|
|||
УДК 355/359 ББК 66.4(0) 5 страницаПоследствия подписания Версальского договора 1919 года были ужасны. Германии было запрещено производить новые виды вооружения, что сильно за-тормозило развитие самолетостроения и других про-мышленных отраслей. Но, несмотря на санкции, неко-торые круги тайно вынашивали планы создания самоле-тов двойного назначения. Когда производство граждан-ских самолетов более или менее наладилось, армия и производители, которые были вовлечены в эту тайную игру, сосредоточились на разработке новых технологий, не подпадающих под запрет (в частности, реактивных турбин). В случае удачи эти новшества были бы исполь-зованы при создании новых ВВС. Главным игроком, стоящим за возрождением люф-тваффе, был Герман Геринг. Обычно его принято рисо-вать напыщенным снобом, но на самом деле он был да-леко не глупым, хотя, возможно, и несколько экстрава-гантным человеком. В 1930-е годы он в реальном свете видел все проблемы, стоящие перед нацистами, однако не сумел осознать то, что строить воздушный флот не-обходимо с опорой на науку — про другие рода войск даже не было и речи (тем более что по условиям Вер-сальского договора вооруженные силы Германии были сильно сокращены). Люфтваффе создавалось с нуля, и ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 78 потому Германии необходимы были первоклассные са-молеты и оборудование, причем в кратчайшие сроки. Единственно, что могло сделать правительство, — это заинтересовать местных производителей. Министер-ство воздушного флота, которым руководил Геринг, вполне отдавало себе отчет в том, что для привлечения рабочей силы необходимо создать условия труда луч-шие, чем у конкурентов. В результате в авиационной промышленности с са-мого начала была сделана ставка на внедрение техноло-гических новинок, которые выходили из научно-иссле-довательских учреждений, существовавших под патро-натом Геринга и при его финансовой поддержке. Не-мецкой экономике эта практика также приносила опре-деленные дивиденды, поскольку бюджет страны попол-нялся за счет продаж технологий за границу. Кстати, главным торговым партнером Германии в 1930-е годы был не кто иной, как Советский Союз. Со-ветская промышленность тогда сильно отставала от ев-ропейской. У Германии при этом был свой интерес. Прежде всего она нуждалась в валюте, поэтому на экс-порт шли не только промышленная продукция и обору-дование, но и сырье. Стоит заметить, что буквально за день до нападения на Польшу СССР получил от Герма-нии абсолютно новый военный корабль. При люфтваффе функционировало девять прекрас-но оборудованных исследовательских центров и конст-рукторских бюро. Каждый из них имел один из сле-дующих профилей: летные испытания, разработка но-вых типов вооружений, авиационная медицина (с 1942 года), аэродинамика, аэродинамические характеристики бомб и торпед, планеры, разработка новых систем дви-гателей, радиосвязь и радары и, наконец, техническая ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 79 академия, которая готовила персонал для обслуживания баллистических ракет и давала еще несколько специаль-ностей, которых не было в других учебных заведениях. Однако это еще не все. У министерства обороны бы-ло несколько собственных институтов, действовавших под эгидой Technisches Amt — Технического бюро. В бюро проходили окончательный контроль разработки, которые поступали сюда из других институтов. Это был своего рода Отдел технического контроля (ОТК). Как мы уже знаем, люфтваффе обслуживали несколько ин-ститутов, каждый из которых имел собственный участок работ, и вполне возможно, в недрах одного из них были созданы узлы или технологии, которые в будущем могли быть использованы при проектировании «дисколетов». Исследовательские группы работали автономно, прак-тически ничего не зная друг о друге и имея весьма смут-ное представление о проекте в целом. Общую коорди-нацию осуществлял представитель люфтваффе. В этих технических центрах трудились специалисты самого высшего класса, которые сумели обеспечить на-учно-технический прорыв в авиации, чего и добивались министерство обороны и люфтваффе. Идея построить «летающий диск» вполне могла вписаться в общую кар-тину. Зачем тратить