Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ГЛАВА 13. ПОСЛЕСЛОВИЕ



ГЛАВА 13

 

ВЫКОПАТЬ И УПОТРЕБИТЬ

 

Каждое из имен Possessed, Autopsy, Atheist, Repulsion, Massacre, Apshyx, Pestilence, Gorguts, Terrorizer, Brutal Truth, At the Gates и Carcass вызывает различную степень уважения и восхищения практически у всех, кто поклонялся алтарю дэт-метала в конце 80-х, начале 90-х. Основоположники, новаторы и легенды… Каждый из них раздвигал границы экстремальной музыки до уровней сложности и брутальности, которые можно рассматривать в качестве эталонов творчества для будущих поколений. По крайней мере, сегодня это выглядит так.

В середине-конце 90-х практически все вышеупомянутые группы попросту развалились или взяли бессрочный перерыв без шумихи от какого-нибудь искусно написанного пресс-релиза или как следует организованного прощального тура. Прошло десять с лишним лет после тихого ухода дэт-метала из мейнстрима, и постепенное андеграундное возрождение полностью изменило ландшафт буквально каждой несуществующей экстремальной метал-группы, у которой за плечами был классический альбом или даже два.

“После нашего распада” – говорит Дэнни Лилкер, басист и основатель Brutal Truth, “многие стали подходить ко мне со словами, какими важными были Brutal Truth и, типа, как сильно мы повлияли на многих. И спрашивают, мол, будем ли мы когда-нибудь выступать снова, а я им отвечал: Смешно, ведь когда мы выступали в качестве хедлайнеров, на наши выступления ходило от силы человек сорок”.

Как и у большинства хэви-метал групп, все восходит к Black Sabbath. Родоначальники метала официально воссоединились с легендарным первым фронтменом группы Оззи Осборном в 1997-ом ради невероятно прибыльного гастрольного тура (который, фактически, продолжается и по сей день). Когда денежки потекли рекой, метал-реюнионы известных групп стали обычным делом: Iron Maiden помирились с Брюсом Дикинсоном, Judas Priest чествовали возвращение Роба Хэлфорда и даже Slayer (пусть и временно) пригласили назад в стаю барабанщика Дейва Ломбардо. Короче, классические метал-группы вновь стали работать в классическом составе, и в большинстве случаев стали выступать перед аудиторией фэнов, сравнимой с пиком их коммерческой активности пару десятков лет назад.

Да, может дэт-метал и не задумывался, чтобы собирать летные амфитеатры. Если судить по внушительным цифрам продаж начала 90-х и сдержанной коммерческой популярности в начале нулевых, существовала аудитория, возможно даже группа населения, металистов, которые тосковали по экстремальным звукам прошлого. Неслучайно, к 2008-му каждую группу, указанную в начале этой главы, укусил жук реюниона.

Лидеры технического дэт-метала Atheist были одним из первых форпостов дэт-метала, которые реформировались после двенадцатилетнего перерыва в 2006г. Тем не менее, для этого потребовалось несколько аргументов со стороны современных метал-источников.

“Я находился на Ozzfest с Neurotica, моей второй группой, в 2002-ом” – вспоминает фронтмен Келли Шэфер. “Парни из Down и Hatebreed кричали на гастролях “Atheist!” на наших выступлениях. Я поверить не мог, что они помнят название этой группы. Мне даже в голову не приходило, но в Интернете была небольшая шумиха по этой части, потому что у людей появилась бы возможность прийти и заценить все своими глазами. Я хочу сказать, в тот момент у меня не было ни одной нашей пластинки. И я зашел на eBay и увидел, что одна из наших пластинок стоит 150 баксов и подумал: “Это гребаное безумие. Зачем кому-то отдавать 150 баксов за какую-то пластинку?”

Новое поколение фэнов экстремального метала откопало недействующих основателей жанра благодаря огромной мощи и силе Интернета. По иронии судьбы, как сеть торговли кассетами дала толчок мировому движению андеграундного метала в 80-х, так и цифровые файлообменные сети привели к открытию кровавых корней дэт-метала и грайндкора. Однако, судя по всему, ушедшие на пенсию музыканты экстремального метала в тот момент не были активными серферами в Интернете.

“Я считал, что на эту музыку нет спроса, нет интереса” – вспоминает басист/вокалист Джефф Уокер из Carcass о том, как он воспринимал статус группы в 2002-ом. “Но к середине нулевых я подвергся этой сцене и в некоторой степени снова стал принимать участие. Я по-прежнему ходил на концерты и все такое, но даже тогда люди не приставали ко мне с просьбой реанимировать группу. Правда, в середине нулевых многие группы стали воссоединяться”.

