|
|||
Petite Bibliotheque Payot/10 12 страницаВозникает вопрос: можно ли аутогипноз, достигнутый с помощью тренировки под гипнозом, считать подлинным аутогипно-зом? В самом деле, в этих условиях реализация транса в значительной мере обусловлена отношениями между врачом и пациентом. Этот же фактор играет ведущую роль в достижении терапевтического эффекта. При методе самообучения фактор отношений, очевидно, отсутствует, ввиду чего терапевтические результаты весьма сомнительны. Чтобы добиться аутогипноза при тренировке под гипнозом, необходимо ввести пациента в глубокий гетерогипнотический транс. По мнению Salter (1950), для этого требуется как минимум каталепсия конечностей или анестезия, но предпочтительнее достичь 13-й ступени транса по шкале Дейвиса и Хусбэнда. Что же касается используемой техники, она может быть различной. В качестве примера мы приведем методику, описанную Weitzenhoffer (1957) в General Techniques of Hypnotism. После того как пациент впал в состояние глубокого транса, ему делают постгипнотическое внушение следующего типа. «В дальнейшем каждый раз, когда вы захотите впасть в состояние глубокого транса, даже более глубокого, чем тот, в котором вы находитесь сейчас, вы сможете непосредстенно достичь этого. Вам надо только удобно устроиться и расслабиться, сделав несколько глубоких вдохов. Вы постараетесь расслабиться, как это было сейчас, когда я вас гипнотизировал. Когда вы расслабитесь, скажите себе мысленно, что вы сейчас войдете в состояние глубокого гипноза, затем сделайте три глубоких вдоха, и, как только вы сделаете третий вдох, вы впадете в очень глубокий транс. Во время гипноза вы сможете думать и сохранять полный контроль над собой. Вы можете делать себе любое внушение в то время, пока вы будете находиться под гипнозом, и проявлять все гипнотические феномены, какие пожелаете. Чтобы проснуться, вам достаточно будет сказать себе, что вы просыпаетесь. Затем вы сосчитаете до трех и при счете <стри» окончательно проснетесь. Если в то время, пока вы загипнотизированы, возникнет критическая ситуация, вы мгновенно автоматически проснетесь, чтобы принять все необходимые меры. Каждый раз, когда вы себя загипнотизируете, вы сможете слышать и выполнять все даваемые мною внушения, даже если они будут противоречить некоторым из тех внушений, которые вы сделали себе сами. Но вы не будете слушать никого другого и ни от кого не примете внушения, если, конечно, прежде вы не решили по-иному. Вы не будете использовать аутогипноз без достаточных на то оснований и не станете никогда злоупотреблять им. Вы сможете вызывать галлюцина- ции, если пожелаете, но только тогда, когда вы будете без свидетелей, или так, чтобы они знали, что вы делаете. Вы никогда не вызовете таких галлюцинаций, которые могли бы повредить вам или кому-нибудь другому. Эти внушения будут действовать до тех пор, пока я их не изменю или не отменю. Никто другой не сможет изменить их или отменить, даже вы сами. Wolberg включил в свой метод поднятия руки инструкции, позволяющие добиться аутогипноза. Кроме того, Salter (1950) в «What is Hypnosis» описал три методики применительно к той глубине транса, которую пациенты способны достичь. Приведем пример тренировки самообучения, заимствованный у Rhodes (1952) в его «Curative Hypnosis». Следуя этому автору, пациент, желающий проводить аутогипноз, должен прочесть и точно выполнить следующую ниже инструкцию. Первая стадия аутогипноза — это «закрытие глаз». Так я обозначаю состояние, при котором, находясь в бодрствовании, вы не сможете открыть глаза. Этого можно достичь, устроившись в удобном кресле в тихой комнате. Затем надо сделать следующее. 