|
|||
Теория и система показателей стратегического планирования5. Теория и система показателей стратегического планирования Разработка прогнозов, стратегических программ и планов невозможна без использования системы показателей. Только с их помощью могут быть реализованы логика, принципы и методологические подходы стратегического планирования. В современном учете и статистике под показателем понимается количественно-качественная характеристика социально-экономических явлений и процессов в обществе. Причем качественная сторона его отображает сущность явлений или процесса в конкретных условиях места и времени, а количественная — его размер, абсолютную или относительную величину (например, численность экономически активного населения России на 1 января 2020 г.). Применительно к стратегическому планированию под показателем следует понимать меру (количественную или качественную) планового задания, придающую ему количественную или качественную определенность. Современная система показателей в целом позволяет охарактеризовать основные социально-экономические процессы, происходящие в обществе, его отдельных подсистемах и используется в их государственном регулировании. В связи с данным обстоятельством, учетом особенностей различных уровней регулирования и планирования различают несколько систем показателей: планирования в целом, включающей, кроме показателей федеральных программ и комплексных социально-экономических прогнозов, показатели системы национальных счетов, государственного бюджета, сводного финансового плана страны; используемых в процессе разработки рабочими органами государственной власти комплексных прогнозов социально-экономического развития страны, федеральных стратегических программ, государственного бюджета страны; развития субъектов федерации, включая показатели региональных целевых программ и местных бюджетов; развития отдельной отрасли; прогнозов, стратегических программ и планов развития Используемая в стратегическом планировании система показателей должна отвечать определенным требованиям, важнейшими из которых являются: единство и обязательность показателей для данного уровня планирования. Данная задача решается путем разработки перечня как утверждаемых, так и используемых для расчетов показателей; способность агрегироваться и дезагрегироваться (укрупняться и разукрупняться), быть сопоставимыми; четкая мера, т.е. показатели должны быть определенными, измеряемыми; обеспечение комплексной характеристики всех аспектов функционирования планируемых объектов; гибкость, адаптивность, способность отражать все изменения в состоянии объекта планирования; содержание указаний на конкретных исполнителей плановых заданий, т.е. адресность; ориентирование соответствующих объектов планирования на рост продуктивности, результативности и эффективности; численная ограниченность количества показателей, содержащихся в прогнозах, стратегических программах и планах всех уровней и временных горизонтов. В зависимости от связи с объектами стратегического планирования и содержанием меры показатели могут быть классифицированы на следующие группы: конечные и промежуточные; натуральные и стоимостные; количественные и качественные; объемные и сетевые; абсолютные и относительные; утверждаемые, расчетные и информационные (справочные). Деление показателей, используемых в стратегическом планировании, на конечные и промежуточные связано с особенностями удовлетворения потребностей общества на различных уровнях управления и планирования. Поэтому конеч ные результаты и их показатели, выражающиеся в зависимости от уровней рассмотрения, имеют определенное содержание и границы. Так, на уровне первичного звена национальной экономики конечные результаты (общественные потребительные стоимости) представляют собой блага, удовлетворяющие потребности товаропроизводителей, физических лиц в средствах производства и предметах потребления; на втором уровне — блага, удовлетворяющие производственные и непроизводственные потребности субъектов федерации (регионов) и отраслевых систем разной степени мощности и сложности; на третьем — блага, удовлетворяющие потребности общества в целом. Таким образом, под конечными показателями понимают показатели, характеризующие на микроуровне — объемы продукции, выходящей за пределы коммерческой организации и не используемой для внутреннего потребления, на макроуровне — объемы продукции (услуги), используемой для удовлетворения нужд производственного и непроизводственного накопления, для личного и общественного непроизводственного потребления, для возмещения выбытия и капитального ремонта элементов основных фондов и идущей на экспорт (за вычетом импорта). Под промежуточными понимают показатели, характеризующие объемы продукции, необходимой для изготовления конечного продукта. Натуральные показатели характеризуют вещественную сторону производства. Они дают возможность установить прямое соответствие между объемом производства продукции в ее конкретно-вещественной форме и объемом потребностей в этой продукции, направление движения товарных потоков. Натуральные показатели измеряются в единицах, которые связаны с характером продукции. Однако сфера применения натуральных