Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА III 3 страница



В почти постоянно темном описании стенной живописи слова: Любовь, да Стрелец, да Волк, поставлены вместе и должны выражать одно общее символическое изображение. Где необразованный дьяк не умеет описать какое-нибудь изображение, там он обыкновенно ставит слова одно за другим, связывая их союзами, и тогда эти собранные слова выражают одну общую картину. Проф. Буслаев видит в этом месте описание Венеры с амуром, напрягающим лук; но в этом объяснении Волк остается без всякого значения. Сравнив слова Висковатова с описанием олицетворения Целомудрия в немецкой рукописи № 308113 XV столетия

- 652 -

в монастыре Гетвейх (Goettweih), мы найдем в нем все черты, обозначенные здесь, т. е. любовь чистую, целомудренную, стрельца и волка. Вот это описание.

II. Geheuschayt chumbt auf einen eingechuren... Вероятно, таким же самым образом объясняется и символическое значение зайца, помещенного во зле Зависти, которая к нему даже обращается со словами: «Зависть люто вред, от того бо наченся и прискочи братоубийц». Замечательно, что изобразили Зависть пронзила себя мечом, совершенно так, как обыкновенно олицетворяли Отчаяние114, слова ее намекают на смерть Авеля. Символическое значение зайца несомненно было нехорошее, потому что даже иногда волк в скандинавских песнях, как и зверь Одина, означает победу; но заяц никогда не был признаком счастья или удачи, его ставили в противоположность к волку и говорили, что кто увидит зайца, перебегающего через дорогу, тот лишается и храбрости, и всякой удачи. Вообще с древнейших времен до средних веков всегда советовали: occursum leporis timere (бояться встречи с зайцем)115. Но какое именно соотношение существовало между олицетворением Зависти и зайцем, нам не понятно.

Хотя мы в описании Розыска находим мало подробностей об олицетворениях добродетелей и пороков, но мы, по возможности, доказали, что они тут заимствованы были из западной символики. Не следует из этого заключать, что все олицетворения на русских памятниках имели один и тот же источник, потому что встречаем совершенно противоположный пример в лицевом Подлиннике XVII века гр. Строганова. Профессор Буслаев116 описывает икону Собора Пресвятыя Богородицы следующим образом: «По левую сторону сидящей в кругу Богородицы с Младенцем Христом изображена странная фигура, идущая от этого круга. Она в мохнатой одежде, напоминающей костюм пастуха в изображении Рождества, но без бороды, будто юноша или женщина; в руке держит цветок. В этой странной фигуре я позволяю себе видеть грубое искажение некогда художественного олицетворения пустыни, помещавшегося в изображении Собора Богородицы: это девица полунагая, с правого плеча одеяние спустилось, сама обвилась травою, около нея цветы».

Тут олицетворение Пустыни взято не из западной, а из византийской символики, в которой мы часто встречаем совершенно почти подобные олицетворения.

 

Илл. 23

Укажем еще на одну икону, весьма интересную по отношению ее к русской символике, находящуюся в Вене в Münz- und Antiken-cabinet117. Это икона аллегорическая XVII века, писанная на доске обыкновенным письмом, называемым монастырским. Она изображает олицетворение Души чистой и в особенности важна и драгоценна по многочисленности положительных сведений, которые она сообщает для символики. На верхней части иконы длинная надпись объясняет ее символическое значение: «Душа чистая аки девица, преукрашенна

- 653 -

всякими цветы, стоит превыше солнце. Луна у нее под ногама; ея молитва у нея изо уст аки пламен до небес и превыше небес; слезами терние греховное погоси; постом льва свеза, смирением змия украти, диявол поде аки кот не може терпети доброты человеческия к Богу» (илл. 23).

