:

· Закреплять теоретические знания (музыкальная терминология, аппликатурные принципы, средства музыкальной выразительности)

· Формировать умения выполнять анализ и синтез музыкального произведения

· Формировать пианистические умения и навыки

· Закреплять умения слушать и слышать себя в процессе исполнения

· Расширять багаж музыкальных впечатлений ученика

2. Развивающие:

· Развивать активный слуховой контроль

· Развивать внимание и память

· Развивать техническую оснащенность

3. Воспитательные:

· Воспитывать внимательное и бережное отношение к звукоизвлечению

· Воспитывать умение наладить связь слуховых и двигательных ощущений в зависимости от характера исполняемых произведений

Оборудование и материалы:

· 2 фортепиано

· Портреты композиторов

· Репродукции

· Различные редакции исполняемого произведения

Технические средства обучения:

· Метроном

· Телефон, ноутбук с записью исполняемого произведения

· Видеокамера

· DVD проигрыватель

· Телевизор

· Музыкальный центр

· Использование ресурсов интернета для слушания музыки, изучения методической литературы, поиска нот


 

Конспект открытого урока

I. Организационный момент:

· Приветствие

· Сообщение темы урока

· Программы урока

· Цели урока

· Задач урока

 II. Основная часть урока:

1. Гаммовые комплексы на примере гаммы E-dur

2. Избранные упражнения Ш. Л. Ганона

3. Эпоха Барокко:

· Определение

· Черты стиля

· Яркие представители стиля в области архитектуры, живописи

· Жанры барочной музыки

· Ярчайшие представители эпохи Барокко

4. История создания инвенций, симфоний. Определение этих понятий

5. Риторика, ее влияние на музыку И. С. Баха:

· Музыкально-риторические фигуры

· Символы

· Протестантские хоралы

6. Ассоциативный образ инвенции. Средства музыкальной выразительности для создания художественного образа

7. Понятие полифонии, виды полифонии.

8. Работа над инвенцией

III. Заключительная часть урока:

1. Трудности в исполнении музыки И. С. Баха

2. Особенности инструментов того времени: клавесина, клавикорда

Особенности:

· Динамики

· Штрихов

· Аппликатуры

· Педали

3. Способы, приемы работы

4. Что развивает работа над инвенциями

5. Подведение итогов урока

· Оценивание работы учащейся

· Домашнее задание

 

Тема урока

Работа над полифонией в старших классах. Анализ трехголосной инвенции a-moll И. С. Баха

Программа урока:

1. Гамма E-dur

2. Избранные упражнения Ш. Л. Ганона

3. И. С. Бах Трехголосная инвенция a-moll

Цель урока:

· Развитие полифонических навыков

Задачи урока:

1. Расширить знания учащейся о культуре эпохи Барокко (в архитектуре, живописи, музыке).

2. Уметь оперировать понятиями: инвенция, музыкально-риторические фигуры, символы, хоралы, ассоциативный образ, средства музыкальной выразительности, полифония, имитация, тема, ответ, противосложение, интермедия, стретта, фразировка, артикуляция, приемы «восьмушки» и «фанфары».

3. Постараться средствами музыкальной выразительности создать художественный образ.

4. Найти нужное тембровое соотношение голосов в их одновременном звучании.

5. Учиться преодолевать технические трудности.

6. Способствовать развитию полифонического мышления.

 

1. Диатоническая гамма E-dur

· В октаву, терцию, дециму, сексту

· Терциями, октавами, ломаными октавами

2. Хроматическая

3. Аккорды по 4 звука

4. Арпеджио

· короткое

· ломаное

· длинное

5. Септаккорды

6. 11 аккордов в виде арпеджио

 

Игра комплексов развивает:

1. Четкость, точность звукоизвлечения

2. Независимость, самостоятельность пальцев

3. Аппликатурные привычки

4. Координацию движений

5. Беглость, ловкость

6. Силу, выносливость

7. Гибкость, пластичность

8. Помогает хорошо ориентироваться на клавиатуре

9. Ставятся и художественные задачи

 

Гамма E-dur как подготовка к работе над полифоническим произведением:

1. Освоение певучей манеры игры.

2. Умение слышать длинную мелодическую линию.

3. Умение дать характеристику каждому голосу, особенно если два голоса в одной руке:

· тембровую характеристику

· динамическую

· артикуляционную

· ритмическую

· умение координировать движения

Динамический прием:

· В прямом движении: вверх в терцию на crescendo, вниз в дециму на diminuendo

· В расходящемся: f p f

· В прямом: в сексту на piano

Артикуляционный:

· Вверх – non legato, вниз – пальцевое staccato и наоборот

· Терциями: верхний голос – legato, нижний голос – staccato и наоборот

Ритмический:

· Вверх – пунктирный ритм, вниз – триолями

· В расходящемся движении: левая играет четвертями, правая – восьмыми (триольными восьмыми, шестнадцатыми), потом наоборот

Координационный:

· Вверх правая – staccato, левая – legato, вниз – наоборот

Октавами:

· В прямом движении: вверх – обычными октавами, вниз – ломаными

· В расходящемся движении – обычные октавы, в сходящемся – ломаные

Хроматическая гамма с акцентом на «ми»

В гаммообразных движениях добиваться:

· Плавного, непрерывного исполнения без «толчков»

· Спокойно подкладывать 1-ый палец при смене позиции кисти. Развивать ловкость, легкость и подкладывать его незаметно, готовить заранее, не меняя уровня кисти

· Легато ощущается внутри ладони

· Ровность и полнота звучания за счет ощущения опоры

· Чистота и ровность не только за счет точного взятия звука, но и точного снятия пальцев с клавиш

· Держаться ближе к черным клавишам



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.