|
|||
УДК 355/359 ББК 66.4(0) 8 страницаДо сего дня остается неизвестным, как выглядел пер-вый «Фу-файтер» — нет данных о том, что кому-либо в руки попали его чертежи или подлинные фотографии. Чаще всего «огненные шары» появлялись в небе в ноч-ное время, поэтому трудно судить об их истинной фор-ме и размерах. Однако возьму на себя смелость предпо-ложить, что это был диск около двух метров диаметром с шестью лопастями — как у «Триебфлюгеля». На кон-цах трех лопастей были установлены небольшие прямо-точные воздушно-реактивные двигатели системы Паб-____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 132 ста, примерно тех же размеров, что и на «Доблхоффе». Летательные аппараты были относительно небольшими по величине и не требовали, чтобы двигатели устанав-ливались на каждой из Лопастей. Нижняя часть устройства, возможно, была слегка продолговатой формы (а сам аппарат напоминал рожок с мороженым), что давало возможность сместить книзу центр тяжести и тем самым уменьшить колебания силь-но вибрирующего тела. Согласно некоторым предполо-жениям, аппарат был также снабжен аэродинамическими закрылками, которые существенно улучшали его манев-ренность в воздухе. Массивная электронная система, находящаяся в верх-ней части сферы, была защищена от тепла, выделяемого двигателем, а также вибрации, образующейся в результа-те быстрого вращения лопастей. Здесь также имелось место для датчика инфракрасной системы слежения, ко-торая была нацелена вперед, потому на нее не оказывало влияние пламя, вырывающееся из сопла. Здесь же теоре-тически могла располагаться небольшая боеголовка, приводимая в действие инфракрасной системой наведе-ния, и отсутствие сообщений о сбитых «Фу-файтером» самолетов может быть просто-напросто следствием то-го, что летчикам встречались не полностью оборудо-ванные модели. То же самое можно сказать и о всевозможных спеку-ляциях на тему прибора, обеспечивающего «быстрый отход». Известно, что, когда некоторые пилоты бомбар-дировщиков стреляли по «Фу-файтерам», те улетали прочь на огромной скорости. По мнению Веско, этот эффект можно объяснить следующим образом: у лета-тельного аппарата имелись две металлические обшивки, несущие противоположные электрические заряды. Ко-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 133 гда пуля попадала в корпус аппарата, обшивки приходи-ли в соприкосновение, и таким образом происходило замыкание электрической цепи, которая в свою очередь была связана с устройством, которое отключало ультра-красную систему. В результате аппарат, дабы не попасть под огонь, на больших скоростях уходил в зону недося-гаемости. Разумеется, все это не более чем догадки, по-скольку мы точно не знаем, какими приборами были оборудованы «огненные шары». По всей видимости, для запуска «Фу-файтеров» ис-пользовались грузовики, открытые железнодорожные платформы либо какие-либо другие средства, пригод-ные в качестве стартовой площадки. Операторы обычно дожидались, когда в небе появлялся самолет, либо ис-пользовали для тех же целей радар — таким образом «Фу-файтеру» не нужно было расходовать горючее на поиск целей. А теперь изложим наши предположения относи-тельно системы двигательной установки, которая могла стоять на «Фу-файтере». По одной из версий, в острие конуса могла быть вмонтирована небольшая стартовая твердотопливная ракета — по своей конструкции анало-гичная тем, которыми были оснащены транспортные самолеты и бомбардировщики люфтваффе. Несмотря на довольно быстрое сгорание, стартовые ракеты реша-ли две задачи. Во-первых, выводили «Фу-файтер» на нужную высоту и, во-вторых, помогали ему развить ско-рость, достаточную для включения прямоточного воз-душно-реактивного двигателя, — после старта находя-щийся внутри насос подавал топливо к прямоточно-воздушным двигателям, после возгорания они начинали вращать лопасти. К этому времени в ракете кончалось топливо, и она сбрасывалась. ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 134 В носовой части каждой ракеты находился парашют, что позволяло использовать ее повторно после переза-рядки — как это делалось на уже существующих в это время полномасштабных моделях. Итак, после взлета «Фу-файтер» благодаря прибору, улавливающему исхо-дящее от самолета тепло, начинал преследовать цель. По другой версии, «Фу-файтер» был оснащен порш-невым либо газотурбинным двигателем, который, вра-щая лопасти винта, обеспечивал работу прямоточного воздушно-реактивного двигателя. Существует и третий вариант — система, состоящая из двигателя и ведущего вала, с помощью которой раскручивались лопасти вин-та; когда они развивали достаточную скорость враще-ния, включался прямоточный воздушно-реактивный двигатель, и «Фу-файтер» поднимался в воздух. Возможен также некий промежуточный вариант — мы просто не знаем. Судя по всему, «Фу-файтер» не управлялся с Земли, действуя автономно. Возможно, диспетчер получал ин-формацию об уровне топлива в баке или основных дис-танционных измерениях, но не имел возможности по-влиять на ход операции. Несмотря на то что к этому мо-менту была уже разработана телевизуальная система на-ведения для экспериментальной версии ракеты класса «земля — воздух» «Hs-293», ее качество было ниже вся-кой критики. То же самое можно сказать и о радарах — в те времена не было еще создано малогабаритных мо-делей, которые могли бы быть установлены на неболь-шой летательный аппарат — особенно если предполо-жить, что он оснащен ультрафиолетовыми датчиками. Таким образом, оператор был бессилен в ситуациях, когда преследуемый самолет предпринимал сложный маневр, чтобы уйти от преследователя. Когда у «Фу-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 135 файтера» топливо подходило к критической отметке, он прекращал преследование и поворачивал на базу. Ос-тавшегося горючего должно было хватить на то, чтобы аппарат приземлился как можно ближе к наземной станции, желательно целый и невредимый, благодаря парашюту, прикрепленному к корпусу (под пакетом из стартовых ракет), который, раскрываясь, одновременно избавлял его от остатков горючего. Следы остатков го-рючего значительно облегчали поисковые работы. Воз-можно, после приземления «Фу-файтер» посылал радио-сигналы, которые позволяли установить его местонахо-ждение. После войны о «Фу-файтерах» писалось достаточно много, причем, как правило, выдвигались два следую-щих объяснения. Согласно первому, это были космиче-ские корабли, отправленные посланниками внеземных цивилизаций для наблюдения за ходом конфликта, со-гласно второму — атмосферное явление, скажем, шаро-вая молния. Спустя годы появились и другие гипотезы. В частности, один из экспертов предположил, что летчи-ков-союзников ввел в заблуждение «туман», образован-ный выхлопными газами, которые вылетали из сопел их собственных самолетов — электромагнитный эффект в результате взаимодействия радара и радиостанции на борту самолета, вызвавший странные атмосферные ано-малии. Все эти «разоблачения» при ближайшем рассмотре-нии оказываются весьма противоречивыми, и единст-венное объяснение, которое представляется нам удовле-творительным, приводится в данной книге. Одним сло-вом, автор считает, что «Фу-файтеры» были новым ти-пом оружия, прототипы которого, пройдя испытания в ноябре 1944 года, не были введены в серийное произ-водство из-за изменений в ходе войны и роли СС. ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 136 Таким образом, программа по их разработке, скорее всего, состояла из двух фаз. Первая — создание модели для психологического воздействия на противника, что-бы посеять панику в их ряды. Затем, после ряда конст-руктивных доработок, немцы, безусловно, рассчитывали насылать на противников целые армады «Фу-файтеров», которые в огромных количествах производились на подземных комплексах в Нодрхаузене и Кала, и таким образом добиться полного воздушного превосходства и защититься от налетов авиации союзников на террито-рию Германии. План выглядит весьма эффективным прежде всего потому, что у противников не было никаких средств за-щиты — это и было то самое преимущество, так необ-ходимое Гитлеру, и которое отсутствовало даже в случае применения ядерного оружия. Союзники даже не при-ступили к выработке каких-либо контрмер, и таким об-разом Гитлер мог использовать выигранное время на то, чтобы довести до конца разработку других важных эле-ментов системы обороны рейха — реактивных истреби-телей и ракет. Правда, надо заметить, что по сравнению с «Хаунебу» и «Фу-файтерами» даже реактивные истре-бители казались прошлым веком. Это, безусловно, осоз-навал Каммлер, который наверняка не без поддержки