|
|||
5. Деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению обязанностей ведется некоммерческими организациями, в т.ч. общественными объединениями (организациями). 4 страницаСубъекты РФ по закону не могут определить на своих территориях порядок осуществления экспертизы настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей, поскольку в ч. 3 комментируемой статьи определение порядка ее проведения прямо отнесено к компетенции Правительства РФ. Поэтому в законах субъектов РФ определяется порядок проведения только социальных, психологических, педагогических и санитарных экспертиз разных видов товаров, за исключением настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Например, Постановлением Правительства Астраханской области от 17 февраля 2009 г. N 58-П "Об уполномоченном органе исполнительной власти Астраханской области, осуществляющем проведение экспертизы нерекомендуемой продукции и экспертизы надписей, изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности" установлено, что Министерство образования и науки Астраханской области уполномочено осуществлять социальную, психологическую, педагогическую и санитарную экспертизу нерекомендуемой продукции (за исключением настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей), а также надписей, изображений, противоречащих общим принципам морали и нравственности. Игрушки для детей в возрасте до 3 лет: - должны быть безопасными для ребенка, находящегося без присмотра в кроватке или манеже; - должны быть достаточно прочными, чтобы исключить возможность уколов или порезов; - должны быть сконструированными так, чтобы ребенок не мог их разорвать, разобрать или раскусить; - не должны иметь грубых поверхностей или острых краев, не должны попадать в горло или закручиваться вокруг шеи <34>. -------------------------------- <34> Классификация, экспертиза и сертификация игрушек // http://www.manufacture-seminars.ru/clause/clause/71205/2021/.
Представляется, что игры, игрушки и игровые сооружения для детей, помимо соблюдения критериев безопасности для здоровья ребенка, в первую очередь должны соответствовать принятым в обществе нормам и духовно-нравственным ценностям и проверяться на социальную и психологическую безопасность: в игрушке не должно быть явных признаков, провоцирующих ребенка на агрессию и жестокость или вызывающих страх и тревогу; не должно быть грубого натурализма, в т.ч. сексуального контекста, выходящего за рамки возрастной компетенции ребенка; игрушка не должна унижать человеческое достоинство или оскорблять религиозные чувства, вызывать негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам людей; игрушка не должна вызывать психологической зависимости в ущерб полноценному развитию ребенка <35>. -------------------------------- <35> Казунина И.И. Из выступления на конгрессе производителей детских товаров в рамках международной специализированной выставки товаров для детей "ИГРУШКА-2007" // http://www.vdm.ru/expertiza.
Критерии экспертизы игр, игрушек и игровых сооружений для детей должны варьироваться в зависимости от возраста детей, для которых то или иное изделие предназначено. Игрушки можно классифицировать по разным признакам, например: 1) по возрастному назначению: - для новорожденных (от 0 до 3 месяцев); - для младенцев 4 - 5 - 12 месяцев; - для детей 1 - 2 лет и т.д.; 2) по материалу изготовления: - деревянные; - пластмассовые; - резиновые; - меховые и т.п.; 3) по воспитательному назначению: - сенсорные (до года в основном звуковые - погремушки, пищалки, музыкальные игрушки, зрительные - калейдоскоп); - двигательные (мобиль, мяч, юла, заводные игрушки); - образные (изображения животных, куклы, солдатики, машинки); - общественно-бытовые и производственно-технические (игрушечные инструменты, например совок и ведерко, оружие); - конструктивные (различные конструкторы и сборные игрушки) <36>. -------------------------------- <36> Классификация, экспертиза и сертификация игрушек // http://www.manufacture-seminars.ru/clause/clause/71205/2021/.