показателей в чистом виде относительно ограничена, поскольку они характеризуют лишь частные связи и пропорции в национальной экономике. Для расширения сферы их использования разрабатывают условно-натуральные показатели. Их устанавливают путем приведения многообразия натурального выражения данного вида продуктов к единому при помощи переводных коэффициентов. Общей основой для установки условно-натуральных показателей выбирается какое-либо решающее потребительское свойство продукции или услуги, имеющее наибольшее экономическое значение. Например, все виды топлива в условном исчислении измеряются при помощи переводных коэффициентов, отражающих потребность в топливе для получения 7000 ккал (1 т угля равна 1 ед.; 1 т нефти — 1,5 ед.). Стоимостные показатели. В рыночном хозяйстве чрезвычайно велика роль стоимостных показателей. С их помощью выражаются совокупные результаты воспроизводственного процесса (производство валового внутреннего продукта, валового национального продукта, промежуточное потребление, валовая добавленная стоимость, стоимость основного капитала и его потребления, заработная плата по экономике в целом, валовая чистая прибыль, объем реализованной продукции, амортизация основных средств и т.п.). Стоимостные показатели позволяют обеспечить взаимную увязку всех разделов прогнозов, стратегических программ и планов, определить направления развития различных отраслей, регионов, структуру национальной экономики, важнейшие взаимосвязи и пропорции в ней, темпы экономического роста. С помощью стоимостных показателей составляются различные экономические балансы. На микроуровне стоимостные показатели позволяют увязать задания по производству продукции с заданиями по снижению издержек производства и обращения, росту производительности труда, повышению рентабельности и др. Стоимостные и натуральные показатели могут быть количественными и качественными. Количественные показатели характеризуют прямые непосредственные результаты производства или работ и, в свою очередь, делятся на объемные и сетевые. Объемные показатели отражают размеры производства продукции, задания по объему капитальных работ, производительность труда в рублях на одного работника и др., а сетевые — задания по развитию различных отраслей социальной инфраструктуры (количество школ, больниц, учреждений культуры и др., а также контингенты врачей, учителей, школьников, студентов и т.д.). Качественные показатели характеризуют потребительную стоимость продукции (ее полезность), условия развития как общественного, так и индивидуального (уровень хозяйственных субъектов) производства, степень его эффективности, т.е. издержки производства, динамику его роста, технический уровень, степень использования материальных ресурсов и т.п. Качественные показатели делятся на технико-экономические и экономические. Технико-экономические показатели охватывают технико-экономические нормы и измерители и отражают эффективность использования основных и оборотных фондов (например, съем стали с 1 м2 пода печи, время оборота вагона, расход металла на одну машину и т.д.). Экономические показатели характеризуют эффективность использования трудовых и финансовых ресурсов и являются важнейшими синтетическими показателями, отражающими в обобщенном виде качество работы коммерческих организаций и отраслей национальной экономики. К числу экономических показателей относят производительность труда, уровень издержек производства и обращения, рентабельность, фондоотдачу и др. Следует иметь в виду, что деление показателей, используемых в стратегическом планировании, на качественные и количественные в известной мере носит условный характер, так как качественные показатели имеют количественную определенность, а количественные — качественную характеристику. Показатели прогнозов, стратегических программ и планов могут быть как абсолютными, так и относительными. Абсолютные показатели выражают количественную характеристику измеряемого процесса или явления, относительные — характеризуют эти явления на основе определенной базы. С помощью относительных показателей определяются темпы роста и прироста, дается обобщенное представление о динамике соответствующих величин во времени. Среди показателей стратегических программ и планов различают утверждаемые, расчетные и информационные (справочные). Утверждаемые показатели являются обязательными для исполнения. Значительная их часть имеет адресный характер. Это — показатели государственного бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, объема производства фирмы, важнейших видов ее продукции, уровня издержек производства, производительности труда и др. Количество утверждаемых показателей в рыночном хозяйстве сокращается при переходе от планов коммерческих организаций к планам субъектов федерации и страны в целом. К расчетным показателям относят такие, с помощью которых обосновываются утверждаемые. Информационные (справочные) показатели — это различного рода аналитические показатели (например, «в расчете на душу населения», «на 100 000 населения», «доля» и т.д.), позволяющие сравнивать уровни развития отдельных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, регионов), фирм, отраслей и т.д.
|
|||
|