Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В. В. КОЗЛОВ 21 страница



• физическом — в виде холода, тепла, боли, напряжения, непро­извольных движений;

• эмоциональном — в виде страха, горя, чувства одиночества, радости, счастья;

• образном, символьном, ментальном и многих других.

Обычно сознание человека выбирает один, более привычный ему план восприятия переживаемой ситуации. Нет плана, более предпоч­тительного, чем другие, хотя в результате занятий Свободным Дыха­нием усиливается способность многомерного восприятия.

Внимание во время процесса должно быть одновременно и глубо­ким, и полным. То есть дышащий должен выбрать из многообразия сигналов и планов восприятия самый сильный и сосредоточить на нем все свое внимание и в то же время боковым зрением воспринимать всю динамику происходящего.

Все планы восприятия связаны друг с другом. Но очень часто мы с трудом понимаем, что происходит с нами. Мы привыкли общаться на русском языке, а жизнь, кроме русского, знает еще много других язы­ков. Нашему сознанию часто намного проще донести некоторые вещи на других языках, другим способом.

Ощущения, чувства, образы, символы, знаки — все это разные язы­ки, обладающие внутренними законами и своей логикой.

Все эти языки сформировались в процессе эволюции жизни и ус­ваивались нами именно в этой последовательности: сначала ощуще­ния, затем чувства, затем образы, и, наконец, символы и знаки. Но если в детстве мы хорошо понимали первые четыре языка, то позднее поза­были их, растеряли свое умение общаться с жизнью на этих языках. И сейчас наш внутренний мир напоминает группу строителей Ва­вилонской башни. Многоязычие без понимания. И, может быть, кому-|то его собственная жизнь напоминает эту же ситуацию: мы ясно слы-| шим голоса жизни, но плохо понимаем, что они нам говорят.

Как известно, для того чтобы могли общаться люди, говорящие на I разных языках, нужны переводчики. Давайте посмотрим, нет ли их | внутри нас, в нашем сознании.И такой переводчик есть! Это образы. В практической психологии известно много техник и направлений, использующих образы для те­рапии и трансформации сознания.

При этом образ мы будем понимать шире, чем просто «картинку» Известно, что у каждого человека есть свой основной канал вос­приятия: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) или кине­стетический (телесный). И образ может быть описан через все эти модальности восприятия.

Попробуйте сесть максимально комфортно. Закройте глаза и по­чувствуйте ваше тело. Придите в ваше тело и начните осознавать различные его ощущения. Позвольте вашему вниманию свободно скользить по телу с головы до пяток, замечая различные ощуще­ния, которые в нем существуют. Где-то вы можете почувствовать напряжение, где-то расслабление, где-то будет тепло, где-то холод. Просто смотрите на свое тело внутренним взором и отмечайте раз­личные ощущения.

Сейчас попробуйте сосредоточиться на самом сильном ощуще­нии в теле. Вот оно. Попробуйте почувствовать, увидеть, предста­вить форму этого ощущения. После того как вы представили «фор­му» этого ощущения, попробуйте заметить его «фактуру», какое оно? Твердое или мягкое? Вязкое? Упругое? Какое-то еще?

Затем попробуйте увидеть «цвет» этого ощущения. Какое оно -темное или светлое? Ближе к холодным цветам (синему, голубому) или к теплым (красному, оранжевому) ? В нем присутствует только один цвет или несколько?

Теперь почувствуйте его «температуру». Может быть, оно очень горячее. Может быть, совсем холодное. А может быть, только чуть-чуть отличается от температуры тела в целом.

Если ваше внимание ускользает, то мягко, но настойчиво воз­вращайте его к ощущению.

Теперь прислушайтесь к этому ощущению — нет ли у него «зву­ка»? Какой это звук — высокий или низкий? Мелодичный или про­сто шум? Прерывистый или постоянный?

После того как вы описали ваше ощущение, попробуйте еще раз сосредоточиться и заметить, изменилось ли оно. Если оно измени­лось, то какие новые качества приобрело?

Теперь поблагодарите ваше ощущение за этот небольшой раз­говор и отпустите его Откройте глаза и почувствуйте себя «здесь и сейчас».

