|
|||
УДК 355/359 ББК 66.4(0) 4 страницаХотя Первая мировая война несколько остудила все-общие восторги и заставила взглянуть на эти открытия ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 60 более трезвым взглядом, тем не менее нельзя отрицать, что она послужила толчком к технологическому проры-ву. В этой книге уже упоминалось о том, что в 20-е и 30-е годы у общества «Врил», вероятно, имелся собствен-ный проект «летающего диска». Как бы то ни было на самом деле, нам важно понять, что идеи построения та-кого аппарата возникли не на пустом месте, не материа-лизовались за одну ночь в тайном учреждении под Бер-лином, или на базе ВВС, затерявшейся в штате Нью-Мексико, или в иной галактике. В книге читатель встре-тит множество имен. И хотя не все люди, упомянутые на этих страницах, имеют непосредственное отношение к нашей теме, их идеи и технологии, безусловно, оказали существенное влияние на конструкторов «летающих та-релок». Изготовляя их первые прототипы, они активно использовали прежние наработки. Здесь необходимо сказать несколько слов о Николе Тесле, который считается одним из виднейших изобре-тателей. Никола Тесла родился в 1856 году в Хорватии. Когда ему было около тридцати, на его незаурядные способно-сти обратил внимание Томас Эдисон и пригласил его работать в свою лабораторию. Тесла перебрался в Аме-рику, где под руководством Эдисона занялся исследова-ниями электричества. Однако совместная работа про-должалась недолго. Система Эдисона использовала по-стоянный ток. Тесла считал, что переменный ток более эффективен и экономичен. На этой почве у них возник конфликт, и, так и не сумев переубедить прославленно-го изобретателя, Тесла оставил его лабораторию и само-стоятельно занялся созданием электромашин перемен-ного тока. Вскоре ему удалось обзавестись собственной лабораторией в Колорадо-Спрингс, где он поставил ряд ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 61 экспериментов. Наблюдения во время грозы привели Теслу к мысли о возможности создания системы, кото-рая бы обеспечивала электроэнергией потребителей без использования проводов. Вопросу беспроводной передачи электроэнергии Тесла посвятил значительную часть своей долгой науч-ной карьеры, но в 1899 году он еще верил в возможность существенного прорыва в данной области. Добившись, что от генератора переменного тока включилось более двухсот 50-ваттных лампочек, удаленных от него более чем на двадцать шесть миль, Тесла счел проблему более или менее решенной. Тесла открыл существование вокруг Земли постоян-ного магнитного поля, которое обладало определенным резонансом (позднее было установлено, что частота ко-лебаний «пульса» Земли равна 7,8 герца). Он считал, что, соответствующим образом настроив генератор, можно получить свободную энергию. Представьте себе струны, натянутые на скрипку: когда одна из них дро-жит, колебание передается соседней и та резонирует с той же частотой. Тесла экспериментировал с двумя спо-собами передачи энергии: через воздух (эксперименты в Колорадо-Спрингс) и через землю. Его открытия были поистине революционными, но после смерти изобретателя почти не получили продол-жения. Странные слухи поползли, когда правительство США наложило гриф секретности на его работы. Якобы оно защищало интересы автомобильной индустрии, а также производителей электроэнергии, которые в каче-стве сырья использовали уголь. Среди тех, кому идеи Теслы о бесплатном способе передачи электроэнергии на дальние расстояния пришлись не по нутру, был из-вестный банкир Морган, который в свое время уже разо-____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 62 рил Эдисона, хотя Тесле он оказывал материальную поддержку на первых этапах его карьеры. В Германии идеи Теслы нашли живейший отклик. Например, члены «Германского ордена» и общества «Туле» восприняли открытие способа передачи энергии без использования проводов как подтверждение их веры в существование универсальной энергии «Врил». Помимо беспроводной передачи энергии Никола Тесла также ставил эксперименты в других областях. В частности, в 1897 году он продемонстрировал в нью-йоркском парке действие дистанционного управления на примере сконструированных им