1. Скажите «раз» и одновременно подумайте: «Мои веки становятся очень тяжелыми». Думайте только об этом, сосредоточьтесь на этой мысли, проникнетесь ею, верьте в нее, пока вы о ней думаете. Отгоняйте всякую другую мысль, например такую: «интересно, удастся ли это». Сосредоточьтесь на одной мысли: «Мои веки становятся очень, очень тяжелыми». Если у вас будет только эта единственная мысль, если вы сосредоточитесь на ней, проникнетесь ею и поверите в нее в то время, пока вы о ней думаете, ваши веки начнут тяжелеть. Не ждите, чтобы они стали очень тяжелыми; когда они начнут тяжелеть, переходите к следующей фазе. 2 Скажите «два» и одновременно подумайте: «Мои веки теперь очень тяжелые, они сами смыкаются». Как и в первой фазе, думайте только об этом, сконцентрируйтесь на этой мысли, верьте в нее. Не закрывайте глаза насильно и не старайтесь держать их открытыми, но сосредоточьтесь на единственной мысли: «Мои веки сейчас такие тяжелые, что сами закрываются», и в то же время, пока вы повторяете эту единственную мысль, пусть ваши веки действуют самостоятельно. Если вы действительно сосредоточитесь на этой мысли, исключив все другие, если вы проникнетесь ею и будете верить в нее, пока вы о ней думаете, ваши веки медленно закроются. Когда веки сомкнутся, оставьте их в этом состоянии. 3. Скажите «три» и одновременно подумайте: «Мои веки крепко сомкнуты, я не могу открыть глаза, несмотря на все усилия». Как и прежде, мысленно повторяйте это, думайте только об этом, сосредоточьтесь на этой мысли, проникнетесь ею и верьте в нее. Но вместе с тем попытайтесь открыть глаза; вы заметите, что не можете этого сделать, пока не скажете «откройтесь», и тогда ваши глаза мгновенно откроются Не отчаивайтесь, если первые попытки аутогипноза окажутся неудачными Чаще всего при обучении аутогипнозу первые 2 или 3 попытки заканчиваются неудачей, поскольку обычно еще отсутствует умение сосредоточиться только на одной мысли, исключив все остальные. Неудача вовсе не свидетель- ствует о недостаточных умственных способностях. Скорее наоборот, у интеллектуально развитых индивидуумов обычно возникает несколько мыслей одновременно, отмечается их взаимопроникновение. Чтобы сосредоточиться на одной-единственной мысли, исключив все остальные, необходимо овладеть новым умением, требующим упорства и практики. И если в первый раз вы потерпите неудачу, надо попытаться снова. Если вы способны контролировать процессы мышления, вам удастся сосредоточиться на одной мысли; и как только вы сможете это сделать, аутогипноз станет вам доступным. Таким образом, когда после первой фазы ваши глаза закроются, вы перейдете к третьей фазе и подумаете: «Мои веки крепко сомкнуты, я не могу открыть глаза, несмотря на все усилия». Вы должны постоянно возвращаться к этой мысли, единственной мысли, и в то время, как вы это думаете, попытайтесь открыть глаза. Все время, пока вы будете сосредоточиваться на этой единственной мысли, веки останутся сомкнутыми. Ваши мышцы будут напрягаться, чтобы открыть глаза, но они останутся закрытыми до тех пор, пока вы не скажете вслух или мысленно: «Откройтесь». Следующая фаза состоит в ускорении процесса. Попытайтесь 2 или 3 раза удостовериться, что вам удалось крепко закрыть глаза. С каждым разом результат будет лучше. 3. Теперь переходите к ускорению. Первую фазу проведите, как прежде, и в момент, когда ваши веки отяжелеют, переходите ко второй фазе. В то время, когда вы говорите «два», подумайте об указанной мысли один раз (самое большее два раза), но исключите все остальные мысли. Когда глаза закроются, скажите «три» и снова подумайте об указанной мысли один раз (или самое большее два), но исключительно о ней. Ваши веки останутся сомкнутыми. Разомкните их по команде «открыть». Теперь начните снова все, что вы делали, но вместо того чтобы говорить «один», «два» и «три», ограничьтесь мыслью об этих числах в том же порядке. Наконец, делайте все упражнение без чисел, но повторяйте по одному разу мысль первой, затем второй и третьей фаз. После достаточной тренировки вы сможете почти мгновенно закрывать глаза и сохранять веки сомкнутыми, лишь один раз подумав о мысли третьей фазы. Вы заметите, что приобрели быстроту и способны все увереннее контролировать себя. Овладев умением концентрироваться только на одной мысли (первая или вторая фаза), вы сможете почти мгновенно переходить к третьей фазе, которая представляет сложную мысль. Пробным камнем успеха в самогипнозе является способность быстро закрывать глаза. Когда вы этого добьетесь, вы сможете достигнуть той глубины транса, которая необходима для безбоязненной встречи с тревожащими вас проблемами. Следующей фазой является релаксация. Оставайтесь с закрытыми глазами и думайте: «Я буду глубоко дышать и полностью расслаблюсь». Сделайте глубокий вдох и на выдохе полностью расслабьтесь. Думайте: «Я буду дышать ровно и глубоко и при каждом вдохе все больше и больше расслабляться». Когда вы добьетесь закрытия глаз и релаксации (которая вскоре будет возникать одновременно с закрытием глаз), вы достигнете первой ступени транса ауто-гипноза. Теперь вы в состоянии воспринимать внушение, которое вы себе делаете, с гипнотическим и постгипнотическим эффектом. Но как и для закрывания глаз, где быстрота достигалась неоднократным повторением, для осуществления следующих фаз тоже иногда необходима тренировка. Секрет успеха заключается в спо-
