Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р.Г. Галлям



Р.Г. Галлям

к.и.н., с.н.с. отдела средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ

 

Рецензируемый учебник: Преображенский А.А., Рыбаков Б.А. История отечества: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 222 с.: ил., карт.

 

Рецензируемый учебник по истории для 6 класса общеобразовательных учреждений разделен на две части (по классам). В него включен материал по истории Отечества с древнейших времен до конца XVI в. Методический аппарат учебника содержит разноуровневые задания. В учебнике впервые представлены отрывки из исторических документов. «Учитывая пожелания учителей», в текст внесены изменения и дополнения (даны «новейшие сведения» о происхождении славян и т.д.). Расширен иллюстративный ряд учебника. В нем неплохо освещена социальная, хозяйственно-экономическая история. Однако нетрудно заметить, что в основу учебника положена давно изжившая себя, казалось бы, канувшая в лету имперская идеология «Москва – третий Рим». Извлеченная из задворок истории и реанимированная авторами концепция ясно проглядывает в русоцентризме, субъективном отрицании в угоду «ура-патриотизму» отличных трактовок в историческом познании, а в ряде случаев, и в искажении политической истории, полнейшем игнорировании, упрощении до примитива («Дикое поле») историй соседствующих средневековых государств и народов на просторах современной России (государственность которых, как известно, в целом ряде случаев гораздо древнее), многовекового политического, этнокультурного взаимодействия с ними. В этой связи следует отметить крайнюю идеологизированность учебника в духе эпох сталинизма и застоя. По сути он от них отличается лишь наличием православно-религиозных сюжетов. В лучших традициях тех периодов учебник имеет антитатарскую направленность, выраженную, якобы, в их исключительной «агрессивности», «непомерной жестокости», «вероломности» и т.д. Удивительно, но при этом агрессивная политика Русского государства в XV–XVI вв. в отношении соседних народов и государств мотивируется не иначе, как настоятельной необходимостью с целью «искоренения набегов», «расширения земель», «обладания торговыми путями» и т.д. Более того, этому, как оказывается, кто-то постоянно «мешает» (кочевники «не дают» развиваться русскому земледелию в южных степях и т.д.). При изложении материала средневековые тюрко-татарские государства либо представлены лишь в исключительно негативном свете, либо вовсе игнорируются. Вообще, славяно-тюркские, русско-татарские взаимоотношения эпохи позднего средневековья (периода Золотой орды, постзолотоордынских тюрко-татарских государств) настолько искажены, изобилуют фактологическими ошибками, что ни о каком более или менее объективном их освещении с учетом новейших достижений отечественной исторической науки говорить не приходится.

Понятно, что примитивные трактовки в духе 50-х годов прошлого века отнюдь не отражают объективную историю, являясь всего лишь «заученными» идеологическими штампами прошлых лет, преследующими, однако, вполне определенные «воспитательные» цели.

В понимании авторов современная Российская Федерация с ее множеством регионов и народов и есть Русь. Соответственно учебник посвящен исключительно русской истории, которая к тому же зачастую вдохновенно скорректирована «в нужном свете». Спрашивается: тогда причем же здесь «Российская Федерация»? Или мы уже проживаем не в Российской Федерации, а в Русском централизованном государстве? Вопрос в связи с содержанием учебника вполне уместен и требует ответа. От него зависит вектор дальнейшего развития России, множества регионов и народов, составляющих и населяющих ее.

Удивительно и печально, что на заре просвещенного XXI века, когда многонациональная Россия, пытаясь приобщиться к общечеловеческим демократическим ценностям, стремится стать составной частью Европейского сообщества, когда со многих трибун разного уровня декларируются, пропагандируются такие гуманистические ценности, как терпимость, толерантность, диалог и взаимодействие культур и т.д., вновь и вновь тысячными тиражами издаются учебники, рекомендованные к тому же Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве официальных, сеющие идеи национальной и религиозной исключительности, нетерпимости и т.д. Вполне возможно, что посредством данного учебника проторена прямая дорога в скинхэдское движение. По крайней мере, учебник в этом отношении вполне может служить хорошей идеологической подпиткой. В итоге рецензируемый учебник заставляет глубоко призадуматься как о путях и перспективах развития современной России, так и о ее дальнейших судьбах...

 

Стр. Текст учебника, который необходимо заменить (откорректировать) Исправленный вариант текста (изменения, предлагаемые рецензентом)
Кочевники не пускали (?) земледельцев в степь, и большая часть плодородных земель шириной в 1000 км к северу от Черного моря оставалась всего лишь огромным пастбищем. Нападая на поселения славян, кочевники грабили и сжигали их, угоняли пленных, которых потом продавали в рабство. Некоторые восточнославянские племена вынуждены были платить кочевникам дань. Для славян жизненной необходимостью стала оборона от беспощадных соседей. Тогда большая часть плодородных земель шириной в 1000 км к северу от Черного моря оставалась огромным пастбищем. Между кочевниками и славянами происходили военные столкновения. Некоторые восточно­славянские племена вынуждены были платить кочевникам дань. Для славян оборона от кочевых соседей стала необходимостью.
В южных степях кочевали «опасные» соседи, которые в значительной мере жили за счет грабительских набегов на поселения земледельческих народов, в том числе восточных славян. Защита от этих набегов требовала немалых сил. Отношения с кочевниками южных степей зачастую носили характер военного противостояния. Защита от их набегов требовала немалых сил.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.