игрушечных под-водных лодок Такое устройство могло найти примене-ние при торпедировании стоящих на якоре кораблей противника. Благодаря дистанционному управлению запуск торпед производился на безопасном расстоянии от цели, которую они должны были поразить. Командование американского военно-морского фло-та отнеслось к изобретению с равнодушием и даже ни-как не отреагировало на отчаянное письмо Теслы, кото-рое он в 1915 году направил в министерство обороны США. Помимо описания лодок, в письме были такие строки: «Мои пилотируемые воздухоплавательные машины с дистанционным управлением лишены привычных для самолета [крыльев], элеронов, пропеллеров и других внешних приспособлений, они способны развивать ог-ромную скорость и, вполне вероятно, в обозримом бу-дущем могут стать мощными гарантами мира. Такая ма-шина снабжена реактивным двигателем, управляемым либо механическим способом, либо по радио». Дабы в полной мере осознать, насколько Тесла опе-редил свое время, стоит вспомнить, что это письмо бы-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 63 ло написано через семнадцать лет после демонстрации его дистанционного управления в парке и за тридцать лет до первого появления этой «передовой» технологии в Германии. Представьте себе, какими могли бы оказать-ся последствия, если бы в ходе Первой мировой войны власти прислушались к предложениям Теслы. Вряд ли стоит удивляться, что в Германии в 20-е годы Тесла счи-тался наиболее перспективным ученым, способным изо-брести столь нужное ей «чудо-оружие». Тесла не слишком жаловал Германию и неоднократ-но предлагал свои услуги союзникам, однако в 20-е и 30-е годы он находился в тяжелом финансовом положении и был готов сотрудничать с кем угодно — даже с Треть-им рейхом. К сожалению, у нас нет возможностей под-робно остановиться на всех его достижениях, но на од-ном открытии хотелось бы акцентировать внимание, поскольку оно связано с «летающими дисками». Речь пойдет о хорошо известном любителям фанта-стики «луче смерти». Тесла уверял, что на самом деле создал такой прибор. 1 июля 1934 года семидесятивось-милетний ученый объявил об изобретении оружия, спо-собного положить конец войнам во всем мире. Хотя подробности так и остались сокрыты от публики, по не-которым предположениям, в основе изобретения лежал принцип передачи заряженных частиц в виде пучков плазменной энергии, наподобие шаровой молнии. Тесла утверждал, что страна, которая расставит вдоль своих границ «лучевые» пушки, будет непобедима. Про-тив этого оружия бессильны все рода войск: пехота, авиация и т. д. Тем не менее ни одно правительство не проявило интереса к этой новинке — и Германия в том числе. Объяснить это можно тем, что Германия в это время уже приступила к работе над собственным анало-____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 64 гичным проектом и немецкому правительству не хоте-лось приобретать патент. Немецкий сверхсекретный проект имел кодовое название «Хадубренд», и руководил им известный физик Шиболд, специалист в области рентгеновских лучей. Целью его было сконструировать новый вид зенитного орудия, поражающего воздушные цели концентрированным рентгеновским лучом. В це-лом идея оказалась бесперспективной (правда, по ходу работ был изобретен электронный микроскоп). По слу-хам, группа также сконструировала несколько прототи-пов «летающих дисков», которые в дальнейшем были модернизированы, однако точных данных об их практи-ческом применении нет. В 1936 году в честь восьмидесятилетия Теслы хорват-ское правительство основало институт в Белграде, кото-рому присвоило имя знаменитого изобретателя. Поми-мо этого Тесла за вклад в науку был удостоен ежегодной пенсии размером в 7200 долларов. Институт создал ар-хив, который собрал многие неопубликованные труды ученого. В 1941 году институт был занят немцами, и ар-хив оказался в руках СС. К сожалению, конкретные де-тали этого события остаются неизвестными до сих пор. Что именно обнаружила СС? Каким образом воспользо-валась материалами? Тесла в это время находился в Нью-Йорке — писал научные статьи и ставил экспери-менты. Умер он в безвестности и бедности в 1943 году. После его смерти к нему в дом явилось ФБР и изъяло все его записи, которые были переданы на хранение в Отдел по делам иностранцев, где на них наложили гриф секретности. После войны архив был передан послу Югославии. Правда, кое-кто полагает, что некоторые документы так и остались у ФБР, что было вполне ожи-даемо с учетом тогдашней напряженной политической обстановки. ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 65 Необходимо сказать несколько слов и еще об одном ученом — Роберте Л. Бартини. Член коммунистической партии Италии, Бартини специализировался в области самолетостроения. В конце 20-х годов он переехал в Россию, где разработал несколько оригинальных моде-лей самолетов, некоторые технические характеристики которых засекречены вплоть до сегодняшнего дня. На-пример, в 1935 году в России прошел испытание «само-лет-невидимка», который был различим невооруженным глазом только с достаточно близкого расстояния. Он был сделан из прозрачного материала, походившего на лавсан, которым братья Хортен в 30-е годы покрывали ранние модели планеров (непонятно только, каким об-разом удавалось сделать «невидимыми» механизмы вроде двигателя). Бартини также был пионером в области аэ-родинамики. Некоторыми его идеями легко могли вос-пользоваться немецкие авиаконструкторы, особенно те, кто занимался разработками летательных аппаратов с нетрадиционной формой корпуса. В послевоенный период главным достижением Бар-тини стало участие в создании «Каспийского морского чудовища» — первого действующего «экраноплана», ко-торый отличался оригинальной компоновкой и по раз-мерам и взлетной массе значительно превосходил все известные самолеты. Принцип его работы был основан на использовании «экранного эффекта» — образовании под самолетом воздушной подушки. Всего было создано несколько экспериментальных образцов этой гигантской амфибии — сегодня обсуждается вопрос о налаживании выпуска таких самолетов меньшего размера. При конструировании самолета Бартини использо-вал свойства аэродинамики, и хотя его «экраноплан» не имеет прямого отношения к «летающим дискам», тем не ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 66 менее разработанная им концепция свидетельствует о величине гения Бартини и придает особую значимость его более ранним работам в области моделирования ле-тающего крыла, которыми он занимался в 1930-е годы. То же самое можно сказать об исследованиях в об-ласти аэродинамики немецкого конструктора-исследо-вателя Александра Липпиша. Липпиш работал над лета-тельными аппаратами системы «бесхвостка», создавая как планеры, так и самолеты. Примечательной конструктив-ной особенностью его аппаратов было применение прямоточного воздушно-реактивного двигателя и крыльев, напоминавших треугольник с широким осно-ванием. Такой самолет довольно точно описан в романе «Последние когти орла». НАСА использовала некоторые технические реше-ния Липпиша при создании экспериментальных лета-тельных аппаратов, а также современных космических кораблей многоразового использования. Помимо этого Липпиш занимался проектированием летающего крыла. Липпиш двигался примерно в том же направлении, что и знаменитые братья Хортен, чьи работы в области аэ-родинамики вызвали большой резонанс в немецких на-учных кругах. И конечно, их достижения не ушли от внимания разработчиков «летающих дисков». Стоит добавить, что в 30—40-е годы аэродинамика представлялась темной и загадочной областью. Даже сейчас теория авиастроения, по сути, сводится к счита-ным физическим законам. Что же тогда можно сказать о первой половине XX века, когда конструкторы испыты-вали свои модели в примитивных аэродинамических трубах. Проектировщики дисков находились точно в таком же, если не худшем положении, ведь им приходи-лось быть первопроходцами и учиться исключительно на собственном опыте. ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 67 Прежде чем перейти к рассказу о главных действую-щих лицах этой таинственной истории, необходимо упомянуть об еще одном исследователе — Викторе Шаубергере. Шаубергер родился в 1885 году в семье австрийских егерей, которые на протяжении поколений охраняли леса в окрестностях Холчлага, возле озера Плокен-штейн. Виктор последовал по стопам своих предков. После окончания Первой мировой войны он поступил на службу к князю Адольфу Шаумбургу-Липпе. В его обязанности входило сторожить леса в окрестностях Штайрлинга, которые занимали 21 тысячу гектаров. По-долгу оставаясь в одиночестве, он черпал вдохновение в окружающей его девственной природе. Как следствие в его голове сформировалась совершенно новая фило-софская концепция, суть которой сводилась к тому, что вода является живым организмом, то есть обладает жиз-ненной силой, или энергией. Виктор Шаубергер считал, что свободно текущий водяной поток вырабатывает энергию, которая при оп-ределенных условиях может повернуть реку вспять. Он замечал, что под воздействием солнечных лучей река становится ленивой, «расслабляется», а ночью, особенно в полнолуние, просыпается, начинает течь быстрее, ста-новится более активной, «живой». Как-то, получив заказ от местной лесопилки, Виктор Шаубергер спроектировал и смонтировал водные жело-ба для сплава бревен в соответствии со своей концепци-ей, впервые применив на практике вихревые техноло-гии. Принцип действия желобов был основан на ис-пользовании энергии воды. Первое время изобретение вызывало скепсис, но затем ему улыбнулась удача. Шау-бергер даже сумел запатентовать свое открытие, тем са-____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 68 мым приобретя стабильный источник доходов и в неко-тором смысле пойдя по стопам Горбигера. В 1934 году благодаря связям с местными промыш-ленниками Шаубергер удостоился личного приглаше-ния Гитлера, который, заинтересовавшись его изобрете-нием, решил познакомиться с ним лично. Однако ауди-енция, как показалось Шаубергеру, не удалась: у Гитлера он столкнулся с директором Института кайзера Виль-гельма Вилуном, который буквально не давал ему рта открыть, а потом, выходя вместе с ним из кабинета, сде-лал замечание за то, что он забивает «фюреру голову всякой чепухой». На Гитлера, напротив, знакомство произвело самое хорошее впечатление, он захотел его продолжить, назначив встречу на следующий день, не зная, что изобретатель, расстроенный, уже отправился домой. В 1938 году изобретение Шаубергера вновь привлек-ло к себе внимание. Новоявленный губернатор Австрии Юлиус Штрейхер выдал Шаубергеру 10 миллионов рейхсмарок и, что еще более ценно, предоставил в его распоряжение лабораторию профессора Котшау в Нюрнберге. Шаубергер отозвал своего сына Вальтера из Дрезденского университета, где тот учился на инженер-ном факультете, и с энтузиазмом взялся за исследования «живой воды» в лабораторных условиях. Но вскоре Шаубергера постигло разочарование. Как он сам объяснял, вода, которой он пользовался в лабо-ратории, была «мертвой», не подходившей для экспери-ментов. Не имея возможности работать с «живой» водой, отец и сын спроектировали устройство, способное обо-гащать воду энергией. В те же годы в нюрнбергской лаборатории было сделано действительно важное открытие. Изучая вихре-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 69 вой поток жидкости, Шаубергер пришел к выводу о возможности создания принципиально новой модели двигателя. В 1941 году к нему в руки попал небольшой самолетный электродвигатель, и Шаубергер решил вне-сти в его конструкцию ряд изменений, с тем чтобы тот работал с использованием найденной им новой энер-гии. Основная идея Двигателя Шаубергера состояла в создании вихря внутри камеры сгорания. Вихрь создает разряжение, засасывающее воздух через турбину, обра-зуя цикл: теплота — мини-торнадо — механическая энергия — теплота. Шаубергер решает объединить рабочее тело ком-прессора и колеса турбины в единый узел. Так появи-лась модель в 1,5 метра диаметром и весом более 130 килограммов. В корпусе двигателя находился ротор со спиралевидными лопастями. Над корпусом были закре-плены мотор-стартер и генератор. Двигатель Шаубергера потреблял только воду и воз-дух. Мотор-стартер приводил в движение ротор, кото-рый формировал мини-торнадо. При этом вода при от-брасывании за счет центробежной силы к периферии проходила сквозь «штопоры» ротора и начинала вра-щаться вдоль оси каждой из лопастей. Шаубергер подчеркивал, что при определенных ус-ловиях вихрь становился самоподдерживающимся, как природный