|
|||
Финансирование реалитзации стратегических планов органов властиСтр 1 из 10Следующая ⇒ Финансирование реалитзации стратегических планов органов власти
Лекция № 1 Предмет теории стратегического планирования
1. Социальное рыночное хозяйство как объект государственного регулирования и стратегического планирования 2. Стратегическое планирование как процесс практической деятельности общества 3. Стратегическое планирование как наука: предмет, объект и важнейшие аспекты
1. Социальное рыночное хозяйство как объект государственного регулирования и стратегического планирования В любой стране мира существует несколько аспектов жизнедеятельности общества: экономический, социальный, правовой и духовный. Все они протекают в разных формах организации общественных отношений. Так, в их основе могут быть рыночные отношения или же отношения, формируемые и жестко централизованно управляемые государством. Как известно, основу рыночных отношений составляют частная собственность на средства производства и предметы потребления, свободная деятельность товаропроизводителей, свободная конкуренция и ценообразование, свободный выбор вида деятельности, обеспечивающий существование и развитие человека. Для централизованно управляемой экономики характерны: общественная собственность на средства производства; централизованное планирование на всех уровнях народно-хозяйственной системы; высокий уровень концентрации производства и его монополизация на государственных предприятиях; ориентация производственной деятельности на народно-хозяйственную эффективность; декларирование в качестве высшей цели общества всестороннего развития человека; закрытость единого народно-хозяйственного комплекса страны. Опыт развития современной цивилизации свидетельствует о том, что, с одной стороны, система рыночных отношений позволяет обеспечивать более эффективное по сравнению с командно-административной, бюрократической системой функционирование всех аспектов жизнедеятельности общества, а с другой — все страны, базирующиеся на системе рыночных отношений, широко используют с разными вариациями методы государственного регулирования социально-экономических процессов, происходящих в жизни общества. Современное рыночное хозяйство ориентировано, как правило, на удовлетворение многообразных потребностей человека. Одновременно во многих промышленно развитых странах оно обеспечивает высокую степень защищенности своих граждан посредством государственного вмешательства в социально-экономические процессы (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.п.). Это дало основание для определения такого хозяйства как социально-рыночного. Основоположником концепции социально-рыночного хозяйства и организатором хозяйственной реформы в послевоенной Германии являлся бывший министр народного хозяйства ФРГ, а затем ее канцлер Людвиг Эрхард. В своей книге «Благосостояние для всех», изданной в 1956 г. (в России впервые издана в 1960 г., переиздана в 1991 г.), раскрывая содержание этой концепции, он определял социально-рыночное хозяйство как «хозяйство, базирующееся на принципах свободной конкуренции, свободного выбора предметов потребления, свободы раскрытия и процветания личности». По его мнению, социально-рыночное хозяйство обеспечивает стремление к рационализации, к капиталовложениям, готовность к расширению потребления. «Социальный смысл рыночного хозяйства, — писал Л. Эрхард, — в том и заключается, что любой успех экономики, любое достижение рационализации, любое повышение производительности труда идет на благо всему народу и служит лучшему удовлетворению нужд потребителей». В современном мире концепция социально-рыночного хозяйства рассматривается как попытка совместить понимание неизбежности процессов, происходящих на рынке, с социальным и общественным прогрессом. Социально-рыночное хозяйство нацелено на свободное, экономически эффективное, прочное, социальное и справедливое устройство экономики, общества в целом. Его можно рассматривать как некий «третий путь» между необузданным капитализмом конца XIX — начала XX в. и системами с централизованно управляемой экономикой. Исходя из того, что социально-рыночное хозяйство является одной из моделей рыночной экономики, приобретшей новое качество в результате деятельности государства по обеспечению социальной справедливости, социальной защиты граждан, можно дать следующее его определение: социально-рыночное хозяйство — это социально-экономическая система, функционирующая на основе плюрализма всех форм собственности, экономической свободы граждан, производителей товаров и услуг, свободной конкуренции и ценообразования, обеспечивающая с помощью государства справедливое распределение валового национального продукта в строгом соответствии с реальным трудовым вкладом каждого гражданина и предоставляющая социальные гарантии незащищенным слоям населения. Из данного определения следует, что в решении социальных проблем достаточно велика роль государства, главные задачи которого: формирование и поддержание надежного правопорядка в стране; обеспечение внутренней и внешней безопасности; обеспечение стабильности национальной валюты; развитие отраслей социальной инфраструктуры (образования, здравоохранения, науки и искусства, общественного транспорта и т.