Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





На региональном уровне структура и полномочия органов власти, реализующих государственную политику в интересах детей, регулируются законодательством субъектов РФ.



2. На региональном уровне структура и полномочия органов власти, реализующих государственную политику в интересах детей, регулируются законодательством субъектов РФ.

Например, в Москве создан Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. Указанный Департамент является органом исполнительной власти города Москвы, обеспечивающим реализацию семейной и молодежной политики Правительства Москвы, создание единой системы преодоления социального сиротства и развитие семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в государственной защите, и действует на основании Положения о Департаменте семейной и молодежной политики города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства города Москвы от 5 декабря 2006 г. N 929-ПП.

Основными задачами Департамента являются:

- реализация политики города Москвы в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- создание организационно-управленческой модели единой системы профилактики социального сиротства;

- осуществление межотраслевой координации в области семейной и молодежной политики.

В частности, указанный Департамент выступает в качестве государственного заказчика - координатора городской целевой программы "Молодежь Москвы" (2007 - 2009 гг.) и иных городских целевых программ с участием молодежи.

 

Статьи 17 - 20. Утратили силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Комментарий к статьям 17 - 20

 

Статьи 17 - 20 комментируемого Закона отменены Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" в связи с пересмотром федерального законодательства в части, касающейся разграничения полномочий между органами власти различных уровней и их финансового обеспечения.

 

Статья 21. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей

 

Комментарий к статье 21

 

Комментируемая статья в качестве источников поступления денежных средств для реализации государственной политики в интересах детей называет:

- федеральный бюджет;

- внебюджетные источники;

- бюджеты субъектов РФ.

Во многих правовых актах, принятых во исполнение норм комментируемого Закона, содержатся более конкретные ссылки на источники финансирования. В частности, в Постановлении Правительства от 2 ноября 2000 г. N 839 "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в РФ" говорится о том, что финансирование расходов по разработке и распространению, в т.ч. опубликованию, государственного доклада о положении детей в РФ производится в пределах средств федерального бюджета, предусмотренных Министерству здравоохранения и социального развития РФ. Министерству финансов РФ и Министерству здравоохранения и социального развития РФ при формировании проекта федерального бюджета на очередной год поручено предусматривать выделение средств на указанные цели.

Основные мероприятия государственной политики в отношении детей реализуются в рамках федерального бюджета. Необходимый объем денежных средств на обеспечение гарантий, предусмотренных в комментируемом Законе, закладывается в бюджете субъектов РФ на очередной финансовый год.

В Программе антикризисных мер на 2009 г., принятой Правительством РФ, указано, что, несмотря на финансовый кризис, "публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме". Это означает, что государство не допустит снижения объемов финансирования социальных проектов по защите населения, по оказанию медицинских услуг, по обеспечению лекарственными средствами, по обеспечению занятости, а также иных социальных проектов, которые непосредственно затрагивают интересы детей.

Обеспечение социальных гарантий детям как раз относится к предметам совместного ведения. Согласно ст. 85 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ при осуществлении органами государственной власти субъектов РФ полномочий по предметам совместного ведения. Таким образом, за счет средств субъектов РФ обеспечиваются гарантии, которые названы в федеральном законодательстве (в т.ч. в комментируемом Законе), а также в законодательстве отдельных субъектов РФ.

В частности, средства субъекта РФ могут выделяться на приобретение лекарственных средств и средств реабилитации для детей-инвалидов, не предусмотренных федеральным списком, если в субъекте РФ принят нормативный акт о дополнительном лекарственном обеспечении таких детей.

Кроме того, за счет средств региональных бюджетов осуществляется решение вопросов социальной поддержки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях (п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"). Такая гарантия предусмотрена на федеральном уровне, поэтому выделение средств на ее реализацию обязательно для всех субъектов РФ без исключения.

Из бюджета РФ может производиться субсидирование мероприятий, относящихся к вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов. Субсидии зачисляются в бюджет соответствующего субъекта РФ на счет территориального органа федерального казначейства, открытый для кассового обслуживания исполнения бюджета субъекта РФ. Перераспределением размеров выделенных субсидий между субъектами РФ занимается Министерство финансов РФ.

 

Статья 22. Государственный доклад о положении детей в Российской Федерации

 

Комментарий к статье 22

 

1. Ежегодный государственный доклад о положении детей в РФ является официальным документом, который подготавливается в целях обеспечения государственных органов управления и населения России объективной систематизированной аналитической информацией о положении детей и тенденциях его изменения.

Положение детей в государстве постоянно меняется с учетом объективных экономических факторов, а также под влиянием проводимых государством социально-экономических преобразований, принимаемых экономических, правовых, социальных и иных мер по обеспечению прав детей.

