|
|||
Petite Bibliotheque Payot/10 11 страница«Представьте себе, что вы ходите по очень просторной комнате и замечаете чан, наполненный горячей водой, от которой идет пар. Как только вы заметите этот чан, вы слегка поднимите правую руку. Сейчас вы его видите. Хорошо. Ваша рука поднимается. Уроните ее. Вот вы приближаетесь к чану, вы хотите узнать, какова температура воды. Вы опустите правую руку в чан и почувствуете большой жар. В момент, когда вы его ощутите, вы дадите мне знать, поднимая руку. Она поднимается; очень хорошо. Теперь я дотронусь острием булавки до тыльной стороны вашей правой руки, а ваша рука стала такой чувствительной, что вы ощутите очень сильную боль Затем я прикоснусь булавкой к другой руке, и вы увидите разницу. Я дотрагиваюсь до тыльной стороны вашей левой кисти, и вы не чувствуете никакой боли» (загипнотизированный пациент будет реагировать гримасой боли на прикосновение к правой руке; в том случае, если он не заметит никакой разницы в чувствительности обеих рук, ему говорят, что необходима некоторая тренировка, чтобы почувствовать эту разницу и что на следующем сеансе он, несомненно, этого достигнет. Когда гиперестезия достигнута, переходят к внушению анестезии. На первом сеансе полная анестезия не достигается, но можно добиться частичной анестезии. Пациенту делают следующее внушение. «В то время как ваша правая рука стала очень чувствительной, левая рука потеряла чувствительность. Она сильно онемела. Если я ее уколю, вы не почувствуете настоящей боли, как в другой руке. Представьте, что на вашей руке толстая кожаная перчатка Как только вы представите себе эту перчатку, вы дадите мне знать, поднимая руку Ваша рука ощущает на себе эту перчатку, и когда я укалываю булавкой вашу руку, вам кажется, что я надавливаю на перчатку (рука поднимается). Сейчас я буду поочередно притрагиваться булавкой к правой и левой кистям, и вы почувствуете разницу (гипнотизер выполняет то, о чем он говорит). Теперь ваша левая рука становится все менее и менее чувствительной, все больше и больше немеет. Вся рука постепенно немеет, кисть, пальцы, ладонь. У вас такое ощущение, будто рука деревянная. Вы больше не чувствуете боли. Вы чувствуете онемение?» (Если пациент отвечает, что он еще чувствует боль, ему говорят, что она гораздо слабее той, которую он испытывает в другой руке. Добавляют также, что на следующем сеансе левая рука станет еще менее чувствительной.) Следующим гипнотическим феноменом, используемым для оценки глубины транса, является амнезия (глубокий транс часто сопровождается амнезией, однако может быть и без нее). Амнезия отличается от других гипнотических феноменов, которые мы будем обсуждать, тем, что она констатируется только при пробуждении. Напомним, что гипнотическая амнезия неглубока и может быть устранена терапевтом. Эта особенность была обнаружена Бернгей-мом. Он, как уже отмечалось, показал Фрейду загипнотизированную особу, у которой путем настойчивых требований ему удалось пробудить воспоминания обо всем, что происходило во время сеанса. Таким образом, Фрейд (1925) пришел к пониманию возможности управлять воспоминаниями, что позволяет, даже не прибегая к гипнозу, «восстановить в сознании забытые факты и отношения». Амнезия может быть спонтанной или спровоцированной постгипнотическим внушением. Сначала пациента расспрашивают о том, что он помнит из переживаний, возникавших во время транса. Это необходимо, чтобы знать, способен ли он забывать. Если пациент помнит все, а по психотерапевтическим соображениям желательна амнезия, его заставляют пройти определенную тренировку в амнезиро-вании некоторых аспектов транса или всего транса. Wolberg (1948) предлагает следующую методику тренировки: непосредственно перед окончанием гипнотического сеанса пациента просят вообразить, что он спит у себя дома и видит сон. Вскоре после этого внушения пациент внезапно просыпается с таким ощущением, что он пробудил- ся от глубокого сна. Он ясно помнит свое сновидение, но о других событиях транса помнит смутно, а некоторые из них полностью забывает. Если удается добиться частичной амнезии, то во время следующего сеанса пациенту говорят, что забвение — явление нормальное и полезное для терапии. Добавят также, что легко забывать, отвлекая