Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Joseph H. Brown, Dana N. Qiristensen 28 страница



Терапевты-постмодернисты изменяют значение, которое клиент приписывает сво-у положению, используя различные процедуры, такие как психологическое просве-■ние, поиск рациональных решений или экстернализация проблемы. Это, к сожа-нию, часто делается в ущерб поиску причины конкретной проблемы или цикличе-их поведенческих паттернов, которые способствуют сохранению проблемы. Так, суждая с клиенткой психическую травму, связанную с изнасилованием, конструк-вист исходит из того, что эта травма опосредована языковым контекстом, то есть реживания предопределены общепринятыми представлениями об изнасиловании fran, Lukens & Lukens, 1988).

Принимая во внимание тот факт, что словарный запас, которым пользуется чело-к, влияет на его интерпретацию тех или иных событий, терапевт-конструктивист лагает, что изменение контекстуального смысла специфического переживания ле-IT в основе изменения переживаний этого смысла. В случае с изнасилованием мож-прибегнуть к изменению контекста, суть которого состоит в том, чтобы индивид рестал считать себя жертвой ужасной несправедливости, а ощутил облегчение от-го, что избежал многих потенциальных опасностей, связанных с подобным собы-ем. Оба варианта интерпретации такого события, более пессимистический вариант иентки и более оптимистический — терапевта, вполне реалистичны, но последний ладает более выраженной способностью изменять смысл, а значит и переживание иного события.

Концепция семьи

Ранние модели семейной психотерапии базировались на доминировавших вплоть i второй половины двадцатого века индивидуальных подходах к психотерапии, гся основоположников семейной психотерапии в качестве пациента выступала се->я, преимущественно полная, нуклеарная.

Проведение индивидуальной психотерапии свидетельствовало, по мнению се-зйных терапевтов, о «прямолинейности мышления». Постмодернисты, уделяющие обое внимание речевым оборотам и познавательным способностям, разрушили ткие формулировки, изначально присущие семейной психотерапии. Они ратуют контекстуальное значение самой семьи, изменчивого сообщества, которое может слючать членов расширенной семьи, значимых других, одновременно исключая ^которых членов самой нуклеарной семьи. Кроме того, терапевты-постмодернис->i охотно работают с отдельными индивидами как представителями той или иной ■мьи, полагаются на их мнение о существе проблемы.

 

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели                                                 253

Терапия как разговор

Терапевт-постмодернист придерживается мнения о том, что терапия не является вмешательством или видом лечения, то есть клиент не выступает получателем тера­пии. Это скорее сотрудничество, когда обе стороны должны нести ответственность за ход процесса. Взаимоотношения терапевта с клиентами можно охарактеризовать как обычный разговор, то есть двусторонний коммуникативный процесс, свободный по форме и не имеющий определенной цели. Следует отметить, что эту точку зрения разделяют далеко не все терапевты-постмодернисты, хотя все они стремятся работать с клиентами на равных, не требуя субординации. Нарративный и сфокусированный на решении подходы предполагают различные темы для разговора, о чем будет гово­риться далее. Сторонники этого подхода придают большое значение налаживанию партнерских отношений, позволяющих работать с клиентом в одной команде и вмес­те противостоять воздействию внешних сил. Терапия как разговор предполагает, что нет истины в последней инстанции, слова и речевые обороты многозначны. Постмо­дернисты любят задавать вопрос: «Действительно ли какая-либо идея или точка зре­ния имеет больше нрав на существование, чем любая другая?». Ответом служит на­поминание о том, что все мы существуем не в вакууме, и наши представления о мире взаимодействуют с представлениями других людей, что может привести к определен­ным затруднениям как для нас самих, так и для окружающих. Очевидно, что разго­ворная терапия предоставляет гораздо больше возможностей принять или отвергнуть те или иные идеи, чем когда психотерапевт уверен в своей правоте и стремится про­извести вполне определенные изменения в семье.

