Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Логика стратегического планирования



2. Логика стратегического планирования

Решение любых проблем управления, а следовательно и стратегического планирования, имеет определенную логику. Под логикой стратегического планирования понимают упорядоченную последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением любой проблемы стратегического планирования, а также определение исходного пункта, который является отправной точкой для решения проблем и которому должен подчиняться весь процесс плановой работы.

Логика стратегического планирования включает следующие структурные элементы:

определение и формулирование цели или системы целей, которые преследует субъект стратегического планирования в планируемом периоде (это отправной пункт логики стратегического планирования, ее главная идея);

анализ исходного уровня развития объекта стратегического планирования в период, предшествующий планируемому, и уточнение параметров достигнутого уровня и его структуры к началу этого периода;

определение объема и структуры потребностей общества в планируемом периоде по результатам функционирования соответствующих объектов стратегического планирования;

определение объема и структуры ресурсов, имеющихся на начало планируемого периода и вновь создаваемых;

5) согласование, балансирование потребностей и ресурсов социально-экономических подсистем различного уровня путем преодоления временных противоречий, несоответствий между ними на основе шкалирования, ранжирования потребностей и подготовка проектов управленческих решений в форме стратегических прогнозов, программ и планов.

Рассмотрим содержание каждого из перечисленных эле­ментов логики стратегического планирования.

Процесс формирования целей, как следует из определения сущности и содержания логики стратегического планирова­ния, занимает центральное место.

Под целями в стратегическом планировании понимаются желательные состояния или результаты функционирования соответствующего объекта планирования в определенный момент будущего. Задачи — это цели, достижение которых желательно к определенному моменту времени в пределах периода стратегического планирования.

Цели могут быть недостижимыми в пределах планируемого периода, но приближение к ним за это время должно быть возможным. Задачи должны быть в принципе осуще­ствимыми в течение планируемого периода, хотя не всегда можно требовать их осуществления. Цель, которую никогда нельзя достичь, но к которой можно неограниченно приближаться, называется идеалом.

Любой субъект стратегического планирования на стадии формулирования целей и задач должен: во-первых, определить цели планируемой системы и перевести их на язык задач, что позволит получить своеобразный график выполнения последних; во-вторых, предусмотреть четкую формулировку всех задач и разработать критерии оценки прогресса в выполнении каждой из них; в-третьих, исключить возможные противоречия, конфликты (или разработать инструментарий для их разрешения) между задачами, т.е. решить, что делать, если выполнение одной задачи противоречит решению другой.

В стратегическом планировании, осуществляемом на мак­роуровне, цели и задачи намечаются исходя из программных установок правящей партии (или блока партий) и в концентрированном виде содержатся в концепции социально-экономического развития страны, подготавливаемой рабочими органами Правительства Российской Федерации. Концепция — это общий замысел прогнозов, проектов стратегических программ и планов, выражающийся в формулировке глобальных целей и приоритетов социально-экономической системы в плановом периоде, и определение важнейших путей, форм и методов их достижения.

В процессе разработки концепции социально-экономического развития Российской Федерации помимо программных установок соответствующих субъектов управления используются прогнозные разработки: научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, экономического роста и структурных сдвигов, изменения масштабов природопользования и качества среды обитания (экологии), изменения внешнеэкономических условий. Для того чтобы концепция социально-экономического развития страны приобрела необходимую степень конкретности, более четкой определенности, в ней выделяются социально-экономические задачи, детализирующие и уточняющие ее содержание.

Для первичных звеньев национальной экономики — хозяйствующих субъектов — концепция развития есть не что иное, как органическое единство миссии и целей коммерческой организации, выбор специфических стратегий для определения и получения ресурсов в необходимых объёмах и структуре, их последующего распределения и использования в целях обеспечения эффективной работы организации в ближайшей и последующей перспективах.

Анализ исходного уровня состояния объекта стратегического планирования в предплановый период — вторая важная процедура логики планирования. Значение этой процедуры обусловлено тем, что развитие национальной экономики, корпорации, фирмы в ближайшие после базисного периода годы в значительной мере предопределено наличными производственными мощностями, трудовыми ресурсами и другими факторами воспроизводства, которые сложились в предплановый период.

Анализ уровня развития национальной экономики включает комплексное изучение темпов развития, структуры внутри каждой отрасли, между отраслями, в границах регионов, субъектов федерации, межрегиональных и межгосударственных пропорциях. Завершается анализ состояния национальной экономики страны в предплановый период общей оценкой уровня ее социально-экономического развития. Одновременно этот уровень сопоставляется с аналогичными показателями наиболее развитых в экономическом отношении стран мира.

На макроуровне осуществляется анализ внутренней и внешней среды, в процессе которого выясняются: использование потенциала организации, ее сильные и слабые стороны; возможные конкуренты и их предполагаемые действия; состояние и перспективы развития конкурентной среды отрасли; движущие силы; состав макроокружения, его составляющие и их влияние на организацию (как правило, анализируются социальная, экономическая, правовая, политическая и технологическая составляющие).

