Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования



3. Принципы (закономерности) методологии стратегического планирования

Стратегическое планирование, его логика опираются на определенные закономерности, получившие название принципов планирования. Под принципами планирования следует понимать объективную категорию науки планирования, выступающую в качестве отправного основополагающего понятия, выражающего совокупное действие ряда законов развития как объекта планирования, так и самой практики планирования и определяющего задачи, направление и характер составления, а также возможности выполнения плановых заданий и проверки их выполнения.

Стратегическое планирование является центральным элементом системы управления обществом, фирмой, поэтому для него общезначимы четыре общих принципа управления:

принцип единства экономики и политики при приоритете политики;

принцип единства централизма и самостоятельности;

принцип научной обоснованности и эффективности управленческих решений;

принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирования личной и коллективной заинтересованности в выполнении управленческих решений.

I. Принцип единства экономики и политики при приоритете политики. Согласно этому принципу разработчики прогнозов, стратегических программ и планов должны исходить из целей политики, намеченных к реализации соответствующими субъектами управления, на макроуровне — политики правящей партии (блока партий), реализуемой сформированным правительством. Она должна обеспечивать сохранение экономических и социальных основ общества, выражать интересы определенной части его населения. В этих условиях плановые документы являются инструментом реализации политики господствующих в данное время классов, социальных общностей людей, отражают не только социально-экономические и хозяйственные решения, но и политические.

Объективной основой данного принципа является стремление субъектов управления обеспечить единство всех интересов, на базе которых и формируется политика классов, различных социальных общностей. То есть политика — это не что иное, как организационно оформленная система интересов соответствующих общностей людей. Она выражает их отношения между собой и к государству и направление их деятельности, позволяющее реализовать эти интересы. Так как в системе интересов центральное место занимают экономические интересы, они являются определяющими по сравнению со всеми другими, и в этом смысле политика не может не быть концентрированным выражением экономики. Вместе с тем, для беспрепятственного развития экономики нужны соответствующие политические условия, государство со всеми своими институтами, органами власти. Поэтому политика выступает в качестве направляющей силы, в рамках которой функционирует экономика любой страны. Сле-довательно, без приоритетного начала политики в управлении экономикой последняя не может успешно развиваться, чем и определяется соотношение между экономикой и поли-тикой.

На микроуровне собственники коммерческих организаций формируют политику, определяющую направление их развития, распределение финансовых результатов деятельности в соответствии со своими интересами.

II. Принцип единства централизма и самостоятельности. Сущность этой закономерности стратегического планирования состоит в том, что подготавливаемые регулирующими органами проекты решений в форме прогнозов, стратегических программ и планов должны, с одной стороны, базироваться на информации о намерениях хозяйствующих субъектов, учитывать их интересы, а с другой — воздействовать на них в нужном для общества направлении.

В рыночном хозяйстве централизм обеспечивается прежде всего системой государственного заказа, разработкой и реализацией федеральных и региональных целевых комплексных программ, мероприятиями финансовой, кредитной и валютной политики, социальной защиты населения и др. Вместе с тем в рамках существующего законодательства коммерческие организации свободны в своих действиях, в подготовке и реализации планов своей текущей и перспективной работы.

В рамках фирмы, корпорации централизм и самостоятельность в стратегическом планировании находят свое конкретное воплощение в предоставлении своим филиалам максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности, в том числе и в планировании, но в рамках общей стратегии фирмы, корпорации.

Соотношение между централизмом и самостоятельностью носит конкретно-исторический характер, т.е. может изменяться в зависимости от задач и. особенностей развития страны в тот или иной период времени, от внешних и внутренних условий.

III. Принцип научной обоснованности и эффективности прогнозов, стратегических программ и планов означает, что при их составлении необходимо:

учитывать действия всей системы законов развития общества, определяющих содержание и направление движения его отдельных элементов и сфер деятельности. То есть, разрабатывая прогнозы, проекты стратегических программ и планов, их составители должны исходить из сущности, содержания и форм проявления в практической деятельности экономических законов рыночного хозяйства, законов раз-вития социальных отношений, законов развития науки и техники;

изучать и использовать в плановой работе достижения современной отечественной и зарубежной науки и техники и целях своевременного осуществления структурной перестройки экономики, материализации в хозяйственной практике важнейших направлений научно-технического прогресса, экологизации производства, обеспечения его социальной направленности, а также высокого уровня интенсификации И эффективности;

на основе широкого использования экономических инструментов ориентировать фирмы, корпорации на своевременное техническое перевооружение, реконструкцию и обновление производства, восприимчивость к научно-техническому прогрессу, быстрое реагирование на постоянно изменяющиеся потребности общества;

обеспечивать в процессе стратегического планирования органическое единство стратегических и тактических планов, программ и прогнозов;

повышать степень достоверности планово-учетной информации, являющейся базой для расчетов показателей прогнозов, стратегических программ и планов;

постоянно совершенствовать технологию разработки всех плановых документов;

обеспечивать комплексное использование всех других элементов методологии стратегического планирования.