свое внимание от некоторых вещей, и приведут в качестве примера, что в последний раз он забыл какие-то события транса. Возможно, сегодня он забудет многие (если не все) события этого сеанса. Затем ему внушают увидеть сон перед пробуждением и тотчас же, как он начнет видеть сон, внезапно проснуться, словно он пробудился от глубокого сна. Ему скажут, что он вспомнит свой сон, но забудет почти все (или все) другие события. Brenman и Gill (1947) указывают другой способ тренировки пациента в забывании. Ему предлагают вообразить доску, на которой он напишет три разных слова, внушенных гипнотизером. Затем он получит приказание зачеркнуть эти воображаемые слова. Слова изгладятся из его памяти, и позднее, когда его попросят их воспроизвести, он заметит, что должен долго копаться в памяти, а иногда даже не сможет их вспомнить. Тогда гипнотизер вновь приступает к внушению релаксации и дремоты, а затем возвращается к словам. Здесь, как и в предыдущих тестах, очень важно заставить пациента признать, что внушение оказало определенное действие и что, вспоминая слова, он испытывал затруднения. На этом основании пациенту говорят, что трудность запоминания будет возрастать и в конце концов он не сможет запомнить ни одного слова. Когда это достигается и пациент забывает все слова, ему говорят, что будут считать, и при назывании определенной цифры он вспомнит слова (что действительно происходит). Феномен, появление которого обычно стараются вызвать после амнезии, это постгипнотическое внушение. Здесь также достижение феномена может контролироваться только после окончания транса. Наиболее легко выполнимые постгипнотические внушения —это постгипнотический сон и постгипнотическое моргание. Чтобы добиться первого, пациенту внушают, что в течение следующей ночи он увидит сон, который он запомнит и расскажет врачу на следующем сеансе. Чтобы добиться постгипнотического моргания, пациенту объявляют, что его разбудят, медленно считая до пяти. При счете «пять» он должен открыть глаза и посмотреть на гипнотизера. Пациент заметит тогда, что его глаза моргают и он не может этому помешать, несмотря на все усилия. Затем пациенту говорят, что его попросят закрыть глаза и будут считать до трех. При счете «три» он должен открыть глаза; на этот раз он заметит, что не моргает. Можно дать множество других постгипнотических внушений, однако следует избегать внушения слишком фантастического характера. В этой стадии можно натренировать пациента говорить, не пробуждаясь. Необходимо предпринять определенные меры, чтобы пациент, когда ему предложат говорить, не вышел бы внезапно из транса. Надо, например, сказать. «Вы очень расслаблены, очень спокойны, вы спите. Несмотря на то что вы спите, вы можете со мной говорить, можете отвечать на мои вопросы, не просыпаясь. Вы будете говорить, как говорят во сне». Первые вопросы, задаваемые пациенту, просты и не должны вызывать никакой тревоги. Его спрашивают об имени, профессии и т. п. Позднее можно перейти к методике свободных ассоциаций и заставить его выразить первую же мысль, какая придет ему в голову. Следующий гипнотический феномен — позитивные сенсорные галлюцинации. Галлюцинации могут возникать в самых разнообразных формах и являются излюбленной темой гипнотизеров мюзик-холлов; они внушают гипнотизируемому, что ему невыносимо жарко или его искусали комары, и т. д. Врач может вызвать положительные сенсорные галлюцинации при помощи следующего внушения. «Представьте, что мы выходим, вы и я, из этой комнаты. Мы оказываемся на площади маленького южного селения. Погода прекрасная, светит солнце. Мне бы хотелось, чтобы вы хорошо представили себе эту картину и подняли руку, когда увидите описанную мною сцену. Мы находимся возле церкви, погода очень хорошая, вы смотрите на церковь. Вы ее видите? (Гипнотизируемый поднимает руку.) Вы внимательно смотрите на церковь. Вы видите ее колокольню. Если вы ее видите, поднимите руку. Начал звонить колокол. Слышите? Если вы его слышите, дайте мне знать, подняв руку». Можно также вызвать «негативные» галлюцинации. Они характеризуются потерей реальности сенсорного впечатления или способности узнавать присутствие человека в комнате. Негативные галлюцинации являются признаком глубокого транса, в