Гиммлера начал вести собственную игру. Итак, из всех проектов обороны рейха были реализованы только два: «Хаунебу» и «Фу-файтеры» должны были стать теми ма-шинами, которые обеспечат Германии победу, при этом их производство было экономически и стратегически эффективным. Однако время текло, а проектные работы стояли на месте. Хотя, по некоторым данным, в феврале 1945 года был произведен запуск «Хаунебу Марк V», в скором вре-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 137 мени все работы над этим проектом были прекращены. После марта 1945 года стало появляться все меньше со-общений о появлении «Фу-файтеров», следовательно, вполне могло случиться, что по инициативе Каммлера этот проект также был заморожен. Безусловно, это ре-шение было продиктовано отнюдь не несовершенства-ми обоих устройств, которые при иных обстоятельствах наверняка были бы запущены в серийное производство. Однако в это время на Восточном фронте уже вовсю развертывалось наступление советских войск. На Запад-ном фронте союзники уже восстановили свое положе-ние после неудачного наступления осенью 1944 года в районе Арденн. Попытки Гитлера выиграть немного дополнительного времени и хоть как-то развязать себе руки окончились практически ничем, оттянув наступле-ние союзников примерно на месяц, чего было явно не-достаточно для налаживания массового производства «чудо-оружия» и перебазирования таких проектов, как «ФАУ-2». Помимо того, следует учесть, что в этот мо-мент немецкая промышленность уже была практически разрушена и вряд ли могла что-либо сделать для спасе-ния страны. Ни один из этих необычных типов вооружения так и не успел послужить делу Третьего рейха, однако, по не-которым свидетельствам, в другом месте им все-таки бы-ло найдено практическое применение. 138 Глава 6 Тем, кому вы доверяете свои секре-ты, вы доверяете свою свободу. Испанская пословица После окончания войны в Германии сложился ваку-ум властей. После оккупации союзники проводили же-сткие проверки, которые коснулись как частного секто-ра, так и промышленных предприятий: искали следы нацистских организаций и легендарного «чудо-оружия». Если допустить, что к этому моменту обе основные программы — «Фу-файтеров» и «Хаунебу» — были эва-куированы на антарктическую «Базу 211», становится не очень понятно, что могло достаться странам-победи-тельницам? Известно, что в руки к ним попало множе-ство чертежей и экспериментальных моделей, в частно-сти реактивных истребителей и баллистических ракет. Однако по сравнению с «Хаунебу» и «Фу-файтерами» эти находки не представляют высокую ценность. По-скольку у нас нет никаких официальных свидетельств того, что советские пилоты встречались с «Фу-файте-рами», мы не можем сказать, получали ли советские тай-ные службы задание разгадать их тайну. Иное дело — британская МИ6 и американское Бюро стратегических служб (бывшее предшественником ЦРУ). Помимо всего прочего, феномен был скрыт от общественности, и мы ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 139 опять же не в курсе того, что происходило за закрытыми дверями. Хотя сами летательные аппараты, скорее всего, найти не представлялось возможным, оставалась вероятность разыскать инженеров и проектировщиков, которые уча-ствовали в этих проектах, а также младший технический персонал, занимавшийся техническим обслуживанием и ремонтом. Одним словом, тех людей, которым не уда-лось бежать из страны, в том числе и в сторону Антарк-тиды. Вряд ли союзники проигнорировали огромную ар-мию специалистов, занятых в различных военных раз-работках. Поскольку на Германию не были наложены репарации, как это случилось в 1918 году, правительства стран-победительниц рассматривали технологические новинки как своего рода компенсацию за нанесенный их странам моральный и материальный ущерб. Однако британская разведка далеко не всегда рьяно охотилась за «мозгами». Это становится ясно после зна-комства с документом под названием «Норвежский ра-порт», описывающим различные немецкие технические новшества. В частности, речь в нем идет о планере, по-служившем прототипом самолета «Ме-163» «Комета», который в момент написания рапорта проходил испы-тания на базе Пенемюнде, а также о двух новых торпе-дах, новой системе радаров и новом радиолокационном взрывателе для зенитных орудий. Рапорт