В первую очередь государственный доклад необходим, чтобы отслеживать и анализировать эффективность мер государственной политики за истекший период. Органы государственной власти должны знать сильные и слабые стороны проводимых мероприятий по обеспечению гарантий прав детей и ориентироваться на конкретные статистические данные. Доклад является основой для определения приоритетных областей и направлений деятельности по решению проблем детства, а также для разработки необходимых мероприятий по обеспечению прав детей, их выживания, защиты и развития. В докладе используются официальные данные государственной статистики и отчетности, а также аналитические разработки.

В докладе освещаются вопросы состояния здоровья, питания, образования, воспитания и развития детей, трудовой занятости подростков, положения детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев, а также других детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Доклад разрабатывается Министерством здравоохранения и социального развития РФ с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, других заинтересованных организаций. В подготовке материалов для доклада обычно участвуют органы Генпрокуратуры, МВД, Росстата, Фонда социального страхования РФ, Минздрава и прочих министерств и ведомств. Субъекты РФ высказывают свои предложения, например по организации детского здравоохранения, детского досуга и по проведению государственной идеологии в отношении детей и подростков.

Государственный доклад обычно включает в себя следующие разделы (вопросы):

- основные демографические характеристики;

- изменение уровня жизни семей с детьми;

- состояние здоровья детей;

- состояние репродуктивного здоровья женщин;

- состояние питания детей;

- образование, в т.ч. начальное профессиональное образование, воспитание и развитие детей;

- обеспечение дошкольного присмотра детей;

- организация досуга детей и подростков, включая летний отдых и оздоровление;

- трудовая занятость подростков;

- развитие системы учреждений социального обслуживания семьи и детей;

- положение детей-сирот;

- положение детей-инвалидов и меры по их социальной поддержке;

- положение детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

- положение детей-мигрантов;

- профилактика безнадзорности несовершеннолетних;

- профилактика преступности и правонарушений несовершеннолетних;

- положение детей, находящихся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для детей с девиантным поведением, и несовершеннолетних, отбывающих наказание в воспитательных колониях.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2006 г. N 357 утверждены Правила представления материалов для разработки государственного доклада о положении детей в РФ, которые, как следует из названия документа, определяют порядок представления в Минздравсоцразвития России материалов, необходимых для подготовки ежегодного государственного доклада о положении детей в РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, научными и другими организациями, занимающимися проблемами детства.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, а также научные и другие организации, занимающиеся проблемами детства, в срок до 15 февраля каждого года получают от Минздравсоцразвития РФ уточненные запросы с указанием конкретного перечня разделов (вопросов), включаемых в государственный доклад в отчетном году. В ответ на запрос Минздравсоцразвития РФ они направляют материалы к государственному докладу, которые должны содержать:

- количественные и качественные характеристики положения детей в РФ за отчетный год и в динамике за последние три года;

- анализ основных проблем положения детей в РФ и тенденций его изменения за отчетный период и три последних года;

- анализ выполнения мер, предложенных в предыдущих государственных докладах, по реализации международных актов и нормативных правовых актов РФ, принятых в интересах детей;

- информацию о нормативных правовых актах, касающихся положения детей в РФ, и мерах организационного характера по обеспечению прав и интересов детей, принятых в отчетном году органами государственной власти РФ и субъектов РФ. Сведения о нормативных правовых актах, принятых в отчетном году, должны содержать наименование органа (органов), издавших акт, наименование вида акта и его название, дату подписания (утверждения) акта и его номер, краткую характеристику акта;

- информацию о достигнутых результатах улучшения положения детей в РФ, имеющихся трудностях и намечаемых мерах по их решению;

- обоснованные предложения по принятию конкретных мер, необходимых для улучшения положения детей в РФ.

Например, к основным проблемам детства, которые уже несколько лет подряд находят свое отражение в докладах, относится сокращение детского населения, резкое снижение здоровья детей, нарушение прав детей и рост алкоголизации и наркоманизации среди несовершеннолетних. Серьезной проблемой называют инвалидизацию детского населения и защиту прав этой категории детей. В последних докладах обращается внимание на убывание численности детского населения России (в 1989 г. численность детей в возрасте до 16 лет составляла 36 млн. человек, в 1997 г. - 32 млн. человек, в 2001 году - 28 млн. человек, в 2005 г. - 24 млн. человек) <46>.

--------------------------------

<46> Государственный доклад о положении детей в РФ за 2005 год // http://ricolor.org/rus/zn/sb/7/.