Душа представлена в виде девицы в короне и в венце, одетой как византийские императрицы; она стоит на луне; над нею чистое небо со звездами. Правой рукой приподняла потир, из которого возвышающиеся узоры означают пламя, или молитву ее. Такой же самый узор, сделанный наверху, над венцом, изображает слова надписи: «ея молитва у нея изо уст аки пламен до небес и превыше небес». Левой рукой она держит другой сосуд и привязь, обхватывающую шею льва. Лев открыл пасть и с яростью оборачивает голову назад к девице. Над львом изображен в человеческом виде крылатый диавол, он падает головой вниз. Над ним помещено солнце, немного ниже головы девицы. В левом нижнем углу образа темная пещера, в которой сидит нагая фигура черного цвета, с грустью облокотившаяся на правую руку; вокруг ее головы венец, а немного повыше надпись: «Душа грешная тмою помрачена».

Над этой пещерой сидит крылатый дракон; голова, крылья и лапы красного цвета, тело — зеленого. Он оборотил голову назад и как бы скалит зубы на девицу. Над ним и над прочими животными пояснительные надписи: «змии», «лев», «диявол». На самом верху на небесах, окруженный облаками, Иисус Христос сидит на престоле, правой рукой благословляет, левой держит Евангелие; под ногами скамья. Вокруг головы кресчатый венец с надписью: ὁ ων. Направо от Христа стоит та же самая аллегорическая фигура Души; над нею надпись: «Душа чистая». Она с почтением нагнула голову и подняла руки с видом моления. Налево от Христа ангел, вероятно, ангел-хранитель этой Души, молится о ней Христу. По сторонам представлены разбитые двери ада. По бокам всей иконы изображены четыре святых, по два на каждой стороне. На правой: «Св. Аверкей Ерапльской» и «Ворламе Преподобный», на левой: «Кн. Михаила Чернигавский» и «Св. <А>Настасея».

Олицетворение Души в виде девицы соответствует и самому слову, которое на всех языках в женском роде118: ψυχή, anima, âme, dusza, душа, duše, dusha, duszia и проч. Первое, что замечает надпись, есть тесная связь Души с цветами: «преукрашена всякими цветы», которые выражают все хорошие качества. Не только в скандинавской, но и в славянской мифологии видим мы эту тесную связь. Воображение всех почти народов обращало души умерших или в цветы, или в птиц, а часто даже соединяли они оба понятия вместе, как у чехов язычников, которые полагали, что душа в виде птицы до тех пор порхала беспокойно по деревьям, пока тело умершего не было сожжено119. Из прибавленного слова «всякими» можно, кажется, заключить, что все цветы без различия означали качества Души. Надо также заметить, что на этой иконе представлены на небе две звезды, одна на правой стороне, а другая на левой стороне.Первая звезда гораздо красивее второй и, вероятно, означает Душу Чистую, а вторая — Душу Грешную. Звезды и у нас означали души умерших; у всех народов падающая звезда была знаком кончины, оттого финны и литовцы называют Млечный путь путем птиц, т. е. душ120. Из растений, по словам надписи, терния олицетворяют грех, но они на иконе не изображены.

Венцы, окружающие головы аллегорических фигур Души Чистой и Души Грешной, не означают, как обыкновенно, святость или власть, а, кажется, служат только знаком для объяснения, что написанные человеческие фигуры суть олицетворения существа духовного. Совершенно в подобном значении видим мы венцы вокруг изображений знаков Зодиака в Святославовом Сборнике121, эти венцы суть только знаки, показывающие, что Стрелец и Дева не суть человеки, а олицетворения небесных светил или отвлеченных понятий. Это был византийский способ олицетворять; на Западе же, напротив, олицетворения часто не имели венцов и ничем не различались от обыкновенных человеческих фигур. Мы видим пример этого на Новгородских вратах, сделанных западными художниками122. На них встречаются олицетворения Крепости, Убожества и проч. (илл. 24); но если не было бы надписей, то мы решительно не могли бы догадаться, что эти воины, вооруженные щитами, суть олицетворения отвлеченных понятий. Чистота душевная выражена чистотой телесной, девственностью; корона есть признак уже одержанной победы над пороками, над диаволом, который падает. Другой способ символически выразить эту победу над диаволом представлен здесь разбитыми

