Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5.3. АМОРТИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ 6 страница



■ деловая репутация организации.

К первой группе нематериальных активов относятся права:

■ на принадлежащие программы для ЭВМ и базы данных, а также права, возникающие из заключенных авторских и иных договоров на использование программ ЭВМ и базы данных;

■ возникающие из принадлежащих патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения, из свидетельств на полезные модели или лицензионных договоров на их использование;

■ возникающие из принадлежащих свидетельств на товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

■ принадлежащие топологии интегральных микросхем, а также права, возникающие из заключенных договоров на использование топологии интегральных микросхем.

Под организационными расходами понимаются затраты на создание юридического лица, которые признаются вкладом участников (учредителей) в уставной (складочный) капитал организации.

Деловая репутация охватывает широкий круг рыночных понятий о прибыльности и престижности, выгодном месте расположения, деловых связях, опыте работы.

Ценность организации может быть определена в виде разницы между покупной ценой организации (как приобретенного имущественного комплекса в целом) и стоимостью по бухгалтерскому балансу всех ее активов и обязательств.

Не включаются в состав нематериальных активов интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификация и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

Оценка и амортизация нематериальных активов. Поступление нематериальных активов в организацию происходит:

■ путем приобретения за плату;

■ путем создания в организации;

■ внесением в счет вклада в уставной капитал;

■ по договору дарения (безвозмездно);

■ в обмен на другое имущество и как прочие поступления.

При постановке объектов нематериальных активов на бухгалтерский учет важное значение имеет определение их первоначальной стоимости. В этой связи Положением по бухгалтерскому учету «Учет не-


материальных активов» (ПБУ 14/2000) установлены различные способы определения первоначальной стоимости нематериальных активов.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма всех фактических расходов на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). В состав фактических расходов на приобретение нематериальных активов входят средства, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу); регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов, и другие расходы по аналогии с основными средствами.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, созданных самой организацией, определяется как сумма всех фактических расходов на создание, изготовление (израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, услуги сторонних организаций по контрагентским (соисполнительским) договорам, патентные пошлины, связанные с получением патентов, свидетельств, и т.п.) за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ).

Первоначальная стоимость нематериальных активов, внесенных в счет вклада в уставной (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации. В качестве вклада в уставной капитал могут выступать такие нематериальные активы, как деловая репутация организации, например, в случае приобретения имущественного комплекса, а также организационные расходы. Вместе с тем для целей налогообложения такие активы не признаются в качестве нематериальных.

Первоначальная стоимость нематериальных активов, полученных организацией по договору дарения (безвозмездно), определяется исходя из рыночной стоимости на дату принятия их к бухгалтерскому учету.

Стоимость объектов нематериальных активов погашается путем начисления амортизации в течение установленного срока их полезного использования. Амортизационные отчисления начисляются одним из следующих способов: линейным, уменьшаемого остатка, списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Годовая сумма амортизационных отчислений определяется:

при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости нематериальных активов и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе уменьшаемого остатка — исходя из остаточной стоимости нематериальных активов на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта;

при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) амортизационные отчисления начисляются исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости нематериального актива и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования нематериального актива.

Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельств и т.п. или исходя из ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать доход.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы износа устанавливаются в расчете на 20 лет (но не более срока деятельности организации).

Различают следующие формы управления движением нематериальных активов: лицензирование, франчайзинг, инжиниринг, эккаун- тинг.

Лицензирование — это выдача на определенных условиях разрешений (лицензий) на право осуществления определенных операций, т.е. передача прав одним лицом другому лицу в обмен на гонорар или лицензионный платеж. Основными субъектами такого рода отношений выступают лицензиар (обладатель каких-либо определенных прав) и лицензиат (лицо, которому такие права передаются на постоянной или временной основе). Лицензиар заключает соглашение с лицензиатом, по которому последнему могут передаваться права на использование технологий производственного процесса, товарного знака, патента, торгового секрета, ноу-хау и т.д. в обмен на гонорар или лицензионный платеж.

Лицензиар — это собственник, владелец изобретения, патента, технологического или технического новшества, выдающий (продающий) другому лицу (лицензиату) лицензию, предоставляющую право использования этих нововведений в установленных договором пределах.

Лицензиат — это лицо, приобретающее у собственника патентов, технических или технологических новшеств, изобретений за соответствующую плату право пользоваться этими нововведениями в пределах, зафиксированных в лицензионном договоре.