 

В Правилах содержится уточнение о том, что материалы должны основываться на данных государственной статистики и отчетности, а также аналитических разработок федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, научных и других заинтересованных организаций. Установлен срок ежегодного представления материалов - до 15 апреля.

На федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, принимающие участие в разработке государственного доклада, возложена ответственность за своевременность, объективность, полноту и качество представляемых к государственному докладу материалов.

2. Часть 2 комментируемой статьи ссылается на постановление Правительства РФ, которое содержит порядок разработки, распространения, в т.ч. опубликования, государственного доклада о положении детей. Во исполнение указанной нормы принято Постановление Правительства от 2 ноября 2000 г. N 839 "Об утверждении Правил разработки и распространения государственного доклада о положении детей в РФ".

Проект доклада подготавливается ежегодно и в срок до 1 октября вносится Минздравсоцразвития РФ в Правительство РФ. По поручению Правительства РФ обеспечивается распространение государственного доклада в средствах массовой информации, в т.ч. его опубликование. Доклад публикуется отдельным изданием и направляется в федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ.

 

Глава IV. ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

 

Статья 23. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 23

 

1. Вред, причиненный ребенку, должен возмещаться по тем же основаниям и на тех же условиях, что и вред, причиненный взрослому человеку. В результате причинения вреда может пострадать здоровье или имущество ребенка, а также может быть причинен моральный вред. Под моральным вредом понимаются нравственные и психические страдания ребенка, которому причинен вред.

Право на возмещение вреда означает возможность ребенка требовать от обязанного лица полного восстановления нарушенного имущественного или личного неимущественного права, компенсации понесенных либо предстоящих потерь и возможность удовлетворения этого требования <47>.

--------------------------------

<47> Проблемы осуществления прав несовершеннолетних граждан // http://www.tveroblinfo.ru/problemy-osushhestvleniya-prav-nesovershennoletnix-grazhdan.html.

 

Пожалуй, наиболее распространенными видами исковых заявлений о возмещении ущерба, причиненного ребенку, являются:

- иски о возмещении ущерба, причиненного некачественным товаром, работой или услугой в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;

- иски о расторжении договоров купли-продажи вследствие нарушения договорных обязательств;

- иски о взыскании морального вреда;

- иски о возмещении ущерба, причиненного дорожно-транспортным происшествием;

- иски о возмещении ущерба, нанесенного затоплением квартиры;

- иски о возмещении вреда в связи со смертью кормильца <48>.

--------------------------------

<48> Исковое заявление о возмещении ущерба и возмещение ущерба через суд // http://www.courthouse.ru/iskovoe-vozmeshenie-usherba.html.

 

В одном исковом заявлении о возмещении ущерба могут содержаться требования исключительно имущественного характера, или требования возместить моральный ущерб, или требования возместить нанесенный и материальный, и моральный ущерб одновременно.

Самостоятельно реализовать свое право обратиться за возмещением вреда ребенок может лишь по достижении возраста 14 лет (ст. 56 СК РФ). Обращаться за возмещением вреда ребенок может в первую очередь к причинителю вреда или в суд.

Обычно права ребенка защищает один из его родителей, а при отсутствии родителей - иной законный представитель ребенка (усыновитель, опекун, попечитель ребенка). В соответствии с п. 3 ст. 36 ГК РФ родители, опекуны и попечители ребенка обязаны заботиться о содержании, об обеспечении его уходом и лечением, защищать его права и интересы.

Так, например, мать 13-летнего Ильи Юринова обратилась с иском в Калининский райсуд Чебоксар на директора и учителя школы, которые насильно остригли волосы с затылка мальчика, потребовав с ответчиков компенсации причиненного морального вреда. Ранее прокуратура Калининского района Чебоксар и Минобразования Республики признали факт нарушения прав ребенка и неправомерность действий педагогов. Впоследствии Управление образования согласилось с оценкой прокуратуры и наказало виновных: оба учителя получили выговоры, математик был уволен. Коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашии оставила в силе решение Калининского райсуда Чебоксар, присудившего компенсацию морального вреда, причиненного ребенку незаконными действиями педагогов, в размере 2000 рублей <49>.

--------------------------------

<49> Суд оставил мизерную компенсацию за нарушение прав ребенка // http://www.hro.org/node/4085.

 

Если вред причинен одним ребенком другому во время школьных занятий, т.е. в то время, когда он находился под надзором школы, которая должна была осуществлять этот надзор надлежащим образом, то ответственность за вред должна нести школа, а не родители малолетнего причинителя вреда. Например, если во время школьной перемены несовершеннолетний получил перелом руки по вине другого подростка, то родители пострадавшего ребенка вправе обратиться в суд с иском о возмещении вреда здоровью и о компенсации морального вреда.

