|
|||
5. Деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей ведется некоммерческими организациями, в т.ч. общественными объединениями (организациями). 3 страница- выявление объекта социальной инфраструктуры для детей, который фактически требует реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации; - проведение осмотра, экспертного анализа данных об объекте и оценки последствий принятого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания; - в случае положительного экспертного заключения об отсутствии негативного влияния на состояние социальной инфраструктуры - осуществление реконструкции, модернизации, изменения назначения или ликвидации объекта. Комментируемая норма начинает работать после создания на уровне субъектов РФ экспертных комиссий или рабочих групп в составе органов управления. В Санкт-Петербурге действует распоряжение Комитета по образованию от 29 августа 2008 г. N 1330-р "О создании рабочей группы по разработке Программы размещения объектов по отрасли "Образование" на территории Санкт-Петербурга на период до 2015 с учетом перспективы до 2025 года". На основании данного распоряжения Комитет по образованию уполномочен создавать комиссию по формированию сети государственных образовательных учреждений в целях соблюдения комментируемой статьи. Комиссия рассматривает акты экспертной оценки возможных последствий данных реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объектов, поступающие от администраций районов Санкт-Петербурга. Прогнозные данные о населении Санкт-Петербурга представляются ГУП "Информационно-аналитический центр". В свою очередь, от Комитета по образованию районные органы образования получают аналитические материалы для расчета и планирования мест в образовательных учреждениях с учетом демографического прогноза населения Санкт-Петербурга на ближайший период. Зачастую на время капитального ремонта учащиеся школы размещаются в других образовательных учреждениях с низкой наполняемостью. Например, в Самарской области было решено разместить в МОУ СОШ N 49 г. Самары Самарский муниципальный институт управления. В соответствии с Приказом руководителя Департамента управления имуществом города Самары из оперативного управления МОУ СОШ N 49 изъята и передана в оперативное управление МОУ ВПО "Самарский муниципальный институт управления" часть нежилых помещений в здании школы. В данном случае решение о размещении в одном школьном здании учреждений различных типов является решением об изменении назначения объекта социальной инфраструктуры для детей и требует экспертной оценки последствий такого решения <23>. -------------------------------- <23> Заключение Уполномоченного по правам человека в Самарской области по жалобе родителей и педагогов школы N 49 // http://www.ombudsman.samara.ru/novosti/novost81%202.htm.
При оценке последствий может быть принято во внимание нахождение в здании учреждения или на прилегающей территории посторонних, влияние перемещения и совмещения кабинетов, произведенных в результате уменьшения занимаемой площади, периодическое движение личного автотранспорта на территории, отсутствие свободных помещений для гардеробов, для детской столовой. Иногда реорганизация образовательных учреждений бывает направлена на сокращение штатной численности работников и расходов бюджета. Так, реорганизация детского дома в общеобразовательную школу со структурным подразделением "детский дом" позволяет увеличить контингент обучающихся в образовательном учреждении за счет детей из семей, проживающих в микрорайоне образовательного учреждения, уменьшить расходы на содержание одного ребенка-сироты, даст возможность интеграции детей-сирот в общество <24>. -------------------------------- <24> Образование, воспитание и развитие детей // http://www.homekid.ru/kidscience/kid2008part6.htm.