 

Carcass, 2008г. Фото Джереми Саффера

 

Только Carcass решили не трогать гниющие трупы. Барабанщик группы Кен Оуэн не только перенес едва не ставшее для него смертельным кровоизлияние в мозг в феврале 1999г., но и основатель группы, гитарист Билл Стир, оставил дэт-метал в далеком прошлом. После распада Carcass в 1996-ом его основным музыкальным фокусом стали Firebird, трио, исполняющее тяжелый блюз-рок, которое скорее напоминало Cream, чем Crematory.

“В тот момент я находился в совершенно иной музыкальной Вселенной” – вспоминает Стир. “Я не видел ни единой причины реанимировать Carcass. Я к тому что, я не хотел этого делать, потому что ближе к распаду мы чувствовали большую злобу. Думаю, ее ощущали все мы, но вероятно я занимал самую бескомпромиссную позицию, потому что мне совсем не хотелось слышать о группе или о ком-либо из того мира в течение нескольких лет после тех событий. Для меня это была очень больная тема”.

У Уокера эта тема стала подниматься снова и снова с растущей регулярностью. В 2006г. он вошел в состав международного дэт-грайнд картеля под названием Brujeria.

“Я стал больше колесить по миру” – объясняет он. “Мне понравилось выступать в группе в военной форме, когда остальное общество рассматривало нас как мирное население. И по сути я зажил мирской жизнью. Но потом понял, что это не мое”.

 

 

Atheist выступают вживую на концерте-реюнионе в Wacken, 2006г. Фото Романа Рогальски

 

Гастрольный график Brujeria выставлял Уокера перед оголтелыми дэт-металюгами со всего света. И на каждом концерте постоянно находился кто-то, кто загонял его в угол вопросами о том, состоится ли реюнион Carcass. И всякий раз его ответ был неизменен: “Если это не случится в этом году, то возможно не случится никогда”. Оно и понятно, сейчас он был более открыт к возможности реюниона.

“Часть меня стала задаваться вопросом: “Погоди-ка, я играл в группе получше, чем эта, и это была моя собственная группа” – признается он.

И хотя Уокер и Стир пошли разными музыкальными дорогами, один экс-участник группы надеялся собрать их снова вместе под вывеской Carcass.

“Майк Эмотт доставал меня этим не один год, но я и слушать его не хотел” – говорит Уокер о гитаристе, который внес весомый вклад в знаменитые пластинки “Necroticism” и “Neartwork”. “А потом он стал доставать и Билла. Я никогда не приставал с этим с к Биллу. Я думал: “Билл упрямый, как осел. Он занят своими проектами. Реюниону не бывать”.

“Я пошел пообедать с Биллом в Париже в 2002-ом, и поговорил с ним об этом” – вспоминает Эмотт. “Я стал больше гастролировать с Arch Enemy, особенно в Америке, и ко мне подходило немало фэнов с просьбой подписать компакты “Heartwork” и “Necroticism”. Я видел для себя возрождение Carcass. Я первым увидел в этом потенциал. Я подумал, что было бы здорово снова вместе собраться и, может, дать пару концертов. Я предложил им эту идею, Билл был настроен решительно против. Джефф всегда отвечал: “Если уговоришь Билла, я только за”.

“У них ушло несколько лет, чтобы убедить меня в том, насколько влиятельной стала наша группа” – делится Стир. “Поначалу я на это не купился. Откуда мне было знать в тот момент? Я почти не поддерживал отношения ни с кем из этой сцены. Я не читал журналов и не следил за последними трендами и все такое. Я намеренно избегал этого мира. Когда группе пришел конец, ничего хорошего в этом не было, и определенно, как бы это сказать получше, было чувство, что это провал”.

“У меня бесспорно был период, когда я пытался начать новую жизнь” – продолжает он. “И я бесспорно усвоил что-то новое, записал кое-какую музыку, но так или иначе я оставался все тем же человеком. Невозможно убежать от прошлого, да тебе и незачем этого хотеть, по большему счету”.

Стир вскоре узнал об этом в Хальмстаде, Швеция, где он провел неделю с Эмоттом и его коллегой по группе Анжелой Гроссоу. “Я все время сидел у них на кухне” – говорит Стир о своей поездке в конце 2006г. “Мы исполняли материал Carcass, эта была очень расслабленная, приятная атмосфера. Абсолютно никакого давления. Никаких графиков. Иногда мы играли целые дни напролет. В другие дни мы просто сидели и слушали музыку. Ну, там, знаешь, типа “Помнишь эту пластинку?” или “Зацени эту демку”. Это было очень приятно и сильно воодушевляло”.

“По лицу Билла я видел, что он решил пересмотреть свое решение, когда стал получаться хороший звук” – вспоминает Эмотт. “Энергетика в этой музыке просто зашкаливает. В классическом роке такого нет. Когда ты в ударе, это как наркотик”.

