А.Ю. Хабутдинов
А.Ю. Хабутдинов
д.и.н., с.н.с. отдела новой и новейшей истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ
Рецензируемый учебник: Боханов А.Н. История России. XIX век: Учебник для 8 класса общеобразовательных учебных заведений / А.Н. Боханов. – 5-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005. – 320 с.: ил.
Учебник А.Н. Боханова написан в традициях государственнической школы XIX века. Соответственно здесь превозносятся самодержавная монархия и государственная православная церковь и их сторонники, критикуются сторонники конституционного правления, выборности и разделения властей. Оценки представителей революционного движения, начиная с декабристов, даются только негативные.
Анализ отражения истории татар и территории Татарстана в рецензируемом учебнике не возможен, так как этот учебник написан по русской истории в общеимперском контексте и не уделяет места истории татар. О нерусских народах говорится только в связи с их восстаниями (поляки), изменением статуса (финны) или присоединением к России (народы Кавказа и Средней Азии), что является типичным для евроцентристской государственнической концепции. Татары в учебнике фигурируют один раз (фотография «Татары» на с.5).
№ стр.
| Текст учебника, который необходимо заменить (откорректировать)
| Исправленный вариант текста (изменения, предлагаемые рецензентом)
| Примечания рецензента
|
| Ограничения для различных общественных групп существовали… но их определяли сословный статус и вероисповедание человека, а не его этническое (племенное) происхождение
| Представители народов Центральной Азии вообще не могли быть дворянами, а для большинства мусульманских народов этот статус был также почти недостижим. Запрещался переход из православного вероисповедания в другие, что влекло наказание вплоть до каторги.
|
|
| Война приняла характер Отечественной
| Наряду с русскими в ней участвовали представители других народов. Большую роль сыграла конница, составленная из народов Поволжья и Приуралья: татар, башкир, калмыков.
|
| 122-126
| 24. Русская православная Церковь.
Особенно. С 126. Вопросы и задания.
3. Раскройте, в чем состоял христианский подвиг Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
| Наличие раздела «Русская православная Церковь» в целом противоречит светскому характеру государства, заложенному в Конституции РФ .
Сергий Радонежский вообще жил в XIV веке, и такое задание возможно только в христианской конфессиональной, но не в светской школе.
Вместо раздела «Русская православная Церковь» следует ввести раздел «Духовная жизнь народов России», где должны быть сведения об ОМДС, системе мусульманского образования реформаторских взглядах А. Курсави.
|
|
| 37. Русская православная Церковь и К.П. Победоносцев.
| Наряду с откровенной религиозной пропагандой идет критика основ современного российского государства, как государства правового и основанного на народном суверенитете и принципе народного представительства.
Вместо раздела «Русская православная Церковь» следует ввести раздел «Духовная жизнь народов России», где должны быть сведения о системе мусульманского образования в лице медресе и мектебе (они не указаны и на карте «Просвещение в Российской империи в конце XIX века. С. 278-279) и реформаторских взглядах Ш.Марджани.
|
|
Отпечатано в множительном центре Института истории АН РТ
Подписано в печать 18.03.2008. Формат 60´84 1/16
Тираж 100 экз. Усл. печ. л. 7,0
г. Казань, Кремль, подъезд 5 Тел. 292-95-68, 292-18-09
[1] Сулейманов Р.Б. Из истории Казахстана XVIII века / Сулейманов Р.Б., Моисеев В.А.. (О внешней и внутренней политике Аблая). – Алма-Ата: изд-во «Наука», 1988. – С.115.
|