миллионы рейхсмарок на традици-онные самолеты, когда эти средства можно пустить на создание принципиально новых устройств вроде реак-тивных самолетов с турбинным двигателем? Тем не ме-нее чиновники, распределяющие бюджет, а большая их часть были консерваторами, опасались расходовать деньги на рискованные проекты, предпочитая им более надежные и безопасные. Например, проект реактивного двигателя профинан-сировал частный бизнес, а именно, Эрнст Хейнкель, ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 80 причем для него это было прежде всего коммерческое вложение. Принимая решения о финансировании, ми-нистерские чиновники руководствовались двумя глав-ными критериями: выполнимостью проекта и его прак-тическим применением. При таком подходе программы вроде ракетных никогда бы не получили одобрения, не говоря уже об их завершении, и война могла бы пойти совсем по иному сценарию. Германия обгоняла страны-союзники в таких областях, как аэродинамика, вертоле-тостроение, производство двигателей (даже несмотря на затягивание работ), гидравлика, радиосвязь, производст-во радаров. Но всеми этими достижениями она обязана частным предпринимателям, а отнюдь не властям. Возьмем для примера знаменитый реактивный ис-требитель «Ме-262». Начало его производства было от-срочено ровно на год. Увидев истребитель на авиаци-онном шоу, Гитлер сначала пришел в бурный восторг, а затем осведомился у Мессершмитта, оборудован ли на нем бомбоотсек. Тот ответил, что нет, но в принципе это сделать можно. Тогда Гитлер предложил доработать «Ме-262» и сделать из него истребитель-бомбардиров-щик. Поскольку никто не осмеливался противоречить Гитлеру, даже если он был в корне не прав, все его при-казы послушно исполнялись. Что до Геринга, то его по-кровительство сослужило люфтваффе плохую службу, поскольку многие его решения были продиктованы лишь амбициями и идиосинкразией. Вернемся теперь к «летающим дискам». На первый взгляд «летающие диски», казалось бы, имеют к люф-тваффе непосредственное отношение. Однако с трудом верится, чтобы кто-нибудь из чиновников одобрил столь радикальную программу, не говоря уж о том, что она была сверхсекретной. Кроме того, в государствен-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 81 ных структурах царил административный произвол, их раздирали внутренние интриги; страдали они также от слабого руководства. Даже в случае если что-либо по-добное поступило бы на их рассмотрение, проект был бы отвергнут с порога, либо, напротив, получил бы высший приоритет, о чем мы бы, несомненно, узнали. По логике, работы над «летающим диском» могли идти параллельно с разработкой ракет, принцип дейст-вия которых примерно тот же, что и у космических ап-паратов, которые доставили человека на Луну. Почему этот проект не могла возглавлять люфтваффе или какая-нибудь другая подобная организация? Прежде всего по-тому, что научные центры были узкопрофильными и вели разработки вооружения лишь одного типа, причем не поддерживали сотрудничества между собой. Напри-мер, заказ на разработку самолета-снаряда «ФАУ-1» по-ступил от люфтваффе, а заказ на «ФАУ-2» — от армей-ского управления. Стоит дополнить, что группа конст-рукторов, которыми руководил немецкий ученый Вер-нер фон Браун, приступила к работе над «ФАУ-2» еще в 1930-е годы и продолжала ее более десяти лет. Впрочем, для армейской верхушки проект «ФАУ-2» был как камень на шее. «Чудо-оружие», собственно го-воря, не оправдало надежд. Оно обогнало свое время; такова судьба многих изобретений, которые оказывают-ся востребованными значительно позднее, когда подни-мается общий технологический уровень, причем это да-леко не всегда относится к самому изобретателю — как мы позднее увидим на примере «летающих дисков». Примите во внимание и такой факт: только во время одного союзнического авианалета на Германию мощ-ность сброшенных бомб больше, чем всех вместе взятых «ФАУ-2», выпущенных по Англии. ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 82 Безумные проекты вроде «ФАУ-2» имели скорее по-литическое значение. Это было доказательство величия немецкой технической мысли и нацистского государст-ва. Во время и после войны союзническая пресса (как и до того немецкая пропаганда) давала «ФАУ-1» и «ФАУ-2» самые лестные характеристики. Они считались непре-взойденными в техническом отношении. На самом деле все это не соответствовало действительности. «ФАУ-1» был достаточно эффективным автоматически управляе-мым беспилотным самолетом, однако конструкция уста-новленного на нем воздушно-реактивного двигателя бы-ла весьма простой. Кроме того, он имел довольно огра-ниченный радиус действия и не слишком мощный фу-гасный снаряд. Система наведения была довольно при-митивной, и не имелось никаких гарантий, что снаряд поразит цель. При этом самолет-снаряд отличался до-вольно простой конструкцией и предназначался для массового производства. Ракета «ФАУ-2» была значительно более сложным видом вооружения, и на ее окончательную доработку ушло немало лет. Уже в самом конце войны США про-извели испытание нескольких трофейных «ФАУ-2», и они оказались не слишком успешными. Дело, по-моему, в том, что эта ракета была чересчур сложной для той простой функции, которую ей отводилось выполнять, а именно: донести до города вроде Лондона боеголовку, заряженную тонной взрывчатого вещества. На мой взгляд, более дешевый и простой в техническом отно-шении «ФАУ-1» лучше отвечал потребностям Германии. Но разверни она раньше серийное производство «Ме-262» либо профинансируй конструкторов «летающих дисков», выигрыш был бы значительно более ощути-мым. ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 83 У германского флота также имелась научно-исследо-вательская база, правда, в этой области к новшествам от-носились с еще большим подозрением, поскольку ко-мандование флота было еще более консервативным, чем руководство люфтваффе. В Германии флот считался самым престижным родом войск — как и в Великобри-тании. Тем более странно узнать, что во время войны адмиралы, служившие в центральном штабе в Берлине, подвешивали маятники над морскими картами, таким странным образом «нацеливая» свои подводные лодки на корабли противников. Когда в 1943 году на конференции был затронут во-прос о необходимости новых двигателей для подводных лодок, большинство «советников» по техническим во-просам, представляющих флот, в знак протеста покину-ли зал. Возможно, среди них было немало круглых не-вежд, не способных понять суть изобретения даже в са-мых общих чертах, ученым приходилось им все объяс-нять едва ли не на пальцах. В США или Великобрита-нии, где контакты между армией и наукой были значи-тельно теснее, такого просто не могло бы произойти. В Германии эта ситуация свела к нулю многие уси-лия ученых. В США все военные проекты (от радаров до танко-вой подвески) находятся в ведении Управления научных исследований и усовершенствований, которое осущест-вляет общую координацию работы. При этом Управле-ние едва ли не в первую очередь следит за тем, чтобы разработчики как можно чаще обменивались информа-цией и были в курсе того, что происходит в других под-разделениях. Во время войны группы, которые включали в себя ученых и технических специалистов, периодиче-ски выезжали на фронт, чтобы посмотреть на плоды ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 84 своих трудов. Безусловно, в Америке разработчики тоже сталкивались с проблемами, однако здесь их пытались решить в обозримые сроки, а не загоняли внутрь. В Германии не было аналогичного координацион-ного центра. Действительно, здесь были созданы «ФАУ-1» и «ФАУ-2», однако оба проекта сталкивались с боль-шими трудностями, и можно сказать, что в течение вой-ны их потенциал так и не был реализован. Например, «ФАУ-1» обладал весьма неточной системой наведения, а у «ФАУ-2» имелся целый ряд конструктивных недора-боток, начиная с гироскопа и кончая двигателем. Помимо этого, был у них и еще один весьма сущест-венный недостаток: к работе над обоими проектами бы-ли привлечены узники концлагерей и иностранные спе-циалисты, которые были отнюдь не заинтересованы в высокой результативности и имели возможность зани-маться элементарным саботажем. Строго говоря, немец-кая программа строительства вооруженных сил была плохо продуманной по всем параметрам. В отличие от советской военной промышленности, которая наладила выпуск великолепного танка «Т-34», немецкие произво-дители ограничились тем, что увеличили размеры ста-рого «тигра», укрепили броню и поставили на него крупнокалиберную пушку, оставив при этом двигатель прежним. В результате «тигры» часто выходили из строя из-за поломки двигателя либо под действием собствен-ной тяжести увязали в болотах. Причем в других про-мышленных отраслях положение наблюдалось не более отрадное. Предприятие, которое хотело получить военный за-каз, скажем, на разработку нового танка, составляло заяв-ку и отдавало ее на рассмотрение военным, многие из которых не имели достаточной технической подготовки. ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 85 Испытания были организованы плохо, не принималось в расчет и то, что боевые качества орудия наиболее на-глядно проявляются только на поле боя. Кроме того, распределению заказов сопутствовали многочисленные интриги и всякого рода махинации. Как мы уже говорили, наука в Германии была не на самом высоком уровне. Ученые практически не имели контактов с армейскими заказчиками, зачастую встреча-ясь с ними только на официальных презентациях. Во-енные относились к лабораториям и институтам как к престарелым родственникам, навещать которых — до-садная обязанность. Возникла порочная практика ста-вить эксперименты над заключенными концлагерей — в частности, на них изучалось действие атмосферного давления на различных высотах. Все это снималось на пленку и использовалось для инструктирования летчи-ков люфтваффе. При этом в поистине слепой вере в изобретение «чу-до-оружия» нет ничего удивительного. Германия не мог-ла, подобно союзникам, планомерно наращивать про-изводство танков, самолетов и кораблей. Учитывая ог-раниченные ресурсы и производственные мощности, она надеялась компенсировать количество качеством — осознание того, что ставка была сделана не на ту ло-шадь, пришло с опозданием. Кстати, Германия для поддержания духа населения не сворачивала производство потребительских товаров даже в самый разгар войны. В Великобритании, напро-тив, вся экономика была перестроена на военный лад, и выпуск таких продуктов, как машины или радиоприем-ники, был временно прекращен. Так что стоит ли удив-ляться, что немецкая военная машина потерпела крах? Или возьмем, к примеру, знаменитую фразу Геббельса о ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 86 «тотальной войне» — она прозвучала только тогда, когда верховное командование в полной мере столкнулось с дефицитом оружия. Когда же германская военная маши-на набрала обороты, война была уже проиграна. Германская военная программа провалилась по трем основным причинам. Во-первых, небрежно были про-думаны планы исследовательской работы, инженеры и конструкторы, занятые в проектах, не всегда хорошо по-нимали свою конечную задачу. Во-вторых, судьба про-ектов зачастую зависела от желания того или иного чи-новника, часто пристрастного либо преследующего собственные интересы. И наконец, отсутствовала связь между разработчиками и армией. Все эти аргументы вроде бы говорят о том, что про-ект «летающих дисков» не мог быть поддержан по опре-делению, однако не будем забывать, что в Германии су-ществовала такая структура, как СС. Она не только обла-дала широкими финансовыми возможностями, но и могла достаточно четко организовать работу, что было наглядно продемонстрировано в случае с «ФАУ-1» и «ФАУ-2». Оба эти проекта довольно поздно попали в подчинение СС — таким образом Гиммлер хотел рас-ширить сферу своего влияния. Тем не менее СС с рав-ным успехом могла заинтересоваться «летающими дис-ками» еще в самом начале войны. Итак, у них имелись средства и возможность сохра-нить проект в секрете, а кроме того, была воля и была цель: взять власть в свои руки и создать собственную автономию за пределами Германии. Исследователи, ко-торые занимаются проблемой «летающих дисков», часто не принимают эти обстоятельства во внимание. Не по-нимают, зачем СС мог понадобиться этот проект, упус-кая из виду долгосрочные планы Гиммлера. Разумеется, ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 87 они правы в том, что ни вермахт, ни люфтваффе, ни кригсмарине не способны были произвести подобные аппараты. Помимо всего прочего, они не сумели бы обеспечить необходимый режим секретности. СС была единственной структурой, которая могла справиться с этой задачей. 