Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Конец слов шейха Фаузана)



(Конец слов шейха Фаузана)

13-ое правило

 

«Ахлю-с-сунна уаль-джама’а не считают возможным выход против несправедливого и нечестивого правителя, а наоборот порицают это и тех, кто выходит против правителя из-за мирских или религиозных соображений»

 

       Всевышний Аллах сказал: «Среди людей есть такой, чьи речи восхищают тебя в мирской жизни. Он призывает Аллаха засвидетельствовать то, что у него в душе, хотя сам является непримиримым спорщиком. Когда он уходит, то начинает распространять нечестие на земле, уничтожать посевы и губить потомство. Но ведь Аллах не любит нечестия»[230].

А также: «Нам лучше знать, что они говорят, и тебе не надо принуждать их. Увещевай же Кораном тех, кто страшится Моей угрозы»[231].

А также: «Когда же он захотел схватить того, кто был их врагом, тот сказал: "О Муса! Неужели ты хочешь убить меня, как убил человека вчера? Ты лишь хочешь стать тираном на земле и не хочешь быть в числе тех, кто примиряет людей"»[232].

Со слов Умм Салямы сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся над вами правители, которых вы будете признавать и откажетесь признавать. Тот, кто не признает, будет непричастен, а кто выразит порицание – спасется, за исключением тех, кто будет доволен и последует». Люди спросили: «Выступить ли нам против них с мечом?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, пока они совершают с вами намаз»[233].

Сообщается со слов Хузейфы, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Появятся после меня такие правители, которые не будут следовать моему пути, и не будут жить в соответствии с моей Сунной. И появятся среди вас люди, сердца которых будут подобны сердцам шайтанов в человеческом обличии». И Хузайфа спросил: “И что нам делать, если мы это застанем?” Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Слушайся и повинуйся правителю, даже если он будет бить тебя по спине и забирать твое имущество!»[234]

Сообщается со слов ‘Арфаджи аль-Ашджа‘и (да будет доволен им Аллах), что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если кто-то пришел к вам, желая разъединить ваш джама‘ат, в то время, как вы под одним правителем, то убейте того, кто пришел (с таким намерением)»[235].

Сообщается, что Нафи‘ сказал: «Когда жители Медины нарушили свою присягу Йазиду ибн Му‘ауии, Ибн ‘Умар собрал своё окружение и своих детей, а затем сказал им: “Я слышал, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Для каждого изменника будет установлено знамя в Судный День". Поистине, мы дали этому человеку присягу, установленную Аллахом и Его посланником. Я не знаю большего предательства, чем дать человеку присягу, установленную Аллахом и Его посланником, а затем сражаться против него! Поистине, я считаю, что если кто-то из вас выйдет из-под присяги ему и последует за этими людьми, то это будет преградой между мной и ним!”»[236]

Сказал шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах): «Нововведенцы (мубтади‘), которые думают, что они на истине, как хариджиты или насыбиты, питают вражду и воюют с джама‘атом мусульман. Они придумали новшество (бид‘а) и обвинили в неверии тех, кто не согласился с ними в этом. Они причинили мусульман вред больший, чем вред несправедливых правителей, которые знают, что их несправедливость запрещена. Хотя наказание хариджита в Последней жизни может быть легче, чем у несправедливых правителей, из-за неправильного понимания им текстов. Однако пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал сражаться против хариджитов, при этом, запретив сражаться против несправедливых правителей. На эту тему пришло множество достоверных хадисов»[237].

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал сподвижникам о хариджитах: “Ваша молитва по сравнению с их молитвой покажется незначительной, ваше чтение Корана по сравнению с их чтением Корана покажется незначительным, ваш пост по сравнению с их постом покажется незначительным! Они читают Коран, однако он не проходит ниже их глоток. Они вылетают из Ислама, как вылетает стрела из пробитой мишени, посему убивайте их, где бы ни встретили!”[238]

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о некоторых из них: «Они убивают верующих, оставляя в покое идолопоклонников»[239].

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ансарам: «Поистине, вы застанете после меня корыстных правителей, посему проявляйте терпение до тех пор, пока не встретите меня у Водоема»[240].

Также он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «После меня будут вами править такие правители, которые будут брать с вас то, что им полагается, но не будут давать вам то, что вам полагается». Люди спросили: «Что ты прикажешь нам о, посланник Аллаха?» Он ответил: «Отдавайте то, что полагается им, и просите у Аллаха то, что полагается вам»[241].