собности сосредоточиться только на одной мысли, исключив все остальные, проникнуться ею, верить в нее. Для начала попробуйте простые внушения. Например: сожмите правой рукой указательный палец левой руки. Думайте: «Я не могу освободить свой палец». Как и прежде, сосредоточьтесь на этой единственной мысли, проникнетесь ею, верьте в нее и одновременно попытайтесь освободить палец. Он будет скован до тех пор, пока вы не подумаете: «Теперь я могу его освободить» (или любое другое слово или выражение с тем же смыслом). Rhodes приводит затем немало других простых внушений, которые могут быть использованы с той же целью: ригидность руки, сжатие кистей рук, иллюзия тепла и др. 10. ГРУППОВОЙ ГИПНОЗ Групповой гипноз — это способ одновременной гипнотизации нескольких пациентов. Его не следует смешивать с собственно групповой психотерапией; последняя недирективна и ее участники свободно общаются между собой и со своим руководителем. Уже в конце XVIII в. в эпоху животного магнетизма Mesmer и Puysegur экспериментировали с группами больных. В начале XIX в. групповой гипноз широко применялся Wetterstrand (1899) в Швеции, Van Renterghem (1907) в Голландии и др. Главное преимущество группового гипноза—экономия времени. Например, таким образом можно подготовить группы беременных женщин по гипносуггестивному методу [Здравомыслов В. И., 1930; Ambrose, Newbold, 1956; Kroger, Freed, 1951;Doniguevitch, 1955]. Некоторые советские акушеры, как мы уже упоминали, создали с этой целью гипнотарии. Метод используется также для лечения алкоголизма (особенно в Соединенных Штатах Америки и в странах Восточной Европы). Кроме того, групповой гипноз служит экспериментальным целям —для отбора лучших, наиболее гипнабельных субъектов. Он позволяет также повысить восприимчивость к гипнозу у некоторых членов группы, ставя им в пример более гипнабельных субъектов и давая воспользоваться успокаивающими факторами, создаваемыми самой группой. Эффект групповой гипнотерапии ограничен. Она носит директивный характер и содержит элементы поддержки и убеждения. Используемая методика существенно не отличается от индивидуальной методики. Например, можно действовать следующим образом: пациентам, удобно устроившимся на стульях или в креслах и закрывшим глаза, последовательно внушают релаксацию, тяжесть, сон и др. Затем им предлагают открыть глаза. Пациентов, которые лучше поддавались внушению, усаживают перед остальными участниками группового сеанса. Им внушают релаксацию, закрывание глаз, глубокий транс. Когда от них добиваются нескольких глубоких трансов, их ставят в пример другим. Последних уверяют, что они смогут сделать то же и при повторной попытке легко добьются глубокого сна. Затем возобновляют прежние внушения, и почти всегда некоторая часть пациентов, до тех пор сопротивляющихся сну, впадают в более глубокий транс. Каждый из них в дальнейшем будет легче поддаваться гипнозу во время индивидуального сеанса. 11. ГИПНОДРАМА В противоположность групповому гипнозу гипнодрама является настоящей групповой психотерапией. Она сочетает гипноз и психодраму. Мы не будем описывать технику психодрамы, которая хорошо известна. Напомним только, что психодрама -это психотерапевтическая методика, которая, используя драматическую импровизационную игру на заданную тему, позволяет пациенту выразить в действии свои конфликты и в некоторой степени интегрировать их. Психодрама разыгрывается одновременно пациентом, руководителем или ведущим игру (одним из терапевтов) и другими терапевтами, которые играют роль «вспомогательных я». Это происходит на сцене, перед публикой. В гипнодраме ведущий игру предварительно гипнотизирует пациента. Можно