Роль терапевта

Как видно из предыдущего обсуждения, постмодернисты придерживаются колле­гиальной, а не директивной позиции. Исходя из того, что ни одна точка зрения на реальность не может считаться истинной, они рассматривают терапевтическое взаи­модействие как бессрочное партнерство, которое не обязательно должно привести к изменениям. Такой подход считается традиционным в сфере психического здоровья еще со времен Карла Роджерса (Rogers, 1961), хотя имеет некоторые особенности, поскольку конструктивисты руководствуются не только эмпатией, но и убежденнос­тью в субъективном характере того, что принято считать реальностью. Эмпатия озна­чает, что терапевт принимает точку зрения клиента на реальность и сопереживает ему. Напротив, конструктивист полагает, что отношение клиента к реальности в извест­ной мере определяет ее, потому что способствует сохранению дискомфорта. В задачи терапевта входит провести целенаправленный расспрос клиента о его взглядах на окружающую действительность, активно используя его речевые обороты. В дальней­шем эти взгляды на мир всесторонне исследуются с целью поиска альтернативных вариантов отношения к проблеме, которые могут оказаться более полезными для кли­ента. Несмотря на отсутствие стройной теории, конструктивисты действуют целена­правленно. Все они имеют хорошую подготовку в области семейной психотерапии, что привлекает к ним множество клиентов.

54                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Практика психотерапии

Область применения

С развитием постмодернистской психотерапии сфера интервенций претерпела ряд зменений и существенно расширилась. Это направление объединило в себе ориги-альные модели структурного, стратегического, поведенческого и трансгенерацион-ого подходов, вместе с тем породив новые идеи и технические приемы. В ходе эво-юции конструктивизма появился ряд психотерапевтических моделей. В этой главе 1Ы остановимся на следующих из них: сфокусированной на поиске решения (solution-ocused) модели, предложенной коллективом исследователей, в частности Стивом Ди-иазером, Биллом О'Хэнлоном и Мишель Вайнер-Дэвис (Steve deShazer, Bill O'Hanlon г Michele Weiner-Davis); нарративной (narrative) модели, разработанной Майклом /айтом (Michael White),разговорной (conversational) модели (Harry Goolishian, Lynn ioffman & Tom Anderson), а также на модели с элементами психологического просве­щения (psychoeducational), которую предложила Кэрол Андерсон (Carol Anderson) • коллегами.

Сфокусированная на решении терапия

Обзор

Как уже было сказано, в основе ранних подходов к семейной интервенции лежали тредставления о психическом заболевании (дисфункции). Согласно этим представ-аениям семьи считались дисфункциональными при наличии симптоматики и необ­ходимости вмешательства для их возвращения к здоровому состоянию. Семейные проблемы рассматривались как манифестация этой дисфункции и приписывались системе в целом. Предполагалось, что при нормализации функционирования семьи симптомы исчезнут, «здоровье» вернется. В соответствии с этим подходом решение проблемы выходило за пределы компетенции членов семьи, то есть самостоятельно решить ее считалось невозможным. Терапия была направлена на перестройку семьи вопреки сопротивлению ее членов, за счет привлечения их внимания к проблеме. Те­рапевтическое взаимодействие призвано было обеспечить поддержку и заботу, при этом не могло быть и речи о совместном поиске решения проблем.

Стив Дишазер и Инсу Берг (Insoo Berg), сотрудники Центра краткосрочной семей­ной терапии в Милуоки (Brief Family Therapy Center in Milwaukee), совместно с груп­пой семейных психотерапевтов-постмодернистов в конце 1970 - начале 1980 годов разработали модель терапии, главный акцент в которой был смещен с оценки семей­ной дисфункции на оценку сильных сторон членов семьи. Участники этого проекта, в частности Мишель Вайнер-Дэвис и Билл О'Хэнлон, содействовали популяризации ее результатов среди своих коллег, публикуя свои работы и проводя семинары для психологов.

Концентрируя внимание на поиске решения, а не на самих проблемах, исследова­тели переключились на отыскание выхода из создавшегося положения, вместо того чтобы заниматься выяснением причин возникновения проблемы. При этом они ис-

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели                                                 255

ходили из того, что члены семьи стремятся к переменам, а их сопротивление свиде­тельствует о неэффективности работы терапевта. Подобно другим конструктивистам, сторонники подхода, сфокусированного на поиске решения, разделяют мнение о том, что «нормального» способа функционирования не существует и обо всем следует до­говариваться. Отсюда особый интерес к вербальным средствам самовыражения, спо­собствующим достижению терапевтических изменений. Позиция приверженцев данного направления становится понятной при обращении к используемым ими тех­никам. Далее следует краткое описание этих техник, из которого читатель сможет узнать, каким образом психотерапевт, делающий акцент на поиске решения пробле­мы, устанавливает терапевтические отношения, способствующие сравнительно быс­трому достижению изменений.