Выполняя это упражнение, можно заметить, что каждое ощущение обладает своими неповторимыми характеристиками. Таким образом,вы устанавливаете контакт со своими ощущениями и даете им воз­можность измениться. Постепенно, приобретая навыки внутреннего общения, мы заменяем ситуацию внутреннего конфликта на ситуа­цию диалога и позитивного взаимодействия. То же самое относится и к нашим отношениям с другими людьми. Внимательное, подробное описание и осознание ощущений, чувств, ситуаций позволяет создать безопасные условия для изменений и обретения мира и гармонии.

Несколько советов дышащему:

• сосредоточьтесь на ощущении так, чтобы вам были заметны са­мые тонкие его изменения;

• почувствуйте, что каждый нюанс ощущения достоин вашего внимания и вашей любви;

• учитесь описывать качества энергетических структур: найдите место ощущения или эмоции в своем теле и опишите его по всем параметрам (цвет, форма, температура, консистенция, факту­ра, звук, размер, плотность и т. д.);

• особенно будьте внимательны к тем чувствам, которые вы обыч­но не приветствуете;

• пригласите чувство прийти к вам еще интенсивнее;

• не сдерживайте эмоций! Дайте себе возможность выразить их, но при этом продолжайте внимательно наблюдать;

• старайтесь в любой ситуации замечать как можно больше дета­лей;

• если вы не знаете, на что обратить внимание, сосредоточьтесь на своем теле и почувствуйте текущую по нему энергию;

• если и это не помогает, сосредоточьтесь на дыхании и сделайте его намного интенсивнее.

Несколько упражнений

для тренировки объемного внимания

Упражнение 1

Водящий поворачивается спиной ко всем остальным участникам, которые располагаются в произвольном порядке и на произвольном расстоянии друг от друга. Водящий поворачивается и старается за­помнить положение шахмат в течение 30 — 40 секунд. Ведущий дает пояснения: «Вам необходимо запомнить только положение фигур, их позы не имеют значения (если участников много)». Или: «Вы должны запомнить не только положение фигур, но и позу каждой (если участ­ников мало)». Водящий отворачивается, шахматы перемешиваются. Задача водящего — восстановить картину.Упражнение 2

Группа рассаживается полукругом. Из участников выбираются водящий и дирижер. Водящий становится спиной к полукругу на не­котором расстоянии него. Дирижер занимает место перед участника­ми и указывает жестом то на одного, то на другого. Вызванный жес­том дирижера участник хлопает в ладоши один раз. Один и тот же уча­стник может быть вызван дважды или трижды. В общей сложности должно прозвучать 5 хлопков. Водящий должен определить, сколько человек хлопало. После того как он справится со своей задачей, водя­щий занимает место в полукруге, дирижер идет водить, а из полукруга выходит новый участник.

Упражнение 3

Группа рассаживается в полукруг. Ведущий предлагает участникам расслабиться, прислушаться к тому, какие ощущения возникают у каждого в теле (прислушаться к себе), к тому, что делается в полукру­ге, в комнате, в соседней комнате, в коридоре, на улице. На каждое прислушивание дается по 2 — 3 минуты. После этого полезно обсудить услышанное. Это упражнение на внимание к себе, к своим ощущени­ям, к тому, что окружает человека извне. Прислушивание к своим ощущениям занимает важное место во всем тренинге.

Упражнение 4

Группа садится полукругом. Ведущий предлагает участникам пригля­деться к какому-нибудь предмету однотонного цвета и разложить этот цвет на цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый). Например: «Какие цвета «собраны» в паркете?». Обсуждение ведется непосредственно во время приглядывания.

Упражнение 5

Группа садится полукругом. Ведущий предлагает участникам вни­мательно присмотреться к любому человеку, сидящему в полукруге, однако так, чтобы никто не заметил, кто к кому приглядывается. По­том участники по очереди описывают партнеров так, чтобы осталь­ные поняли, кого описывают. Запрещается описывать яркие цветные пятна одежды, упоминать о наличии усов, очков, бороды и пр. Вари­ант: описать особенности движений выбранного человека.

Мы можем вычленить следующие особенности внимания в расши­ренном состоянии сознания:

• основная функция сознания в процессе связного дыхания — наблюдение. Чтобы отключиться от мыслей, необходимо создать нейтральный фокус внимания;• наблюдение должно иметь созерцательный характер (воспри­нимать, но не интерпретировать). Мы можем привести аналог из практики дзен: полностью сохраняя сознание, остановить всю умозрительную деятельность;

• наблюдение обеспечивается вниманием, которое одновремен­но обладает глубиной и полнотой.

