И.К. Загидуллин
И.К. Загидуллин
д.и.н., с.н.с., заведующий отделом средневековой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ
Рецензируемый учебник: Черникова Т.В. История России. XVII - XVIII века: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Под ред. А.Н.Сахарова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2006. – 272 с.
Данный учебник ориентирован не только на получение представления об основных событиях прошлого, но и на углубление знаний по ряду аспектов отечественной истории. Автор прекрасно владеет историческим материалом и акцентирует внимание на личности, поступки и деятельность которых непосредственно влияли на ход событий. Представлен большой объем материала, требующий значительных усилий от семиклассников. Для облегчения его усвоения можно было бы составить словарь терминов и понятий. Изложение материала в целом традиционное и подчинено концепции учебников советского и постсоветского периодов, в которых во главу угла ставится освещение истории русского народа и государства.
Автор не ставил своей целью показ истории многонационального российского государства, даже освещения систему управления окраинами в XVII в.
Основные недостатки связаны с традиционной концепцией учебника. В частности, крайне бледно представлены выступления коренных народов Волго-Уральского региона и Сибири против властей, что формирует определенный стереотип в оценке крестьянских выступлений рассматриваемого времени. Получается, что происходили восстания русских крестьян и посадских людей, а нерусские народы, недавно насильственным путем присоединенные к России, были согласны с порядками новых властей. В этой связи востребовано освещение следующих массовых выступлений коренных народов Поволжья и Приуралья против феодального и национального гнета: Еналеевского восстания 1615-1616 гг., восстаний татар, башкир и других народов в 1662-1664, 1681-1684, 1735-1736 гг., 1737-1738 гг., восстания под предводительством Карасакала 1739-1740 гг., восстание тептярей и бобылей 1747 г., восстания Батырши 1755 г. Выступления протеста влияли на общественно-политическую ситуацию в стране, отвлекали значительные правительственные и военные силы, оказывали определенное влияние на внутриполитический курс самодержавия.
При освещении общественно-политической и военной ситуации на окраинах страны автор не всегда удачно излагает материал. Возможно, в сюжетах середины XVII в. это делается с целью обоснования прогрессивности присоединения Украины к России. Примечательно, что под рисунком украинских крестьян (XVII в.) написано: «Убить холопа для шляхича было все равно, что убить собаку» – писали польские авторы XVII в.» (с.52).
Имеются такие пассажи, как «Шла настоящая религиозная война, в которой православные своим защитником считали московского царя и стремились «воссоединиться» с православной Россией (с.52), или «Запорожское войско превращалось в солидную военную силу, готовую сражаться за свободу и православную веру» (с.52), «Казацкая молодежь собиралась за днепровскими порогами у засек, созданных на случай войны с турками и крымцами» (с.52). Автор не в полной мере учитывает международный аспект проблемы. В середине XVII в. в Северном Причерноморье шла острейшая борьба между несколькими государствами за овладение Украиной.
После Переяславской Рады все государства и проводившие автономную политику гетманы именуются «врагами» России: «А летом 1655 г. на Речь Посполитую напал еще один враг – шведский король Карл Х» (с.55) или «Между тем Россия и Речь Посполитая дошли в войне до истощения, но не мирились, пока новый гетман Дорощенко – враг обеих держав – не решил перейти в турецкое подданство (1666)» (с.55-56).
Автор довольно вольно оперирует терминами и тем самым способствует формированию неприязни к отдельным народностям: «Стоит ли в таком случае ссориться с поляками из-за украинцев? Тем более, если последние изменяют!» (с.96).
Известно, что завоевательные походы инициировались властями во имя выполнения воли правителя, локальных групп сановников или для достижения определенных военно-политических целей. В учебнике этот момент порой подменяется действиями народных масс, как правило, титульной этнической группой. Например, автор пишет: «Русские осадили Смоленск» (с.43) или «В XVI в. русские люди завоевали Западную Сибирь, а к середине XVII в. покорили значительную часть Восточной Сибири». Русские люди вряд ли могли покорить обширные просторы Сибири. На первых порах это делало государство путем направления войск, строительства крепостей, стимулируя переселение русских.
