Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





5. Деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей ведется некоммерческими организациями, в т.ч. общественными объединениями (организациями). 1 страница



В частности, региональная общественная организация по работе с детьми и молодежью НКО "Центр "Инновации" (Санкт-Петербург), в основном, ведет работу с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации и имеющими детей. Организация оказывает социально-медицинскую и психологическую помощь детям и подросткам групп социального риска, проводит работу с детьми, рожденными от ВИЧ-инфицированных родителей, реализует программы по оказанию первой медицинской, социальной, психологической и педагогической помощи детям и подросткам, оставшимся без попечения родителей, вовлеченным в уличную жизнь. Большое внимание уделяется организации досуговых мероприятий, профилактике наркомании. В рамках одного из проектов несколько раз в неделю работает автобусный маршрут по местам скопления "уличных" детей и подростков с целью оказания им неотложной материальной и социально-психологической помощи и необходимых консультаций. Проект "Права детей - детям" реализуется с января 2000 г. совместно с Уполномоченным по правам ребенка в Санкт-Петербурге и включает практическую работу со случаями нарушений прав детей. Ведется издательская и аналитическая работа в данной области. Существенной частью работы является организация практики студентов вузов по обучению школьников по теме прав и обязанностей детей <11>.

--------------------------------

<11> Центр "Инновации". СПб. региональная общественная организация по работе с детьми и молодежью // http://www.homekid.ru/socialsecurity/organizations/innovation.html.

 

Статья 8. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

 

Статья 9. Меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

 

Комментарий к статье 9

 

1. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. Образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека в таких значимых документах международного права, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о правах ребенка, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам.

Комментируемая статья обеспечивает основные гарантии ребенка в области образования и воспитания. Нормы комментируемой статьи дополняют нормы Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", который регулирует образовательный процесс детей. Под образованием в данном Законе понимается процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

В России установлены следующие уровни образования (образовательные цензы):

- основное общее образование;

- среднее (полное) общее образование;

- начальное профессиональное образование;

- среднее профессиональное образование;

- высшее профессиональное образование;

- послевузовское профессиональное образование.

Комментируемая статья имеет собственный предмет регулирования, т.к. провозглашает гарантии:

- создания детьми общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников;

- проведения по инициативе детей дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений;

- проведения собраний и митингов по вопросам защиты нарушенных прав;

- доступности для детей и их родителей уставов и иных внутренних документов образовательных и воспитательных учреждений.

В соответствии с п. 1 ст. 9 образовательные учреждения и их работники, в т.ч. при обучении ребенка на дому, не должны ущемлять права ребенка. К числу прав ребенка, связанных с получением образования, относятся следующие права:

- право на обучение в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;

- право на обучение по индивидуальным учебным планам в пределах федеральных государственных образовательных стандартов;

- право на ускоренный курс обучения;

- право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек;

- право на получение дополнительных образовательных услуг, в т.ч. на платной основе;

- право на участие в управлении образовательным учреждением;

- право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей, предоставляемых системой образования;

- в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения право на перевод с согласия родителей в другие образовательные учреждения такого же типа;

- право на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении обучающимся аттестации;

- право на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования по достижении возраста 15 лет при наличии согласия родителей и органа управления образованием;

- право на продолжение образования в образовательном учреждении на любом этапе обучения для лиц, получающих образование в семье, при их положительной аттестации и по решению родителей или лиц, их заменяющих;

- право на выбор формы образования, которое Законом "Об образовании" (ч. 2 ст. 50) закреплено только за совершеннолетними гражданами. Это означает, что только родители или лица, их заменяющие, могут выбрать для ребенка форму обучения. Например, для ребенка-инвалида может быть выбрано или надомное обучение, или обучение в коррекционной школе.

Представляется, что понятие "ущемление прав ребенка" в смысле комментируемой статьи следует понимать и как прямое нарушение прав ребенка, и как лишение ребенка возможностей выбора или выражения своего мнения по поводу вопросов образования, подавление его инициативы.