“Мы сообщили Джеффу” – вспоминает Стир. “Я сказал да, думаю, у нас начинает что-то получаться. Давай проведем репетицию группы”.

После некоторых раздумий по части экс-барабанщика Cradle of Filth/Dimmu Borgir Николаса Баркера, участники группы решили, с благословения Кена Оуэна, что за барабаны сядет Дэниэл Эрландссон из Arch Enemy.

“Майкл целиком поддерживал идею пригласить Дэниела” – вспоминает Стир. “Думаю, что отчасти определяющим фактором был комфорт, потому что он планировал проводить все время в стороне от Arch Enemy в Хальмстаде, Майкл жил в Хальмстаде, а Дэниел жил неподалеку. То есть половина группы уже была готова к репетициям”.

 

 

Carcass с первым барабанщиком Кеном Оуэном (второй справа) в 2007г.

 

Стир, Уокер, Эмотт и Эрландссон начали тайные репетиции в начале 2007г. с прицелом дать несколько выступлений в том же году. Пока репетиции были значительным шагом вперед в возрождении группы, позволить паре музыкантов другой известной метал-группы составлять 50% Carcass вскоре стало острым вопросом. Тогдашний менеджер Arch Enemy очень хотел стать менеджером Carcass, Эмотт одобрял этот шаг в тот момент, но Уокер чувствовал себя не совсем комфортно в этом сотрудничестве.

“Я не стал сотрудничать с ним” – говорит он. “Я не стал на это подписываться. Я пытался спасти ситуацию, и снова сыграть роль гребаного дипломата, как я всегда это делаю. Попытался подтянуть нейтральную сторону, с кем мы могли бы сотрудничать, чтобы не возникал конфликт интересов. Мне хотелось, чтобы не было никого, кто бы дергал нас за нитки как марионеток, шептал на ухо, что мы заработаем миллионы фунтов стерлингов. Ты не заработаешь миллион фунтов стерлингов. На какой планете ты живешь, черт тебя дери? Я не знаю, как меня воспринимают в обществе, но у меня хотя бы есть верность своим принципам, и я готов отказаться от кучи бабок. Я просто умыл руки в духе: “Ладно, в пизду все, я не буду работать с этим парнем”.

“Мы едва не похоронили весь реюнион” – говорит Стир. “И я как бы оказался меж двух огней, потому что я понимал обе точки зрения. Но в итоге Майклу пришлось сдаться, а Джефф оказался прав”.

“Позже я понял, что это должно стать шоу Джеффа Уокера, иначе вообще не будет никакого шоу” – говорит Эмотт. “То есть, это был лучший вариант из возможных”.

“Прикол в том, что в результате мы подтвердили концерты год спустя и после этого на нас посыпались предложения” – смеется Уокер. “Ты бы не смог все идеально спланировать, если бы был циничен и расчетлив, использовал людей в своих целях”.

Но Carcass были не единственной легендарной дэт-метал группой, которая находилась в процессе маловероятной реформации в 2007г. Через несколько дней после распада At the Gates в 1996г. барабанщик Эдриан Эрландссон (старший брат Дэниэла Эрландссона) и Патрик Йенсен, гитарист Seance, создали модерн-трэш-группу Haunted. Были сразу приглашены басист Йонас Бьёрлер и гитарист Dissection Джон Цветслут, хотя последний вскоре отошел от проекта, поняв, что его стиль игры не подходит Haunted. Спустя всего две недели гитарист Андерс Бьёрлер оказался в группе, где присутствовало три пятых последнего состава At the Gates.

“Вообще я стал участником группы, чтобы избежать давления рекорд-лейбла и гастрольных тягот” – вспоминает он. “Мне было 23. Возвращение в репетиционную комнату казалось верным шагом”.

“At the Gates просто наелись ситуацией с гастролями – много работы, беспрерывные гастроли, но почти никаких денег” – продолжает Бьёрлер. “Нам фактически платили пивом и чипсами. Мне хотелось вернуть творческую атмосферу репетиционной комнаты, свалить от всех требований и приказов”.

За первые две пластинки группы Haunted фактически получили больше международного успеха, чем At the Gates в начале своего пути. Но важнее то, что увеличившиеся продажи пластинок Haunted и массовые гастроли неосознанно помогли скрепить легенду At the Gates. К началу нулевых новая волна американских метал-групп, ведомая Killswitch Engage и Shadows Fall не только соответствовала шаблону мелодик-дэт-метала ATG вместе с огромным коммерческим успехом, но и с гордостью признала влияние At the Gates в прессе.

“Реальный успех пришел к At the Gates после того, как мы завершили карьеру” – признается Бьёрлер. “То есть это был долгий путь к успеху”.

 

 

At the Gates выступают вживую, тур “Suicidal Final Art”, 2008г. Фото Аарона Пепелиса

 

Как и ростки реюниона At the Gates, которые, как объясняет Бьёрлер, были посеяны еще в 2001 году.