котором пациент может оставаться с открытыми глазами. Способность оставаться с открытыми тазами, вставать, ходить свидетельствует о состоянии полного сомнамбулизма. Поведение пациента в этом состоянии может напоминать поведение сомнамбулы, но в некоторых случаях он ведет себя как нормальный человек. Чтобы достичь такого состояния, пациент должен быть подвергнут определенной подготовке. Ему можно сказать следующее. «Вы расслаблены, вы спите, глубоко спите. Вы можете открыть глаза, не просыпаясь. В начале все вам покажется неясным, затем вы увидите вещи отчетливее. Вы будете спать и, не прерывая сна, вы сможете встать и ходить, как те, кто ходит во сне. Теперь очень медленно откройте глаза. Вы видите веши смутно. Но постепенно они становятся все отчетливее, теперь вы все видите очень ясно». Можно также сообщить пациенту, что он увидит все, что вы ему скажете. Таким образом, он не только будет способен ясно видеть различные предметы, но неопределенный характер внушения позволит ему увидеть любые воображаемые предметы. Таким способом удается заставить пациента галлюцинировать с открытыми глазами. Wolberg (1948) описал технику тренировки возникновения такого рода галлюцинаций: пациенту, глаза которого закрыты, внушают, что он увидит гипнотизера, держащего перед ним бутылку с водой. Пациент увидит, как вода меняет цвет, становится розовой, затем постепенно краснеет. В этот момент он должен слегка поднять левую руку. Тогда пациенту сообщают, что транс будет продолжаться и после того, как он откроет глаза, и с открытыми глазами он будет получать те же впечатления. Перед ним ставят настоящую бутылку с водой, и он благодаря галлюцинации увидит изменение цвета. Как только он даст понять, что видит изменение цвета, ему сделают другое простое внушение, например, что он видит перед собой на столе зажженную свечу. Все описанные нами гипнотические феномены, включая стадию сомнамбулизма, могут быть получены в течение одного сеанса, если дело имеют с превосходными субъектами (таковыми являются от 5 до 10 % нормальной популяции). Другие субъекты требуют большего количества сеансов. Впрочем, если преследуются терапевтические цели, совсем необязательно добиваться возникновения столь глубокого транса. Можно удовлетвориться вызванной у пациента неспособностью поднять руку, открыть глаза и некоторой степенью амнезии при этом. У некоторых больных, например больных неврозами с навязчивыми идеями, которые с трудом поддаются гипнозу, Wolberg советует добиваться как можно более глубокого транса в течение первого же сеанса, даже если он будет длиться 2 ч. Действительно, такие больные часто бывают настолько поражены происходящим с ними, что в течение первого сеанса не успевают мобилизовать свои защитные силы, чтобы сопротивляться индукции. Что касается углубления транса, отметим также метод Vogt (1896), называемый фракционным гипнозом: в течение одного сеанса пациента несколько раз будят и снова гипнотизируют. 5. ПРОБУЖДЕНИЕ Прежде чем начать будить пациента, проводят постгипнотическое внушение, говоря, что в начале следующего сеанса врач будет считать от одного до пяти или десяти, после чего пациент впадет в транс, такой же, в каком он находится сейчас, или даже более глубокий. Чтобы определить вхождение пациента в транс, вместо чисел можно использовать множество других сигналов: слово, фразу, слуховой стимул (например, звук колокола) или зрительный (например, мигающий свет). Пробуждение должно происходить постепенно. Ему должно предшествовать внушение хорошего самочувствия и покоя. Можно действовать следующим образом. «Теперь я начну вас будить. Понемногу вы будете выходить из транса; я начну считать от пяти до одного (обратный порядок в отличие от предыдущего счета). Когда вы проснетесь, вы почувствуете себя хорошо, отдохнувшим, без каких бы то ни было неприятных ощущений. Вы почувствуете себя так, как будто вы выспались». (Это внушение повторяют и считают: «пять», «четыре»... и т. д.) Некоторые пациенты при пробуждении чувствуют тяжесть в конечностях, тошноту и др. Иногда приходится вновь гипнотизировать пациента и внушать ему исчезновение симптомов. Встречаются (правда, редко) и такие больные, которые не желают просыпаться, они или остаются в трансе, или погружаются в глубокий физиологический сон. Мотивировка может быть различной: некоторые из них получают такое вознаграждение в трансе, что не хотят с ним расстаться, другие находят убежище в сне по механизму бегства от транса. Если больные не подчиняются приказам (твердым, но ни в коем случае не угрожающим), их предоставляют самим себе. Они проснутся через несколько часов под действием физиологической необходимости. 