Школа может быть освобождена от ответственности только в том случае, если в суде она доказала, что вред возник не по ее вине в осуществлении надзора. При этом ответственность за причинение морального вреда несовершеннолетними может быть возложена на родителей.

В том случае, когда родители не исполняют свою обязанность отстаивать права ребенка, с требованиями в суд может обратиться представитель ребенка, назначенный ему органом опеки и попечительства, либо орган (организация), на который возложена обязанность по охране прав детей. Например, если в период пребывания ребенка в доме ребенка ему во время драки с посторонним лицом причинен вред здоровью, то администрация учреждения, в котором этот ребенок находится под опекой, вправе подать иск к причинителю вреда.

Основанием возникновения права на возмещение вреда является совершение правонарушения, повлекшего неблагоприятные последствия имущественного или неимущественного характера ребенку или угрозу причинения таких последствий.

Потерпевший ребенок или лица, защищающие его интересы, могут требовать полного возмещения вреда, обратившись к компетентным органам государства.

Органами, участвующими в реализации прав ребенка, являются:

- органы опеки и попечительства;

- прокурор;

- комиссии по делам несовершеннолетних;

- Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ;

- уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ;

- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения;

- другие органы и учреждения, на которые возложена такая обязанность государством.

Например, Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин после того, как представитель несовершеннолетнего А. Фоменкова, чемпиона Паралимпийских игр в Пекине, обратилась к нему с жалобой на отказ в выплате денежных средств за причиненный вред здоровью несовершеннолетнего, выступил в защиту законных прав А. Фоменкова на судебную защиту. В. Лукиным было направлено официальное обращение в Управление налоговой службы по Омской области с просьбой принять незамедлительные меры к исполнению решения суда и восстановлению прав ребенка, в результате чего требования А. Фоменкова были удовлетворены в полном объеме <50>.

--------------------------------

<50> Права юного паралимпийского чемпиона восстановлены! // http://www.ombudsman.gov.ru/rub/galoba.shtml.

 

Компетентные органы, занятые в области защиты прав детей, имеют различный круг полномочий. Так, по закону прокурор вправе в интересах детей обратиться в суд с заявлением, в частности о признании брака недействительным, о лишении родительских прав, об отмене усыновления. Прокурор также участвует в разбирательстве дел по спорам, связанным с восстановлением в родительских правах, об ограничении родительских прав. Органы опеки и попечительства обязаны уведомить прокурора об отобрании ребенка.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов или одного ребенка, или неопределенного круга лиц, например в интересах всех детей, воспитывающихся в конкретном детском дошкольном учреждении. По закону прокурор может выступить в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере:

- трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

- защиты семьи, материнства, отцовства и детства;

- социальной защиты, включая социальное обеспечение;

- обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах;

- охраны здоровья, включая медицинскую помощь;

- обеспечения права на благоприятную окружающую среду;

- образования.

Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. Прокурор также вступает в процесс и дает заключение по делам о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.

Судебная практика подтверждает, что прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав ребенка, находящегося под опекой, только в случае невозможности обращения в суд законного представителя ребенка (родителя, опекуна, попечителя).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в своем Определении от 3 марта 2006 г. N 58-В05-109 в связи с тем, что прокурор обратился в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ о взыскании пособия на ребенка, находящегося под опекой, отметила, что отказ суда в принятии заявления является правомерным, поскольку заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Доказательств того, что опекун ребенка не может сам обратиться в суд с иском о взыскании денежного содержания на опекаемого, прокурором представлено не было (подробнее см. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 марта 2006 г. N 58-В05-109 "Прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав ребенка, находящегося под опекой, только в случае невозможности обращения в суд опекуна ребенка").

С учетом того что несовершеннолетние, как правило, не имеют самостоятельных источников доходов, то денежное возмещение вреда выплачивается родителями или законными представителями ребенка, виновного в причинении вреда.

Например, несовершеннолетние П. и Х. совершили нападение на подростка Б., причинив ему тяжкие телесные повреждения. По приговору суда эти лица признаны виновными в совершении преступления в отношении Б. Его отец в интересах своего сына обратился в суд с иском к П. и Х. о компенсации морального вреда. В связи с отсутствием у ответчиков самостоятельных источников дохода к участию в деле привлечены их родители. Промышленный районный суд г. Самары иск удовлетворил и взыскал компенсацию морального вреда с родителей осужденных. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отметила, что т.к. самостоятельных источников дохода для компенсации причиненного истцу морального вреда ответчики не имели, поэтому суд правильно применил ст. 1074 ГК РФ и возложил ответственность на их родителей (подробнее см. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам" // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 2001. N 1, 2).

