|
|||
Организация стратегического планирования в Российской Федерации на макроуровне ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 7. Организация стратегического планирования в Российской Федерации на макроуровне Непременным условием эффективного регулирования и стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации является наличие четко функционирующей системы органов, осуществляющих практическую деятельность в указанных сферах. Такая система органов в настоящее время создана и включает в себя законодательные и исполнительные органы власти. Законодательные органы власти Российской Федерации, представленные Государственной думой и Советом Федерации Федерального собрания, обеспечивают правовую базу государственного регулирования, прогнозирования, стратегического программирования и планирования, рассматривают и утверждают федеральный бюджет — ядро общегосударственной системы планирования. Исполнительный орган власти — Правительство РФ — в лице своих рабочих органов осуществляет всю практическую работу по регулированию и стратегическому планированию всех аспектов жизнедеятельности общества. В систему рабочих органов Правительства РФ, принимающих непосредственное участие в регулировании экономики и плановой работе, входят прежде всего: министерства РФ: экономического развития и торговли; финансов; промышленности, науки и технологий; природных ресурсов; сельского хозяйства; труда и социального развития; образования; энергетики; транспорта; путей сообщения и т.д.; государственные комитеты РФ: по строительству и жилищно-коммунальному комплексу; рыболовству; стандартизации и метрологии; таможенный и др. Центральное место в системе этих органов занимает Министерство экономического развития и торговли РФ. Его задачи и функции, содержание и порядок работы определяются Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 990. По мере необходимости данное Положение уточняется и дополняется правительством страны. Министерство экономического развития и торговли РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, разрабатывает и реализует единую государственную социально-экономическую политику. Его главная задача — определение путей и разработка методов эффективного развития экономики, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие Российской Федерации. Реше ние данной задачи обеспечивается путем выполнения министерством следующих функций: аналитической; информационной; экспертной; консультационной; разработки и обоснования различных аспектов внутренней политики государства; выработки методов реализации внутренней политики государства; разработки прогнозов, проектов стратегических федеральных программ и планов; организационно-методического руководства плановой работой в Российской Федерации; распорядительной; контрольной; осуществления международных связей по всем вопросам регулирования и стратегического планирования со странами ближнего и дальнего зарубежья. Аналитическая функция Министерства экономического развития и торговли РФ включает анализ состояния экономического положения Российской Федерации, тенденций социально-экономического развития, экономической ситуации в регионах, хода проводимых в стране реформ, а также выявление диспропорций в развитии национальной экономики и определение путей их устранения. Информационная функция — это подготовка годовых и ежеквартальных докладов о состоянии российской экономики, конъюнктуры на мировом рынке. Выполнение экспертной функции предполагает представление Министерством экономического развития и торговли России Правительству РФ экономически обоснованных заключений по: вопросам развития отдельных отраслей экономики и регионов страны, а также по вопросам народного благосостояния; проектам межправительственных договоров и соглашений в области внешнеэкономических связей, включая объемы взаимных поставок и номенклатуры продукции; использованию централизованных валютных ресурсов, товарному наполнению иностранных кредитов, получаемых под правительственные гарантии, и погашению долгов зарубежными странами; регулированию денежного обращения, улучшению состояния денежных расчетов в экономике, формированию рынка ценных бумаг и движению акционерного капитала; основным направлениям и методологии приватизации, демонополизации и развитию конкуренции; совершенствованию управления государственным имуществом; совершенствованию нормативно-правового обеспечения экономической реформы; развитию инфраструктуры рынка и новых организационных форм рыночной экономики; созданию правительственных и межведомственных комиссий для решения межотраслевых и межрегиональных проблем. Консультационная функция заключается в подготовке предложений по: прогнозной части ежегодных посланий Президента РФ Федеральному собранию; общим направлениям финансовой, денежно-кредитной и валютно-кредитной политики; основам ценовой политики в РФ; совершенствованию механизма регулирования цен, тарифов на продукцию, товары и услуги; экономической политике в сфере международного экономического сотрудничества, развитию и совершенствованию механизма регулирования внешнеэкономических связей; совершенствованию экономического взаимодействия с субъектами Российской Федерации; развитию рыночной инфраструктуры, экономическому механизму рационального использования природных ресурсов и ресурсосбережению. Функция разработки и обоснования различных аспектов внутренней политики предполагает непосредственное участие Министерства экономического развития