Налаживание партнерских отношений доя поиска решения

В модели семейной психотерапии, сфокусированной на поиске решения, симпто­мы рассматриваются как проблемы в повседневной жизни, возникающие, в частно­сти, при выполнении некоторых специфических задач, с которыми сталкиваются все семьи, находящиеся на определенной стадии своего жизненного цикла. Психотера­певт предполагает, что члены семьи уже предприняли ряд самостоятельных попыток решить свою проблему, но все они оказались неудачными. В связи с этим терапевт проявляет особый интерес к уже использованным членами семьи вариантам выхода из создавшегося положения и их мнению о причинах неудач. Семейный психотера­певт не «лечит» членов семьи, а работает вместе с ними над поиском решений, кото­рые помогли бы уменьшить дискомфорт.

Данный подход подчеркивает важную роль информированного советчика, не вхо­дящего в состав семьи и способного помочь членам семьи оценить собственный меж­личностный и внутриличностный потенциал, осознать те приемы, которые уже до­статочно хорошо себя зарекомендовали в семье, а также организовать семейное фун­кционирование таким образом, чтобы можно было сохранять контроль над ситуацией в случае возникновения конфликта. В данной модели сохранение симптоматики не считается признаком неуспеха терапии, а только неизбежным этапом развития семьи. Здоровье теперь определяется не по отсутствию симптомов, а по способности конт­ролировать возможный конфликт. При взаимодействии между терапевтом и члена­ми семьи почти не соблюдается иерархия, а само взаимодействие скорее напоминает сотрудничество с целью поиска решения проблемы.

«Нормализация» функционирования семьи

Депатологизация семьи и поведения ее членов (то есть снятие ярлыка патологии) существенно увеличивает их восприимчивость к исследованию новых вариантов по­ведения. Психотерапевты, ориентированные на поиск решения, полагают, что обсуж­дение проблем и недостатков отдельных членов семьи есть не что иное, как пустая трата времени и сил. Часто при обращении к психотерапевту члены семьи занимают оборонительную позицию, что особенно характерно для семей, имевших в прошлом опыт общения со службами социального обеспечения. Всегда велик риск того, что члены семьи найдут дополнительные аргументы в пользу такой позиции. Чтобы из­бежать этого, психотерапевту следует с первых же минут встречи начать работу по

256                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

1алаживанию отношений сотрудничества, ослабить защиту семьи путем подачи се-лейных проблем как следствия естественного развития семьи, сделать акцент на уни-зерсальности такого рода проблем. Это вовсе не означает, что терапевт оправдывает отасное поведение, которое иногда возникает вследствие обычного семейного конф-тикта; он просто констатирует тот факт, что семейная проблема на самом деле явля-зтся следствием неверного решения.

Поиск исключений из правил

Даже при наличии предрасполагающих обстоятельств проблема не возникает все­гда. К сожалению, психотерапевту чаще всего приходится работать с семьями, находя­щимися в состоянии кризиса. Еще более огорчителен тот факт, что на момент обраще­ния за помощью члены семьи обычно испытывают чувство безнадежности и отчаяния. Они настолько «зациклены» на текущих проблемах, что не видят своих сильных сто­рон, не могут вспомнить того, что иногда они вполне успешно справлялись с аналоги­чными ситуациями в прошлом. Клиенты склонны делать заявления типа «Он никогда не говорит правду», «От нее одни неприятности» или «Она — вылитая мать, которую я терпеть не могу». Подобные высказывания, несмотря на свою эмоциональную насы­щенность, явно не отражают явление в целом. Психотерапевт помогает членам семьи отыскать решение проблемы, анализируя вместе с ними все случаи исключения из пра­вила (то есть случаи, когда проблема должна возникнуть, но почему-то не возникает). Вспоминая ситуации, когда кто-либо не лгал, вел себя «хорошо» или иначе, чем обыч­но, члены семьи получают возможность понять, какие именно обстоятельства не дали проблеме проявиться. При этом исходят из того, что однажды возникнув, благоприят­ная для всех ситуация может при соответствующих обстоятельствах повториться вновь.