считать, что уже во времена Месмера фактор «группы» являлся составной частью психотерапии. Затем от этого метода отказались, но Moreno (1950) предлагает вновь ввести его в гипнотерапию. В «Hypnodrama and Psychodrama» он совместно с Enneis описал технику гипнодрамы. Неудобство гипнодра-мы состоит в том, что она может применяться только у больных, у которых очень быстро наступает состояние сомнамбулизма. Итак, мы обсудили основные методы гипнотерапии. Приведенные сведения и данные рекомендации представляются нам достаточными для начальной практики, тем более, что обучение возможно без прямой демонстрации. Желающим ознакомиться с этими методами более подробно мы советуем обратиться к работам следующих авторов: Wolberg (1948), Weitzenhoffer (1957), Brenman, Gill (1947), Schultz (1959), Stokvis (I960), Schilder, Kauders (1956), Erickson (1961). Тем, кого интересует, в частности, область анестезиологии, принесут пользу книги Marmera (1959) и Lassner (I960, 1962). Вопросы акушерства освещены в работах таких авторов, как В. И. Здравомыслов (1930), Kroger и Freed (1951), Ambrose, Newbold (1956), Clark (1956), а проблемы стоматологии представлены в работах Moss (1952), Shaw (1958). 12. ПРОИЗВОДНЫЕ МЕТОДА ГИПНОЗА Гипнотерапия с самого начала сталкивается с тремя важными проблемами. 1.Восприимчивость к г и п н о з у. Оказалось, что степень восприимчивости к гипнозу варьирует в зависимости от индивидуальности пациента и что существуют субъекты, совершенно не восприимчивые к гипнозу. 2. Способ применения. Ставился вопрос о формах применения гипноза в терапевтических целях. 3. Взаимоотношения врача и больного. Они играют важную роль, и их необходимо учитывать. Отношение к этим трем проблемам часто определяло создание приемов гипноза. Рассмотрим их эволюцию. Восприимчивость к гипнозу В эпоху животного магнетизма этот вопрос не вызывал большого интереса, так как сущность лечения видели в передаче благотворных флюидов. Проблема гипнабельности стала более актуальной в тот период, когда терапевтическое значение начали приписывать внушению, что способствовало созданию новых методик психотерапии. Поскольку не все восприимчивы к гипнозу, то необходимы такие методы психотерапии, при которых влияние одного индивидуума на другого осуществляется без гипнотизирования. Это обстоятельство было одной из причин отказа Фрейда от гипноза. Существует даже мнение, что если бы все пациенты были восприимчивы к гипнозу, то не было бы психоанализа. Способы применения В эпоху животного магнетизма способ применения гипноза не представлял проблемы. Теория флюидов предполагала действие физического агента между больным и врачом. Терапевт посредством пассов передает благотворную силу своему пациенту. Он являлся таким же физическим посредником, как металлический чан (Mesmer) или магнетизированные деревья (Puysegur). В те времена лица, применявшие лечение гипнозом, необязательно были врачами. Только в конце XIX в., когда в гипноз было включено словесное внушение, психотерапия становится достоянием врачей; тогда же возникает проблема способа применения, т. е. вопрос о том, как целесообразнее использовать гипноз для получения лечебного эффекта. Врачей больше не удовлетворяет простое снятие симптомов с помощью прямого внушения. Bourru и Burot (I888) первыми сообщают о применении гипноза с целью каузальной терапии, при которой во время гипноза добиваются регрессии, или возвращения в прошлое, и больной вновь переживает эмоции, испытанные им в период возникновения заболевания. Bourru и Burot использовали кризы, но они интересовали их не сами по себе, а как состояния, во время которых полнее раскрываются эмоции пациента. Janet (1889) создал свой метод лечения и, как мы уже отмечали, подтвердил значение наблюдений Bourru и Burot. Brauer использовал регрессию уже в 1881 г., но стал сотрудничать с Фрейдом в изучении этого явления только с 1893 г. Все же в большинстве случаев гипнотерапия ограничивалась непосредственным, прямым внушением. Фрейда утомило однообразие этой методики. Он испробовал катартический метод, но столкнулся с другой трудностью: не все пациенты поддавались гипнозу1. Тогда он изменил свою методику. Не гипнотизируя пациента, он клал руку ему на лоб и побуждал говорить. Потом Фрейд отказался от физического контакта и директивного поведения, чтобы прийти к методу свободных ассоциаций. (Здесь, разумеется, излишне говорить об этой методике и ее судьбе.) ' Объяснив это издержками своей метафизики, Фрейд в ся в Нанси, чтобы усовершенствовать методику. 