Суть франчайзинга заключается в том, что крупная и респектабельная фирма — франчайзер — предоставляет малому предприятию, начинающему бизнес, — франчайзи — право (франшизу) в течение определенного времени и в определенном месте вести предпринимательскую деятельность с использованием уже отработанной и оправдавшей себя технологии, ноу-хау, известной и популярной торговой марки.

Франчайзер консультирует партнера при выборе сферы торговли и услуг, организации торговой и сбытовой сети, проведении рекламной кампании, берет на себя обязательства по поставке оборудования, сырья и материалов, оказывает помощь в организации управления бизнесом, а в отдельных случаях — непосредственную финансовую (в форме кредитов) или косвенную (в виде поручительств и гарантий) помощь. Все вопросы взаимоотношений франчайзера с франчайзи оговариваются в договоре.

Специфика предмета договора франчайзинга обусловливает необходимость передачи франчайзи не только самого права в виде лицензий, но и практической возможности пользоваться ими. В большинстве случаев для этого необходимы передача технической документации, рабочих инструкций, поставка оборудования и материалов, обучение франчайзи методам работы и последующее оказание консультационных услуг.

Небольшое предприятие, используя помощь франчайзера, может в сравнительно короткие сроки начать свое дело, причем постоянная поддержка со стороны головного предприятия помогает успешно преодолеть трудности (особенно на начальном этапе функционирования). Помощь и поддержка со стороны франчайзера предоставляются за плату (роялти), которая может быть достаточно высокой.

Различают несколько типов и видов франчайзинга и франчайзинговых структур. Основными типами франчайзинга являются товарный, производственный, деловой, дочерний и конверсионный.

Товарный франчайзинг представляет собой способ ведения бизнеса, при котором франчайзи покупает у ведущей компании права на продажу товаров с ее торговой маркой.


При производственном франчайзинге крупные компании могут выдавать лицензии другим компаниям или предприятиям на использование своего товарного знака или торговой марки при изготовлении продукции, которая запатентована или производится с помощью патентованного процесса и (или) ноу-хау.

Деловой франчайзинг имеет много общих черт с товарным и является наиболее популярным. В данном случае франчайзер продает лицензию на товарный знак и способ ведения розничной торговли товарами и (или) услугами, а также использование соответствующего ноу-хау.

Дочерний франчайзинг предполагает организацию независимого бизнеса под «патронатом» франчайзера.

Конверсионный франчайзинг характеризуется тем, что продукция продается только оптовым или розничным предприятиям, работающим по системе франчайзинга.

Основными видами франчайзинга являются индивидуальный и региональный (территориальный).

При индивидуальном франчайзинге, являющемся наиболее распространенным его видом, лицензия (франшиза) продается на какой-либо один вид бизнеса.

При региональном франчайзинге создаются двух- и трехуровневые франчайзинговые структуры, действующие в определенном регионе и имеющие единое головное предприятие (единого франчайзера).

Региональный франчайзинг подразделяется на следующие подвиды:

■ франчайзинг с владением многими предприятиями — развивается из индивидуального франчайзинга. При этом варианте франчайзер и франчайзи заключают контракт на региональное развитие бизнеса, в соответствии с которым франчайзи имеет право открыть свои предприятия в определенном районе;

■ субфранчайзинг — головное предприятие — имеет контракт с франчайзи, который одновременно является субфранчайзером. Последний привлекает других франчайзи на основе контрактных отношений;

■ развивающийся франчайзинг — отличается от субфранчайзинга тем, что низовые франчайзи связаны контрактными отношениями как с субфранчайзером, так и с франчайзером. В соответствии с условиями контракта субфранчайзер обязуется подобрать и соответствующим образом обучить индивидуальных франчайзи, оказывать им практическую и методическую помощь и осуществлять контроль за их деятельностью. В то же время франчайзер выдает лицензию (франшизу) непосредственно индивидуальным франчайзи и имеет с ними прямые контрактные отношения.

Инжиниринг — это технико-экономические, правовые и прочие консультационные услуги по созданию предприятий, обоснованию внедрения новых видов оборудования и направлений хозяйственноорганизационной деятельности. Он охватывает комплекс работ по проведению предварительных исследований, подготовке техникоэкономического обоснования бизнес-плана, комплекта проектных документов, а также разработке рекомендаций по организации производства и управления, эксплуатации оборудования и реализации готовой продукции (услуг).