Так, возьмем супругов, которые «всегда» спорили по поводу того, как лучше по­тратить деньги. В начале терапии супруги были скептически настроены и не верили в возможность изменений, поскольку споры о деньгах возникали «всегда». В поиске ис­ключений из сложившегося стереотипа взаимодействия семейный психотерапевт пред­ложил супругам припомнить случаи, когда, несмотря на способствующие тому обстоя­тельства, разногласий не возникало. Такие случаи, как выяснилось, действительно бы­ли, и с помощью терапевта паре удалось привести несколько примеров. После этого супруги вместе с семейным психотерапевтом проанализировали эти ситуации и попы­тались определить, почему ссора не возникла, что же они делали «не так». Супруги об­судили друг с другом, что-может предпринять каждый из них для снижения напряжен­ности в подобных ситуациях. Им удалось выяснить, какие именно виды поведения ини­циируют проблемное циклическое взаимодействие, а какие помогают его прервать. Вооруженные новыми знаниями о поведенческих стереотипах друг друга, партнеры согласились поэкспериментировать с новыми видами поведения, которые помогли бы им взять ситуацию под контроль и перестать ссориться. Начало изменениям положил поиск исключений из стереотипно повторяющихся ситуаций.

Ожидание изменений

Подходы, сфокусированные на поиске решений, существенно обогатили вербаль­ное описание терапевтических изменений (O'Hanlon & Weiner-Davis, 1989). Вместо того чтобы рассматривать проблему как нечто подлежащее или не подлежащее изме-

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели                                                 257

нению, следует учесть, что верные решения быстрее приходят в том случае, если чле­ны семьи ожидают изменений, то есть фактически эти изменения для них уже нача­лись. Так, члены семьи с большей готовностью примут участие в обсуждении своих перспектив, если начать разговор с вопроса: «Что вы собираетесь делать, когда про­блема будет решена?». Существует множество вариантов вопросов, предвосхищаю­щих изменения и способствующих созданию атмосферы, в которой новые поведен­ческие паттерны ассоциируются с надеждой на благоприятный исход терапии. В се­мейной психотерапии, сфокусированной на поиске решения, используются два типа вопросов, с помощью которых удается облегчить клиентам восприятие изменений: 1) вопросы, предлагающие шкалу для оценки различий, и 2) вопросы, предлагающие сопоставить два временных периода.

Градуальные вопросы

Такие вопросы весьма полезны для оценки незначительных изменений и предска­зания конечного результата на случай, если изменения продолжатся в том же направ­лении. Градуальные вопросы (scaling questions) (deShazer, 1988) позволяют семей­ному психотерапевту предложить членам семьи при помощи шкалы самостоятельно и точно оценить свое настоящее положение. Несмотря на кажущуюся сложность, при­меры из таблицы на с. 231 помогают проиллюстрировать разнообразные варианты применения этой техники и ее значение для поиска альтернативных вариантов реше­ния проблемы. Предлагая страдающему депрессией клиенту отметить на шкале от 1 до 10 баллов, насколько хорош он в роли родителя, причем 1 балл соответствует худ­шему, а 10 баллов лучшему из всех живущих на свете родителей, психотерапевт мо­жет получить доступ к проблемному поведенческому паттерну клиента. На-пример, клиент отвечает: «Бывают дни, когда я могу оценить себя на 1, но в среднем я веду себя на 2-3 балла, вероятно, на 2,5». Далее можно задать ему следующий воп­рос: «Бывает ли так, пусть даже изредка, когда вы как родитель функционируете на 3-4 балла или даже выше?». Полученная информация дает возможность сопоставить дни, соответствующие 2,5 и 4,0 баллам, для выяснения различий между ними. Эти раз­личия крайне важны для выявления стереотипного поведения индивида и реакции на него окружающих.