был направлен в британскую разведку за ме-сяц до начала войны анонимным норвежским благоже-лателем, озабоченным немецкими достижениями в об-ласти технологий. Однако британцы высокомерно про-игнорировали донесение, видимо, решив, что «если мы этого не можем, значит, не может никто». Позднее они ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 140 отказались от этой недальновидной политики, и бри-танские ученые сделали множество собственных изобре-тений не хуже немецких, особенно после вступления Америки в войну. С первых дней принятия программы ленд-лиза анг-лийские ученые и промышленники, побывавшие в Аме-рике, имели возможность лично убедиться в преимуще-ствах высокотехнологичного оборудования и по воз-вращении домой провели у себя на фабриках модерни-зацию. Прогресс был весьма скромным, но когда с кон-вейера стали сходить улучшенные модели самолетов, кораблей и танков, английская разведка по достоинству оценила важность экономического шпионажа. В 1944 году, когда война уже близилась к завершению, у развед-ки уже были иные приоритеты. Однако немецкие технологические новинки и пер-сонал интересовали союзников и по иной причине. Хо-тя по ходу войны союзнические подводные лодки и тан-ки были подвергнуты существенной модернизации, они еще значительно отставали от лучших образцов немец-кого вооружения. Например, немецкая подводная лодка серии XXI благодаря новой системе, увеличивающей всасывающую способность двигателя, могла преодолеть многие сотни, если не тысячи километров, не поднима-ясь на поверхность. Немецкие танки превосходили большинство танков союзников качеством брони и ору-дий. Безусловно, союзники первыми изобрели атомную бомбу, но стоит иметь в виду, что немцы отказались от разработки «ФАУ-4» — более простой, но не менее опасной ракеты. Вместо этого они бросили усилия на создание более экзотичных видов вооружений — ракет-ной техники и самолетов-снарядов. Хотя эти типы ору-жия применялись с переменным успехом, союзники ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 141 считали их последним словом техники, а прагматичный Черчилль был настолько напутан, что приказал в 1943 году сровнять Пенемюнде с землей. Однако, как мы видим, было уже слишком поздно: с момента первого запуска «ФАУ-2» минул почти год. Этот проект сулил настолько большие перспективы, что во многом повлиял на послевоенные инициативы бри-танских и американских секретных служб, породив ту безумную гонку вооружений, которая продолжается и по сей день. В послевоенном мире страны, которые прежде вы-ступали единым фронтом, вновь стали экономическими соперниками. Несмотря на сотрудничество в военной области, когда дело касалось демилитаризации и пере-стройки экономики, каждая страна преследовала собст-венные интересы. Назревали новые экономические вой-ны, в которых существенную роль играли разведыва-тельные службы стран-победительниц, между которыми разгорелась упорная борьба за обладание бесценной технической документацией, а также за немецких ученых и инженеров. Кстати, первая попытка британцев завладеть немец-кими секретами окончилась фарсом. Звучит невероятно, но руководство британских ВВС решило, что инспекция предприятий, поставляющих оборудование люфтваф-фе, не представляет для них большого интереса, и по-тому просто не стало направлять в Германию своих представителей. Таким образом, Королевскому флоту и армии пришлось поручить эту работу штурмовым бри-гадам, известным как подразделения «Ти». После того как флотскому командованию поступил рапорт о хулиганском поведении некоторых моряков из этого подразделения, адмиралтейство и члены ставки ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 142 приказали английским морякам держаться поближе к американским коллегам, отличавшимся лучшей органи-зованностью и дисциплиной. Американцы в этот мо-мент изучали немецкие документы, связанные с атомной программой. Сей досадный эпизод наглядно вскрывает дилетантизм британцев, которые полностью упустили инициативу. Американцы, напротив, составили длин-ный список интересующих их людей и технологий — для достижения своей цели они не жалели затрат. Что же до британской разведки, то, как свидетельствуют официальные документы, она потерпела очередной провал, не сумев разглядеть главные приоритеты Брита-нии в