“В основном мы начали обсуждать это, когда собирались все вместе, как правило, на тусовках или в пабах и все такое, и через пару пива Адриан стал ностальгировать и вздыхает: “Эххх, реюнион!” То есть эта мысль уже много лет была у нас в башке, понимаешь?

Много лет, вот сколько времени было потрачено даром. Андерс и Йонас Бьёрлер остались полноценными участниками Haunted, а Эрландссон ушел в Cradle of Filth в 1999г. Вокалист Томас Линдберг выполнял роль фронтмена Disfear, Great Deceiver Lock Up, среди прочих. А потом, в 2006-ом во время гастрольного цикла “The Dead Eye” Haunted, для гитариста стало очевидно, что стиль Haunted вышел далеко за рамки трэша или чего-то сопоставимого с At the Gates. “В этот момент больше не было никакой конкуренции” – объясняет Бьёрлер. “Это были две абсолютно разные группы”.

Весной 2007г. последний действующий состав At the Gates в лице Бьёрлера, его брата Эрландссона, Линдберга и гитариста Мартина Ларссона решили воссоединиться и дать серию выступлений в 2008г., а затем отправить группу на заслуженный отдых.

“Я бы сказал, что поначалу это была честная попытка закончить на хорошей ноте, чувство завершения” – говорит Линдберг о мотивации группы к возобновлению деятельности. “Андерс считал, что возможно слишком поспешно отказался от этой идеи и захотел выполнить одно обязательство – снова гастролировать по всему свету. Цель была выступить везде, где только можно. Радость от совместных выступлений и гастроли по всему миру с некоторыми старыми и близкими друзьями вызывают у меня на лице улыбку всякий раз, когда я об этом думаю”.

 

 

Эти гастроли продолжились японским туром в три концерта в мае месяце. Фактически, группа забронировала эти концерты вместе с серией весенних выступлений на фестивале, еще до того, как провела хотя бы одну совместную репетицию.

“Мы были абсолютно самоуверенны…и глупы” – смеется Бьёрлер. “Отчасти, конечно, мы были немного обеспокоены. Но в глубине души я подумал, что мы все играли в группах после распада At the Gates, поэтому все продолжали играть музыку. Мы думали, что это не станет проблемой”.

И действительно, первая репетиция ATG состоялась лишь за две недели до первого концерта-реюниона в Осаке, Япония.

“Я был настолько самоуверен, что даже не репетировал песни, когда мы отправились в репетиционную комнату” – вспоминает Бьёрлер. “Это была не лучшая наша репетиция”.

Через пару месяцев, когда их навыки полностью восстановились, At the Gates вернулись к активному участию на европейских фестивалях, разделив площадку с недавно воссоединившимися Carcass на Sweden Rock, Hole in the Sky, Gods of Metal и Wacken Open Air.

Это лишь малая часть весенних и летних метал-фестивалей, где сейчас участвуют экстремальные метал-группы и фэны. Добавьте к этому Hellfest, Graspop, Neurotic Deathfest, Obscene Extreme, Heavy MTL и Brutal Assault, и найдете буквально десятки различных фестивалей, ежегодно доступных для реформированных групп, которые, не считая парочки включая Dynamo, просто не существовали в 90-е.

“Carnivore и Black Sabbath” – начинает Уокер из Carcass, “думаю, что именно они начали этот ностальгический трип. И этот рост был бесспорно подогрет фестивалями, которые стремились перещеголять друг друга. Думаю, что все это связано с категорией людей, у которых водятся деньжата. Они ходят на фестивали, и тут впервые прошляпили какие-то группы. Я не знаю до сих пор, продвигают ли они идеи воссоединения групп, или фестивали просто ищут какие-то уловки”.

Крупные европейские фестивали Wacken и Hellfest увеличивали число участников и привлекали финансовые ресурсы, чтобы заманить крупные группы для организации особых сетов или реформировать их ради разовых выступлений (Emperor, в частности, делали это дважды). Более мелкие, менее популярные фестивали также сыграли важную роль в подстегивании реюнионов андеграундных групп времен беззаботных деньков дэт-метала.

Фестиваль Party.San Metal Open Air в Германии собирает около 10 тысяч фэнов. Неслабая цифра, но это карлик по сравнению с 80 тысячами тусовщиков на Wacken. Начиная с нулевых, организаторы Party.San ежегодно обращались к голландцам Asphyx по части роли хедлайнеров на своем мероприятии, но им наотрез отказывал барабанщик и основатель группы Боб Багхус. Он решил, что Asphyx не будут выступать без гитариста Эрика Дэниэлса, у которого не так давно случился инфаркт.