IV. Принцип сочетания общих и локальных интересов при приоритете интересов более высокого ранга и стимулирование личной и коллективной заинтересованности в выполнении заданий стратегических программ и планов. Этот принцип означает: во-первых, объективную необходимость органически увязывать интересы различных классов, социальных слоев, коллективов коммерческих организаций и отдельных работ-ников в единую систему и обеспечивать ее реализацию в процессе определения стратегических целей проектов программ и планов, а также подготовки мероприятий, способствующих их достижению; во-вторых, при регулировании воспроизводственных процессов, происходящих в национальной экономике, с помощью федеральных и региональных целевых комплексных программ и планов решать проблемы исходя из приоритета интересов укрепления безопасности, обороноспособности, социальной защищенности граждан и других общечеловеческих ценностей для всех членов общества; в-третьих, создавать с помощью системы экономических стимулов в виде разнообразных форм заработной платы, премий, налоговых и кредитных льгот, обеспечения не-обходимыми материальными ресурсами личную и коллективную заинтересованность работников в успешном выполнении плановых заданий.

Кроме того, стратегическое планирование опирается на такие специфические, или локальные, принципы, как:

1) обеспечение оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев;

2) единство и комплексность прогнозов, стратегических программ и планов;

3) единство процесса разработки, обеспечение возможности выполнения и проверки выполнения программ и планов.

1) Принцип обеспечения оптимальной пропорциональности на основе выделения ведущих звеньев. Суть его состоит в планомерном, сознательном формировании соответствующими субъектами управления пропорций, соответствий между структурными элементами управляемой подсистемы исходя из определенного критерия оптимальности. Критериями оптимальности могут быть: время, необходимое для решения той или иной проблемы стратегического планирования; объем капитальных вложений, требующихся для реализации плановых решений или объем материальных ресурсов во всех их разновидностях; количество работников, необходимое для решения плановой задачи.

Ведущее звено стратегической программы (плана) — это наиболее важные для функционирования в перспективе структурные элементы объекта стратегического планирования, обеспечивающие достижение стоящих перед ним стратегических целей, решение ключевых проблем. Для общества в целом таковыми могут являться определенные сферы его жизнедеятельности, те отрасли и регионы страны, от успешного развития которых зависят как подъем всей экономики, ее отраслей, так и решение основных социальных задач. На микроуровне — в фирме, корпорации — ведущими звеньями могут быть отдельные участки производства, технологические процессы, отдельные направления совершенствования менеджмента, маркетинговой деятельности и др. Принципиально важное значение имеет то обстоятельство, что в связи с изменением внешних и внутренних условий объекта стратегического планирования должны меняться и ведущие звенья, определяться иные стратегические цели, конкретизируемые в определенных задачах.

Выделение ведущих звеньев — важное направление стратегического планирования, позволяющее создавать необходимые условия для равновесия в социально-экономических системах, его объектах. Объективной основой данного принципа является относительная в каждый данный момент времени ограниченность ресурсов, которыми располагает общество, хозяйствующие субъекты и которые могут быть использованы для удовлетворения производственных и непроизводственных потребностей. Спектр ведущих звеньев обусловлен объемом и структурой системы ресурсов общества. При выделении ведущих звеньев исходят из того, что потребности общества всегда включают комплекс реальных и идеальных потребностей. В свою очередь, сами потребности неравноценны по своей значимости для субъектов и объектов стратегического планирования. Поэтому возникает необходимость предпочтения одних перед другими на основе шкалирования и ранжирования.

2) Принцип единства и комплексности прогнозов, стратегических программ и планов. Объективной основой данного принципа являются единство воспроизводственного процесса в рамках фирмы, региона, страны в целом и существова-ние единого экономического пространства, единого рынка с присущей ему инфраструктурой.

Единство различных плановых документов может быть либо формальным, т.е. обеспечиваться едиными формами, таблицами, показателями и способами их расчета, либо материальным, т.е. опираться на конкретные ресурсы, необходимые для выполнения заданий.

Единство стратегических планов коммерческих организаций достигается посредством координации планов их структурных подразделений, филиалов, разработанных в русле общей стратегии организации. На макроуровне указанная проблема решается путем взаимного согласования между собой федеральных и региональных программ и планов, взаимной увязки их показателей.

Комплексность прогнозов, стратегических программ и планов всех уровней и временных горизонтов обеспечивается в результате учета в процессе составления внешних и внутренних факторов, определяющих развитие объекта стратегического планирования. Комплексность стратегических прогнозов, программ и планов означает также многоаспектный характер работы над плановыми документами.

3) Принцип единства процесса разработки, обеспечения возможности выполнения и проверки выполнения стратегических программ и планов. В процессе составления проектов программ и планов должны быть обеспечены внутренняя согласованность всех разделов и показателей плановых документов, точность плановых расчетов, а также возможность их последующей проверки.

Практическая реализация требований данного принципа в стратегическом планировании предполагает, во-первых, своевременное доведение плановых заданий до исполнителей, участников различных проектов, во-вторых, тщательную проверку соответствия хода выполнения решений стратегических программ и планов намеченным параметрам функционирования национальной экономики, ее отдельных подсистем и элементов. Проверка выполнения намеченных целей, задач, показателей призвана:

определить ошибки, допущенные в процессе стратегического планирования;

вскрыть неиспользованные ресурсы, возможности, не учтенные ранее или вновь возникшие, и включить их в воспроизводственный процесс;

обнаружить сложившиеся или складывающиеся диспропорции, несоответствия в планируемом объекте и принять неотложные меры по их устранению;

выявить новые потребности, возникшие в ходе выполнения плановых заданий, и отыскать необходимые ресурсы, требующиеся для их удовлетворения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.