- 654 -

дверями ада. Темный, черноватый цвет означает греховную тьму, Душа грешная и диавол одного совершенно цвета. «Постом льва связа». Пост выражен привязью, на которой находится лев. Лев означает порок и, вероятно, блуд, потому что, так как в надписи сказано: «смирением змия украти», то змей, без сомнения, олицетворяет здесь гордость; и слова надписи объяснялись бы следующим образом: смирением побеждаешь гордость, а постом — похоти. Замечательно также, что на надписи «змии» видно, что у нас не делали различия между змеем и драконом, и что изображали одного вместо другого. То же самое отсутствие всякого различия встречается и в памятниках скандинавских. Диавол сравнивается с котом, который «не может терпеть доброты человеческия к Богу». Кот делается символом диавола, противником любви к Богу. Это символическое значение зла, дурного, не было свойственно одному коту, но всем зверям одной с ним породы123.

 

Илл. 24

4) Рукописи, украшенные рисунками124.

5) Печатные книги, украшенные картинами125.

1491. Шестоднев. Краков. 2°. С гербом г. Кракова.

1491. Часослев. Краков. 4°. С гербом г. Кракова.

1512. Евангелие. Угровлахия. 2°. С гербом Угровлахийским.

1517—1519. Библия Фр. Скорины. Прага. 4°. С 42-мя картинами и портретом Скорины.

1534. Требник. Угровлахия. 4°. С гербом Угровлахийским.

1537. Октоих. Венеция. 2°. С 6-ю изображениями святых и гербом Божидара.

1538. Сборник, или Общая минея. Венеция. 2°. С гербом Божидара и 35-ю картинками.

1546. Псалтирь следованная. Венеция. 4°. Вокруг каждой страницы фигурные украшения с ликами святых.

1547. Апостол. Терговище. 4°. С гербом Угровлахийским.

1547. Молитвослов. Венеция. 8°. С гербом Божидара; вокруг каждой страницы фигурные украшения.

1561. Псалтирь следованная. Венеция. 4°. С гербом Божидара.

1563. Новый Завет. Тюбинген. 4°. В Апокалипсисе помещено 27 изображений, резанных на дереве.

1568. Псалтирь. Москва. 4°. С изображением царя Давида.

1569. Евангелие учительное. Заблудово. 2°. С гербом Ходкевича.

1570. Псалтирь. Заблудово. 2°. С гербом Ходкевича.

1570. Псалтирь следованная. Венеция. 4°. С изображением царя Давида и портретом Загуровика.

1570. Молитвослов. Венеция. 4°. С гербом Загуровика.

1574. Апостол. Львов. 2°. С изображением св. Луки с гербами гр. А. Ходкевича и города Львова.

1575. Евангелие. Вильна. 2°. С изображением 4-х евангелистов.

1577. Псалтирь. Слобода. 4°. С изображением царя Давида.

1580. Псалтирь и Новый Завет. Острог. 8°. С гербом кн. Острожского.

1581. Библия. Острог. 2°. С гербом кн. Острожского.

1585. Сборник. Вильна. 12°. С гербом Е. Воловича.

- 655 -

1586. Псалтирь. Вильно. 4°. С изображением царя Давида.

1586. Трибунал обователем великаго князства Литовскаго, на сойме Воршавском данный. Вильно. 2°. С гербом Польши и Литвы.

1588. Статут великаго князства Литовскаго. Вильно. 2°. С гербом Литвы, портретом Сигизмунда III и гербом Льва Сапеги.

1591. Грамматика. Львов. 12°. С гербами г. Львова и Арсения, митрополита Елассонского.

1591. Апостол. Вильно. 2°. С изображением еванг. Луки.

1591. Псалтирь. Вильно. 4°. С изображением царя Давида.

1593. Ответ Мелетия к Иудеам. Львов. 8°. С изображением г. Львова.

1593. Псалтирь следованная. Вильно. 4°. С гербом Л. Мамонича.

1594. Василия Великаго о постничестве. Острог. 2°. С изображением Василия Великого и гербом кн. К. К. Острожского.

1595. Евангелие толковое. Вильно. 2°. С гербом Симеона Войны.