Стоимость инжиниринговых услуг оценивается как повременная оплата специалистов, оплата фактических услуг и фиксированного вознаграждения, процент от стоимости строительства или внедренческих мероприятий, оплата фактических услуг плюс процент прибыли от эксплуатации.

Эккаунтинг — это сфера предпринимательской деятельности, связанная со сбором, обработкой, классификацией, анализом и оформлением различных видов информации (общей и финансовой).

Общая информация — это местонахождение фирм, их телефоны (факсы, телексы, адреса в компьютерных сетях), биографические данные руководителей, структура компаний, их история, сведения о филиалах, дочерних предприятиях, списки банков, ведущих дела с данными компаниями, отзывы о компании, публикации о ней в прессе и т.п.

Финансовая информация — это данные балансов предприятий, показатели устойчивости их финансового положения, размеры получаемых (предоставляемых) кредитов, информация по исполнению платежей, данные об участии предприятий в судебных разбирательствах и арбитраже.

В туристской отрасли особое значение имеет туристско-потребительская информация — названия турфирм и их партнеров, их телефоны, факсы, адреса, виды разрабатываемых и продаваемых туров, цены, объемы продаж, условия проживания, отзывы клиентов, публикации в печати, рейтинги компаний и т.д.

Информация предоставляется эккаунтинговыми фирмами в виде бизнес-справок и отчетов за определенное вознаграждение.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В чем заключается сущность аренды?

2. Каковы отличия лизинга от аренды?

3. Что такое финансовый лизинг?

4. Чем отличается оперативный лизинг от финансового?

5. Назовите преимущества лизинга для лизингополучателя.

6. Что входит в состав нематериальных активов?

7. Назовите формы управления движением нематериальных активов.


РАЗДЕЛ III

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ
И ОПЛАТА ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ


ГЛАВА 9

ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ОРГАНИЗАЦИИ
И ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА

9.1. СОСТАВ И СТРУКТУРА ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗАЦИИ

Кадры являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества их подбора и эффективности использования во многом зависят результаты его производственной деятельности.

В условиях рыночных отношений роль трудовых ресурсов существенно возрастает. Инвестиционный характер производства, его наукоемкость, повышение конкурентоспособности продукции изменили требования к работнику, повысили значимость творческого отношения к труду и высокого профессионализма. Это привело к существенным изменениям в управлении персоналом на предприятии.

Под кадрами предприятия принято понимать основной (штатный) состав работников предприятия. В зависимости от выполняемых функций и степени участия в производственной деятельности все работники делятся на промышленно-производственный и непроизводственный персонал.

К промышленно-производственному персоналу относятся работники, занимающиеся непосредственно производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг.

Непромышленный персонал — работники, обслуживающие непромышленные хозяйства, и организации хозяйствующего субъекта. К ним относятся работники жилищно-коммунального хозяйства, детских и врачебно-санитарных, культурно-просветительских учреждений и т.д.

Промышленно-производственный персонал в зависимости от характера выполняемых функций в процессе производства делится на рабочих (основных и вспомогательных), служащих и инженерно-технических работников (специалистов и руководителей).

К рабочим относят работников, непосредственно занятых созданием материальных ценностей и оказанием производственных и транспортных услуг. Рабочие подразделяются на основных и вспомогательных. Их соотношение — аналитический показатель работы хозяйствующего субъекта.

Основные рабочие непосредственно заняты изготовлением продукции, оказанием услуг и выполнением работ.

Вспомогательные рабочие обслуживают технологические процессы основного и вспомогательного производства (наладчики, термисты и т.п.).

Служащие — работники, осуществляющие счетно-бухгалтерские, статистические, делопроизводственные, снабженческо-сбытовые и административно-хозяйственные функции.

Инженерно-технические работники выполняют функции технического, организационного и экономического руководства и управления.

Каждая категория работников в своем составе предусматривает ряд профессий, которые, в свою очередь, представлены группами специальностей. Внутри специальности работников можно разделить по уровню квалификации.

Профессия — это совокупность специальных теоретических знаний и практических навыков, необходимых для выполнения определенного вида работ в какой-либо отрасли производства.

Специальность — это вид деятельности в пределах данной профессии, которая имеет специфические особенности и требует от работников специальных знаний и навыков.

Квалификация — это совокупность знаний и практических навыков, позволяющих выполнять работы определенной сложности.

По уровню квалификации рабочих можно разделить на неквалифицированных, малоквалифицированных, квалифицированных и высококвалифицированных. Квалификация рабочих определяется разрядами.