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пусть увидевший, что его правитель совершает нечто такое, чего он не одобряет, проявляет терпение, ибо, поистине, тот, кто отойдёт от остальных мусульман хотя бы на пядь, тот будто сбросил петлю Ислама со своей шеи!»[242]

Также он (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшие из правителей — те, которых вы любите и которые любят вас; те, за которых делаете ду‘а вы, и которые делают ду‘а за вас. А худшие из правителей — те, которых вы ненавидите, и которые ненавидят вас; те, которых вы проклинаете, и которые проклинают вас». Люди спросили: «Нам сражаться с ними?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «Нет, пока они совершают намаз»[243].

Приведя все эти хадисы, ибн Теймийа (да смилуется над ним Аллах) говорит: «Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал сражаться с хариджитами и запретил сражаться с несправедливыми правителями. Это указывает на то, что нельзя сражаться с каждым, кто допускает несправедливость. Причина этого кроется в том, что люди обычно сражаются с человеком, который присвоил себе имущество и захватил власть, только из-за мирских соображений. Люди сражаются с таким, чтобы тот поделился с людьми имуществом и властью, прекратил несправедливость. Основа сражения с такими правителями не заключается в желании возвысить слово Аллаха. Сражение с такими правителями также не относится к категории сражения с разбойниками, сеющими нечестие на дорогах, о которых Аллах сказал: "Воистину, те, которые сражаются против Аллаха и Его Посланника и стремятся сотворить на земле нечестие, в воздаяние должны быть убиты или распяты, или у них должны быть отсечены накрест руки и ноги, или они должны быть изгнаны из страны. Это будет для них позором в этом мире, а в Последней жизни для них уготованы великие мучения"[244].Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал о сражении с разбойниками: "Кто умрет, защищая своё имущество, тот шахид! Кто умер, защищая свою честь, тот шахид"[245]. Разбойники враждуют со всеми людьми, а люди помогают друг другу в сражении с ними. Разбойники сражаются, желая отобрать имущество у людей и убить их. Они первыми начинают сражение в отличие от правителей. Правители же не начинают первыми сражаться против подданных.

В итоге можно сказать, что выход против обладателей власти обычно бывает ради того, чтобы отобрать у них имущество и власть. Это — вещь известная! Сражение обычно бывает ради мирского! Поэтому Абу Барза сказал о смуте ибн Зубейра, смуте чтецов с Хаджаджем и смуте Маруана в Шаме: "Все они сражались ради мирского!"

Что касается нововведенцев, наподобии хариджитов, то они желают испортить религию людей, поэтому сражение против хариджитов делается ради религии, ради того, чтобы слово Аллаха было превыше всего!»[246]

Сказал ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах): «Задумайся о мудрости Всевышнего Аллаха! Он сделал правителей над людьми соответствующими деяниям людей. Более того, будто бы деяния людей отображаются в облике их правителей. Если люди на прямом пути, то и правители на прямом пути! Если люди справедливы, то и правители будут справедливы! Если люди допускают несправедливость, то и правители становятся такими. Если среди людей появляется хитрость и обман, то и правители начинают совершать подобное. Если люди не выполняют прав Аллаха и проявляют жадность, то и правители лишают людей их прав и начинают проявлять жадность. Если люди начинают забирать у слабых то, на что не имеют права, то и правители начинают забирать у подданных то, на что не имеют права. Чем больше люди отбирают имущество у слабых, тем больше короли отбирают имущество у подданных. Правители — это образ деяний людей! Божественная мудрость не допускает того, чтобы злыми и нечестивыми людьми, правил кто-то, кроме таких же, как они сами!

Поэтому, когда первые поколения были лучшими из людей и благочестивыми, то и правители были такими же. Когда же люди чуть-чуть изменились, то изменились и правители. Мудрость Аллаха не допускает, чтобы в наше время нами правили такие, как Му‘ауийа или ‘Умар ибн ‘Абд уль-‘Азиз, не говоря уже о таких, как Абу Бакр и ‘Умар. Наши правители соответствуют нашему уровню! А правители тех, которые были до нас, соответствовали их уровню. Всё это происходит сообразно мудрости Аллаха.

Посему, остерегайся подумать, что что-то, предопределенное Аллахом, лишено совершенной мудрости! Нет, всё, что предопределил Всевышний, происходит сообразно совершенной мудрости и всё является правильным»[247].

Также ибн уль-Каййим (да смилуется над ним Аллах) говорил: «Клянусь Всевышним Аллахом! Закон Аллаха таков, что Он лишает людей благ, если они поступают несправедливо, преступают границы, ослушиваются Его приказов. Он облегчает путь к тягчайшему тем, кто проявляет жадность в выполнении того, что Он приказал, не совершая этого. Они считают себя не нуждающимися в покорности Ему и следуют за соблазнами души и страстями. В то же время Он облегчает путь к легчайшему тем, кто раздает милостыню и боится Его!»[248]

Сообщается со слов Тамима ад-Дари, да будет доволен им Аллах, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Религия есть проявление искренности (насыха)». Сподвижники спросили: «По отношению к кому?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его Посланнику, и к правителям мусульман, и ко всем мусульманам вообще»[249].