Иногда в тексте встречаются архаизмы («черемисы» (с.66), неологизмы («Турция» – это название утвердилось за преемником Османского государства лишь в начале ХХ в. (с.77 и др.), случаи подмены политического термина географическим: вместо «Крымского ханства» или «Крымского государства» пишется «Крым» (с.77).
Допущена ошибка при написании имени османского султана Мехмеда IV (в учебнике он фигурирует как «Магомет IV» (с.69,70). В рамках европоцентристской традиции столица Османской империи именуется Константинополем (в действительности с 1453 г. – Стамбул) (с.111).
Чрезмерное чувство патриотизма автора выражается в таких словосочетаниях, как «русское дерево», «русская лиственница» (с.82), «дикие народы» (дано в кавычках) (с.97), «русские пушки», «шведские пушки» (с.141) и др.
Неудачным представляется предложение «Поиски европейских союзников в борьбе с Турцией Россия вели к тому, что крымские татары, невзирая на Бахчисарайский мир, нападали на южные рубежи России». Как видно из дальнейшего текста, русское посольство в 1687 г. поехало в Испанию и Францию для побуждения королей на войну с Османской империей. Его миссия окончилась неудачно. И в том же 1687 г. начались военные действия против Крымского ханства.
Для расширения кругозора учащихся можно было бы указать численность посадского населения в крупных ремесленных центрах России (с.79-80).
В книге не сообщается об упразднении марионеточного Касимовского ханства. Практически отсутствует информация о присоединении казахских жузов, калмыков, умалчивается об аннексии Россией земель Большой Орды и трагедия народа данного государства. А ведь речь идет об огромной территории, получившей в русской исторической литературе название «дикого поля». Поэтому непонятны фразы о южных русских землях.
Жители Крымского государства именуются по-разному: «крымские татары» (с.140), «крымцы» (с.142 и др.), «татары» (с.160).
С учетом неоднозначности петровских преобразований, сопровождавшихся закрепощением и усилением фискального гнета народных масс, на наш взгляд, неудачным представляется цитата из труда С.М.Соловьева и слова автора: «А Россия застыла в ожидании перемен. С.М.Соловьев образно сказал о том времени: «Народ собрался в дорогу. Ждали вождя…» (с.78).
Необходимо более строго подойти к подбору иллюстраций. В частности, в учебнике представлены несколько изображений Екатерины I (с.129, 136), царевны Софьи (с.76, 105), Петра I (114, 129, 135, 140 и др.) и др. Изображения Екатерины I и царевны Софьи не способствуют запечатлению в памяти учащихся их образов. Усилению научной достоверности учебника способствовали бы указания времени написания гравюр (с.106, 108, 113 и др.).
В целью освещения истории народов России XVII–XVIII вв. целесообразно ввести такие разделы, как «Среднее Поволжье и Приуралье в XVII в.», «Среднее Поволжье и Приуралье в XVIII в.», параграфы «Культура и быт нерусских народов России в XVII в.», «Культура и быт нерусских народов России в XVIII в.», «Национальная политика правительства в первой четверти XVIII в.», «Национальная политика правительства в 1730–1760-е гг.», «Национальная политика правительства в 1760–1790-е гг.» и др.
Рекомендуемые изменения и дополнения к тексту учебника:
№ стр.
| Текст учебника, который необходимо заменить (откорректировать)
| Исправленный вариант текста
| Примечания рецензента
|
| В начале царствования Федора положение на границах государства было тревожным: восставали поволжские народы и сибирские племена, боялись нападения Польши. Швеции, Крыма.
| В начале царствования Федора положение на границах государства было тревожным. Против усиления социального и национального гнета и бесчинства новых властей восставали поволжские народы и сибирские племена.