Темпоральные вопросы

Еще одним вариантом ведения разговора является выяснение темпоральных во­просов (time-oriented questions), дающих терапевту возможность индуцировать по­зитивные изменения, выявить мотивы и взгляды клиента па жизнь, наметить цели терапии и первые шаги. В таблице на с. 231 приводятся примеры того, как обращение с помощью вопросов к прошлому или будущему помогает взглянуть на проблему со стороны или оценить свои перспективы. Полное горечи настоящее заменяется мно­гообещающим будущим. Подобно тому как в известном кинофильме «Назад в буду­щее» («Back to the Future»), семейный психотерапевт может переместить клиента в будущее и оттуда взглянуть на настоящее, чтобы выбрать для себя верное направле­ние и наметить первые шаги. Цель темпоральных вопросов в том, чтобы создать ат­мосферу надежды и воодушевления вокруг предстоящих изменений в противовес оза­боченности проблемой, которая никак не желает решаться.

Часть П. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Градуальные вопросы Темпоральные вопросы
На шкале от 1 до 10, где 1 соответствует минимуму, а десять максимуму, отметьте: • Как вы оцениваете сегодня способность контролировать свое поведение? (4) • Как бы вы оценили эту способность по состоянию на три месяца назад, когда только начали работать над собой? (2) • Что не дает вам опуститься до уровня 2? • На сколько баллов вы оцениваете свое состояние через три месяца? (6) • Чем будет отличаться ваше поведение, когда не удастся достичь 6 баллов, а только, скажем, 5? • Чем, с вашей точки зрения, отличается поведение, за которое можно поставить 7 или 8 баллов? • Как оценивает происшедшие с вами изменения ваша жена? (5) • Как вы сами себя оцениваете? (6) • Бывает ли так, что вы что-то делаете, а жена этого не замечает? Если да, то что именно? • Что вам надо сделать, чтобы убедить ее в том, что ваше состояние соответствует 6 баллам? • Опишите, что будет делать ваш муж в тот день, когда ваша проблема будет разрешена на 6 баллов? • Предположим, вы проснулись утром и убедились в том, что вчерашняя проблема чудесным образом разрешилась. Что изменится в вашей жизни? • Какие признаки вы прежде всего заметите в самом себе? Как вы узнаете, что произошло чудо? Представьте, что вы пожилой человек, сидящий на крыльце своего дома и вспоминающий о том, что для вас осталось далеко в прошлом, о вашей нынешней проблеме. Как вам кажется, после какого поворотного момента в своей жизни все наладилось? • Представьте себе, что мы с вами впервые встретились не сейчас, а через год, когда все проблемы для вас остались позади. Как вы думаете, какое впечатление на меня произвела бы наша с вами встреча? • Существует ли определенный прогресс в способности представителей вашего поколения, по сравнению с предшествующими поколениями, решать проблемы подобного рода? Что вы сделали для того, чтобы не повторять ошибок своих родителей? • Если изменения в вашей семье продолжатся, что нового будет у вас спустя месяц (год)? • Когда ваша родительская семья обратит внимание на то, что вы изменились? Что именно они заметят в первую очередь?

Психотерапевты-сторонники поиска решений предпочитают использовать время между сессиями для проведения дополнительных наблюдений и исследований. Так, :ессия может начаться с вопроса: «Что нового произошло на прошедшей неделе?». Терапевт может предложить членам семьи понаблюдать за поведением друг друга в течение предстоящей недели, чтобы попытаться определить, используются ли в про-элемных ситуациях новые виды поведения, и какие именно. Возможно, они уже не гак крепко сжимают кулики или не так сильно краснеют, а может, на ум приходят не эдни только грустные мысли. Эти минимальные знаки могут быть первыми призна­ками грядущих больших перемен. Выявление таких сигналов помогает клиентам со­хранить веру в успех и не предаваться отчаянию.

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели                                                 259

В партнерских отношениях, сфокусированных на поиске решения, члены семьи имеют полное право предложить собственный вариант решения проблемы и попы­таться применить его на практике в промежутке между сессиями. Так, они могут ра­зыграть проблемную ситуацию по ролям, чтобы попрактиковаться в новых видах по­ведения, призванных заменить старые паттерны. Например, мать может попросить детей устроить ей на следующей неделе «экзамен», чтобы она на деле проверила свои возможности по-новому реагировать на проблемную ситуацию. Дети с восторгом при­нимают подобные игры, которые способствуют постепенному разрушению проблем­ного поведенческого паттерна. Давая членам семьи задания на период между сессия­ми, психотерапевт в ожидании позитивных изменений активно работает вместе с се­мьей над их достижением.