 

Обложки журнала Decibel 2008г. с объявлением о возрождении

At the Gates и Carcass и гастролях по Америке

 

“Asphyx распались в 2000-ом, значит так тому и быть” – объясняет Багхус. “Но когда мне позвонили из команды Party.San в конце сентября 2006г. все изменилось. Сперва я сказал им нет, но они продолжали названивать, и через некоторое время я подумал: “Ой, да какого черта, почему нет?” И тогда я позвонил Эрику, но он сказал, что не сможет участвовать. Раз Эрик сказал нет, то и мне там делать нечего”.

Вокалист Asphyx, Мартин ван Дрюнен, был разочарован решением Багхуса, но его руки уже были связаны другой группой. В конце 2006г. он стал участником Hail of Bullets, голландской дэт-метал супергруппы, где играли бывший барабанщик Gorefest Эд Уорби и гитаристы Thanatos Штефан Гебеди и Пол Бэйенс. Последний вскоре выразил свою любовь к бывшей группе Ван Дрюнена.

“Мы сидели в баре и бухали” – вспоминает Ван Дрюнен. “И вдруг Пол говорит мне: “Как насчет Asphyx?” Обычно он мало говорит. И я такой: “А что насчет Asphyx?” И он такой: “Думаю, что я справлюсь с этой работой”. Поэтому, я позвонил Бобу и сказал ему об этом, и Боб ответил: “Ни за что блядь, без Эрика никакого реюниона быть не может”. Я сказал: “Ты должен хотя бы дать парню шанс”. Мы встретились, и Пол просто снес нам башню абсолютно аналогичным звучанием и аналогичным стилем игры”.

 

[по часовой стрелке слева]: Джефф Уокер из Carcass выступает вживую, 2008г. Фото Дж.Беннетта;

Гастрольный постер и сетлист американского тура Carcass “Exhumed to Consume”

 

 

Репетиция Asphyx, 2012г. Фото из архива Century Media

“Пол уже купил аппаратуру, чтобы получить звук Asphyx” – говорит Багхус. “Я подумал: “Черт, этот парень настроен серьезно”. И когда он подключился, и я услышал его звук, я понял, что это правильный выбор. Мы услышали этот “щелчок”, который был нужен, чтобы играть в группе”.

“Я увидел, как Боб улыбается и ухмыляется, сидя за своей барабанной установкой” – вспоминает Ван Дрюнен, “и подумал, черт возьми, вот оно!”

Через несколько дней Багхус подтвердил участие группы в роли хедлайнеров на Party.San в 2007-ом.

“Главной мотивацией было бушующее пламя внутри” – говорит он, “это был толчок, это нужно было вернуть к жизни, именно этого и добились Party.San. Я по-прежнему слушал дум, дэт, блэк и хэви-метал каждый день, но так как у меня два маленьких ребенка, у меня нет времени играть в группе. Когда они стали старше, стало немного легче, вот тогда и позвонили Party.San”.

Теперь даже у Штатов был собственный уважаемый дэт-метал фестиваль, несмотря на меньший масштаб всего в пару тысяч посетителей. Основанный в 2003г. фэнами андеграундного метала Эваном Хартингом и Райаном Тейлором, балтиморский Maryland Deathfest превратился в четырехдневное мероприятие, которое регулярно проводит эксклюзивные выступления как забытых дэт-метал групп, так и крупнейших исполнителей жанра, оставаясь решительно независимыми в процессе своего развития.

“Я бы сказал, что некоторые группы воссоединились тупо ради участия в MDF” – говорит Хартинг. “Хотя существует множество групп, которые были более или менее неактивными, и нам пришлось их уговаривать принять участие в MDF в качестве редких гостей, то есть в очень небольшом количестве концертов. По сути, добрая доля групп, которые ежегодно выступают на фесте – это именно те, кто выступает относительно редко”.

К 2010-му Dismember, Demilich и Bolt Thrower дали выступления на MDF, хотя это казалось почти невозможным, значительно подняв планку фестиваля, и повысив ожидания тех, кто ходит туда каждый год. И все же одна группа оставалась в вымазанном рвотой списке хотелок каждого олдскульщика: за два года до этого несуществующие продолжительное время основатели жанра Autopsy собрались снова для записи двух новых треков в рамках двадцатилетнего юбилея своей дебютной пластинки “Severed Survival”. Несмотря на положительный опыт и многочисленные звонки с просьбами воскресить группу, основатель Крис Райферт утверждал, что он доволен тем, что навсегда захлопнул крышку гроба Autopsy. Но Хартинг продолжал настаивать.

 

 

Воскресшие трэшеры Coroner на естественной сцене Maryland Deathfest, 2011г. Фото Аарона Пепелиса

 

“Autopsy – знаковая группа для MDF, потому что они слишком часто говорили, что реюниону никогда не бывать” – объясняет сооснователь фестиваля. “Но после долгих увещеваний реюнион состоялся, и теперь они снова действующая группа”.