1889 г. отправил- Современные гипнологи сохранили прием гипнотизации, но наряду с непосредственным внушением и катартическим методом они используют другие приемы (описанные в главе «Специальные приемы»). Некоторые даже комбинируют классический гипноз с техникой свободных ассоциаций. Эта методика, именуемая гипноанализом, как мы уже говорили, находится в стадии эксперимента. Schultz (1956) также видоизменил классическую гипнотическую технику, описав метод «аутогенного тренинга», являющийся самогипнозом, из которого исключено прямое внушение, замененное упражнениями. Эти шесть упражнений выполняются в определенном порядке, чтобы последовательно добиться ощущения тяжести, тепла, восприятия, сердечного и дыхательного ритма, ощущения тепла в эпигастральной области и холода в области лба. Мы не будем описывать здесь эту методику, так как она подробно изложена в сборнике «Релаксация» [Relaxation (La), 1959]. Развивая метод Шульца, Kretschmer (1959) разработал методику активного градуированного гипноза. Stokvis (1959, I960), также вдохновленный аутогенным тренингом, описал методику активной регуляции мышечного тонуса. Отметим также, что некоторые ученики Шульца комбинируют гипноз и аутогенный тренинг (Kurth). Пациент упражняется дома и подвергается гипнозу, когда приходит на консультацию к врачу. У пациентов, которые соглашаются подвергнуться суггестивной терапии, Kurth1 проводит комбинированное лечение следующим образом. Прежде всего он обучает их первому упражнению Шульца (тяжесть правой руки), и пациенты упражняются самостоятельно в течение 8-15 дней. На следующей консультации он говорит больным, что они выполняют у него одно «углубленное» упражнение, которое не смогут проделать сами. Он начинает внушать им ощущение тяжести и жара во всем теле и добивается таким образом перехода к гипнотическому сну. Пациенты продолжают тренироваться дома, выполняя обычные упражнения, тогда как во время визитов к терапевту они подвергаются тотальному гетеросуггестивному гипнозу. Отметим также метод Coire, который был разработан в начале нашего века, в период дискредитации гипноза. Познав в свое время большой успех, он позднее оказался в забвении. ' Личное сообщение. Взаимоотношения врача и больного Природа межличностных отношений в гипнозе и их использование в терапевтических целях знали самые различные толкования, в происхождении которых наряду с рациональными факторами известную роль играли факторы иррациональные. Авторы (сознавая это или нет) столкнулись с перенесением «полным и необузданным», о котором говорит Henri Ey в своем предисловии к настоящей книге. Значение перенесения в процессе лечения поняли очень давно, и в разное время его называли «раппортом», «внушением» или «перенесением». Многие пытались приручить это необузданное перенесение, использовать его более рационально. Henri Ey говорит в предисловии: «Нет ничего удивительного в том, что широкое понимание явления непосредственного перенесения, развитие его во времени и опосредовано в речи привели Фрейда к его открытиям». Перенесение провоцирует возникновение контртрансферентных отношений, что усиливает позицию авторов, стремящихся изменить методику лечения. Изменения были направлены не только на усовершенствование техники терапевтического вмешательства, но и на создание определенной дистанции между врачом и пациентом, на ослабление контакта между ними. Такое «отдаление» обезопасило терапевта, позволило ему, с одной стороны, повысить свою объективность по отношению к больному, с другой — включить механизмы защиты и сопротивления, создавая тем самым благоприятные условия для углубленного анализа. Сказанное характеризует технику психоанализа, с помощью которой, как полагают, можно достичь перестройки личности больного и повысить эффективность лечения. Другая плодотворная попытка устранения внушения была сделана немецким исследователем Schultz. He отказываясь от гипноза, он создал методику, которую