Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Р.Г. Галлям



Р.Г. Галлям

к.и.н., с.н.с отдела средневековой истории Института истории им.Ш.Марджани АН РТ

 

Рецензируемый учебник: Пашков Б.Г. История России с древнейших времен до конца XVIII века: Учебник для 6-7 кл. общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд.,
стереотип. – М.: ДРОФА, 2002. – 352 с.: ил.

 

Учебник Б.Г.Пашкова по отечественной истории для 6-7 классов общеобразовательных учебных заведений, одобренный Федеральным экспертным советом и рекомендованный к изданию Министерством образования Российской Федерации, включен в Федеральный перечень учебников. Он призван дать учащимся представление об основных событиях отечественной истории с древнейших времен до конца XVII века. В целом, учебник выгодно отличается от пособия А.А.Преображенского и Б.А.Рыбакова по отечественной истории для 6 класса общеобразовательных учебных заведений (Преображенский А.А. История Отечества: учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений /А.А.Преображенский, Б.А.Рыбаков. – 11-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 222 с.: илл., карт.) более глубокой научной выверенностью, проработкой учебного материала. В частности, в учебнике даются различные научные точки зрения по тем или иным полемичным узловым вопросам отечественной истории, дающие материал для самостоятельного мышления учащихся и т.д. Однако, концептуально он также рассматривает историю России лишь с точки зрения русской истории, русоцентризма, поступательного расширения, движения Русского государства, русской колонизации в различных направлениях. Другие же соседствующие государства (в целом ряде случаев древнее Русского государства), народы, племена на обширных просторах, составляющие современную Россию, попросту игнорируются или же упоминаются лишь вскользь, опять же лишь в связи с поступательным расширением Русского государства.

Несмотря на значительные достижения отечественной исторической науки за последние годы, десятилетия, учебник не лишен однотипных старых идеологических стереотипов о «татаро-монгольском иге» XIII–XV вв., примитивных трактовок пост­золотоордынских тюрко-татарских государств и т.д. Так, в духе учебников 50-х годов минувшего века, Казанское и Астраханское ханства характеризуются следующим образом: «Золотая Орда распалась, но два ее главных осколка – Казанское и Астраханское ханства продолжали угрожать русским землям» (?!) Из чего следует вывод, что агрессивность по отношению к соседям является главной, определяющей чертой этих, остающихся в учебнике аморфными, государств, и за эту декларируемую агрессивность они непременно должны быть завоеваны. Понятно, что такого рода далекие от объективности, примитивные оценки, трактовки служат лишь одной единственной цели – попытке оправдания агрессивной, завоевательной политики Московского государства – Московии – XVI в. по отношению к своим соседям.

Вторя весьма сомнительному источнику – художественно-публицистическому произведению XVI в. – «Казанской истории» – необоснованно декларируются некие 60 000 пленных русских людей, якобы вызволенных из казанского плена. Оказывается, что русские войска при взятии Казани в 1552 г. бились на подступах к городу всего лишь «несколько дней» (?!). Так, причудливым образом, трактуется почти двухмесячная кровопролитная осада Казани при ее завоевании. Вероятно не без умысла, искусно подчеркивается, проповедуется исключительная жестокость, коварство, вероломство монголо-татар (татар) при завоевании русских земель. Хотя жестокость по отношению к врагам для средневековья характерна (в т.ч. и для русской истории). К сожалению, в учебнике такого рода стереотипы, факты не единичны. Несколько упрощенно, примитивно изложена и история присоединения Украины к России.

Изложенные обстоятельства, к сожалению, не служат воссозданию объективной картины прошлого Отечества и населяющих его многочисленных народов и наций, не позволяют проследить многовековое этнокультурное взаимодействие между ними, составляющее краеугольный камень, основу современного российского общества.

В целом же анализ учебника Б.Г.Пашкова «История России с древнейших времен до конца XVII века», а также других современных учебников по отечественной истории (в частности, пособия А.А.Преображенского и Б.А.Рыбакова для 6 класса общеобразовательных учебных заведений), наглядно свиде­тельствуют о том, что система образования нуждается в новом поколении учебников по отечественной истории с принципиально иным концептуальным решением, учитывающим как новейшие достижения исторической науки, так и многонациональное, поликонфессиональное составляющее современной Российской Федерации.