“Ага, вот что я всем говорил: этому никогда не быть” – подтверждает Райферт. “Я действительно так считал. Но, эй, временами что-то меняется, когда меньше всего этого ждешь. Эван из MDF вышел на связь, и просто не стал принимать “нет” в качестве ответа. Какое-то время мы сопротивлялись, но в итоге уступили. И это был офигенный концерт. Эти ребята действительно приложили огромные усилия, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки”.

“Поначалу это задумывалось как разовое выступление” – рассказывает Райферт о реюнионе Autopsy 2010 года с участием Дэнни Лилкера из Brutal Truth на басу. “Как только поползли слухи, ворота отворились. И не успели мы опомниться, как подписали контракт с Hole in the Sky в Норвегии и Party.San в Германии, и выступили в роли хедлайнеров перед 10 тысячами. Пока все это происходило, моя вторая группа Abscess развалилась, и в наших головах стали возникать новые риффы для Autopsy. Да, все завертелось очень быстро!”

С успехом Autopsy выросло и желание MDF организовывать концерты культовых дэт-метал и грайндкор групп. В следующие несколько лет Nirvana 2002, Righteous Pigs, God Macabre, Cancer и Convulse выступили перед тысячами оголтелых фэнов в центре Балтимора. Заявки на бронирование стали еще более ошеломляющими, учитывая, что каждая из этих групп вероятнее всего собирала бы не более пары сотен фэнов каждый вечер за пределами Нью-Йорка или Лос-Анджелеса.

 

 

“Люди, которые больше не ходят на концерты, придут на MDF, потому что могут услышать всех этих ребят за один раз” – говорит Хартинг. “Они непременно увидят группы и получат опыт, который не получить больше нигде на территории Штатов”.

Разумеется, Интернет помог эксгумации старых костей дэт-метала. Каждый может не просто буквально через долю секунды услышать цифровые версии буквальной каждой древней демки или дэт-метал пластинки, которая давно отсутствует в продаже, но социальные медиа позволяют новым фэнам получить мгновенный доступ и напрямую пообщаться с музыкантами. В некоторых случаях это реально помогло воссоединить группы.

Чикагские дэт-металисты Broken Hope распались еще в 2001-ом, но гитарист основатель Джереми Вагнер и вокалист Джо Птацек поддерживали отношения с 2007г., когда эти двое обсуждали воссоединение группы с первым басистом Шоном Глассом. Не успели они официально реанимироваться, как Птацек покончил с жизнью в январе 2010г. В тот момент Вагнер был уверен, что это положило конец любой возможности Broken Hope на реюнион, но он ошибался.

“Поддержка фэнов Broken Hope хлынула рекой, как никогда раньше” – говорит Вагнер. “Люди со всей планеты писали мне на электронку, Фейсбук, Твиттер и твердили, что группа должна воскреснуть ради духа Джо, ради всех фэнов”.

Мне писали многие фэны, кому не удалось увидеть нас в 90-х, и новые фэны подросткового возраста, которые еще даже не появились на свет, когда вышли наши первые пластинки. Они писали письма поддержки и умоляли нас вернуться, чтобы они смогли увидеть Broken Hope впервые в своей жизни. Эта теплая поддержка реально воодушевила меня и прогнала тоску-печаль. Все это вдохновило меня на то, чтобы поработать с Шоном и воскресить Broken Hope.

 

[сверху вниз]: Выступление-реюнион Autopsy в Maryland Deathfest 2010г. Фото Аарона Пепелиса;

Autopsy, 2011г. Фото Дж.Беннетта

 

Для легендарной флоридской дэт-метал машины Massacre реюнион 2011 года был исключительно результатом случайного обмена сообщениями между гитаристом-основателем Риком Роззом и басистом Терри Батлером в общедоступной социальной сети.

“Я сидел на Фейсбуке, и тут Терри что-то запостил. Не про Massacre, просто что-то запостил” – вспоминает Розз. “И тут в треде появляется коммент. Какой-то парень спрашивает, почему бы нам с ним не реформировать Massacre. Так все и было. А потом комментатор внизу спросил: “Привет, Рик, знаешь какого-нибудь вокалиста?” А я: “Привет, Терри, я знаю вокалиста и барабанщика”. С этого все и началось, с сообщения на Фейсбуке.

“Я полагаю, что сейчас у фэнов есть отличная возможность увидеть эти группы своими глазами” – говорит Хартинг из MDF. “Судя по всему, дэт-метал сцена старой школы, и метал в целом, развивались многие годы, поэтому вероятнее всего, если бы эти группы выступали лет десять назад, реакция на них была бы куда скромнее. Думаю, что фэны наконец-то начали понимать значение этих групп, и это видно невооруженным взглядом, когда тысячи групп, полных энтузиазма, приходят сегодня на редкое выступление в Maryland Deathfest”.