В частности, ущемляющими права детей на образование в екатеринбургских школах признаны школьные дежурства во время уроков. Так, например, учащимся екатеринбургских школ запретили дежурить по школе вместо уроков, т.к. привлечение к такому труду не предусмотрено образовательной программой. Как сообщили в прокуратуре Свердловской области, прокуратура Верх-Исетского района Екатеринбурга в течение 2009 г. вынесла 21 протест на незаконные правовые акты, которые ущемляли права учащихся различных образовательных учреждений и их родителей. В результате в Екатеринбурге пункты правил внутреннего распорядка школ, противоречащие закону, были убраны. Теперь екатеринбургские школьники могут заступать на дежурство только в добровольном порядке и с согласия родителей <12>.

--------------------------------

<12> Прокуроры запретили использовать детский труд в школе // http://www.ombudsman.mos.ru/index.php?page=new&nid=1111.

 

2. Закон поощряет создание по инициативе воспитанников и учеников в возрасте старше 8 лет общественных объединений и организаций. В силу установленного ограничения возраста - восемь лет - дети могут создавать и быть участниками созданных общественных объединений и организаций не ранее чем в школе или ином учреждении, обеспечивающем получение основного общего образования. Подобные объединения и организации не могут создаваться в дошкольных учреждениях.

Администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию таких объединений и организаций.

Единственным исключением из правила является то, что такого рода объединения и организации не должны быть созданными политическими партиями либо являться детскими религиозными организациями.

Деятельность общественных объединений (организаций) регламентируется Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. По Закону общественные объединения могут по своему выбору либо регистрироваться и приобретать права юридического лица, либо работать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Как правило, регистрировать общественные объединения, создаваемые обучающимися или воспитанниками образовательных учреждений, не возникает необходимости.

Учредителями детского общественного объединения, как правило, являются сами ученики или воспитанники, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принято решение о создании организации или объединения, принят устав, сформированы руководящие и контрольно-ревизионный органы. Все учредители общественного объединения имеют равные права и несут равные обязанности.

Членами общественного объединения являются обучающиеся или воспитанники, вступившие в общественное объединение и имеющие заинтересованность в совместном решении задач данного объединения. Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионные органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом. Участники общественного объединения также имеют равные права и несут равные обязанности.

3. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении дисциплинарного расследования деятельности преподавателей, воспитателей и других работников образовательных учреждений, которые нарушают или ущемляют права ребенка.

Например, в случае, если школьный учитель нарушил права ученика, то ученик может обратиться не напрямую к директору, а в школьный совет. Школьный совет является организацией, которая представляет интересы учеников и, в свою очередь, составляет ходатайство на имя директора, в котором просит директора провести расследование произошедшего инцидента и принять меры. Директор назначает комиссию из преподавателей и представителей школьного совета для проведения расследования. Комиссия составляет заключение, по результатам которого администрация образовательного учреждения (в данном случае директор школы) принимает окончательное решение, наказывает виновных. Дисциплинарными наказаниями, которые могут быть применены к нарушителю, являются выговор, строгий выговор и увольнение.

Если обучающиеся не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы. В первую очередь к числу уполномоченных органов относятся комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченные по правам человека в субъектах РФ, Министерство образования, комитет по образованию в структуре органов местного самоуправления.

4. Во внеучебное время обучающиеся и воспитанники образовательных учреждений могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты нарушенных прав.

Собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера (ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях").

Таким образом, митинг отличается от собрания меньшим уровнем организованности и большей публичностью. Митинги и собрания должны отвечать принципам законности и добровольности участия в них.

Организаторами собраний и митингов могут быть один или несколько обучающихся или воспитанников образовательного учреждения или общественное объединение (организация) обучающихся, воспитанников (за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций).

В уставе образовательного учреждения, как правило, содержатся условия проведения собраний и митингов на территории этого учреждения. Обучающиеся или воспитанники должны заблаговременно ознакомиться с условиями проведения собрания или митинга и соблюдать их. Собрания и митинги не должны нарушать общественный порядок и препятствовать образовательному и воспитательному процессам. Например, незаконным будет являться срыв школьных занятий второй смены или насильственное удержание учителей в здании школы и т.п.

О намерении провести собрание или митинг администрация образовательного учреждения должна быть уведомлена заблаговременно в письменной форме. В уставе могут содержаться дополнительные требования к уведомлению, касающиеся времени проведения, указания приблизительного числа участников или конкретного места проведения собрания или митинга. Организаторы собрания или митинга вправе требовать от остальных участников соблюдения общественного порядка, а не подчинившиеся законным требованиям могут быть удалены с места проведения собрания или митинга.

