Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





УДК 355/359 ББК 66.4(0) 9 страница



А тем временем ВВС Великобритании, решив навер-____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 150

стать упущенное, разработали план операции «Хирург», поставив ее главной задачей вывезти из Германии науч-но-исследовательский центр люфтваффе в Фолкенроде. Однако было уже слишком поздно. Хотя некоторые ученые и инженеры согласились на переезд, в целом операция потерпела неудачу. Для МИ6 этот провал был как бальзам на сердце. Она с самого начала была против трудоустройства немцев в Великобритании, поскольку опасалась провокаций и появления пятой колонны.

И все-таки было бы несправедливостью выставлять деятельность британского правительства и МИ6 в сплошном черном свете. Вполне может статься, что прохладное отношение к «ФАУ-1», «ФАУ-2» и реактив-ным истребителям было вызвано тем, что им достался значительно более лакомый кусок, а именно, документа-ция по «летающим дискам». Какой-нибудь мелкий тех-нический специалист вполне мог выразить желание предоставить чертежи дисков или «Фу-файтеров» (либо и то, и другое) в обмен на свободу. Этот амбициозный работник мог похитить копии чертежей, пока лаборато-рия готовилась к эвакуации. Поскольку самих моделей дисков никто не видел, можно прийти к заключению, что британцы получили лишь чертежи, возможно, в ви-де микрофильма. Как бы то ни было, эта информация была оценена по достоинству.

В Великобритании наряду с МИ5, обеспечивающей внутреннюю безопасность, действовала служба развед-ки, которая занималась более широкими геополитиче-скими вопросами и, как следствие, довольно тесно была связана с армией. Таким образом, ситуация скорее всего выглядела следующим образом: дабы успокоить общест-венность, ей было сказано об ограничении контактов с немцами, а центр активности тем временем сместился в армию. ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 151

Итак, предположим, сразу после войны британская тайная служба заполучила бесценные чертежи неизвест-ных воздухоплавательных аппаратов, обещающих впи-сать новую страницу в историю освоения воздушного пространства. Хочу оговориться, что прямых доказа-тельств настоящей гипотезы у меня нет, только кое-какие косвенные свидетельства. Тем не менее было бы любопытно докопаться до правды и установить, что же происходило на самом деле.

Великобритания в это время еще не полностью утра-тила имперский ореол. Она по-прежнему контролиро-вала Индию, Пакистан и Австралию, имела колонию в Африке (Родезию). В Британском содружестве состояла еще и Канада с ее обширными лесами, арктическими пустынями, тундрой, плато и непроходимыми горными цепями — идеальное место для работ над секретными проектами, в отличие от плотно населенной Велико-британии.

Надо добавить, что между британскими и канадски-ми властями уже однажды было заключено секретное соглашение. В 1945 году в провинции Онтарио на реке Чок был построен завод по переработке урана. Анало-гичный завод был также возведен в Британской Колум-бии на реке Клинтон, а на северо-западных территори-ях, неподалеку от озера Грейт-Бир, действовал урановый рудник. Таким образом, совместный британо-канадский запас стратегического сырья был сравним, если не пре-восходил, запас США. Это сотрудничество явилось ос-новой для дальнейшего сближения.

Во время войны британские власти стремились под-держивать с США хорошие отношения, возможно, ради сохранения ленд-лиза.

В какой-то момент внимание американских властей ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 152

привлек штат Аляска, который в силу своего стратегиче-ски выгодного расположения мог бы служить надежной буферной зоной, прикрывающей территорию США со стороны Берингова пролива. Было принято решение разместить здесь вооружение и военные базы. Для пере-броски войск и вооружений в западной части Канады была проложена дорога, соединяющая Аляску с конти-нентальной Америкой. Вдоль дороги (ее открытие со-стоялось в 1942 году) предполагалось построить воен-ные и гражданские аэродромы, а также протянуть неф-тепровод, поскольку неподалеку было обнаружено ме-сторождение нефти.