Это развитие является приятным разнообразием для группы Repulsion. Одна из первых и наиболее влиятельных сил в движении грайндкор, группа стухла, по иронии судьбы, отчасти из-за отсутствия интереса со стороны лейбла в конце 80-х, когда у жанров дэт-метал и грайндкор начался коммерческий подъем. После многолетнего молчания классический состав группы вновь собрался в 2002г., в целях помощи с бонусным материалом для переиздания их единственной пластинки “Horrified”. Вскоре после переиздания 2003 года группе предложили выступить в роли хедлайнера на закрытии Milwaukee Metalfest.

“У нас в глазах замелькали денежные знаки” – смеется басист/вокалист Скотт Карлсон, “и само собой, мы быстренько реанимировались”.

Спустя десять лет Repulsion по-прежнему находятся в активном статусе, и каждый раз выступают на сценах фестивалей перед тысячами фэнов. Небо и земля по сравнению с их ранними успехами во Флинте, штат Мичиган, где они регулярно выступали на сценах, наспех сооруженных из ящиков из-под молока.

 

 

[сверху вниз]: Скотт Карлсон из Repulsion на концерте в честь сотого номера журнала Decibel, 2013г.

Фото Маклин Бин; на концерте Possessed, 2008г.

 

“На текущий момент мы выступили в большинстве стран, которые поддерживали нас в 1986-ом и в странах, которые породили на свет самые влиятельные группы, на которых повлияли мы – Швеции, Норвегии, Англии, Германии” – объясняет Карлсон. “Временами ты воспринимаешь это как должное, потому что группа очень популярна в последние лет десять”.

“Группы вроде Obituary, Cannibal Corpse, Napalm Death, Morbid Angel и даже Repulsion в определенной степени, считаются отцами-основателями” – продолжает он. “Почти так же, как и в мейнстриме, Priest и Iron Maiden всегда собирали толпы фэнов и продавали мерч. Это старые дэт-метал группы, люди их уважают. Вот что всегда было круто в хэви-метал сцене. Думаю, что Интернет обеспечивает доступ фэнам к истории того, в чем они заинтересованы, и доступен им в любое время, поэтому можно очень легко найти истоки жанра. И фэны это уважают. Может, дело в том, что эти группы очень хороши и многие годы сохраняют стабильность”.

 

 

Стив ДиДжорджио выступает с Death to All, 2013г. Фото Реймонда Анера

 

Джефф Бесерра, вокалист Possessed, чья группа по совпадению также записала свою последнюю пластинку в 1986-ом, также стал свидетелем значительного подъема дэт-метала с конца 80-х. Оставив группу в 1987-ом, он воскресил ее 20 лет спустя с участниками лос-анджелесской дэт-метал группы Sadistic Intent, которые явно росли, боготворя пластинки “Seven Churches” и “Beyond the Gates”. Это очередное доказательство, что новое поколение металистов относится к старому дэт-металу с огромным уважением.

“В 80-х я себе и представить не мог, что буду выступать на крупных фестивалях с группами, на музыке которых вырос” – говорит Бесерра. “Мы выступали с Judas Priest, Оззи, Scorpions, Saxon, и многими другими крупными группами. Поэтому, на мой взгляд, восприятие дэт-метала сильно изменилось, как и то, как его воспринимает общественность. Но фестивальные выступления – это не место для дэт-метала. Место для дэт-метала – небольшой клуб, где невыносимо жарко, где около четырехсот безбашенных фэнов. Не думаю, что это когда-нибудь изменится. Да мне бы этого и не хотелось”.

Вероятно, самый маловероятный реюнион – это реюнион группы Death, а точнее Death to All, которая выступает как гастролирующая группа, в составе которой меняющийся состав бывших участников группы-пионера дэт-метала. Первоначально идея Иэна МакДональда и Антона Хефеле из вебзина “Sick Drummer”, Death to All рассматривалась как средство для того, чтобы отметить музыку Death, которая была похоронена вместе с основателем и лидером группы Чаком Шульдинером, который умер в декабре 2001г. В конце 2011г. Хефеле предложил эту идею бывшему менеджеру Death Эрику Грейфу, который не так давно учредил Perseverance Holdings LTD, частную корпорацию, которой он владел совместно с семьей Шульдинера, чтобы управлять коммерческими делами, связанными с музыкой Death.

“Поначалу я засмеялся” – вспоминает он. “Я подумал, что это смешно, и что без Чака невозможно собрать какой-то состав Death. Но после того, как я поговорил с Бет Шульдинер, сестрой Чака, я увлекся идеей найти какое-нибудь место для проведения благотворительного трибьюта, если сделать это в классическом стиле. Я не прорабатывал с ними все детали “от и до”. Я просто оставил возможность использовать песни и имя, потому что за это отвечает Perseverance Holdings”.