и торговли РФ в формировании и обосновании: социально-экономической политики государства; приоритетных направлений развития экономики; государственной структурной политики; государственной инвестиционной и инновационной политики и мер по стимулированию инвестиционной активности; государственной политики по привлечению иностранных инвестиций и размещению российских инвестиций за рубежом; региональной экономической политики; стратегии размещения производительных сил и совершенствования территориальной структуры экономики; социальной политики, включая вопросы государственной поддержки отраслей социальной сферы, общие направления политики в области доходов и потребления населения, создания рабочих мест, социального партнерства и социальной поддержки и защиты отдельных слоев населения с учетом экономических возможностей государства; государственной экологической политики и мер по обеспечению экологической безопасности. Содержанием функции выработки методов реализации различных аспектов внутренней политики государства является активная деятельность Министерства экономического развития и торговли РФ в направлении, обеспечивающем решение задач экономической, социальной, структурной, инвестиционной, инновационной, региональной и экологической политики. В ходе выполнения функции разработки прогнозов, стратегических программ и планов Министерство экономического развития и торговли РФ совместно с другими рабочими органами исполнительной власти: — разрабатывает комплексный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации, ее регионов, отраслей и секторов экономики на соответствующий период, используя данные системы национальных счетов, а также сводный финансовый баланс государства; — обеспечивает экономическое обоснование отдельных статей доходов и расходов федерального бюджета, в том числе бюджетной заявки на финансирование поставок продукции (выполнение работ и услуг) для федеральных государственных нужд; - формирует федеральные целевые комплексные программы решения важнейших стратегических проблем; организует изучение платежеспособного спроса и предложения на товарных рынках и разрабатывает прогнозные материальные балансы спроса и предложения по важнейшим видам продукции; прогнозирует развитие ресурсной базы страны; участвует в составлении отдельных статей платежного баланса. Функция организационно-методического руководства предполагает: подготовку методических рекомендаций по плановой работе для всех принимающих в ней участие федеральных органов власти; координацию работы по составлению и реализации федеральных и межгосударственных целевых программ; формирование в установленном порядке перечня целевых программ, предусматривающих финансирование за счет федерального бюджета. Правительство РФ в соответствии с действующим законодательством предоставило Министерству экономического развития и торговли РФ право: запрашивать в установленном порядке у органов исполнительной власти всех уровней, а также у юридических и физических лиц необходимую информацию и материалы; издавать в установленном порядке в пределах своей компетенции нормативные правовые акты; вносить в установленном порядке в пределах своей компетенции предложения о кандидатурах представителей Российской Федерации в органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности; формировать в установленном порядке объемы и структуру поставок продукции (выполнение работ и услуг) для федеральных государственных нужд, включая государственное бронирование важнейших видов материально-технических ресурсов для нужд обороны и безопасности страны, государственный материальный резерв и резерв Правительства РФ; осуществлять в установленном порядке лицензирование отдельных видов деятельности в пределах своей компетенции; определять в пределах средств, выделенных министерству на научные исследования, перечень важнейших научных работ в области экономики; привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в его компетенцию, любые научные учреждения страны, а также отдельных ученых, специалистов и участвовать в распределении финансовых ресурсов, направляемых на эти цели. На Министерство экономического развития и торговли РФ возложено также выполнение контрольной функции, реализуя которую оно осуществляет контроль за выполнением принимаемых Президентом и Правительством Российской Федерации решений по развитию экономики и проведению экономической реформы, осуществлением инвестиционных проектов с использованием централизованных капитальных вложений, соблюдением установленных цен и тарифов, выполнением государственного оборонного заказа и мобилизационного плана страны. В структуре центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли РФ наряду с подразделениями, обеспечивающими выполнение возложенных на министерство задач и функций, имеется несколько десятков департаментов, занимающихся основными вопросами деятельности министерства. Кроме того, Министерство экономического развития и торговли РФ имеет свои представительства в экономических районах страны. Возглавляет Министерство экономического развития и торговли РФ министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Министр несет персоналную ответственность за выполнение возложенных на министерство задач и своих функций. Министр экономического развития и торговли РФ имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности по его представлению Правительством РФ. Важнейшие вопросы развития экономики России и деятельности