 

 

Стр. Текст учебника, который необходимо заменить (откорректировать) Исправленный вариант текста (изменения, предлагаемые рецензентом)
Но Русь смогла сохранить государственность. На Руси государственность была сохранена.
Чтобы пресечь набеги волжских татар, Иван III решил в 1467 г. выступить против Казани. Иван III решил в 1467 г. выступить против Казани.
Золотая Орда распалась, но два ее главных осколка – Казанское и Астраханское ханства продолжали угрожать русским землям. На территории бывшей Золотой Орды образовались Казанское и Астраханское ханства.
Освобождены были все русские племенные, которых оказалось не так мало – более 60 тысяч. Освобождены были все русские пленные.

 


А.Г. Галлямова

к.и.н., с.н.с. отдела новой и новейшей истории Татарстана и татарского народа Института истории им. Ш. Марджани АН РТ

 

Рецензируемый учебник: Данилов А.А. История России, ХХ – начало ХХI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2006. – 381 с.

 

Учебник признанных авторов дает достаточно целостное представление по одному из самых сложных хронологических этапов истории России, имеющих к тому же незавершенный характер. В основе построения книги лежит концепция модернизации российского общества, при этом часто во главу угла ставится политическая составляющая, что вполне оправдано для изложения материала по советскому периоду, когда экономика страны носила директивно-мобилизующий характер.

Авторы сосредоточились в основном на показе общих тенденций в развитии страны. При этом в политической истории присутствуют конкретные имена, конкретные факты с привязкой к конкретным регионам. Что же касается экономической истории, то здесь фактографическая сторона почти не представлена. Между тем, для учащихся девятого класса, на наш взгляд, большее значение имеет наполнение конкретными знаниями: что и где происходило, строилось, создавалось, видоизменялось. В 10-11 классах, возможно, больше нужно обратить внимание на тенденции, направленность тех или иных процессов, что дает пищу для осмысления и обобщения знаний, накопленных в 6-9 классах.

При таком подходе, возможно, большее внимание можно было бы уделить характеристике экономических преобразований отдельных регионов, имеющих всесоюзное значение. Скажем, в 1950-е годы Татарская республика превратилась в ведущий нефтедобывающий регион страны. Известно, что на нефтедолларах держалось все благополучие брежневского периода в стране, однако о татарской нефти в учебнике даже не упомянуто; или КамАЗ, который строила вся страна, решившая важнейшую транспортную проблему – об этом в учебнике не сказано ни слова.

Не упомянут Татарстан и при рассмотрении национального вопроса в советское время, в частности, при перечислении регионов, где произошла смена алфавита в конце 1920 и 1930-х годов. В учебнике вообще не рассмотрена проблема идео­логического давления на национальную интеллигенцию, хотя проблема власти и интеллигенции в учебнике ставится.

В разделе «Традиционные религии в современной России» (параграф 53) упомянуто строительство храма Христа Спасителя в Москве, как символ духовного возрождения всей России, что не корректно в многоконфессиональной стране, и не упомянуто строительство мечети Кул Шариф в Казани, ставшей самой крупной мечетью в Европе.

На наш взгляд, параграф «Строительство обновленной Федерации» следует дать раньше, чем «Духовная культура», продолжив политическую тему предыдущего параграфа.

В освещении вопросов взаимоотношений России и Татарстана в первой половине 1990-х годов проскальзывает определенная тенденциозность. Позиция Татарстана в этот период отличалась ярко выраженной конструктивной направленностью в утверждении в России принципов федеративного устройства, авторы сфокусировали внимание на показе сепаратистских тенденций, которые в целом не определяли позицию республики.

 