назвал аутогенным тренингом, или концентрированным расслаблением. Он тренирует пациентов для фракционного самогипноза с целью достижения «состояния благотворной релаксации, аналогичного сну, без помощи постороннего внушения». Следовательно, это гипнотическая техника, но без гетеровнушения. Schultz исходит из констатации того факта, что пациент в состоянии гипноза испытывает ощущение тяжести и жара: первое свидетельствует о мышечном расслаблении, второе — о расширении сосудов. Поэтому первые два упражнения по его методу имеют целью обучить пациентов достижению двух указанных ощущений. Релаксация, которая рассматривалась как эпифеномен гипноза, является для Schultz главным звеном терапии. Именно она создает Umschaltung1. Schultz причисляет свой метод, как и гипноз, к группе организматических методов в противоположность рациональным, «умственным» методам психотерапии; к последним примыкает и психоанализ, который действует в интеллектуальной и инстинктивной сферах. Организматические методы не взывают к личности больного, но направлены на то, чтобы в сотрудничестве с больным изменять его поведение (Umschaltung). Основным принципом организматических методов, по Schultz, является со-матизация, суть которой заключается в том, чтобы путем концентрации на монотонных впечатлениях или посредством закрывания глаз привести субъекта в состояние отрешенности от внешнего мира и тогда интенсивно наблюдать за собственными физиологическими функциями, отождествиться с ними. Психические функции также существенно изменяются, внешний мир и реальность отдаляются, мысли становятся призрачными и т. д. Физические функции замедляются, совсем как во время сна и сновидения. В наше намерение не входит простое уподобление аутогенной тренировки суггестивному гипнозу. Это хорошо кодифицированный метод, включающий в себя элементы, отсутствующие не только в ге-терогипнозе, но и в аутогипнозе, поскольку при обычном применении последнего используют императивные внушения. Трансферентные (и контртрансферентные) отношения при аутогенной тренировке «смягчены» упражнениями, создающими успокаивающую дистанцию между врачом и больным. Аутогенная тренировка по своей психотерапевтической структуре менее сложна, чем гипнотерапия, и поэтому ею могут овладеть терапевты. Тем не менее эта методика ни в коем случае не должна быть сведена только к выполнению определенных упражнений. Это психотерапия, и Schultz на этом настаивает. Он считает, что применять ее могут только врачи. Нам представляется, однако, что еще не разрешен вопрос о роли функции отношения и перенесения в аутогенной тренировке. Для Schultz эта теоретическая проблема несложна. Он считает, что по своему существу релаксация идентична гипнозу и, следовательно, теория аутогенной тренировки, которая является фракционным гипно- ' Расгормаживание, переключение, изменение поведения зом, не представляет новых трудностей. Но те, кто согласен с его теорией гипноза, найдут несостоятельными и его объяснения аутогенной тренировки. Анализируя описания релаксации в аспекте современной психоаналитической теории, можно убедиться, что в этом процессе участвуют все присущие гипнозу проявления регрессии, соматические и психологические. В релаксации можно обнаружить и регрессивное сенсорное ограничение, и регрессию как таковую. Остается выяснить, всегда ли в этом процессе играет роль перенесение. Мы видели, что не существует единого мнения относительно значения перенесения в гипнозе. Gill и Brenman считают перенесение обязательным компонентом гипноза. Kubie полагает, что перенесение может отсутствовать, но не уточняет, в каких условиях это наблюдается. Не создаются ли эти условия именно в процессе аутотренинга? Чем обусловлено то, что регрессия может сопровождаться архаическим отношением, или этого не происходит? Остается пожелать, чтобы функция отношения в аутогенной тренировке была изучена более глубоко. Попытка проанализировать взаимоотношения врача и пациента в процессе аутогенной тренировки с позиций психоаналитической теории была сделана Ajuriaguerra и Cahen (1965). Трудно сказать, схожи или различны субъективные переживания во время гипноза и аутотренинга. Мы начали лечить больную, страдающую хронической цисталгией, по методу