Министерства экономического развития и торговли РФ обсуждаются на заседаниях коллегии министерства, в состав которой входят министр (председатель коллегии), заместители министра по должности, руководящие работники центрального аппарата Министерства экономического развития и торговли РФ, а также представители других федеральных органов исполнительной власти, предприятий, организаций и учреждений, ученые и специалисты. Численность и состав коллегии Министерства экономического развития и торговли РФ утверждается Правительством РФ, а ее решения, принимаемые в установленном порядке большинством голосов, оформляются протоколами и проводятся в жизнь приказами министра. При возникновении разногласий между министром и другими членами коллегии решение принимает министр, извещая об этом в случае необходимости Правительство РФ. Члены коллегии также могут сообщить в Правительство РФ свое особое мнение. Министерство экономического развития РФ имеет подведомственные организации, в том числе научно-исследовательские, учебные и хозяйственные. Наибольшее значение для деятельности министерства имеют: Институт макроэкономических исследований, Институт микроэкономики, Совет по размещению производительных сил и экономическому сотрудничеству, Научно-исследовательский институт цен, Межведомственный аналитический центр (в совместном ведении с Министерством промышленности, науки и технологий РФ и МВЭС России), Научно-исследовательский центр «Зарубежсхема», Научно-исследовательский центр по проблемам управления ресурсосбережением и отходами при Министерстве экономического развития и торговли России и Министерстве природных ресурсов России, Всероссийский научно-исследовательский институт внешнеэкономических связей, Высшая школа экономики (в совместном ведении с Министерством высшего образования и науки) и др. Подведомственным Министерству экономического развития и торговли РФ является журнал «Экономист». Осуществляя работу в области стратегического планирования, Министерство экономического развития РФ руководствуется Федеральным законом от 20 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в котором четко очерчиваются цели и задачи плановой работы на федеральном уровне, система разрабатываемых исполнительной властью плановых документов, назначение и общая характеристика входящих в эту систему структурных элементов, а также механизм реализации содержащихся в них ус тановок по экономическому и социальному развитию страны. Кроме того, министерство выполняет соответствующие распоряжения Правительства РФ. Основное назначение плановых документов федерального уровня — обеспечение Правительства РФ, его рабочих органов, субъектов федерации, рядовых граждан и общественных объединений, во-первых, научно обоснованными данными о возможных направлениях социально-экономического развития общества, базирующегося на законах рыночного хозяйства; во-вторых, системой представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, путях их достижения; в-третьих, комплексной системой целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации и конкретных мероприятий, намечаемых к реализации в течение планируемого периода. Перечисленные проблемы решаются в процессе разработки: долго-, средне- и краткосрочных комплексных прогнозов социально-экономического развития; концепции социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу; федеральных целевых программ, предусматривающих решение стратегически важных для страны задач различного временного горизонта. В соответствии с российским законодательством все перечисленные плановые документы подлежат опубликованию. Государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации являются результатом, с одной стороны, комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического и духовного потенциалов, накопленного национального богатства, состояния природных ресурсов, положения Российской Федерации в мировом хозяйстве, тенденций возможного изменения этих факторов воспроизводства в перспективе, а с другой — использования информации, содержащейся в таких локальных прогнозах, как демографические, экологические, научно-технические, социальные, внешнеэкономические, отраслевые и региональные. Комплексные прогнозы социально-экономического развития могут быть: а) общими, в которых дается развернутая характеристика перспектив развития национальной экономики в целом; б) по народно-хозяйственным комплексам и отраслям экономики; в) по регионам; г) прогнозами развития государственного сектора экономики. В целях их более эффективного использования при принятии стратегических решений эти прогнозы разрабатываются в нескольких вариантах, учитывающих вероятное воздействие внешних и внутренних факторов на национальную экономику. Возможное в перспективе социально-экономическое положение в стране раскрывается с помощью целой системы количественных и качественных показателей, характеризующих макроэкономическую ситуацию в ней, социально-экономическую структуру общества, научно-техническое развитие, внешнеэкономическую деятельность, динамику производства, потребления, уровня и качества жизни, состояние экосистемы, образования, здравоохранения и социального обеспечения населения. Долгосрочные государственные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются на 10-летний период через каждые 5 лет. Такой порядок позволяет всегда иметь ориентиры перспективного развития страны на срок, колеблющийся в пределах от 5 до 10 лет. На базе информации, содержащейся