смерч, существующий за счет разницы дав-ления между внешней средой и внутренним конусом. Для этого необходимо подавать к вихрю тепло, которое бы поглощалось им и поддерживало его вращение. Эту функцию выполнял теплообменник. Когда двигатель выходил на самодостаточный режим, мотор-стартер от-ключался, в двигатель по трубопроводам под опреде-____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 70 ленным давлением подавалась вода. Итак, сформиро-ванные ротором миниторнадо огибали внутреннюю по-верхность верхней части двигателя, попадали во внут-ренний конус, затем продвигались ниже, стягивались к центру, и в конце концов вылетали через сопло. Чтобы понять принцип действия этого аппарата, возьмите пустую пластиковую полуторалитровую бутылку с узким горлышком и наполните ее на три четверти теплой мыльной водой. Плотно закройте бутылку крышкой и встряхните ее несколько раз. Вскоре у вас образуется подобие мини-торнадо — тот же эффект, что и у Шаубергера. А теперь пред-ставьте себе, что турбулентный конус поднимается вертикально и достигает крыльчатки, расположен-ной на конце водяного конуса. На крыльчатку посту-пает воздух от вентиляторов, расположенных по диаметру цилиндра, и сильная струя воздуха через смеситель выбрасывается вниз. Такой продолжи-тельный искусственный воздушный циклон создает подъемную силу. Иначе говоря, этот аппарат дейст-вует как вакуумный пылесос наоборот. От маленькой турбины энергия поступает к двигателю, таким об-разом создается самоподдерживающаяся замкнутая система — альтернативный источник «свободной энергии». Шаубергер писал: «Разрушительное движение по своей природе имеет центробежный характер. Вектор создающей его силы направлен из центра к периферии по прямой линии... Центр постепенно теряет энергию, которая вся перехо-дит на периферию явления. В природе этот процесс разрушения касается сложных систем, потерявших жиз-неспособность. В процессе этого цикла из их фрагмен-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 71 тов могут возникать новые оригинальные формы. Для центростремительного движения по гиперболической спирали характерно падение температуры, уменьшение объема и концентрация. Для центробежного движения, напротив, характерны увеличение температуры, выделе-ние тепла, расширение и, в результате, взрыв. В природе одна форма движения постоянно сменяется другой». Первое испытание аппарата оказалось успешным: он вылетел через крышу лаборатории и был найден на не-котором расстоянии от здания. Но по неясным причи-нам усилия Шаубергера опять оказались тщетными и не оцененными по достоинству. В 1943 году в возрасте пя-тидесяти восьми лет ученый получил повестку на фронт. Сначала он был направлен в Северную Италию, где командовал парашютным батальоном, но вскоре персональным указом Гиммлера переведен в техниче-ский колледж в Вене — Розенхюгеле, который обслужи-вал аппарат СС. Однажды в институт к Шаубергеру явился патруль и срочно отвез его в Маугхаузен, где его ожидал штандар-тенфюрер Цейрус. Тот поставил перед ученым трудную дилемму: отобрать себе специалистов из числа чешских заключенных и по возвращении домой с их помощью попытаться модифицировать свой летающий аппарат, сконструировав пилотируемую модель, либо навсегда остаться в концлагере. Каков был ответ Шаубергера, ос-тается только гадать. Насколько это известно, вскоре он вместе с новыми ассистентами покинул Вену — Розен-хюгель — колледж был разрушен во время бомбарди-ровки. Новая лаборатория находилась в Леонштайне, поблизости от его родного Линца. Здесь-то Шаубергеру и удалось завершить работу над аппаратом. Это была полномасштабная беспилотная модель «летающего дис-____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 72 ка» с новым типом двигателя, которая, скорее всего, управлялась по радио. В этой истории, однако, остается немало белых пятен. Автор более чем уверен, что в 1945 году диски были уже изобретены, не сомневается он и в профиле работ Шаубергера, но, возможно, эти два со-бытия не стоит связывать друг с другом. Во всяком слу-чае, не в данный момент. В 1945 году первыми в Леонштайн вошли американ-цы, опередив советские войска. Они-то и обнаружили лабораторию Шаубергера. После