138 6. ОПЫТ, ПЕРЕЖИТЫЙ В ТРАНСЕ Когда пациент проснулся, целесообразно провести с ним беседу о том, каким образом он пережил транс. Беседа поможет выяснить также, какова была глубина транса. Пациенту или предоставляют возможность говорить спонтанно, или задают вопросы. Часто пациент заявляет, что он не спал1 (очевидно, в том случае, когда нет полной амнезии). Тогда ему объясняют, что гипнотический сон нельзя отождествлять с ночным, как ему раньше сообщали, и что при гипнотическом сне слышат все, что говорит гипнотизер. Добавляют также, что если гипнотический сон глубок, можно забыть все сказанное во время транса. Обязательно подчеркивают, что терапевтический результат не прямо пропорционален глубине транса. Часто пациент говорит, что не смог выполнить все внушения. На это ему отвечают, что в следующий раз он выполнит их лучше. Иногда больные заявляют, будто они испытали некоторые из внушенных феноменов, но что они ни разу не теряли контроля над собой и могли бы, если бы хотели, сопротивляться внушениям. Им отвечают, что у врача не было ни малейшего намерения лишить их самоконтроля. Наоборот, врач стремился повысить их способность к самообладанию, к господству над собой, и они проявили такую способность, вступив в добровольное сотрудничество с гипнотизером. Затем просят пациента (особенно если тот образован и способен анализировать)2 подробно описать все, что он пережил во время транса. Таким образом можно выяснить, как пациент пережил этот опыт. Выражения, которые он употребит (например, «я погружался», «я опускался», «я плавал» и др.) можно будет использовать в следующих сеансах. 1 Lassner обращает наше внимание на то, что мы, читая литературу XIX в., посвященную гипнозу, получаем впечатление, будто па-циенты в то время «спали» гораздо глубже и дольше, чем в наши дни Он думает, что характер гипноза мог несколько измениться, как в случае с истерией Это вероятно, поскольку авторы того времени очень настаивали на аспекте гипнотического сна. Однако к приводимым ими данным надо относиться с осторожностью. Возможно, они были склонны предоставлять преимущество этому аспекту в своих описаниях. 1 Известно самонаблюдение знаменитого швейцарского психиатра Eugene Bleuler, изложенное в книге «Загипнотизированный гипнотизер» (1911) Будучи сам загипнотизирован, он описывает переживания во время собственного гипноза. 7. МЕДИКАМЕНТОЗНЫЙ ГИПНОЗ Использование медикаментов для облегчения индукции гипноза относится к концу XIX в. Chambard в 1881 г. использовал с этой целью эфир или хлороформ в малых дозах. Hallauer, берлинский акушер, в 1922 г. описал способ наркогипноза, который состоит в том, что в начале индукции дают несколько капель хлороформа. Он пришел к этому методу, так как возражал против чистого гипноза, который он рассматривал как неуместное вмешательство. В 1928 г., когда во Франции гипноз в чистом виде был уже в течение 30 лет в немилости, Brotteaux предложил комбинировать гипнотическое воздействие с введением смеси скополами-на и хлоралозы, называемой скопохлоралозой [Brotteaux, 1936]. К тому времени гипноз стал объектом социального табу и его можно было применять как бы в замаскированном виде — только в сочетании с медикаментами. Brotteaux рекомендует две методики такого сочетания: 1) давать больному лекарства и через 1-2ч после этого, когда он заснет, делать прямое терапевтическое или иное внушение; 2) давать больному лекарство и после того, как он станет сонливым, проводить гипнотический сеанс по всем правилам. После сеанса оставляют пациента спать в течение нескольких часов. Brotteaux подчеркивает, что терапевтические результаты он приписывает этим внушениям, а не только действию медикаментов. По его мнению, действие наркотического средства на 80 % обусловлено сознательным или бессознательным внушением врача. Скопохлоралоза