1596. Маргарит. Острог. 4°. С гербом кн. К. К. Острожского.

1596. Казанье св. Кирилла, патриарха Иерусалимского. Вильно. 12°. С гербом князя К. К. Острожского.

1597. Апостол. Москва. 2°. С изображением еванг. Луки.

1600. Евангелие. Вильно. 2°. С изображением 4-х евангелистов.

1602. Псалтирь. Москва. 4°. С изображением царя Давида.

1604. Служебник. Стрятина. 4°. С гербом Гедеона Болобана.

1604. Октоих. Дерманский монастырь. 2°. С гербом кн. Острожского.

1605. Лист Мелетия, патриарха Александрийского. Дерманский монастырь. 4°. С гербом кн. Острожского.

1606. Апостол. Москва. 2°. С изображением апост. Луки.

1606. Евангелие. Москва. 2°. С изображением 4-х евангелистов.

1606. Требник. Стрятина. 4°. С гербом Гедеона Болобана.

1606. Евангелие учительное. Крылос. 2°. С изображением св. Каллиста и гербом еп·[?]. Гедеона Болобана.

1607. Лекарство на оспалый умысл. Острог. 4°. С изображением креста на Голгофе и гербом кн. Острожского.

1611. Псалтирь и Новый Завет. Евье[?]. 4°. С изображением царя Давида, 4-х евангелистов, 2-х апостолов и гербом кн. Огинского.

1612. Диоптра. Евье. 4°. С изображением герба кн. Огинского, 4-х евангелистов и 2-х апостолов Петра и Павла.

1612. Часослов. Острог. 12°. С изображением герба князей Острожских.

1612. Часослов. Ев[ье?]. 4°. С изображением 4-х евангелистов, апостолов Петра и Павла и гербом кн. Огинского.

1614. О священстве св. Иоанна Златоустаго. Львов. 4°. С изображением св. Иоанна Златоустого, Василия Великого и гербов братства Львовского и Александра Болобана.

1615. Псалтирь. Москва. 4°. С изображением царя Давида.

1616. Евангелие учительное. Евье. 2°. С изображением св. Каллиста и гербов кн. Огинского и панов Воловичей.

1617. Служебник. Вильно. 4°. На заглавном листе по бокам апостолы Петр и Павел, а на углах символы евангелистов.

1618. Зерцало Богословия. Почаевская лавра. 4°. С гербом пана Л. Дривинского.

1619. Грамматика славянская. Евье. 8°. С гербом кн. Б. Огинского.

1619. Евангелие учительное. Рахманов. 2°. С изображением еванг. Луки и гербом кн. Юрия Чарторижского.

1620. Номоканон. Киев. 4°. С изображением Креста Господня и св. Феодосия и Антония Печерских.

1620. Служебник. Киев. 4°. С изображением Успения Богоматери и трех святителей.

1621. Апостол. Москва. 2°. С изображением еванг. Луки.

1622. Полуустав. Вильно. 8°. С гербом пана Древинского.

1622. Вирша на погребение гетмана Петра Сагайдачного. Киев. 4°. С изображением герба запорожского войска, Сагайдачного на коне и в доспехах, осады города Кафы.

1623. Псалтирь и Новый Завет. Вильно. 8°. С изображением царя Давида, 4-х евангелистов и гербом панов Сапегов.

1623. Беседы на Послания св. апостола Павла. Киев. 2°. С изображением Успения Богоматери, Иоанна Златоустого и гербом Елисея Плетенецкого.

1624. Номоканон. Киев. 4°. С изображением Богоматери и Вселенского Собора.

1624. Беседы на Деяния св. апостол. Киев. 2°. С изображением Успения Богоматери, Иоанна Златоустого, ев. Луки, гербов Елисея Плетенецкого и панов Долматов. В тексте 20 изображений.

1624. Псалтирь. Киев. 4°. С изображением Успения Богоматери, царя Давида и гербов Плетенецкого и панов Долматов.

- 656 -

1624. Служебник. Вильно. 12°. С изображением трех святителей.