краткого допроса они отпустили специалистов, набранных из узников концла-геря, а Виктора Шаубергера задержали и заключили на шесть месяцев в фильтрационный лагерь. Американцам необходимо было выяснить степень его информиро-ванности. Кроме того, они не хотели, чтобы услугами изобретателя воспользовались другие страны или на-цисты, сумевшие бежать от возмездия. Леонштайн нахо-дился в советской оккупационной зоне, но еще до при-хода советских войск американские спецслужбы изъяли из квартиры Шаубергера все представляющие для них интерес материалы. Обнаружив разрозненные листы с подозрительными чертежами и цифрами, советские спецслужбы обшарили весь близлежащий квартал и, ничего не найдя, взорвали дом Шаубергера. После окончания войны с Японией Шаубергер был выпущен на свободу. Поскольку ему было запрещено экспериментировать с «летающими дисками», он вер-нулся к исследованиям водяного вихря. Тем не менее он по-прежнему интересовался технологическими новин-ками и явно был заинтригован сообщениями о появле-ниях НЛО, принцип работы которых мог быть основан на некоторых его идеях. В 1957 году Виктору Шаубергеру и его сыну Вальте-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 73 ру поступило предложение приехать в США и провести работу по воссозданию его двигателя. Они дали согла-сие и в обстановке полной секретности прибыли на во-енную базу, расположенную на берегу реки Ред-Ривер в штате Техас. Получаемая ими почта проходила цензуру, и им были запрещены контакты с внешним миром. Ко-гда срок контракта истек, им было предложено его про-длить, от чего Виктор Шаубергер категорически отка-зался. Тогда руководитель проекта потребовал от Вик-тора пройти ускоренный курс обучения английскому языку, надеясь поддерживать с ним сотрудничество по переписке (до этого все общение проходило через про-фессиональных или добровольных переводчиков). Отец и сын также дали подписку о неразглашении. Единственный человек, с которым им отныне дозволя-лось говорить о работе, был некий таинственный «мис-тер Р. Д.», проживавший в Мюнхене. Затем американ-ские визы были аннулированы, и ученые спешно выле-тели домой, в Линц Пять дней спустя Виктора Шаубер-гера не стало. Это случилось 25 сентября 1958 года. Возможно, он так и не сумел оправиться от шока. По словам Вальтера, перед смертью отец без конца твердил: «Они отняли у меня все. Я себе больше не принадлежу». После смерти отца Вальтер основал в небольшом ав-стрийском городке собственную технологическую фир-му. Можно, однако, предположить, что разработки, ко-торыми по сей день занимается его предприятие, не противоречат условиям соглашения, когда-то подписан-ного им на военной базе на берегу реки Ред-Ривер. В противном случае Вальтер ненадолго пережил бы отца. Те, кто скрывался за секретами «летающих дисков», ста-вили их выше, чем жизнь талантливых изобретателей. ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 74 * * * Оригинальные работы таких изобретателей, как Вик-тор Шаубергер или Липпиш, вполне могли послужить основой для создания «летающих дисков». Эти ученые во многом опередили свое время. Главной их особенно-стью было умение мыслить нетрадиционно и находить необычные решения. Для нацистской партии такие личности были поистине на вес золота. Считалось, что они могут оказать государству бесценные услуги. Проис-ходящие в Германии перемены выдвигали на первый план новые задачи, для выполнения которых содействие подобных ученых могло оказать решающее значение. С приходом нацистов к власти правительство поста-вило перед собой цель кардинальным образом рефор-мировать всю систему образования: от детского сада до университета. На практике нововведения вроде «арий-ской физики» означали усиление политического давле-ния и контроля над научными учреждениями, как госу-дарственными, так и частными. Подъем производства, вызванный внедрением некоторых передовых техноло-гий, оказался преходящим: все чаще изобретателям и технологам приходилось преодолевать бюрократиче-ские препоны, доказывая, что их новшества не противо-речат «арийской» линии. Многие ученые переехали за границу; позднее утечка мозгов сказалась, в частности, на работах по созданию баллистической ракеты «ФАУ-2», которыми руководил немецкий ученый Вернер фон Браун. Этот проект тор-мозился из-за недостатка квалифицированных кадров и своим конечным успехом во многом был обязан ино-странным специалистам, которые доставлялись в Герма-нию из разных концов рейха, который к этому времени существенно расширил свои территории. ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 75 От утечки мозгов пострадали практически все отрас-ли немецкой индустрии, и можно сказать, что это яви-лось одной из главных причин будущего крушения рей-ха. Правительство Гитлера недооценило важность науки и образования. Несмотря на огромные финансовые средства, выделенные впоследствии научным учрежде-ниям и различным программам, оно не сумело добиться качественного скачка, поскольку оставшимся специали-стам не хватало квалификации, чтобы справиться с по-ставленными перед ними задачами. После Первой мировой войны совершенствование системы образования в Великобритании и США спо-собствовало развитию физики, химии, электроники и других областей. В Германии ситуация была абсолютно иной. Тогда как европейские и американские ученые ак-тивно налаживали научные контакты и сотрудничество, Германия все сильнее замыкалась в себе, отгораживаясь от влияния так называемых «еврейских физиков». Особо тяжелый период для науки наступил в 1933 году с установлением тоталитарного режима. Если пре-жде Германия славилась своими университетами и науч-ными школами, то с приходом к власти НСДАП качест-во образования снизилось и учебные программы при-обрели сильный политический и идеологический отте-нок. Студенты в обязательном порядке вступали в гитле-рюгенд, студентки пополняли «Лигу немецких девушек». Правда, к этому времени в университетах обучалось не так много девушек, поскольку нацисты считали, что женщинам там не место. Их задача была охранять се-мейный очаг и растить новое поколение арийцев. Многие молодые ученые были вынуждены в угоду новым требованиям принять «арийскую» модель мира и Вселенной, закрывающую путь дальнейшим научным ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 76 поискам. «Еврейская физика» была объявлена лженаукой и подвергнута остракизму. По этой причине Альберт Эйнштейн, покинув Германию в 1915 году, больше не вернулся на родину — он опасался преследований и общей гнетущей атмосферы. Однако, несмотря на кризис в системе образования, в довоенный период в Германии обозначилась новая тен-денция, которая привела к появлению совершенно но-вой категории инженеров и ученых Их оригинальные идеи при прочих обстоятельствах были бы сочтены аб-сурдными, но в нацистской Германии они попали на благодатную почву, оказались политически востребо-ванными. Главенствующие позиции заняли доктрины вроде теории Горбигера с его крайне вульгарными взглядами на мироздание и миропонимание — в отли-чие от традиционной науки, они были созвучны общему политическому курсу. Будем надеяться, что подобное больше нигде не повторится. Говоря иными словами, научно-техническая про-грамма нацистов была крайне догматичной (и при этом довольно педантичной), сторонних наблюдателей она удивляла своей тривиальностью. Еще в пору Первой мировой войны сталелитейное предприятие Круппа по заказу кайзера сконструировало самый крупный мино-мет в мире. Этот миномет произвел всего девять выстре-лов, после чего понадобилось менять ствол. Крупп пре-красно знал о его конструктивных недостатках, тем не менее всеми силами старался получить этот заказ, по-скольку хотел всем доказать, что создание такого гигант-ского орудия возможно в принципе. У нацистов были примерно такие же амбиции, толь-ко масштаб крупнее. Они отвергали традиционную нау-ку, поскольку верили, что представители новой элиты, ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 77 равно как и обычные люди с улицы, наделены особым даром и способны создать «чудо-оружие» без помощи замшелых ученых. Они — «раса господ», нация, сумев-шая за считаные месяцы оккупировать большую часть Западной Европы. Чувство собственного превосходства затмило ощущение реальности. Как мы теперь видим, этот характерный недостаток повлиял на развитие воен-ных программ в долгосрочной перспективе.
|
|||
|