д.); осуществление контроля за соблюдением законодательства в области конкурентной борьбы; обеспечение социальных гарантий и права на труд для более слабых членов общества; разработка и реализация требований, запретов и использование рыночных стимулов для охраны окружающей среды; определение общепризнанных «правил игры» в области налогового и социального права, а также внешнеэкономических отношений; макроэкономическое управление социально-экономическими процессами в рамках возможностей рыночного хозяйства. Успешное решение этих задач государством позволит обеспечить: а) повышение уровня и качества жизни населения; б) стабильный уровень цен; в) высокий уровень занятости; г) поддержание социальной справедливости и эффективно функционирующей системы социального обеспечения. Российская Федерация взяла курс на формирование в стране социально-рыночного хозяйства. Эта цель зафиксирована в ст. 7 Конституции РФ, где говорится, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Общими предпосылками достижения указанной цели является успешное решение таких проблем, как: создание правового государства, последовательная и решительная борьба с монополизмом и коррупцией, укрепление отечественной валюты, сокращение бюджетного дефицита, проведение активной структурно-инвестиционной политики, всемерная поддержка малого бизнеса, создание необходимых условий для экономического роста и улучшение его качества, формирование благоприятного инвестиционного климата, разработка и реализация различных программ в сфере социальной защиты населения и некоторых других. Важным шагом на пути практического решения задач, намеченных Основным Законом страны, была «Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 1996—2000 гг.», принятая Постановлением Правительства от 26 февраля 1997 г. № 222. Этой программой намечались стратегические цели и приоритетные направления социальных реформ, определялись конкретные меры по реформированию: а) сферы труда и трудовых отношений; б) политики в области занятости населения и развития кадрового потенциала; в) миграционной политики; г) социального страхования; д) пенсионного обеспечения; е) системы социальной защиты населения; ж) системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи; з) отраслей социальной сферы (образования, культуры, физической культуры, спорта, отдыха и туризма, жилищной сферы). В ней содержится также региональный срез социальной политики, указаны основные особенности проведения социальных реформ в северных районах страны, представлена система мер по финансовому обеспечению этой реформы. К сожалению, в силу ряда обстоятельств объективного и субъективного характера существенно продвинуться в решении намеченных этой программой задач не удалось. Августовский 1998 г. экономический кризис отбросил экономику страны на несколько лет назад. Только к началу 2000 г. удалось стабилизировать положение и обеспечить в последующие два года экономический рост и улучшение на этой основе благосостояния населения страны. В результате были созданы объективные предпосылки для формирования новых стратегических установок, касающихся развития социальной сферы, соответствующих новым реалиям реформируемой российской экономики, что нашло отражение в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» (на период до 2010 г.), одобренных правительством страны летом 2000 г. В указанном документе предусматривается осуществление радикальных преобразований в таких сферах, как: образование; здравохранение; культура; физическая культура и спорт; туризм и санаторно-курортная сфера; трудовые отношения и занятость населения; социальная поддержка населения; пенсионное обеспечение; жилищно-коммунальное хозяйство; развитие Севера; миграция. Обеспечение экономического и социального прогресса в обществе с любой экономикой (рыночной или нерыночной) невозможно без управления происходящими в нем процессами. Под управлением обычно понимают систему сознательных, целесообразных, планомерных воздействий субъекта управления на его объекты с тем, чтобы обеспечить сохранение их качественной специфики, нормальное функционирование, приспособление к изменяющимся условиям внешней среды. В качестве субъектов управления выступают социальные институты, организации, группы людей и отдельные индвиды, осуществляющие управленческие действия, т.е. принимающие решения и организующие их реализацию. Различают два вида субъектов управления: непосредственный и главный. Непосредственными субъектами управления являются: а) на макроуровне — государство с присущими ему органами представительной, законодательной власти, президент и его аппарат, исполнительные органы власти — правительство страны; б) на уровне субъектов РФ и местных органов власти — соответственно представительные и исполнительные органы власти. В коммерческих предприятиях и организациях непосредственные субъекты управления — менеджеры с административно-управленческим аппаратом. Главным субъектом управления согласно Конституции Российской Федерации является народ, выбирающий своих представителей в органы государственной власти и опосредованно управляющий своими делами. На деловых предприятиях главным субъектом управления являются их собственники — индивидуальные или коллективные. В свою очередь, объектами управления являются все социальные институты, организации, группы людей и отдельные индивиды, испытывающие управленческие воздействия и реагирующие на них в своей непосредственной трудовой деятельности. Управление в общественных системах всегда носит двойственный характер. С одной стороны, оно является функцией непосредственно процесса производства, т.