послевоенный период. Явным свидетельством провала служат хотя бы два анекдотичных случая. После того как советские войска заняли полигон СС в Блицна, где проводились испыта-ния «ФАУ-2», Черчилль направил Сталину каблограмму с просьбой дать разрешение посетить объект членам совместной англо-американской комиссии. Сталин отве-тил согласием, однако, когда комиссия прибыла на ме-сто, ей было сказано, что территория все еще занята немцами, хотя на самом деле советские войска удержи-вали полигон уже на протяжении двух недель. За это время они вывезли почти все ракеты, и когда англичане и американцы в конце концов получили доступ на объ-ект, они нашли мало интересного. В качестве «жеста доброй воли» хозяева передали им на экспертизу не-сколько ящиков, якобы с деталями «ФАУ-2». При бли-жайшем рассмотрении это оказались куски самолетных двигателей, причем далеко не в лучшем состоянии. Другой случай относится к французам. Среди немец-ких изобретений был заменитель резины, известный как «буна» — во время войны он изготавливался на одной из ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 143 французских фабрик. Когда на фабрику явились бри-танские эксперты, им не был разрешен доступ к техни-ческой документации на том основании, что дирекция предприятия подписала с немцами соглашение о нераз-глашении тайны. Иначе говоря, секретом изготовления этого важнейшего материала по-прежнему владели ис-ключительно немецкие технологи и французские про-изводители. Чем завершилась история, неизвестно, но эти два инцидента прекрасно демонстрируют несостоя-тельность английской политики того времени. Велико-британия действовала чересчур «вежливо», стремилась играть по правилам международной дипломатии, тогда как другие страны всеми силами исхитрялись заполучить свою долю репараций. Особенно активно (если не рискованно) действовала в Германии американская разведка, которая приложила гигантские усилия, для того чтобы обеспечить Америке экономическое и стратегическое превосходство. Отчас-ти это было связано с грядущим началом «холодной войны» и появлением нового врага в лице России. Еще до окончания войны в Европе американцы ста-ли вывозить из Германии танки, зенитные орудия, «ФАУ-1», «ФАУ-2» и многое другое. Первое время тро-феи везли сначала по железной дороге до Нормандии, а затем перегружали на авианосцы и грузовые суда, чтобы отправить в США. Американцев интересовало все, включая экзотические программы, о которых британ-ские секретные службы не имели ни малейшего пред-ставления. Например, авиаконструктор Александр Лип-пиш, разработчик «Ме-163», работал над созданием но-вого реактивного истребителя с крылом треугольной формы, который, ввиду дефицита горючего, работал на гранулированном угле. ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 144 В конце войны, захватив полномасштабную (хотя и незавершенную) модель планера, американцы не только сумели убедить немецких разработчиков достроить ее до конца, но и исхитрились переправить ее в Америку. Секретные службы проявили поистине беспрецедент-ную изобретательность, организовав беспрепятственную перевозку через французскую территорию деревянного контейнера, который выглядел весьма подозрительно. Тем не менее цель была достигнута, и так называемый «DM-1» совершил свой первый перелет — из Европы в Соединенные Штаты. Американские авианосцы и грузо-вые судна успели перевезти через Атлантику множество секретных материалов, прежде чем британцы не догада-лись, что дело не чисто. Немецкие ученые, которые мечтали о работе по спе-циальности, видели в Америке страну неограниченных возможностей, курицу, несущую золотые яйца. Вероят-но, кому-то такое отношение может показаться стран-ным, однако не стоит забывать, что большая часть уче-ных занималась чисто гражданской тематикой, причем имела за плечами солидный опыт. Теперь же, в оккупи-рованной Германии, их профессия превратилась в сво-его рода хобби, поскольку шансы устроиться на при-стойную работу были почти нулевыми. Именно по этой причине ученые охотно предлагали свои услуги странам-победительницам, самой привлека-тельной из которых казалась Америка. Таким образом американским спецслужбам удалось завербовать сотни высококвалифицированных специалистов, в том числе знаменитого Вернера фон Брауна, который сдался