приводит в состояние внушаемости, это очевидно, но последующее действие на психику является результатом влияния врача [Brotteaux, 193 8]. Baruk (1935, 1936) и его ученики, использовавшие скопо-хлоралозу так же, как Brotteaux, в отличие от него верили (как мы уже отмечали в главе 1) в химическое действие назначаемого препарата и пользовались им для усиления проявлений истерии. Brotteaux утверждает, что с помощью его методик ему удавалось использовать гипноз в тех случаях, когда другие методы потерпели неудачу. Но о чем идет здесь речь — о гипнозе или о наркозе? Такой же вопрос ставится по поводу субнаркоза, вызванного барбитуратами при так называемом наркоанализе. Вопрос остается спорным. Horsley (1943) удавалось добиться возникновения гипнотических феноменов (каталепсия, галлюцина- ции и пр.) во время субнаркоза, вызванного пентоталом. Предполагают, что если состояния гипноза и наркоза частично перекрываются, то в целом они очень различны. Мы считаем, что между наркоанализом и гипнозом имеется существенное различие в плане психотерапевтических взаимоотношений. Наркоанализ можно рассматривать как «вооруженное вторжение», тогда как в процессе гипнотизирования врач выполняет функцию «вознаграждения». Кроме того, регрессивный процесс при наркозе совершается форсированно и грубо, тогда как в гипнозе он происходит постепенно и позволяет действовать защитным механизмам человека (в виде адаптации или сопротивления). Сочетание гипноза с введением барбитуратов осуществляется различными способами. Некоторые авторы ратуют за инъекцию пентотала (в малых дозах) с последующим применением техники индукции в фазе засыпания, другие — используют более значительные дозы и приступают к индукции лишь в фазе пробуждения. Таким образом удалось загипнотизировать неподдававшихся пациентов, которые на следующем сеансе смогли впасть в транс без помощи лекарства (60 % в экспериментах Horslay). Некоторые врачи не приступают к гипнозу во время наркоза. Они ограничиваются постнаркотическими внушениями с целью повышения восприимчивости к гипнозу на следующем сеансе. Пациентам, сопротивляющимся индукции, можно давать за час до начала сеанса слабую дозу снотворного, не доводя до субнаркоза (например, 30 мг нембутала). Такая доза вызовет легкую сонливость, которая в ряде случаев может облегчить индукцию гипноза. Прием лекарства сам по себе играет большую роль. Мы встречали примитивных субъектов, у которых назначение плацебо облегчало индукцию: на следующих сеансах они засыпали под влиянием этого препарата; не требовалось даже применять словесное внушение (см. наблюдение 8). 8. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЕМЫ В терапевтической практике используются различные специальные приемы, о которых мы говорили в первой части книги. Применение гипноанализа или еще более сложных методов требует от гипнотизера специальной подготовки. Необходимая глубина транса может быть различной. Вызов свободных ассоциаций, внушение фантазий или сновидений могут быть осуществлены на фоне неглубокого транса. Для проведения других специальных приемов необходимо состояние глубокого транса и, если возможно, состояние сомнамбулизма. Мы рассмотрим далее каждый из этих специальных приемов. Свободные ассоциации. Пациенту объявляют, что он должен высказать любые свои чувства, любые мысли, которые придут ему в голову, даже если они ему покажутся смешными или лишенными интереса. Может быть, вначале это ему не удастся, но будет достигнуто в дальнейшем посредством тренировки. Внушение фантазий или сновидений. Можно внушить пациенту, что он находится в театре. Занавес опущен. Любопытно узнать, что за ним происходит. Пациент воображает, что на сцене перед занавесом стоит человек, лицо которого выражает чрезвычайный страх. Вероятно, он знает, что за занавесом происходит ужасная сцена. Пациент задумается, почему этот человек так испуган, и сам затем проникнется его страхом. Через минуту занавес внезапно поднимется и пациент увидит спектакль, который испугал человека. Тогда он должен будет описать спектакль. После этого пациенту внушают вновь представить себя в театре, но на этот раз увидеть и описать радостный, веселый спектакль. Эти фантазии помогают понять конфликты больного. Впоследствии