е. функцией комбинированного процесса труда, порождаемой кооперацией труда, и заключается в объективной необходимости координации деятельности людей во времени и пространстве в конкретной экономической, социальной, правовой, политической и технологической обстановке — организационно- техническая сторона управления. С другой стороны, управление всегда является функцией собственности на средства производства, поскольку кооперация труда, организация совместной трудовой деятельности осуществляются собственником средств производства или по его поручению профессиональными управляющими—менеджерами. Именно социально-экономическая сторона управления определяет цели, характер и инструментарий управленческой деятельности. Сущность управления раскрывается в его основных функциях, таких как: подготовка и принятие управленческих решений; организация выполнения управленческих решений; мотивация и стимулирование выполнения решений; учет и анализ хода выполнения принятых решений; контроль процесса выполнения решений; регулирование (оперативное управление) процесса выполнения решений. В реальном управленческом процессе эти функции взаимопроникают и взаимодействуют. В условиях рыночного хозяйства особое значение приобретает функция регулирования развития национальной экономики. Ее значение обусловлено необходимостью преодоления либо сглаживания таких недостатков рыночной системы, как: 1) отсутствие стимулов для производства товаров и услуг коллективного и общественного назначения; 2) незаинтересованность хозяйствующих субъектов реагировать на результаты своей антропогенной деятельности; 3) отсутствие гарантий на труд тем, кто хочет и может работать; 4) отсутствие гарантий гражданам на стандартное благосостояние; 5) неспособность на стабильной основе содействовать развитию фундаментальных исследований в науке; 6) присущие свободному рынку нестабильность развития и подверженность инфляционным процессам. Указанные проблемы призвано решать государство посредством использования различных форм вмешательства в социально-экономические процессы, происходящие в обществе. Государственное регулирование экономики и социальных отношений есть не что иное, как целенаправленная деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики и желаемых темпов ее воспроизводства, общих (политических, правовых, экономических) условий нормального функционирования свободных товаропроизводителей и гарантирование им социальной защиты. Его основными формами являются: а) нормы права; б) бюджетно-налоговые рычаги; в) кредитно-денежные инструменты и г) стратегическое планирование. Административно-правовое регулирование с помощью норм права предусматривает: а) организацию различных видов деятельности людей, их социальных общностей; б) определение компетенции, объема полномочий и обязанностей государственных и коммерческих организаций, а также отдельных граждан. Механизм правового регулирования составляют различные нормативные акты (законы, указы, подзаконные акты) — источники права. Переход Российской Федерации к рыночным отношениям потребовал разработки новой системы законодательных актов, отражающих новые политические и экономические реалии. Бюджетно-налоговые рычаги, являясь важным структурным элементом системы государственного регулирования рыночной экономики, включают: налоговую политику, призванную стимулировать экономический рост, научно-технический прогресс, возможность структурных преобразований, повышение экспортной конкурентоспособности отечественных товаров. Существуют две группы методов, с помощью которых решаются эти проблемы: а) изменение в системе налогов и уровне налоговых ставок; б) предоставление прямых и косвенных льгот предпринимателям и физическим лицам в целях воздействия на размеры их инвестиционной деятельности; расходы государственного бюджета, осуществляющиеся: а) направлением государственных инвестиций на финансирование приоритетных научных исследований, программ подготовки высококвалифицированной рабочей силы, программ модернизации инфраструктуры (формирование и реализацию), программ в области обеспечения обороноспособности страны и конверсии; финансовое поощрение модернизации основных фондов и роста производительности, разработок и внедрения специальных программ экспортного потенциала; финансирование совместно с субъектами федерации мероприятий по охране природы и рациональному природопользованию; б) направлением средств государства на развитие ВПК; в) финансированием отраслей социальной инфраструктуры для функционирования системы социального обеспечения; г) приобретением государством ресурсов, необходимых для пополнения государственных материальных резервов и других общегосударственных нужд. Вместе с тем государственные расходы могут использоваться как инструмент борьбы с инфляцией и для создания предпосылок экономического роста. Так, сокращение государственных расходов при одновременном облегчении налогового бремени способствует росту сбережений населения и накапливаемых средств в предпринимательских структурах. Наращивание объема свободных финансовых ресурсов в обществе инициирует рост деловой активности, производства, а следовательно, и социально-экономический прогресс; амортизационную политику, обеспечивающую ускорение обновления основного капитала, а также научно-технического прогресса. Кредитно-денежные инструменты — более тонкое средство воздействия государства на воспроизводственный процесс. Правовую основу их использования в Российской Федерации составляют федеральные законы «О Центральном банке РФ» (от 31 июля 1995 г.) и «О банках и банковской деятельности» (от 3 февраля 1996 г.). Используя кредитно-денежные средства, государство через Центральный банк влияет на масштабы и характер деятельности частных институтов, так как в развитой рыночной системе именно они являются базой всей денежно-кредитной системы страны. Это регулирование осуществляется в таких взаимосвязанных направлениях, как: учетная политика; политика минимальных резервов; управление денежной эмиссией; операции на открытом рынке; добровольные соглашения. Учетная политика, формируемая и реализуемая Центральным банком РФ, имеет своей целью воздействовать на объем кредитных ресурсов коммерческих банков страны путем изменения ставки рефинансирования (учетной ставки), т.