1625. Акафисты. Киев. 4°. С изображением герба княжны Корецкой.

1625. Толкование на Апокалипсис. Киев. 2°. С изображением Успения Богоматери, гербов Захария Копистенского и пана Долмата.

1625. Псалтирь. Четвертня. 12°. С изображением царя Давида и герба князя Григория Четвертинского.

1627. Беседы св. Макария Египетского. Вильно. 4°. С изображением Спасителя и Воскресения Господня.

1627. Лексикон Славянский. Киев. 4°. С изображением герба Даниила и Димитрия Болобанов.

1627. Триодь постная. Киев. 2°. С изображением Успения Богоматери.

1627. От Отечника скитскаго. Киев. 4°. С изображениями: 1. Похвалы Пресвятая Богородицы и Неопалимыя Купины. 2. Изображение из Апокалипсиса. 3. Изображение св. Памвы. 4. Изображение св. Антония Великого. 5. Изображение св. Акилины и Креста.

1627. Евангелие. Москва. 2°. С изображением 4-х евангелистов.

1627. Псалтирь. Вильно. 2°. С изображением царя Давида.

1628. Поучения аввы Дорофея. Киев. 4°. С изображением св. Дорофея и герба П. Могилы.

1629. Литургиарион. Киев. 2°. С изображением Василия Великого, Иоанна Златоустого и Григория Богослова и гербом П. Могилы.

1629. Номоканон. Киев. 4°. На заглавном листе изображены: св. кн. Владимир, кн. Ольга, кн. Борис и Глеб, преп. Феодосии и Антоний Печерские. На обороте герб П. Могилы. 1629. Октоих. Киев. 4°. С изображением Иоанна Дамаскина.

1629. Акафисты. Киев. 4°. 90 разных изображений и герб Могилы.

1629. Псалтирь. Киев. 16°. С изображением Успения Богоматери, царя Давида и герба Могилы.

1630. Апостол. Киев. 2°. С изображением еванг. Луки и герба Стеткевичей.

1630. Октоих. Львов. 2°. С изображением Иоанна Дамаскина и герба молдавского воеводы И. М. Бернавского.

1631. Триодь цветная. Киев. 2°. С изображением Распятия Господня, более 30 картин и герба П. Могилы.

1631. Апостол. Москва. 2°. С изображением апостола Луки.

1632. Анфологион. Львов. 2°. С изображением Креста Господня.

1632. Евхаристирион. Киев. 4°. С изображением герба П. Могилы и 2-х картин, представляющих: 1. Петра Могилу, стоящего на Геликоне, с жезлом и ветвью. 2. Муция Сцеволу, стоящего на 2-х холмах горы Парнас.

1632. Крест Христа Спасителя. Киев. 4°. С гербом кн. Иеремии Корибута-Вишневецкого.

1632. Псалтирь. Москва. 2°. С изображением царя Давида.

1633. Евфония. Киев. 4°. С гербом П. Могилы.

1635. Апостол. Москва. 2°. С изображением еванг. Луки.

1635. Молитвы повседневные. Вильно. 12°. С гербом панов Киселей.

1636. Псалтирь. Москва. 4°. С изображением царя Давида.

1636. Псалтирь следованная. Москва. 2°. С изображением царя Давида.

1636. Евангелие. Львов. 2°. С изображением Господа Вседержителя, 4-х евангелистов и до 50 картин в тексте.

1636. Анфологион. Киев. 16°. С 50-ю картинами в тексте.

1637. Евангелие. Москва. 2°. С изображением 4-х евангелистов.

1637. История Варлаама и Иоасафа. Кутейна. 4°. С изображением Варлаама и Иоасафа.

1637. Служебник. Львов. 4°. На заглавном листе: изображение Тайной вечери, апостолов Петра и Иакова, св. Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова.

1637. Псалтирь. Львов. 4°. С гербом г. Львова.

1637. Евангелие учительное. Киев. 2°. С изображением св. Каллиста, герба Ф. Проскуры-Сущановского и 48 разных картин в тексте.

1637. Полуустав. Евье. 16°. С гербом кн. Огинского.