К числу наиболее частых нарушений и ущемлений прав отдельных детей работниками образовательных учреждений, которые приводят к проведениям акций протеста, пожалуй, относятся наложение дисциплинарного наказания на учащегося в форме выговора, удержание в классе на переменах, случаи применения методов психического и физического воздействия (п. 6 ст. 15 Закона РФ "Об образовании"), нарушение права на различные формы получения образования (п. 2 ст. 51, п. 1 ст. 10 Закона РФ "Об образовании").

Массовый характер носят нарушения, связанные с "добровольно-принудительным" сбором денег с родителей обучающихся, которые производятся образовательным учреждением чаще всего для хозяйственных нужд, а также с созданием условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся. Между тем законными могут являться только те решения о сборе денег, спонсорской помощи или "добровольных" пожертвованиях, которые приняты на родительских собраниях или конференциях, созванных по инициативе самих родителей, и в установленном законом порядке оформлены протоколами родительских собраний или конференций.

В нарушение ст. 51 Закона "Об образовании" иногда не согласовываются с органами здравоохранения учебная нагрузка и режим занятий, а помещения, где проходят занятия с детьми, не отвечают требованиям пожарной безопасности, санитарным нормам и правилам по освещенности.

Причинами, которые обусловливают нарушения прав детей в образовательных учреждениях, как правило, являются:

- отсутствие достаточного финансирования образовательных учреждений;

- недостаточность региональной и муниципальной нормативно-правовой базы;

- отсутствие должного систематического контроля органов управления образованием за соблюдением норм и правил организации образовательного процесса;

- недостаточная правовая грамотность руководителей образовательных учреждений, преподавателей;

- недостаточный уровень надзорно-контрольной деятельности образовательных учреждений <13>.

--------------------------------

<13> О типичных нарушениях действующего законодательства в сфере образования в образовательных учреждениях Астраханской области // http://www.astrminobr.ru/downloads/000021.doc.

 

5. Любое образовательное или воспитательное учреждение действует на основании устава. Устав является учредительным документом, в котором содержатся основы создания и деятельности учреждения. Устав, наряду с приказами, правилами внутреннего распорядка, распоряжениями, положениями, нормативами и прочими документами, исходящими от администрации, относится к внутренним документам образовательного учреждения. Документы, издаваемые администрацией образовательного учреждения, могут носить индивидуальный характер, например приказ о премировании преподавателя К. или приказ об уходе в ежегодный оплачиваемый отпуск директора Л. Некоторые документы являются документами финансовой и налоговой отчетности.

Внутренние документы, которые не носят индивидуального характера и не могут носить секретного характера, являются общедоступными. В п. 4 комментируемой статьи содержится обязательное требование к порядку размещения информации: в образовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты:

- уставов;

- правил внутреннего распорядка таких учреждений;

- списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.

Места, в которых вывешиваются тексты перечисленных документов, должны быть доступными не только для преподавательского состава (например, учительские, кабинет директора школы), но и для всех учеников и их родителей (например, вестибюль школы или стена около главного входа).

 

Статья 10. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

 

Комментарий к статье 10

 

1. Комментируемая статья гарантирует охрану здоровья ребенка и наполняет конкретным смыслом общую норму ст. 41 Конституции РФ о том, что в России "каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которая в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно".

В своем Послании Федеральному Собранию РФ Президент России назвал здоровье одной из основных ценностей нашего государства. Провозглашение 2008 года Годом семьи стало началом комплексной работы государства по формированию новой семейной политики. Большое внимание стало уделяться мероприятиям по формированию мотивации для ведения здорового образа жизни, сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей.

В Концепции демографической политики России на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351, отмечается, что одной из главных задач являются сохранение и укрепление здоровья населения, увеличение продолжительности активной жизни, а также создание условий и формирование мотивации для ведения здорового образа жизни.

В качестве основных направлений оказания детям бесплатной медицинской помощи названы:

- профилактика заболевания;

- медицинская диагностика заболеваний;

- лечебно-оздоровительная работа, в том числе диспансерное наблюдение;

- медицинская реабилитация детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями;

- санаторно-курортное лечение детей.