е. цены кредита, предоставляемого им на конкурсной основе (ломбардные кредиты) нуждающимся банкам. Повышая ставку рефинансирования, Центральный банк сужает возможности для кредитования коммерческими банками своих клиентов и тем самым понижает степень деловой активности страны, объем денежной массы. Понижая ставку рефинансирования, ЦБ РФ поощряет коммерческие банки к получению ссуд, расширению их активных операций, что способствует увеличению их ссудных фондов. Политика минимальных резервов предусматривает обязательное хранение определенных денежных сумм коммерческих банков на счетах ЦБ РФ. Увеличивая или уменьшая резервные требования, Центральный банк РФ сокращает или увеличивает объем кредитных ресурсов, которые коммерческие банки могут использовать для выдачи ссуд своим клиентам. В настоящее время Центральный банк РФ устанавливает следующие обязательные экономические нормативы деятельности кредитных организаций: минимальный размер уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций, минимальный размер собственных средств (капитала) для действующих кредитных организаций; нормативы достаточности капитала (отношение собственных средств кредитной организации к суммарному объему активов, взвешенных с учетом риска контрагентов); нормативы ликвидности кредитной организации, т.е. способность обеспечить своевременное выполнение своих обязательств; максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков устанавливается в процентах от собственных средств (капитала) кредитной организации; максимальный размер крупных кредитных рисков — процентное отношение совокупной величины крупных кредитных рисков и собственных средств (капитала) кредитной организации; максимальный размер риска на одного кредитора (вкладчика) — процентное соотношение величины вклада или полученного кредита, полученных гарантии и поручительств данной кредитной организацией, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации; максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных кредитной организацией своим участникам (акционерам и пайщикам) и инсайдерам — процентное соотношение совокупной суммы требований банка в рублях и иностранной валюте и забалансовых требований банка (50% гарантий и поручительств) в отношении либо данного заемщика, либо инсайдера кредитной организации и связанных с ним лиц; максимальный размер привлеченных денежных вкладов (депозитов) населения — процентное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственных средств (капитала) банка; нормативы использования собственных средств кредитных организаций для приобретения долей (акций) других юридических лиц — процентное соотношение размеров инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Управление денежной эмиссией включает комплекс мер Центрального банка РФ, связанных с выпуском в обращение денежных знаков, приводящим к количественному изменению денежной массы. Тем самым оказывается воздействие на деловую активность в экономической сфере. Операции па открытом рынке имеют своей целью воздействовать на денежную массу путем продажи ценных бумаг коммерческим банкам либо их покупки у последних. Результатом этих операций является сокращение или увеличение кредитных ресурсов у коммерческих банков, а следовательно, падение или рост объема активных операций в реальном секторе экономики. Добровольные соглашения — это пока еще сравнительно редкая в российской практике форма взаимоотношений ЦБ РФ с коммерческими банками. Такие взаимоотношения устанавливаются в порядке соглашений между ними и особенно удобны, когда ЦБ должен принимать оперативные решения, действовать быстро и без особого бюрократизма. На основании соглашений коммерческие банки проявляют добровольную готовность на лимитирование своей деятельности. Помимо системы соглашений, ЦБ РФ может использовать методы рекомендаций, призывов, обращений как к банковскому, так и к иным, нефинансовым, секторам экономики. Стратегическое планирование занимает особое место в системе государственного регулирования социального рыночного хозяйства. Стратегическое планирование дает возможность: 1) получить представление о состоянии экономики и уровне решений социальных проблем на конкретный момент времени; 2) спроецировать на будущее современные тенденции в развитии экономики и социальных отношений; 3) наметить стратегические цели, к достижению которых должны стремиться соответствующие субъекты управления; 4) увязать поставленные цели с объемом и структурой всех видов ресурсов, требующихся для их достижения; 5) увязать в единое целое федеральные и региональные программы решения важнейших экономических и социальных проблем, стоящих перед страной, субъектами федерации и местными органами управления; 6) обеспечить комплексное, координированное включение бюджетно-налоговых и денежно-кредитных инструментов в механизм достижения стратегических задач; 7) дает возможность деловому миру страны получить представление о конъюнктуре на внутреннем и мировом рынках, тенденциях на них и подключиться, реализуя свой интерес, к выполнению федеральных и региональных программ.
|
|||
|