аме-риканцам вместе с большинством своих подчиненных. Американские секретные службы организовали це-лую операцию под кодовым названием «Скрепка», зада-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 145 чей которой было рассмотреть документы всех желаю-щих эмигрировать и оценить их научную квалифика-цию. Такое название операция получила из-за скрепки, которая прикреплялась к каждому обработанному пакету документов, показывая, получил заявитель право на въезд в США или нет. Первичный список специалистов, составленный нынешним работником Бюро стратегиче-ских служб и бывшим главой научного отдела гестапо Вернером Розенбергом, включал более шестисот фами-лий. Одни специалисты были связаны с ракетной про-граммой фон Брауна, другие — с различными «меди-цинскими службами». С помощью последних американ-цы рассчитывали возобновить «эксперименты», исполь-зуя в качестве подопытного материала солдат, служив-ших в военных лагерях. Их накачивали химическими препаратами и наркотиками, которые должны были по-давить у них чувство страха и желание спать. (Надо до-бавить, что схожие эксперименты до сих пор ставятся в американской и британской армиях.) Шесть сотен «счастливчиков», отобранных для рабо-ты в США, находились на особом положении и пользо-вались более вольготным режимом — журналистам и всем прочим было разъяснено, что эти люди прошли тщательную проверку, и среди них нет ни единого на-циста. Однако это не совсем соответствовало действи-тельности. Например, на американской базе ВВС в Райт-Филде постоянно проживал Рудольф Херман, специалист в области аэродинамики, в бытность свою выдвинувший идею построить нацистскую орбитальную станцию. Он продолжал носить коричневую рубашку, похожую на нацистскую, и едва ли не ежедневно произносил речи, ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 146 призывая хранить верность заветам Гитлера. Другой пример — брат фон Брауна, который был арестован в Эль-Пасо при попытке продать слиток платины мест-ному ювелиру. Во время допроса он так и не сумел объ-яснить, откуда его взял, тем не менее дело было замято — как и прочие сомнительные происшествия, в которых были замешаны бывшие нацисты. Операция «Скрепка» была свернута в 1973 году после запуска первого человека на Луну. Хотя проект «Апол-лон» был осуществлен не без помощи немецких специа-листов, Америка более не нуждалась в услугах первого поколения импортированных ракетчиков. Стоит заметить, что доктор Мите также попал в США в рамках программы «Скрепка». Этот факт недавно подтвердил в телевизионном интервью бывший замес-титель командующего ВВС США Александр Факс. По мнению автора, Мите получил вид на жительство благо-даря своей дружбе с фон Брауном, а отнюдь не обеща-нию восстановить «летающие диски». Дело в том, что в 1945—1946 годы главной и единственной задачей аме-риканского ВПК было освоить ракетные технологии, и сама идея «летающего диска» представлялась ненужным излишеством. Британские наблюдатели, которые время от времени наведывались в Германию, вполне отдавали себе отчет в происходящем, но были морально не готовы перехва-тить у американцев инициативу. Например, директор авиационного научно-исследовательского центра в Фарнборо У. С. Фаррен из-за бюрократической прово-лочки, которая длилась едва ли не месяц, сумел приехать на завод Мессершмитта лишь в июле 1945 года. К этому времени здесь находилась уже куча американских солдат и различного рода специалистов — на других предпри-___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 147 ятиях картина наблюдалась схожая. В своем рапорте У. С. Фаррен писал: «Британское представительство на виденных мною объектах оставляет впечатление полной неорганизован-ности, а зачастую и вовсе отсутствует». Хотя такого рода рапорт был далеко не единствен-ным, никаких положительных сдвигов не последовало. Были придуманы всяческие отговорки, например недос-таток кадров, что звучало по меньшей мере наивно, осо-бенно с учетом того, что Британия вместе с партнерами по Содружеству располагала многотысячной армией, готовой в любую минуту прийти стране на помощь. Но едва речь заходила об отправке в Германию экспертов, британские промышленники заводили одну и ту же пла-стинку: «А зачем? Мы ведь и так выиграли войну». К концу войны «Роллс-Ройс» ежемесячно произво-дил