можно попросить увидеть сон на заданную тему, затрагивающую его тревоги или конфликтные проблемы. Этот сон он может увидеть во время сеанса или в ночь после него. Автоматическое письмо. Пациенту во время транса говорят, что он сможет писать, даже не зная что делает его рука. Затем внушают, что ему дадут в руку карандаш, который он положит на лист бумаги. После этого пациенту внушают, его рука будет перемещаться и писать на листе, как если бы ею двигала какая-то внешняя сила. Ввиду того что написанное будет иметь проблемы и будет зашифровано, пациента необходимо тренировать в истолковании письма. Ему внушают, что он, не просыпаясь, сможет открыть глаза, прочесть и объяснить написанное им. Делают также постгипнотическое внушение, что пациент сможет писать автоматически в состоянии бодрствования. То, что он напишет в этом состоянии, конечно, должно быть предметом разъяснения под гипнозом. Barber (1962) подчеркивает существующую разницу между ночными и индуцированными сновидениями у загипнотизированных пациентов. Гипнотический рисунок. Во время транса пациенту говорят, что он может открыть глаза и рисовать все, что захочет, на любую тему. Затем его попросят объяснить значение этих рисунков и, исходя из них, дать свободные ассоциации. Игровая терапия. Пациенту, у которого открыты глаза, дают множество игрушек и предлагают использовать их, руководствуясь собственной фантазией. Иногда он должен одновременно с этим рассказывать сказки. Данная методика может комбинироваться с регрессией (см. ниже). Воспроизведение образов. Пациента просят открыть глаза, не просыпаясь, затем ему показывают хрустальный шарик, стакан воды или зеркало. Ему внушают, что, глядя пристально на один из представленных предметов, он увидит сцену, как в театре. Пациенту предоставляют полную свободу в выборе сцены или предлагают связать ее с проблемами, которые его беспокоят. Таким образом удается оживить в памяти забытые впечатления и восстановить сцены, связанные с лицами, игравшими значимую роль в прошлом больного [Muhl, 1923; Prince, 1925, 1926]. Регрессия. Пациента возвращают к его более молодым годам. Существование регрессии остается предметом споров. Некоторые авторы рассматривают эту регрессию как подлинную, но большинство полагают, что загипнотизированные взрослые действуют согласно своему представлению о поведении детей того возраста, который им внушили. Регрессия, совершая «возврат в прошлое» в воспоминаниях пациента, породила методику воскрешения прошедших эмоций. В этом заключается историческое значение гипнотической регрессии, которая привела Janet к открытию метода, названного позднее катартическим. Используя именно методику регрессии у пациентки Мари и внушая ей вновь пережить прошедшее событие, лежащее в основе ее заболевания, Janet осуществил «причинное» лечение. Janet исходил из работ Bourru и Buret как уже отмечалось выше [Chertok, I960]. Существование регрессии оспаривается [Платонов К. И., 1933; Barber 1962; Hadfield, 1928; Reiff, 1959; Young, 1940], тем не менее эта методика широко применяется. Пациентам, у которых очень легко наступает состояние сомнамбулизма, достаточно сказать, что им столько-то лет, и они следуют данному внушению. Но вообще лучше подводить пациента к этому состоянию постепенно. Например, Wolberg, делая внушение пациенту, находящемуся в глубоком трансе, формулирует его следующим образом. «Теперь сосредоточьтесь полностью на том, что я буду вам говорить. Я вам внушу, что вы возвращаетесь назад, в свое прошлое. Вам будет казаться, что вы вернулись в тот период, который я вам внушаю. Начнем со вчерашнего дня. Что вы делали вчера утром? Что вы ели за завтраком? За обедом? Теперь мы возвращаемся к первому дню, когда вы пришли ко мне на прием. Можете вы увидеть себя говорящим со мной? Что вы чувствуете? Опишите это. Что на вас было надето? Теперь слушайте внимательно. Мы возвращаемся в те времена, когда вы были маленьким. Вы становитесь меньше. Ваши руки и ноги становятся все меньше. Я тот, кого вы знаете и любите. Вам 10-12 лет. Видите ли вы себя? Опишите, что вы видите. Теперь вы становитесь еще меньше. Вы становитесь очень, очень маленьким. Ваши руки и ноги уменьшаются; ваше тело уменьшается. Вы вернулись в то время, когда вы