В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий необходимо в кратчайший срок определить порядок проведения экспертизы (социальной, психологической, педагогической, санитарной) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей. Так, НИИ при Генпрокуратуре РФ и эксперты в составе межведомственной рабочей группы предложили разработать механизм действия ч. 3 комментируемой статьи, установив в соответствующем специальном или общем законодательном акте: - порядок и основания назначения и проведения специальной экспертизы игр, игрушек и игровых сооружений для детей, виды такой экспертизы, критерии отнесения игр и игрушек к категории опасных для жизни, здоровья и нормального развития детей; - научно обоснованную возрастную классификацию игр, игрушек и игровых сооружений, рекомендуемую для детей различных возрастных групп; - последствия (вплоть до лишения лицензий и привлечения виновных к мерам юридической ответственности) незаконного производства, импорта и реализации на территории России игр, игрушек и игровых сооружений для детей без получения экспертного заключения либо при получении отрицательного экспертного заключения. Кроме того, необходимо установить в законодательстве о лицензировании, административном и уголовном законодательстве юридическую ответственность за нарушение установленного порядка обязательной экспертизы игр, игрушек и игровых сооружений <37>. -------------------------------- <37> Проект рекомендаций по созданию нормативно-правовой базы психолого-педагогической оценки игровой продукции для дошкольных образовательных учреждений // http://www.zaoisc.ru/metod/obespech/proekt-rekomend.doc.
4. Безусловно, комментируемая статья требует значительной доработки со стороны законодателя. Изменения, внесенные в нее в 2009 г., пока недостаточны. В марте 2009 г. был внесен на рассмотрение Государственной Думы, но не принят законопроект "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию". В законопроекте предусматривалось, что с 6 лет дети могут смотреть передачи о различных заболеваниях человека, несчастных случаях и катастрофах, но "без демонстрации последствий, которые могут вызвать у них страх и панику". С 12 лет предложено допускать показ насилия, но "с обязательным выражением сострадания к жертвам". Предложено не исключать употребление бранных слов, которые оправданы сюжетом, а детям с 16 лет дозволять смотреть любовные сцены, которые не носит сексуального характера. Кроме того, законопроектом вводятся такие понятия, как "информационная безопасность детей", "маркировка информационной продукции", установлено шесть возрастных категорий доступа к информационной продукции: "универсальная", "до 6 лет", "с 6 лет", "с 12 лет", "с 16 лет" и "с 18 лет". Знак возрастной категории предложено наносить на первую страницу либо титульный лист печатного издания, а также маркировать и телепрограммы (особый знак должен появляться в начале каждой передачи и "висеть" не менее трех минут с начала показа) <38>. -------------------------------- <38> Новикова В. Возможна ли информационная безопасность детей? // http://www.newsland.ru/News/Detail/id/365640/cat/42/.
Статья 14.1. Меры по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей
Комментарий к статье 14.1
1. Комментируемая статья введена в действие Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", и практика ее применения окончательно еще не сложилась. Между тем специфика применения комментируемой статьи заключается в том, что разработка и применение механизма содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей в большей части ложатся на власти субъектов РФ и имеют свои особенности в каждом из регионов. В том, чтобы обеспечить физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие детей, задействованы: - родители или лица, их заменяющие; - органы местного самоуправления; - органы законодательной и исполнительной власти субъекта РФ; - органы законодательной и исполнительной власти РФ; - юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые заняты реализацией алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других подобных местах; - юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие торговлю в общественных местах, услуги в области пользования сетью Интернет, услуги в области развлечений, досуга; - лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию детей, содействию их социальной адаптации, социальной реабилитации и подобные мероприятия с участием детей, например центры реабилитации, дома-интернаты; - органы внутренних дел; - специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (для детей, обнаруженных без присмотра, в случае, указанном в абз. 4 ч. 3 комментируемой статьи). Порядок взаимодействия указанных выше органов и лиц определяется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. 