Нарративный подход в семейной психотерапии

Нарративный подход в постмодернистской семейной психотерапии обязан своим существованием работе Майкла Уайта, терапевта из Аделаиды, Австралия. Он и его жена, Черил Уайт, а также коллеги по Dulwich Centre, внесли заметный вклад в семей­ную психотерапию. Супруги Уайт проводили тренинги для специалистов, публикова­ли краткие обзоры своих результатов, а также выступали на национальных конферен­циях, посвященных вопросам семьи и брака в конце 1980 - начале 1990 гг. Подобно другим конструктивистам, Майкл Уайт уделяет особое внимание тому воздействию, которое оказывают проблемы на индивида и семью, в частности тому, каким образом проблема определяет их поведение.

Майкл Уайт делает акцент на нарративных составляющих человеческого поведе­ния, полагая, что проблема способна пронизать рассказ человека о своей жизни (то есть человек начинает думать и говорить о себе так, что всякие изменения представ­ляются невозможными).

Под влиянием работ Мишеля Фуко М. Уайт делает вывод о том, что рассказы о себе и своей семье модифицируются под влиянием культурных ожиданий, при этом выбор альтернативных вариантов поведения сильно ограничен в угоду обществен­ному мнению. Фуко ставит под сомнение возможность подчинения индивида обще­ству и рассматривает культурные нормы и ожидания только с точки зрения их рест-риктивных функций (Foucault, 1980). Негативные аспекты человеческой жизни считаются естественным следствием ограниченности возможностей самореализации. Вместо того чтобы определять себя исходя из собственных представлений о себе, ин­дивид ориентируется на информацию о себе, исходящую от окружения, и начинает исключать из рассмотрения сообщения (вербальную трактовку тех или иных собы­тий), которые не согласуются с основной канвой. Человек, условно говоря, «програм­мируется» таким образом, чтобы его поведение подтверждало полученную ранее информацию о своем «я». По мнению Майкла Уайта, такая многократно повторен­ная информация ограничивает возможности индивида. В связи с тем, что представ­ления о своем «я» в значительной мере определяют возможности выбора и поведение людей, Уайт начинает с попытки отделить индивида от его видения своей проблемы (рассказа о ней). Точное и продуманное использование вербальных средств общения помогает экстернализовать проблему.

260                   Часть II. Основные теоретические подходы в семейной психотерапии

Экстернализация проблемы

Одним из предложенных Майклом Уайтом приемов, впоследствии получившим широкое распространение, является экстернализация проблемы, то есть представле­ние проблемы как внешней по отношению к индивиду или семье. Клиенту задают вопросы типа: «Как долго вы боретесь с этим проблемным поведением'}'», или «Не пра­вда ли, несправедливо, что эта вопиющая проблема настолько подчинила себе вашу жизнь и жизнь ваших близких?», или «Чего бы вы смогли достичь, если бы эта про­блема не нарушала ход вашей жизни?». Подобные вопросы помогают хотя бы отчас­ти вывести членов семьи за рамки актуальной проблемы и дают возможность начать действовать независимо от нее (White, 1988; White & Epston, 1990). Когда проблема находится вовне, для ее преодоления члены семьи и терапевт могут объединиться в одну команду. В том случае если носителем проблемы считается тот или иной член семьи, экстернализация проблемы позволяет ему также подключиться к ее решению, вместо того чтобы занимать оборонительную позицию.

Экстернализация проблемы не снимает личной ответственности. Так, даже лиц, совершивших преступления на сексуальной почве и прячущих стыд за бравадой и ложью, можно заставить взять на себя моральную ответственность за содеянное. На­пример, семейный терапевт может представить членам семьи их проблему как внеш­нюю, заявив: «Мне кажется, вы хотели бы с моей помощью попытаться справиться с алкоголизмом, который мешает вам жить. Я думаю, вы могли бы гордиться гем, что справились с этой проблемой и не передали ее своим детям». В этом случае общим «врагом» становится алкоголизм, а сам алкоголик может помочь с этим врагом спра­виться, предоставив терапевту как молено больше информации о своей вредной при­вычке. Ниже приведены некоторые другие примеры.

Экстернализация не сводится лишь перефразированию семейной проблемы; это закономерное следствие позиции консультанта (или партнера), которую занимает те­рапевт, пытаясь отыскать решение проблемы. Совместная работа над преодолением общего препятствия позволяет членам семьи ощутить уважение друг к другу, а так-же дает возможность обсудить общие вопросы без ущерба для личностной целостности.