Специалисты делятся по квалификационным категориям: специалист 1, 2, 3-й категории и без категории.

Руководители распределяются по структурам и звеньям управления. По структурам управления руководители подразделяются на линейные и функциональные, по звеньям управления — на руководителей высшего, среднего и низового звеньев.

Соотношение перечисленных категорий работников в общей их численности, выраженное в процентах, называется структурой кадров. Структура кадров также может определяться по возрасту, полу, уровню образования, стажу работы, квалификации и другим признакам.

В условиях рыночной экономики появились новые элементы в классификации персонала — менеджеры разного уровня. К ним относятся руководители всех звеньев управления, а также специалисты управленческих служб: менеджеры по рекламе, сбыту, персоналу и др.

Непременным атрибутом работника квалификации нового типа является его способность быстро адаптироваться к меняющейся технике, новым формам организации труда и производства.

9.2. ПЛАНИРОВАНИЕ КАДРОВ И ИХ ПОДБОР

Потребность в персонале определяется отдельно по категориям работающих. В практике учета и планирования кадров различают явочный, списочный и среднесписочный составы.

Явочный состав — это минимально необходимое число работников, которые должны ежедневно являться на работу для выполнения задания в установленные сроки.

Списочный состав — все постоянные и временные работники, числящиеся на предприятии, как выполняющие в данный момент работу, так и находящиеся в очередных отпусках, командировках, выполняющие государственные обязанности, не явившиеся на работу по болезни или каким-либо другим причинам. Списочная численность работников может быть установлена на определенную дату.

В отчетности по труду численность списочного состава приводится не только на определенную дату, но и в среднем за отчетный период (за месяц, квартал, с начала года, полугодие, год). Для определения численности работников за период недостаточно принимать численность работников на дату, так как в этих показателях не учитываются изменения, происшедшие в течение периода.

Среднесписочный состав определяется как деление суммы списочного состава работников за все календарные дни периода, включая выходные и праздничные дни, на полное календарное число дней периода.

Расчет среднесписочной численности производится на основании ежедневного учета списочной численности, которая должна соответствовать данным табеля учета использования рабочего времени, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу.

При определении среднесписочной численности некоторые работники списочной численности не включаются в среднесписочную численность: женщины, находящиеся в отпуске по беременности; работники, обучающиеся в образовательных учреждениях, и т.д.

Исходными данными при планировании численности служат: производственная программа, штатное расписание, план проведения организационно-технических мероприятий, движение кадров, их текучесть и фонд рабочего времени.

Существуют три метода расчета явочной численности работающих (Ряв): по нормам времени, нормам выработки и нормам обслуживания.

1. По нормам времени (Т^) явочная численность рассчитывается следующим образом:

р                      Количество продукции х Тшт

яв Плановый годовой фонд рабочего времени х Кн

где Кн — коэффициент выполнения норм выработки.

2. По нормам выработки (Нвыр):

р _                              Количество продукции

     
 

™ Нпырх Плановый годовой фонд рабочего времени х Кн

3. По нормам обслуживания (Нобс):

Номинальный фонд рабочего времени Плановый фонд рабочего времени ’

где О — количество оборудования;

С — количество смен.

Номинальный и плановый фонд рабочего времени определяется на основе баланса рабочего времени, представленного в табл. 9.1.

Таблица 9.1

Годовой плановый баланс рабочего времени одного среднесписочного работающего

№ п/п Показатель Единица Количество
    измерения  
Календарный фонд рабочего времени Дни
Выходные и праздничные дни  
Номинальный фонд рабочего времени (стр. 1,2)  
Плановые невыходы на работу:  
  а) отпуска;  
  б) по болезни;  
  в) прочие невыходы  
Плановый фонд рабочего времени (стр. 3, 4)  
Номинальная продолжительность рабочего дня Час

 


 



№ п/п Показатель Единица измерения Количество
Плановое сокращение рабочего дня: час 0,1
  а) кормящим матерям; 0,05
  б) подросткам   0,05
Плановая продолжительность рабочего дня (стр. 6, 7)   7,9
Плановая продолжительность рабочего времени за год (стр. 5 х стр. 8)   1848,6

 


 

Выходные и праздничные дни устанавливаются в соответствии с действующим законодательством по календарю планового года. Плановая продолжительность отпуска рассчитывается как среднеарифметическое значение по всем категориям работников. Если баланс рабочего времени составляется только для рабочих, то средняя продолжительность отпуска рассчитывается только для рабочих с нормальными или вредными условиями труда.