Поначалу план вызвал одобрение у всех сторон. Для западной части Канады, экономически довольно отста-лой, он сулил существенные выгоды, тем более что аме-риканцы приняли обязательство покрыть половину рас-ходов. Британские власти в Оттаве и Лондоне также первое время были «за». Однако в середине 1943 года проект стал развиваться по непредусмотренному сцена-рию.

Тогда британские власти поручили своему предста-вителю в Оттаве провести расследование. Тот составил довольно путаный рапорт, суть которого, впрочем, сво-дилась к следующему. В процессе реализации плана Ка-нада столкнулась с материальными сложностями, по-скольку львиную долю ее средств поглощала война. По этой причине, если по проекту все возникшие в его рам-ках совместные фирмы должны были принадлежать ка-надским гражданам, то на практике это условие часто не выполнялось. Почти все решения в единоличном по-рядке принимала американская сторона. В частности, она изменила месторасположение некоторых аэродро-мов, даже не поставив канадцев в известность. В резуль-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 153

тате к новым аэродромам пришлось тянуть дополни-тельные дороги протяженностью более трех тысяч ки-лометров, и это не считая главной магистрали, которая была две тысячи пятьсот семьдесят пять километров длиной.

Американские решения были продиктованы исклю-чительно стратегическими соображениями, без учета потребностей канадского народа, что крайне возмутило британскую и канадскую администрацию. Более того, американцы проложили не один, а несколько нефте-проводов, в явном расчете на то, что после окончания войны в районе канадского месторождения обоснуются американские нефтяные фирмы.

Но, наверное, самым неприятным было то, что аме-риканцы методично и планомерно фотографировали канадскую территорию. С какой целью, тогда это было сказать трудно, но сейчас, оглядываясь назад, можно предположить, что они готовились к высадке десанта с советской территории либо, под предлогом строитель-ных работ, занимались шпионажем. Сам американский контингент ощущал себя здесь «оккупационной силой», что также не благоприятствовало развитию контактов с местным населением. После того как в мае 1943 года ка-надскую часть проекта возглавил генерал Фостер, ини-циатива окончательно перешла в руки американцев.

Одним словом, канадцы и англичане у себя дома ока-зались на положении изгоев, и это произошло не впер-вые. Возможно, читателю будет любопытно узнать, что американская военная помощь предоставлялась Велико-британии далеко не бескорыстно. В обмен США полу-чили немало ценной технической документации, вклю-чая разработки радаров, а также доступ на английские военные базы. Но, главное, США отказались передать ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 154

Великобритании материалы по атомной бомбе под тем предлогом, что новоизбранный лейбористский кабинет заигрывает с СССР — новым врагом США.

Справедливости ради надо сказать, что английские физики принимали в атомном проекте самое деятельное участие, и без них, вероятно, бомба просто не была бы изобретена. Естественно, британская и американская разведки не слишком ладили между собой. Американцы подозревали британские спецслужбы в двойной игре и передаче секретных сведений за границу. Возможно, они были кое в чем правы, особенно если вспомнить Кима Филби. Впрочем, американцы и сами были не без греха.

Мне не верится, что диски попали в Москву или Ва-шингтон; прежде всего, их изготовление держалось в секрете, отдельные узлы и детали аппаратов изготовля-лись на разных заводах, поэтому никто, за исключением одного или двух доверенных лиц, не имел общего пред-ставления о назначении проекта.

Итак, британским и канадским властям предстояло обсудить с американской стороной несколько щепе-тильных вопросов относительно строительства новой дороги и попытаться переломить ситуацию в свою пользу. Кстати, к этому времени уже было принято окончательное решение воссоздать «летающие диски» по чертежам. Трения с американцами не повлияли на этот план, тем более что предыдущее англо-канадское авиатехническое сотрудничество было весьма успеш-ным. В декабре 1944 года в Лондоне состоялась англо-канадская встреча на высшем уровне, на которой была принята договоренность о проведении совместных ра-бот в области аэронавтики. Текст соглашения до сих пор засекречен, однако следующая выдержка из прото-кола совещания представляет определенный интерес: ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 155

«В заключение совещание постановило, что на тер-ритории Канады будет проведена серия летных испыта-ний. Хотя на данном этапе не рекомендовано освещать программу в деталях, возможно, стоит подчеркнуть, что в Канаде имеются большие и относительно малозасе-ленные участки, более безопасные для экспериментов с радионавигационными приборами, дистанционно управляемыми высокоскоростными самолетами, а также различными типами ракет, чем территории Великобри-тании».