88 Глава 4 Долгие пробы — залог неуспеха. Элберт Хаббард, «Записные книжки» В предыдущих главах речь в основном шла о тайных обществах и практикуемых ими мистических учениях; говорилось также об антарктических экспедициях и о сфабрикованной национальной идее, которая завладела большей частью немецкого общества. На первый взгляд все это имеет малое отношение к «летающим дискам», тем не менее, не зная этих фактов, нельзя понять, чем руководствовалась военная и политическая администра-ция, вынашивая столь амбициозные планы. Мы также кратко ознакомились с работами нескольких выдаю-щихся исследователей, открытия которых легли в основу некоторых технологических новинок, сделанных в ин-ститутах СС. А сейчас самое время перейти к самим «летающим дискам» и личностям, которые стояли за этим изобрете-нием. Сразу хочу оговориться, что большая часть сведе-ний на данную тему относится к области догадок и слу-хов, и в настоящий момент мы не располагаем досто-верной информацией, подтверждающей существование немецких проектов, ибо все материалы, так или иначе касающиеся «летающих дисков», по-прежнему засекре-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 89 чены и вряд ли будут преданы огласке в обозримом бу-дущем. Начнем, однако, с фактов. В одном немецком авиа-ционном журнале за 1980 год появилась фотография самолета, созданного мало кому известным немецким конструктором Артуром Саком. Самолет «AS6-VI» (в данном случае VI означает первый прототип) был вы-пущен в начале 1944 года, имел округлые крылья диа-метром примерно 4,8 метра и плоский фюзеляж. За ис-ключением выступающей кабины летчика, двигателя от «Ме-108» и хвостовой части от истребителя «Ме-109», крыло имело ярко выраженный округлый профиль и очертаниями напоминало линзу. Первые испытания это-го самолета на аэродроме Брендис оказались неудачны-ми — отказал датчик. В процессе повторных испытаний самолет пять раз безуспешно пытался подняться в воз-дух, пока летчик не догадался, что во время выруливания вокруг крыльев образовывается зона пониженного дав-ления. Сак, впрочем, был полон оптимизма и уверял, что проблема разрешима, надо только увеличить мощность двигателя. Однако в это время в Германии действовала система лимитов, и поставить на самолет другой двига-тель не представлялось возможным. В середине апреля было проведено еще одно испытание. Самолет несколь-ко раз разгонялся, но так и не сумел оторваться от земли. После этого проект был закрыт. Сак, однако, не оставил попытки заставить свой ап-парат взлететь. Вплоть до конца войны он вносил в кон-струкцию незначительные изменения, однако проект оказался нежизнеспособным. По случайному совпаде-нию самолет «AS6» является практически точной копией летательного аппарата, созданного в 1942 году амери-____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 90 канской компанией «Чанс-Воут». Официально самолет назывался «V-173», однако был более известен как «ле-тающий блин». Этот самолет предназначался для бази-рования на авианосцах, поскольку обладал вертикаль-ным взлетом и посадкой. Он развивал довольно высо-кую скорость, а также мог сбрасывать ее до 40 узлов (что идеально при посадке на палубу авианосца). Этот само-лет, однако, не был поставлен на вооружение ВВС из-за аэродинамических дефектов, выявленных во время ис-пытаний. Сак и «Чанс-Воут» не сумели оценить преимущества, которые перед ними открывали закругленные крылья. Основная ошибка в том, что они подходили к ним со стандартными мерками, так и не сумев понять, что были на верном пути. Удивительно еще и то, что оба проекта долго дорабатывались. По некоторым предположениям, чертежи Сака были переданы конструкторам, работаю-щим над более перспективными моделями «летающих дисков», и они извлекли урок из его неудач. Здесь необ-ходимо сказать несколько слов о флагкапитане Рудоль-фе Шривере. В 1940 году авиаконструктор-любитель и офицер люфтваффе Рудольф Шривер получил назначение в качестве летчика-испытателя на завод «Хейнкель Эгер». Еще в начале войны он весьма прозорливо заметил, что при повороте событий к