№ страницы Текст учебника, который необ­ходимо заменить (откорректировать) Исправленный вариант текста (изменения пред­лагаемые рецен­зентом) Примечания рецензента
В Гражданскую войну были втянуты все национальные окраины России. В Гражданскую войну были втянуты все нацио­нальные регионы России. В Поволжье в 1917 году весьма популярным был проект создания Урало-Волжского штата. В противо­вес этому проекту Лениным и Стали­ным было принято решение о Татаро-Башкирской республике. Однако у этого проекта нашлось немало против­ников, в конечном счете были обра­зованы две авто­номные респуб­лики – Башкирская и Татарская. Этот сюжет показывает многонациональный состав всей России, а не только ее окраин.
В это же время государственные языки Кавказа и Средней Азии прошли через двойную реформу алфавита. В это же время государственные языки Кавказа, Средней Азии и Татарстана прошли через двойную реформу алфавита. Затушевывается нацио­нальный вопрос в Поволжье, это надо показывать на протя­жении всего материала, чтоб было представ­ление, что вопрос о суверенитете Татар­стана возник в конце 1980-х годов не вдруг.
Усилилось и давление на национальную интеллигенцию, традиции и культуру малых народов. Так, с 1951 г. началась критика национального эпоса мусуль­манских народов как «клерикального и антинародного». Усилилось и давление на национальную интеллигенцию, традиции и культуру малых народов. Под запретом оказа­лись целые пласты истории нацио­нальной истории. Так, с 1951 г. началась критика национального эпоса мусуль­манских народов как «клерикального и антинародного». Идеология вмешивалась в исследования по происхождению народов. Напри­мер, в истории происхождения татарского народа возобладала булгарская теория, только с отрица­тельной точки зрения показы­валась история Золотой Орды. Думаем, что Золотая Орда играла значительную роль в истории Русского государства, пора правильно расставить акценты во взаимо­отношениях Руси с Золотой Ордой и дать сведения учащимся откуда «ноги растут» в отрицательном восприятии истории Золотой Орды.
284-285 Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному пути: не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий. Однако в целом промышленность продолжала раз­виваться по при­вычному пути: не за счет интен­сификации имею­щихся мощностей, а за счет строи­тельства тысяч новых пред­приятий. В 1950-е годы огромный размах обрело про­мышленное осво­ение нефтя­ных богатств на юго-востоке Татар­ской республики. С этого времени и до середины 1970-х годов этот регион прочно занял первое место по добыче «чер­ного золота» в стране. Как извест­но, во многом благо­получие «золотого века» социализма определялось нефтедолларами. Необходимо показывать, что экономика страны обретала неблагоприятную направленность в сторону сырьевой базы в мировом разделении труда.
304-305   Яркой страницей экономической истории эпохи позднего социа­лизма явилось сооружение Камского завода по производству большегрузных автомобилей. Наряду с нефтехимическими предприятиями Нижнекамска он составил новый мощный терри­ториально-промышленный комплекс на востоке европей­ской части России. Камский ТПК был и типичным, и в то же время уникаль­ным явлением развития эконо­мики в брежнев­ский период. Его типичность заключалась в том, что он, наряду с другими создавав­шимися в этот период террито­риально-промышленными комплексами, отвечал прово­дившейся в стране экономической политике. Суть ее выражалась в увлечении гигант­скими промыш­ленными строй­ками, которые были призваны показать всему миру, что только страны социалис­тической системы могут позволить себе такой масштабный размах в индуст­риальном развитии. Уникальность же его заключалась в том, что это был единственный ТПК, который разворачивался в европейской части СССР. Основная ставка в экономи­ческом развитии в этот период делалась на Сибирь и Дальний Восток. Там и разворачивалось строительство крупнейших ТПК. Таким образом, руководство страны сохраняло приверженность курсу экстен­сификации экономики. Этот сюжет надо дать в данном параграфе. Учащимся 9 класса , может быть, нужно не столько говорить о пробуксовке экономических реформ, а о том, что в стране строилось, создавалось. И какой характер имело это производство. А пробуксовка экономических реформ может быть должна предварять материал о перестройке.
Саблин был отдан под трибунал и расстрелян. Все это свиде­тельствовало об углублении противоречий между властью и обществом. Национальную интеллигенцию тревожило развитие ниве­лирующих тенденций в духовной куль­турной жизни, вытеснение из нее этнического своеобразия. Можно это предложение расположить и раньше в этой части, можно привести примеры диссидентского движения по нацио­нальному вопросу, например, крымско-татарскому (генерал Григоренко), нацио­нальным фронтам в Прибалтике.
В Москве всего за 5 лет был восстанов­лен храм Христа Спасителя, построенный в ХIХ в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Он стал символом духовного возрождения России. В Москве всего за 5 лет был восста­новлен храм Христа Спасителя, построенный в ХIХ в. на деньги миллионов прос­тых людей в память о великой победе в Отечест­венной войне 1812 г. В Казани в рамках праздно­вания 1000-летия города состоялось открытие возрож­денной почти через 500 лет мечети Кул Шариф, самой самой большой в Европе. Некорректно в многоконфессиональной стране называть православный храм символом духовного возрождения всей России.
В Татарии в противовес Верховному Совету был созван курултай татар­ского народа. В начале 1992 г. он провозгласил государственную независимость Татарии от России. Все это заставляло центральную власть ускорить заключение Федеративного договора. Достаточно острыми были отношения между Россией и Татарстаном, который следовал по пути укреп­ления суверенитета. Шаг за шагом Татар­ская республика шла курсом по укреплению Верховным Советом респуб­лики провозгла­шенного суве­ренитета. Респуб­лика Татарстан на протяжении нескольких лет стремилась офор­мить договорные отношения с Российской Федерацией. Милли Меджлис не имел в республике властной силы, это была одна из общественных организаций и выпячивать его роль не резонно.
Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Татарстане и Чечне. Президенту Татарстана М.Ш.Шаймиеву удалось взять ситуацию под контроль. Он оговорил особый статус Татарстана в составе Российской Федерации. В феврале 1994 г. Татарстан подписал на этих условиях с федеральными властями договор о разграничении полномочий. Наибольшее беспокойство вызывало развитие ситуации в Чечне. С Татарстаном, после длительного переговорного процесса, удалось заключить Договор о разграничении полномочий. Российско-татарстанская модель взаимо­отношений стала фактором федеративного строительства, предметом пристального внимания в мире. Она получила международное признание в силу присущего ей курса на компромисс, мирное разреше­ние споров. Нельзя ставить в один ряд отношения России с Чечней и отношения России с Татарстаном. Первое – как не надо строить отношения. Второе – как надо!