В протоколе также есть запись о том, что совещание рекомендует создать «Специальный экспериментальный институт», с собственными лабораториями, мастерски-ми, аэродромами. Таким образом, на свет появилась но-вая структура под названием «Совет авиационных иссле-дований» (ARC), к работе в которой были подключены также австралийские разработчики и ученые. Обязанно-сти этого совета были довольно просты: выявлять в са-молетах конструктивные недоработки, причем на поль-зовательском уровне, опираясь при этом на общедос-тупные данные.

Что касается военных моделей, то, по мнению авто-ра, ими занимался специальный орган, который либо уже существовал ранее, либо был сформирован в про-цессе совещания. Этому органу не требовалось содейст-вие немецких разработчиков «летающих тарелок». Пре-жде всего, сам факт обращения вызвал бы подозрение, а кроме того, в нем работали достаточно квалифициро-ванные кадры, способные разобраться в чертежах само-стоятельно. Во всяком случае, на ранних стадиях проек-та.

В меморандуме стран Британского содружества от августа 1945 года записано, что Великобритания имеет ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 156

право финансировать совместные программы, направ-ленные на укрепление обороноспособности страны, не-взирая на то, что в бюджете Канады отсутствуют статьи, предусматривающие расходы на научные исследования. Далее в документе упоминаются испытания самолетов большого радиуса действия при нелетных погодных ус-ловиях, а в конце приписка: перечень может быть про-должен после «инспекции имеющихся объектов».

Интересно, слышали ли авторы о новом научном комплексе с громким названием: Национальный авиа-ционный институт? Этот комплекс был задуман как фи-лиал центра в Бедфорде. Он был сооружен на месте бывшей деревни Турлей по образу и подобию научно-исследовательского центра в Гвидонии (Италия). Центр в Бедфорде, оснащенный шестью сверхзвуковыми аэро-динамическими трубами и мириадами лабораторий и испытательных боксов, казалось, был идеальным для на-учных экспериментов. Почему же в таком случае в нача-ле 1950-х годов строительство было свернуто? В своей книге Веско считает, что причина в отъезде многих спе-циалистов из Канады.

Неподалеку от Оттавы располагался еще один объ-ект, наверняка представляющий интерес для канадских инженеров. Это была огромная база ВВС в Арнпрайоре, сооруженная в 1942 году. В 1944 году эту базу предпола-галось передать «канадскому Фарнборо». Однако из-за близости к американской границе решение было пере-смотрено, и под летное поле был отведен отдаленный лесистый участок в горах Британской Колумбии. Этот район остается необжитым даже сегодня, несмотря на близость к магистрали и крупному лыжному курорту в Калгари.

Подготовительные работы проводились втайне, об-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 157

щей координацией занимались канадское министерство угольной промышленности и картографическое отделе-ние Технического управления. Они наметили четыре участка для будущего строительства, лежащие относи-тельно недалеко друг от друга, — общая территория за-нимала площадь более 1945 квадратных километров. К тому моменту центральная магистраль уже имела множе-ство ответвлений, однако база должна была находиться вдалеке от них. Канадцы собирались провести к ней специальную секретную дорогу, а вокруг самой базы возвести высокий забор либо живую изгородь. Властям отнюдь не хотелось, чтобы праздные мотоциклисты на-блюдали за полетом странных летательных аппаратов. В конце концов объект был сооружен в труднодоступной долине, к которой вело тридцатикилометровое шоссе, практически незаметное для посторонних.