Правительство опасалось нападений со стороны Польши, Швеции, Крымского государства.
|
|
| В столицу прибыли духовные лица, бояре, дворяне, дети боярские, представители городских посадов и даже выборные от черносошных крестьян. В соборе также участвовали и казаки.
| В столицу прибыли духовные лица, бояре, дворяне, дети боярские, представители городских посадов и даже выборные от черносошных крестьян и казаков. Среди них, помимо русских, были депутаты от татар, башкир, калмыков и других народностей.
|
|
| В декабре 1632 г. русские осадили Смоленск.
| В декабре 1632 г. войска осадили Смоленск.
|
|
| А 15 августа 1649 г. под Зборовом 60 тыс. казаков и 100 тыс. татар поставили польскую армию на грань полного разгрома. При посредничестве хана Речь Посполитая пошла на переговоры.
| А 15 августа 1649 г. под Зборовом 60 тыс. казаков и 100 тысячное войско Крымского ханства поставили польскую армию на грань полного разгрома. При посредничестве крымского хана Речь Посполитая пошла на переговоры.
|
|
| И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, ставший в 1652 г. патриархом, задумал осуществить церковные реформы.
| И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, по национальности мордвин, ставший в 1652 г. патриархом, задумал осуществить церковные реформы.
|
|
| В войске Разина появились отряды татар, черемисов и других поволжских народов.
| В войске Разина появились отряды татар, марийцев и других поволжских народов.
|
|
| Правда, последнее не означало прекращение набегов крымцев.
| Правда, последнее не означало прекращение набегов крымских татар и ногайцев.
|
|
| Среди преподавателей были греки, малороссийские и русские ученые монахи.
| Среди преподавателей были греки, украинские и русские ученые монахи.
|
|
| «Вселенские учителя! – отвечал Аввакуум. – Рим давно пал, и поляки с ним же погибли, до конца остались врагами христиан; да и у вас православие пестро, от насилия туркского Махмеда немощны вы стали и впредь приезжайте к нам учиться; у нас Божьей благодатью самодержавие и до Никона отступника православие было чисто и непорочно».
|
| Изъять или изложить словами автора без формирования у учащихся облика «врага».
|
| Крестьянские избы крыли не соломой, как в начале века, а тесом.
| Все чаще крестьянские избы стали крыть тесом, а не соломой, как в начале века.
|
|
| Сооружали верфи.
| Сооружали верфи в Санкт-Петербурге, Воронеже, Казани, Архангельске и в других местах.
|
|
| Подраздел «Башкирское восстание».
| Подраздел«Татаро-башкирское восстание 1705-1711 гг.»
Одновременно с астраханским и булавинским восстаниями в Приуралье и Среднем Поволжье восстали башкиры и татары. Поводом к выступлениям в 1705 г. послужило ожесточение фискального гнета – предписание поставить 5 тыс. лошадей и 1 тыс. человек в армию, что противоречило царским грамотам, ранее данным башкирам. Глубоко оскорбляли религиозные чувства мусульман и нововведения: требование строить мечети по образцу православных церквей, присутствие при заключении браков не только муллы, но и священника.
В 1707 г. предводителями протеста народных масс стали крупный феодал Алдар Исянгильдин, получивший от Петра I тархан (право на освобождение от налогов) за геройства в Азовском походе, и Кюсюм Тюлекеев. Отказавшись от российского подданства, восставшие предложили каракалпакского принца Мурата кандидатом на ханский престол. Он был направлен в Крымское ханство с предложением принять регион в вассальную зависимость. Крымский хан и турецкий султан, в ставке которых побывал Мурат, не дали своего представителя на трон и в то же время не признали Мурата легитимным ханом. Они решили не нарушать мирный договор, заключенный с Россией. На обратной дороге Мурат поднял восстание кубанских татар, осадил Терск, был пойман и казнен в Казани.