В последнее время в основу государственной политики положена система раннего выявления нарушений здоровья и развития детей. Но, к сожалению, отсутствует достаточная материальная база для эффективного проведения профилактических мероприятий.

Профилактическое направление медицины включает в себя принятие мер по таким основным направлениям, как:

1) укрепление материально-технической базы родильных учреждений.

Например, национальный проект "Здоровье" создал условия для внедрения с 2008 года неонатального и аудиологического скрининга - метода, с помощью которого новорожденные тестируются на ряд врожденных и наследственных болезней. Немаловажное внимание должно уделяться подготовке и переподготовке кадров с учетом новых технологий в акушерстве, гинекологии и педиатрии, а также созданию сети перинатальных центров для обеспечения выхаживания и реабилитации новорожденных с низкой массой тела.

В связи с тем, что во многих регионах не хватает учреждений для диспансеризации, запланировано строительство двух федеральных и 22 областных перинатальных центров;

2) регулярное проведение вакцинации детей.

В последнее время в рамках нацпроекта "Здоровье" в России проводятся достаточные мероприятия по вакцинопрофилактике, а охват детей прививками можно оценить как очень высокий. Детям с грудного и раннего возраста делаются прививки от менингита, пневмонии, отитов и других жизненно опасных заболеваний;

3) раннее выявление у подростков задержки полового созревания.

По статистике, частота заболеваний репродуктивной сферы среди девочек 10 - 17 лет за последние пять лет увеличилась на 27 процентов. Более чем у 30 процентов юношей и девушек выявляется задержка полового созревания. Поэтому создание службы детской и подростковой гинекологии поможет выявить и лечить нарушения репродуктивной функции еще в детском возрасте.

С 2010 г. Минздравсоцразвития РФ намерено проводить обследование подростков 14 лет с целью раннего выявления и лечения нарушений репродуктивного здоровья;

4) правильно организованное и рациональное питание грудных детей, а также детей в детских дошкольных учреждениях и в школах.

Медики отмечают, что сегодня 50 процентов детей редко употребляют в пищу молочные продукты, а 33 процента школьников - мясные продукты. У 25 процентов детей наблюдается дефицит витамина C (до 90% детей) и фолиевой кислоты (до 35% детей).

Для решения проблемы в регионах необходимо строить и реконструировать пищеблоки, школьные базовые столовые, комбинаты детского питания, "молочные кухни".

Профилактические мероприятия в области здравоохранения имеют решающее значение. Своевременная диагностика и коррекция различных нарушений и отклонений в состоянии здоровья детей позволяет предотвратить развитие болезни и повышает шансы на выздоровление.

Здоровье ребенка при рождении в значительной мере определяется состоянием здоровья матери. По статистике, до 40 процентов родившихся детей уже имеют различные расстройства здоровья. С 90-х годов доля детей, родившихся больными, увеличилась в 2,7 раза. Поэтому должна комплексно проводиться профилактика заболеваний и взрослого, и детского населения.

Внедрение профилактических мероприятий уже дает свои результаты. В докладе Совета Федерации "Положение детей в РФ (Национальный приоритет - охрана здоровья ребенка)" отмечается, что в последние годы благодаря усилиям государства в стране отмечается "увеличение рождаемости - в последние годы на 9,1 процента возросло число детей в возрасте до четырех лет. Произошло снижение смертности детей всех возрастных групп, снизился и уровень младенческой смертности".

Медицинская диагностика заболеваний предполагает проведение мероприятий, направленных на выявление болезней.

Медицинское наблюдение проводится лечебно-профилактическими учреждениями по месту жительства детей, а также специалистами по месту воспитания или обучения. В частности, в рамках выявления заболеваний органов дыхания проводится ежегодный охват детей и подростков туберкулинодиагностикой (в крупных городах, таких, как Москва или Санкт-Петербург, он составляет более 90%).

Медики отмечают, что наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в школьном возрасте (от 7 до 17 лет). За последние десять лет повысилась распространенность хронических заболеваний среди учащихся младшей и средней школы. В качестве причин нервно-психических нарушений и отклонений сердечно-сосудистой системы врачи называют снижение возраста приема в школу, сложные учебные программы, низкую двигательную активность детей, нарушения режима дня, а также уменьшение продолжительности сна. Часто сама школьная среда вредит здоровью детей: школьная мебель, освещенность школьных кабинетов не соответствуют детской физиологии, несоблюдение гигиенических режимов работы на компьютерах приводит к развитию нервно-психических нарушений и болезням глаз.