В. В. Налимов (65), анализируя особенности трансперсональной психологии как новой философии человека, подчеркивает такое ее качество: «Трансперсональная психология выделила созерцание как метод изучения...» Нужно отметить, что в Свободном Дыхании имен­но внутреннее созерцание является одним из основных элементов процесса, и требования к этому методу мало отличаются от требова­ний в системах Уилбера и Грофа.

Наблюдение человека за внутренним планом собственной психи­ческой жизни, позволяющее фиксировать ее проявления (ощущения, эмоции, образы, символы, мысли), в современной психологии назы­вается самонаблюдением.

Самонаблюдение, или интроспекция (от лат. mrospecto — гляжу внутрь, всматриваюсь), является, наверное, самым древним способом познания психической реальности.

Все древние трактаты Востока и эллинской культуры о психике (душе, духе) человека основаны на интроспекциональном опыте. В за­падной культуре истоки этого метода — в учении Р. Декарта и Д. Лок-ка о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, то есть путем внутреннего созерцания.

Один из основателей современной психологии Вильгельм Вундт считал интроспекцию единственным методом, при помощи которого постигается уникальный предмет психологии — непосредственный опыт субъекта. В. Вундт считал, что интроспекция обнаруживает в со­ставе непосредственного опыта три класса элементов — ощущения, представления, чувства. Таким образом, по предметной направленно­сти и способу организации третий элемент — объемное внимание — мы можем с полной уверенностью обозначить как утонченную инт­роспекцию.

Несколько дополнительных советов ведущему

Что можно предлагать дышащему:

• обратитесь к своему телу и сосредоточьтесь на самом сильном ощущении;

• где вы его чувствуете?

• что вы сейчас чувствуете сильнее всего?

• что вы можете заметить сейчас?

• каково сейчас ваше настроение?

• заметьте, как от секунды к секунде ощущения меняются;

• какое чувство или ощущение зовет вас?

• посмотрите, куда ведет вас это чувство;

• попробуйте рассмотреть это ощущение еще подробнее;

• заметьте то, что вы еще не замечали;

• посмотрите, может быть, какое-то легкое ощущение хочет, что­бы вы на него обратили внимание;

• это важное чувство;

• дайте ощущению меняться так, как ему хочется;

• заметьте сдвиг в своем ощущении;

• посмотрите, как чувство отвечает на ваше внимание;

• приветствуйте все свои ощущения;

• заметьте свою реакцию на это ощущение (чувство);

• я вижу, что вы находитесь в самой глубине ощущения;

•   дайте_______________все внимание, которое оно требует;

• вот это ощущение, прямо здесь!

• попробуйте ничего не чувствовать.

Что делать инструктору:

• каждое чувство и ощущение является важным;

• постоянно осознавайте свои собственные чувства и реакции на дышащего и его поведение;

• если вы не чувствуете себя внимательным и осознающим про­исходящее, то, скорее всего, то же самое происходит и с дыша­щим.

Гибкость контекста

В психологическом плане этот элемент самый сложный для освое­ния. Основной причиной этого является сужение, ограничение поля выбора.

Чем больше у нас так называемого негативного опыта, тем сильнее мы ограничиваем поле своего выбора в той или иной ситуации.

Л. Фестингер, определяя понятие когнитивного диссонанса, опи­сывает следующую схему человеческого поведения в ситуации выбо­ра: человек либо изменяет свое поведение, либо изменяет свое отно­шение к объектам, либо обесценивает значение поступка для себя и для других.

К сожалению, современный человек часто сводит свой выбор к более узкой схеме, чем описано у Фестингера. Тут более подходит эле-ментарная схема «стимул — реакция» классического бихевиоризма Торндайка.

Таким образом, люди — существа бесконечно свободные — начи­нают действовать почти автоматически.