Баланс рабочего времени применяется при расчете численности персонала, работающего на нормированных трудовых операциях.

В конце года составляется фактический баланс рабочего времени за год, так как возможны целодневные и внутрисменные потери рабочего времени. В таком случае в фактическом балансе предусматриваются две строки:

1) целодневные потери рабочего времени в днях;

2) внутрисменные потери рабочего времени в часах.

Эти показатели определяются в среднем на одного рабочего и используются при анализе непроизводительных затрат рабочего времени и принятии решений для их сокращения или полного устранения.

Численность ПФР и служащих определяется по штатному расписанию.

Кадры предприятия не являются постоянной величиной: одни работники увольняются, другие принимаются на работу. В этой связи определяется индекс текучести кадров (Кт):

Р

Кт =-Р х100,

где Рув — численность выбывающих или уволенных работников за определенный

период, человек;

Р — среднесписочная численность работников за тот же период, человек.

Обычно индексы текучести рассчитываются за год, хотя иногда исчисляются и за квартал, что позволяет учитывать сезонные колебания.

Для руководства предприятия важно знать причины увольнения работников. Стабильность кадров — залог успешной работы предприятия. Добровольные увольнения помимо финансовых потерь плохо сказываются на репутации организации.

Коллектив предприятия — главный ресурс достижения успеха, поэтому к подбору персонала необходимо подойти со всей ответственностью.

Для того чтобы нанять необходимых работников, следует знать, какие задачи они будут выполнять, какими качествами и квалификацией должны обладать, т.е. необходимо проанализировать содержание работы, на которую предприятие берет сотрудника. В результате такого анализа можно получить достаточно полное представление о должности, а также проверить, как она вписывается в структуру предприятия.

В процессе подбора кадров на основе подробного собеседования, а также письменного тестирования выясняется пригодность кандидата для соответствующей работы и отбирается наиболее подходящий, квалифицированный и опытный специалист. Главное при этом — выяснить, насколько претендент отвечает тем требованиям, которые предъявляются к его будущим обязанностям и должностному статусу.

Профессиональная пригодность устанавливается путем проверки состояния здоровья, измерения определенных психофизиологических характеристик человека, необходимых для избранной им профессии, использования тестирования и других методов выявления способностей человека.

Если работа претендента будет связана с контактной зоной, с непосредственным процессом обслуживания потребителей, то в данном случае важно выяснить его пригодность трудиться в рамках системы «человек — человек» (но не в системе «человек — природа», «человек — техника» и т.п.). В настоящее время существуют различные технологии и методики (тесты, опросные листы, профессиограммы), позволяющие определить общую пригодность человека к работе в системе «человек — человек».

Работа по отбору новых кадров является исключительно важной, так как в случае неудачи (принятия кандидата и быстрого увольнения) придется вновь заниматься дорогостоящей процедурой найма нового работника.

Однако трудно рассчитывать, что новички сразу поймут, например, организационную структуру предприятия или быстро освоят какое-то специальное оборудование. Да и работающим сотрудникам тоже необходимо обновлять свои знания по различным аспектам бизнеса


и их привязку к выполняемой работе. Отсюда возникает потребность в обучении кадров, которое обусловливает следующие преимущества:

■ персонал узнает больше о своем предприятии, у людей возникает чувство принадлежности к нему;

■ повышается настроение коллектива, поскольку сотрудники чувствуют, что их ценят;

■ в сочетании с эффективным стимулированием обучение помогает получить максимальную отдачу от персонала.

Обучение можно проводить по-разному:

■ на рабочем месте;

■ в форме коротких консультаций в процессе работы;

■ как организованные курсы обучения в течение некоторого времени;

■ как краткосрочные курсы с отрывом от производства.

Обучение персонала завершается сдачей экзаменов и присвоением соответствующих квалификационных разрядов.

Профессиональное обучение работников на производстве предусматривает также их переподготовку, обучение вторым профессиям и повышение квалификации.

9.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА

Организация труда — это совокупность мер, направленных на рациональное соединение труда работников со средствами производства в целях достижения высокой производительности труда и сохранения здоровья и работоспособности членов коллектива. Организация труда призвана создавать наиболее благоприятные условия для нормального функционирования и воспроизводства рабочей силы, всемерного повышения содержательности и привлекательности труда.

Основными направлениями организации труда являются:

■ совершенствование форм разделения и кооперации труда;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.