Взлетные полосы предполагалось покрыть бетоном, причем они могли быть не слишком длинными, вероят-но, что-то около четырехсот метров, поскольку «летаю-щие диски», которые здесь собирались испытывать, бы-ли с вертикальным взлетом. Что касается зданий, то здесь я согласен с подходом Веско. Если взглянуть на подобные немецкие сооружения, то бросается в глаза, что большая часть построек у них была рассредоточена по обширной лесистой территории, а в центре обычно стоял небольшой одно- или двухэтажный дом.

Строить в Канаде подземные помещения было не-померно дорого. Так что первый вариант был наиболее предпочтительным (тем более что это был не ядерный бункер). Таким образом, малоэтажные здания — ангары, мастерские, конторы и склады — могли оставаться неви-димыми даже для американских самолетов-шпионов, находящихся «на пути в Россию». ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 158

В связи с сокращением военных заказов в 1945 году производителям военной техники пришлось перепро-филировать свои предприятия. И производители само-летов не были исключением. Один из них, Хаукер Сиддли, наладил производство сборных домиков из алюминиевых панелей. Домики оказались ходовым то-варом. Они использовались как временное жилье для демобилизованных английских солдат и членов их се-мей, чьи дома пострадали от бомбардировок. Новый сплав привлек внимание строителей, которые как раз в это время искали подходящий материал для сооружения испытательных полигонов. Итак, договорившись с бри-танской разведкой, они организовали тайную перебро-ску материала на объект.

На базе в Британской Колумбии из алюминиевых панелей изготовлялись утепленные покрытия для домов и ангаров. Долгие зимы и полная изоляция определили и другие нужды: обогреватели для домов, запас провиан-та и предметов первой необходимости на случай снеж-ных заносов, бесперебойная поставка горючего, элек-тричества и воды.

С окончанием войны правительству и разведке стало значительно проще решать кадровые вопросы. По-скольку производство военных самолетов сильно сокра-тилось, на многих производствах в 1945 году были про-ведены сокращения, и на рынке труда скопилось огром-ное число инженеров, конструкторов и проектировщи-ков. Таким образом, отбирая специалистов для Канады, британская разведка проявляла разборчивость. Идеаль-ным вариантом для нее был одинокий мужчина с мини-мальным количеством родственников.

При этом канадский комплекс главным образом был предназначен для гражданских специалистов, и все пре-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 159

красно понимали: для того чтобы работать с полной от-дачей, работникам необходима правильная мотивация. Следовательно, условия на базе должны быть достаточ-но комфортабельными и включать сеть развлечений. Единственное, что здесь не строилось, — школы. Это было не место для семейных пар. Скорее всего, семей-ных специалистов, если таковые были, поселяли отдель-но — в близлежащем городке.

После войны Великобритания смело смотрела в гла-за новому будущему. Америка сделала ставку на ракет-ные технологии. Франция начала заново отстраивать индустриальную базу и возобновила контакты с Герма-нией. Германии было необходимо зализать раны и за-ново создать демократические институты. Британия ока-залась как бы в стороне. Она не сумела стать конкурен-том американцам, которые активно рекрутировали спе-циалистов в рамках операции «Скрепка». Британская экономика и промышленность пребывали не в лучшем состоянии, и в довершение ко всему у Британии под-портились отношения с США. Технологии изготовле-ния атомной бомбы они не получили, впереди пред-стояли выплаты по ленд-лизу, а кроме того, тысячи во-еннослужащих, вернувшихся домой, нуждались в обуст-ройстве.

Но, невзирая на это, она совместно со странами Со-дружества организовала серьезную международную на-учно-техническую программу. Эта стратегия была из-брана потому, что в руки британской разведки попали копии чертежей «Фу-файтеров» и «летающих дисков». Страны Британского содружества преследовали одну и ту же цель: обрести военную самостоятельность и про-водить политику, независимую от эгоцентричных и ха-моватых США, которые теперь были всецело поглоще-____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 160

ны «холодной войной» и не желали делиться своими иг-рушками. Тем более что Канада теперь находилась в столь же зависимом положении, что и Великобритания: на ее земле располагались многочисленные американ-ские базы, а правительство было связано соглашениями о проведении совместных военных учений и т. п.