худшему возникнет прямая на-добность в легком маневренном истребителе, способном совершать вертикальный взлет, который можно исполь-зовать, если аэродромы недоступны или непригодны. Именно эта идея позднее легла в основу «Харриера», ре-активного самолета с вертикальным взлетом и верти-кальной посадкой. Помимо всего прочего, зачем стро-ить аэродром, за которым к тому же надо постоянно ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 91 ухаживать, когда можно использовать в качестве взлет-ной полосы лесную лужайку или дорогу? За два года до того как Артур Сак отказался от идеи создать «AS6», Шривер сконструировал рабочую модель аппарата, ко-торому дал прозвище «летающая крышка». Это было в 1942 году. У нас нет ни фотографий данного изобретения, ни «официальных» документов, дающих его описание, по-скольку Шриверу так и не удалось его запатентовать. Но кое-что нам все-таки известно. Представьте себе бесхво-стый вертолет, внешне напоминающий детский волчок. Он снабжен дюжиной широких лопастей (они почти заходят одна за другую), которые находятся в кожухе, частично открыты с двух сторон. Лопасти меняют угол атаки в зависимости от высоты и скорости. У аппарата имелось четыре убирающихся шасси, поддерживающих его в вертикальном положении. К фюзеляжу был при-креплен небольшой газотурбинный мотор, рядом бак с горючим. Все это дистанционно управлялось при по-мощи системы радиоуправления и находилось во вра-щающейся ступице большого диаметра. Газовая струя направлялась через три раздельных сопла на нижнюю часть винта, заставляя его вращаться с очень высокой скоростью. Таким образом лопасти изменяли свой угол атаки на острый, выгоняя воздух через нижнее отверстие кожуха и создавая подъемную силу. Когда аппарат под-нимался в воздух, лопасти изменяли угол атаки, нижняя часть кожуха при этом постепенно закрывалась. Реак-тивная тяга выбрасывалась через трубу смесителя, уста-новленного на фюзеляже, для придания движения впе-ред. Верхний воздухозаборник был открыт для приема воздуха, но, когда количество воздуха оказывалось дос-таточным, он тоже закрывался. ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 92 Первая модель была высотой около 1,8 метра и, судя по всему, имела дистанционное управление. Видевшие его представители ВВС Германии (именно они выступа-ли спонсорами проекта на ранних стадиях) были в пол-ном восторге, и конструктор получил разрешение на построение полномасштабной пилотируемой модели. Новая модель (ей было присвоено название «летаю-щее колесо») несколько отличалась от своего прототипа, поскольку была снабжена кабиной, но при этом основ-ные принципы действия остались без изменений. Изо-бретателю также удалось найти несколько интересных решений, которые оказались недоступными Саку и дру-гим конструкторам, упорно пытавшимся использовать круглые крылья в их традиционном назначении, то есть для подъема аппарата в воздух. При такой конфигура-ции аппарат становился практически неуправляемым. Шривер был хорошо знаком с разработками таких не-мецких пионеров в области вертолетостроения, как профессор Фоке, и сумел учесть ошибки предыдущих конструкторов. Обратите внимание, какую правильную траекторию описывает игрушечная тарелка. В чем причина ее устой-чивости? Дело в том, что при быстром вращении созда-ется гироскопическая тяга, которая придает полету ста-бильность. С уменьшением скорости возникает дисба-ланс, и тарелка начинает «кувыркаться» — наподобие «AS6» конструкции Сака. Шривер поместил двигатель, кабину пилота, систему управления и бак для горючего в центральной части аппарата, который своей конструк-цией походил на велосипедное колесо. Ступицей слу-жила кабина пилота, спицами — регулируемые лопасти, для прочности заключенные в обод. Изменяя угол атаки этих лопастей, можно было заставить аппарат либо ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 93 взлетать и садиться вертикально, либо летать горизон-тально в любом направлении. Летательный аппарат в виде диска или тарелки без всяких выступающих частей, управляемый сверхзвуковым двигателем, считался иде-альным решением. К построению «летающего колеса» Шривер присту-пил в начале 1943 года. В это время компания «БМВ» вела