аутогенной тренировки. Она оказалась пациенткой, хорошо поддающейся лечению, и мы добились некоторого улучшения ее состояния. Желая повысить эффективность лечения, мы использовали классический гипноз, но не по методу Kurth (см. выше), т. е. не для усовершенствования и углубления самостоятельно выполняемых упражнений, а как другой путь лечения. На сеансе, который проводился после гипноза, оказалось, что больной труднее выполнять упражнения, но чувствует она себя лучше. В течение того же сеанса она снова могла выполнять упражнения; это ей удалось проделать и дома, но она всегда различала два по-разному пережитых эксперимента. Обусловлена ли эта разница тем, что мы предлагали ей эксперименты как различные, или речь шла об экспериментах, пережитых внутренне по-разному. Здесь трудно сделать вывод, так как данная проблема субъективно сложна. Более обстоятельно это могут выяснить клинические эксперименты, но их объективности нелегко будет добиться. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1965 г.) Закончив эту работу, я прекрасно отдаю себе отчет в том, что далеко не полно раскрыл данную тему. Мне не удалось дать исчерпывающую трактовку всех изучаемых аспектов, я был вынужден оставить в стороне ряд вопросов, в частности, значительные экспериментальные работы, посвященные физиологии и психологии, гипнотическим феноменам. Тем не менее я надеюсь, что мне удалось достаточно убедительно сказать, вопреки многим, кто думает иначе, что гипноз не является «законченной» проблемой. Это не значит, будто я думаю, что открыл «царственный путь» или, как пишет Faure (несомненно, преувеличенно), что я попытался «связать одно из направлений современной французской психиатрии с теми методологическими источниками, с которыми она должна была радикально порвать уже в начале века». Я старался лишь показать в исторической перспективе славные вехи гипноза, источника современной психотерапии. В настоящее время мы не располагаем исчерпывающей теорией гипноза. Нейрофизиологические исследования до сих пор не дали нам полного объяснения его механизма. Исследования павловской школы, хотя они и открыли новый, богатый перспективами путь, также не дали окончательного ответа. Тем не менее И. П. Павлов и его последователи, рассматривая гипноз как факт, заслуживающий серьезных научных исследований, признали его большую ценность; поразительно, что именно школа материалистического мышления признала феномен, который долгое время страдал от предубеждения и предрассудка, приписывающего ему чисто мистический характер. Теории экспериментальной психологии тоже не дали нам ключа к пониманию гипноза. Что касается психоаналитических объяснений гипноза, то они претерпели ту же эволюцию, что и психоаналитическая теория в целом. Сначала подчеркивалось значение сексуальных отношений, характерных для периода эдипова комплекса, позже принимались во внимание предгенитальная стадия развития либидо и психология «я» и, наконец, акцент был поставлен на роли агрессивных тенденций в динамике гипнотических отношений. Эти объяснения открыли новые перспективы, однако не вскрыли специфическую природу гипнотического состояния. Указанные факторы действуют во всех психотерапевтических отношениях. Если психоанализ не объясняет окончательно природу гипноза, то, освещая психо- динамику функции отношения, позволяет лучше понять этот главный аспект гипноза, а следовательно, лучше понять и разумнее использовать его терапевтическое действие. Если теории, относящиеся к экспериментальной психологии, обнаруживают «суперструктуры», то психоаналитические теории освещают «интраструктуры». Нам остается найти специфический элемент гипноза. Какого же он порядка? Kubie (1961), например, считает, что психологические элементы феноменологии гипноза не представляют собой ничего специфического, что могло бы отличить их от феноменов других психологических состояний, будь они нормальными или патологическими. Он говорит, что собственно гипнозу присущ психофизиологический контекст, в котором протекают психологические процессы. Именно особый психофизиологический контекст и придает гипнозу его специфический характер. По-видимому, для освещения гипноза мы должны прибегнуть к многоотраслевым исследованиям.
|
|||
|