По моему ощущению, и британцы, и канадцы знали или по крайней мере догадывались, что за их комплек-сом ведут пристальное наблюдение другие державы, тем не менее до тех пор пока они верили в свое лидирую-щее положение, они продолжали работу над воздухо-плавательным аппаратом, который без преувеличения можно назвать самым революционным после изобрете-ния братьев Райт. 161

Глава 7

У лжи нет ног, зато у слухов есть крылья.

Д-ру Томасу Фуллеру с извинениями, «Гномология»

Как мы уже видели из предыдущих глав, миф о «Базе 211» как о последнем нацистском рубеже оказался до-вольно устойчивым. За шестьдесят с лишним лет, ми-нувших после Второй мировой войны, истории вроде этой превратились в подобие пряжи, из которой сотка-ны все современные теории конспирации. Захватываю-щие рассказы о побеге Гитлера с его соратниками на подводной лодке в Антарктику — оплот будущего Чет-вертого рейха, люди читали и будут читать еще не один год. Однако подобно большей части изложенной в этой книге информации, существование «Базы 211» никогда не было доказано, что значительно затрудняет ее описа-ние.

Меж тем самое время определить наше отношение к этой теме. Что касается всевозможных фантастических историй, то их нельзя воспринимать всерьез, поскольку они лишены всякого здравого смысла. Вероятно, в бли-жайшем будущем станет возможно клонирование Гит-лера на манер динозавра из фильма «Парк Юрского пе-риода», но в 1945 году это было не под силу науке. По ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 162

другим версиям, в 1950-х годах Гитлер, который скры-вался в Южной Африке, заболел какой-то неизвестной болезнью и после смерти был заморожен. — где-то в тайном хранилище лежит его тело, дожидаясь, когда его оживят.

Если отбросить в сторону всякого рода домыслы и преувеличения, то за этими причудливыми фантазиями можно разглядеть некоторые факты, которые имеют косвенное отношение к действительным событиям. Прежде всего, по моему личному убеждению, «База 211» действительно существовала, о чем я уже писал в преды-дущих главах. Как мы сейчас увидим, у Германии име-лась возможность создать Швабию в Антарктиде. И эта задача не могла быть решена без отважных подводни-ков.

Во время войны ядро немецкого подводного флота составляли подводные лодки серии VII — их было по-строено чуть менее семисот. Они имели радиус действия до 16 095 километров, в подводном положении — около 11 265. На ранних стадиях войны на морях, когда немец-кие подводные лодки имели возможность использовать порты в северной части Германии и попадать в Атлан-тический океан через Ла-Манш, радиус их действия со-ставлял до 3220 километров. За одно плавание подвод-ная лодка покрывала расстояние от 4830 до 9670 кило-метров.

Однако, когда союзники увеличили свое присутствие в зоне Ла-Манша — поставили здесь гидролокационные станции и стали активно минировать прибрежные воды, — немецким подводным лодкам пришлось ходить об-ходными маршрутами, мимо Шотландии и западного побережья Ирландии. Этот вынужденный крюк значи-тельно снизил эффективность их боевых действий, и ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 163

потребовалось принять срочные меры, дабы вернуть ут-раченное преимущество.

Сначала было решено перенести зоны патрулирова-ния в более спокойные Карибское море и Южную Ат-лантику, где «волчьи стаи» и одинокие охотники могли беспрепятственно атаковать беззащитные корабли со-юзников. Однако таким образом увеличивалось время патрулирования. Подводные лодки серии VII были не способны преодолевать такие расстояния даже после получения новых баз во французских портах. Началось строительство более мощных подводных лодок, а в промежутке немецкий ВМФ сделал ставку на подводные танкеры серии XIV или, как их называли немецкие под-водники, «дойные коровы». Всего было построено шесть таких субмарин, которые главным образом выполняли функции транспортных средств.