в долгосрочном прогнозе социально-экономического развития и осуществления специальных расчетов, составляются среднесрочные прогнозы на период от 3 до 5 лет. Эти прогнозы подлежат ежегодной корректировке. Краткосрочные прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации разрабатываются ежегодно. В государственном регулировании социально-экономических процессов особое место занимает Концепция социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (до 10 лет). В ней конкретизируются варианты социально-экономического развития страны, определяются возможные его цели, а также пути и средства их достижения. Разрабатывается концепция на основе государственного прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу с выделением двух среднесрочных перспектив. В Российской Федерации принят порядок, в соответствии с которым президент страны после вступления в должность обращается к Федеральному собранию с посланием, в котором имеется специальный раздел, раскрывающий основное содержание концепции социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу. Так, в нем дается общая характеристика современного состояния национальной экономики, формируются и обосновываются стратегические цели и приоритеты социально-экономической политики государства на среднесрочную перспективу, направления реализации поставленных целей, важнейшие задачи, подлежащие решению на федеральном уровне. При формировании целей и постановке задач используется система важнейших макроэкономических показателей, позволяющих получить конкретное представление о количественной и качественной мерах происходящих в обществе процессов. Рабочим документом, используемым Правительством РФ в процессе государственного регулирования социально-экономических процессов, является Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Она основана на положениях, содержащихся в послании Президента Российской Федерации. Для решения назревших задач стратегического характера, касающихся отдельных экономических и социальных проблем развития российского общества, рабочие органы Правительства РФ и Министерства экономического развития РФ с участием заинтересованных ведомств и субъектов федерации разрабатывают государственные программы. Каждая такая программа имеет свой паспорт, в который заносятся следующие реквизиты: 1) наименование программы; 2) дата принятия решения о разработке программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта); 3) государственный заказчик, директор программы; 4) основные разработчики программы; 5) цели и задачи программы, важнейшие целевые показатели; 6) сроки реализации программы (подпрограмм); 7) перечень подпрограмм и основных мероприятий; 8) исполнители подпрограмм и основных мероприятий; 9) объемы и источники финансирования; 10) ожидаемые конечные результаты реализации программы; 11) система организации контроля за исполнением программы. Как правило, в любой государственной программе описываются: содержание проблемы и необходимость ее решения на основе использования программно-целевого подхода; цели и задачи программы; основные пути решения поставленных программой задач; источники и объемы финансирования программы; механизмы реализации программы; оценка эффективности программы; организация управления программой и контроль за ходом ее реализации. В процессе разработки прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития Российской Федерации в качестве самостоятельного раздела выделяются проекты по развитию государственного сектора экономики. Они включают показатели функционирования и развития, получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом, а также содержат оценку программы повышения эффективности использования федеральной собственности и пакетов акций. Подготовленные Правительством Российской Федерации плановые документы и материалы представляются для обсуждения в Государственную думу, которая самостоятельно устанавливает порядок их рассмотрения. Одновременно с проектом федерального бюджета Государственной думе представляются: итоги социально-экономического развития Российской Федерации за прошедший период текущего года; прогноз социально-экономического развития на предстоящий год; проект сводного финансового баланса по территории Российской Федерации; перечень основных социально-экономических проблем (задач), на решение которых направлена политика Правительства Российской Федерации в предстоящем году; перечень федеральных целевых программ, намечаемых к финансированию за счет средств федерального бюджета, на предстоящий год; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд по укрупненной номенклатуре; намечаемые проектировки развития государственного сектора экономики. Правительство РФ и его рабочие органы осуществляют оперативный мониторинг за достоверностью прогнозов, реализацией стратегии социально-экономического развития страны и государственных программ. В ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию содержится специальный раздел, в котором анализируется выполнение программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, уточняются программы и выделяются задачи на предстоящий год. Во исполнение Федерального закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» Правительство РФ ежегодно дает указание Министерству экономического развития РФ о подготовке совместно с другими рабочими органами плановых документов и материалов, необходимых для регулирования развития национальной экономики на очередной год.
|
|||
|