В случае отсутствия экспертной оценки решение о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта признается недействительным с момента его вынесения. Отменить решение, вынесенное с нарушением закона, вправе орган, принявший такое решение. Кроме того, решение может быть признано незаконным в судебном порядке органами прокуратуры или иными заинтересованными лицами, чьи права или законные интересы нарушены принятием такого решения. В случае принятия судом решения о признании недействительным (незаконным) решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей все действия, произведенные в целях выполнения такого незаконного решения, должны быть немедленно прекращены и приняты усилия для возвращения реконструированного, модернизированного, измененного или ликвидированного объекта в первоначальное положение. 3. Законом установлено строго целевое назначение имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей. Имущество, предназначенное для использования в целях обеспечения гарантий детям, не может быть использовано для других нужд, даже для общественно полезных. Речь в ч. 3 комментируемой статьи идет об имуществе, которое находится в федеральной собственности или собственности субъектов РФ. Для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей используются в качестве основной материальной базы земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество. Государственное имущество может передаваться предприятию на праве хозяйственного ведения или учреждению на праве оперативного управления. Основные положения о праве собственности, праве оперативного управления и хозяйственного ведения имуществом определяются ГК РФ. В отношении имущества, переданного на праве хозяйственного ведения, государство может решать вопросы определения предмета и целей деятельности предприятия, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Государство имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия (ст. 295 ГК РФ). За учреждением имущество закрепляется на праве оперативного управления. Учреждение владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества (ст. 296 ГК РФ). Большинство медицинских, образовательных, спортивных учреждений и иных объектов социальной инфраструктуры для детей созданы как государственные и муниципальные учреждения. На уровне субъектов РФ могут приниматься нормативно-правовые акты, которые наряду с федеральными нормами регулируют порядок использования имущества субъекта РФ, предназначенного для целей образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей. Как правило, субъектами РФ принимаются законы, которые регулируют порядок распоряжения имуществом различного целевого назначения, в том числе и объектами социальной инфраструктуры для детей. Например, в Самарской области действуют Законы: - от 3 апреля 2002 г. N 15-ГД "О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области"; - от 11 марта 2005 г. N 94-ГД "О земле"; - от 6 марта 2003 г. N 11-ГД "О приватизации имущества Самарской области"; - от 7 июля 2000 г. N 29-ГД "О передаче объектов государственной собственности области в муниципальную собственность и приеме объектов муниципальной собственности в государственную собственность области". 4. Часть 4 комментируемой статьи ограничивает возможности использования имущества государственным или муниципальным учреждением, которое является объектом социальной инфраструктуры для детей. Такое учреждение может передавать имущество на условиях временного возмездного пользования (т.е. аренды) другому юридическому лицу или предпринимателю только после экспертной оценки. Экспертную оценку проводит орган, уполномоченный собственником имущества (соответственно государством или муниципальным образованием). Предметом оценки является степень негативного влияния передачи в аренду имущества на обеспечение образования, воспитания, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты или социального обслуживания детей. Например, если на первом этаже детской поликлиники планируется обустроить аптечный пункт, то до заключения договора аренды на передачу части помещений поликлиники другому юридическому лицу необходимо получить экспертную оценку последствий передачи помещений. Если площадь первого этажа небольшая и обустройство аптечного пункта будет создавать давку и постоянные очереди у входа в поликлинику, то передачу части площади эксперты признают нецелесообразной. Договор, заключенный в нарушение положений комментируемой статьи, может быть в судебном порядке признан недействительным на основании ст. 168 ГК РФ как противоречащий закону. По общему правилу признание договора недействительным влечет применение реституции, т.е. возвращение сторон в первоначальное положение. 5. Прежде чем принять решение об изменении назначения муниципального имущества, относящегося к объектам социальной инфраструктуры для детей, органы местного самоуправления должны создать имущество, достаточное для обеспечения потребностей детей. Это значит, что органы местного самоуправления должны правильно оценить потребности детей муниципального образования, в т.ч. в ближайшем будущем. В распоряжении органов должна иметься оперативная информация об общем количестве детей, проживающих на территории муниципального образования, о нормативах обеспечения детей, а также об общем количестве учреждений того или иного назначения на территории муниципального образования. В соответствии со ст. 16 Закона Красноярского края от 2 ноября 2000 г. N 12-961 "Об основных гарантиях прав ребенка" принятие решений об изменении формы собственности, служебного назначения имущества государственного или муниципального имущества не допускается без предварительного экспертного заключения государственно-общественной комиссии, создаваемой администрацией края, представительным органом местного самоуправления. Порядок принятия решения об изменении назначения имущества принимается на местном уровне. Об изменении назначения объекта социальной инфраструктуры родители детей должны быть заблаговременно предупреждены, чтобы иметь возможность выбрать школу, детский сад, поликлинику или иной объект социальной инфраструктуры для своего ребенка, то есть принять решение о том, оставить ребенка в этом же учреждении или перевести в другое. Так, Заключением Экспертного совета по образованию при Уполномоченном по правам человека в Самарской области, согласованным с представителями администрации Самары и направленным в Департамент образования Самары, в ноябре 2008 г. было рекомендовано обратить внимание на практику информирования родителей, учеников и педагогических коллективов по вопросам реорганизации образовательных учреждений в городском округе Самара <25>. -------------------------------- <25> Заключение Уполномоченного по правам человека в Самарской области по жалобе родителей и педагогов школы N 49 // http://www.ombudsman.samara.ru/novosti/novost81%202.htm.