По словам Грейфа, организаторы взяли на себя обязательство перечислить 20% от продаж билетов в Sweet Relief, благотворительный фонд, созданный в целях помощи незастрахованным музыкантам, нуждающимся в медицинских услугах. И хотя намерения вроде бы и благие, эти решения привели к созданию нежизнеспособной бизнес-модели, где агентам по бронированию, музыкантам, и даже Sweet Relief не удалось получить полную компенсацию, которую им поначалу обещали. И хотя первый американский тур Death to All из пяти концертов в июне 2012г. стал творческим успехом, он обернулся финансовой катастрофой.

 

 

Carcass, 2010г. Фото Эстер Сегарра

 

“С этой точки зрения он мог бы умереть как сама смерть, сорри за каламбур” – говорит Грейф. “Death to All в итоге стал провалом с точки зрения логистики. Большой интерес со стороны фэнов, отличные клипы на YouTube. Я занялся этим делом и не мог желать лучшего результата. Это был практически духовный опыт. Но если говорить о том, как все плохо было организовано, то так оно и есть”.

Для Грейфа этого стимула было достаточно, чтобы воскресить и самостоятельно переименовать Death to All в следующем году под вывеской Death DTA Tours. Состав эпохи “Human” включал в себя гитариста Пола Масвидала, басиста Стива ДиДжорджио, барабанщика Шона Райнерта и еще одного музыканта, не являющегося бывшим участником Death, гитариста/вокалиста Exist Макса Фелпса, и исполнял материал исключительно с первых четырех пластинок Death перед полными залами фэнов весной 2013г. И Грейф не планирует на этом останавливаться.

“Перефразируя Стива ДиДжорджио, гляди, мы кайфуем” – говорит он. “Мы просто удовлетворяем спрос и исполняем песни из своего прошлого и нам это нравится. Пока народ хочет на это смотреть, мы будем выступать. Нет никакого плана действий. Это не бизнес-модель. В моем понимании, это помогает продуктивным образом распространять наследие Чака и музыку, одним пластинкам это не под силу. И для всех тех, кто говорит: “Я родился в год релиза “Leprosy”. У меня никогда не будет шанса увидеть живьем Чака и Death”. Так удовлетворяется потребность. Это некий меняющийся состав на сцене в плане того, что я знаю, что все, кто принимал участие в деятельности Death на определенном этапе, заинтересованы в DTA и с радостью поедут на гастроли. Поэтому я стараюсь поддерживать бессрочный характер данного мероприятия”.

Очевидно, что в связи с отсутствием Чака Шульдинера, Death больше никогда не выпустят новую студийную пластинку. Тем не менее, группы вроде Repulsion и Possessed до сих пор сохранили первоначальную творческую силу. И по сей день ни одна из групп не выпустила новый материал с момента возрождения, и каждая решила выступать с концертами из лучших хитов. Ностальгия – это прежде всего экономичная реальность в музыкальной сфере, но андеграундное метал-комьюнити хвастает большим коэффициентом цинизма, чем большинство жанров, заставляя многих фэнов и некоторые группы задаваться вопросом, выходят ли мотивы этих реюнионов за рамки простого желания получить чек на крупную сумму.

“Этим говнюкам нужно выпить и не воспринимать все слишком близко к сердцу” – говорит Карлсон из Repulsion. “Я хочу сказать, кому какая разница? Мы никогда не просили никого дать нам возможность выступить с концертом. Люди связываются с нами, потому что они хотят, чтобы мы играли, они исходят из того, что им говорят заказчики. Когда мы даем концерт, мы отрываемся на полную. Вот так мы все это воспринимаем. Я к тому, что мы не разгуливаем со словами: “Мы – группа, воспринимайте нас всерьез!” Мы говорим: “Наш выход через полчаса. Если хочешь, чтобы тебе снесло башню, приходи и вставай у сцены”. В остальном, ничего особенного. Мы просто существуем как концертная единица. У нас есть два основных композитора – первый вокалист группы, первый гитарист группы. Мы существуем для того, чтоб выйти на сцену и встретиться со своими фэнами. Мы не становимся богаче. Само собой, мы оплачиваем счета то здесь, то там, покрываем расходы, но ничего такого, что денежки потекли рекой и мы доим бабло, пока доится. Нечего тут доить!”

Legacy тоже играет важную роль. Никто не хочет, чтобы их последними воспоминаниями о Майкле Джордане был его образ бегущего по баскетбольной площадке в футболке Washington Wizards Jersey. Если группа Repulsion подростками выпустила знаковую пластинку, какой смысл пытаться превзойти ее тридцать лет спустя?

 

 

Люк Лемей из Gorguts, на к



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.