1638. Апостол. Москва. 2°. С изображением еванг. Луки.

1638. Анфологион. Львов. 2°. С изображением Успения Богоматери, гербом г. Львова и разными картинами в тексте.

1638. Служебник. Евье. 8°. С изображением Иисуса Христа на кресте, Богоматери, Марии Магдалины, Иоанна Богослова, Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова.

1639. Служебник. Киев. 4°. С изображением Иоанна Златоуста, Василия Великого и 9-ти картин в тексте.

1639. Апостол. Львов. 2°. С изображением апостолов Луки, Иакова, Петра, Иоанна и Павла. В тексте до 22 картин.

1639. Октоих. Львов. 2°. С изображением Иоанна Дамаскина и гербом г. Львова. В тексте 12 картин.

1640. Евангелие. Москва. 2°. С изображением 4-х евангелистов.

- 657 -

1640. Псалтирь следованная. Москва. 2°. С изображением царя Давида.

1640. Псалтирь. Москва. 4°. С изображением царя Давида.

1640. Апостол и Евангелия. Луцкий монастырь. 12°. С гербом князей Четвертинских.

1640. Триодь постная. Киев. 2°. С изображением Распятия Господня с предстоящими вокруг креста Иоанном Богословом, Богоматерью. Герб пана Проскура-Сущановского.

1641. Псалтирь. Москва. 4°. С изображением царя Давида.

1641. Казанье погребовое. Киев. 4°. С гербом князей Четвертинских.

1641. Псалтирь и Новый Завет. Вильно. 8°. С изображением 4-х евангелистов и гербом кн. А. Огинского.

1641. Псалтирь и Новый Завет. Евье. 8°. С изображением 4-х евангелистов и герба панов Огинских.

1641. Октоих. Львов. 2°. С изображением Иоанна Дамаскина и герба г. Львова.

1642. Псалтирь следованная. Москва. 2°. С изображением царя Давида.

1642. Псалтирь. Евье. С изображением Св. Троицы и царя Давида.

1642. Псалтирь Кутеинский. 4°. С изображением 4-х евангелистов, Богоматери, Иоанна Предтечи.

1642. Триодь цветная. Львов. 2°. С изображением герба Мефодия Киселя и 18 картин в тексте.

1642. Часослов. Львов. 4°. С изображ<ением> Иоанна Дамаскина.

1643. Анфологион. Львов. 2°. С гербом г. Львова и 40 картинами в тексте.

1643. Полуустав. Киев. 12°. С гербом п. Макс. Брозовского.

1644. Апостол. Москва. 2°. С изображением еванг. Луки.

1644. Евангелие. Москва. 2°. С изображением 4-х евангелистов.

1644. Октоих. Львов. 2°. С изображением Иоанна Дамаскина, Успения Богоматери и гербом г. Львова.

1644. Евангелие. Львов. 2°. С изображением Воскресения Христова и 4-х евангелистов.

1644. Евангелие. Вильно. 2°. С изображением 4-х евангелистов.

1643. Псалтирь. Москва. 4° С изображением царя Давида.

1643. Катехизис. Киев. 12°. С изображением Успения Богоматери.

1646. Перло многоценное. Чернигов. 4°. С гербом Самуила Корецкого.

1646. Полуустав. Вильно. 2°. С изображением Спасителя и герба панов Огинских.

1646. Октоих. Кутейна. 4°. С изображением Иоанна Дамаскина.

1646. Номоканон. Львов. 4°. С гербом панов Желиборских.

1646. Катехизис. Львов. 12°. С гербом панов Желиборских.

1646. Служебник. Дельский монастырь. 4°. С изображением Спасителя, Богоматери, св. Николая, воеводы Матвея, супруги его Елены, герба Угровлахии и архимандрита Иоанна. 1646. Триодь постная. Киев. 2°. С изображением Распятия Господня и 16 картин в тексте.

1646. Тестамент. Киев. 12°. С изображением Богоматери и царя Василия.

1647. Учение и хитрость ратнаго строения пехотных людей. Москва. 2°. С 33 гравированными таблицами.