6. Часть 7 комментируемой статьи имеет отсылочный характер и определяет, что изменение формы собственности объектов социальной инфраструктуры для детей производится в общем порядке, который установлен законом. Всего выделяют три формы собственности: - государственную; - муниципальную; - частную. Передача имущества из государственной и муниципальной собственности в частную собственность, т.е. в собственность физических или юридических лиц, называется приватизацией, передача из частной в государственную собственность - деприватизацией. Статья 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" различает несколько способов приватизации, в том числе преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество, продажу государственного или муниципального имущества на аукционе и некоторые другие. На уровне субъектов действуют нормативно-правовые акты, более детально регулирующие порядок приватизации и не противоречащие федеральному законодательству о приватизации, например Закон города Москвы от 11 апреля 2001 г. N 12-ЗК "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы", в котором приватизация определяется как "структурный элемент государственной политики управления собственностью на основе возмездной ее передачи в собственность физическим и юридическим лицам, направленной на развитие производства, создание рабочих мест, наполнение рынка конкурентоспособными товарами и услугами российских товаропроизводителей, расширение налогооблагаемой базы".
Статья 14. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию
Комментарий к статье 14
1. Каждый ребенок имеет полное право пользоваться средствами массовой информации, право доступа к информации и материалам из различных национальных и международных источников, особенно к таким, которые способствуют его социальному, духовному и моральному благополучию и развитию. Комментируемая статья в достаточно общей форме устанавливает правовые основы защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию. Прежде всего, определимся с основными понятиями, которые используются в статье. Информацией являются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. Опасной для детей считается информация: - демонстрирующая насилие, жестокость; - устрашающего характера; - дискредитирующая семью и родителей; - провоцирующая детей к потреблению веществ, товаров и услуг, опасных для жизни и здоровья; - провоцирующая детей к антиобщественному поведению; - криминогенного характера; - содержащая ненормативную лексику. Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в РФ и защиты их нравственности. Запрещается пропаганда насилия и жестокости, т.е. распространение информации, направленное на формирование в массовом сознании установок и стереотипов насильственного или жестокого поведения либо имеющее целью побудить или побуждающее к актам противоправного насилия или жестокого обращения с человеком или животным. Например, пропагандирующим насилие считается фильм, в котором главный положительный герой говорит и своим поведением успешно доказывает правильность и оправданность убийств. Указанная выше информация способна нанести серьезный вред здоровью, нравственному и духовному развитию ребенка. В соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка Россия обязалась поощрять средства массовой информации к распространению информации и материалов, полезных для ребенка в социальном и культурном отношениях, и поощрять разработку надлежащих принципов защиты ребенка от информации и материалов, наносящих вред его благополучию. Формы поощрения государства могут быть различными, начиная от налоговых льгот и льготного предоставления кредитов средствам массовой информации, заканчивая принятием правовых актов, способствующих деятельности таких средств массовой информации, или поощрением из уст государственных деятелей. Под понятием "насилие на экране" понимается аудиовизуальное изображение, в котором одно действующее лицо (или группа лиц) осуществляет негативное принуждение по отношению к другому действующему лицу (или группе лиц) посредством угрозы или реального применения физической силы, имеющее своим последствием телесные повреждения, моральный и имущественный ущерб <26>. Государственный контроль за телевидением в первую очередь выражается в запрещении показа фильмов и телепередач, содержащих сцены насилия. Для них отводится позднее вечернее и ночное время. Однако многие телеканалы включают в свои новостные выпуски материалы, содержащие документальные съемки катастроф, военных действий, терроризма, иные сцены насилия, в т.ч. в дневное время ("Криминал", "Криминал: Чистосердечное признание", "Дорожный патруль" и т.п.). -------------------------------- <26> Федоров А.В. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004. 418 с.