сто с небольшим самолетных двигателей в месяц, тогда как немецкие предприятия — более двух тысяч штук. Будь британские администраторы и политики чуть более дальновидными, они переняли бы немецкий опыт и тем самым, возможно, поправили экономическое положение своей страны. Британия выиграла войну, но экономическое и политическое соревнование она про-играла. И не одна она. Советская разведка также не сумела обеспечить надлежащее присутствие в Германии; недос-таток квалифицированных экспертов привел к тому, что по вине армии, в которой было немало невежд, несмет-ные богатства оказались уничтоженными или «утерян-ными». Правда, ситуация коренным образом изменилась с началом операции «Осваким». Знаком того, что совет-ская сторона стала смотреть на вещи более серьезно, явилось хотя бы то унижение, которое делегация союз-ников потерпела в Блицне. ____ Никол а Тесл а и ут ер ян ные с е кр еты нац истс ких тех нол огий ___ 148 В результате операции в 1946 году в СССР были от-правлены более трех тысяч немецких специалистов вме-сте с семьями. Из них были образованы две группы авиаконструкторов. Первая должна была продолжить работы над проектом сверхзвукового самолета-ракето-носца, вторая — доработать реактивный бомбардиров-щик «Ю-287» с обратной стреловидностью крыла. Этот самолет по многим характеристикам существенно обго-нял свое время, однако ряд аэродинамических проблем вынудил конструкторов остановиться на более традици-онном крыле. Правда, когда оно было готово, работы по бомбардировщику были официально прекращены. В серию он так и не был запущен. Кроме того, советские разведчики обнаружили мно-гочисленные реактивные двигатели, оборудование и приборы, разработки ракет «ФАУ-2» и несколько закон-ченных моделей самолетов. Помимо комплекса в Блиц-не они «унаследовали» от американцев научно-исследовательский центр в Нордхаузене. Правда, к этому времени из него уже были вывезены сотни «ФАУ-2», следы которых позднее обнаружились в Аризоне. По всей видимости, материалы, касающиеся «ле-тающих дисков» и «Фу-файтеров», СССР не достались. Возможно, это объясняется тем, что у нацистов сильно было идеологическое неприятие советских идей, сфор-мированное за предвоенные и военные годы. Слишком долгое время им внушались пропагандистские клише, выставляющие русских недочеловеками, славянскими рабами, правда, активно такая пропаганда была развер-нута лишь с началом плана «Барбаросс». За тем, чтобы русским «врагам» не досталась сверх-секретная информация, зорко следили профашистские организации вроде «Одессы» и «Спайдера», состоящие ___________________________ Секр етны е м ат ер иалы III Р ейх а _____ 149 из бывших членов СС. Пожалуй, единственной крупной добычей СССР стал авиационный инженер Клаус Ха-бермоль, согласившийся на сотрудничество с Москвой. Однако что именно было известно СССР о его про-шлых разработках, сказать нельзя. Можно лишь предпо-ложить, что он выдал некоторые секреты в обмен на оп-ределенные уступки. Впрочем, воссоздать «летающий диск», не имея ни чертежей, ни профессиональной ко-манды, было практически нереально. Так что, скорее всего, Хабермоль участвовал в разработках обычных ре-активных двигателей, тем более что, как и Мите, он пре-красно сознавал, что не все секреты подлежат огласке. Британская разведка действовала далеко не так умело, как американская, однако ей удалось существенно обой-ти своих советских коллег. В Великобританию отправи-лись несколько первоклассных специалистов, в том чис-ле знаменитый конструктор Вальтера, который спроек-тировал электрическую подводную лодку, а также ракет-ную систему для «Ме-163» «Комета». Вместе с другими немецкими специалистами по поручению британского адмиралтейства он приступил к разработке подводной лодки нового поколения. Но и здесь возникли трудно-сти. Дело в том, что местные жители, страдающие от холода из-за постоянного недостатка угля, пожаловались властям на то, что из дома, где размещалась лаборатория Вальтера, постоянно идет дым. Впрочем, эта проблема была не единственной. Конструкторы платили настоль-ко высокие налоги, что работа почти теряла смысл. Кроме того, с ними были подписаны только кратковре-менные контракты — исключительно ради того, чтобы выманить из Германии. Такой стиль поведения был ти-пичен для британцев.
|
|||
|