 


З.Г. Гарипова

к.и.н., с.н.с. отдела новой и новейшей истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ

 

Рецензируемый учебник: Данилов А.А. История России, ХХ ‑ начало XXI века: учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. – 3 изд. – М.: Просвещение, 2006. – 381 с.

 

Изучение истории ХХ в. в наибольшей степени среди других отраслей гуманитарного знания испытывало на себе воздействие ценностно-культурных изменений, вызванных российской ситуа­цией конца ХХ в. Это объясняется обязанностями, которые исполняла новейшая история в системе государственной идеологии.

В данном учебнике известных авторов глубоко освещены основные вопросы сложной и драматической истории России ХХ в., современный подход ко многим проблемам дает возможность школьнику качественно и без затруднений подготовиться к уроку. Надо приветствовать то, что авторы начали учебник с описания территории и населения Российской империи в начале ХХ века, что ориентирует учащихся на то, с каким потенциалом вступала страна в новый ХХ век. Однако, где идет речь о народностях империи, напрашиваются данные о процентном соотношении русских и нерусских наций и народностей (последние до октября 1917 г. составляли 57% населения страны).

Надо заметить, что неубедительно представлена модернизация экономики России в начале ХХ в.без фактического материала, без раскрытия ее результатов.

Четко и доступно для учащихся 9-классов дан раздел «Национальная политика и межнациональные отношения» (с. 188), который отличается новизной, чем некоторые учебные пособия, где национальная политика по сути была сведена к образованию автономных республик и областей. Тем не менее, выводы в данном учебнике о политике коренизации требуют некоторого уточнения и дополнения. На с.147-148 мы читаем: «На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители». Однако по Татарстану такое не прослеживается. Не выполнялись директивы Центра по коренизации аппарата советских учреждений и в национальных районах с компактным проживанием национальностей, в том числе татар в Среднем и Нижнем Поволжье, о чем свидетельствуют источники. Политика коренизации прежде всего была нужна для самой советской власти для усиленного взаимодействия с разными национальностями на их родном языке, для подготовки национальных кадров, как можно больше рабочих производительных сил для решения плана индустриализации и коллективизации сельского хозяйства.

Категоричным является и следующее утверждение: «Через систему льгот, «национальных наборов» в вузы началась ускоренная подготовка национальных кадров, из которых впоследствии сложилась местная элита, занявшая основные управленческие должности и привилегированное социальное положение» (с. 148). По Татарии этот процесс происходил иначе. Татарские управленческие кадры периодически менялись, так называемые «И.О.», т.е. исполняющие обязанности работали годами. Что касается национальных кадров, то они готовились местными властями для агитационно-пропагандистской работы, для учреждений культуры, образования, искусства, а единицы попали в управленческие структуры. Об ущемлении прав русского населения не могло идти и речи, как указывается в учебнике. Поэтому этот сюжет требует дополнения, что в 20–30-е гг. татары, компактно проживающие в Среднем и Нижнем Поволжье, по правовому и социально-экономическому положению находились в самом наихудшем положении, чем русские, несмотря на численное превосходство.