Приказом Роскультуры от 15 марта 2005 г. N 112 утверждено Руководство по возрастной классификации аудиовизуальных произведений, которым введена единая возрастная классификация аудиовизуальных произведений (фильмов и программ), соответствующая психовозрастным особенностям восприятия зрительской аудитории. Данное Руководство содержит также перечень фильмов, не подлежащих классификации, в регистрации которых отказывается (например, фильмы или программы, содержащие демонстрацию сексуального насилия в отношении детей, неоправданные подробности сцен садизма и чрезмерного насилия и жестокости и т.п.). Сведения о возрастной классификации фильмов вносятся в прокатные удостоверения, выдаваемые Министерством культуры РФ. Эти сведения указываются на обложках дисков и видеокассет, в кассовых залах и на фасадной рекламе кинотеатров. Так, Бутырская межрайонная прокуратура г. Москвы провела проверку соблюдения Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" в пяти образовательных учреждениях столицы. В ходе проверки было установлено, что в школах на персональных компьютерах, подключенных к сети Интернет, несмотря на наличие фильтров, препятствующих доступу несовершеннолетних на запрещенные сайты экстремистского и порнографического содержания, любой учащийся при наборе на клавиатуре определенных ключевых слов может зайти на указанные информационные ресурсы. По результатам проверки прокуратура объявила предостережения директорам школ о недопустимости посещения учащимися запрещенных сайтов <27>. -------------------------------- <27> В Москве прокуратура объявила предостережения директорам школ о недопустимости посещения учащимися запрещенных сайтов // http://www.ombudsman.mos.ru/index.php?page=new&nid=1107.
Сегодня государство вполне осознает серьезность негативного влияния сцен экранного насилия на детскую аудиторию, но не принимает достаточных превентивных мер. Со стороны государства необходим научный подход к информации, которая является общедоступной для любой аудитории. Ученые-исследователи должны подробно анализировать содержание телепередач и фильмов основных каналов, определять время, когда программы со сценами насилия наиболее часто выходят в эфир, выявлять типы отношений детей и подростков к сценам насилия на телевидении. Конечной целью исследований должна стать выработка примерных возрастных рейтингов по отношению к показу аудиовизуальной продукции, четкой повременной регламентации телевизионной демонстрации сцен насилия, а также примерных правовых рекомендаций для общественности (родителей, педагогов и др.) и государственных структур относительно соблюдения прав ребенка на получение гуманной, не содержащей насилия аудиовизуальной информации <28>. -------------------------------- <28> Федоров А. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004. 418 с.
Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. допускает вводить ограничения на телевидении с целью "защиты здоровья и нравственности населения". На Западе действует государственный контроль за медийным изображением насилия, действуют программы защиты детей от экранной агрессии и от психического вреда информации. Например, во Франции действует Высший аудиовизуальный совет, который контролирует вещание программ, способных нанести вред детям. В соответствии с директивой Совета от 1989 г. телекомпаниям не рекомендуется транслировать эротические и содержащие сцены насилия программы до 22 часов 30 минут и их рекламу до 20 часов 30 минут <29>. Во многих западных странах платные кабельные или спутниковые каналы сопровождают демонстрацию экранной продукции специальными значками возрастных ограничений и возможностью их блокирования от несанкционированного просмотра детьми младшего возраста <30>. -------------------------------- <29> Недетское время // Российская газета. 31 января 2005 г. <30> Федоров А. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004. 418 с.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" не допускается использование СМИ для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости. В 1999 г. телеканалы подписали Хартию телерадиовещателей, которая декларирует "отказ от демонстрации либо описания в телерадиопрограммах чрезмерной жестокости и насилия". Однако Хартия не ограничивает показ художественных фильмов со сценами секса и насилия <31>. -------------------------------- <31> Юшкявичюс Генрих. Телевидение - спецназ, разрушающий Россию // http://nations.healht.ru/818-televidenie-specnaz-razrushajushhijj-rossiju.html.
Кроме того, понятия насилия и жестокости являются оценочными и специалисты телеканалов всегда могут сослаться на неправильную интерпретацию общественностью фильмов и передач, выходящих на экран. Несмотря на подписанную еще в 1999 г. основными российскими телеканалами так называемую Хартию телевещателей, телевизионный репертуар, на наш взгляд, по-прежнему лишен эффективного корпоративного контроля по части демонстрации сцен насилия <32>. -------------------------------- <32> Федоров А. Права ребенка и проблема насилия на российском экране. Таганрог, 2004. 418 с.
Однако комментируемая статья не содержит даже отсылочной нормы об ответственности за нарушение правил обеспечения ребенка информацией. Отсутствие указания в Законе конкретных мер, которые должны приниматься в интересах детей, а также действенной системы наказаний приводит к тому, что положения комментируемой статьи до сих пор остаются благими пожеланиями. Один из ведущих медиа-социологов нашей страны А.В. Шариков отметил, что "законодательных актов, где были бы четко прописаны санкции, накладываемые на тех, кто насыщает эфир насилием, Россия не имеет, так же как не имеет и специального органа, который контролировал бы данную позицию. И поэтому Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" носит чисто декларативный характер" <33>. -------------------------------- <33> Там же.