Понятие «контекст» в Свободном Дыхании имеет несколько другое содержание, чем принято в психологии. Контекст (от лат. contextu — 'тесная связь', 'соединение') в психологии определяется как обладаю­щая смысловой завершенностью устная или письменная речь, позво­ляющая выяснить смысл и значение отдельных входящих в ее состав фрагментов (слов, выражений, отрывков текста). В Свободном Дыха­нии бытует более широкое толкование этого понятия. Под контекстом понимается содержание отношения к любой воспринимаемой и пере­живаемой ситуации в феноменологическом поле процесса Свободно­го Дыхания.

Гибкость контекста является основой интеграции. Дышащий дол­жен безусловно принимать любые ощущение, образ, эмоцию, идею, жизненную ситуацию и т. д., приходящие в поле его осознания, и быть благодарным за то, что они больше не подавлены и не отвержены.

Искусство безусловного принятия — основа любого пути самосо­вершенствования. Каким бы ни был феномен, приходящий в процес­се связного осознанного дыхания, нужно принять его с любовью и радостью.

Динамический, многомерный выбор контекста может быть самым важным фактором в жизни человека. Поэтому овладение этим элемен­том в Свободном Дыхании имеет очень большое значение.

В Свободном Дыхании существует великое множество контекстов для перевода любой неприятной ситуации в приятную.

Нужно отметить, что значимость замены контекста с негативно­го на позитивный была замечена давно и в консультативной психо­логии — вне зависимости от конкретной модели консультирования (психоаналитической, адлерианской, личностно-центрированной, бихевиоральной, когнитивной и др.), и в разных школах психотера­пии и психиатрии.

Но смена контекста в Свободном Дыхании имеет ряд кардиналь­ных особенностей:

1) смена контекста с негативного на позитивный производится са­мим дышащим. В других системах это делает профессионал — психолог, психотерапевт, психиатр;

2) принцип безусловного принятия любой ситуации с любовью и радостью с помощью выбора адекватного контекста;

3) гибкость контекста рассматривается как умение, в котором мож­но бесконечно совершенствоваться и пользоваться им не толь-ко в процессе Свободного Дыхания, но и в обыденной жизни как определенной психологической техникой.

Что можно предлагать дышащему:

• можете ли вы радоваться этому ощущению?

• оцените, насколько вы уже приняли это ощущение;

• нормально ли вам чувствовать это?

• вы очень хорошо работаете с этим;

• ну, вы и влипли, правда?

• это может быть не так страшно, как вы об этом думаете;

• по крайней мере, вы что-то чувствуете;

• вы можете принять это чувство, даже если не одобряете его;

• если вы примете это сейчас, оно больше не проявится в вашей жизни;

• ваше тело благодарно вам за то, что вы к нему прислушивае­тесь;

• прекрасно, что ваше чувство проявилось и вы больше его не подавляете;

• да, это, безусловно, уникальное ощущение;

• ничего тяжелее быть не может! Или, может быть, все-таки...

• вы сами пришли к этим ощущениям;

• найдите то, что вам нравится в этом ощущении.

Что делать инструктору:

• старайтесь интегрировать свои чувства по мере того, как они приходят;

• старайтесь быть гибким в своих реакциях на проявления дыша­щего.

Контекст субъективен и находится в большой зависимости от лич­ного опыта, сложившихся ценностей и установок. Одно и то же ощу­щение разными людьми может восприниматься и переживаться по-разному. Например, боль в голени может вызвать страх, наслаждение, тревогу, радость, подавленность, удивление.

Можно сказать, что в обыденной жизни мы обычно пользуемся в основном одномерными контекстами (например, «это хорошо, это пло­хо»). В какой-то момент жизни (чаще всего в детстве, неосознанно) мы делаем такой выбор, принимаем неосознанное решение относиться к реальности именно таким образом. Реальность от нашего выбора не меняется, мы в своем сознании разделяем ее на зоны «ТАК» и «НЕ ТАК».

«ТАК»: работа и получение удовольствия несовместимы, нужно поступать так, как поступает большинство и т. д.«НЕ ТАК»: выражать свои чувства, показывать свою слабость, свою силу и т. д.

Такое разделение реальности резко сужает ту область жизни, где мы можем радоваться и наслаждаться. В бесконечном океане жизни мы выделяем маленький островок «ТАК» — «Я» и живем на нем. И боимся, или не можем, или просто не замечаем океана жизни вокруг, обозначив его «НЕ ТАК» — «не-Я». Но все это лишь результат нашего выбора.