работы по созданию перспективной новой модели турбореактивного двигателя серии 109-003. Сочтя его подходящим для своего аппарата, Шривер, собрав груп-пу специалистов, отправился на завод «БМВ», который тогда находился в пригороде Праги. В группу входили инженер Клаус Хабермоль, специалист в области аэро-динамики и теории вертолетостроения, итальянский ученый Джузеппе Белуццо, специализирующийся в об-ласти термостойких сплавов и аэродинамики, а также некто по имени Инг. У. О. Шуман (предположительно сотрудник СС). Завод «БМВ» предоставил Шриверу один из своих цехов; помимо того изобретатель рассчитывал на по-мощь местных специалистов. Именно в этот период проект, вероятно, попал под контроль СС. Возможно, Шривер направлял просьбу о выделении дополнитель-ных средств руководству ВВС, но, получив отказ, решил попытать счастья в управлении СС. Там его проект был сочтен перспективным, и руководство СС организовало переезд группы в Прагу, открыв им финансирование. Сначала новый газотурбинный двигатель предполага-лось поставить на «Марк I», но вскоре после переезда Шривер принял решение начать разработку следующей модели. Как видно из нескольких рапортов, новые газо-турбинные двигатели были примерно идентичны тем, которые стояли на «ФАУ-1». Известно, что они имели ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 94 ряд недостатков, а именно: обладали малой мощностью и сильной вибрацией, что делало их непригодными для установки на летательные аппараты. Итак, обосновавшись в одном из заводских цехов, группа конструкторов во главе со Шривером приступи-ла к работе над «Марком II». Это был диск высотой два метра и диаметром около шести метров с усеченным корпусом и каплевидной кабиной пилота, которую опоясывали шестнадцать регулируемых лопастей напо-добие вертолетных. Как и прежде вертикальный взлет и посадка достигались за счет изменения угла атаки. Для предотвращения вибрации лопасти были заключены в «обод». Шасси аппарата представляли собой четыре ко-леса. Они предохраняли двигатель, расположенный не-посредственно под кабиной пилота, от соприкоснове-ния с землей. Лопасти не имели защитного покрытия: «Марк II» был экспериментальным образцом, который должен был подтвердить правомерность теории Шри-вера. Вообразите себе детскую ветряную мельницу. Если вы поставите ее напротив себя и подуете на крылья, то ничего не произойдет, но если вы подуете на них под углом, они начнут вращаться. Это же свойство исполь-зовал Шривер. Создав остроумную регулируемую сис-тему передачи от диффузора к соплу турбореактивного двигателя, пилот мог менять угол направления реактив-ной струи, направляя ее на лопасти летательного аппа-рата, которые при правильно выбранном угле и опреде-ленной мощности реактивной струи вращались со ско-ростью, достаточной для создании воздушно-реактивной струи, необходимой для подъема аппарата в воздух. При изменении угла атаки лопастей менялась подъемная сила, как в обычном вертолете. Для измене-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 95 ния направления дополнительная тяга перенаправлялась по специальным каналам слева направо и наоборот. Из соображений секретности все кандидатуры лет-чиков-испытателей тщательно проверялись СС. Шриве-ру на удачу, в люфтваффе нашлось достаточно желаю-щих участвовать в испытаниях необычных летательных аппаратов. В частности, в состав ее входила специальная эскадрилья «KG-200», которая выполняла различные секретные задания, включая заброску диверсантов в тыл противника и испытания трофейных самолетов, а также опытных моделей. Весной 1943 года «Марк II» был готов к первому испытанию. Еще раз напоминаю, что в на-шем распоряжении нет ни фотоснимков, ни записей в бортовом журнале. Немногочисленные сведения, кото-рые приводятся в этой главе, либо почерпнуты из не-мецких газет 50-х годов, либо основаны на свидетельст-вах очевидцев. Однако даже эти скупые факты позволя-ют с известной долей уверенности предположить, что испытания оказались не слишком успешными. Возмож-но, двигателю не хватило мощности. Судя по всему, ап-парат смог оторваться от земли всего лишь на метр и пролетел около 300 метров, прежде чем показ модели был прекращен.
|
|||
|