2. В субъектах РФ принимаются законы, устанавливающие меры по недопущению нахождения детей на объектах, предназначенных для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, а также в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию. Нахождение детей в перечисленных заведениях запрещено вне зависимости от времени суток. В подобные заведения дети не должны допускаться даже в сопровождении взрослых. Такие меры призваны защитить ребенка от причинения вреда здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному его развитию. В частности, в случае присутствия ребенка в пивном баре у него может сложиться впечатление, что распитие пива является веселым и полезным занятием, в результате чего возникнет соблазн самому попробовать пиво и спиртные напитки. Места, нахождение в которых детей в соответствии с п. 3 комментируемой статьи не допускается, на территории соответствующего муниципального образования определяются органами местного самоуправления (например, главой соответствующего муниципального образования). 3. Если в субъекте РФ принят соответствующий закон, то ребенку до 18 лет не разрешается находиться в ночное время в общественных местах без родителей. В ст. 1 комментируемого Закона ночное время определено как время с 22 до 6 часов местного времени. На региональном уровне ночное время, когда несовершеннолетние не должны находиться в общественных местах без сопровождения взрослых, может быть подкорректировано, в т.ч. из-за особенностей часовых поясов, местных климатических условий и с учетом сезона. Так, в ст. 25.2 Закона Кемеровской области от 17 января 2005 г. N 11-ОЗ "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области" содержится запрет на пребывание детей в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, "в период с 1 мая по 31 августа - с 23 часов до 6 часов, с 1 сентября по 30 апреля - с 22 часов до 6 часов: в общественных местах - до достижения возраста 16 лет; на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, - до достижения возраста 18 лет". В Краснодарском крае дети до 14 лет не имеют права появляться на улице без взрослых после 21 часа, до 17 лет - после 22 часов. Малолетним, не достигшим семилетнего возраста, вообще не разрешается находиться на улице без взрослых в любое время суток <39>. -------------------------------- <39> Каковы перспективы введения в Мордовии комендантского часа для детей? // http://kulyat.info/news/729-gulyat-nelzya-nakazyvat.html.
Для того чтобы избежать двусмысленного толкования статьи, законодатель ввел понятие общественных мест. К ним относятся улицы, стадионы, парки, скверы, транспортные средства общего пользования, объекты (территории, помещения) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к сети Интернет, а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организации или пункты), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и иные. Общественными местами считаются общественные дискотеки, кафе, рестораны, бары и другие увеселительные заведения, в некоторые из которых вход для детей, не достигших 18 лет, вообще запрещен, даже в сопровождении взрослых (см. абз. 1 ч. 3 статьи). Не являются общественными местами помещения для постоянного или временного проживания лиц, например квартиры, гостиницы, огороженные дворы частных домов. Ребенок имеет право на пребывание в общественных местах в ночное время после 22 часов только при условии его сопровождения родителями (опекунами или попечителями), родственниками (старшими братьями или сестрами, бабушкой, тетей, дедушкой, дядей и др.), знакомыми или другими взрослыми, которым родитель такого ребенка (опекун или попечитель) доверил сопровождать своего ребенка. Чтобы доверить своего ребенка знакомому лицу или родственнику, достаточно лишь устной договоренности родителей с лицами, их заменяющими. За детей, находящихся на полном государственном обеспечении, ответственными являются администрации соответствующих детских учреждений. Мероприятия с участием детей могут проводиться в детских лагерях, на слетах за городом или в туристических базах, куда родители отправляют своих детей, скажем, на несколько дней или недель, по договоренности с родителями. Ответственными за детей в таких случаях являются воспитатели, вожатые или работники администрации организации или учреждения, организующих временное пребывание детей. Договоренность о временной передаче детей на время таких мероприятий между родителями и организацией оформляется в виде письменного договора или расписки. Детям запрещается находиться в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в транспортных средствах общего пользования, в т.ч. в поездах, электричках, автобусах, маршрутных такси. Если маршруты следования транспортных средств проходят по территориям двух и более субъектов РФ, то меры по предупреждению и недопущению нахождения детей осуществляются с учетом соглашений, заключаемых между субъектами РФ о порядке применения этих мер. Конкретные перечни мест, где запрещено пребывание детей в ночное время без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, определяются специально созданными экспертными комиссиями. Экспертные комиссии формируются и действуют в порядке, установленном законами субъектов РФ. В частности, ст. 25.4 Закона Кемеровской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области" установлен следующий порядок формирования и деятельности такой экспертной комиссии. В Кемеровской области областная экспертная комиссия действует в составе 8 - 10 человек, в т.