1647. Трефологион. Кутеинский монастырь. 4°. С изображением Богоявления Господня и 20 картин в тексте.

1647. Книга о Христове подражании. Дельский монастырь. 8°. С гербом Угровлахийским.

1648. Триодь постная. Киев. 2°. С гербом архимандрита И. Тризны.

1649. Изображения из Библии. Киев. 4°. С 139 картинами.

1649. Толкование на Четвероевангелие Феофилакта, архиепископа Болгарского. Москва. 2° С изображением 4-х евангелистов.

1649. Псалтирь следованная. Москва. 2°. С изображением царя Давида.

1649. Триодь цветная. Терговище. 2°. С гербом Угровлахийским.

1651. Евангелие. Москва. 2°. С изображением 4-х евангелистов.

1651. Анфологион. Львов. 2°. С изображением Успения Богоматери и гербом г. Львова.

1651. Молитвы. Рим. 2°. С картинками.

1651. Слова св. Ефрема Сирина. Москва. 2°. С изображением св. Ефрема Сирина.

1652. Псалтирь и Новый Завет. Кутеинский монастырь. 4°. С изображением царя Давида, 4-х евангелистов и гербов Михаила Стеткевича и Иосифа Горбацкого.

1652. Требник. Киев. 8°. С изображением Успения Богоматери и герба архимандрита И. Тризны.

1653. Апостол. Москва. 2°. С изображением еванг. Луки.

1653. Псалтирь. Москва. 2°. С изображением царя Давида.

1653. Евангелие. Москва. 2°. С изображением 4-х евангелистов.

1653. Служебник. Киев. 4°. С изображением 3-х святителей.

1654. Апостол. Львов. 2°. С изображением апостола Луки, 20 картин в тексте и герба панов Желиборских.

1654. Акафисты. Киев. 4°. С разными картинами.

1654. Диоптра. Кутеинский монастырь. 4°. С изображением Богоявления Господня.

1655. Апостол. Москва. 2°. С изображением еванг. Луки.

- 658 -

1658. Псалтирь следованная. Москва. 2°. С изображением царя Давида.

1659. Рай мысленный. Иверский монастырь. 4°. С изображением Богоматери Иверския и св. Иакова Боровицкого.

1661. Патерик Печерский. Киев. 2°. 2 чертежа киевских пещер и 48 изображений в тексте.

1661. Брашно духовное. Иверский монастырь. 4°. С изображением царя Давида.

1663. Акафисты. Киев. 4°. Более 130 изображений в тексте.

1663. Библия. Москва. 20. С изображением царя Давида, 4-х евангелистов, московским гербом и небольшим чертежом Москвы.

1664. Иоанна Златоустаго о священстве. Москва. 4°. С изображением Иоанна Златоуста.

1665. Ключ разумения. Львов. 2°. С гербом Аф. Желиборского.

1665. Небо новое. Львов. 4°. С гербом Могил.

1665. Поучения Григория Богослова, Беседы Василия Великаго, Слово Афанасия Александрейскаго и книга Небеса Иоанна Дамаскина. Москва. 2°. С изображением Григория Богослова, Василия Великого, Иоанна Дамаскина.

1665. Апостол. Львов. 2°. Более 20 изображений в тексте.

1668. Часослов. Киев. 8°. С резными изображениями на дереве.

1668. Месия правдивый. Киев. 4°. С изображением Креста Господня.

1668. Евангелие. Львов. 2°. С изображением Воскресения Христова и св. евангелии<стов>.

1670. Устав молитв. Львов. 12°. С изображением Успения Богородицы и Спасителя.

1672. Часослов. Киев. 12°. С изображениями в тексте.

1674. Трубы словес проповедных. Киев. 2°. С русским гербом и более 120 изображениями в тексте.

1674. Акафисты. Киев. 4°. Более 150 разных изображений в тексте.

1674. Синопсис. Киев. 4°. С изображением Жертвоприношения Ноя.

1676. Огородок Марии Богородицы. Киев. 2°. С 50 изображениями в тексте.