Танкеры обеспечивали боевые субмарины топливом, запчастями, боекомплектом, медикаментами, продоволь-ствием, причем один танкер успешно снабжал до десяти подводных лодок (его максимальная загрузка достигала 432 тонн). Однако для командующего подводной фло-тилией гросс-адмирала Карла Деница и экипажей под-водных лодок такая многофункциональность была пал-кой о двух концах, поскольку уменьшала потребность в строительстве новых типов субмарин. До появления «дойной коровы» поход в Карибское море и обратно у подводной лодки серии VII занимал два месяца, то есть на само патрулирование оставался один месяц. По при-казу Деница на боевом дежурстве должны были нахо-диться до десяти подводных лодок, таким образом для организации нормального патрулирования было необ-ходимо тридцать подводных лодок.

С появлением «дойной коровы», способной действо-____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 164

вать автономно, время патрулирования продлилось до четырех месяцев. Кроме того, подводные лодки, совер-шающие плавания в Антарктиду и обратно, могли ис-пользовать любую «дойную корову», находящуюся в районе Атлантики, для дозаправки. Таким образом, пла-вание по маршруту Европа — «База 211» — Европа подводная лодка совершала только с одной дозаправ-кой.

Однако у «дойных коров» имелись дефекты: недоста-точная быстроходность и низкая маневренность. Кроме того, если не считать зенитной пушки, они не были ос-нащены наступательным вооружением —- вместо тор-пед несли контейнеры с топливом. Таким образом, это была хорошая мишень для авиации союзников. Сово-купность этих двух факторов привела к тому, что к кон-цу 1944 года все «дойные коровы» были уничтожены.

В это время, однако, уже вступили в строй подводные лодки нового типа, которые по своему радиусу действия существенно превосходили подводные лодки серии VII. Например, подводная лодка серии IXD2, радиус дейст-вия которой составлял 58 000 километров, с легкостью достигала прибрежных вод Японии. Эти лодки могли совершать плавания на «Базу 211» без посторонней по-мощи, оставаясь при этом незамеченными.

Но постепенно эффективность действий немецких подводных лодок стала снижаться, поскольку техниче-ское оснащение ВМФ союзников оказалось несравненно выше потенциала кораблестроительной промышленно-сти Германии. Несмотря на непрерывное наращивание численности подводных лодок, немецкая флотилия не-сла большие потери в силу усовершенствованной ра-диопеленгаторной системы и радарам, применяемым союзниками. ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 165

Постоянные бомбардировки вкупе с перебоями со снабжением и хронической нехваткой топлива превра-щали плавания на дальние расстояние в опасную аван-тюру. Некоторое время группа немецких лодок действо-вала в Индийском океане. Когда же в войне произошел перелом и перевес сил сложился не в пользу Германии, лодки были отозваны назад для несения службы в Евро-пе. При этом из дюжины лодок до порта назначения сумели добраться только три — остальные либо затону-ли, либо не смогли пуститься в плавание из-за отсутст-вия горючего.

Тем не менее существуют документальные подтвер-ждения операциям, хотя и немногочисленным, прово-дившимся в южных водах, и имеется достаточно осно-ваний предполагать о существовании секретных опера-ций, не упомянутых в официальных рапортах. Мы не знаем наверняка о рейсах на «Базу 211», но, как показы-вают факты, во время войны в районе Южной Атланти-ки активно действовали немецкие суда и подводные лодки. Возьмем, например, странную статью, появив-шуюся во французской газете «Франс суар» осенью 1946 года (она также приведена в книге Маттерна и Фридери-ка «НЛО — секретное оружие нацистов»), в которой вы-двинуто предположение, что операции в зоне Южной Атлантики продолжались вплоть до окончания войны и, возможно, имели отношение к «Базе 211». По некото-рым данным, в сентябре вблизи Фолклендских островов исландское китобойное судно «Юлиана» встретило не-мецкую подводную лодку, экипаж которой хотел при-обрести у моряков провиант, а в качестве платы предла-гал американские доллары.

Хотя, возможно, мы никогда так и не узнаем всей правды о «Базе 211», поэтому обратим наше внимание ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 166

на одну из самых загадочных операций в Атлантике, в которой были задействованы подводные лодки «U-530», «U-234» и «U-977». Быть может, она поможет нам понять, что произошло на самом деле.