Всестороннее изучение объема и структуры потребностей общества, его отдельных подсистем в планируемом периоде — чрезвычайно важная процедура логики стратегического планирования, так как любая фирма, корпорация, общественные институты возникают и функционируют для удовлетворения определенных потребностей людей. Под ними понимают объективно необходимые условия протекания жизненных процессов, соответствующие исторической ступени развития общества, общественного производства и об­щественных отношений. Потребность — это некое специфическое состояние человека (группы людей, общества в целом), возникающее вследствие того, что человек (социальная общность людей), существуя сам по себе, т.е. в виде отдельной биологической особи, является составной частью (элементом) общественной системы, взаимодействует с внешним окружением — внешней средой (обществом, живой и неживой природой).

Потребности общества — это сложная, полиструктурная, динамичная система. Ее подсистемы — это материальные и нематериальные потребности. Подсистема материальных потребностей охватывает потребности общества в благах, имеющих вещественную, предметную форму. Ее основными элементами являются потребности производства (текущие), потребности накопления, непроизводственные потребности населения, потребности научных учреждений. Подсистема нематериальных потребностей — это потребности общества в духовных и социальных благах, создаваемых в отраслях национальной экономики, результаты деятельности которых не имеют вещественной, предметной формы.

Для существования и развития общества необходимыми являются потребности отраслей так называемого реального сектора экономики (в его состав входят предприятия, производящие блага в материально-вещественной форме). Значительная часть элементов основного капитала (производственные мощности) и рабочего времени общества должны затрачиваться на то, чтобы обеспечить функционирование предприятий добывающей промышленности и сельского хозяйства, продукция которых идет в основном на производственное потребление.

Потребности текущего производства определяются на основе информации, содержащейся в балансах «Ресурсы и использование». Этот баланс позволяет определить полный объем использования продукции на внутреннем рынке. Он составляется в натуральном выражении по важнейшим видам продукции и топливных ресурсов.

Потребности в средствах производства и предметах потребления для накопления, увеличения резервов и страховых фондов исчисляются на основе расчетов возможного объема капитального строительства, увеличения текущих и страховых запасов материальных ресурсов, прироста или возмещения использованных ранее федеральных материальных резервов.

Важнейшее значение имеет определение потребности населения в предметах потребления. Базисный уровень потребления определяется на основе статистики системы национальных счетов (СНС), бюджетов населения, продукции сельского хозяйства, товарооборота, сферы услуг. Для расчетов на перспективу используются реальные денежные доходы, возможная динамика сбережений, прожиточный минимум, научные и рациональные нормы потребления, коэффициенты эластичности спроса на товары и услуги в зависимости от роста доходов и уровня цен, данные балансов продовольственных ресурсов.

Нормы потребления основных продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечивающие согласно научным данным удовлетворение разумных потребностей населения, могут использоваться в плановых расчетах на долгосрочную перспективу, а также в качестве ориентира для сравнения с фактически достигнутым и прогнозируемым уровнями потребления тех или иных товаров.

Потребность в материальных ресурсах, необходимых научным учреждениям, определяется исходя из перспектив их исследовательской работы.

Удовлетворение потребностей предполагает наличие у общества, хозяйствующих субъектов соответствующих ресурсов.

Расчеты объема и структура ресурсов являются содержанием четвертого элемента логики стратегического планирования.

Ресурсы общества — это его естественный, трудовой, научно-технический, экономический, социальный, духовный, внешнеполитический потенциалы. Потенциал (от лат. potentia — сила, мощь) — совокупность имеющихся возможностей, средств в какой-либо области. Классифицируют потен­циал аналогично типологии структуры общества. Наибольшее значение для стратегического планирования имеют классификации:

по сферам жизнедеятельности общества (экономической, социальной, экологической, духовной, политической, правовой);

по элементам производительных сил (естественно-ресурсному, трудовому, информативному, техническому, организационному);

по отраслям национальной экономики (промышленной, строительной, аграрной, транспортной, финансово-кредитной, социально-инфраструктурной);

по региональным таксономам (субъекту федерации, городу, району, региону и т.д.).

Ресурсы, которыми может располагать общество, его отдельные подсистемы и структурные элементы в планируемом периоде состоят из наличных ресурсов и ресурсов, создаваемых в плановом периоде. Для текущих (оперативных) планов наибольшее значение имеют наличные ресурсы. В среднесрочном стратегическом планировании важность и тех, и других примерно одинакова. В стратегическом долгосрочном планировании решающее значение приобретают ре­сурсы, создаваемые в течение планового периода.

Согласование ресурсов и потребностей, приведение их в оптимальное соответствие — заключительная стадия в логике стратегического планирования. К этой стадии переходят после комплексного расчета общественных и личных потребностей и определения ресурсов, которыми будет располагать общество для экономического, социального и духовного развития, а также хозяйствующие субъекты для обеспечения их нормального функционирования в перспективе.

Поскольку объем ресурсов в планируемом периоде есть всегда некоторая конечная величина, важнейшей проблемой стадии согласования является обеспечение наибольшей эффективности производства, всего ресурсного потенциала общества и его хозяйствующих субъектов. Большое значение на этой стадии имеют шкалирование, ранжирование потребностей по признаку наибольшей насущности, выделение системы приоритетов в удовлетворении потребностей. Лишь на основе искомого соответствия между потребностями и ресурсами можно завершить разработку прогнозов и формировать стратегический план.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.