Некоторые из таких выборов поддерживаются стереотипами об­щества или семьи. Многие из них полны здравого смысла. Но многие совершенно абсурдны и заставляют нас испытывать боль и диском­форт, лишают возможности испытывать радость и удовольствие. Это как старая одежда, к которой мы привыкли и не замечаем ее. Ситуа­ции меняются, жизнь предстает перед нами в бесконечном многооб­разии своих проявлений, а мы по-прежнему держимся старых, уже неэффективных контекстов.

К сожалению, мы редко выбираем контексты осознанно. У каждо­го из нас есть определенный набор «любимых» контекстов. Их обыч­но не очень много, и мы подходим к абсолютно разным ситуациям с одними и теми же мерками. Можно сказать, что в основном мы пользу­емся одномерными и жесткими контекстами, например:

Больно — приятно Плохо — хорошо Неправильно — правильно

Ограниченность точки зрения «хорошо — плохо» прекрасно ил­люстрируют суфийские притчи.

Человек умирает в результате случайности. Какая жалость! Затем выясняется, что он был в пути, чтобы убить халифа. О, как хорошо, что он погиб! Затем выясняется, что халиф сошел с ума, и ближайшие два года будут несчастьем для страны. Как жаль, что тот человек не добрался до него! И т. д.

Сам контекст не может быть «плохим» или «хорошим», он может быть только эффективным или неэффективным, адекватным или не­адекватным ситуации. Если мы не получаем в жизни, в работе, в отно­шениях того, чего мы хотим — наш контекст, наше отношение, наш способ восприятия этой части реальности — неэффективны, они «не работают». Если мы знаем, что за окном идет дождь, то у нас есть вы­бор — или огорчиться, сказав: «Опять погода испортилась», или с удо­вольствием понаблюдать за тем, как стекают капли по стеклу, порадо­ваться тому, что не нужно будет поливать из шланга свой садовый уча­сток. Подобный выбор присутствует во всех жизненных ситуациях.

Осознанный выбор отношения позволяет нам перейти от жестких, одномерных контекстов к гибким и многомерным.И тогда зона «НЕ ТАК» получает другое имя — «И ТАК ТОЖЕ», или «РАВНОСТНОСТЬ». Область реальности, в которой мы можем суще­ствовать свободно, расширяется. Как писал Уильям Блейк, «если бы стекла восприятия были очищены, все явилось бы человеку таким, каково оно есть — бесконечным... Ибо человек закрыл себя до такой степени, что видит все вещи через узкие створки своей раковины».

Первое, что нам следует сделать в такой ситуации — принять жизнь такой, какая она есть. Постараться увидеть ее такой, какая она есть. При этом нам может помочь практика осознания, объемного внима­ния из предыдущей главы.

Следующий шаг — осознать, каково наше отношение к этому фак­ту действительности и как мы можем изменить его. Какое отношение, какой контекст позволяет нам принять эту ситуацию, этот факт. При­нять и получить максимум удовольствия в данной конкретной ситуа­ции. Возьмите для примера какую-нибудь повторяющуюся дискомфор­тную ситуацию в вашей жизни, которую бы вы хотели изменить. Мо­жет быть, это ожидание троллейбуса, которое вызывает раздражение. Может быть, это ворчание ваших близких на то, что вы опять все дела­ете не так. Отложите на несколько мгновений книгу и вспомните эти повторяющиеся ситуации. У каждого они будут свои. И сейчас мы не­которое время поработаем с этими ситуациями, проделаем несколько упражнений.

Вспомните, как вы обычно реагируете на такие ситуации. Какие чувства они у вас вызывают? Как меняется ваше дыхание в этих ситу­ациях? Какие части тела напряжены? Какие расслаблены?

Попробуйте выбрать ключевой момент этой ситуации и представьте его в виде картины. Кто присутствует на этой картине? Что окружает людей, присутствующих в ней? Представьте или почувствуйте «раму», в которую заключена эта картина. Какая это рама? Из чего она сдела­на? Нравится ли вам она? И если она вам не нравится, попробуйте изменить раму. Представьте ту раму, которая, по вашему представле­нию, идеально подходит для этой картины.

А затем вновь вернитесь к ощущениям тела и к осознанию чувств. Что изменилось в вашем отношении к ситуации?