были очень, очень маленьким. Сейчас вы маленький ребенок. Вы вернулись к тому моменту, когда вы впервые пошли в школу. Видите ли вы себя? Кто ваш учитель? Сколько вам лет? Как зовут ваших друзей? Теперь вы еще меньше. Вы намного меньше, гораздо меньше. Мать держит вас на руках. Видите ли вы себя с матерью? Как она одета? Что она говорит?» Erickson (1938, 1939) описывает две другие методики. При использовании одной из них он начинает перемещать пациента во времени и в пространстве, чтобы затем вновь поместить его в настоящий период его жизни. При применении другой методики [Erickson, Kubie, 1938] он вводит последовательную амнезию, чтобы поставить пациента вне дня, недели, месяца, года, в которых он находится в действительности, прежде чем привести его в предшествующий период. Индукция экспериментального конфликта. Пациенту объявляют, что во время сна ему напомнят об одном забытом им событии, которое когда-то с ним произошло. Добавляют, что он снова переживет чувства, испытанные им в момент этого события. Затем внушают фиктивную ситуацию, говоря пациенту, что после его пробуждения эта ситуация обусловит (бессознательно для него) его поведение и речь. Реакция пациента на внушенную таким образом фиктивную ситуацию может дать интересный материал, касающийся природы его конфликтов, что поможет в выборе терапевтической тактики. Можно сочетать методику индукции экспериментального конфликта с методикой гипнотических сновидений [Newman, 1960]. С помощью описанных здесь методик можно получить интересные экспериментальные данные. Что же касается их терапевтической ценности, то в этом плане они еще не стали объектом точного методологического изучения. Brenman и Gill в 1947 г. писали, что эффективность данных методик в большей мере зависит от того, насколько искусно осуществляется их проведение. По мнению авторов, техника их проведения почти полностью определяется интуицией тера- певта. Овладению специальными приемами трудно обучить, они являются практически уникальными феноменами, не связанными с кодифицированной психопатологией, и сближаются скорее с искусством, нежели с наукой. Сказанное в той или иной степени касается всех методов психотерапии, но наиболее справедливо в отношении специальных гипнотерапевтических приемов. В 1959 г., после 12-летних исследований, те же авторы заявили, что «феномены, возникающие при использовании этих специальных приемов, независимо от их значения для некоторых терапевтических проблем, являются одним из наиболее богатых источников изучения особых, чрезвычайных форм регрессивного процесса» [Gill, Brenman 1959, p. 132]. Кроме упомянутых авторов, особенно искусное применение большинства специальных приемов можно найти у Erickson (1938, 1939), Erickson и Kubie (1938,1941). 9. АУТОГИГШОЗ Пациенты, загипнотизированные врачом, иногда говорят, что им случалось впадать в гипнотическое состояние у себя дома, когда они восстанавливали ситуацию сеанса (либо фиксируя взглядом какой-нибудь предмет, либо воображая, что они слышат голос гипнотизера). Обычно такие состояния заканчиваются сном (днем или вечером). По сообщению некоторых больных, они достигают той же глубины транса, как и во время сеанса, но большинство заявляют, что глубина его была небольшой. Гипнотическое состояние, вызываемое некоторыми субъектами по собственной инициативе, может стать объектом систематического изучения и использовано для упрочения эффекта симптоматического лечения. Следовательно, надо обучать пациентов так называемому аутогипнозу. Самая простая форма обучения заключается й следующем: пациенту, который был загипнотизирован во время сеанса, советуют вопроизводить ту же ситуацию у себя дома 1 или 2 раза в день. Некоторым пациентам это удается, но транс почти всегда бывает неглубоким. Наиболее отработанная тренировка аутогипноза может проводиться двумя методами: во-первых, под гипнозом (в присутствии терапевта) и, во-вторых, посредством самообучения. Обычно аутогипноз достигается труднее, чем гетерогипноз (гипнотизирование врачом). С помощью методики тренировки под гипнозом чаще всего добиваются легкого или среднего, но иногда и глубокого транса. При использовании методики самообучения, по общему мнению, достичь глубокого транса невозможно.
|
|||
|