Сообщается, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал: «Нам запрещали (выходить против правителя) старшие из числа сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Они говорили нам, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Не ругайте ваших правителей, не обманывайте их, не проявляйте ненависти к ним. Бойтесь Аллаха и терпите, ибо просвет уже близок!”» [250].

Сообщается со слов Му‘аза ибн Джабаля (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пять вещей — если человек сделает их, то Аллах гарантирует ему Рай: посещение больного, посещение похорон, военный поход (гъазуа), посещение правителя с намерением почтить его и проявить уважение, и нахождение у себя дома, чтобы люди были в безопасности от его зла»[251].

Сообщается со слов Зейда ибн Сабита (да будет доволен им Аллах), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Три качества, которые не может ненавидеть сердце мусульманина: искреннее деяние ради Аллаха, искренний совет обладателям власти и придерживание джама‘ата (единой общины)»[252].

 

Шейх Салих ибн Фаузан (да сохранит его Аллах) сказал:

─ Это хорошее правило! Очень хорошо, что вы привели его сразу после предыдущего. Это правило не означает, что ахлю-с-сунна уа-ль-джама‘а молча терпят несправедливость и нечестие обладателей власти. Нет, они доносят до правителей искренний совет через надежных людей. Они дают совет правителю втайне. Это является обязательным (уаджиб). Ведь, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Религия есть проявление искренности (насыха)». Сподвижники спросили: «По отношению к кому?» Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил: «По отношению к Аллаху, и к Его Книге, и к Его Посланнику, и к правителям мусульман, и ко всем мусульманам вообще»[253].

Наставление (насыха) делается втайне! Если правители внемлют твоему совету, то хвала Аллаху! Если же они не последуют за твоим советом, то твоя совесть чиста. Но нельзя говорить о недостатках правителей в собраниях на виду у людей! Нельзя говорить о них с минбаров, нельзя обсуждать недостатки правителей с простым народом. Это не является искренним отношением. Это — злословие (гъиба)! Это не принесет ничего, кроме зла. Злые люди и лицемеры используют это в своих целях, так как они только и ждут удобного момента, чтобы причинить зло мусульманам. Они непременно используют подобные вещи. Искренний совет (насыха) делается втайне! Всевышний Аллах сказал Мусе и Харуну (мир им): «Ступайте к нему вдвоем и скажите: "Мы - посланники твоего Господа"»[254].Всевышний Аллах приказал Своим посланникам придти прямо к Фараону. Разве Он приказал им стоять на рынках, в собраниях людей и порицать Фараона?! Нет, Он сказал: «Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится»[255].Именно так сделали Муса и Харун (мир им). Это — религия пророков! Это и есть искренний совет (насыха)!

Человек не должен делать своим занятием то, что он постоянно критикует, ищет ошибки, а затем рассказывает о них людям. Это — дело лицемеров! Они ищут промахи и ошибки, чтобы обнародовать их, при этом, скрывая заслуги и добрые деяния человека. Верующие же, наоборот, прикрывают ошибки друг друга, говоря о заслугах и положительных качествах. Таким образом, они удаляют злобу и ненависть из среды мусульман. Если человек постоянно критикует правителей, ученых, простых мусульман, значит, у него есть качество лицемеров. Такие люди желают только зла, радуясь ошибкам других людей. Нет, нужно давать искренний совет правителю, искренний совет своему брату-мусульманину. Нужно искренне советовать тому, у кого ты увидел ошибку, разъяснять ему, а иначе это будет предательством. Если ты не даешь советы своему брату, то будто бы обманываешь его. Если ты молчишь, видя его ошибки, то это и есть обман! Как правило, принимаются те советы, которые даны правильным образом. То есть советы, которые не содержат в себе нанесение обиды человеку. Если ты покажешь человеку свою любовь и дашь совет, то, как правило, он будет принят. Но, когда ты даешь совет, полный ненависти и вражды, разглашаешь ошибки человека, то это только увеличит его ненависть к тебе. Это приведет к смуте между людьми, к ненависти между ними. Нет никакого блага в разглашении промахов и ошибок правителей. Помимо всего прочего, это радует врагов, так как они желают посеять порчу среди мусульман. Поэтому всё это запрещается. Но это не означает, что мы довольны ослушанием Аллаха, грехами. Нет, мы даем искренний совет правителям тем путем, который принесет пользу и устранит вред.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.