Не упомянуты Татарстан, Башкирия, Сибирь при перечислении регионов, где произошла смена алфавитов в конце 1920 и 1930-х гг. (с. 189).

В разделе «Народы СССР в борьбе с немецким фашизмом» (с. 237) дана искаженная цифра о количестве героев Советского Союза – татар (161), тогда как по официальным опубликованным данным их насчитывается 173 человека. Именно в этом разделе есть необходимость показать роль писателя, поэта Мусы Джалиля и его группы в победе в Великой Отечественной войне.

Требует уточнения и дополнения освещение вопроса о взаимоотношениях России и Татарстана (с. 361), где придается большое значение курултаю, т.е. съезду общественной организации милли меджлиса, который, якобы, «провозгласил государственную независимость Татарии от России».

 

№ стр. Текст учебника, который необходимо заменить (откорректировать) Исправленный вариант текста (изменения, предлагаемые рецензентом) Примечания рецензента
Российская империя была многонациональной страной. В ней проживало более 100 народов и народностей. Российская империя была многонациональной страной. В ней проживало более 100 народов и народностей. Нерусские нации и народности составляли до октября 1917 г. 57%. Этот сюжет ориентирует учащихся на то, с каким потенциалом вступала страна в ХХ век.
Она проходила по инициативе и под контролем государства. Она проходила по инициативе и под контролем государства. Однако русская монархия оказалась неспособной проводить преобразования в духе времени. Такое дополнение поможет учащимся понять почему у российской модернизации были свои особенности.
В это же время государственные языки Кавказа и Средней Азии прошли через двойную реформу алфавита. Произошло двукратное изменение письменности мусульманских народов Кавказа, Средней Азии, Татарстана, Башкирии, Сибири в течение одного десятилетия. Этот сюжет дает возможность понять почему возникли проблемы возрождения национальной культуры в конце 1980-х гг.
147-148 На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители. На административные должности в приказном порядке стали назначаться коренные жители. В то же время указания Центра по коренизации в национальных районах не выполнялись, о чем, например, свидетельствуют источники по Среднему и Нижнему Поволжью. Так, например, компактно проживающие в этих регионах татары в 20–30-е гг. по правовому и социально-экономическому положению находились в наихудшем положении, чем русские. Об ущемлении прав русского населения не могло идти и речи. По сведениям Комиссариата по делам национальностей 1922 г. в Саратове (из 250 тыс. татар) и в Сибири (из 1,5 млн. татар) не было ни одного татарина в административных органах. В аппарате Средне-Волжского крайисполкома из 95 штатных единиц работали лишь 1 татарин, 1 чувашин и 1 мордвин. Особая демографическая политика советского правительства в отношении татарского народа вела на практике к существенным ограничениям представительства его в высших органах в Москве. Там представительство 6-миллионного татарского населения Советского Союза подменялось представительством полуторамиллионного коренного населения Татарской Республики. Этот фактический материал –дополнительный штрих к сущности советской национальной политики.
За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 – украинцев, 309 белорусов, 161 татар …   За мужество и героизм звания Героя Советского Союза на фронтах войны были удостоены 8160 русских, 2069 – украинцев, 309 белорусов, 173 татарина … Среди них – татарский писатель Муса Джалиль, создавший в 1942 г. на территории Западной Европы подпольную антифашистскую мусульманскую организацию (состоявшая, главным образом, из военнопленных татар), которая называется в истории как «джалиля группа». Эта организация создала боевые группы в немецких концлагерях, вела антифашистскую агитацию среди военнопленных, организовывала их переход к советским партизанам. Большинство членов «джалиловой группы» были казнены через гильотину в 1944 г. Этот сюжет раскрывает патриотизм народов России, в том числе – татар, их беззаветное героическое служение Родине.
В Татарии в противовес Верховному Совету был созван курултай татарского народа. В начале февраля 1992 г. он провозгласил государственную независимость Татарии от России. В довольно необычных общественно-политических условиях в Татарстане в 1992 г. был создан Милли меджелис, который претендовал на роль национального парламента татарского народа и на полномочия Всемирного конгресса татар. Раздавались также требования сделать его национальной палатой Верховного Совета Республики Татарстан. В 1992 г. национальные общественные организации, в том числе милли меджлис, предлагали разные пути решения национальных проблем, но все они служили одной цели – возрождению государственности и сохранению национальной самобытности татарского народа. В учебнике, видимо, речь идет о съезде Милли меджлиса. Милли меджлис была общественной организацией и не имела законодательной силы.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.