Гибкость контекста предполагает осознание многообразности поля выбора в подходах и оценках, взаимодействия с воспринимаемой и переживаемой ситуацией. Этот принцип означает возможность заме­ны одного контекста другим в результате свободного выбора.

А сейчас вновь вспомните повторяющуюся дискомфортную ситу­ацию из вашей жизни. Может быть, это будет та же самая ситуация или какая-то другая. Важно, чтобы вы могли представить ее во всех деталях и хорошо осознавать свои чувства и ощущения внутри нее. Когда вы вспомнили эти ситуации, попробуйте представить пять раз-ных способов отношения к ней, пять разных вариантов реагирования на нее. Может быть, вам поможет, если вы представите, как могли бы прореагировать на эту ситуацию ваши знакомые.

Например, раздражение на автобусной или троллейбусной оста­новке, когда транспорта долго нет, а вы спешите, а люди все прибыва­ют, и вы начинаете нервно ходить взад и вперед и уже шепчете разные нелестные слова в адрес транспортных служб.

Пять разных способов реагирования на нее:

1) Продолжать раздражаться и переживать.

2) Начать рассматривать окружающие деревья, небо, дома, может быть, вы заметите какая приятная сейчас погода.

3) Четко осознать насколько важно для вас то дело, в связи с кото­рым вы оказались на остановке, успеваете ли вы, насколько прин­ципиально, если вы опоздаете минут на 15, нужно ли вам позво­нить и предупредить, что вы опаздываете, или стоит поехать на машине и прибыть вовремя.

4) Начать рассматривать людей, находящихся рядом с вами, воз­можно, вы заметите что-то любопытное в них или захотите с кем-то поговорить.

5) Резко изменить планы и поехать в другую сторону.

Можно найти эффективное отношение к любой ситуации, то от­ношение, которое позволяет вам получить максимум удовольствия в данных условиях. Если вы написали пять способов и не смогли найти самый точный, напишите еще пять.

Вы можете экспериментировать со сменой контекста. Ведь, в кон­це концов, вы — свободный человек и ничто не мешает вам сознатель­но выбирать свое отношение к реальности.

ТВОРИТЕ И МЕНЯЙТЕСЬ - НИ ОДИН КОНТЕКСТ НЕ РАБОТА­ЕТ ВО ВСЕХ СИТУАЦИЯХ.

Активное доверие

Последняя фраза предыдущего пункта — «Творите и меняйтесь» — относится не только к гибкости контекста, свободе выбора отноше­ния. Она относится ко всем четырем принципам. Творите и меняй­тесь, потому что идеальных рецептов жизни просто не существует. Люди на протяжении всей истории человечества искали этот рецепт, создавали системы и мировоззрения, но все они либо не работали, либо работали очень ограниченно (например, эзотерические духовные прак­тики), либо приводили совсем не к тем результатам (например, ком­мунистический эксперимент). Более того, такой рецепт просто невоз­можен. Жизнь по природе своей несовершенна. Она не может бытьзакончена, не может достичь точки, в которой все уже произошло и достигнуто. Жизнь — это постоянное несовершенство, постоянное изменение, постоянное становление.

Рецептов нет. Есть сама жизнь, которую вы проживаете. И у каж­дого из нас есть выбор, как ее прожить. Активное доверие означает применение предыдущих четырех принципов к самому потоку жиз­ни. Расслабление — как доверие жизни, дыхание вместе с жизнью, внимание к изменчивому и многообразному лику жизни, гибкость, способность меняться вместе с жизнью.

Рецептов нет. Если для вас, для достижения того, что вы хотите, сра­ботает не какой-то принцип, а нарушение этого принципа — значит, вы смогли просто довериться, это против правил, но это работает.

Совершенства внутри жизни нет, но сама жизнь, сам поток в его бесконечности совершенен, потому что кроме него ничего нет. Если вы доверяете жизни, доверяете себе, своему телу, своим ощущени­ям, своим чувствам, людям вокруг вас, миру вокруг вас, вы стано­витесь едины с самим потоком жизни. И тогда рецепты просто не нужны.