2. Государственная пошлина при рассмотрении исков о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда в судах не взимается. Норма комментируемой статьи дублирует нормы подп. 15 ч. 1 ст. 333.36 и подп. 2 ч. 1 ст. 333.37 НК РФ, предусматривающие льготы при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды для защиты прав и законных интересов ребенка в виде полного освобождения от оплаты пошлины.

 

Глава V. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Комментарий к статье 24

 

1. Комментируемая статья определяет время вступления Закона в силу.

По общему правилу действие закона во времени начинается с момента вступления его в силу. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления их в силу. Любой нормативный акт подлежит доведению до сведения общественности: это является обязательным и необходимым условием для вступления его силу. Нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в установленном порядке, считаются недействительными.

Доведение федеральных законов до сведения общественности осуществляется путем опубликования в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация полного текста соответствующего нормативного акта в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства РФ. Федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Текст комментируемого Федерального закона был опубликован в "Российской газете" от 5 августа 1998 г. и в Собрании законодательства РФ от 3 августа 1998 г. N 31, ст. 3802.

2. Момент вступления в силу всего или отдельных норм закона может быть специально указан в самом законе.

Комментируемый Федеральный закон вступает в силу в следующем порядке:

1) со дня его официального опубликования - с 5 августа 1998 г. вступил в силу Закон в его первоначальной редакции, за исключением:

а) п. 3 ст. 7 (об участии педагогов, медицинских и социальных работников, других специалистов по поручению органов опеки и попечительства в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов детей);

б) п. 3 ст. 9 (о праве обучающихся и воспитанников образовательных учреждений ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка, а также о праве проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав);

в) п. 3, 4, 6, 7 ст. 13 (о целевом использовании объектов социальной инфраструктуры для детей; п. 6 ст. 13 утратил силу с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);

г) п. 3 ст. 15 (о возможности общественных объединений и организаций обращаться в суд и защищать права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);

д) п. 2 ст. 23 (об освобождении от уплаты государственной пошлины исков о защите прав детей);

2) с 1 июля 1999 г. Закон вступил в силу за исключением ст. 8, которая должна была вступить в силу с 1 января 2000 г. (ст. 8 комментируемого Закона утратила силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);

3) с 1 января 2000 г. комментируемый Закон вступил в силу полностью.

Установление такой отсрочки вступления Закона в силу по отдельным его положениям было связано с необходимостью разработки в соответствии с комментируемым Законом правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав детей. Ведь нормы должны иметь не только декларативный характер, а иметь конкретный механизм исполнения.

3. С момента принятия комментируемого Закона в него не раз вносились изменения. Изменения были внесены следующими документами:

- Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 118-ФЗ "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

- Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

- Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ" (изменения вступили в силу с 1 января 2009 г.);

- Федеральным законом от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

- Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом РФ" (изменения вступили в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона);

- Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

- Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (изменения вступили в силу с 1 января 2005 г.);

- Федеральным законом от 20 июля 2000 г. N 103-ФЗ "О внесении изменения в статью 22 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (изменения вступили в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона).

Изменения, вступившие в силу с 1 января 2005 г., оказались наиболее существенными. Они были связаны с изменением разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

4. Комментируемый Федеральный закон подчиняется общему правилу о том, что акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие.

Таким образом, можно сказать, что комментируемый Закон применяется к отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий детям, возникшим после дня его вступления в силу.

Соответственно, к вновь возникающим в данной области отношениям комментируемый Закон применяется в полной мере, а к отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий, возникшим до дня вступления в силу комментируемого Закона, данный Закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу.

 

Статья 25. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

 

Комментарий к статье 25

 

Содержание комментируемой статьи направлено на то, чтобы обеспечить соответствие ранее принятых нормативных правовых актов комментируемому Закону.

Имеются в виду в первую очередь указы и распоряжения Президента РФ и постановления Правительства РФ, методические рекомендации, приказы и инструкции министерств и ведомств. Сам комментируемый Закон на момент принятия опирался на действующие на тот момент нормы СК РФ, ГК РФ, ЖК РФ.

Чтобы обеспечить соответствие Закону, исполнительные органы должны в первую очередь определить перечень правовых актов, которые по своему содержанию противоречат нормам комментируемого Закона, а затем отменить или признать утратившими силу полностью или частично такие правовые акты.

Отсутствие противоречий между нормативными актами различных ветвей власти является одной из гарантий эффективности системы российского законодательства.

 

 

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.