Пик восстания пришелся на 1907 – первую треть 1708 гг. Повстанческая армия повела наступление на Казань и остановилась в 30-40 верстах от города. Однако объявленный ханом из башкир Ногайский дороги Хазий Аккускаров не нашел поддержки в Казанском уезде. Правительство отправило в Казань 5 регулярных полков, мобилизовало дворян Среднего Поволжья во главе с П.И.Хованским, который пообещав уступки, смог к лету 1708 г. успокоить восставших в Казанском уезде и западной части Приуралья. Неповиновение продолжалось под предводительством Алдара Исянгильдина.
В 1709 г., когда правительство вновь потребовало 1 тыс. человек для службы в Петербурге, выступления народных масс возобновились на значительной территории. Весной по приглашению Алдара Исянгильдина прибыл племянник каракалпакского хана. Восстание охватило все Зауралье. В марте – апреле 1710 г. власти организовали карательные экспедиции против повстанцев, в которых приняли участие феодалы, перешедшие на сторону властей. Благодаря усилиям армии спокойствие наступило к осени 1711 г.
|
|
| Положение для России складывалось трудное. На Дону и за Волгой был двойной мятеж: бунтовали казаки Булавина и башкиры.
| Положение для властей складывалось трудное. На Дону и за Волгой воссстали казаки Булавина, башкиры и татары.
|
|
| Планы втянуть в войну с Россией Турцию и крымских татар успеха не имели.
| Планы втянуть в войну с Россией Османскую империю и Крымское ханство успеха не имели.
|
|
| Но Борис Петрович рассорился с фаворитом Софьи князем Голицыным, и вскоре его отправили в почетную ссылку в Белгород командовать войсками, которые должны были охранять южные рубежи от набегов татар.
| Но Борис Петрович рассорился с фаворитом Софьи князем Голицыным, и вскоре его отправили в почетную ссылку в Белгород: командовать войсками, которые должны были охранять южные рубежи.
|
|
| Башкиры принялись поджигать русские заводы, построенные на их крае, при этом уничтожались деревни русских поселенцев, жители вырезались чуть ли не поголовно.
| Башкиры принялись поджигать русские заводы, построенные на их вотчинных угодьях, при этом уничтожались деревни русских поселенцев, устроенных на землях, насильно отнятых у местного населения.
|
|
| Войско Пугачева росло за счет отрядов поволжских народов – удмуртов, марийцев, чувашей.
| Войско Пугачева росло за счет поволжских народов – татар, удмуртов, марийцев, чувашей. Активно действовали повстанческие отряды Салавата Юлаева, Аита Уразметова, Канзафара Масягута Гумерова, Бахтияра Канкаева и других.
|
|
| Открывали школы для инородцев – так в России называли нерусское население, которое не исповедовало православие. Многие такие школы преследовали миссионерские цели, пытались крестить нехристиан. В них неплохо учили русскому языку, чтению, письму и счету. Существовали и национальные школы, в которых в отличие от миссионерских школ, обучение было платным. Наибольшее их число находилось в татарских районах.
| Первые попытки организации обучения детей крещеных коренных народов Поволжья были предприняты в начале XVIII в., когда в Казани в 1707-1709 гг. действовала специальная школа. Она была закрыта по распоряжению губернатора из-за антисанитарных условий, приводивших к смерти и болезням обучающихся. В 1723 г. миссионерская школа была вновь открыта при архиерейском доме, которая затем переместилась в один из местных монастырей. Здесь совместно обучались около десяти детей поволжских народов и несколько десятков русских. В 1730-е гг. подготовка священнослужителей из коренных народностей была продолжена во вновь учрежденной Казанской духовной семинарии и в школе в Свияжске. В конце 1740-х гг. были учреждены четыре новокрещенские школы с контингентом обучающихся по 50 человек. В 1755 г. их учащиеся были сосредоточены в новокрещенской школе Казани. После упразднения «Конторы новорещенских дел» в 1764 г. численность учащихся была сокращена до 100 человек. Подготовка священнослужителей из нерусских продолжалась до конца XVIII в.
| Церковные школы открывались исключительно для детей новокрещеных, а не для нерусского населения, не исповедующего православие. В выделенном нами курсивом предложениях непонятно о чем идет речь.
|
|