ч. председателя комиссии, ответственного секретаря, членов комиссии, каждый из которых является специалистом, имеющим профессиональный опыт работы с несовершеннолетними. Также с учетом направлений деятельности в состав комиссии вправе входить по согласованию представители государственных органов Кемеровской области, территориальных органов исполнительной власти, входящих в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области, представители иных государственных органов и учреждений, а также зарегистрированных различных общественных организаций (объединений), занимающихся решением проблем несовершеннолетних и их семей. Персональный состав комиссии определяется положением об областной экспертной комиссии, утверждаемым коллегией администрации Кемеровской области. Комиссия действует на постоянной основе и проводит свои заседания по мере поступления предложений об определении мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей. Законы о запрещении пребывания детей на улице в ночное время введены во многих областях, в т.ч. в Белгородской, Свердловской, Липецкой областях, в Краснодарском крае. Введенные запреты позволили обеспечить снижение преступности как среди несовершеннолетних, так и в отношении самих детей. Например, со времени принятия соответствующего закона в Липецкой области количество преступлений, совершенных подростками до 18 лет, снизилось почти на 12 процентов <40>. -------------------------------- <40> Прокуратура Архангельской области // http://www.arhoblprok.atnet.ru/ru/news/show.asp?year=2009&id=271.
4. На региональном уровне устанавливается порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абз. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, в нарушение установленных требований, а также порядок доставления такого ребенка его родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, либо в случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка. В случае обнаружения ребенка в неположенном месте или в неположенное время без сопровождения взрослых составляется соответствующий документ. Как правило, передача ребенка сопровождается составлением и подписанием акта о передаче ребенка. В случае обнаружения ребенка в местах, указанных в абз. 2 и 3 ч. 3 комментируемой статьи, представители уполномоченных органов доставляют ребенка родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, с составлением акта о передаче ребенка и незамедлительно уведомляют об этом органы внутренних дел. В случае отсутствия указанных лиц, невозможности установления их местонахождения или иных препятствующих незамедлительному доставлению ребенка указанным лицам обстоятельств представители уполномоченных органов доставляют ребенка в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по месту обнаружения ребенка с составлением акта о передаче ребенка и незамедлительно уведомляют об этом органы внутренних дел. 5. Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ", которым введена в действие комментируемая статья, предоставляет субъектам РФ ряд дополнительных правомочий, которые позволяют им на практике реализовывать нормы комментируемой статьи, в том числе: - определять места, нахождение в которых может причинить вред детям, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения; - сокращать ночное время, в течение которого не допускается нахождение детей без сопровождения; - снижать возраст детей, до достижения которого не допускается их нахождение в ночное время в установленных общественных местах без сопровождения, но не более чем на два года. За несоблюдение требований, установленных комментируемой статьей, субъекты РФ могут устанавливать и накладывать на родителей (лиц, их заменяющих), а также юридических лиц или предпринимателей административные наказания. Например, в Краснодарском крае за нарушение детьми комендантского часа их родители штрафуются в первый раз на сумму 500 рублей, а в случае повторного нарушения - до 1000 рублей <41>. -------------------------------- <41> Шевченко Д. Поможет ли в борьбе с подростковой преступностью введение комендантского часа для несовершеннолетних. Российская газета - Кубань-Кавказ. N 4677. 5 июня 2008 г. // http://www.rg.ru/2008/06/05/reg-kuban/komendantskiyhas.html.
Таким образом, можно сказать, что комментируемая статья носит рамочный характер и никаких прямых ограничений не вводит. Она лишь предоставляет субъектам РФ право вводить запреты самостоятельно, в частности с учетом местных традиций и особенностей определять время и возраст лиц, подпадающих под действие Закона.
Статья 15. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
Комментарий к статье 15
1. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется различными способами. Понятие "дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации" содержится в ст. 1. Обязанности государственных органов власти в отношении защиты детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, распределяются в зависимости от того, находится ли ребенок на полном государственном обеспечении в федеральном государственном образовательном учреждении или нет.
|
|||
|