На уровне многих субъектов РФ установлена административная ответственность за распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, с нарушением нормативов. Например, в Законе Санкт-Петербурга от 16 января 2009 г. N 816-6 "О нормативах распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет" в качестве меры ответственности предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Сумма административного штрафа зачисляется в бюджет Санкт-Петербурга. 2. Часть 2 комментируемой статьи говорит об установлении нормативов распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 18 лет. Под продукцией понимается печатная продукция (книги, журналы, брошюры, буклеты, открытки и иные виды печатной продукции), аудио- и видеопродукция (экземпляры аудиовизуальных произведений и (или) фонограмм), иная продукция (программы для электронных вычислительных машин, в т.ч. компьютерные игры, произведения декоративно-прикладного искусства, настольные игры, игрушки, игровые сооружения для детей и иные виды продукции). Нормативы, т.е. правила распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку, разрабатываются на уровне субъектов РФ. Так, в Санкт-Петербурге действует Закон "О нормативах распространения в Санкт-Петербурге печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет". Закон запрещает распространять на прилегающей к детским и образовательным организациям территории в радиусе 150 метров от каждого входа (выхода) в указанные организации, а если детские и образовательные организации имеют огражденную территорию, то от каждого входа (выхода) на нее в целях защиты ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в т.ч. от национальной, классовой, социальной нетерпимости, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующих насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Отнесение продукции к категории, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, осуществляется после проведения экспертизы специальной экспертной комиссией. Состав комиссии и порядок ее деятельности определены Правительством Санкт-Петербурга. При этом экспертиза продукции, за исключением настольных, компьютерных и иных игр, игрушек, игровых сооружений для детей, проводится по инициативе уполномоченных органов власти Санкт-Петербурга, организаций и граждан. Экспертиза проводится за счет средств бюджета субъекта, а заключение экспертизы носит рекомендательный характер. По Закону Чувашской Республики от 17 декабря 2008 г. N 66 "Об установлении нормативов распространения на территории Чувашской Республики печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой детям для пользования до достижения возраста 16 лет" продукция, не рекомендуемая ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, не должна распространяться: - на расстоянии не менее чем 500 метров от зданий и границ земельных участков, на которых расположены детские, учебные, медицинские, спортивные, культурные, религиозные организации, а также на зданиях и в помещениях названных организаций. В случае отсутствия утвержденных границ земельных участков, на которых расположены детские, учебные, медицинские, спортивные, культурные, религиозные организации, - не менее чем 600 метров от ближайшей точки периметра указанного объекта до входа в помещение, используемое для распространения продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет; - в общественном транспорте; - при проведении общественных и зрелищных мероприятий в Чувашской Республике; - лицами, не достигшими возраста 16 лет. Согласно Закону Республики Марий Эл от 28 апреля 2009 г. N 28-З "О нормативах распространения на территории Республики Марий Эл печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, и о внесении изменений в Закон Республики Марий Эл "Об административных правонарушениях в Республике Марий Эл" в Республике Марий Эл запрещено распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет: - ближе 500 метров от зданий и прилегающих к ним территорий детских, образовательных, медицинских и религиозных организаций, организаций культуры, физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, а также на зданиях и в помещениях названных организаций; - на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения; - при проведении общественных и зрелищных мероприятий на территории Республики Марий Эл; - лицами, не достигшими возраста 16 лет. Распространение продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования до достижения им возраста 16 лет, допускается только в специально предназначенных для этого помещениях, определяемых правовыми актами органов местного самоуправления. 3. В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи должна проводиться экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Порядок такой экспертизы определяется Правительством РФ. До 5 октября 2007 г. экспертиза проводилась в соответствии с Временным порядком проведения экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений, утвержденным Приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. N 1917 "Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей". Осуществлять такую экспертизу было уполномочено Минобразования РФ и его территориальные органы. Приказом Министерства образования и науки РФ от 5 октября 2007 г. N 272 Приказ Минобразования РФ от 26 июня 2000 г. N 1917 признан утратившим силу. Таким образом, в настоящее время экспертиза не проводится.
|
|||
|