|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
И.М. МиргалеевИ.М. Миргалеев к.и.н., с.н.с. отдела средневековой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, руководитель центра исследований золотоордынской цивилизации при Институте истории АН РТ.
Рецензируемый учебник: Россия и мир с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл. учеб. для общеобразоват. учреждений / О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожин. – 7-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2007. – 399 с.: ил., карт., 16 л. цв. вкл.
Краткий анализ отражения истории татар
Данный учебник, к сожалению, мало используется учителями истории в школах Татарстана. Сегодня, когда дети должны овладевать не только хорошими знаниями, но и знаниями, дающими им правильные представления о своей стране, о ее истории, культуре, о многонациональном народе необходимо использовать учебники, где, во-первых, материал дается с учетом последних достижений, в нашем случае – исторической науки, и объективной оценкой прошедшего. Этот учебник написан с использованием нового материала и с объективных позиций. Авторы пытались отойти от принятых ранее рамок подачи материала и, хотя общими словами, но все же подняли те проблемы, которые до этого в учебниках просто замалчивалась. Например, авторы не обошли стороной насильственную христианизацию нерусских народов, отмечая, что «государственная власть принуждала их к отправлению православных обрядов, преследовала другие религии» (с. 222). Достаточно интересно и не предвзято написан раздел об исламском мире (с. 36-42, 104-105), что очень важно сегодня, когда чуть ли не весь исламский мир, а иногда и сам ислам (!) пытаются очернить ради поддержки геополитических интересов ведущих политико-экономических игроков современного мира. Также авторы дали вполне объективный материал о ранних тюркских государствах (с. 47), о монголах и их завоеваниях (с. 83-92). Достаточно удачно написан параграф: «Россия – многонациональная империя» (с. 339-351). В этом, как и в другом параграфе: «Культура России в XIX веке», можно было дать материал и о татарах. После потери государственности и страшного разорения от русского завоевания и вековых кровавых подавлений национально-освободительных восстаний татарского народа, татары начинают возрождаться и с XVIII века активно участвовать в общероссийских делах. К сожалению, авторы мало внимания уделили Золотой Орде, ее истории (с. 88-89, 120-122, 124-129). Но все же, к их чести, нужно сказать, что вопросы, связанные с этнонимом «татары», образованием золотоордынского государства написаны с учетом последних достижений исторической науки в этой области. Конечно, авторы не смогли отойти от заданных рамок подачи этого материала в учебниках по Российской истории. Но, учитывая, что русские княжества около 300 лет входили в состав джучидского государства, конечно, имея некоторую автономию, и что Золотая Орда является предшественником России на этой территории, то необходимо было дать именно историю Золотой Орды, а не борьбу русских княжеств против «татарского ига». Также не раскрыт и вопрос формирования татарского народа, коренного и по численности второго народа России. Очень обобщенно дается материал о предложении принять ислам Владимиру (с. 60). Общеизвестно, что с предложением принять ислам русским прибыли послы из Волжской Булгарии, хотя в арабской историко-географической литературе есть сведения о проповеди арабских путешественников неким русским, которые в итоге, якобы, приняли ислам. Но все же предложение принять ислам Владимиру связано с посольством булгар. Поэтому, вместо краткого – «путешественники из восточных стран предлагали ему принять ислам» нужно было более детально раскрыть этот материал и привести цитаты из русских летописей, где этот момент описан очень красочно. Говоря о внешней торговле, авторы пишут, что «Значение последнего особенно возросло после присоединения к Российскому государству поволжских земель и переходу под его контроль Волжского торгового пути в середине XVI века» (с. 136). Конечно, никакого присоединения не было, ибо термин «присоединение» предполагает мирные действия. А, как известно, и как далее сами авторы отмечают (с. 157-158), так называемые «поволжские земли», по сути, татарские государства, были потоплены в крови и завоеваны с помощью оружия. Контроль над Волжским торговым путем к русским перешел не в середине XVI века, а во второй половине XVI века, после окончания первого этапа национально-освободительной войны татар. Непонятно, почему в разделе об итогах и последствиях правления Ивана Грозного (с. 141-142) не уделено место даже по средневековым меркам страшному завоеванию Астраханского и особенно Казанского ханств. А раздел «Завоевание Среднего и Нижнего Поволжья» (с. 157-158), по сути, есть оправдание действий русского государства, хотя авторы и затронули основные причины русского завоевания, но в итоге (с. 158) авторы после описания «кровавого штурма», почему-то опять повторно пишут о присоединении. На странице 157 приведен рисунок Казанской шапки, как пишут авторы, этот венец был изготовлен для Ивана Грозного после взятия Казани. Хотя уже давно установлено, что русские мастера сделали попытку только немного изменить корону, добавить крест и т.п., а вот орнамент выдает, что шапка была изготовлена именно мусульманскими, то есть татарскими мастерами. Поэтому в литературе уже давно принято, что эта шапка была увезена русскими из завоеванной Казани. Есть и такие места в учебнике, которые требуют уточнения или корректировки. Например, «Россия в первую очередь входила в круг европейских держав, хотя в не малой степени в отдельные периоды своей истории геополитически зависела и от экспансии восточных держав (Хазарии, Золотой Орды, Османской империи)» (с. 3). Авторы в этом предложении хотели охарактеризовать огромный период, разные этапы складывания русского государства. Но нужно учесть, что от Хазарии зависела Киевская Русь, а не Россия. Османская империя не контролировала Россию, а владела теми территориями, которые не принадлежали русским (Северное Причерноморье, Крым, Северный Кавказ).
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|