Оценка влияния проблемного паттерна

Некоторые проблемы, по-видимому, затрагивают все аспекты жизни индивида. Это, в частности, относится к жертвам психической или физической травмы, которым ка­жется, что события прошлого забыть невозможно. Эти воспоминания угнетают людей, препятствуют исследованию альтернативных вариантов поведения и способствуют сохранению проблемных поведенческих паттернов.

Семейные терапевты, стремящиеся к созданию новой реальности, сталкиваются с тем, что клиент не способен говорить ни о чем, кроме своей проблемы. Очевидно, в этом случае проблемный паттерн имеет чрезвычайно сильно влияние на жизнь са­мого индивида и семьи в целом. Все, не имеющее отношения к проблеме, практичес­ки игнорируется, а сама она поглощает львиную долю сил и времени. Часто члены семьи не осознают, что в их жизни были лучшие времена. Они могут, например, зая­вить: «Вся моя жизнь — это сплошной кошмар». В этих случаях полезно оценить вли­яние проблемы на семью, а затем и воздействие членов семьи на проблему.

Глава 8. Постмодернистские теоретические модели

Семейная проблема ■ —| Возможные вербальные способы экстернализации проблемы
Мать, избивающая своего ребенка «Возможно, вы хотели бы положить конец той
(сама в прошлом жертва жестокого жестокости, которую получили в наследство от
обращения). родителей. Что если вам будет принадлежать
  честь победы над этим чудовищем, которое
  больше не сможет причинить вред вашим
  детям?»
Мать, страдающая депрессией и «Что касается темной пелены, о которой вы
поэтому не уделяющая детям упомянули, расскажите мне о том времени, когда
достаточного внимания. вам удастся избавиться, ускользнуть от
  скрывающей вас тьмы»
Отчим, который неоднократно бил по «Описывая один из случаев, когда вам не
лицу свою падчерицу. удалось сдержаться, вы, как мне кажется,
  ощущали ненависть к таким ситуациям, потому
  что они мешают быть хорошим отцом для своей
  падчерицы, чего вам так хотелось бы»

Если терапевт, ориентированный на поиск решения, ищет исключения из прави­ла, сторонник нарративного подхода пытается выявить периоды жизни семьи, описа­ние которых отличается от обычного, пессимистического, имеющие, по терминоло­гии Майкла Уайта, «уникальный исход» (unique outcome). Клиенты, которые полно­стью подчинены своей проблеме, откликаются на такую просьбу особенно неохотно. Им гораздо привычнее приводить примеры наиболее острых проявлений проблемы, чем вспоминать времена, когда они были в состоянии с ней справиться. Клиенты жи­вут с убеждением в том, что самостоятельно повлиягь на проблему они не в силах. Однако в задачи психотерапевта-сторонника наррагивног о подхода входит поиск та­ких эпизодов, когда членам семьи удавалось справиться с проблемой и предотвратить ее влияние на свою жизнь. Так, можно предложить клиентам припомнить, когда за последние годы их влияние на проблему снижалось или возрастало. Большинство ответит, что выраженность проблемы всегда была значительной, и станет преумень­шать собственные успехи. Тем не менее с помощью настойчивых вопросов удается выявить небольшие различия и оценить тенденцию развития проблемы. Затем есть смысл вместе с членами семьи заглянуть в будущее, представив себе, что выражен­ность проблемы станет еще больше. Далее следует обсудить со всеми учас1 пиками, по каким признакам можно определить, что выраженность проблемы снижается. Ис­пользуемые при этом вопросы напоминают те, которые задают сторонники подхода, ориентированного на поиск решения. Эти вопросы также помогают терапевту и чле­нам семьи оценить минимальные, но чрезвычайно важные терапевтические измене­ния. Затем делается следующий шаг в этом направлении, потом еще и еще, до тех пока члены семьи не осознают, что терапевтические изменения не противоречат общей ло­гике развития их жизни (что найдет отражение в их повествовании о себе). Это слу­жит хорошей основой для того, чтобы «команда» начала работать над устранением проявлений проблемы в повседневной жизни каждого члена семьи.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.