В числе хронической заболеваемости школьников "лидируют" болезни глаз. Распространенность понижения остроты зрения от младших к старшим классам во время обучения в школе увеличивается в 3 - 4 раза.

В связи с плохим состоянием здоровья примерно 30 процентов старшеклассников ежегодно признаются негодными к военной службе.

2. Приказом Минздравсоцразвития России от 21 апреля 2008 г. N 183н "О проведении в 2008 - 2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации" утвержден Порядок проведения в 2008 - 2010 годах диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, который регулирует вопросы, связанные с проведением в 2008 - 2010 годах государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Согласно данному Приказу срок проведения диспансеризации составляет три года - с 2008 по 2010 г. Диспансеризация означает выявление хронических заболеваний на ранних стадиях и позволяет организовать наблюдение за состоянием здоровья детей. Она проводится врачами-специалистами с использованием установленных лабораторных и функциональных исследований. Результаты диспансеризации вносятся в медицинскую карту ребенка или в карту диспансеризации детей. Лечебно-оздоровительная работа, в т.ч. диспансерное наблюдение детей, направлена на улучшение состояния здоровья детей, у которых выявлены те или иные конкретные заболевания.

Амбулаторно-поликлинические и больничные учреждения государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения предоставляют детям различные виды необходимой медицинской помощи:

- первичную медико-санитарную помощь (т.е. лечение наиболее распространенных болезней, проведение профилактических прививок, осмотров, диспансерного наблюдения здоровых детей и лиц с хроническими заболеваниями);

- неотложную медицинскую помощь (при острых заболеваниях и обострениях хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмешательства);

- скорую медицинскую помощь (в т.ч. безотлагательную помощь при несчастных случаях, травмах, отравлениях, а также при других состояниях и заболеваниях, требующих срочного медицинского вмешательства).

Предоставление бесплатного обслуживания в медицинских учреждениях на территории РФ, а также бесплатного медицинского обслуживания и оперативного лечения в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении происходит на основании страхового полиса.

Лечение детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, как правило, требует специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий в рамках оказания высокотехнологичной медицинской помощи. В частности, такая помощь применяется в детской кардиологии, детской онкологии, детской урологии-андрологии, детской хирургии, детской эндокринологии и т.п. Основанием получения высокотехнологичной медицинской помощи является заключение врачебной комиссии, которой выявлены показания к госпитализации. К сожалению, из-за недостаточного финансирования существуют квоты на оказание такой помощи, недостаточно центров высокотехнологичной помощи в регионах <14>.

--------------------------------

<14> Главное богатство нации. Утвержден Доклад Совета Федерации "Положение детей в Российской Федерации (Национальный приоритет - охрана здоровья ребенка)" // http://council.gov.ru/inf_ps/parlisurvey/2009/01/84/item4020.html.

 

Детям, имеющим заболевания, при наличии медицинских показаний могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря (базы) труда и отдыха, а также в санаторно-курортные учреждения. Подробнее о санаторно-курортном лечении детей см. в ст. 12 и в комментарии к ней.

 

Статья 11. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

 

Комментарий к статье 11

 

1. Комментируемая статья содержит гарантии для детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости. При этом под профессиональной ориентацией понимаются мероприятия, направленные на подготовку молодежи к выбору профессии с учетом особенностей их личности и кадровых потребностей работодателей, а также на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении и трудоустройстве.

Профориентационные услуги подростки получают в службе занятости. Отдельные знания несовершеннолетние могут почерпнуть из справочников, классификаторов профессий или узнать от школьных педагогов.

Профориентационная работа с молодежью может предусматривать индивидуальные и групповые консультации, вовлечение молодых людей в различные целевые программы и массовые мероприятия, психологическую поддержку и мониторинг молодежного рынка труда и прогноз его развития, консультирование родителей выпускников по вопросам выбора профессии, информирование молодежи о ситуации на рынке труда, востребованных профессиях, возможностях трудоустройства и обучения, ориентацию подростков, не имеющих профессии, на получение базового профессионального образования, обучение безработных навыкам поиска работы, самопрезентации <15>.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.