1678. Синопсис. Киев. 4°. С изображением Жертвоприношения Ноя.

1678. Анфологион. Новгород Северский. 2°. С изображением Преображения Господня.

1678. Псалтирь. Уневский монастырь. 4°. С изображением царя Давида.

1680. Псалтирь в стихах С. Полоцкого. Москва. 2°. С изображением царя Давида.

1680. Служба и житие св. Николая Мирликийского. Киев. 4°. С изображением св. Николая.

1680. Служба Нерукотворенному Образу Иисуса Христа. Киев. 4°. С изображением Нерукотворенного Образа.

1681. Молебен при нашествии варвар. Киев. 4°. С изображением Богоматери и шести пророков.

1681. Житие св. Варлаама и Иоасафа. Москва. 2°. С изображением св. Варлаама и Иоасафа.

1681. Октоих. Чернигов. 4°. С изображением Богоматери и Иоанна Дамаскина.

1681. Вечеря душевная. Москва. 2°. С изображением Креста Господня и разных святых.

1683. Руно орошенное. Чернигов. 4°. С изображением Богоматери.

1685. Триодь цветная. Чернигов. 2°. С изображением Иоанна Дамаскина, с 16 небольшими картинками и гербом Лазаря.

1685. Октоих. Львов. 2°. С изображением Иоанна Дамаскина и 5 небольшими картинками.

1685. Души людей умерлых. Чернигов. 4°. С изображением орудий Страстей Господних.

1685. Венец Христов. Киев. 2°. С 80 изображениями.

1688. Три венца молитвенные, дванадесятозвездные. Киев. 2°. С изображением апостола Петра, Иоанна Предтечи и Софии Премудрости Божией.

1688. Триодь цветная. Львов. 2°. С 20 изображениями и гербом г. Львова.

1692. Псалтирь и Новый Завет. Киев. 4°. С изображением царя Давида, апостолов Матвея, Марка,

Луки, Иоанна, Иакова, Петра, Иуды и Павла. С русским гербом.

1692. Молитвослов. Чернигов. 12°. С гербом гетмана Мазепы и разными изображениями.

1692. Псалтирь. Киев. 4°. С изображением царя Давида, Успения Богоматери и разных святых (в заставках).

1693. Молитвы с тропарями. Киев. 4°. С 5 изображениями.

1693. Букварь словенороссийских письмен. Москва. 2°. С рисунками в тексте.

1694. Венец молитв седмичных. Киев. 4°. С 4 изображениями в тексте.

1694. Молитвомолец. Могилев. 24°. С двумя изображениями.

1695. Акафисты. Киев. 12°. С резными изображениями на дереве.

1695. Служба и житие св. Иоанна Воина. Москва. 4°. С изображением св. Иоанна.

1695. Евангелие учительное. Уневский монастырь. 2°. С изображением Успения Богоматери и более 80 картин.

1695. Изображения из Книги Бытия и Апокалипсиса. 2°. Всех 36 рисунков.

1697. Треакафистный молитвослов. Чернигов. 8°. С гербом стольника Обидовского и 4 рисунками.

1699. Небо новое. Могилев. 4°. С изображением Богоявления Господня.

1699. Перло многоценное. Могилев. 4°. С изображением Богоявления Господня.

- 659 -

В числе этих книг многие взяты из каталогов Строева, в которых о гравюрах нет точных сведений; при той или другой книге говорится, напр<имер>: «В тексте более 20 картин», без дальнейших подробностей. Вообще сведения о книгах, напечатанных до 1655 включительно, точнее последующих по той же самой причине.

б) Памятники, изображенные на которых животные и растения, как явствует из самого текста или из особых надписей, помещены как исторические атрибуты или как предметы естественной истории.

Этот отдел, хотя весьма обширен по многочисленности памятников, но он очень маловажен для символики. Она может только пользоваться рисунками и изображениями для того, чтобы знать, какую настоящую или условную, неестественную физиономию придавали известным зверям или известным растениям. Иные рисунки очень близки к природе, другие удаляются от природы и приближаются более к условленному очерку.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.