В «Трех корзинах», каноническом тексте буддизма, написано, что, когда Гаутама стал Пробужденным, Буддой, он «посмотрел на мир жи­вой и неживой долгим и милосердным взглядом». Именно это состоя­ние является для нас эквивалентом: «Есть активное доверие».

Что такое пятый принцип Свободного Дыхания? Это проявленное доверие к жизни во всех ее возможностях. Это когда человек говорит: «Да будет воля Твоя, а не моя». Это тот уникальный и невозможный случай, когда человек отдает свою индивидуальную волю, намерение, силу желания и нежелания потоку жизни.

Что подразумевает человек, когда говорит: «Я ему полностью дове­ряю»? Он, наверное, подразумевает полную безопасность в этой ситуа­ции, возможность снятия контроля, ненужность и абсурдность допол­нительного волевого усилия. Уже и верить не надо. ЕСТЬ ДО-ВЕРИЕ.

Безусловное принятие любого факта, события, действия, отноше­ния: зла, добра, этичного, неэтичного, восхваляющего и унижающего, мудрого и глупого, бессмысленного и полного смысла, космического и земного, сотворенного и несотворенного, полноты и пустоты — всем и всему.

Но как же так, можете спросить вы. Как я могу доверять обманщи­кам-коммерсантам, правительству, жуликам всех мастей? Активное доверие не означает слепоты, а предполагает понимание и принятие самого факта обмана как части потока жизни. Жизнь как великая, Божественная Игра разворачивается в своей бесконечности, и любая попытка выйти из нее — только иллюзия. И выбор человека — либо предаться иллюзиям, либо довериться жизни.Ты всегда свободен и всегда имеешь право на выбор.

Можно следующим образом определить ПЯТЫЙ ЭЛЕМЕНТ: об­щая позитивная установка к процессу, к себе в процессе, физичес­ким и социальным условиям проведения процесса. Чувство гаранти­рованной и осознаваемой безопасности, доверие к членам группы, к инструкторам, к процессу проведения сессий является психологи­ческим условием полного расслабления и обеспечивает успешность работы с другими элементами Свободного Дыхания.

Нет идеального рецепта Свободного Дыхания. Поэтому доверяйте тому, что процесс идет правильно. Доверяйте себе, доверяйте инст­рукторам, доверяйте самой жизни. Вместе с тем будьте активны в про­цессе: экспериментируйте со всеми элементами, особенно с дыхани­ем, находите режимы работы, позволяющие добиваться сочетания лег­кости и эффективности.

Пройдя курс обучения по Свободному Дыханию, человек может пользоваться им самостоятельно в течение всей жизни. Если раньше при прохождении через какую-либо ситуацию, в которой у человека возникали негативные реакции (гнев, страх, раздражение, агрессия), он обычно напрягался и его дыхание становилось поверхностным и затрудненным, что еще больше выводило его из эмоционального рав­новесия, то есть образовывалась жесткая связь между сознанием и дыханием, то после обучения Свободному Дыханию он становится способным заменить эту жесткую связь на гибкую. Иными словами, если в подобной ситуации человек начинает дышать связно, то он по­лучает возможность быстро восстановить эмоциональное равновесие и снять любую негативную реакцию.

Атмосфера взаимного доверия является условием эффективной работы любой группы (тренинговой, учебной, трудовой, научной и АР-) (71).

Климат доверительного общения — один из фундаментальных эле­ментов тренинга, в решающей степени обусловливающий его резуль­таты. Именно палитра доверительных открытий, проявлений превра­щает группу в систему зеркал, в которых каждый может увидеть свой собственный образ, заглянуть во внутренний мир партнера или ин­тимные процессы группы.

Активное доверие является одновременно индивидуально-психо­логическим и социально-психологическим элементом по содержанию, по своей внутренней структуре.

Активность доверия означает его проявленность, жизненность не как потенция, а как качество и умение, ежечасно применяемое в жиз­ни и сознательной деятельности (39).Что можно предлагать дышащему в расширенном состоянии со­знания:

•  нет идеального способа пройти через процесс;

• все процессы отличаются друг от друга;

• нет правильных или неправильных способов пройти через процесс;

• постарайтесь дышать идеально;

• вы прекрасно работаете;

• да, вот так;

• я вижу, как вы стараетесь;

• нормально__________________________;

• не правда ли, это легко ?

• поэкспериментируйте с этим;



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.