Подводная лодка «U-977», построенная в ноябре 1944 года, впервые совершила поход только в апреле 1945-го. Командовал ею капитан Хайнц Шеффер. По его вос-поминаниям, перед началом плавания он получил при-каз поставить на лодку более мощные батареи и укре-пить бронированную обшивку боевой рубки, однако из-за нехватки материалов требование выполнено не было. Затем он получил задание прибыть вместе с экипажем в город Киль и принять на борт неизвестный груз, после чего был направлен в Норвегию, где должны были на-ходиться еще две подводные лодки (одна их них при-надлежала к новой серии XXI), вместе с которыми Шефферу предписывалось направиться в Северное мо-ре.

По пути в Киль лодка зашла в один из голландских портов, где была произведена еще одна загрузка. 26 ап-реля лодка пришвартовалась в южной части Кристиан-сунна и стояла в порту до вечера 2 мая, пока не получила приказ «создать зону беспокойства» в районе Фолклен-дов. Однако вскоре после отхода из Кристиансунна пришел в негодность главный перископ, что делало проведение боевой операции невозможным. Лодки при этом были вынуждены большую часть времени оста-ваться под водой, дабы не быть засеченными патрули-рующими самолетами. Под водой они перемещались благодаря новой системе «шноркель» и всплывали на поверхность лишь по ночам.

В течение недели с лодками не было никакой связи, и приказ сдаваться, полученный 10 мая, явился для ко-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 167

манды полной неожиданностью. Шеффер согласился высадить на берег шестнадцать членов экипажа (тех, у которых были семьи) и взял было курс на Германию, но скоро передумал и двинулся в Норвегию. Таким образом он надеялся избежать плена и в дальнейшем с остатками экипажа перебраться в Аргентину. Так началось его зна-менитое шестидесятишестидневное плавание через Ат-лантический океан — вокруг Ирландии, через Бискай-ский залив и Гибралтар.

Путешествие выдалось очень тяжелым. По воспоми-наниям капитана, у них накопилось так много мусора, что его пришлось сжигать в отсеках для торпед; из-за плохой вентиляции стены лодки покрыла плесень, и у экипажа началась кожная болезнь. Время от времени вы-хлопные газы попадали внутрь, и все вокруг покрыва-лось слоем черной копоти. По ночам лодка поднима-лась на поверхность, чтобы люди могли подышать све-жим воздухом. Возле самого мелкого из островов Капо-Верде они сделали остановку для купания и плавали в прозрачной воде вместе с дельфинами.

Как-то Шеффер услышал по радио, что экипаж под-водной лодка «U-530», высадившийся в Аргентине, был выдан США, то есть случилось то, во что до последнего момента не верили ни капитан, ни команда. Но выбора у Шеффера не оставалось, поскольку запас топлива под-ходил к концу. Итак, 17 августа 1945 года после мучи-тельной трехмесячной одиссеи лодка вошла в порт Мар-дель-Плата.

Капитан был немедленно арестован и тщательно до-прошен — у него пытались выведать истинную причину нежелания сдаваться в плен. Допрос производила группа американских следователей, которые прежде вели дело лодки «U-530». По словам Шеффера, следователи зада-ли ему три вопроса: ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 168

Где находилась «U-977» во время потопления бра-зильского судна «Бабиа»? (Шеффер подозревался в на-рушении условий перемирия).

Почему не сразу сдался на милость победителей?

Не было ли у них на борту крупных политических фигур, в частности, Адольфа Гитлера и Мартина Бор-мана?

На первые два вопроса Шеффер ответил отрица-тельно, а на третий отвечать отказался. Такие же вопро-сы были заданы капитану подводной лодки «U-530» От-то Вехрмутту. Разочарованные молчанием обоих доп-рашиваемых, американцы отправили их в фильтраци-онный лагерь, расположенный в Вашингтоне, а экипажи отпустили на свободу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.